Актуальность экологического образования и воспитания
Экология как наука о взаимоотношениях живых организмов между собой и с окружающей средой возникла сравнительно недавно, в середине XIX века. Первоначально она рассматривала вопросы взаимоотношения живых организмов между собой и их приспосабливаемость к условиям внешней среды.
Стремительный рост технического прогресса в конце XIX — начале XX столетий повлёк за собой усиленную и бездумную эксплуатацию человеком природных ресурсов. Массовые вырубки лесов, осушения болот, загрязнение воды и почвы отходами производственной деятельности крупных заводов и фабрик, уничтожение огромных популяций животных с целью наживы поставили нашу планету на грань катастрофы. Но человечество смогло остановиться и осознать, что безрассудная трата природных богатств неизбежно к гибели всего живого на нашей планете.
Человечество вовремя осознало, что природа — бесценный и неповторимый дар, который следует передать детям и внукам
В середине ХХ века защитникам природы удалось привлечь к проблемам охраны окружающей среды внимание как общественности, так и правительств различных государств. Природоохранные меры позволили восстановить баланс и спасти нашу планету от необратимых изменений. В настоящее время наука экология рассматривает не только взаимосвязи в мире природы, но и то, как сберечь и передать будущим поколениям бесценный дар нашего общего дома, планеты Земля — её природные богатства
В настоящее время наука экология рассматривает не только взаимосвязи в мире природы, но и то, как сберечь и передать будущим поколениям бесценный дар нашего общего дома, планеты Земля — её природные богатства.
Система образования не может находиться в стороне от проблем защиты природы, которые в наше время провозглашены приоритетными в большинстве развитых государств. Главная задача современной педагогики — формирование всесторонне и гармонично развитой, мыслящей, культурной личности. Общая культура человека невозможна без экологической культуры, поэтому экологическое воспитание подрастающего поколения является первоочередной задачей образовательных учреждений, в том числе и дошкольных.
Привитие детям любви к окружающему миру
Для малышей – это сложные и серьезные задачи. Именно при помощи природоведческих и экологических дидактических материалов возможно достичь поставленной цели в изучении природных явлений, ознакомлении с растениями и животными, среде их обитания, способе их жизни, о том, чем люди могут им помочь.
Этими занятиями прививается любовь к природе, ее обитателям, ко всему, живущему на земле.
Важно! Есть еще один важный момент пользы игры: дети приучаются к самостоятельности. Они, глядя на то, как взрослый делает определенное действие, пытается сделать так же. Это им интересно, ребята постепенно, во время ролевой игры получают новые знания
Это им интересно, ребята постепенно, во время ролевой игры получают новые знания.
Именно игры помогают взрослым как бы за руку провести малышей в будущую взрослую жизнь. От старших людей детвора получает представление о мире, окружающем их, вместе с ними они выбирают дорогу, по которой пойдут в дальнейшем.
Любовь к окружающему
Методы экологического воспитания дошкольников
Содержание экологического воспитания включает два аспекта: передачу экологических знаний и их трансформацию в отношение к природе и человеку. Экологическое воспитание в ДОУ широко использует в своей практике как традиционные, так и инновационные методы. Традиционные методы экологического воспитания дошкольников включают в себя тематические беседы, экскурсии, экологические мероприятия, игры и т.д. К инновационным методам экологического воспитания дошкольников относят экологические проекты, экологические акции и опросы. В последние годы широкое распространение получили занятия в игровой форме, в виде театрализованных представлений и сценок, викторин и квестов.
Все методы экологического воспитания в ДОУ реализуются во взаимодействии с экологической средой, в которую входят конкретные, отдельно взятые животные и растения, которые постоянно живут в учреждении и находятся под опекой взрослых и детей.
Методы экологического воспитания в условиях ДОУ состоят из трех больших групп:
- Наглядные методы
- Практические методы
- Словесные методы
Ключевые методы экологического воспитания в ДОУ
Важным методом экологического воспитания в ДОУ является совместная деятельность взрослых и детей в зеленой зоне ДОУ. Основным методом формирования у детей динамических представлений о росте и развитии живых существ является наблюдение. Оно реализуется либо вне учебного заведения, либо в рамках экологической среды ДОУ.
Наблюдение основано на восприятии предметов и объектов при помощи зрения, слуха, а так же тактильное, кинестетическое, обонятельное восприятие. Если ребенок научится тонко чувствовать природу и людей, то он сможет лучше понять происходящие вокруг процессы. В высшем своем проявлении наблюдение представляет собой деятельность, самостоятельно организуемая самим наблюдателем. Для того, чтобы дети смогли воспользоваться всеми возможностями метода наблюдения необходимо наличие природных объектов, определение содержания наблюдений и поиск соответствующей их организации и оптимальных форм и приемов включения в них детей.
Среди практических методов особое место в экологическом воспитании занимает метод моделирования. Моделирование направлено на решение следующих задач:
- “построить” в сознании абстрактное, обобщенное представление об объекте или целом явлении природы,
- составить схему изучаемого явления.
В числе практических методов широко применяются игры. Которые направлены на ознакомлении детей с природой. Игры в ДОУ делятся на три группы:
- Дидактические игры
- Подвижные игры в ДОУ
- Сюжетно-ролевые игры в ДОУ
В числе словесных методов смело можно выделить беседу, которая дает хорошие результаты при работе со старшими дошкольниками. Беседа позволит познакомить ребенка в интересной форме с новыми явлениями природы и ее обитателями. Метод беседы хорошо сочетается с методом наблюдения.
Методические приёмы, используемые при проведении дидактических игр
Чтобы игра прошла ярко, оживлённо, запомнилась дошкольникам и вызвала желание играть в неё снова, воспитатель использует различные приёмы для обогащения её содержания и привлечения внимания детей:
Игровые и сюрпризные моменты, появление игрового персонажа. Детям могут прислать посылку с новой игрой лесные зверята, добрый Лесовичок, Карлсон, а потом эти же герои (игрушка или взрослый в костюме) появятся при повторном проведении игры, чтобы посмотреть, научились ли малыши правильно в неё играть.
Использование наглядного материала, макета, моделирование.
Провести незабываемую красивую игру на закрепление сезонных явлений поможет модель дерева с набором предметных картинок, которые крепятся к нему на липучках или магнитах (фланелеграф или магнитная доска). Например, игру «Что нам осень принесла» воспитатель сопровождает словами: «Пришла осень, листья на дереве стали… Какими стали листья, ребята? (ответы детей). По небу побежали тучи, закапал (дождь). На земле появились большие (серые тучи). Детишки оделись в курточки, на ножках у них (сапожки). Под деревом нашим выросли (грибы). А вот и куст рябины. На нём много оранжевых спелых (ягод). Полакомиться ягодами прилетели (птицы). Красиво в лесу осенью, жёлтые и красные листья падают с деревьев на землю и тихо шуршат под ногами детей. Какую песенку поют? (ш-ш-ш)». Когда дети правильно назовут явление или объект, воспитатель выкладывает изображение на дерево или рядом с ним. В конце игры дети повторяют осенние явления, указывая их на смоделированном полотне. Такие игры не только укрепляют и расширяют знания детей, но и положительно воздействуют на эмоциональную сферу, учат видеть красоту окружающего мира, восхищаться ею.
Подобные игры можно проводить с макетом сада, огорода, леса, соответственно подобрав изображения плодов, лесных обитателей и растений.
Использование художественного слова, малых фольклорных форм. Стихи, загадки, отрывки рассказов, пословицы и поговорки, если их будет не слишком много в ущерб основным задачам, делают дидактическую игру насыщенной, полезной в плане умственного и эстетического развития. Они воспитывают любовь к родной литературе и природе своего края, что является первой ступенькой воспитания любви к Родине.
Пояснение правил, демонстрация выполнения игровых действий. Воспитатель должен убедиться, что все дети поняли, как нужно играть, в какой последовательности выполнять действия
Особенно важно проконтролировать это, если игра новая. Корректировать действия детей следует и во время игры, поскольку в дидактической игре выполнение правил и игровой задачи необходимо для достижения программных задач. Исключение составляют самостоятельные игры детей, когда малыши пытаются играть, подражая воспитателю, но изменяют правила или действия
Вмешиваться в них, перебивать детей нельзя. Но после игры можно провести беседу, напомнить малышам правила, предложить сыграть снова с соблюдением правил.
Исключение составляют самостоятельные игры детей, когда малыши пытаются играть, подражая воспитателю, но изменяют правила или действия. Вмешиваться в них, перебивать детей нельзя. Но после игры можно провести беседу, напомнить малышам правила, предложить сыграть снова с соблюдением правил.
Самостоятельные попытки играть в обучающие игры на пятом году жизни — показатель высокого интеллекта и развитых творческих способностей воспитанников, поэтому педагог должен всеми силами их поощрять. Для развития самостоятельности дети должны иметь свободный доступ к дидактическим игрушкам, настольно-печатным играм, природному материалу.
Самостоятельность и умение сотрудничать в игре — показатель высокого уровня развития ребёнка
Помощь дидактических материалов в обучении
Дидактические материалы помогают преподавателям рассказать малышам об этом. Допустим, если взять одну группу карточек с фотографиями или рисунками зверей, а другую группу – с кормом, которые животные едят, можно провести ознакомление с тем, чем питаются животные.
Как другой вариант той же игры – карты с животными и их детьми. Малыши узнают, что ребенок коровы называется теленок, ребенок свиньи – поросенок и так дальше.
Дидактические материалы
Место проведения игр
От вида игры зависит место ее проведения.
Обратите внимание! Настольные игры, занятия с карточками, игрушками, лучше проводить в помещении. Так и гигиенические нормы проще соблюсти, и материалы для игр будут в большей сохранности. Но на улице, видя предметы в природе, ребята быстрее и лучше узнают о них
Пусть малыши потрогают каштаны, различные листочки, рассмотрят цветы и травы. Пусть посмотрят на небо, облака, скажут, на что они похожи, понаблюдают, как постоянно меняют свою форму
Но на улице, видя предметы в природе, ребята быстрее и лучше узнают о них. Пусть малыши потрогают каштаны, различные листочки, рассмотрят цветы и травы. Пусть посмотрят на небо, облака, скажут, на что они похожи, понаблюдают, как постоянно меняют свою форму
Узнают, какие существуют насекомые, и как они выглядят, а воспитатель обратит на все это внимание малышей и расскажет о них в доступной форме для детей этого возраста
Экологическое воспитание дошкольников в детском саду
В XXI веке одними из самых сложных задач, стоящих перед человечеством, являются загрязнение окружающей среды и истощение природных ресурсов. Решать данные глобальные проблемы нужно комплексно, меняя не только хозяйственно-бытовую деятельность человека, но и его мышление.
Основы отношения к миру закладываются в дошкольном и младшем школьном возрасте, поэтому начинать учить бережно относиться к природе надо как можно раньше. Уже с момента поступления ребенка в детский сад ему следует прививать базовые навыки экологического мышления и поведения.
Определение
Экологическое воспитание в ДОУ (дошкольных образовательных учреждениях) — это формирование у детей дошкольного возраста осознанного и бережного отношения к природе с опорой на основополагающие знания из области экологии.
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут
Теоретические аспекты, для чего нужно, актуальность
Экологическое воспитание дошкольников включает следующие компоненты:
- Теоретический уровень — состоит в формировании базовых представлений об объектах и явлениях природы.
- Практический — заключается в приобретении навыков и умений бережного обращения с природными объектами, в том числе на бытовом, хозяйственном и трудовом уровне.
- Нравственный — воспитание морально-нравственных компонентов, отвечающих за общую экологическую культуру личности: ответственность, осознанность, бережливость, гуманность, эмпатию.
- Эстетический — взращивание эстетического чувства по отношению к природе, умения восхищаться и ценить ее в самых разнообразных проявлениях.
Основные задачи:
- Сформировать базовые экологические знания.
- Развивать познавательный интерес к миру природы.
- Заложить основы экологической культуры личности, включая такие компоненты, как экологическое сознание, мышление и поведение.
- Направлять активную деятельность дошкольников на охрану явлений и объектов природы.
- Укреплять любовь к природе на основе нравственных, эстетических и иных компонентов.
Для успешного экологического воспитания в ДОУ необходимо соблюдать следующие правила:
Приоритетность
Создавать атмосферу важности и значимости экологических проблем. Систематичность
Занятия должны быть не разовыми и случайными, а вписываться в единую систему
Систематичность. Занятия должны быть не разовыми и случайными, а вписываться в единую систему.
Личный пример
Воспитатели и родители должны своим примером показывать образцы бережного отношения к природе.
Самосовершенствование. Педагогам следует постоянно повышать свой уровень экологических компетенций.
Материально-техническая база. В ДОУ должна быть обширная, постоянная пополняемая база для проведения экологических занятий. Она должна соответствовать возрастным особенностям детей и быть органичным компонентом образовательно-воспитательного пространства.
Диагностика и контроль. Необходимо систематически проводить диагностику сформированных знаний, умений и навыков в области экологии. В случае недостаточного уровня усвоения программы следует повторить и закрепить отдельные темы.
Средства экологического воспитания — это набор материалов и приспособлений для проведения занятий экологической направленности:
- литература о природе;
- иллюстрации;
- карточки с изображениями животных и растений;
- модели природных объектов;
- «живой уголок»;
- «ботанический сад»;
- «зеленая зона»;
- экологические игрушки и развивающие игры.
Актуальность экологического воспитания дошкольников обусловлена тем, что:
- в современном мире экологические проблемы выходят на первый план;
- необходимо переориентировать сознание человека с потребляющего типа на природосообразный и созидательный;
- фундамент отношения к окружающему миру закладывается в возрасте до 7 лет;
- пробелы в экологическом воспитании, сделанные в дошкольном возрасте, потом очень трудно восполнить;
- воспитание экологической культуры влияет на всю структуру личности.
Система работы по воспитанию экологической культуры детей дошкольного возраста
Формы и методы работы с детьми
- региональный компонент
- научность и доступность понятий
- принцип «спирали»
- междисциплинарности и интеграции
- содержания — занятия и уроки;
- экологические минутки;
- экскурсии;
- экологические сказки;
- практическая деятельность в природе;
- природоохранные акции;
- реклама;
- эксперименты и опыты;
- развивающие дидактические игры.
- выставки
Работа с родителями
- ознакомление родителей с работой ДОУ по экологии (открытые занятия, специальные экспозиции, видеофильмы, собрания, конференции и т. д.);
- организация различных мероприятий с участием родителей (в том числе с использованием их профессионального опыта медицинского работника, лесничего, пожарника).
- ознакомление родителей с результатами обучения (открытые занятия, различные общие мероприятия, информация в уголках для родителей и прочее);
- туристические походы на природу, соревнования.
Развивающая экологическая среда
- зимний сад;
- уголки в группах (экспериментальные, природные, коллекционные);
- растительный мир на участке;
- учебно-наглядные пособия;
- живой уголок
Основополагающими принципами нашей работы по экологическому воспитанию являются:
Принцип регионального компонента (изучение природы родного края) позволяет:
- формировать у детей понятия на основе непосредственного наблюдения и изучения предметов и явлений окружающей природы;
- использовать имеющую у детей информацию для того, чтобы они применяли свои знания в разнообразных видах практической деятельности;
- помогает решать задачи воспитания нравственно-патриотических чувств, воспитания гражданственности.
- создавать благоприятные условия для самовыражения, организации коммуникативного общения, в котором каждый ребенок имеет возможность проявлять свою индивидуальность.
Принцип научности и доступности понятий. На каждом этапе работы с детьми первоначальные представления углубляются, насыщаются содержанием, постепенно переходя в понятия, которые формируют знания. Таким образом, естественные научные знания оформляются по схеме: «представления — понятия — знания». Такая последовательность обеспечивает преемственность знаний и углубление их содержаний.Принцип «спирали» необходим для того, чтобы дети, возвращаясь к тем или иным объектам и явлениям природы, шли из года в год по восходящей, углубляя и расширяя представления и понятия, учась применять более сложные приемы и методы исследования
Следует подчеркнуть, что для детей дошкольного возраста характерны кратковременность интересов, неустойчивое внимание и утомляемость. Поэтому обращение к одной и той же теме несколько раз способствует развитию внимания детей и длительному сохранению интереса
Из-за небольшого объема часов в учебном плане, выделяемых для изучения природного мира, только на познавательных занятиях невозможно достичь нужного результата. Поэтому мы используем принцип междисциплинарности и интеграции, который позволяет соединить всю воспитательно-образовательную работу в одно целое.
Таким образом, почти каждая тема по экологии подкрепляется продуктивными видами деятельности (рисование, ручной труд, аппликация и т.д.) и крупица за крупицей в детские сердца закладывается гуманное отношение к природе. Приведу пример. На одном из занятий по математическому развитию в подготовительной группе я знакомила детей со способами уравнивания двух множеств. Выставила на наборное полотно 7 цветов и 6 бабочек. На вопрос: “Что нужно сделать, чтобы цветов и бабочек стало поровну?” — дети ответили: “Пусть прилетит еще одна бабочка, и будет поровну, по 7”. “А еще как?” — спрашиваю я. И тут один мой воспитанник говорит: “А больше никак, потому что цветы срывать нельзя!”. Я испытала чувство гордости за детей, которые начали самостоятельно проявлять экологическую грамотность. И таких примеров немало.
Ход игры: взрослый читает, а дети добавляют слова.
— Здесь весною было пусто, летом выросла… (капуста).
— Солнышко светило, чтоб ярче зеленел … (укроп).
— Собираем мы в лукошко очень крупную … (картошку).
— От дождя земля намокла – вылезай, толстушка … (свёкла).
— Из земли – за чуб плутовку тянем сочную … (морковку).
— Помогает деду внук – собирает с грядок … (лук).
— Просит дедушка Федюшку: — собери ещё … (петрушку).
— Вот зелёный толстячок – крупный, гладкий … (кабачок).
— А теперь пойдём мы в сад, там созрел уж … (виноград).
— Очень сочны и красивы выросли на ветках … (сливы).
— Для Серёжи и Марины набираем … (мандарины).
— Для Ванюши и Катюши соберём в корзину … (груши).
— Не забудем для Алёны очень кислые … (лимоны).
— Для начинки в пироги набираем … (яблоки).
Вот и всё! Хоть и устали, урожай мы весь собрали!
Различные варианты игр
Это могут быть картинки с изображением различного времени года – зима, весна, лето, осень. Показывая каждую картинку по очереди, воспитатель просит детей рассказать, что они знают о различных порах года. Так малыши знакомятся с разными состояниями природы.
Здесь же можно ввести в занятие загадки о зиме, лете, осени, весне. Так ребятам будет веселее и увлекательнее познавать мир.
Так же можно и изучать, например, птиц. Раздать малышам картинки с изображением воробья, голубя, ласточки, вороны – любых самых известных птиц того региона, где проживают ребята. Попросить показать какую-то одну птицу. Детвора покажет ее и расскажет, где видел птичку. Так всем вместе, в коллективе, легче запомнить новый материал.
Обратите внимание! Такие же познавательные занятия можно проводить не только в группе, но и на улице. Допустим, собрать всех детей вместе, рассказать о деревьях, которые растут во дворе. Потом сказать: «Раз, два, три, к березе беги»
Дети с радостью побегают
Потом сказать: «Раз, два, три, к березе беги». Дети с радостью побегают
Допустим, собрать всех детей вместе, рассказать о деревьях, которые растут во дворе. Потом сказать: «Раз, два, три, к березе беги». Дети с радостью побегают.
В игре необходимо уделять внимание каждому ребенку
Все люди на Земле абсолютно разные, не бывает двух одинаковых человек. И в возрасте 4-5-6 лет уже видно, насколько ребенок активен, как быстро усваивает знания, как ведет себя по отношению к другим детям в группе
Занимаясь с малышами, воспитатель уделяет внимание всем малышам, но одни сразу, с первого слова понимают и запоминают новое для них, а другому ребенку необходимо разъяснить это более подробно еще раз
Если поставить перед собой задачу не просто проводить время с ребятами, присматривать за ними, чтобы малыши в силу своей активности не травмировались, а научить жить рядом с другими людьми, любить окружающий их мир, заботиться о нем, то такой цели добиться вполне возможно. И какой путь пройдут они в дальнейшем, во многом зависит именно от уроков экологического направления в детском саду и от того, насколько родители дома поддержат и продолжат начинания воспитателей в воспитании детей.
Дидактические игры по экологии для средней группы
|
ОБСУЖДЕНИЕ |
Комментариев пока нетВыскажите Ваше мнение:Извините, только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарииЗарегистрироваться |
Вакансии для учителей
Методики работы с детьми и их формы при экологическом воспитании
При создании и функционировании программ по экологическому образованию малышей в дошкольных учреждениях требуется, прежде всего, учитывать имеющиеся возрастные особенности, и, конечно же, предписания ФГОС.
При подготовке к учебным занятиям по экологии в дошкольном учреждении обычно имеет место обширное применение самых различных наглядных материалов дидактического характера, часть из которых вполне может быть приготовлена совместно с малышами.
Главными методиками экологического обучения в детских садах являются несколько методик, которые весьма активно применяются в этом серьезном процессе:
- Игровые методы и участие в экспериментах;
- Наблюдение вместе с познавательно-исследовательскими моментами;
- Практическая работа.
Познавательная деятельность ребенка
Начиная со средней группы, в детских дошкольных учреждениях воспитатели начинают обучать детей природоведческому восприятию мира через экологические игры.
Именно в 5 лет малыши начинают перерабатывать и усваивать материал быстрее, и игры с экологическим материалом становятся им доступны в большей степени.
Познавательная деятельность ребенка
Направления развития деятельности детей
Познавательная деятельность малышей имеет 2 направления развития: стихийная и целенаправленная.
Стихийная – это развитие ребенка, в котором взрослые участия не принимают. Малыш постепенно, взрослея и находясь в обществе людей, которые являются его окружением, постепенно учится. Но вот чему они научатся – это зависит от людей, которые находятся рядом.
Целенаправленное направление включает в себя целый список целей и задач, которые поставлены перед человеком, воспитывающим ребенка.
Обратите внимание! В зависимости от возраста малыша меняется и смысловая нагрузка на игры, с помощью которых взрослый человек общается с ребенком с целью научить его, помочь разобраться во всех непонятных маленькому человеку вещах
Направления развития
Важность дидактических игр экологического содержания в средних группах
Во время игры ребенок получает моральную разгрузку, учится новому без утомления, получает эмоциональное и психическое наслаждение. Играя, малыш учится общению с другими людьми, познает окружающие его предметы, понимает значение труда в жизни человека. Взрослые учат ребят первым шагам в жизни, именно от них дети учатся:
- Общению с другими людьми.
- Отношению к животным и растениям, которые их окружают.
- Правилам поведения в обществе.
- Культуре поведения.
- Правилам пользования предметами, находящимися вокруг них.
- Понимать, что человек – это часть природы, которую нужно защищать и заботиться о ней.
- Правилам поведения на природе.
Есть еще очень многие вещи, которым учатся в детстве. Ведь всю жизнь человек постоянно познает что-то новое. А начало этому постоянному обучению – это детская пора.
Экологические игры
Картотека игр для средней группы
Существуют федеральные государственные образовательные стандарты, которые предусматривают комплекс особых критериев в требованиях как в образовании, так и в спортивных нормативах. На основании ФГОС разрабатываются дидактические игры по экологии в средней группе. Существует целая картотека таких игр и включает в себя такие разделы:
- дидактические;
- подвижные;
- народные;
- пальчиковые;
- сюжетно-ролевые.
Раздел экологических дидактических игр предусматривает изучение природы с использованием различных пособий – карточек, рисунков, животных, растений и другие материалы.
Проведение занятий
LiveInternetLiveInternet
—Рубрики
- Детям (973)
- Шитьё (242)
- Всякая всячина (177)
- Всё для компьютера (153)
- Шаблоны (105)
- Фотошоп (59)
- Это интересно (36)
- Причёски (25)
- Канзаши (24)
- Красота (17)
- Музыка (12)
- Сценарий (11)
- Интерьер (9)
- История (9)
- Закон (7)
- Клипарт (6)
- Стихи (6)
- Мифология (6)
- Картинки (4)
- Традиции (2)
- Вязание (2395)
- Платье (371)
- Шапки (303)
- Туника (139)
- Топик (103)
- Пинетки (74)
- Бабушкин квадрат (68)
- Малышам (55)
- Шали (41)
- Пончо (33)
- Игрушки (22)
- Жакет (17)
- Сумки (11)
- Цветы (11)
- Аксесуары (9)
- Пледы (9)
- Болеро (8)
- Из пакетов (2)
- Здоровье (372)
- Диета (55)
- Кино (9)
- Кулинария (2158)
- Салаты (611)
- Заготовки на зиму (234)
- Торты (134)
- Горячее (121)
- Мультиварка (17)
- Суши (14)
- Поделки (332)
- Сад и огород (76)