Теоретические основы и методика музыкального воспитания

Формирование содержательных обобщений как процесс совершенствования профессиональной подготовки музыкальных руководителей дошкольных учреждений

Содержание образования и обучения – наиболее важный компонент процесса подготовки специалистов. Насколько бы разнообразными и эффективными ни были формы, методы и средства обучения, если неправильно определено содержание образования и обучения, то невозможно обеспечить хорошее качество подготовки кадров. Целенаправленное и квалифицированное формирование содержания образования и обучения – залог успешности подготовки кадров.

Содержание музыкального образования в педагогическом колледже – категория заданная, обусловленная целями и потребностями общества, -выражается в требованиях к системе знаний, умений и навыков, к мировоззренческим, гражданским и профессиональным качествам, которые в свернутом виде представлены в квалификационной характеристике специалиста.

Процесс формирования содержания образования и, обучения не до конца отработан. Анализ учебных планов, учебных программ, учебников и учебных пособий свидетельствует о том, что отбор информации в рамках учебного предмета или выбора практических заданий и задач подчас носит случайный характер. Причиной ошибок, связанных с формированием содержания обучения, является эмпирический, недостаточно обоснованный способ отбора учебной информации, состава и содержания практических задач и заданий.

При формировании содержания музыкального профессионального образования возникают противоречия между предметным характером обучения и целостным, интегрированным меж предметным характером

Профессиональной деятельности”: между теоретическим характером обучения и реальной практической профессиональной деятельностью.

Поскольку при формировании содержания образования и обучения в качестве ограничения выступает такой весьма значимый фактор, как время, сам процесс отбора учебной информации в составе практических заданий и задач весьма сложен.

Наиболее важными проблемами формирования содержания образования и обучения, на наш взгляд, являются следующие:

1. Установление необходимых и достаточных знаний для осуществления профессиональной деятельности. Таким образцом на сегодняшний день является “Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования”. В данном документе излагаются государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по специальности – музыкальное образование. В образовательных стандартах логично расположен материал содержания: общая характеристика специальности; требования к уровню подготовки лиц, успешно завершивших обучение по программе специальности музыкальное образование; обязательный минимум содержания профессиональной образовательной программы по специальности музыкальное образование (197, С. 17).

2. Фундаментализация и профессионализация образования. В условиях современного развития образования практические знания имеют особенность устаревать. Из большого объема информации требуется отобрать наиболее значимую, формируя, таким образом, систему знаний и способов музыкальной деятельности студентов, чтобы они могли рационально использовать их в различных ситуациях.

Фундаментализация содержания обучения означает такой отбор наиболее значимого и наиболее не изменяющегося содержания, которым можно руководствоваться в практической деятельности. Речь идет о знании основных принципов, закономерностей, которые позволяют правильно оценить возможность применения вновь приобретенных знаний. Фундаментализация знаний – это не превалирование общеобразовательных или общепрофессиональных дисциплин. Фундаментализация музыкального образования в значительной мере относится к дисциплинам предметного блока (197, С. 14 – 15).

Принцип фундаментализации образования тесно связан с принципом профессионализации, то есть направленности каждого учебного предмета на профессиональную деятельность специалиста музыкального руководителя дошкольных учреждений. Практически это может выразиться в изменении удельного веса того или иного материала в изучаемом курсе, в более детальной проработке вопросов, связанных с профессиональной деятельностью, во включение дополнительных вопросов для изучения, конкретизирующих содержание учебной информации применительно к профессии музыкального руководителя дошкольных учреждений, в отборе соответствующих практических заданий и задач.

Теория и практика музыкального воспитания

Умение доносить до детей музыкальные произведения, приобщать к ним, воздействовать на их мысли и чувства, – ответственная задача.

Процесс музыкального воспитания должен находиться под руководством педагога, профессионально подготовленного и творческого в своих педагогических изысканиях, владеющего музыкальным искусством и любящего своих воспитанников.

В теории и практике музыкального воспитания детей идет постоянное обобщение опыта передовых педагогов, что способствует постоянному совершенствованию данного направления образования. Музыкальному руководителю необходимо повышать свой теоретический и профессиональный практический уровень и педагогическое мастерство.

Ребенок будет успешно осваивать разнообразные типы музыкальной деятельности, если учитывать его индивидуальные особенности и возрастные возможности.

Музыкальное развитие является результатом формирования ребенка в процессе активной музыкальной деятельности. Определенное значение имеют и индивидуальным особенностям каждого ребенка.

Развитие протекает в различных областях:

  • эмоции начинаются импульсивным откликом на элементарные музыкальные явления и идут до более выраженных и разнообразных реакций;
  • ощущение, восприятие и слух – начинаются отдельными различиями музыкальных звуков до целостного, осознанного и активного восприятия музыки, до дифференцирования высоты звука, тембра, ритма и динамики;
  • проявление отношений – от неустойчивого увлечения до более устойчивых интересов, потребностей, первых проявлений музыкального вкуса;
  • исполнительская деятельность – от действий по показу и подражанию до самостоятельных выразительных и творческих проявлений в пении и музыкально-ритмическом движении.

Музыкальное воспитание и развитие предполагает правильную организацию и целенаправленность обучения.

Обучение музыке – это воспитывающая деятельность, в ходе которой педагог помогает в накоплении музыкального опыта, приобретении элементарных сведений, ребенок же должен все это активно усваивать.

В целом воспитание и обучение должны идти впереди развития и вести его за собой. Музыкальное развитие обуславливает процесс воспитания и обучения. Уровень развития определен поведением детей на занятиях музыкой, творческими проявлениями в самостоятельной деятельности. Очень важен в процессе музыкального воспитания учет особенностей и интересов каждого ребенка.

Нельзя забывать об индивидуально-дифференцированном подходе, помогающем в осуществлении контроля за индивидуальным развитием детей, нужно отмечать сдвиги, произошедшие в их воспитании и развитии.

В коллективной игре педагог может предусмотреть индивидуальные задания разной степени сложности, что делает их для детей привлекательнее, и не будет ущемлять их интересы.

Материал программы воспитания в детском саду распределен по видам деятельности – игровая, трудовая и пр., и соответствует возрастным группам воспитанников – раннее детство, младшая группа, средняя, старшая и подготовительная группа.

Методы музыкального воспитания могут быть определены в качестве действий педагога, направленных на общее музыкально-эстетическое развитие детей. Оно выстраивается на базе активного взаимодействия взрослого с детьми. Методы направлены на воспитание эстетического отношения к музыке, эмоционального отклика, музыкальной восприимчивости, оценочного отношения к выразительному исполнению.

Влияние музыки на детей. Польза музыки

Психологи считают, что малыш, находящийся в утробе матери уже слышит звуки. Самые четкие и дорогие для него-это голос мамы и её сердцебиение. Еще до рождения карапуза можно начинать заниматься музыкальным развитием: петь песни и слушать правильную музыку.

Многие мамы, находясь в положении, могут заметить, что их малыши в животике могут по-разному реагировать на ту или иную мелодию: кто-то чувствует активное шевеление, кто-то наоборот чувствует, что кроха успокоился. Музыка до рождения способствует развитию различных эмоций. Специалисты отмечают, что дети, которым мамы включали преимущественно классические произведения, осваивают различные навыки значительно лучше.

Когда малыш появляется на свет, он положительно реагирует на знакомые звуки, чувствуя себя в безопасности. Рекомендуется включать малышам спокойную и негромкую музыку как можно чаще.

Некоторые родители ошибочно полагают, что музыкальное развитие детей не имеет никакой пользы для ребёнка. Однако, музыка является важным пунктом в воспитании детей дошкольного возраста. Она благоприятно влияет на психическое и физическое развитие малыша, на его речь, нервную систему.

Польза музыки:

  • Музыка оказывает положительное влияние на творческие способности малыша. Она помогает развивать фантазию и воображение. Сначала различные мелодии способны вызвать у крохи определённые эмоции, затем малыш может представлять себе образы, а после и изображать на бумаге свои личные ассоциации от прослушанной музыки.

  • Музыкальное развитие детей  не обходится без прослушивания классической музыки. Ее полезно слушать всем и в любом возрасте. Классика развивает эстетический вкус, музыкальный слух и чувство ритма.
  • Прослушивание звуков природы (шелест листьев, пение птиц, звук дождя и тому подобное) успокаивают и убаюкивают малыша.
  • Детям, с которыми занимались музыкальным развитием, легче изучать точные науки и иностранные языки.
  • Благодаря музыкальному развитию дети становятся более общительными и легче находят общий язык с другими людьми. Если ребенок учится играть на музыкальном инструменте, то такие занятия учат трудолюбию и терпению, воспитывается сила воли.
  • Музыка помогает привить любовь ребенка к доброму и прекрасному, расширяет кругозор и развивает интеллект.

Методы музыкального самовоспитания

Самовоспитание является целенаправленной самостоятельной работой над тем, чтобы усовершенствовать свои личностные качества. Осуществляется оно в различных сферах и приобретает характер самообразования. Методы музыкального самовоспитания разделились на несколько групп:

Самопознание является процессом определения музыкальных свойств и их сравнение с требованиями, выдвинутыми при определенном уровне музыкальной образованности. Это сравнительное наблюдение, сравнение с музыкантами уровня выше твоего, которому предшествует самоанализ.

Самовоздержание – ограничение и недопущение личности совершения нежелательных поступков – самовнушение, самозапрет, самонаказание, самоотказ.

Самопринуждение – совершенствование своих качеств за пределы выдвигаемых требований, например, обязательное участие/посещение музыкальных мероприятий.

Эвристические и творческие методы – образцовое выполнение задач, сопровождаемое собственным творческим отношением. Другими словами это стремление вложить в музыкальное произведение свое неповторимое звучание.

Методы стимулирования практической музыкальной деятельности

В музыкальном воспитании стимул является специально организованным влиянием на мотивацию, сознание, волю и чувства личности, которое имеет цель повысить музыкально-творческую активность личности. Стимулирование это побуждение, этот процесс является движущей силой воспитания. Основными методами этой группы являются:

Педагогическое требование – требования индивидуального характера, которые зависят от особенностей личности. Прямое требование педагог выдвигает декларативно, оно относится ко всем и должно выполняться без возражений. Косвенное требование состоит из прямого и оценочного или рекомендательного отношения преподавателя, например, требование-намек, требование-совет.

Соревнования – метод стимулирования, который очень эффективен на начальной стадии формирования музыкальных качеств. Его реализуют при участии ученика в конкурсах, концертах, показательных выступлениях и т.д., где он может продемонстрировать свои достижения и сравнить их с другими.

Наказание – моральное влияние на личность, которое помогает скорректировать поведение личности. Оно влечет за собой стыд за невыполнение требований, совершенные проступки, вызывает неприятные переживания. Применяя метод наказания нужно быть крайне объективным, учитывать особенности каждого ученика. В музыкальном воспитании наказанием может быть претензия, замечание, отрицательная оценка деятельности.

Поощрение – это материальное или моральное влияние на учеников, положительно характеризующее их деятельность, побуждающее к совершенствованию своих достижений в дальнейшем. Моральное поощрение это одобрение определенного поступка или достижения, награда дипломом или грамотой, размещение на доске почета. Материальное поощрение – ценные призы и материальные вознаграждения.

Основные требования к применению методов данной группы – их применение в комплексе. К примеру, нецелесообразно воспитательный процесс строить лишь на соревнованиях или педагогических требованиях. С одной стороны это может притупить творческий подход личности к занятиям музыкой, а с другой – создать нездоровый сопернический дух, который может привести к отрицательным взаимоотношениям в коллективе, и будет способствовать развитию отрицательных амбициозных качеств у будущего музыканта.

Требования к должности «музыкальный руководитель»

Должность музыкального руководителя (2) отнесена к профессиональной квалификационной группе должностей педагогических работников и к первому квалификационному уровню. Должность музыкального руководителя в штатном расписании дошкольного образовательного учреждения предусматривается из расчета 0,25 ед. на каждую группу детей в возрасте свыше 1,5 лет наполняемостью 15–20 чел. (3) Норматив 15 или 20 детей используется при определении количества должностей музыкальных руководителей в ДОУ по группам общеразвивающей направленности в зависимости от возраста детей. В группах компенсирующей и оздоровительной направленности количество должностей музыкальных руководителей определяется с учетом предельной наполняемости групп, которая зависит от категории детей и их возраста (4).

Следует учесть, что ставки заработной платы музыкальных руководителей (5) установлены за 24 ч. педагогической работы в неделю.

(1) Приказ Минздравсоцразвития России от 26.08.2010 № 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих,  раздел “Квалификационные характеристики должностей работников образования”. – Примеч. авт.

(2) В соответствии с приказом Минздравсоцразвития России от 05.05.2008 № 216н «Об утверждении профессиональных квалификационных групп должностей работников образования». – Примеч. авт.

(3) В соответствии с Нормативами по определению численности персонала, занятого обслуживанием дошкольных учреждений (ясли, ясли-сады, детские сады), утв. постановлением Минтруда России от 21.04.1993 № 88. – Примеч. авт.

(4) В соответствии с пп. 33–35 Типового положения о дошкольном образовательном учреждении, утв. постановлением Правительства РФ от 12.09.2008 № 666

Внимание! Данный документ постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 № 300 признан утратившим силу. Приказом Минобрнауки России от 27.10.2011 № 2562 утверждено новое Типовое  положение о дошкольном образовательном учреждении

Подробнее об этом читайте в следующем номере журнала. – Примеч. ред.

3 стр., 1403 слов

Функции классного руководителя

… обучающегося, а также совершение иного аморального поступка классный руководитель может быть освобожден от занимаемой должности в соответствии с трудовым законодательством и Законом РФ «Об … за посещаемостью учебных занятий обучающимися.   Формы работы классного руководителя В соответствии со своими функциями классный руководитель выбирает формы работы с обучающимися: · индивидуальные (беседа, …

(5) В соответствии с Приложением к приказу Минобрнауки России от 24.12.2010 № 2075. – Примеч. авт.

Должностные обязанности

Музыкальный руководитель:

2.1. Осуществляет развитие музыкальных способностей и эмоциональной сферы, творческой деятельности воспитанников. Формирует их эстетический вкус, используя разные виды и формы организации музыкальной деятельности.

2.2. Участвует в разработке образовательной программы образовательного учреждения

2.3. Координирует работу педагогического персонала и родителей (лиц, их заменяющих) по вопросам музыкального воспитания детей, определяет направления их участия в развитии музыкальных способностей с учетом индивидуальных и возрастных особенностей воспитанников, а также их творческих задатков.

2.4. Определяет содержание музыкальных занятий с учетом возраста, подготовленности, индивидуальных и психофизических особенностей воспитанников, используя современные формы, способы обучения, образовательные, музыкальные технологии, достижения мировой и отечественной музыкальной культуры, современные методы оценивания достижений воспитанников.

2.5. Участвует в организации и проведении массовых мероприятий с воспитанниками в рамках образовательной программы образовательного учреждения (музыкальных вечеров, развлечений, пения, хороводов, танцев, представлений кукольного и теневого театра и иных мероприятий), спортивных мероприятий с воспитанниками, обеспечивает их музыкальное сопровождение.

2.6. Консультирует родителей (лиц, их заменяющих) и воспитателей по вопросам подготовки воспитанников к участию в массовых, праздничных мероприятиях.

2.7. Обеспечивает охрану жизни и здоровья воспитанников во время образовательного процесса.

2.8. Участвует в работе педагогических, методических советов, других формах методической работы, в проведении родительских собраний, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой.

2.9. Выполняет правила охраны труда и пожарной безопасности.

Права

Музыкальный руководитель имеет право:

3.1. Участвовать в управлении образовательным учреждением, защищать свою профессиональную честь и достоинство.

3.2. Свободно выбирать и использовать методики обучения и воспитания, учебные пособия и материалы в соответствии с образовательной программой, утвержденной образовательным учреждением.

3.3. В пределах своей компетенции и в порядке, определенном Уставом ДОУ, присутствовать на занятиях, проводимых другими педагогическими работниками.

3.4. Представлять на рассмотрение заведующего предложения по улучшению деятельности ДОУ.

3.5. Получать от работников ДОУ информацию, необходимую для осуществления своей деятельности.

3.6. Требовать от руководства учреждения оказания содействия в исполнении своих должностных обязанностей.

3.7. На рабочее место, соответствующее требованиям охраны труда, на получение от работодателя достоверной информации об условиях и охране труда на рабочем месте.

3.8. Повышать свою профессиональную квалификацию, проходить аттестацию.

Музыкальные способности детей и их развитие

Музыкальные способности детского возраста чаще всего рассматриваются как самостоятельный компонент одаренности, позволяющий ребенку эффективно развивать в себе музыкальные навыки и осуществлять соответствующую деятельность. Кроме того, музыкальность позволяет адекватно воспринимать и переживать произведение, распознавать ее и т.д.


Чувство ритма развивается на музыкальных занятиях

Также, музыкальные способности включают в себя три базовых компонента:

  1. Ладовое чувство – умение распознавать ладовые функции отдельных звуков.
  2. Слуховое представление мелодии.
  3. Чувство ритма. Способность в движении переживать воспроизводимую музыку.

Немаловажную роль теория и методика музыкального развития и воспитания детей отводит

  • Способность к эмоциональному отклику на музыку.
  • Музыкальная память.
  • Музыкальное мышление.
  • Способность различать мелодический, гармонический, тембровый компонент музыки.

Таким образом, музыкальные способности позволяют ребенку не только создавать развивать навыки игры на том или ином музыкальном инструменте, но также переживать музыкальные произведения и создавать собственные.


Музыкальные способности – определение

От чего зависят музыкальные способности детского возраста и что необходимо делать для того, чтобы развивать?

Для начала рассмотрим, как именно музыкальность может дать знать о себе в самом раннем возрасте. Ребенок, отличающийся этим качеством:

  • Демонстрирует музыкальную впечатлительность, эмоционально реагируя на звучащие произведения
  • Пытается сосредоточиться под музыку или совершать под нее определенные движения
  • Испытывает потребность в музыке
  • Имеет определенные музыкальные предпочтения (это может касаться тех или иных жанров, стилей, действий и т.д. и детского вкуса в целом)


Музыкальная одаренность – определение

С чего следует начать? Попробуем проследить основные линии музыкального развития ребенка от рождения примерно до семи лет.

Примерно до года ребенок только учится воспринимать музыкальные произведения на слух. Уже в полгода он активно реагирует на звук, старается определить его источник, распознает такие его характеристики, как громкость, интонация и т.д. У него начинает наблюдаться комплекс оживление или, напротив, он успокаивается под музыку, а иногда засыпает.

На втором году ребенок уже очень живо реагирует на музыку, улавливая ее настроение и эмоциональный окрас. У него начинают прослеживаться двигательные реакции на музыку: движения в такт и т.д.


Прослушивание музыки можно начинать с года

В три года лучше всего начать развитие у ребенка как общих, так и специальных способностей. Для этого его нужно вовлекать не только в прослушивание, но и исполнение музыки для того, чтобы он мог запоминать простейшие ритмы, мелодии.

В четыре года нужно позаботиться о том, чтобы в памяти ребенка уже был определенный багаж музыкальных образов. Желательно, чтобы он уже умел различать на слух различные музыкальные инструменты, сопоставлять мелодии по таким параметрам, как громкость, скорость и т.д.

К пятому году ребенок уже хорошо понимает характер музыки и ее эмоциональный окрас. Его мелкая моторика развития уже достаточно хорошо для того, чтобы ребенок уже мог позволить себе игру на простейших музыкальных инструментах. А голос приобретает необходимую подвижность для звукоподражания и пения.


Развитие способностей на музыкальных занятиях

К семи годам ребенок уже может самостоятельно охарактеризовать музыкальное произведение, указывая его ключевые отличительные признаки. Он воспринимает произведение целостно, используя достаточно развитый художественный вкус.

Дошкольное музыкальное воспитание: задачи и закономерности

К огромному сожалению, в некоторых семьях почему-то принято считать, что музыкальное воспитание – целенаправленное взращивание музыканта. Поэтому в доме, где растет малыш далеко не всегда обеспокоены тем, будет иметь ребенок музыкальное воспитание или нет, рассуждая примерно так: «Придет время, сам/сама разберется: какова музыка хорошая, а какова – нет», а пока что мы послушаем что-то лёгонькое, чтобы лишний раз не перегружаться. Это самое распространенное заблуждение вместо воспитания использовать музыку, как временное легкое развлечение.

Музыкальное воспитание – отнюдь не воспитание классического музыканта. Это в первую очередь воспитание восприимчивого к красоте, духовно развитого человека.

Задачи музыкального воспитания в том, чтобы:

  1. яркими впечатлениями, что дарит музыка, сделать духовный мир ребенка богаче;
  2. пополнить опыт эстетического восприятия ребенка;
  3. вызвать живой интерес к музыке;
  4. передать по эстафете традиции своей семьи, народа, культуры;
  5. помочь ребёнку получить представление о музыкальной культуре, познать ее основы;
  6. развить творческие задатки малыша;
  7. поспособствовать с помощью музыки общему – комплексному развитию ребенка;
  8. психологически-эмоционально раскрепостить ребенка.

Для всего этого совершенно не нужны специализированные музыкальные занятия. Чтобы научиться любить хорошую, «вкусную» музыку, ребенку нужно дать возможность слушать разнообразные музыкальные произведения разных:

  • эпох;
  • интонаций и настроений;
  • направлений и стилей.

Приучить к звучанию разных мелодий. Эмоциональная сила музыки, воздействие её на настроение колоссальны. Простейший пример тому – колыбельная, которую поет мама, убаюкивая ребенка. Малыш, слыша её, успокаивается, сладко зевает и засыпает, улыбаясь во сне.

Кроме эмоций, музыка воспитывает вкусы, формирует чувства:

  • ритма;
  • ладовое (восприятие окраски; комплекса, составляющего звук);
  • музыкально-слуховые (умение или способность воспроизводить – напевать, наиграть, подбирать услышанную мелодию).

Другими словами, выявляет творческие способности. У детей они проявляются совершенно по-разному и в разном возрасте. Одни лишь к пяти-шести годам откликаются на мелодию. Другие воспринимают мелодию в виде картинок. Третьи ощущает её волны в виде цветовой гаммы. Четвертые сразу же пускаются в пляски (соответствующие возрасту). И практически каждый малыш тревожно хмурит брови и кривит губки, когда впервые слышит агрессивную музыку, похоронный марш. Интуитивное восприятие звукового насыщения заложено у ребенка на уровне рефлексов. Не зарывайте этот мощный источник – дайте ребенку право выбора. Даже если лично вы предпочитаете только тяжелый рок, классический или блатной шансон.

И, конечно же, неотъемлемая часть музыкального воспитания – классическая музыка. Она бывает не только сложной – замудренно взрослой, но и детской. Например, «Петя и волк» Прокофьева, с понятным и волнующе-интересным голосовым сопровождением. Красочные «Времена года» Чайковского, будоражащие воображение, или его «Детский альбом», рисующий яркие картинки…

К современной классике можно отнести «Пластилиновую ворону» — дуэт Успенского и Шаинского – ключик к нестандартному (креативному) мышлению. Песенку «Всем на свете нужен дом» — тандем Ефремова и Сефа, — побуждающую детей к трудовым свершениям. «От улыбки» — союз Пляцковского и Шаинского, раскрывающую тайну хороших отношений…

Научить воспринимать, а не отторгать и отрицать разную музыку, настоящую красоту – прямая задача родителей маленьких дошкольников.

Методы музыкального воспитания дошколят

Как и любой другой воспитательный процесс, музыкальное воспитание будет с интересом восприниматься ребенком, если проводить его в ненавязчивой игровой форме. Через игру детишки учатся разбираться в музыке, любить и ценить её. Вот только нужно подобрать:

  • музыкальную подборку, соответствующую возрасту малыша, чтобы он смог её воспринимать без труда и дискомфорта;
  • музыку, что отображает эмоциональный настрой ребенка;

Кроме того, подобрать и красочно оформить дидактические пособия, игры, привлекающие детское внимание. Лучшими дидактическими играми можно назвать:. Лучшими дидактическими играми можно назвать:

Лучшими дидактическими играми можно назвать:

  • пение (сначала мама или папа поют для ребенка, потом вместе с малышом, затем подпевая друг дружке, дружно подхватывая куплет или помогая вспомнить припев. Еще интересней петь в два голоса – ребенок учиться подбирать правильную тональность, голос, даже интонацию. У него появляется понимание «совместное пение». Кроме того, улучшается артикуляция, активизируется дикция, улучшается память.);
  • инсценировка песни, музыкального произведения (во время прослушивания «Львенка и Черепахи», например, предлагаем ребенку изобразить понравившегося героя. Детишки, с огромным удовольствием включаясь в игру, воодушевленно раскрывают свой творческий потенциал. Воображение, пластика, мимика – все включено в процесс раскрытия характера героя. Ребенок самопроизвольно анализирует поведение героя, и, импровизируя, показывает то, что сумел понять. Умение доступно передавать настроение и характер – прекрасный коммуникативный опыт дошколенка, что обязательно пригодится ему в будущем.);
  • прослушивание музыки (музыкальное произведение можно пустить фоном во время игры, лепки из пластилина, засыпания или пробуждения. Главное – выбрать правильную интонацию произведения. Рисования и лепка или собирании мозаики предпочитает эмоционально насыщенную палитру звуков. Скажем, «Танец феи Драже» или «Вальс цветов». Время сна отлично сопровождает «Лунная соната», «Музыкальная табакерка». Пробуждение – «Этюд № 21 соль-бемоль мажор». Детишки грустят и веселятся вместе с музыкой, рисуют воздушные замки в своем воображении и смелых героев-спасителей. Очень уместно, если родители под яркий музыкальный фон прочитают какой-то выразительный стишок, предложат ребенку контрастные иллюстрации или же попросят изобразить то, что навевают музыкальные звуки. Все это – развитие творческих ноток ребенка, умение проецировать услышанное в реальность, сопоставлять звук и материальный мир.);
  • ритмические игры и движения (та же игра со стульчиками или «Море волнуется» обостряет не только реакцию малыша, но и чувство ритма. А игра в музыкального героя «изобрази, кого и как ты видишь или слышишь в этом музыкальном произведении» обогащает и воображение, и пластику, образно-ассоциативное мышление. Она способна раскрепостить даже самого зажатого малыша, стесняющегося своих неуверенно-неуклюжих движений.)
  • угадывание музыкального настроения (вверх поднимаются звуки или опускаются вниз, грустная музыка или веселая – мажор-минор. Ритмичная или медленная, здесь будет уместно вводить понятия «стаккато», «легато», «портаменто» — азы музыкальных штрихов);
  • игра на разнообразных музыкальных инструментах (отбивание или повторение ритма на барабане, бубне, ложках, маракасах, ксилофоне, трещотках, мелофоне, дудке – развивает не только музыкально-слуховое восприятие, но и моторику пальчиков, координацию движений. Ребенок учится слушать и слышать музыку, воспроизводя её ритм.);
  • разучивание новых песен – вместе, дружно, подражая или импровизируя, переиначивая на свой лад.

Дидактические игры музыкальной направленности – самый действенный метод музыкального воспитания — не оставляет ни одного ребенка равнодушным. Детишки с интересом включаются в них – настоящая музыка, повышая культурную, духовную, эстетическую грамотность малыша, побуждает к действию, оттачивает его характер, вкус. Развивает способности детишек и вместе с тем сближает их с родителями. Не теряйте возможность сделать из своего маленького самородка ограненный алмаз.

Особенности музыкального развития ребенка

Какую информацию содержит теория детского музыкального развития и воспитания. В процессе активного взаимодействия ребенка с музыкой происходит его соответствующее воспитание и развитие.

Музыкальная культура – определение

Оно осуществляется в следующих направлениях:

  1. Эмоциональное развитие – способность активно откликаться на музыкальное произведение, реагируя на его смысловое содержание, посыл, передаваемый слушателю.
  2. Развитие детского ощущения и восприятия – оттачивание навыка воспринимать не только отдельно взятые звуки в произведении, но и его целостную структуру. Способность различать звуки по тембральной окраске, динамике, ритму и темпу.
  3. В области отношений – выявление преобладающих сфер интересов, потребности в музыкальном воспитании дошкольников.
  4. В области самостоятельных действий – способность к самостоятельному исполнению музыкальных произведений, активному взаимодействию с музыкой.

Что же необходимо для правильного восприятия музыки и выработки у ребенка художественного вкуса?

Порядок работы музыкального руководителя

Планирование музыкальных занятий в каждой группе должно осуществляться совместно с воспитателями и регулироваться графиком (расписанием), утверждаемым руководителем ДОУ.

Исходя из опыта работы ряда ДОУ, можно предложить следующий порядок работы музыкальных руководителей. Музыкальные занятия проводятся, как правило, два раза в неделю в утренние часы в каждой группе.  Длительность занятия составляет 15–25 мин. Помимо этого, музыкальные руководители ведут предварительную подготовительную работу: посещают группу, устанавливают контакт с воспитанниками, проверяют готовность помещения к занятию, правильность расстановки мебели, подбирают пособия. На такую работу и на каждое из двух занятий отводится по 1 ч 20 мин. Один раз в неделю во второй половине дня музыкальные руководители организуют в каждой группе музыкальные мероприятия (развлечения, музыкальные игры, пение, хороводы, танцы, представления кукольного и теневого театра и т. п.), на проведение которых отводится также по 1 ч 20 мин.

Кроме того, в обязанности музыкального руководителя входит непосредственная работа с воспитанниками по разучиванию песен, танцев, музыкальных игр; оформление костюмов для музыкальных игр, развлечений и праздников. На такую деятельность отводится 2 ч в неделю (на каждую группу).

Общее время всех мероприятий, проводимых музыкальным руководителем в каждой группе, составляет 6 ч в неделю.

Отпуск музыкального руководителя

Продолжительность ежегодного основного оплачиваемого отпуска музыкальных руководителей (1) составляет 42 календарных дня. Следует отметить, что ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск отдельных педагогических работников ДОУ, в т. ч. музыкальных руководителей, может составлять и 56 календарных дней (2).

Отпуск такой продолжительности может предоставляться музыкальным руководителям: 

  • ДОУ для воспитанников с отклонениями в развитии;
  • ДОУ для детей, нуждающихся в длительном лечении.

Кроме того, музыкальные руководители могут пользоваться удлиненным отпуском (продолжительностью 56 календарных дней) в детских садах комбинированного вида, если они полный рабочий день трудятся в группах компенсирующей, оздоровительной и комбинированной направленности в разном сочетании (3).

Иными словами, для получения ежегодного основного оплачиваемого отпуска продолжительностью 56 календарных дней объем работы музыкальных руководителей в группах с воспитанниками, имеющими отклонения в развитии, или в дошкольных санаторных группах для воспитанников, нуждающихся в длительном лечении, должен составлять 24 ч в неделю.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий