Приветствие в исламе

Кого нежелательно или запрещено приветствовать

Мужчине нежелательно приветствовать постороннюю (т.е. брак с которой по нормам Ислама ему не запрещён) женщину, за исключением престарелой или же с неприятной внешностью, не вызывающей дурных помыслов: приветствие их обеих не порицается.

В шафиитском мазхабе положение в отношении приветствия женщины немного отличается. Так, например, мужчине порицается приветствовать молодую женщину, если та одна. Ей же при таких обстоятельствах запрещено как приветствовать, так и отвечать на приветствие мужчины. А если женщина будет не одна, а в сопровождении других мужчин или женщин, то положение относительно её приветствия такое же, как и в отношении приветствия мужчины.

Что же касается близких родственниц, с которыми ему запрещено вступать в брак, то их желательно приветствовать так же, как и других своих домочадцев.

Нежелательно приветствовать находящегося в бане, нагого, того, кто занят чем-нибудь, что может ему помешать ответить на приветствие.

По мнению ханафитских и ханбалитских учёных салям нежелательно давать и читающему Кyр`ан вслух, тогда как в шафиитском и маликитском мазхабах вовсе нежелательно приветствовать читающего Кyр`ан, даже если он читает его про себя, а также того, кто поминает Всевышнего (читает зикр), молит Всевышнего, читает намаз, ест или пьёт.

Ещё порицается приветствовать изучающего и обучающего религиозным наукам, муэдзина во время оглашения призыва на молитву (азана и икамата), судье во время судебного процесса, лектору во время чтения лекции (проповеди).

В шафиитском мазхабе не порицается приветствовать всех вышеупомянутых, за исключением нечестивца (фасик), открыто совершающего грехи: его приветствовать грешно. С таким нечестивцем можно здороваться лишь в том случае, если при отсутствии приветствия существует реальная угроза здоровью или жизни. Порицается также приветствовать того, кто слушает проповедь.

Всем тем, кого было нежелательно приветствовать, не вменяется в обязанность отвечать на приветствие.

Порицается приветствовать того, кто занимается обучением или слушанием религиозных наук.

Относительно желательности и нежелательности приветствия употребляющего пищу в мазхабах есть расхождения. Так, согласно ханафитскому мазхабу, желательно приветствовать кушающего, если приветствующий и сам рассчитывает пообедать вместе с приветствуемым, в противном случае – нежелательно. Шафииты говорят, что давать салям обедающему можно, но отвечать на салям не вменяется в обязанность, если принимающий пищу не в состоянии ответить, например, из-за наличия еды в ротовой полости. Маликиты говорят, что не порицается приветствовать обедающего. В ханбалитском мазхабе учёные разошлись на два равнозначных мнения: порицается и не порицается.

Приветствие мусульман: традиции и особенности

1. Ассаляму алейкум (Ассаламу алейком) — это одно из наиболее распространенных приветствий, которое применяется среди мусульман. Оно означает «Мир вам» и используется для приветствия как мужчин, так и женщин. Ответом на это приветствие может быть ва алейкум ассалям (ва алейком ассалам), что значит «И на вас мир». Это очень вежливое приветствие и его использование будет оценено мусульманами.

2. Мусульмане часто приветствуют друг друга с помощью жеста рук, который называется «Салам». Этот жест включает в себя поднятие и сложение ладоней у груди и небольшой наклон головы. Он символизирует мирное намерение и уважение к другому человеку.

3

Важно помнить о религиозных обычаях и правилах, связанных с приветствием. Например, мусульманские мужчины и женщины могут айнить приветствовать только со своими руками или подавать руку людям своего пола

Поэтому, если вы мужчина, не стоит напрашиваться на рукопожатие с мусульманской женщиной, если она не инициирует это сама.

4. При приветствии мусульман желательно использовать формулировки, которые учитывают религиозные аспекты. Например, можно использовать «Ассаляму алейкум», «Мир вам», «Алейкуму ассалям», «И на вас мир» и т.д. Такие формулировки показывают ваше уважение к вере и традициям мусульманского сообщества.

5. Запомните, что каждая страна и регион может иметь свои особенности в приветствии. Например, в некоторых странах мусульмане могут приветствовать друг друга с помощью поцелуев на щеки или обычных рукопожатий

Поэтому при общении с мусульманами из разных культур важно учитывать их традиции и приветствовать их в соответствии с этими особенностями

Важно помнить, что каждый человек уникален, и этикетные правила могут различаться в зависимости от конкретной ситуации и отношений между людьми. Лучший способ проявить уважение и понимание — вежливо общаться и быть открытыми к обычаям и традициям других людей

Положения связанные с приветствием

Пред тем как поприветствовать людей в мечети, мусульмане должны совершить молитву тахияту ль-масджид (приветствие мечети).

Мусульманам нельзя первым приветствовать:

  • Мужчинам — незнакомых девушек, молодых женщин.
  • Читающих молитву (намаз), проповедь (хутба) либо Коран.
  • Совершающего поминание Аллаха (зикр) или произносящего проповедь.
  • Муэдзина, призывающего к молитве (азан или икамат).
  • Человека, принимающего пищу или отправляющего естественную нужду.
  • Человека, совершающего грех.

Первыми должны приветствовать: старший — младшего, горожанин — сельского жителя, всадник — пешего, стоящий — сидящего, хозяин — прислугу, отец — сына, мать — свою дочь.

Пользы от приветствия

Тот мусульманин, который первым здоровается с другим, будет самым близким Всевышнему Аллаху – об этом сказано в хадисе, переданном Абу Даудом в его сборнике от Абу Умамы Судайй ибн Аджлян аль-Бахили.

Приветствие в Исламе – это сунна, и эта сунна может быть персональной или суннату-айн, и тогда салям дает один человек, а может быть и суннату-кифая или коллективной, и тогда приветствие выполняет группа, даже если салям дает из этой группы только один человек, все равно приветствие будет исполнено. Но лучше, если салям произнесут все члены этой группы, и каждый из мусульман, кто произнес его, получит за совершение сунны воздаяние.

Этикет во время первого приветствия

При встрече с мусульманами важно помнить о некоторых правилах этикета и показать им доброе отношение. 1

Важно быть вежливым и добрым. Говорите «здравствуйте» или «привет» при первом приветствии и не забудьте улыбнуться, чтобы создать приятную атмосферу

1

Важно быть вежливым и добрым. Говорите «здравствуйте» или «привет» при первом приветствии и не забудьте улыбнуться, чтобы создать приятную атмосферу

2. Произнесите ассаламу алейкум. Это приветствие на арабском языке, что означает «мир вам». Многие мусульмане рады услышать это приветствие от немусульман.

3. Будьте внимательны к культурным различиям. Во время первого приветствия старайтесь сохранять подходящую дистанцию, не трогайте друг друга без явного разрешения и избегайте интимных вопросов.

4. Постарайтесь создать радушную и дружелюбную атмосферу. Пригласите мусульман на чашку чая или кофе, чтобы продолжить разговор и поддерживать приятную беседу.

5. Уважайте их религиозные обычаи. Если вам предлагают помолиться или проходить через молитвенное время, проявите уважение и позвольте им выполнить свои религиозные обязанности.

6. Предложите свои услуги. Если у вас есть возможность помочь в чем-то или предложить какие-либо услуги, не стесняйтесь сделать это. Мусульмане ценят доброту и взаимопомощь.

7. Будьте толерантными и открытыми. Уважайте мусульманскую культуру и веру, не высказывайте неподходящих комментариев и не ставьте их в неловкое положение своими вопросами или замечаниями.

Соблюдая эти простые правила, вы создадите комфортную и дружелюбную атмосферу при первом приветствии мусульман. Помните, что приветствие «салам» или «ассаламу алейкум» – это прекрасный способ начать разговор и поделиться добром с другими людьми.

Приветствие в Исламе

В Исламе также существует приветствие, специфичное для определенных временных рамок. Например, во время месяца рамадан, мусульмане обычно говорят «рамадан мубарак» (мубарак — добро), что в переводе означает «благословенный месяц рамадан». Это приветствие используется для поздравления с наступлением этого святого периода.

Однако, в повседневной жизни мусульман простое «привет» или «здравствуйте» также считается адекватными приветствиями

Важно помнить, что в Исламе уделяется большое внимание вежливости и благопристойности, поэтому при общении с мусульманами рекомендуется поддерживать дружелюбную и уважительную атмосферу

Правильное приветствие в Исламе — это не только формальное выражение, но и отражение внутреннего мира и намерений. Таким образом, правильное приветствие способствует созданию гармонии и доброжелательности в общении между мусульманами и между мусульманами и немусульманами.

Использование формы «ас-саламу ‘алейкум»

В исламе приветствие «ас-саламу ‘алейкум» (ассаламу алейкум) имеет особое значение. Это арабское выражение, которое переводится как «мир вам» или «мир, добро и благословение вам».

Для мусульман использование этой формы приветствия считается важным проявлением их веры и уважения к другим людям. Когда вы обращаетесь к мусульману с «ас-саламу ‘алейкум», вы пожелаете ему мира, добра и благословения.

Приветствие «ас-саламу ‘алейкум» является неотъемлемой частью мусульманской культуры и традиции, и его использование принято всегда и везде. Это особенно актуально во время рамадана — мусульманского месяца поста и покаяния.

Мусульмане обычно отвечают на приветствие «ас-саламу ‘алейкум» словами «уалейкум ас-салам» (уолейкум ассалам), что означает «и вам мир». Это еще один способ пожелать мира и добра другому человеку.

Использование формы «ас-саламу ‘алейкум» демонстрирует ваше уважение к мусульманской культуре и исламским традициям. Если вы хотите проявить вежливость и доброту к мусульманам, используйте это приветствие при общении с ними.

Улыбка и рукопожатие

Однако, если вы не мусульманин, при встрече с мусульманом вы можете использовать общеизвестное приветствие здравствуйте.

Важно помнить, что для мусульман добро и мир являются основополагающими понятиями, поэтому приветствие должно быть доброжелательным и вежливым. Вы можете также сказать ассаламу алейкум (мир вам) в качестве формы приветствия, но это необязательно

При знакомстве с мусульманами допустимо подавать руку для рукопожатия, однако, если мусульманский мужчина не протягивает вам руку, лучше почитать его традиции и приветствовать его нежным наклоном головы.

Как правильно поздороваться с мужчиной по мусульманской традиции

Мусульманская культура имеет свои особенности и правила этикета, которые стоит учитывать, встречаясь с мужчиной. Правильное приветствие поможет создать дружелюбную и вежливую атмосферу общения. Вот несколько советов о том, как правильно поздороваться с мужчиной по мусульманской традиции.

1. Используйте приветствие «Ассаляму ‘алайкум»

Одним из самых распространенных и универсальных способов приветствия мужчины по мусульманской традиции является фраза «Ассаляму ‘алайкум», что в переводе на русский язык означает «мир вам». Это приветствие является положительным и вежливым, и его можно использовать в любых ситуациях.

2. Пожимайте руку

В мусульманской культуре пожимание рук считается нормой во время приветствия. Если мужчина протягивает вам руку, вежливо пожмите ее себе и скажите «Ассаляму ‘алайкум». При этом стоит помнить, что женщине не рекомендуется первой протягивать руку мужчине, так как это может быть неприемлемым для некоторых мусульманских мужчин.

Важно помнить, что некоторые мусульманские мужчины придерживаются более консервативных традиций, поэтому встречайтесь с ними внимательно и с уважением к их культуре. Знание основных правил этикета поможет вам создать комфортную атмосферу общения и проявить уважение к собеседнику

Общие правила общения для мусульман

У мусульман особые отношения с единоверцами. Пророк Мухаммад сказал: «Где люди, которые полюбили друг друга ради Моего величия?! Сегодня они будут находиться в Моей тени, в день, когда нет другой тени, кроме Моей». Высшей степени единения невозможно достичь, если не соблюдать установленные правила общения.

Мусульманский этикет предписывает верующим скромность и кротость. Без этих качеств не предстать перед Всевышним. Сказано: «Тот, в ком есть хоть маленькая частица высокомерия, не войдет в Рай».

Желайте единоверцам того же, что хотели бы для себя. Ведите себя соответственно. Представьте, какое общение вам было бы неприятно, и не допускайте такого поведения. Запомните слова: «Не будет совершенной вера ни у кого из вас, пока он не пожелает брату по вере того, что желает и себе». Будьте справедливы к остальным больше, чем по отношению к себе.

Будьте готовы прийти на помощь к любому, вне зависимости от его деяний. Доброжелательность и милосердие – важные качества для истинно верующего. В хадисах говорится: «Аллах любит добродушного человека, с которым легко ладить». Только когда вы уверены, что вашу помощь обратят во зло, не нужно оказывать услугу.

Уважайте пожилых, а о тех, кто моложе, заботьтесь, ведь сказано: «Тот, кто неуважительно относится к старшим и немилосерден к младшим, не из нас». Старайтесь найти общие темы. Тех, кто выше вас по должности и почитаем верующими, уважайте вдвойне. Пророк Мухаммад говорил: «Когда к вам придет почитаемый в народе человек, отнеситесь к нему уважением». В случаях, когда высокопоставленные люди благосклонны к вам, используйте их великодушие, чтобы помогать нуждающимся.

А вот с теми, кто оговаривает людей, исламский этикет предписывает вести себя осторожно. Старайтесь ограничить общение с нехорошими людьми, но не ругайтесь с ними. Сказано в хадисах: «В Судный день перед Аллахом самым плохим человеком является тот, с которым люди, боясь его вреда, стараются обходиться по-хорошему»

Сказано в хадисах: «В Судный день перед Аллахом самым плохим человеком является тот, с которым люди, боясь его вреда, стараются обходиться по-хорошему».

Если у вас есть такая возможность, старайтесь мирить тех, кто ссорится. Пророк Мухаммад говорил: «Хотите, я скажу вам, что дороже намаза, поста и раздачи милостыни? «Да, скажи», – ответили сподвижники. Тогда он продолжил: «Это примирение людей. А разрыв отношений между ними, разлад сбривает религию».

Обязательно говорите салам и жмите друг другу руки. Наставляйте единоверцев, если они обратились за поддержкой. Сказано: «Тот, кто помог в нужде своему брату по вере, подобен человеку, который служил Всевышнему Аллаху всю жизнь», и также говорится: «Самое лучшее и одобряемое Аллахом деяние – это вселить радость в сердце верующего».

Во время беседы с другим человеком, помните следующие правила:

  • говорите так, чтобы вас было слышно всем, кто находится в помещении, но не очень громко, также следите за мимикой;
  • разговор должен начинать тот, кто старше, иначе это будет считаться проявлением неуважения;
  • не сквернословьте, говорите культурно;
  • не бойтесь признавать своих ошибок при разговоре;
  • к тем, кто старше вас, обращайтесь на «Вы».

Нельзя оставаться равнодушным, если с другим мусульманином происходит беда. Сделайте все, чтобы защитить его, ведь это – прямой путь в Рай: «Кто бы ни защитил мусульманина, эта защита станет ему в Судный день преградой между ним и огнем Ада».

Мусульманский этикет предписывает верующим просить милость Аллаха для чихнувшего и посещать людей, которым нездоровится. Обратитесь к Всевышнему, чтобы он помог выздороветь заболевшему.

Умершему мусульманину обязательно воздайте почести и проводите в последний путь, как это предписано в Коране. В хадисе сказано: «Кто бы ни сопровождал покойного мусульманина, тот получит вознаграждение, равное по величине горе Ухуд. Если он будет стоять рядом, пока не похоронят, то он получит вознаграждение, равное двум горам Ухуд».

Виды

Концепция харама была детально разработана поздними мусульманскими богословами, выделив его в два вида:

  1. харам зульми – совершая его, человек наносит вред не самому себе, а постороннему человеку или людям, и подобным примером харама является кража.
  2. харам гайри-зульми – совершая его, человек наносит вред самому себе, и примером того является употребление продуктов, которые подпадают под категорию недозволенных.

По канонам ислама, тот, кто совершит харам зульми и поклянется, что не будет совершать такого впредь, получит прощение Всевышнего Аллаха, если у него будет прощение человека, которому он причинил вред. А тот, кто совершил харам гайри-зульми, должен покаяться и заречься не совершать такого впредь, и тогда есть надежда для него на прощение Всевышнего Аллаха.

Также харам может подразделяться на следующие виды:

  • вид харам бизатихи включает в себя такие деяние или вещи, которые являются запретными по своей сути – это воровство, убийство или прелюбодеяние.
  • вид харам лигайрихи включает в себя вещи или деяния, которые способны привести к греху перед Аллахом. К такой категории относится запрет смотреть на участки тела женщины, являющиеся запретными, поскольку такое деяние способно привести к греховному деянию, каким является прелюбодеяние.

Формы выражения запрета

Харам в исламе или запрет имеет следующие формы или способы выражения:

  • о запрете может быть сказано дословно, как в Священном Коране: «Вам запрещено (есть) мертвечину, кровь, свинину, а также то, что заколото без упоминания имени Аллаха…» (сура Аль-Анам (Скот), 145-й).
  • запрет может выражаться в отмене разрешенности, как в словах «Отныне и впредь тебе не дозволено», когда сказано о запрете отныне для мусульман большого количества жен.
  • запрет может выражаться в призыве воздержаться от совершения чего-либо.
  • непосредственное запрещения совершения каких-то действий, которые характеризуются как скверные и те, что внушает человеку шайтан.

Аяты Корана о действиях, подпадающий под харам

Приводится ряд аятов Корана, в тексте которых перечислены деяния харам:

  • в аяте 2:173 Священного Корана сказано о запрете есть мертвечину, свиное мясо, кровь, а также мясо тех животных, которые были умерщвлены без произнесения над ними имени Всевышнего Аллаха. Также в этом аяте сказано, что если у человека такая ситуация в жизни, что он был вынужден съесть что-то из того, что запрещает Аллах, то не будет на нем греха.
  • в аяте 5:3 Священного Корана сказано также о том, что запрещено есть, упоминается также мясо животных удавленных, забитых палками, умерших при падении, заколотых рогами, убитых хищниками «если только вы не заколете ее по предписаниям, – и то, что заколото на жертвенниках» (сура Аль-Маида | Трапеза, 3-й аят). Помимо пищевых запретов в этом аяте упомянуты и запрет на предсказывание будущего. И также упомянуто, что съеденное в вынужденной ситуации, а не по причине того, что человек склонен к совершению греха, может заслужить прощение Аллаха.
  • в аяте 5:90 Корана упомянуто, что запрещено употреблять опьяняющие напитки, совершать жертвоприношения или майсир на жертвенниках из камня, а также заниматься гаданиями на стрелах.
  • в аяте 6:145 Книги Аллаха также сказано все вышеупомянутое, и в этом аяте Всевышний Аллах призывает Пророка Мухаммеда ﷺ сказать это верующим.
  • в аяте 22:30 Священной Книги Аллаха указано, что мусульманам следует избегать скверны идолов и лживых речей.
  • в аятах 4:23-24 Священного Корана приведены запреты касательно семейной жизни и женитьбы мусульман: «Запретны вам в качестве жен ваши матери, дочери, сестры, тетки со стороны отца, тетки со стороны матери, дочери брата, дочери сестры, молочные матери, молочные сестры, матери ваших жен, падчерицы – ваши воспитанницы, с матерями которых вы сошлись…» (сура Ан-Ниса (Женщины), 23-й аят), а также указаны еще другие нюансы касательно женитьбы мусульманина.

По исламу, если действие или вещь подпадают под понятие харам, то разрешенным или халяль его считать нельзя, иначе это будет расценено как неверие и выведет мусульманина из ислама и отдалит его от Аллаха. Если человек совершает запретное деяние, то он приобретет грех перед Аллахом, а если человек будет избегать то, что запретно, и этим совершит угодное Аллаху деяние, то он получит прибыль и вознаграждение от Аллаха.

Обязательно ли приветствовать друг друга?

Ханафитский мазхаб в ряде случаев считает салям обязательным по Исламу: всадник или тот, кто находится за рулем, обязательно должен произносить салям, если встретится с пешим в местности пустынной или безлюдной. Таким приветствием он словно дает понять встречному пешему, что злых намерений у него нет и настроен он доброжелательно.

Шафиитский и ханафитский мазхабы считают, что в Исламе сунна зачитывается в приветствии только если используются слова «салямун алейкум» или «ас-саляму алейкум», даже если оно произносится одному человеку. Мусульманин не только своего брата по вере приветствует, но и тех ангелов-хранителей, который приставлены к нему, а также тех ангелов, которые приставлены к человеку для того, чтобы вести учет всех его деяний в жизни.

Маликитский мазхаб придерживается мнения, что салям не будет засчитан, если слова приветствия будут хотя бы немного изменены: будет сказано «ва салямун аляйкум» вместо «ас-саляму аляйкум».

Ханбалитский мазхаб считает, что салям будет засчитан и в единственном числе, то есть если его формулировка будет как «ас-саляму алейка».

Отвечать на приветствие — обязанность в Исламе

Приветствие в Исламе – это сунна, а вот ответ на него в Исламе – это уже фарз (фард), поскольку в Священной Книге Коран было сказано, что если мусульманина приветствуют, то ответить лучше более полным или минимум таким же приветствием, каким здоровался с вами другой мусульманин. И все это принимается в расчет Всевышним Аллахом.

Отвечать на приветствие – это фарз-уль-айн по Исламу или персональная обязанность, если поприветствовали только одного мусульманина, а если приветствие прозвучало для нескольких мусульман, то это уже фарз-уль-кифая или коллективная обязанность, то есть ответить на приветствие, прозвучавшее для коллектива, достаточно только одному человеку, и если все остальные промолчат, то на них не будет от этого греха. Но если никто из этой группы мусульман не ответит, то грех падет на всех из этой группы, и всем им придется совершить покаяние.

На салям следует отвечать сразу же, как только он будет принесен, и нельзя откладывать ответ, если нет на это причины: ответ следует говорить ясно и четко, чтобы его услышал тот, кто произнес приветствие, и если этот человек не услышал ответ, то за мусульманином остается незасчитанной обязанность ответить на салям.

Может случиться так, что человек, который поприветствовал слабослышащий или глухой, и тогда ответить следует жестом или мимикой так, чтобы он понял, что вы отвечаете ему.

На приветствие по Исламу можно ответить коротко – формой «уа-алейкум ас-салям», но мусульманин должен не забывать, что аят 86 четвертой суры Священной Книги Коран гласит, что в полной форме ответ на приветствие всегда будет лучше, чем в краткой: «Когда вас приветствуют, отвечайте еще лучшим приветствием или тем же самым. Воистину, Аллах подсчитывает всякую вещь«.

О чем должен знать каждый верующий

Что значит прощание в исламе и почему оно важно?
В исламе прощание имеет важное значение и рассматривается как одна из характеристик благочестия ивамуки для искренней веры. Прощение – это процесс освобождения сердца от гнева, обид, злобы, обид и ревности

Оно способствует поддержанию душевного равновесия и гармонии не только в личной жизни, но и в обществе в целом. Прощание также является одной из форм милосердия и частью практики привычки прощать других.
Какое значение имеет прощание в исламе?
Прощание имеет важное значение в исламе. В Коране говорится: «И поспешайте к прощению от Вашего Господа и к Раю, размер которого равен небу и земле, приготовленный для праведных» (3:133). Прощение помогает нам очищаться от грехов и получать милость Аллаха. Пророк Мухаммад (мир ему) также наставлял своих последователей прощать друг друга и искать прощения у Аллаха. В одном из хадисов говорится: «Не будет абдуллаха таким, который не будет прощать и не будет искать прощения » (Абу Давуд 4917).
Какие примеры прощания в исламе можно найти в жизни пророка Мухаммада (мир ему)?
Пророк Мухаммад (мир ему) был примером прощения и милосердия. Во время завоевания Мекки, когда вышло время мести за причиненные обиды, пророк объявил амнистию и простил своих врагов, которые преследовали его и его последователей. Он сказал: «Пойдите, вы свободны». Это был акт милосердия и прощения, который показал пример того, как следовать исламским наставлениям по прощению и миролюбию.
Что говорит Коран о прощении?
В Коране есть много стихов, подчеркивающих важность прощения. Например, в Сурах Аз-Зумар (39:53), сказано: «Скажи: «О рабы Мои! Только вы мои же рабы, Которые превратили дела свои во вред свой… Не отчаивайтесь от милосердия Аллаха. Аллах все прощает грехи». Коран также призывает нас прощать друг друга. В Сурах Али Имран (3:134) говорится: «Тем, кто великодушит и прощает, Аллах любит таковых».

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий