Программное содержание, подготовка к проведению урока
Подготовка занятия включает подбор необходимых материалов для рисования (бумага необходимой формы, размера, цвета, краски, карандаши, кисти, тряпочки, баночки), образца, замена испорченных принадлежностей и т. д.
На подготовительном этапе следует привлекать к помощи малышей. Деткам до пяти лет можно поручать раскладывание кистей, детям постарше – наливание воды, составление красок. Также самых старших можно просить затачивать сломанные карандаши, проверять все принадлежности на целостность и т. д.
В зависимости от содержания программы определяется сложность заданий. Например, во время рисования игрушки задача воспитателя так разместить предмет, чтобы показать и подчеркнуть главные детали. Необходимо выбирать предмет, состоящий из простых элементов.
Важно! На каждом этапе объяснений нужно точно, неторопливо, четко показывать все движения и одновременно пояснять их. Составляя конспект занятия, нужно продумывать расстановку столов, выбор дежурных, которые будут раздавать инвентарь и убирать их после занятия
Составляя конспект занятия, нужно продумывать расстановку столов, выбор дежурных, которые будут раздавать инвентарь и убирать их после занятия.
Рисование по замыслу в детском саду
Обучение навыкам изобразительного искусства направлено на развитие активности, самостоятельности в творческой сфере. Для этого малышей учат видеть окружающие предметы и явления, стараются развить у них эстетическое восприятие природы и событий, а также эмоциональную отзывчивость.
Что под этим подразумевается
Рисование по замыслу в младшей, старшей и подготовительной группе – это важный вид творческой деятельности. Воспитатель заботливо руководит детьми, направляет, поощряя инициативу. Также он следит, чтобы дети друг другу не мешали.
Рисунки природы
Когда ребенок переходит к замыслу, задача воспитателя – следить, чтобы малыш смог передать его на листе. Малышам помогают вызывать созданный образ в памяти и подчеркивать ключевые признаки. В процессе занятий детей приучают достигать цели, ни на что не отвлекаясь.
Внимание! Обучение техники рисования не выделяется в отдельные занятия. Все это интегрируется в таких уроках во время обучения рисованию времен года (весны, зимы, лета, осени), изображению праздников, рисованию родного дома и т
д
Все это интегрируется в таких уроках во время обучения рисованию времен года (весны, зимы, лета, осени), изображению праздников, рисованию родного дома и т. д.
Конспект занятия по рисованию в старшей группе
Конспект занятия по рисованию «Ёжик» в старшей группе
Образовательная область: художественно – эстетическое развитиеИнтеграция образовательных областей: социально – коммуникативное развитие, познавательное развитие, физическое развитие . Виды детской деятельности: игровая, продуктивная, коммуникативная. Цели: знакомить с названиями животных, местом их обитания, развивать мышление, учить передавать характерные черты животного в рисунке, составлять композицию. Материал и оборудование: мяч, интерактивная доска, музыка «Медведь и заяц» для физ.минутки, картинки с изображением животных леса, пищи, которую употребляют животные, игрушка ёжик, листы бумаги А4, цветные карандаши, краски, кисти, баночки для воды, салфетки.
Содержание организованной образовательной деятельности детей:
Знакомство с животными леса. Дети заходят в группу и образуют круг, воспитатель берет мяч и объясняет правила, тот ребенок, которому кинут мяч – отвечает на вопрос воспитателя:
-Какое время года сейчас?
-Какой месяц?
-На улице холодно или тепло?
-Какую одежду надевают люди в холодную погоду?
-Людям зимой тепло, потому что они одеты в теплую одежду. А зверям зимой тепло?
-Что их согревает?
-Каких животных вы знаете? (ответы детей).
Воспитатель: Мы познакомимся с животными леса. Как называются эти животные?
Дети называют диких животных, живущих в лесу, воспитатель демонстрирует картинки с изображением названных животных.
Это дикие животные, как вы думаете, почему они так называются? Они сами добывают себе корм, строят жилища, заботятся о детенышах.
Дидактическая игра. Воспитатель предлагает детям пройти на их места за столы. Воспитатель: «А кого лесных животных мы с вами будем рисовать, вы узнаете, если отгадаете загадку: Шубка – иголки, Свернется он – колкий, Рукой не возьмешь. Кто это? (ёж)».
После отгадывания, воспитатель показывает детям игрушку ёжика, проходит описание животного по вопросам:
Какой ёж? (цвет, размер).
У ежа иголки, он какой? (Колючий).
Что делает ёж? (фыркает).
Воспитатель: А теперь ребята, поиграем в игру, и узнаем, что же съедобного он может найти себе в лесу, посмотрите все на доску.
На интерактивной доске появляется картинка с изображением ежа и разнообразной пищи (яблоки, ягоды, грибы, черви, мышь, молоко, лимон, хлеб).
Физ.минутка. Воспитатель приглашает детей поиграть в игру «Медведь и заяц» в сопровождении музыки.
Рисование. Воспитатель показывает картинки с изображением ежа под листочком или грибочком, с яблоком на колючке, возле норы, предлагает нарисовать ежа в любой композиции (выбрать алгоритм).
Дети рисуют, используя алгоритм рисования. Воспитатель контролирует работу детей, помогает затрудняющимся.
Лепка
Развивать творчество детей. Формировать умение свободно использовать для создания образов предметов, объектов природы, сказочных персонажей разнообразные приемы, усвоенные ранее; передавать форму основной части и других частей, их пропорции, позу, характерные особенности изображаемых объектов; обрабатывать поверхность формы движениями пальцев и стекой.
Продолжать формировать умение передавать характерные движения человека и животных, создавать выразительные образы (птичка подняла крылышки, приготовилась лететь; козлик скачет, девочка танцует; дети делают гимнастику – коллективная композиция).
Развивать умение создавать скульптурные группы из 2–3 фигур, чувство композиции, умение передавать пропорции предметов, их соотношение по величине, выразительность поз, движений, деталей.
Рисование
Предметное рисование.
Продолжать совершенствовать умение передавать в рисунке образы предметов, персонажей литературных произведений
Обращать внимание детей на отличия предметов по форме, величине, пропорциям частей; побуждать их передавать эти отличия в рисунках. Учить детей передавать расположение предметов на листе бумаги, обращать внимание детей на то, что предметы могут по-разному располагаться на плоскости (стоять, лежать, двигаться, быть в разных позах и т
д.). Способствовать овладению композиционными умениями: учить располагать предмет на листе с учетом его пропорций (если предмет вытянут в высоту, располагать его на листе по вертикали; если он вытянут в ширину, например, не очень высокий, но длинный дом, располагать его по горизонтали). Закреплять способы и приемы рисования различными изобразительными материалами (цветные карандаши, гуашь, акварель, цветные мелки, пастель, сангина, угольный карандаш, фломастеры, разнообразные кисти и т.п). Вырабатывать навыки рисования контура предмета простым карандашом с легким нажимом, без жестких, грубых линий, пачкающих рисунок. При рисовании карандашами учить передавать оттенки цвета, регулируя нажим на карандаш. В карандашном исполнении дети могут, регулируя нажим, передать до трех оттенков цвета. Учить рисовать акварелью в соответствии с ее спецификой (прозрачностью и легкостью цвета, плавностью перехода одного цвета в другой). Учить детей рисовать кистью разными способами: широкие линии – всем ворсом, тонкие – концом кисти; наносить мазки, прикладывая кисть всем ворсом к бумаге, рисовать концом кисти мелкие пятнышки. Закреплять знания об уже известных цветах, знакомить с новыми цветами (фиолетовый) и оттенками (голубой, розовый, светло-зеленый, сиреневый), развивать чувство цвета. Учить смешивать краски для получения новых цветов и оттенков (при рисовании гуашью) и высветлять цвет, добавляя в краску воду (при рисовании акварелью).Сюжетное рисование.
Учить детей создавать сюжетные композиции на темы окружающей жизни и на темы литературных произведений («Кого встретил Колобок», «Два жадных медвежонка», «Где обедал воробей?» и др.). Развивать композиционные умения, учить располагать изображения на полосе внизу листа, по всему листу. Обращать внимание детей на соотношение по величине разных предметов в сюжете (дома большие, деревья высокие и низкие; люди меньше домов, но больше растущих на лугу цветов). Учить располагать на рисунке предметы так, чтобы они загораживали друг друга (растущие перед домом деревья и частично его загораживающие и т.п.).Декоративное рисование.
Продолжать знакомить детей с изделиями народных промыслов, закреплять и углублять знания о дымковской и филимоновской игрушках и их росписи; предлагать создавать изображения по мотивам народной декоративной росписи, знакомить с ее цветовым строем и элементами композиции, добиваться большего разнообразия используемых элементов. Продолжать знакомить с городецкой росписью, ее цветовым решением, спецификой создания декоративных цветов (как правило, не чистых тонов, а оттенков), учить использовать для украшения оживки. Познакомить с росписью Полхов-Майдана. Включать городецкую и полхов-майданскую роспись в творческую работу детей, помогать осваивать специфику этих видов росписи. Знакомить с региональным (местным) декоративным искусством. Учить составлять узоры по мотивам городецкой, полхов-майданской, гжельской росписи; знакомить с характерными элементами (бутоны, цветы, листья, травка, усики, завитки, оживки). Учить создавать узоры на листах в форме народного изделия (поднос, солонка, чашка, розетка и др.). Для развития творчества в декоративной деятельности использовать декоративные ткани. Предоставлять детям бумагу в форме одежды и головных уборов (кокошник, платок, свитер и др.), предметов быта (салфетка, полотенце) для украшения. Учить ритмично располагать узор. Предлагать расписывать бумажные силуэты и объемные фигуры.
Технологические карты выполнения рисунков транспорта
В 5–6 лет дети создают картинки машин на основе знакомых им геометрических фигур.
Таблица: схемы выполнения рисунков транспорта для старшей группы
Тема | Схема работы |
«Грузовик» |
|
«Легковая машина» |
|
«Пожарная машина» |
|
Видео: мастер-класс по рисованию корабля
Рисование доставляет ребятам особую радость, ведь творческой работой они выражают себя, демонстрируют свои знания по теме. Тем более если тема такая актуальная — транспорт, с которым дети встречаются повсюду, в том числе и в играх, мультфильмах. Однако даже притом, что эти темы дошколятам нравятся, и они работают с удовольствием, нельзя проигнорировать учебно-воспитательные задачи, которые ставятся перед каждым уроком по теме, а значит, тщательную методическую подготовку к занятиям.
Порядок выполнения рисунков
Дети рисуют на тему «Моя любимая сказка» карандашами и красками. На занятии в старшей группе рекомендуется отрабатывать умение делать набросок — классические техники рисования опираются на него.
Поэтапное рисование по мотивам сказки В. Г. Сутеева «Мешок яблок»
Рисование карандашного наброска: голова и туловище зайца в виде геометрических фигур.
Штриховка внутри контуров.
Растушёвка. Необязательный этап, но ознакомиться с этим приёмом рисования детям следует.
Прорисовка контуров и мелких деталей. Используется тот же простой карандаш, но рисовать нужно с усиленным нажимом.
Прорисовка деталей: ушки, лицо.
Рисование атрибута персонажа. Это может быть усложнённым заданием для одарённых детей.
Поэтапное рисование по мотивам сказки Д. Н. Мамина-Сибиряка «Серая Шейка»
Карандашный набросок можно сделать для фигуры в движении. Например, Серая Шейка взмахнула крыльями.
Закрашивание цветными карандашами. Направление штриховки изменяется на различных частях объекта.
Обводка простым или чёрным карандашом, дополнение мелкими деталями (перья, глаз).
Цветными карандашами рисуются предметы второго плана. Например, пруд, камыш, берег.
Поэтапное рисование по мотивам сказки «Колобок»
Тонирование бумаги акварелью — в один цвет.
Обозначение земли и неба на листе — провести широкие полосы или отпечатать в технике монотипия по сырой акварели.
Рисование Колобка: окружность и закрашивание. По высохшей акварели дети рисуют гуашью — получается яркое изображение насыщенного цвета.
Детализация — тонкой кистью.
Поэтапное рисование по мотивам сказки «Репка»
Обозначение на бумаги линии горизонта. Заливка фона — небо и земля. Педагог показывает на примере пейзажных фотографий, что удачно выстраивается композиция, где полоска земли уже небесного пространства.
Рисование репки двумя цветами (корнеплод и ботва).
Рисование животного персонажа из сказки: собаки, кошки или мышки.
Детализация рисунка — тонкой кистью.
Видео: «Рисуем с Павликом Колобка из сказки»
Смотрите это видео на YouTube
Это видео — наглядная демонстрация того, как ребёнок учится воспроизводить образец. Взрослый показывает геометрические фигуры и идеальные элементы. У ребёнка получается похоже, но далеко не так ровно и аккуратно. Помните, детей необходимо хвалить за старание. Их рисунки никогда не будут такими, как схемы и образцы. Но они точно будут уникальны и неповторимы.
Фотогалерея: рисунки в нетрадиционных техниках
Рисование любимых сказочных персонажей и сюжетов развивает в детях творческие навыки. Однако занятие «Мои любимые сказки» не обособлено в образовательном процессе, а является частью изучения интереснейшей темы.
Публикация «Конспект ОД „Рисование по замыслу“ с детьми 5–6 лет» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Рисование по замыслу и по представлению
- Рисование. Все материалы
- Рисование. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2022
Задачи: – продолжать развивать умение детей задумывать содержание своего рисунка и доводить замысел до конца;
– развивать мышление, воображение, фантазию, образные представления;
– побуждать детей к проявлению креативности в рисунках;
– развивать умение закрашивать рисунки карандашами без пробелов;
– использовать при закрашивании рисунка разный нажим карандаша для отображения оттенков;
– развивать умение составлять небольшой рассказ о том, что нарисовали;
– формировать умение оценивать созданные изображения.
Материал: листы А – 4, цветные карандаши.
Ход ОД. Воспитатель: – Ребята, назовите, пожалуйста, кем работают ваши родители?
(Ответы детей).
– А кем бы вы хотели стать, когда вырастите? (Ответы детей).
– Мы с вами уже были и портными, и мастерами гончарного дела, и поварами, а сегодня я предложу вам побыть …. Кем, вы поймёте, когда отгадаете загадку.
У меня есть карандаш,
Разноцветная гуашь,
Акварель, палитра, кисть
И бумаги плотный лист
А ещё мольберт – треножник,
Потому что я ….
– Воспитатель: – Молодцы, правильно отгадали загадку. Хотите сегодня побыть настоящими художниками?
– Каким материалом может рисовать картины художник? (Дети перечисляют)
Воспитатель: – Вам предстоит отгадать ещё одну загадку, чтобы догадаться, каким материалом будете рисовать вы.
Жмутся в узеньком домишке
Разноцветные детишки.
Только выпусти на волю –
Где была пустота-
Появилась красота!
– Правильно, ребята, это цветные карандаши.
Вы сегодня нарисуете, кто, что хочет. Каждый из вас станет настоящим художником и создаст свою неповторимую картину. Вспомните, что вас заинтересовала при наблюдении в природе, какие эпизоды из сказок вам понравились, что вы любите кушать, …
Самомассаж шестигранным карандашом
Карандаш в руках катаю,
Между пальчиков верчу.
Непременно каждый пальчик
Быть послушным научу.
Воспитатель: – Подумайте ребята, чтобы каждый из вас хочет нарисовать.
Я знаю, что вы умеете красиво рисовать, как настоящие художники.
Давайте с вами скажем волшебные слова:
– Раз, два, повернись
И в художника ты превратись.
Дети занимают места за столами и приступают к работе.
Во время работы при необходимости воспитатель проводит индивидуальную работу.
Мои маленькие художники нарисовали и, что немаловажно, рассказали, что они нарисовали, составив небольшой рассказ о своём рисунке. В итоге у них получились картины с изображением “Осенняя берёза”, “Мама идёт с работы”, Русалочка в море”, “Радуга, “Наша дача”, “Дом в глухом лесу”, “Вечерний закат”, “Город Ковров в июле”, Осенний дождь”, “Девочка дышит свежим воздухом”, “Деревня” и “Робот в городе”
В итоге у них получились картины с изображением “Осенняя берёза”, “Мама идёт с работы”, Русалочка в море”, “Радуга, “Наша дача”, “Дом в глухом лесу”, “Вечерний закат”, “Город Ковров в июле”, Осенний дождь”, “Девочка дышит свежим воздухом”, “Деревня” и “Робот в городе”.
Спасибо за внимание и поддержку
Важные аспекты подготовки занятия
Для составления интересного и методически обоснованного занятия по рисованию на тему «Транспорт» нужно исходить из базовых принципов подготовки урока по этому виду изодеятельности.
В старшей группе занятие рисованием как отдельным видом изобразительной деятельности проводится два раза в неделю
На чём и чем рисовать
Транспорт обычно изображается на листах белой бумаги формата А4. Для коллективного рисунка может использоваться ватман, а для рисунка в паре — лист формата А3. Если для картинки нужна тонировка, то есть не белый фон, а, например, голубой под море для рисунка корабля, то эту работу выполняет педагог: либо сам, либо с помощью воспитанников, которые добавляют воду в краску, чтобы добиться нужного оттенка, а затем распределяют тон по всему листу. Несмотря на то что транспорт рисуется по знакомым, начиная со второй младшей группы, аналогиям с геометрическими фигурами — колёса — круги, кузов — прямоугольник, в старшей группе практикуется обрисовка шаблонов для отработки навыка прорисовки деталей. Поэтому в качестве подложки может выступать и готовый шаблон, который ребятам нужно детализировать и раскрасить.
Из инструментов самыми востребованными по-прежнему являются карандаши и гуашь. Например, для изображения машины скорой помощи лучше брать именно эти краски, ведь белый цвет машинки не будет так уж отчётливо виден в карандаше. В работе инструменты можно комбинировать в единой композиции. Например, нарисовать грузовик, раскрасить, а затем показать контуры чёрным фломастером или чёрной гелевой ручкой.
Для рисования особенно яркого игрушечного транспорта, например, Грузовичка Лёвы из одноимённого мультфильма, можно использовать восковые мелки.
В старшей группе дети используют тонкую кисточку для обрисовки контуров и толстую для заполнения изображения цветом
Рисование на тему «Транспорт» и другие изотехники
Чтобы увлечь ребят рисованием, в композицию можно включать дополнительные виды изодеятельности: аппликацию, пластилинографию. Так, в качестве колёс для грузовика или бульдозера могут использоваться ватные диски с прорисованным чёрным карандашом рисунком шин.
Рисованный кораблик можно дополнить мятой упаковочной бумагой, имитирующей море, и камушками, ракушками, чтобы показать побережье
Пластилиновые детали могут использоваться как для создания антуража (солнце, деревья и пр.), так и для конкретизации элементов, к примеру, рисунок диска шин машины можно выложить жгутиками из пластилина.
Оборудование и материалы
К материалам и оборудованию относятся следующие предметы:
- карандаши твердые;
- мягкие кисти. Для детей средних, младших групп лучше выбирать кисти с десятого по четырнадцатый номера. Для более старших деток – со второго по шестой и с двенадцатого по шестнадцатый;
- краски акварельные;
- гуашь. Начинать обучение рисованию следует с использования двух-трех цветов, а в дальнейшем – трех-четырех;
- баночка для промачивания кисточек;
- тряпочки для сбора лишней влаги и вытирания стола.
Рисование по замыслу акварелью
Внимание! Перед началом занятия необходимо проверить, чтобы все принадлежности были в наличии и в исправном состоянии
Рисование
Предметное рисование.
Совершенствовать умение изображать предметы по памяти и с натуры. Развивать наблюдательность, способность замечать характерные особенности предметов и передавать их средствами рисунка (форма, пропорции, расположение на листе бумаги).
Совершенствовать технику изображения. Продолжать развивать свободу и одновременно точность движений руки под контролем зрения, их плавность, ритмичность.
Расширять набор материалов, которые дети могут использовать в рисовании (гуашь, акварель, сухая и жирная пастель, сангина, угольный карандаш, гелевая ручка и др.). Предлагать соединять в одном рисунке разные материалы для создания выразительного образа
Направлять внимание детей на новые способы работы с уже знакомыми материалами (например, рисовать акварелью по сырому слою); разные способы создания фона для изображаемой картины: при рисовании акварелью и гуашью – до создания основного изображения; при рисовании пастелью и цветными карандашами фон может быть подготовлен как вначале, так и по завершении основного изображения
Продолжать формировать умение свободно владеть карандашом при выполнении линейного рисунка, упражнять в плавных поворотах руки при рисовании округлых линий, завитков в разном направлении (от веточки и от конца завитка к веточке, вертикально и горизонтально), учить осуществлять движение всей рукой при рисовании длинных линий, крупных форм, одними пальцами – при рисовании небольших форм и мелких деталей, коротких линий, штрихов, травки (хохлома), оживок (городец) и др.
Развивать умение видеть красоту созданного изображения и в передаче формы, плавности, слитности линий или их тонкости, изящности, ритмичности расположения линий и пятен, равномерности закрашивания рисунка; чувствовать плавные переходы оттенков цвета, получившиеся при равномерном закрашивании и регулировании нажима на карандаш.
Развивать представление о разнообразии цветов и оттенков, опираясь на реальную окраску предметов, декоративную роспись, сказочные сюжеты; учить создавать цвета и оттенки.
Постепенно подводить детей к обозначению цветов, включающих два оттенка (желто-зеленый, серо-голубой) или уподобленных природным (малиновый, персиковый и т. п.)
Обращать их внимание на изменчивость цвета предметов (например, в процессе роста помидоры зеленые, а созревшие – красные). Учить замечать изменение цвета в природе в связи с изменением погоды (небо голубое в солнечный день и серое – в пасмурный)
Развивать цветовое восприятие в целях обогащения колористической гаммы рисунка.
Закреплять умение детей различать оттенки цветов и передавать их в рисунке; развивать восприятие, способность наблюдать и сравнивать цвета окружающих предметов, явлений (нежно-зеленые, только что появившиеся листочки, бледно-зеленые стебли одуванчиков и их темно-зеленые листья и т. п.).
Сюжетное рисование.
Совершенствовать умение детей размещать изображения на листе в соответствии с их реальным расположением (ближе или дальше от рисующего; ближе к нижнему краю листа – передний план или дальше от него – задний план); передавать различия в величине изображаемых предметов (дерево высокое, цветок ниже дерева; воробышек маленький, ворона большая и т. п.). Формировать умение строить композицию рисунка; передавать движения людей и животных, растений, склоняющихся от ветра. Продолжать формировать умение передавать в рисунках как сюжеты народных сказок, так и авторских произведений (стихотворений, сказок, рассказов); проявлять самостоятельность в выборе темы, композиционного и цветового решения.
Декоративное рисование.
Продолжать развивать декоративное творчество; умение создавать узоры по мотивам народных росписей, уже знакомых детям и новых (городецкая, гжельская, хохломская, жостовская, мезенская роспись и др.). Формировать умение выделять и передавать цветовую гамму народного декоративного искусства определенного вида. Закреплять умение создавать композиции на листах бумаги разной формы, силуэтах предметов и игрушек; расписывать вылепленные детьми игрушки.