Музыкальное воспитание: цель и задачи

Необходимость эмоциональной культуры

Все родители хотят видеть своих детей успешными. В это определение входит, прежде всего, материальный достаток и карьера. Только вот после многолетних обучающих методик, отличных результатов успеваемости, стремительного роста по карьерной лестнице оказывается, что такая умная девочка совсем не умеет любить, дружить, а крайне перспективный мальчик не понимает, как строить семью, укреплять отношения. Почему часто дети, получившие блестящее образование, совсем не умеют чувствовать, сопереживать, любить? Дело здесь, конечно, не только в музыке. Проблема кроется намного глубже: акцент на рациональное часто не дает развиваться духовности, что пагубно отражается на личности самого человека.

Музыка учит чувствовать прекрасное без объяснения его красоты. Она «работает» на подсознательном уровне, если хотите узнать как, нажмите сюда. Ребенок, который научился слышать сердцем, не нуждается в объяснении прекрасного, он чувствует красоту будничного дня, способен радоваться каплям дождя или восторгаться мощью снежной бури. Он слишком хорошо знаком с эмоциями, поэтому знает, как справится с ними самому и помочь другим. Ведь неслучайно, начиная с самых древних времен, занятия музыкой были включены в обязательную программу обучения. Считалось, что умение играть на инструменте, петь, танцевать – такая же неотъемлемая часть учебной программы, как математика или языки.

Многочисленные исследования доказали, что ежедневное прослушивание классической музыки повышает психологическую устойчивость, интеллект, улучшает восприятие сложной логической информации. Так почему же не использовать такое мощное оружие в деле воспитания всесторонне развитой личности? Ведь у малышей совсем нет знаний и опыта, зато эмоциональный мир огромен и многогранен. Ребенок очень тонко ощущает ложь, искренность, доброту, злобу. Музыка как уникальный вид искусства способна сохранить эту обостренность чувств и у взрослого человека.

Музыкальное воспитание – база, на котором взращивается все эстетические и нравственные начала. Это важная грань в развитии гармоничного и счастливого человека.

Формы организации музыкального воспитания в ДОУ

Музыкальное воспитание в ДОУ реализуется в следующих формах:

Музыкальные занятия. Они являются образовательной музыкальной деятельностью. В ходе проведения музыкальных занятий осуществляется интеллектуальное, нравственное, эстетическое и культурное развитие ребенка. Музыкальные занятия включают в себя разные виды и направления музыкальной деятельности: пение, игра на инструментах, танцы, прослушивание музыки разных жанров, ознакомление с творчеством великих композиторов, освоение музыкальной грамоты.

Самостоятельная музыкальная деятельность дошкольников. Она связана с проявлением детьми своих творческих способностей. Необходимо стимулировать их к этому. Дети применяют свои музыкальные знания и ориентируют их на свои интересы и потребности.
Музыка в повседневной жизнедеятельности. Музыка становится важным компонентом всех видов деятельности ДОУ. Она пронизывает все режимные моменты дня. Например, музыка включается при зарядке детей, она сопровождает игровой процесс. Сбор на прогулку можно сопровождать пением и т.д. Кроме того, в ДОУ устраиваются праздники, которые сопровождаются музыкальным действием.
Музыкальное воспитание в семье

Важно, установить взаимодействия с родителями и сформировать единую направленность музыкального воспитания. Если музыка сопровождает все режимные моменты дошкольника в ДОУ, то дома она должна также сопровождать ребенка

Например, мама может узнать какую музыку воспитатель включает в ходе зарядки и использовать ее. На ночь можно спеть колыбельную и т.д. Важно, чтобы музыка была постоянным компонентом жизнедеятельности ребенка. Эпизодический характер не даст должного воспитательного эффекта.

Предметно-игровая образовательная ситуация

Действия дошкольников направлены на освоение разнообразной предметно-развивающей среды.

Средством для создания предметно-игровой образовательной ситуации являются музыкальные дидактические игры и пособия, которые можно классифицировать на:

  • способствующие воспринимать произведения для слушания;
  • используемые в певческой, танцевальной, музыкально-игровой деятельности;
  • созданные для развития музыкально-сенсорного восприятия детей;
  • побуждающие к певческой, музыкально-ритмической деятельности, игре на детских музыкальных инструментах;
  • побуждающие к песенному, музыкально-игровому, танцевальному творчеству и импровизации на детских музыкальных инструментах.

Пение (исполнительство)

Пение – вид деятельности, доступный для детского исполнительства.

  • Пение особенно полезно депрессивным и заторможенным детям, детям неуверенным в себе, подвижным детям. Песни с игровым содержанием. Этому как нельзя лучше способствует фольклор (потешки, народные прибаутки и пр.)
  • Детям с отставанием в эмоциональном развитии рекомендуется пение в сопровождении с игрой, игрушками, иллюстрациями и или картинки.
  • Детям с нарушением речевого развития – пение на слоги «ля-ля», «ти-ли-ли», «ту-ру-ру» и пр., распевки и пр. Особенно эффективно в этом отношении хоровое пение. С разными категориями детей с ОВЗ широко используется игровая деятельность вопроса – ответа, игра «в имена», пение с аккомпанементом и без него.

Как музыка влияет на ребенка?

Музыкальное воспитание – основа нравственного развития. От качества музыкального и нравственного воспитания зависит, насколько высока будет культура вашего ребенка в будущем. Кроме того, «правильная» музыка:

  • формирует эмоциональную сферу человека;
  • совершенствует мыслительную систему ребенка;
  • воспитывает чувственность и чуткость к красивому, дает понимание, что такое искусство, позволяет наслаждаться им.

Музыкальное развитие очень важно для дошкольника. Если в процессе обучения будет правильно развито музыкально-эстетическое сознание, в будущем ребенок будет иметь богатый духовный мир, его творческому потенциалу не будет предела. Ведь человек, которому показали мир во всех его красках, воспринимает окружающее совершенно иначе, он видит его многостороннее, полнее

Он живет в радость, получая удовольствие от мелочей. Приобщая ребенка к прекрасному миру музыки, мы воздействуем не только на его духовный мир, но и на общее его развитие

Ведь человек, которому показали мир во всех его красках, воспринимает окружающее совершенно иначе, он видит его многостороннее, полнее. Он живет в радость, получая удовольствие от мелочей. Приобщая ребенка к прекрасному миру музыки, мы воздействуем не только на его духовный мир, но и на общее его развитие.

Основные задачи музыкального воспитания дошкольного возраста

  1. Воспитывать эмоциональный отклик и интерес детей к искусству музыки.
  2. Обогащать музыкальный кругозор воспитанников.
  3. Знакомить детей с простейшими музыкальными понятиями в процессе изучения музыкальной грамоты: высота и длительность звука, сила звука, характер музыкального звучания, ритм, музыкальные жанры.
  4. Развивать музыкально-сенсорные способности: ладо-высотный слух, чувство ритма, певческий голос, выразительность танцевальных движений, умение анализировать музыкальные произведения.
  5. Обучать практическим навыкам в различных видах музыкальной деятельности: пение, танец, музыкально-двигательные упражнения, игра на детских музыкальных инструментах, импровизация.
  6. Воспитывать музыкальный вкус на основе восприятия ребенком классических и современных музыкальных произведений, относящихся к образцам мирового музыкального искусства.
  7. Максимально раскрывать и совершенствовать творческую составляющую личности ребенка.

ФГОС дошкольного образования одним из своих принципов выдвигает возрастную и индивидуальную адекватность образовательных программ.

Программа музыкального воспитания учитывает стремительный темп развития ребенка-дошкольника и имеет свои особенности на каждом этапе дошкольного детства. Музыкальный руководитель решает глобальную задачу. Он сопровождает ребенка по пути музыкального развития. Это путь от эмоционального отклика на простейшую мелодию к умению производить анализ классических произведений и творить под музыку.

Специфика музыкального воспитания состоит в том, что оно включает в себя несколько различных видов деятельности: слушание музыки, пение, музыкально -ритмические движения, игра на музыкальных инструментах.

Отечественная система музыкально — эстетического воспитания основывается на деятельности восприятия, тогда как зарубежные программы музыкального воспитания детей ставят во главу угла либо танец (Эмиль Жак Далькроз), либо пение (Золтан Кодай), либо игру на музыкальных инструментах (Карл Орф).

Музыкальные способности детей и их развитие

Музыкальные способности детского возраста чаще всего рассматриваются как самостоятельный компонент одаренности, позволяющий ребенку эффективно развивать в себе музыкальные навыки и осуществлять соответствующую деятельность. Кроме того, музыкальность позволяет адекватно воспринимать и переживать произведение, распознавать ее и т.д.

Чувство ритма развивается на музыкальных занятиях

Также, музыкальные способности включают в себя три базовых компонента:

  1. Ладовое чувство – умение распознавать ладовые функции отдельных звуков.
  2. Слуховое представление мелодии.
  3. Чувство ритма. Способность в движении переживать воспроизводимую музыку.

Немаловажную роль теория и методика музыкального развития и воспитания детей отводит

  • Способность к эмоциональному отклику на музыку.
  • Музыкальная память.
  • Музыкальное мышление.
  • Способность различать мелодический, гармонический, тембровый компонент музыки.

Таким образом, музыкальные способности позволяют ребенку не только создавать развивать навыки игры на том или ином музыкальном инструменте, но также переживать музыкальные произведения и создавать собственные.

Музыкальные способности – определение

От чего зависят музыкальные способности детского возраста и что необходимо делать для того, чтобы развивать?

Для начала рассмотрим, как именно музыкальность может дать знать о себе в самом раннем возрасте. Ребенок, отличающийся этим качеством:

  • Демонстрирует музыкальную впечатлительность, эмоционально реагируя на звучащие произведения
  • Пытается сосредоточиться под музыку или совершать под нее определенные движения
  • Испытывает потребность в музыке
  • Имеет определенные музыкальные предпочтения (это может касаться тех или иных жанров, стилей, действий и т.д. и детского вкуса в целом)

Музыкальная одаренность – определение

С чего следует начать? Попробуем проследить основные линии музыкального развития ребенка от рождения примерно до семи лет.

Примерно до года ребенок только учится воспринимать музыкальные произведения на слух. Уже в полгода он активно реагирует на звук, старается определить его источник, распознает такие его характеристики, как громкость, интонация и т.д. У него начинает наблюдаться комплекс оживление или, напротив, он успокаивается под музыку, а иногда засыпает.

На втором году ребенок уже очень живо реагирует на музыку, улавливая ее настроение и эмоциональный окрас. У него начинают прослеживаться двигательные реакции на музыку: движения в такт и т.д.

Прослушивание музыки можно начинать с года

В три года лучше всего начать развитие у ребенка как общих, так и специальных способностей. Для этого его нужно вовлекать не только в прослушивание, но и исполнение музыки для того, чтобы он мог запоминать простейшие ритмы, мелодии.

В четыре года нужно позаботиться о том, чтобы в памяти ребенка уже был определенный багаж музыкальных образов. Желательно, чтобы он уже умел различать на слух различные музыкальные инструменты, сопоставлять мелодии по таким параметрам, как громкость, скорость и т.д.

К пятому году ребенок уже хорошо понимает характер музыки и ее эмоциональный окрас. Его мелкая моторика развития уже достаточно хорошо для того, чтобы ребенок уже мог позволить себе игру на простейших музыкальных инструментах. А голос приобретает необходимую подвижность для звукоподражания и пения.

Развитие способностей на музыкальных занятиях

К семи годам ребенок уже может самостоятельно охарактеризовать музыкальное произведение, указывая его ключевые отличительные признаки. Он воспринимает произведение целостно, используя достаточно развитый художественный вкус.

Слушание музыки:

При восприятии музыки детьми с ОВЗ необходимо учитывать индивидуальные особенности детей.

Медленным детям необходима стимулирующая музыка, подвижного и быстрого характера: «Смелый наездник» Шумана, «Марш деревянных солдатиков», «Камаринская», «Новая кукла», «Вальс цветов» П. Чайковского и др.

Расторможенным детям (гиперактивным) детям – музыка умеренного темпа: «Жаворонок» И. Глинки, «Лебедь» Сен-Санса, «Серенада» Шуберта и др.

Дистоническим детям – стабилизирующая музыка спокойного характера с акцентами, повторяющимися через равные интервалы, и с одинаковым уровнем громкости звучания («Утро» Грига, «Времена года» «Подснежник» П.И. Чайковского, «Весенние голоса» Штрауса и др.).

Требования к Слушателям

Обратите внимание! Для поступления достаточно прислать скан-копии или фотографии документов, а также осуществить удаленное заключение договора. Копии документов должны быть чёткими, разборчивыми, легко читаемыми. Обучающимся от юридического лица необходимо отправить бумажные документы почтой до окончания обучения

Обучающимся от юридического лица необходимо отправить бумажные документы почтой до окончания обучения.

Для поступления гражданам Российской Федерации вместе с заявлением необходимо предоставить:

  1. Диплом о высшем образовании (диплом бакалавра, специалиста, магистра) или диплом о среднем профессиональном образовании*.
  2. Документ, удостоверяющий личность и гражданство.
  3. Справку с места учёбы для студентов, проходящих обучение в заведениях высшего и среднего профессионального образования (при необходимости).
  4. Свидетельства об изменении фамилии, имени, отчества (при необходимости).

Внимание! Принимаются лица от 18 лет. Перечень документов для поступления иностранных граждан уточняйте у сотрудников отдела по организации приема по телефону или через форму обратной связи. *программой дополнительного профессионального образования могут быть установлены дополнительные требования к категории обучающихся

Подробнее Вы можете узнать по телефону или через форму обратной связи

*программой дополнительного профессионального образования могут быть установлены дополнительные требования к категории обучающихся. Подробнее Вы можете узнать по телефону или через форму обратной связи.

Целевое назначение музыкального воспитания в ДОУ

Определение 1

Музыкальное воспитание – это специально организованный процесс воздействия средствами музыкального искусства, посредством которого реализуется эстетическое развитие ребенка, формируются основы его общей культуры, вырабатываются ценностные ориентиры.

Музыкальное воспитание оказывает положительное воздействие на развитие личности.

Музыка влияет на формирование творческого компонента личности, способствует развитию творческих основ его деятельности. а это, в свою очередь, ведет к гармоничному развитию ребенка и формированию всех его качеств, необходимых для успешной социальной жизнедеятельности.

Основным назначением музыкального воспитания является всестороннее гармоничное развитие личности ребенка. Можно выделить ряд подцелей музыкального воспитания:

Приобщение дошкольника к музыкальному искусству. Ребенок познает основы музыкального творчества, учится эстетическому восприятию музыки, формирует музыкальный вкус.
Освоение основ музыкальной культуры. Через нее ребенок познает азы общей культуры и формирует собственные взгляды, отношение к искусству, вырабатывает свою линию культурного поведения.
Развитие музыкальных способностей дошкольника

Посредством музыкального воспитания формируется чувство ритма, музыкальная память, слуховое внимание и восприятие, что в итоге способствует формированию музыкального вкуса.
Формирование потребности в музыке. Потребность в музыкальном творчестве ведет к творческому развитию дошкольника.
Реализация разных видов музыкально-художественного творчества дошкольников

Таким образом ребенок может самоутвердиться и самореализоваться в творческом направлении, удовлетворить свои творческие потребности.

Музыкальные занятия в ДОУ направлены на формирование у дошкольников любви к музыке, интереса к искусству, развитие адекватного музыкального вкуса и навыков ориентации в музыкальной информации.

Какие виды музыкальной деятельности можно использовать в семье?

Даже если родители не музыканты, они без труда могут прививать ребенку любовь к музыке. Для этого можно использовать следующие виды деятельности:

Пение для ребенка – отличный способ проявить свои чувства и ощущения, показать свое настроение. Благодаря пению ребенок учится четче разговаривать, укрепляет свой организм, углубляет дыхание, совершенствует голосовой аппарат. Не стыдите малыша, если он поет песни – пойте вместе с ним его любимые композиции Ведь цель пения – понять образы и настроение музыкальных произведений, проявить чувства в процессе естественного пения

Музыкально-ритмические движения помогают ребенку развивать волевые качества и слуховое внимание, умение согласовывать движения и музыку, проявлять творческое воображение. А ритмические упражнения, танцы и музыкальные игры максимально этому способствуют

Слушание музыки в семье заключается в прослушивании музыкальных произведений, в привитии навыков культуры слушания музыки, формировании музыкального вкуса Культура восприятия музыки формируется путем постепенного и многократного прослушивания композиций, которые доступны детскому восприятию. Так, изначально детям рекомендуется прислушиваться к звукам, затем им предлагают дослушать композицию до конца, не отвлекаясь, и уже к школьному возрасту ребенок сможет активно слушать музыку, понимая ее содержание и смысл. Игра на детских музыкальных инструментах. Пожалуй, эта часть музыкального воспитания ребенка в семье самая интересная – дети с большим удовольствием берутся за музыкальные инструменты, пытаясь повторить ту или иную мелодию

В дошкольном возрасте очень важно беречь детский слух: музыкальные инструменты должны звучать чисто, быть прочными, отвечать возрасту ребенка. Как правило, в младшем возрасте детей знакомят с колокольчиками, погремушками, различными дудочками, бубнами. В старшем дошкольном возрасте дети должны знать большинство музыкальных инструментов и характер их звучания, правила хранения инструментов и особенности пользования ими

В старшем дошкольном возрасте дети должны знать большинство музыкальных инструментов и характер их звучания, правила хранения инструментов и особенности пользования ими.

Семейное музыкальное воспитание ребенка не должно быть навязчивым – старайтесь сделать так, чтобы занятия приносили малышу радость и удовольствие.

Поэтапные задачи музыкального воспитания

1 этап (ранний возраст):

Развивать слуховое внимание и эмоциональный отклик на музыку. Различать звуки по высоте

Формировать предпосылки пения и движения под музыку (хлопки, притопы, круговые движения кистей рук и др.).

2 этап (младший дошкольный возраст):

  1. Способствовать возникновению желания слушать музыку и отмечать изменения в ее звучании.
  2. Формировать умение узнавать знакомые мелодии.
  3. Различать звуки по высоте, силе (тихо — громко).
  4. Воспитывать умение дифференцировать мелодию по ритму (шаг и бег).
  5. Развивать певческие интонации, пропевая окончания фраз совместно с педагогом.
  6. Развивать ритмичность движений.
  7. Формировать умение играть на шумовых музыкальных инструментах (погремушка, бубен, барабан и т. п. ).

3 этап (средний дошкольный возраст):

  1. Воспитывать стойкий интерес и любовь к музыке, желание слушать.
  2. Формировать музыкально-сенсорные навыки на основе музыкально- слухового восприятия.
  3. Совершенствовать умение узнавать и называть знакомые мелодии.
  4. Формировать умение понимать характер музыкального произведения.
  5. Продолжать развивать певческий голос и певческие навыки (чистота интонирования, певческая дикция).
  6. Формировать выразительность и ритмичность движений под музыку.
  7. Способствовать формированию простых вокально – двигательных навыков.
  8. Формировать первоначальные умения игре на детских музыкальных инструментах (барабан, металлофон, ксилофон, маракасы).

4 этап (старший дошкольный возраст):

  1. Продолжать расширять музыкальный кругозор путем ознакомления с музыкальными жанрами: песня, танец, марш.
  2. Совершенствовать умение узнавать знакомое музыкальное произведение на слух (по яркому фрагменту).
  3. Формировать умение понимать и называть характер музыкального звучания.
  4. Формировать понятие о том, кто создает музыку (композитор, народ), о средствах музыкальной выразительности. Познакомить с известными русскими и зарубежными композиторами и их произведениями для детей.
  5. Продолжать совершенствовать вокальные навыки:
  6. певческая дикция,
  7. певческое дыхание,
  8. умение вовремя вступать после проигрыша,
  9. выразительность исполнения.
  10. Формировать умение петь «а капелла» (без сопровождения).
  11. Формировать умение производить элементарный анализ музыкального произведения.
  12. Продолжать совершенствовать вокально – двигательные навыки в хороводах и плясках.
  13. Знакомить с музыкальной грамотой:
  14. различать движение мелодии вверх и вниз,
  15. определять длительность звуков.
  16. Знакомить с искусством импровизации в различных видах музыкальной деятельности (пении, танце, игре на музыкальных инструментах).

5 этап (этап подготовки к обучению в школе):

  1. Продолжать расширять музыкальный кругозор путем ознакомления детей с музыкой композиторов — классиков и современных авторов.
  2. Совершенствовать умение узнавать произведение на слух по вступлению или фрагменту, называть жанр музыкального произведения, его автора.
  3. Совершенствовать умение анализировать музыкальное произведение (по частям, по характеру частей), называя средства музыкальной выразительности, рассказывая о содержании программных произведений.
  4. Продолжать совершенствовать вокальные навыки:
  5. певческая дикция,
  6. певческое дыхание,
  7. слаженность исполнения,
  8. своевременное вступление после проигрыша,
  9. точная передача сложного ритмического рисунка,
  10. выразительность исполнения,
  11. исполнение одной и той же мелодии в 2-3 ближайших тональностях.
  12. Совершенствовать умение петь «а — капелла».
  13. Продолжать совершенствовать вокально – двигательные навыки в хороводах и плясках.
  14. Продолжать совершенствовать навыки игры на музыкальных инструментах (металлофон, клавишные, ударные).
  15. Совершенствоваться в освоении музыкально грамоты:
  16. определять движение мелодии вверх и вниз,
  17. определять длительность звуков,
  18. исполнять одну и ту же мелодию в 2-3 ближайших тональностях.
  19. Передавать в движении характер музыкального образа.
  20. Самостоятельно инсценировать игровые песни.
  21. Совершенствовать навыки импровизации в различных видах исполнительской деятельности (пении, танце, игре на музыкальных инструментах).

Пение (исполнительство)

Пение – вид деятельности, доступный для детского исполнительства.

  • Пение особенно полезно депрессивным и заторможенным детям, детям неуверенным в себе, подвижным детям. Песни с игровым содержанием. Этому как нельзя лучше способствует фольклор (потешки, народные прибаутки и пр.)
  • Детям с отставанием в эмоциональном развитии рекомендуется пение в сопровождении с игрой, игрушками, иллюстрациями и или картинки.
  • Детям с нарушением речевого развития – пение на слоги «ля-ля», «ти-ли-ли», «ту-ру-ру» и пр., распевки и пр. Особенно эффективно в этом отношении хоровое пение. С разными категориями детей с ОВЗ широко используется игровая деятельность вопроса – ответа, игра «в имена», пение с аккомпанементом и без него.

Методы и приемы музыкального воспитания

Традиционно отечественная наука подразделяет общепедагогические методы на три группы: наглядные, словесные и практические.

Но специфика музыкального воспитания вносит свои коррективы в общепринятую классификацию. О.П. Радынова предлагает наглядные методы применительно к музыкальному воспитанию разделить на наглядно-слуховые и наглядно-зрительные. При этом наглядно-зрительный метод не должен применяться до использования наглядно-слухового, что соответствует постулатам отечественной методике музыкального воспитания.

  • Словесные методы: направлены на организационную составляющую музыкальных занятий.
  • Практические методы: используются на занятиях в виде образца исполнения всех видов музыкальной деятельности: пения, игры, движения.

Искусство музыки способствует формированию гармоничной личности. Музыка оказывает воздействие на формирование личностных качеств ребенка с самых первых дней его жизни. Неоценимо влияние музыки на нравственные качества, на умственное и физическое развитие, на эмоциональную сферу. Музыкальное воспитание, являющееся одной из составляющих дошкольного воспитания в целом, способствует формированию личности будущего гражданина.

Слушание музыки:

При восприятии музыки детьми с ОВЗ необходимо учитывать индивидуальные особенности детей.

Медленным детям необходима стимулирующая музыка, подвижного и быстрого характера: «Смелый наездник» Шумана, «Марш деревянных солдатиков», «Камаринская», «Новая кукла», «Вальс цветов» П. Чайковского и др.

Расторможенным детям (гиперактивным) детям – музыка умеренного темпа: «Жаворонок» И. Глинки, «Лебедь» Сен-Санса, «Серенада» Шуберта и др.

Дистоническим детям – стабилизирующая музыка спокойного характера с акцентами, повторяющимися через равные интервалы, и с одинаковым уровнем громкости звучания («Утро» Грига, «Времена года» «Подснежник» П.И. Чайковского, «Весенние голоса» Штрауса и др.).

Методы и приемы музыкального воспитания

Определение 2

Методы музыкального воспитания – это действия педагога, направленные на общее эстетическое и музыкальное воспитания ребенка.

Выделяют следующие методы музыкального воспитания детей:

  1. Наглядный метод музыкального воспитания. Данный метод основан на использовании красочных и ярких образах. Педагогом используются различные виды наглядностей:

    • слуховые (прослушивание музыкальных произведений);
    • зрительные (используются в сочетании со слуховыми, подразумевают движения в танцах, портреты композиторов и т.д.).
  2. Словесный метод музыкального воспитания детей – направлен на сознание ребенка и является универсальным. В словесном методе выделяют следующие приемы работы с детьми:

    • объяснение (используется перед ознакомлением детей с музыкальным произведением, танцем, композитором и т.д.);
    • пояснение (педагог поясняет правила музыкальной игры, танцевальных движений и т.д.);
    • указание (необходимы для уточнения правильности выполнения действий);
    • поэтическое слово (способствует более глубокому восприятию музыкального произведения, осуществляется педагогом перед началом прослушивания);
    • беседа (необходима для обсуждения музыкального произведения, возможности высказать своё мнение по нему, поделиться впечатлениями и т.д.);
    • вопросы (нужны для уточнения тех моментов, которые вызвали у ребенка затруднения при ознакомлении с музыкальным произведением);
    • замечания (используются педагогом в корректной форме, в том случае если ребенок отвлекается от занятия).
  3. Практический метод музыкального воспитания детей – направлен на формирование и развитие музыкальных возможностей ребенка посредством осуществления им музыкальных упражнений.

Среди практических приемов – пение, игра на музыкальных инструментах, разучивание танцевальных движений, ритма, нот.

Каждый из основных методов состоит из определенного комплекса приемов, которые не только отвечают специфике этого метода, но и детализируют его, уточняют и конкретизируют. Сочетая различные методы и приемы в музыкальном воспитании, педагог может организовывать максимально интересные и эффективные занятия. Главное уметь творчески подходить к построению занятий, что поможет ребенку понять и усвоить музыкальное искусство в разы быстрее.

Цели воспитания детей дошкольного возраста

Музыкальное воспитание и развитие дошкольников включает в себя различные направления и воздействует на определенные навыки, умения, установки малыша. Музыка формирует характер и личность человека.

Доказано, что в процессе творческого воспитания развиваются центральная нервная система, опорно-двигательная, усиливается восприятие окружающего мира, возникает чувство прекрасного. Дети, регулярно посещающие музыкальные занятия, отличаются лучшей социализацией и быстрее адаптируются к внешним изменениям.

Структура музыкального воспитания

Дети дошкольного возраста (3-7 лет) отличаются живым интересом к окружающему миру, способностью быстро усваивать и накапливать полученную информацию. В этот период жизни закладываются основные черты характера, формируются важные личностные качества человека.

Программа музыкального развития дошкольников включает в себя несколько разделов:

  • слушание;
  • пение;
  • творчество;
  • танцы;
  • музицирование

Суть программы заключается в ознакомлении детей с самим понятием «Музыкальное искусство», развитии музыкальности, слуха, способности эмоционально воспринимать различные направления музыки. Вне зависимости от того, посещает ли дошкольник ДОУ или находится на домашнем воспитании, необходимо обеспечить его знакомство с каждым из перечисленных разделов.

Значение элементов музыкального воспитания дошкольников

Сочетая все грани музыкального развития дошкольника можно сформировать гармоничную, уверенную, тонко чувствующую личность. Такой ребенок обладает не только теоретическими знаниями об особенностях музыкальной культуры, но и способен к неординарному взгляду на мир, у него развито творческое мышление и стремление к развитию и самопознанию.

Специальная программа учитывает условия музыкального развития дошкольников и направлена на гармоничное воспитание и формирование определенных навыков. Каждый ее раздел выполняет несколько функций.

РазделЗначение в развитии ребенка
Слушание (слуховое восприятие муз. композиций)Знакомство с различными произведениями, способность запоминать и узнавать их. Формирование памяти, развитие внутреннего слуха.
Пение (воспроизведение под музыку текстов песен)Развитие навыков пения, голоса и слуха. Умение накладывать на музыку текст, различать высокие и низкие ноты, слушать себя и исправлять собственные ошибки.
Творчество (песенная, танцевальная, музыкально-игровая импровизация)Развитие воображения, импровизации, способности воплощать в действии свои идеи, фантазии.
Танцы (ритмичные движения под музыку)Формирование опорно-двигательной системы, развитие музыкальности, навыков ритмично двигаться в такт мелодии. Навыки ориентироваться в пространстве, понимать положение своего тела. Развитие художественных, творческих талантов.
Музицирование (игра на музыкальных инструментах, соответствующих возрасту)Развитие навыков сложно-координированных движений, памяти; формирование усидчивости, терпения. Знакомство с различными инструментами, обучение азам игры на них. Развитие творческих навыков, фантазии, вкуса.

Использование различных, взаимодополняющих вариантов творческого взаимодействия в процессе воспитания дает возможность разностороннего развития способностей дошкольника. Своевременная смена репертуара, разнообразие танцевальных, песенных, игровых занятий способствуют росту заинтересованности и снижению утомляемости малышей.

Развитие музыкальных видов деятельности дошкольников происходит на специальных групповых или индивидуальных занятиях, которые должны соответствовать возрастным особенностям ребенка.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий