Формы и методы эстетического воспитания

Содержание эстетического воспитания

Процесс эстетического воспитания ребенка должен начинаться как можно раньше, буквально с первых дней его жизни, именно от этого зависит результативность воспитания. Чем раньше ребенок попадает в систему адресного эстетического воздействия, которое осуществляется при соблюдении ряда принципов, тем больше вероятность его эффективности. Правильно организованное эстетическое воспитание совмещает все виды деятельности ребенка и все стороны его жизни.

Современная система эстетического воспитания личности имеет следующие направления:

  1. Развитие у детей элементарных эстетических знаний, на базе которых в последующем формируются эстетические умения и навыки.
  2. Развитие способности испытывать эстетические переживания, формирование качеств, которые способствуют полноценному восприятию и оценке произведений искусства, а также получению удовольствия от их созерцания, прослушивания или обладания.
  3. Побуждение к развитию творческих способностей ребенка, заложенных в нем от рождения.

Эстетически развитая личность становится активным созидателем прекрасного, направляет свои знания и умения на создание прекрасного вокруг себя, в своей повседневной жизни и быту, а также в своем облике и поведении.

Главное богатство для общества – творческая личность

В повседневном труде, в быту, общении взрослые и дети сталкиваются с эстетическими явлениями. Всюду присутствует красивое и безобразное. Свое влияние на разные сферы жизни оказывает трагическое и комическое. Красота радует, стимулирует активность, безобразное отталкивает. Комические явления помогают увидеть недостатки, трагическое заставляет сочувствовать.

Эстетическое воспитание открывает душу ребенка навстречу новым формам, звукам, краскам, помогает более глубокому пониманию мира, благоприятствует гармоничному развитию и раскрытию себя. Развитое творческое мышление способствует поиску новых путей, в том числе, в области науки, экономики, производственной сфере.

Задачи общества выдвигают на первый план новые требования к человеку. Поскольку он становится главной составляющей производительных сил, он должен быть всесторонне развит. Воспитать творческую личность, имеющую потребность творческой деятельности невозможно без усилий общества и специально направленной на это политики. Поэтому важнейшим средством качественного развития человеческой природы является эстетическое воспитание с самого раннего возраста.

Формы организации эстетического воспитания

Методы художественно-эстетического воспитания имеют наилучший результат, когда они между собой взаимосвязаны. Педагоги должны их сочетать и варьировать.

Методы имеют различия в:

  • способах передачи информации;
  • практической форме организации.

Способы делятся на:

  • наглядные (когда дети знакомятся с примерами искусства);
  • словесные (взрослые рассказывают, объясняют);
  • практические (проведение тестирования, творческих работ).


Наглядные методы (рассматривание картины, прослушивание музыкального произведения вместе) предполагают эмоциональную наполненность момента. Знакомство с предметами искусства должно произвести на малыша яркое впечатление, чтобы это запомнилось.

Форма организации бывает следующей:

  • когда взрослые показывают пример действия, приглашают малыша повторить стихотворение или спеть песенку;
  • воспитатели предлагают малышу самостоятельно определить способ исполнения задачи: что-то вылепить, вырезать или нарисовать.

Нужно помнить, что эстетическое воспитание дошкольников несколько отличается от методов работы с детьми школьного возраста. У малышей акцент ставится на зрительное восприятие, их плавно подводят к осознанию значимости чистоты и порядка. Дети постарше умеют воплотить свои творческие способности. Дошколята учатся оценивать, а школьники уже создают продукт, имеют творческий подход в процессе создания какого-либо предмета.

Методы эстетического воспитания

К основным методам, способствующим развитию у детей эстетических чувств, умению оценивать, применять творчески полученные знания, навыки относятся:

  1. Метод убеждения. Применяется только тогда, когда изучаемое явление прекрасно. У воспитанников возникает эмоциональный отклик при встрече с произведениями искусства, участии в празднике. Метод можно считать в равной степени словесным, т.к. наблюдения детей получают комментарий взрослого, будят мысли и чувства.

Воспитатель должен подобрать самые впечатляющие художественные произведения, позаботиться о соответствующем душевном настрое ребят. Предмет должен быть хорошо освоен педагогом, а речь точна и выразительна

Когда внимание акцентируется на прекрасном, воспитатель дает понятие о том, «что такое хорошо и что такое плохо»

  1. Метод приучения. Подразумевает практическое действие, упражнение, направленное на изменение окружающей обстановки, привитие принятых в обществе навыков культуры поведения. Содержание метода состоит в том, чтобы научить ребенка видеть и ценить прекрасное, действовать соответственно.


Систематические упражнения, художественная детская практика способствует активности детей.

  1. Метод проблемных ситуаций. Дает пробудиться творческим способностям, желанию действовать. Воспитатель предлагает воспитанникам самим найти способ претворить художественный замысел. К примеру, после прослушивания сказки детям предлагается изобразить кого-то из персонажей. Задача может быть простой или усложненной неудачным выбором героя. Ребенок сам учится думать, приходит к самостоятельному решению, как лучше воплотить задуманное: нарисовать, вылепить, сочинить стишок.
  2. Побуждение к сопереживанию. Отзывчивый человек, который умеет сопереживать, сострадать испытывает радость от общения с людьми, вместе с ними празднует удачи, победы. Дети, умеющие сочувствовать, более открыты и доброжелательны, у них больше друзей, они реже попадают в конфликтные ситуации.

Здесь поможет эмоциональное чтение сказок, обсуждение иллюстраций, кукольного спектакля или музыкального номера.

Традиционные методы воздействия на воспитанников

Рассказ. Он должен быть эмоциональным, иметь сюжетную канву, быть познавательным, влиять на воображение, но не мешать самостоятельной оценке.

Лекция. Посвящается более сложным темам, уместна на занятиях с ребятами постарше. Большую образность придаст оснащение урока наглядным материалом. Допустимо поднять проблемные темы, столкнуть учащихся в обсуждении, склонить к высказыванию своей точки зрения.

Беседа. Это не монолог учителя перед детьми, а взаимный эмоциональный обмен мнениями. В ходе беседы воспитатель использует наглядный материал, толкует научные понятия, подчеркивает те или иные прекрасные характерные черты в произведениях искусства, труде, реальных и вымышленных героях литературы, театра, кино.

Диспут. Призван обнаружить и столкнуть разные точки зрения, поднять проблему, привлечь детей к ее обсуждению. Задача взрослых провести серьезную подготовительную работу, чтобы помочь выявить позиции, стимулировать диалог, направить спор в культурное русло.

Эстетическое воспитание и искусство

В обыденном сознании само понятие «эстетическое воспитание» часто сводится, по существу, к художественному. Между тем художественное и теоретическое эстетическое воспитания отнюдь не исчерпывают этого понятия. Больше того, оно никак не может быть сведено и к воздействию на личность всех видов и жанров искусства, хотя роль искусства в эстетическом и, прежде всего в художественном воспитании, несомненно, является главенствующей.

Определяя цель такого воспитания в нашем обществе, часто говорят, что она состоит в формировании всесторонне гармонически развитой личности. Эстетическое развитие является существенной стороной всестороннего и гармонического роста личности.

Под эстетически развитой личностью понимается личность, достигшая высокого уровня эстетической культуры, что определяется рядом показателей, которые отнюдь не сводятся только к художественной эрудиции. Именно формирование эстетически развитой личности является специфической целью эстетического воспитания в нашем обществе.

Уровень эстетической культуры личности — сложное структурное образование, включающее ряд взаимосвязанных между собой элементов.

В него входит как теоретическое освоение эстетики, истории и теории различных видов искусства, так и, главным образом, практическое знакомство со многими классическими и современными художественными произведениями, то есть весь запас знаний, воспринятый личностью в течение жизни, а также закрепленной в памяти художественной информации.

Эти практические знания произведений искусства мы чаще всего и называем художественной эрудицией человека. Но одной ее, пусть весьма обширной, недостаточно, чтобы быть высокоразвитой в эстетическом отношении личностью. Еще Гераклит утверждал, что «многознание не научает быть мудрым», хотя знакомство со многими классическими и современными художественными произведениями, историей и теорией искусства, а также закономерностями их развития — естественная предпосылка достаточного уровня эстетической культуры.

Эстетическое отражение действительности — это оценочный вид познания. Для характеристики уровня эстетической культуры индивида не безразлично, что он в действительности и в искусстве оценивает как прекрасное или как безобразное, над чем смеется, а от чего приходит в восхищение.

Следовательно, вторым важнейшим элементом уровня культуры личности будет уровень ее эстетических и художественных оценочных представлений. К уровню первых относятся:

1) развитость способности эстетического и художественного восприятия;

2) развитость эстетического и художественного вкуса;

3) характер эстетических идеалов личности.

Все эти элементы тесно связаны между собой.

Способность к эстетическому восприятию явлений природы появилась гораздо позднее, чем эстетическая оценка изделий человеческих рук и плодов человеческого труда. Это результат достаточно сложного и долгого развития чувств.

Многие жанры классического и современного искусства, отдельные произведения его требуют серьезной подготовки и достаточного уровня культуры для их глубокого освоения. Это большинство произведений симфонической, инструментальной и оперной музыки, философский и психологический романы, трагедия, эпос, сложные метафорические образы современного стихосложения, символический язык классического танца и многое другое. Достаточная для современного человека культура художественного восприятия достигается лишь в результате целенаправленного эстетического воспитания и в школе, и в музее, и в лекториях и особенно с помощью современных средств массовой информации и пропаганды, а также в результате длительного процесса самообразования и самовоспитания.

В целом развитость способности к эстетическому и художественному восприятию действительности и искусства есть фундамент и первичный показатель уровня эстетических и художественных оценочных представлений личности.

Эстетическое воспитание

В обыденной жизни применить все теоретические составляющие эстетического воспитания бывает сложно. Ведь воздействие эстетики на человека, обучение и совершенствование навыков происходит всю его сознательную жизнь. Оно зависит от многочисленных факторов: семьи, школы, общества. Рассмотрим их подробнее.

В семье

С семьи начинается все. В этой фразе нет преувеличения. Первые шаги малыша, его слова, улыбка адресованы самым близким, родным людям из его окружения. Сделаны они с поддержкой этих близких людей и под их руководством. В данном случае поведение родителей является эстетическим идеалом, к которому бессознательно стремятся дети.

Воспитание эстетики в семье складывается из нескольких составляющих:

  • Опрятность членов семьи, чистота в доме;
  • Эмоциональная и нравственная атмосфера;
  • Умение выражать эмоциональные привязанности;
  • Наличие правил семейного поведения и поддержание дисциплины.

Базой для развития эстетического сознания малыша являются такие факторы:

  • Пение колыбельных песен мамой;
  • Оценивание красоты картинки, стихотворения, песенки;
  • Рисование предметов окружающей действительности;
  • Чтение сказок и стихов;
  • Проведение бесед, во время которых ребенок получает исчерпывающие ответы на свои вопросы;
  • Оформление детской комнаты, всего жилого помещения.

Помимо бессознательного восприятия окружающей действительности ребенком эстетическое воспитание в семье должно дополняться воздействием родителей. Оно состоит из таких последовательных воспитательных аспектов:

Прививать малышу наблюдательность, умение анализировать увиденное;
Сопоставлять формы, цвета, запахи, строение предметов;
Акцентировать внимание малышей на окружающие «мелочи»: листья, бабочки, особенности формы зданий;
Подбирать вещи для повседневного обихода со вкусом, рассказывать ребенку об их достоинствах;
Позволять малышу самостоятельно делать выбор между понравившимися вещами.

Так как эстетическое воспитание тесно связано с другими воспитательными разделами, мероприятия, направленные на развитие восприятия красоты, можно проводить во время любого вида деятельности ребенка.

В школе

Работа в школе по развитию интеллектуальных, нравственных, эстетических способностей сложна. Эта сложность вызвана наличием или отсутствием безусловной базы определенных навыков и умений, которые закладываются в семье. При их отсутствии педагогам сложно воздействовать на личность ребенка, развивать, совершенствовать его, делать ценителем прекрасного.

Однако это вовсе не значит, что отсутствие тяги к прекрасному, хорошего вкуса должно стать причиной педагогического бездействия. Работа педагогов должна быть распланирована таким образом, чтобы на каждом учебном предмете и внеклассном мероприятии красной нитью проходила мысль о воздействии эстетики на жизнь человека.

Нахождение ребенка в детском коллективе, где ценят, создают эстетические ценности, накладывает положительный отпечаток на его сознание, нравственность. Под воздействием социального воздействия медленно, но верно происходит формирование тех черт характера, которые так необходимы гармонично развитому человеку

Особенно это важно для тех малышей, которые не смогли пройти эстетическую «адаптацию» с родителями

В обществе

Чем старше становится человек, тем сложнее ему «переделать» себя. Это же правило касается возможностей эстетики. Человек, который на протяжении многих лет жил с бессознательным отрицанием «ненужных» ему эстетических вещей, вряд ли сможет за один вечер научиться восторгаться бессмертными творениями великих классических музыкантов.

Приобщиться к миру прекрасного можно только одним способом: с помощью «горячего» желания самого человека. Возникает такое желание, как правило, исключительно под воздействием социума, то есть, ближайшего окружения человека.

Однако это вовсе не значит, что заниматься развитием эстетики должны только те взрослые, которые «потеряли» в детстве возможность развивать изумительную способность видеть прекрасное во всем. Вкус развивается, совершенствуется на протяжении всей человеческой жизни. Остановка в данном случае означает духовную болезнь, которая может трагически закончится для «пациента» обесцениванием всех значимых ранее эстетических факторов.

Развитие эстетического воспитания

Дошедшие до наших дней представления о важности эстетики содержатся в трудах Гераклита, Платона, Аристотеля и других древнегреческих философов. Объективными сторонами прекрасного они рассматривали гармонию, целостность, пропорциональность, единство многообразия

И в наши дни античное искусство является одной из высочайших вершин развития человечества. Осмысление эстетических проблем у античных авторов поражает своим разнообразием.

Пример 3

Демокрит говорил о том, что искусство имеет подражательный характер, Пифагор искал гармонию мира в числах, софисты утверждали, что чувство прекрасного относительно и субъективно.

В средние века прекрасное отождествлялось с богоугодным, безобразное — с греховным. Вместе с тем эстетические представления усложняются. Искусство рассматривается не в контексте подражания, а как духовное озарение. Из эстетики пытаются изгнать чувственную сферу, дети воспитываются на церковной музыке и чтении христианской литературы.

В эпоху Ренессанса эстетика начинает рассматриваться педагогами как часть гуманистического воспитания.

Пример 4

Большой вклад в развитие идей эстетического воспитания внес выдающийся чешский педагог Ян Амос Коменский. Он писал о необходимости с раннего детства приобщать детей к музыке, пению и танцам. По его мнению, это развивает в детской душе чувство созвучия и гармонии.

В эпоху Просвещения появляется большое количество трудов по эстетике. Начинают создаваться программы эстетического воспитания, ведутся дискуссии по поводу их содержания.

Пример 5

Песталоцци и Гербарт включали в эстетическое воспитание не только музыку, пение и рисование, но и умение воспринимать художественные и литературные произведения.

В России о важности эстетического воспитания в XVIII веке писали Ломоносов и Новиков, в XIX веке — Белинский, Добролюбов, Чернышевский, Ушинский. Пример 6

Пример 6

Константин Ушинский пропагандировавал идею о том, что для развития чувства прекрасного необходимо широко использовать народные традиции.

В советское время была создана система эстетического воспитания на базе государственных учреждений образования. Большой вклад в нее внесли педагоги Павел Петрович Блонский, Антон Семенович Макаренко, Василий Александрович Сухомлинский, супруги Шацкие и другие. Они писали о необходимости систематического развития органов чувств и творческих способностей воспитанников.

Пример 7

Первый народный комиссар просвещения Анатолий Васильевич Луначарский важнейшее место в воспитании отводил литературе, театру и музыке.

Пример 8

Валентина Николаевна Шацкая стала основоположницей советского музыкально-эстетического воспитания. При этом она отмечала, что необходимо системно воздействовать на воспитанников с помощью разных видов искусств.

В наши дни эстетическое воспитание является неотъемлемой частью образовательного процесса. Оно осуществляется при помощи органичного сочетания лучших педагогических традиций и инновационных технологий.

Понятие эстетического воспитания и его функции

ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ – это формирование определенного эстетического отношения человека к действительности.

В процессе эстетического воспитания вырабатывается ориентация личности в мире эстетических ценностей, в соответствии с представлениями об их характере, сложившимися в данном конкретном обществе, приобщение к этим ценностям. Одновременно в эстетическом воспитании формируется и развивается способность человека к эстетическому восприятию и переживанию, его эстетический вкус и идеал, способность к творчеству по законам красоты, к созданию эстетических ценностей в искусстве и вне его (в сфере трудовой деятельности, в быту, в поступках и поведении).

Таким образом, эстетическое воспитание обладает двумя основными функциями, составляющими единство противоположностей:

формирование эстетическо-ценностной ориентации личности

развитие эстетическо-творческих потенций личности

Эти функции и определяют место эстетического воспитания в общественной жизни, связь с другими видами воспитательной деятельности. Эстетическое воспитание сопрягается с нравственным воспитанием, так как существует единство между эстетическими и этическими ценностями. Красота, помимо другого своего назначения, выступает как один из регуляторов человеческих взаимоотношений, способствуя тому, чтобы они становились в полной мере человечными. Благодаря красоте люди интуитивно тянутся к добру еще до того, как идея добра будет осмысленно воспринята их моральным сознанием. Эстетическое воспитание развивает все духовные способности человека, необходимые в различных областях творчества. Многие часы, которые провел, играя на скрипке. Л, Эйнштейн, не были похищены у науки, ибо, по собственному свидетельству физика, «настоящая наука и настоящая музыка требует однородного мыслительного процесса».

Конфликт между основными функциями эстетического воспитания возникает тогда, когда эстетические «ценности», в духе которых воспитывается человек, выражают интересы реакционных слоев общества, являются антигуманистическими по своей сути (например, пропаганда жестокости, насилия, милитаризма, гонки ядерных вооружений в различных видах и жанрах буржуазной массовой культуры),не только не требуют развития человеческих творческих способностей, а, наоборот, направлены на всяческое их притупление. Если же предполагается формирование личности в духе подлинно эстетических ценностей — таких, которые выражают развитие свободы и свободное развитие человека и общества,— то функции эстетического воспитания гармонически обусловливают друг друга. Ибо постижение эстетических ценностей, возникающих в процессе творческой деятельности, не может не носить творческого характера. Эстетическое воспитание осуществляется многими средствами. Это и бытовая среда жизни человека, обстановка его трудовой деятельности, эстетическая сторона нравственных отношений, спортаи т. п.

Важнейшим фактором целенаправленного эстетического воздействия на личность является искусство, т. к. в нем концентрируется и материализуется эстетическое отношение. Поэтому художественное воспитание — воспитание потребности в искусстве, развитие его чувствования и понимания, способности к художественному творчеству — составляет неотъемлемую часть эстетического воспитания в целом. Призма искусства направляет восприятие эстетических ценностей жизни. Обращаясь к искусству, человек как бы вступает а лабораторию творческой деятельности. Иными словами, искусство участвует в осуществлении как ценностно-ориентационной, так и творческой функций эстетического воспитания. При этом эстетическое воспитание с помощью искусства не сводится только к художественномувоспитанию. Оно гораздо шире, т. к. предполагает воздействие на эстетические аспекты труда, быта людей, их поведения, а также формирование эстетического отношения к самой действительности. Социальными основаниями несоответствия между основными функциями эстетического воспитания являются антагонизмы между интересами личности и общества, т. к

для личности непосредственно важно развитие ее творческих способностей, а для общества — эстетическо-ценностная ориентация во имя укрепления общественной целостности

Формы организации эстетического воспитания

Методы художественно-эстетического воспитания имеют наилучший результат, когда они между собой взаимосвязаны. Педагоги должны их сочетать и варьировать.

Методы имеют различия в:

  • способах передачи информации,
  • практической форме организации.

Способы делятся на:

  • наглядные (когда дети знакомятся с примерами искусства),
  • словесные (взрослые рассказывают, объясняют),
  • практические (проведение тестирования, творческих работ).

Наглядные методы (рассматривание картины, прослушивание музыкального произведения вместе) предполагают эмоциональную наполненность момента. Знакомство с предметами искусства должно произвести на малыша яркое впечатление, чтобы это запомнилось.

Форма организации бывает следующей:

  • когда взрослые показывают пример действия, приглашают малыша повторить стихотворение или спеть песенку,
  • воспитатели предлагают малышу самостоятельно определить способ исполнения задачи: что-то вылепить, вырезать или нарисовать.

Нужно помнить, что эстетическое воспитание дошкольников несколько отличается от методов работы с детьми школьного возраста. У малышей акцент ставится на зрительное восприятие, их плавно подводят к осознанию значимости чистоты и порядка. Дети постарше умеют воплотить свои творческие способности. Дошколята учатся оценивать, а школьники уже создают продукт, имеют творческий подход в процессе создания какого-либо предмета.

Методы эстетического воспитания

К основным методам, способствующим развитию у детей эстетических чувств, умению оценивать, применять творчески полученные знания, навыки относятся:

  1. Метод убеждения. Применяется только тогда, когда изучаемое явление прекрасно. У воспитанников возникает эмоциональный отклик при встрече с произведениями искусства, участии в празднике. Метод можно считать в равной степени словесным, т.к. наблюдения детей получают комментарий взрослого, будят мысли и чувства.

Воспитатель должен подобрать самые впечатляющие художественные произведения, позаботиться о соответствующем душевном настрое ребят. Предмет должен быть хорошо освоен педагогом, а речь точна и выразительна

Когда внимание акцентируется на прекрасном, воспитатель дает понятие о том, «что такое хорошо и что такое плохо»

  1. Метод приучения. Подразумевает практическое действие, упражнение, направленное на изменение окружающей обстановки, привитие принятых в обществе навыков культуры поведения. Содержание метода состоит в том, чтобы научить ребенка видеть и ценить прекрасное, действовать соответственно.

Систематические упражнения, художественная детская практика способствует активности детей.

  1. Метод проблемных ситуаций. Дает пробудиться творческим способностям, желанию действовать. Воспитатель предлагает воспитанникам самим найти способ претворить художественный замысел. К примеру, после прослушивания сказки детям предлагается изобразить кого-то из персонажей. Задача может быть простой или усложненной неудачным выбором героя. Ребенок сам учится думать, приходит к самостоятельному решению, как лучше воплотить задуманное: нарисовать, вылепить, сочинить стишок.
  2. Побуждение к сопереживанию. Отзывчивый человек, который умеет сопереживать, сострадать испытывает радость от общения с людьми, вместе с ними празднует удачи, победы. Дети, умеющие сочувствовать, более открыты и доброжелательны, у них больше друзей, они реже попадают в конфликтные ситуации.

Здесь поможет эмоциональное чтение сказок, обсуждение иллюстраций, кукольного спектакля или музыкального номера.

Традиционные методы воздействия на воспитанников

Рассказ. Он должен быть эмоциональным, иметь сюжетную канву, быть познавательным, влиять на воображение, но не мешать самостоятельной оценке.

Читайте еще: Отечественные и зарубежные системы музыкального воспитания

Лекция. Посвящается более сложным темам, уместна на занятиях с ребятами постарше. Большую образность придаст оснащение урока наглядным материалом. Допустимо поднять проблемные темы, столкнуть учащихся в обсуждении, склонить к высказыванию своей точки зрения.

Беседа. Это не монолог учителя перед детьми, а взаимный эмоциональный обмен мнениями. В ходе беседы воспитатель использует наглядный материал, толкует научные понятия, подчеркивает те или иные прекрасные характерные черты в произведениях искусства, труде, реальных и вымышленных героях литературы, театра, кино.

Диспут. Призван обнаружить и столкнуть разные точки зрения, поднять проблему, привлечь детей к ее обсуждению. Задача взрослых провести серьезную подготовительную работу, чтобы помочь выявить позиции, стимулировать диалог, направить спор в культурное русло.

Проблемы

В ходе приобщения воспитанников к прекрасному часто возникает ряд сложностей.

Наиболее типичные проблемы:

Недооценка важности эстетического воспитания родителями, а зачастую и педагогами.
Утилитарный подход к процессу образования.
Коммерциализация всех сфер жизни общества, в том числе искусства.
Сильное влияние средств массовой информации и интернета.
Недостаточная техническая оснащенность учреждений образования.
Дефицит квалифицированных кадров.
Часто наблюдается отсутствие преемственности на разных ступенях эстетического воспитания.
Низкий материальный достаток значительной части населения.

Примечание 3

В последние годы в России неоднократно делались попытки решить проблему с доступностью к культурному наследию молодежи. Например, для этого была введена система «Пушкинская карта», по которой молодые люди в возрасте от 14 до 22 лет могут бесплатно посещать музеи, театры и выставки. Ее лимит по состоянию на 2022 год составляет 5 тысяч рублей.

Главное богатство для общества – творческая личность

В повседневном труде, в быту, общении взрослые и дети сталкиваются с эстетическими явлениями. Всюду присутствует красивое и безобразное. Свое влияние на разные сферы жизни оказывает трагическое и комическое. Красота радует, стимулирует активность, безобразное отталкивает. Комические явления помогают увидеть недостатки, трагическое заставляет сочувствовать.

Эстетическое воспитание открывает душу ребенка навстречу новым формам, звукам, краскам, помогает более глубокому пониманию мира, благоприятствует гармоничному развитию и раскрытию себя. Развитое творческое мышление способствует поиску новых путей, в том числе, в области науки, экономики, производственной сфере.

Задачи общества выдвигают на первый план новые требования к человеку. Поскольку он становится главной составляющей производительных сил, он должен быть всесторонне развит. Воспитать творческую личность, имеющую потребность творческой деятельности невозможно без усилий общества и специально направленной на это политики. Поэтому важнейшим средством качественного развития человеческой природы является эстетическое воспитание с самого раннего возраста.

Читайте: Средства эстетического воспитания.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий