Социальные проблемы отношений между поколениями

В чем заключается конфликт между поколениями?

(417 слов) Конфликт поколений – вечная проблема, с которой из года в год сталкивается человечество. Она не обошла стороной ни один народ, ни одну эпоху. Каждый раз отцы и дети конфликтуют друг с другом, каждый раз они находят поводы для несогласия. Но в чем же заключается это противостояние? Я думаю, в борьбе мировоззрений. Изменение условий жизни и норм морали влечет за собой смену парадигмы мышления. Чтобы пояснить свою мысль, приведу литературные примеры.

В романе-эпопее М. А. Шолохова «Тихий Дон» изображается конфликт между Пантелеем Прокофьевичем и Григорием. Отец всю жизнь служил царской власти, любил и почитал царя. Его ценности можно описать так: «Православие. Самодержавие. Народность». Он свято почитал и семейные ценности, и казацкие традиции. Однако его сын рос и развивался во времена, когда произошла смена парадигмы: народ был утомлен социальной несправедливостью, вечной войной, тяжелыми условиями жизни, поэтому многие люди пошли против царя, повинуясь революционной пропаганде. За счет этого традиционные нравственные ориентиры утратили свое значение, как и обычаи прошлых поколений. Так, Григорий еще до начала революционных событий идет против воли отца – вступает в отношения с замужней женщиной. Наступила война, Мелехов ушел на фронт, но дезертировал оттуда, нарушив присягу, предав царя. В гражданской войне он долгое время воевал на стороне красной армии, представители которой в бога не верили, царскую власть ненавидели, а страну и народ хотели переделать до неузнаваемости. Сын во всем противоречил отцу, но их конфликт – это не бытовые разногласия, а противостояние старого и нового времени, прошлого и будущего России.

В пьесе А. С. Грибоедова «Горе от ума» конфликт поколений тоже основывается на смене ориентиров. Александр Чацкий выступает за прогрессивные перемены, а старое московское дворянство защищает свои консервативные взгляды. Разница поколений очевидна: если Фамусов рос и строил карьеру в дворянской России, опираясь на связи и капитал, и при этом не выезжал за ее пределы, то многие дети помещиков получали уже заграничное образование, которое открыло им глаза на несовершенство отечества. Увидев более высокий уровень жизни, узнав о нововведениях в науке и технике, новые люди вроде Чацкого хотели переделать патриархальную застоявшуюся Русь, в которой правили алчные и недалекие рабовладельцы. Фамусов и его гости видели ситуацию по-другому: приехал выскочка, который не имеет опыта и авторитета, но лезет учить аристократию. Разница в образовании и воспитании разделила два поколения дворян, конфликт которых представляет собой борьбу старого и нового уклада жизни.

Таким образом, противостояние отцов и детей – это противоборство разных идеологий и ценностей, которые человеку навязывает эпоха. Именно молодежь быстрее и охотнее принимает перемены, поэтому она является носителем новых взглядов на мир. Однако старшее поколение не желает отступать и защищает свое мировоззрение. Так и получается извечная борьба мнений. Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Освещение проблемы в произведениях Пушкина

Один из вечных нравственных вопросов – это проблема взаимоотношений поколений. Аргументы из жизни современного общества редко полностью соответствуют литературным образам. Наиболее близкая ситуация упоминается в «Старшем сыне», о котором мы говорили ранее.

Сочинения же классиков девятнадцатого века часто полезны молодежи только в глобальном плане. Общие этические и моральные темы, которые затронуты в них, будут актуальными еще не одно столетие.

Проблемы взаимоотношений между поколениями в произведениях Пушкина освещаются много раз. Примеры можно привести следующие: «Капитанская дочка», «Станционный смотритель», «Борис Годунов», «Скупой рыцарь» и некоторые другие.

Александр Сергеевич, скорее всего, не ставил перед собой цель отразить именно этот конфликт, как Толстой и Тургенев. Столкновение поколений является частью повседневности еще со времен первобытных людей. Просто со временем разрыв между родителями и детьми становится все больше. На это влияет прогресс, смена социальных ценностей, глобализация и многие другие факторы.

В частности, в «Станционном смотрителе» ситуация похожа на ту, которую впоследствии осветил Паустовский (об этом мы говорили выше). Здесь дочка Самсона Вырина сбегает из отчего дома с гусаром. Она попадает в городское общество, становится богатой и респектабельной барыней.

Когда отец ее находит, он не узнает и не хочет принимать новый образ дочери. Самсон возвращается на станцию, где спивается и погибает. Здесь конфликт формируется ввиду разного смысла, который герои вкладывают в понятие «счастье».

В «Капитанской дочке» мы видим совершенно другую картину. Здесь Петр Гринев намертво запомнил традиционные поучения отца. Следование этим правилам помогло ему сохранить лицо и честь в сложных ситуациях.

Старый барон в «Скупом рыцаре» теряет собственного сына, поскольку привержен старым мещанским устоям. Он не желает менять закостенелое мировоззрение, феодальные взгляды. В этом сочинении мы видим слишком большую пропасть между отцом и сыном. В результате происходит окончательный разрыв связей.

Функции семьи

Функции семьи как малой группы выражают ее жизнедеятельность и определяют последствия для общества в целом:

  1. Репродуктивная. Важнейшая функция, основанная на продолжении рода.
  2. Воспитательно-образовательная. В семье происходит становление и формирование личности ребенка.
  3. Хозяйственно-экономическая. Ведение общего бюджета и финансовое обеспечение, распределение обязанностей между членами группы, забота о престарелых или немощных родственниках.
  4. Духовная. Воспитание нравственных, культурных, духовных ценностей у детей и подростков. Это достигается следующими способами: чтение детской литературы. посещение кукольных театров и драмтеатров, и т.д.
  5. Эмоциональная. Поддержка, защита, утешение со стороны остальных членов семьи, доверие и забота.
  6. Досуговая. Совместный отдых: семейные вечера, путешествия, походы в культурные заведения.
  7. Социально-статусная. Передача потомству национальности, статуса, принадлежности.

Общая характеристика

Дилемма «отцов и детей» не списывается на юношеский максимализм, подростковое бунтарство, потому что они возникают между взрослыми представителями разных поколений. Психологи винят особенности характера каждого, индивидуальности отдельно взятой личности.

Основные понятия

Конфликтом поколений называется возникшее разногласие между представителями разного возраста. Недопонимание родителями детей, бабушками, старшими друзьями и наоборот.

В споре отцов и детей каждая сторона считает себя уверенной, что способна правильно, рационально распорядиться жизнью. Старшие доказывают правоту благодаря опыту прожитых лет, молодые — за счет энергичности, приспособляемости к новым ситуациям. Как итог, стремление лидерства, поучение друг друга приводит к скандалам и ссорам.

Противостояние между старшими и молодежью в жизненно важных вопросах остро и требует скорейшего решения. Одной из причин разногласий является неумение или неспособность уступать друг другу, уважать чужое мнение. Люди, даже близкие, борются между собой, забывая про искренние чувства и общечеловеческие отношения в семье и обществе.

Родители считают и советуют «как жить», чтобы предостеречь от ошибок свое чадо, а дети не хотят повторить судьбу родных, насмехаются и считают их старыми.

Причины разногласий:

Изменения условий и характера труда из-за научно-технического прогресса
Различие мировоззрения.
Уменьшение важности опыта предшествующих поколений из-за новейших возможностей получения информации.
Разное воспитание.
Изменение условий.
Несоответствие точки зрения, взаимное непонимание.
Снижение социального статуса пожилого человека.
Люди не находят «общий язык».

Конфликт поколений не дает понять друг друга. Это итог быстрого развития общества. Мир ежедневно совершенствуется, а ближайшее прошлое представляется устаревшим. В каждом поколении заложены свои устои и нравы, с которыми считаются и прислушиваются.

Стандартная классификация

Главная проблема общечеловеческих разногласий была не столь ощутимой и серьезной. Многие столетия поколения вели схожий, однообразный образ жизни по причине замедленного развития. Дети со вступления в юношеский возраст перенимали ремесленное дело от родителей, в процессе обучения «впитывали» отеческое мировоззрение и опыт. Слова родителей, бабушек, дедушек были истиной, не подвергающейся сомнению.

Старший человек (старейшина) означал мудрость, ум, так как источником новых знаний был жизненный опыт. Дети никогда не состязались со старшими, не заявляли о своей индивидуальности или превосходстве.

С постепенным развитием социума (общества) молодое потомство училось, используя различные приемы и источники обретения знаний.

Классификация поколений:

  1. Молчаливое. Люди, сформированные как личности в период 1923—1943 гг., принявшие сталинский режим, нацизм, уважение к статусу человека, выработавшие терпение и честь.
  2. Бебибум (baby boom). Период 1943—1963, в котором приняты устои коллективизации, оптимизации, перспектив развития.
  3. Х (синоним — бунтарство). Эпоха перестройки 1963−1984 гг. Граждане не боялись перемен, подстраивались под реалии времени, возникали новые субкультуры.
  4. Y. Люди, конца 19-начала 20 века (1984−2000 гг.). Этап заключается в общемировой компьютеризации, инновации, появлении мобильной связи, телефонов.
  5. Z. Современная молодежь. Их свободное время расписано занимают кружки, секции, репетиторы, спортивные мероприятия, интернет, социальные сети.

Проблема взаимопонимания старшего и младшего поколений будет всегда, потому что культура, на которой воспитывалось одно поколение, не будет понятной другому. Новое поколение живет, базируясь на результатах, опыте предшествующих. Люди применяют и развивают значимое, без чего их жизнь не кажется возможной, и отвергают устаревание мнения.

Мировоззрение граждан, родившихся в один временной период, во многом схоже, так как в юношеском возрасте они испытали равный социальный опыт, а изменения в идеологии происходит каждые 20 лет. Новое поколение выполняет собственные задачи.

Как замотивировать подростка-старшеклассника учиться?

У вас не получется найти общий язык с ребенком? Попробуйте поговорить с ним, опираясь на особенности поколения Z!

Используйте цифровые технологии

Если мы не можем побороть «врага», надо с ним подружиться. Подростки проводят время в телефонах — давайте перенесем туда учебу! Приложение по изучению английского языка, тренировочные задания для подготовки к экзаменам, электронный учебник с необходимой теорией — и вот время, проведенное в телефоне, становится полезным

Делите и структурируйте

Подросткам сложно запоминать много информации сразу. Если разделить информацию на несколько основных идей и выдавать ее порционно, подкрепляя визуализацией, процесс пойдет гораздо проще. Этот принцип можно использовать и в семейных разговорах, и в обучении.

Кстати, на такой подаче информации построено качественное онлайн-обучение. Например, курсы MAXIMUM Education состоят из уроков на конкретные и обозримые темы. Благодаря этому ученики могут постепенно изучать новый материал, закреплять его и отслеживать свой прогресс — так знания лучше усваиваются.

Используйте инфографики и примеры

Поколение Z любит «подглядывать», как живут другие люди. Подросткам любопытно, чем они интересуются, с кем общаются и так далее — на этом держатся социальные сети. Если вы будете приводить статистику и яркие примеры, объясняя какой-то вопрос, ребенок поймет его намного лучше.

Допустим, покажите, какой процент школьников начинает зарабатывать на своих хобби до 15 лет. Когда ребенок заинтересуется, соотнеся школьников из примера с собой и пропустив информацию через себя, расскажите, какие навыки и знания им помогают. Мотивация готова!

Предоставьте подросткам свободу

Подросткам сложно понять, чем им хочется заниматься в жизни, если до этого они редко принимали важные решения

Давайте подростку возможность выбирать что-то важное для него, поручайте ему взрослые обязанности. Так у ребенка появятся ответственность, умение выбирать и чувство взрослости

Регулярно давайте обратную связь

Для современных подростков очень важно одобрение. Хвалите детей чаще! Старайтесь делать это конструктивно, опираясь на реальные успехи и положительные качества. Впрочем, критика тоже важна, но ее нужно подавать особым способом

Самый простой принцип качественной обратной связи — «модель бутерброда»

Впрочем, критика тоже важна, но ее нужно подавать особым способом. Самый простой принцип качественной обратной связи — «модель бутерброда».

  1. Начните с чего-то положительного, чтобы у ребенка поднялось настроение и появилось желание говорить.
  2. Дальше переходите к критике — спокойно объясните, что кажется вам неправильным, что вы хотите предовратить.
  3. Закончите разговор на позитивной ноте, снова указав на реальные достижения подростка. Напомните, что вы любите ребенка, что он молодец, а вместе у вас обязательно получится добиться компромисса.

Теперь вы лучше знаете, какие есть различия у разных поколений и в чем особенности поколения Z. Опираясь на эту информацию, можно разговаривать с подростком более эффективно и вдумчиво, выстраивать более эффективную коммуникацию

А если хотите помочь ребенку определиться с профессий, обратите внимание на программу «Система Выбор» для учеников 7-10 класса! Запишитесь на бесплатную консультацию — она поможет ребенку понять свои интересы и научиться выбирать более осознанно

Типы поколений и факторы, приводящие к конфликту поколений

Выделяют пять типов поколений, каждому из которых присущи определенные основополагающие качества:

  • «Молчуны» (период рождения 1923 – 1942). Большая часть их жизни пришлась на время, когда стремительно развивалась наука и техника. Таких людей отличает скромность, а также строгое соблюдение этических норм, правил и традиций. Они предпочитают экономить и склонны «запасаться впрок», ценят нравственность и уважение. Экспериментировать «молчуны» не любят.
  • «Бэби-бумеры» (период рождения 1942 – 1962). Родившиеся в тяжелые военные и послевоенные годы, многие из них рано потеряли родителей и поэтому не получили в нужном количестве ласки и любви. Данное обстоятельство обусловило их некоторую агрессивность. В целом, это оптимистичные, активные и созидательные люди. Именно они отстраивали новый мир. «Бэби-бумеры» ориентированы на командную работу. Их главное качество – рационализм. Из зоны комфорта выходить они не любят, а еще предпочитают работать на одном предприятии всю жизнь. Ценят материальные блага и финансовую стабильность, считая данные факторы показателем успеха.
  • «Поколение Х» (период рождения 1963 – 1982). Это люди, чье раннее детство прошло в детских садах, что у многих из них спровоцировало наличие детских психологических травм. Поэтому «иксы», как правило, не говорят о своих проблемах и о том, что доставляет им неудобства. Они готовы к экспериментам и всему новому. Одним из главных приоритетов для этих людей является высшее образование, которое, по их мнению, есть залог успешной и состоятельной жизни. «Иксы» не склонны к тратам и предпочитают откладывать деньги на значительные, крупные покупки. Любят состязаться, но при этом часто не уверены в себе. Склонны все контролировать, поэтому редко делегируют задачи.
  • «Поколение Y» (период рождения 1983 – 2000). Оптимистичные, открытые и готовые к любым переменам, люди. Образование не является для них чем-то важным. Они больше ценят хорошую работу. Причем уверены, что профессия должна не только приносить деньги, но и доставлять радость. Это активные пользователи и потребители. Данный тип людей делает только то, что нравится. «Игреки» не станут терпеть какое-либо давление и грубое отношение к себе. Покупки они осуществляют, в основном, по интернету. Любят самостоятельные путешествия без турфирм и дорогих отелей. Свобода передвижения и яркие впечатления – вот что им нужно. Для «игреков» главное – это личные ощущения и чувства. Они живут так, как хочется им самим, не зависят от чужого мнения и не признают авторитетов.
  • «Поколение Z» (период рождения с 2000). Свободолюбивые, мечтательные, но несколько инфантильные люди. Они привыкли, что их любят безусловной любовью. Поэтому им не нужно кому-то что-то доказывать или заслуживать чье-либо расположение. Как правило, общаться вживую представители этого типа не очень любят, предпочитая переписку в соцсетях. Из-за чего плохо разбираются в людях. Зато любые современные гаджеты «зеты» осваивают чрезвычайно легко и быстро.


Разделение поколенийКроме описанных различий, существует еще ряд факторов, из-за которых происходит конфликт поколений:

  • Неодинаковые жизненные ценности. То, что представлялось важным в предыдущие годы, может совершенно не интересовать современных людей. К тому же, старшее поколение привыкло откладывать жизнь «на потом». А современные люди уверены, что жить нужно сегодня, сейчас.
  • Разное воспитание. Современные методы воспитания абсолютно не схожи с теми, которые использовались раньше. Сейчас дети получают гораздо больше заботы и внимания со стороны родителей. Поэтому они более счастливы, добры и открыты.
  • Стремительное развитие техники и науки. Каждый день появляются новые вещи, облегчающие быт или производственные процессы. Прогресс ускоряется, и старшее поколение просто не успевает обучиться новым технологиям.

Что подразумевает понятие «разные поколения»?

Зачастую, когда человек употребляет понятие «разные поколения», он подразумевает другого человека или людей, которые или гораздо старше его по возрасту, или ощутимее младше.

Но только ли такую разницу подразумевает это понятие?

На самом деле, не совсем. Дело в том, что годами ранее несколько ученых установили, что интересы, ценности и характер людей во многом зависит от года их рождения. Причем схожие параметры человеческих качеств сменяются каждые 20 лет.

Это дало возможность выделить 5 основных поколений человечества, которые имеют свои устои и нравы. Каждое поколение получило свое название.

Расскажу вам о них подробнее.

Поколение
Характеристика
«Молчуны» (1923-1942 гг.)
Люди, родившиеся после 1920 года, отличаются скромностью и твердым соблюдением традиций, правил и этических норм. Их жизнь в большинстве пришлась на годы, когда резко развивалась науки и техника, появлялись новые устройства и блага человечества. Они склонны экономить и «запасаться». Совсем не готовы к экспериментам и высоко ценят уважительное отношение и нравственность.
«Бэби-бумеры» (1943-1962 гг.)
Граждане, появившиеся на свет в период войны, очень отличаются от предыдущего поколения. Они очень активные, но в то же время не любят выходить из зоны комфорта. Нередко такие люди немного агрессивные – их детство было слишком тяжелым, многие рано потеряли родителей, от чего недополучили их любовь. Они во многом истинные созидатели, ведь их руками отстраивался современный мир. Считают, что лучший показатель успеха – материальная стабильность, а работать на одном заводе всю жизнь – очень почетно.
«Поколение Х» (1963-1982 гг.)
Поколение Х, то есть, дети бэби-бумеров – это открытые всему новому люди, которые всегда готовы к экспериментам и переменам. Они считают, что основное в жизни – это хорошее образование, ведь только оно способно сделать человеческую жизнь полноценной и не затруднительной в финансовом отношении. Люди этого поколения не склонны тратить большие суммы денег, любят экономить и откладывать деньги на большие покупки. В отношении психологии бэби-бумеры – люди, которые выросли в детских садах советской «закалки», от чего нередки проявления детских травм. Такие люди молчаливы и не привыкшие говорить о том, что доставляет им дискомфорт.
«Поколение Y» (1983-2000 гг.)
Игреки – это нынешняя молодежь, люди, которым едва ли исполнилось 30 лет. На противовес другим поколениям, игреки невероятно оптимистичны, они открыты для всего нового и совсем не боятся экспериментировать

Образование для них не так важно, как работа, которая нравится не только из-за высокой зарплаты, а и вовсе потому, что приносит счастье. Они привыкли путешествовать самостоятельно на лоукостерах без помощи турфирм

Покупки предпочитают делать онлайн, а на работу и вовсе не привыкли ходить. Большинство из них – фрилансеры. Им характерно понимание хрупкости жизни, от этого они стараются прожить ее исключительно, как хочется им самим.
«Поколение Z» (2000-наши дни)
Самое современное поколение – это поколение Z. Они отличаются инфантильностью, свободолюбием и мечтательностью. Нередко такие люди (а это в основном дети и подростки) лучше разбираются в гаджетах, нежели в людях. Они не любят живое общение, предпочитая ему общение в соцсетях. Любое устройство, выходящее на рынок, сразу «подчиняется» им, чего не скажешь ни об одном предыдущем поколении.

Исследователи уверены, что конфликт поколений неразрывно связан с тем, что каждому из них присущи свои основополагающие черты. Разве будет легко общаться тем, кто с легкостью осваивает каждый новый девайс и тому, кто едва ли может самостоятельно создать аккаунт в Инстаграм?

Разумеется, роль разницы между поколениями очень велика, но существует еще несколько факторов, которые сильно влияют на беспрерывное недопонимание между людьми.

Пошаговое руководство, как избавиться от недопониманий между поколениями

Если вы, как и я, не любите громких скандалов, а тем более глупых обид со стороны близких людей или знакомых, советую вам узнать, как можно пошагово «сгладить» все острые углы в общении с поколениями старше или младше.

ШагиОписание
Шаг 1. Научитесь дослушивать человека до конца.Независимо от того, кто перед вами, пенсионер или подросток, не перебивайте его, когда он пытается объяснить вам свою точку зрения. Согласна, что порой это нелегко, особенно учитывая, что бабушки и дедушки любят . Но проявить уважение и дослушать – ваш гражданский долг.
Шаг 2. Старайтесь отстаивать свою точку зрения «помягче».Не думайте, что проявить уважение означает отказаться от собственного мнения. Нет, и еще раз нет. Если вы уверены в своей правоте, это отлично. Главное, не конфликтуйте сразу. Попробуйте аргументировать свои доводы.
Шаг 3. Учитесь договариваться, искать компромисс.Порой прийти к общему знаменателю с человеком постарше очень тяжело, ведь это люди совсем другой «закалки». Но постарайтесь не злится, поищите то решение проблемы, которое устроит и вас, и вашего оппонента.
Шаг 4. Не уходите от ответа.Чтобы ни было, не делайте резкий взмах рукой и не уходите в никуда. Если вам задали вопрос, ответьте на него. Не ведите себя по-хамски, и в то же время не позволяйте другим так вести себя с вами.
Шаг 5. Относитесь к человеку любого возраста с пониманием.Конечно, порой мы злимся, а порой и вовсе приходим в ярость, но такова жизнь: у всех она разная. Каждый человек достоин уважения и понимания. Как только вы начнете входить в ситуацию, станет легче контролировать эмоции. А там и до идиллии с другими поколениями недалеко.

Создать конфликт гораздо проще, нежели найти пути примирения. Но вы должны помнить, что непонимание друг друга чревато множеством осложнений.

Особенно сильно от таких конфликтов страдают дети и подростки. Когда их не слышат или не уважают, когда на них часто кричат, они становятся ранимыми.

Частые конфликтные ситуации ведут к неврозам, разладам сна и неуверенности в будущей жизни. Поэтому мой вам совет – всегда ищите способы найти общий язык и достичь компромисса.

Почему родители и дети не могут найти общий язык:

Пример из жизни, почему разные поколения не понимают друг друга, и как можно этого избежать

Признаться, я очень счастливый человек. Я выросла в полной семье, у меня есть бабушки и дедушки. Но порой большое количество мнений родственников, которые тебя попросту не слышат, становится тяжелым грузом на моих плечах.

Расскажу о своей истории. После окончания школы я решила стать кондитером. Мне всегда нравилось готовить, и я с нетерпением ждала, когда смогу удивлять своих подруг невероятными произведениями кулинарного искусства.

Однако в этом моем начинании меня поддержала только мама. Она всегда верила в меня и желала мне счастья. Другие же родственники были категорически против. Они видели меня юристом, переводчиком и даже…хирургом.

Мои убеждения на них не действовали и вскоре разразился огромный скандал. И тут я впервые в жизни пошла против воли семьи и поступила на повара-кондитера. Момент, когда я узнала, что зачислена на первый курс, да еще и на бюджетной основе, стал для меня очень счастливым. И знаете что? Не только для меня, но и для всей моей семьи. Оказывается, они тоже были рады моему счастью, только осознали это немного позже.

Уверена, что конфликта можно было избежать, если бы я в тот момент была немного мягче. Но хорошо то, что хорошо заканчивается!

В этой статье я постаралась максимально доступно объяснить вам, почему разные поколения не понимают друг друга. Стоит отметить, что это не беда, и такое случается. Но для сохранения дружеских отношений и семейных уз будет лучше, если мы научимся слышать друг друга и понимать.

Последствия

Негативные

Ухудшение настроения и общего самочувствия вследствие стрессов. Любая ссора – это напряжение, а впоследствии и стресс для организма, который очень редко приносит пользу своему владельцу. Есть такой раздел в психологии, который называется психосоматика. Она изучает влияние различных психологических факторов на появление и развитие соматических заболеваний. Если упрощенно и по-народному, то это утверждение, что любые болезни от нервов.
Разрыв отношения или усиление непонимания. Когда обе стороны не готовы слышать друг друга, признавать и искать компромиссы, это вызывает массу злости. Которая, в принципе, обладает настолько мощной энергией, что способна привести к тому, что люди перестанут общаться. Даже, несмотря на тот факт, что состоят в родственных связях.

Рост социальной напряженности. Она проявляется в виде недоверия к органам власти, снижению демографической ситуации, ажиотажном спросе и общей тревожности среди населения.

Позитивные

Перемены в ценностной системе участников. Каждый конфликт являет собой столкновение различных точек зрения. Обе стороны получают возможность пересмотреть свои идеалы и ценности, понять, что существуют и другие мнения. И если они понимают, что у них неверно расставлены приоритеты, так как не позволяют достигать желаемого и реализовывать свои цели, то появляется шанс изменить жизнь к лучшему, опираясь на чужой опыт.

Снятие социального напряжения.

Решение жизненных проблем и сложных задач. Об этом уже упоминалось в графе про переосмысливание ценностей. К тому же в процессе урегулирования конфликта оппоненты разрешают не только основную проблему, но и сопутствующие.

Методы разрешения

Следует понимать, что проблема межпоколенных конфликтов будет существовать до тех пор, пока живо человечество.

Но в наших силах предвосхитить появление затяжных и сложных ссор, а также минимизировать потери. Имеется в виду умение вовремя остановиться, пока не произошел разрыв отношений.

Рекомендации

Если вы хотите, чтобы вас услышали, учитесь слушать и слышать в ответ. Игнорируя слова оппонента, обесценивая их и осмеивая, вы только «подкинете дров» в уже разгоревшийся костёр непонимания. Воспользуйтесь техниками активного слушания, тогда вы будете добиваться позитивных результатов в процессе общения.
Аргументируйте своё мнение. Используя информацию из достоверного источника, вы повысите шансы на то, что к вам прислушаются.

Избегайте оскорблений и переходов на личности в момент спора. Иначе вы только настроите против себя собеседника, вызвав у него массу негодования.
Соглашайтесь на компромиссы. Бывают ситуации, когда вместо «или», можно применить «и». То есть, правыми и достойными уважения могут оказаться обе стороны. Ищите совместно варианты, которые будут одинаково устраивать вас и другого.

Идите на уступки, если отношения вам более ценны, чем правота в данном вопросе. Да, это неприятно, но и потеря близкого человека много счастья не принесёт.
Игнорируйте конфликт, если понимаете, что он организовывается искусственно, лишь для эмоциональной разрядки. К примеру, бывает, что разногласия в семье начинаются по одной простой причине – усталость её членов. Стоит отдохнуть хоть немного, и тогда происходящее будет восприниматься иначе, более спокойно.

Какие поколения существуют?

Можно выделит следующие поколения:

  • Молчаливое. Сюда относятся личности, которые формировались в период 1923-1943 годов. Нацистский режим, сталинские репрессии воспитали в людях преданность, уважение к статусу, соблюдение правил, терпение, честь. Но также и страх, подозрительность и предвзятость.
  • Бебибумеры. Холодная война 1943-1963 гг. превратилась в гонку в науке, медицине, технологиях. Человеку, который формировался в это время присущи дух коллективизма, оптимизм, заинтересованность в росте.
  • Поколение Х (бунтари). Формирование пришлось на 1963-1984 гг. – время перестройки. Такие люди не боялись меняться, они подстраивались под реалии времени. Рождались новые субкультуры. Дух бунтарства стал особенно заметен в попытках уйти от патриархального общества, в борьбе за равенство полов.
  • Поколение Y. Это люди, становление которых приходилось на 1984-2000 гг. Развитие рыночной экономики принесло множество технологических новинок. Всеобщая компьютеризация, появление мобильных телефонов и других технологий формировало в сознании мысль, что все возможно. Основные черты таких людей – ответственность, желание получить немедленное вознаграждение, понимание субординации.
  • Поколение Z. Сюда относятся современные дети и подростки. Почти все их свободное время расписано родителями – кружки, репетиторы, спортивные секции, пр. Отсутствие «свободы» дети компенсируют перенесением жизни в социальные сети. Они не представляют себя без технологий, чувствуют себя некомфортно при ограничении доступа к телефону, компьютеру и интернету. Для этого поколения сам по себе возраст не является причиной уважать человека, ему нужно аргументированное доказательство.

Проблема взаимоотношения поколений актуальна

АРХИВ «Студенческий научный форум» Просмотров научной работы: 23606 Комментариев к научной работе: 0 Поделиться с друзьями: В.Т. Литовский описывает проведенные им социологические опросы, рассматривая проблему диалога отношений между «отцами » и «детьми». Так, на вопрос: актуальна ли проблема в наше время, отмечается, что около 80% респондентов посчитали эту проблему существующей. Значит, в общественном сознании одного поколения формируются восприятия “другого” поколения, отношения с которым рассматриваются как проблемные . В ходе рассуждений представлена авторская точка зрения исследователя по реальным взаимоотношениям между поколениями в современном российском обществе. Суть проблемы — в резком надломе в преемственности поколений, вызванном переходом из одного состояния (советского периода) в другое (современное) и социально-экономическим кризисом. В.Т. Литовский считает, что пути решения этой проблемы лежат в воспитании, оно должно быть направлено на формирование самостоятельной, социально активной личности, способной со знанием дела принимать решения и отвечать за них, постоянно саморазвиваться, участвовать в реальных делах

Так же, особое внимание должно быть уделено нравственному просвещению, которое поможет преодолеть широко распространившееся невежество среди молодежи. Хорошо бы, если бы молодой человек становился высокопорядочной личностью не вопреки общественным условиям, а в силу создаваемых обществом предпосылок для самоопределения и самоутверждения

К сожалению, сегодня остро ощущается дефицит позитивных ценностей. В связи с этим особою роль приобретает оздоровление социальной среды, борьба с коррупцией, утверждение социальной справедливости, создание благоприятных условий для социального созревания вступающих в жизнь поколений. Эта проблема очень актуальна в наше время, но, на наш взгляд, дело даже не в том, что советские люди смотрят на мир иначе, нежели современные поколения, и вовсе дело не в эпохах. Этот вопрос будет актуален во все времена. Главная причина, — это конфликт интересов. Родители беспокоятся о ребенке, и естественно, пытаются оградить и уберечь его от проблем. Запрещают гулять поздними вечерами с неизвестной компанией, заставляют ходить в школу и заниматься учебой, постоянно дают какие-то нравоучения. Родители из гуманных соображений не хотят, чтобы с их ребенком произошло что-то нехорошее. Но ребенок не понимает этого, потому что ему постоянно требуется новое. А родители не только этого нового не дают, но и пытаются оградить

Ребенку неважно, из каких побуждений это делается. Он, как и родители, испытывает внутренний конфликт

Он то же не хочет доставлять боль и слезы родителям. Но в то же время, у него есть внутренний порыв к новому. Он хочет испытывать новые чувства, и не желает отставать от сверстников. Часто отцы, отстают. Они думают, что дети – это еще дети. Что они еще ни к чему не готовы. А «взрослые» пятнадцатилетние подростки хотят самостоятельности. И у них складывается ощущение, что забота родителей тянет вниз. В итоге, между ребенком и отцом нарастает непонимание, перерастающее в пропасть. Между отцом и сыном или дочерью и матерью пропадает диалог. Это противоречие и порождает проблему отцов и детей. Отцы и дети говорят на разных языках.

Особенности семьи как малой социальной группы

Характерными особенностями семьи, в отличие от других социальных групп, являются следующие черты:

  • внутренний рост за счет выполнения репродуктивной функции;
  • закрытость в плане присоединения посторонних взрослых людей;
  • контроль государства (бракосочетание, рождение, смерть подлежат регистрации);
  • долговременность и определенный жизненный цикл (брак – рождение детей и их воспитание – женитьбы детей и уход из родительского дома – смерть одного из супругов);
  • разные обязанности членов одной группы (папа зарабатывает, мама хранит домашний очаг и занимается детьми, дети ходят в сад или учатся в школе);
  • формирование особенных для своей семьи ценностей и правил;
  • эмоциональные взаимоотношения (нежность, забота, любовь).
Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий