Детская дружба – как строить общение со сверстниками

Как подружиться с одноклассниками?

Если у вашего чада есть какие-то проблемы (он заикается, принимает лекарство по времени), надо в обязательном порядке дать знать об этом педагогу. Наличие различных заболеваний может послужить поводом насмешек со стороны одноклассников.

Нужно постараться сделать так, чтобы ребенок соответствовал общим требованиям, установленным в школе. Если на урок физкультуры надо приходить в шортах черного цвета, то не стоит покупать малышу красные

Если учитель и не обратит на это внимание, то одноклассники будут дразнить малыша.

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: почему ребенку нравится черный цвет: что говорит психология?

Однако не стоит исполнять все капризы ребенка – например, если он просит купить такую куртку «как у Гриши из 5 “А” класса».

Памятка родителям:

  1. Посоветовать малышу вести себя иначе. При сложившемся стереотипе любой поступок можно предугадать. Когда ребенок в обычной ситуации поведет себя неожиданно, то сможет удивить своих одноклассников и тем самым приблизиться к решению возникшей проблемы.
  2. Предоставить ребенку возможность общения с одноклассниками за пределами школы. Можно пригласить их в гости, устроить праздник. Постарайтесь привлечь малыша к школьным мероприятиям и поездкам. Не торопитесь сразу по окончанию уроков забирать чадо домой. Так вы лишите его возможности подружиться со сверстниками.
  3. Не стоит лично “разбираться” с одноклассниками, которые обижают вашего ребенка. Будет лучше, если вы расскажите об этом классному руководителю и психологу. Не следует сразу же вставать на защиту малыша, если у него возник конфликт с одноклассниками. Пусть подросток переживет все стадии конфликта – так он научится самостоятельно справляться с подобными проблемами. Однако если вы видите, что малышу не обойтись без вашей помощи, не оставайтесь в стороне. К таким ситуациям можно отнести постоянные издевательства и травлю ребенка со стороны сверстников.

ИНТЕРЕСНО: когда младенцы при нормальном развитии начинают улыбаться?

Родителям важно воспитать ребенка дружным

Следует обращать внимание, как малыш общается с окружающими. Если он делает это неправильно, надо объяснить крохе, какие ошибке он допускает

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: что делать, когда ребенок ворует деньги у родителей?

https://youtube.com/watch?v=Hq5qCXppIbw

Выявите причину проблемы.

Выясните, что сам ребенок чувствует по этому поводу? Спросите: “Как ты относишься к этому? Тебе грустно, ты разочарован, зол?” Эти вопросы, а также наблюдение, помогут лучше прояснить картину, узнать о чувствах и потребностях вашего ребенка. Проследите – охотно ли он играет ли он с братьями и сестрами (родными или двоюродными)? Склонен ли чаще проводить время за книгой, компьютерной игрой, нежели проводить досуг со всей семьей? Замечали ли вы, что ему проще общаться со взрослыми, чем со сверстниками?

Ребенок, у которого есть специфические интересы или хобби, не всегда знает, как завести разговор с другими, это мешает ему выстраивать дружеские отношения. Застенчивость, конечно, можно назвать препятствием, но не непреодолимым.

Другой разговор, если вашего сына или дочь травят в школе. Тут речь идет уже не о невозможности завести друзей, ваш ребенок в опасности. В случае буллинга, надо ставить в известность учителей, беседовать с родителями других детей. Ваша обязанность – оказать максимальную поддержку ребенку и защитить его, если потребуется – не стесняйтесь обращаться в правоохранительные органы. Но это уже другая история и другие методы.

Итак, если вопрос в застенчивости, вы хотите помочь ребенку завести друзей и наладить отношения со сверстниками, то вот несколько приемов, как можно этого добиться.

1. Проработайте план

Помогите ребенку составить план действий для знакомства: “С кем бы ты хотел дружить? Как подойти к этому человеку? Как я могу тебе помочь?”,  – чаще всего, ребенок уже знает ответы на эти вопросы, если что-то вызывает затруднение – подскажите.

2. Пригласите других детей к вам в гости.

Предоставьте своему ребенку возможность проводить время с другими детьми. У каждого свой уровень комфортного общения – кому-то проще в компании, кто-то предпочтет поход в кино с одним другом. Скорее всего, у вашего застенчивого ребенка будет последний вариант, но так как друга у него пока нет, время, проведенное среди большого количества разных детей, поможет ему такого друга найти. А еще — дети, родители которых устраивают «тусовки», всегда оказываются в центре внимания. Так, что помогите вашему ребенку стать популярным.

3. Придумайте вместе подходящие фразы для начала разговора.

Если вопрос “Хочешь поиграть со мной?” пугает, найдите более комфортные варианты, чтобы ребенок мог завязать разговор с другим. Неплохим вариантом для начала беседы могут стать вопросы, например “Какой твой любимый мультик?”, “Где ты взял такой клевый рюкзак?”, “У тебя есть домашние животные?”

4. Выясните, хочется ли вашему ребенку быть таким как все и делать то, что модно.

Хотелось бы вашему ребенку одеться как другие дети или участвовать в школьных мероприятиях, чтобы влиться в коллектив? Он может захотеть пойти на кассовый (возможно, не очень умный, по вашим меркам) фильм, чтобы потом поделиться этим с одноклассниками. Поддержите желание ребенка быть “как все”, даже, если вам кажется, что гироскутер – это глупо, спиннер – это дрянь, а фильм о приключениях героев комиксов – пустая трата времени.

5. Побеседуйте с другими родителями.

Конечно, вы должны избегать прямого вмешательства и поддерживать желание ребенка самостоятельно решить проблему, однако общение с другими родителями может помочь. Договоритесь с мамой одноклассника сходить куда-то совместно с детьми, запишите их в один кружок, если сделать это деликатно и ненавязчиво – это поможет. Но не заставляйте ребенка дружить с тем, кто ему не нравится.

6. Поищите друзей за пределами школы.

К счастью, школа – это не единственное место, где можно подружиться. Если ваш ребенок ходит в кружок, спросите, кто ему больше всех там нравится, как зовут детей, кто как занимается и так далее. Тем самым вы можете пробудить интерес к другим детям, возможно, ваш ребенок не задумывался о том, что можно дружить с кем-то вне школы.

7. Поговорите с учителем.

Кто как не учитель, который проводит так много времени с вашим ребенком, может дать полную картину того, что происходит в классе. Иногда “у меня нет друзей” может означать, что ребенку не с кем дружить, никто не привлекает его в качестве друга, а иногда это означает “я не могу подружиться с крутыми детьми”.

8. Сходите к психологу

Если ситуация становится источником сильного беспокойства, найдите хорошего детского психолога и вместе сходите к нему. Такие специалисты часто сталкиваются с подобного рода проблемами и могут помочь вашему ребенку с социализацией, раскрыв то, что мешает ему взаимодействовать с другими.

Не пропустите полезное о воспитании ребенка, здоровье, отдыхе, развитии и психологии, подписывайтесь на нас в соцсетях и делитесь с друзьями.

Рассказать друзьям

Подписаться на рассылку

Первый опыт общения

Кто же первые друзья малыша? Это родственники и игрушки. Как начинаются первые пробы общения у самых маленьких детей?

1 год. Годовалый малыш уже начинает интересоваться сверстниками и тем, что происходит вокруг. Если такого внимания не наблюдается, не переживайте, оно ещё в процессе формирования.

1,5 года

У полуторагодовалого крохи внимание к сверстникам приобретает более устойчивую форму, однако малыш ещё не знает, как обращать внимание другого ребёнка

2 года

Умение привлекать внимание адекватными способами появляется к двум годам. В этом возрасте малыши начинают активно проявлять интерес друг к другу

Немалая заслуга в этом родителей: именно они знакомят детей в песочнице, во дворе, не детской площадке. Малыши гуляют рядом, но ещё не вместе: их контакты эпизодичны и непрочны.

Особенность маленьких детей такова, что, даже находясь рядом, каждый ощущает себя центром вселенной. Поначалу им трудно осознать, что существуют и другие «вселенные». Взрослея, ребятишки начинают более реалистично воспринимать окружающий мир, преодолевая свой эгоцентризм. Первые попытки наладить общение не всегда успешны, потому что дети ещё не знают, какая реакция последует на их действия. Малыши ведь только ещё постигают науку общения: они учатся прислушиваться к желаниям других детей, учитывать их интересы, сочувствовать, уступать. А учат всему этому их родители.

Заложив навыки общения в самом раннем возрасте, вы будете волноваться, появятся ли у малыша друзья, когда он начнёт посещать детский сад или пойдёт в школу. С чего начать?

  1. Хороший пример. Это может быть личный пример, детский мультфильм о дружбе (например, «Крошка Енот») или пример дружбы других деток.
  2. Дружить — это здорово. Постарайтесь воспитать у малыша позитивное отношение к дружбе — дружелюбие. Учите кроху улыбаться: это станет символом открытости и готовности к контакту.
  3. Учим не стесняться. Научите малыша самому подходить к деткам и представляться, предлагать совместную игру или сразу дружбу. Обычно все соглашаются.
  4. Учим не жадничать и делиться игрушками. Делать это нужно тактично, объясняя действия детей. Ребёнок — это маленький собственник игрушек, и подчас его настроение влияет на то, будет ли он делиться игрушками, или нет. Учите его это делать, но бережно, не ущемляя достоинства крохи. Хвалите детей за хорошие поступки.

Способность легко находить друзей — первый признак социализации ребёнка, а также его психологического здоровья. Дети, которые с лёгкостью контактируют со сверстниками, никогда не будут чувствовать растерянность и одиночество в незнакомой обстановке.

Как помочь ребенку наладить отношения с другими детьми?

Есть дети, которые с легкостью заводят новые знакомства, быстро находят общий язык со сверстниками и комфортно себя чувствуют в любой социальной группе. Есть те, для кого взаимодействие с другими детьми дается довольно непросто. И для каждого ребенка помощь родителей в установлении и поддержании дружбы будет разной. Но есть несколько универсальных советов, которые помогут родителям поддержать своего ребенка.

Слушайте ребенка. Будьте внимательны и участливы к тому, что говорит ваш ребенок. «Петя сказал, что не будет больше со мной играть!» — это может стать настоящей трагедией для пятилетнего малыша! Даже если вам кажется, что очередная ссора между ребенком и его друзьями пустяк, поймите: масштаб горя для незрелого ребенка совсем иной.

Наблюдайте и помогайте, только если просят. Глобальная задача родителя — не мешать ребенку учиться устанавливать социальные контакты. Даже если, наблюдая за своим ребенком, вы считаете, что ребенок ведет себя не так, как вам казалось бы правильно, не вмешивайтесь. Вы лишь сторонний наблюдатель. И лишь в случае прямой просьбы от ребенка помогайте ему.

Ищите решение вместе. Если ребенок стал участником конфликта, попробуйте вместе с ребенком прийти к пониманию того, что именно послужило причиной недопонимания и как лучше выйти из этой ситуации. Не навязывайте свое мнение, дайте ребенку учиться мыслить критически самому. Ненавязчиво направляйте его к правильному решению.

Приводите примеры. Детям трудно мыслить абстрактными понятиями и размышлять в долгосрочной перспективе. Да и опыта дружбы с другими детьми у ребенка тоже нет. Поэтому гораздо понятнее будет, если какие-то ситуации вы будете объяснять ребенку на примерах их собственной жизни, мультфильмов, книг.

Дайте понять ребенку, что вы всегда рядом. Взаимоотношения со сверстниками невозможно без конфликтов

И ребенку важно понимать, что у него есть любящий и принимающий его взрослый, к которому он всегда может обратиться за помощью и поддержкой

Как научить малыша 2-3 лет общаться со сверстниками

  Важно учить малыша общаться с самого раннего детства. Тогда, по мере взросления, в детском саду и в школе, у него будет гораздо меньше проблем в налаживании контакта со сверстниками

Маленькие дети дружить еще не умеют. Они играют с другими детьми, интересуются общением с ними, но в этом общении пока нет элемента совместности. Для них это больше нахождение бок о бок на общей территории, где у каждого малыша своя роль. Поэтому ребенок возмущен, когда его сосед делает что-то не так, как ему хочется, например, отбирает игрушку, ломает построенный песочный замок или долго катается на качелях, не уступая очередь, толкается на лестнице на горку. Вам предстоит помочь малышу разобраться в сложившейся ситуации и научить его правильно общаться в коллективе.

Твое и мое

Чаще всего малыши ссорятся из-за игрушек. Ребенок может не давать играть своими куклами или машинками другим детям или отнимать их игрушки. Но не нужно говорить карапузу о том, что нехорошо быть жадным. Личная вещь для ребенка это его продолжение. И если он не хочет отдавать свое богатство, то это абсолютно нормально.

Важно, чтобы сначала малыш понял и почувствовал, что такое “мое” и “чужое”. Попробуйте предложить детям поменяться игрушками

Пусть кроха поймет, что он снова получит свою вещь обратно, а делиться очень выгодно.

Не надо мешать

Детская площадка место столкновений. Заметьте, что если в стычку вмешиваются родители, то шуму становится еще больше. Чувствуя поддержку взрослых, обиженный поднимет рев, а обидчик ни за что не станет просить прощения и раскаиваться. Дайте детям возможность самостоятельно навести порядок.

К тому же, при усиленной опеке ребенок не научится действовать и защищаться

Малыши могут часто ссориться, но при этом они учатся мириться, принимать во внимание мнение сверстников и договариваться между собой.. Понаблюдайте со стороны за играми детей, за тем, как поступает ваш малыш, умеет ли он защитить себя, наладить контакт с другими детьми

Посмотрите на сильные и слабые стороны малыша. Разработайте план занятий с ребенком и приступайте к его выполнению

Понаблюдайте со стороны за играми детей, за тем, как поступает ваш малыш, умеет ли он защитить себя, наладить контакт с другими детьми. Посмотрите на сильные и слабые стороны малыша. Разработайте план занятий с ребенком и приступайте к его выполнению.

Гнев это плохо

  Ребенок чаще всего злится тогда, когда он устал, перевозбудился или не знает границ дозволенного. Если вы сделали малышу замечание, а он продолжает кричать и вести себя агрессивно, немедленно уводите его домой. Объясните ему, почему он подвергается такому наказанию. При всех его обещаниях так себя больше не вести, не меняйте своего решения. Ребенок должен раз и навсегда понять, что раздражаться и кричать недопустимо.

Совместные игры

Некоторые вопросы можно решить, применив какой-нибудь забавный метод. Например, если кто-то дразнит вашего ребенка, не спешите осаждать обидчика. Поиграйте с детьми, постройте рожицы. Пусть карапузы присоединятся к вам. Похвалите того, у кого это лучше всех получилось. Увлекшись игрой, дети помирятся.

Дайте своему ребенку возможность чаще играть со сверстниками. Коллективные игры обучают согласованности действий, развивают навыки общения, формируют социальную адаптацию ребенка.

Особенности общения с взрослыми

В подростковый период с развитием мышления, с более широким познанием мира социальных ролей и появлением чувства взрослости, у подростков падает авторитет своих родителей. Родители становятся «просто людьми». Поэтому они больше не подчиняются родительскому влиянию настолько же легко, как это было в более младшем возрасте.

Самоутверждение подростка и требование им прав наравне с взрослыми, создают определенные трудности во взаимоотношениях с родителями. В 11–12 лет начинается борьба подростка за автономию, его освобождение от контроля и опеки. В этот период наблюдается своеобразное потребительское отношение к родителям и учителям, обусловленное стремлением подростков проверить равенство их прав с взрослыми. Он протестует против сохранения «детских» форм контроля, против требований послушания и выраженной опеки. Ребенок требует уважения и отношений такого же уровня, как взрослые относятся к другим взрослым. При этом подросток по-прежнему нуждается в их помощи, защите и поддержке.

Подросток не просто стремится, чтобы его считали взрослым, а чтобы признавали его как личность, у которой есть индивидуальность

Отсюда стремление любыми путями обратить на себя внимание (иногда это выливается в демонстративное и показное увлечение тем, что осуждают взрослые). В первую очередь перенимаются более доступные стороны взрослости: внешний облик и манера поведения (взрослые виды отдыха, развлечения, косметика, различные украшения, лексикон и др.)

Усвоение внешних признаков влияет на самосознание подростки и делает его взрослым в собственных глазах, и как ему кажется, в глазах окружающих.

Споры и расхождения во взглядах подростков с родителями, касаются не всех областей жизни, а преимущественно бытовых вопросов (одежды, прически, присутствия дома по вечерам т.п.), учебы и возможности распоряжаться свободным временем по своему усмотрению. К более старшему возрасту появляются прецеденты «ценностного» конфликта: активное отстаивание подростком собственного понимания справедливости в различных областях — от замечаний учителя и несправедливой отметки до политических и экономических вопросов.

Возникновение конфликтов сигнализирует родителям об изменении потребностей подростков. Частота и резкость проявлений проблем во взаимоотношениях с взрослыми, зависит во многом от позиции взрослых, от стиля семейного воспитания, от умения реализовать уважительную, но не попустительскую тактику по отношению к поведению подростка. Стремление родителей навязывать подросткам свое мнение и общество, скептическое отношение к их интересам, тенденция «вещать» и критиковать, а не разговаривать и т.д. — вызывает у подростка острый протест. Родителям необходимо изменить модель отношений с ребенком, научиться сочетать близость и независимость, ослабить родительский контроль без разрушения теплых, поддерживающих детско-родительских отношений. В период старшей школы подростки ждут от родителей заинтересованности и поддержки, понимания и сопереживания, признания и одобрения, доверия и предоставления автономии. Становится важным доверительное общение «на равных» с родителями и другими взрослыми, умение договариваться и сотрудничать.

Теплота поддерживающих детско-родительских отношений, позволяет подростку исследовать различные социальные роли и представления, способствует развитию его автономии и формированию позитивной самооценки. Чувство защищенности и безопасности дает подростку возможность экспериментировать, раздвигая рамки своей жизни и сознания. Напротив, если родители склонны навязывать, принуждать или контролировать ребенка, то это мешает развитию автономии и приводит к формированию низкой самооценки, депрессии и асоциальному поведению.

В подростковый период родителям архиважно правильно относиться к своему ребенку

Что еще важно учесть

Если ребенка не принимают сверстники, то нужно попытаться найти причину этой проблемы. Есть несколько личностных качеств, которые чаще всего воспринимаются окружающими негативно, создавая трудности в формировании межличностных отношений:

  • Агрессивность. Если малыш агрессивен, то другие дети будут бояться с ним общаться. Они будут думать, что он может их ударить или забрать любимую игрушку.
  • Застенчивость. Если ребенок стесняется сверстников и проявляет чрезмерную нерешительность, то ему будет гораздо сложнее обзавестись друзьями.
  • Эгоизм. Если в процессе общения детей ребенок руководствуется только своими интересами, то одногодки быстро потеряют к нему интерес.
  • Пассивность. Если ребенок не играет в игры и не проявляет инициативу, то детям становится с ним банально неинтересно.

Используйте коллективные игры

Существует множество игр, в которых требуется взаимодействие детей друг с другом. Проводите такие игры во дворе, на площадке, приглашая знакомых ребят домой, а также во время детских праздников. «Секрет», «Магазин», «Зеркало», «Сломанный телефон», «Зоопарк», «Снежная королева» и т.п. – игры можно подбирать в детских сборниках и методичках, придумывать самостоятельно, стоит только проявить фантазию.

Следуя этим советам, родители помогут своему ребенку научиться общаться с другими детьми. А умея с ранних лет находить общий язык со сверстниками, ему будет легче социализироваться и став подростком – например, при переходе в другое учебное заведение быстро адаптироваться в коллективе, обрести новых друзей и наладить взаимодействие с изменившимся окружением взрослых.

irina_agafa (Ирина Агафонова)

В дополнение к теме, предлагаем вашему вниманию статьи:

  • почему вредна гиперопека детей взрослыми;
  • сепарация ребенка от родителей;
  • нужно ли учить ребенка самому решать свои проблемы;
  • как растить эмоционально здоровых детей;
  • советы психолога: как вырастить воспитанного ребенка;
  • как воспитать ребенка хорошим человеком;
  • что делать, если ребенка травят в школе;
  • какие важные вопросы должны задавать себе родители;
  • значение родительского авторитета в воспитании детей;
  • ТОП-5 книг по психологии ребенка.

Стоит ли переживать за то, с кем дружит ребенок?

Если маме кажется, что её отпрыск с кем-то слишком сдружился, ей стоит поразмыслить, что её беспокоит – большая зависимость одного ребёнка от другого или её собственная ревность. Можно поинтересоваться у учителя, замечал ли он их сильное взаимовлияние и можно ли эти отношения назвать эмоционально зависимыми. Если беспокойство не проходит, то можно постараться мягко ограничить их общение.
Даже если приятели ребёнка не очень нравятся маме, то ей не нужно их осуждать. Выбор малыша следует уважать, это его право, да и опыт также пригодится. Зато он научится отличать притворство от искренности, подлость от доброты. При правильном воспитании позитивное влияние родителей всё равно перевесит негативные моменты. Нужно почаще устраивать встречи своего малыша с прочими детьми, он со временем сам отсеет среди них не подходящих. Может новый приятель и не так плох, как показалось маме. Лучше его пригласить в гости и пообщаться, а через некоторое время всё встанет на свои места.

Первый и второй класс (6-8 лет)

Дети так увлечены новой деятельностью, что почти не замечают одноклассников и иногда даже не могут ответить на вопрос: «Кто сидит с тобой за одной партой?». В этот период на первый план выходит общение с учителем

Его роль огромна, в глазах учеников он всемогущ, для каждого ребенка очень важно получить одобрение и положительную оценку. Этим объясняется и эпидемия «ябедничества» в начальной школе

Общение же с ровесниками пока носит ситуативный характер и основано на случайных житейских обстоятельствах или интересах – живут в одном дворе, сидят за одной партой, ходят вместе на кружок. Друг для ребенка – это тот, кого они чаще всего видят, а сама дружба носит временный характер, возникает быстро и так же быстро может исчезнуть.

Дети этого возраста тяготеют к общению с ровесниками, которые обладают такими качествами:

  • принадлежат к активу класса;
  • хорошо учатся;
  • имеют опрятную внешность;
  • с удовольствием делятся вещами, угощают одноклассников.
  • неопрятны;
  • капризны;
  • замкнутые и молчаливые;
  • неохотно делятся;
  • отстают в учебе.

Поскольку дети оценивают друг друга глазами взрослого, то и дружба в классе во многом зависит от профессионализма учителя, от его умения корректно делать замечания, акцентировать внимание детей на позитивном качестве каждого ученика. Моральные принципы дружбы также задаются взрослыми – родителями и учителем

Поэтому если вы чувствуете, что у ребенка возникают затруднения в общении с одноклассниками или его отвергают, будьте готовы не только проявить поддержку, но и эффективно сотрудничать с учителем.

Чтобы ребенку было легко наладить взаимоотношения в классе:

  • читайте с ребенком сказки и рассказы о дружбе, обсуждайте события и мотивы поступков главных героев
  • учите его понимать и называть свои чувства и чувства других людей, это развивает эмпатию, способность сопереживать
  • кладите ребенку в рюкзак лишнее яблоко или карамельку со словами «вдруг захочешь с кем-то поделиться»
  • приучите ребенка следить за тем, чтобы у него была запасная ручка, карандаш – не только чтобы воспользоваться самому, но и выручить товарища при необходимости
  • не характеризуйте в негативном ключе при ребенке его одноклассников
Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitter
Напишите комментарий