Формы, методы и средства экологического воспитания

Методы и приемы экологического воспитания

Экологическое воспитание в рамках государственной образовательной программы – важная часть общего педагогического процесса. Как в любом процессе, педагоги стараются использовать все доступные им методы и приемы воспитания.

Наглядные методы

Как говорится, лучше один раз показать, чем сто раз рассказать, особенно если речь идет о детях и их отношениях с природой. В экологическом воспитании наглядными методами выступают:

Наблюдение. Оно всегда спланировано и целенаправленно. У наблюдения есть объект, цель, сроки. Целью наблюдения могут быть причины поведения животных, изменения, развитие живых и неживых объектов, установление и изменение свойств, качеств, структуры и внешнего вида наблюдаемого объекта или явления. Наблюдение может проводиться небольшими группами или всем классом одновременно, в рамках образовательной деятельности и вне ее

С.Н Николаева – автор и разработчик системы экологического воспитания в ДОУ, уделяет большое внимание наблюдению, как одному из самых эффективных методов в этой сфере воспитания.

Иллюстративно-наглядный материал. Книги, иллюстрации, дидактические карточки, фильмы, видеоролики, фотографии и картины – все это иллюстративный материал, с помощью которого педагог имеет возможность познакомить детей с теми явлениями природы (объектами), которые не доступны для наблюдения в естественных условиях.

Практические методы

Практические методы необходимы для полной интеграции детей в экологическую культуру.

  1. Моделирование. Метод моделирование хорошо подходит для детей начальных и средних классов. Он представляет собой замещение реальных объектов (явлений) с помощью схем, знаков, фигур или изображений. Моделирование помогает создать у детей общее представление об изучаемом объекте.
  2. Опыты и эксперименты. Опыт в экологическом воспитании – это наблюдение над изучаемым объектом в специально созданных для этого условиях. У опыта должна быть цель и задача. Ход эксперимента должен быть продуман, а также продуманы технологии и средства. Сам опыт логически завершен словесно или письменно.
  3. Экологические игры. Дидактические, подвижные, настольные или словесные – игра, это ознакомление, познание и закрепление материала. Игра, как метод экологического воспитания широко используется воспитателями детских садов, так как в дошкольном возрасте игра – ведущая деятельность.

Книга Николаевой С.Н. экологическое воспитание дошкольников — методика

Словесные методы

Под словесными методами мы подразумеваем беседы, рассказы, анализ прочитанного или увиденного. Словесные методы почти всегда подкрепляются наглядными. Беседа всегда предшествует любой игре, эксперименту, наблюдению. Беседа сопровождает любой другой метод.

Одним из словесных методов является чтение художественной литературы. Это может быть, как специальная экологическая литература, рекомендованная учебной программой, так и произведения писателей-классиков

Много авторов уделяли внимание проблемам природы, животного мира, охране окружающей среды



Экологическое воспитание — что это в педагогике, определение

Экологическое воспитание — это формирование у подрастающего поколения сознательного и бережного отношения к природе.

Цели:

  • изучение механизмов взаимодействия между живыми организмами;
  • формирование сознательного восприятия окружающей среды;
  • обучение навыкам разумного обращения с природой.

Экологическое воспитание охватывает все сферы педагогической деятельности и должно начинаться в раннем детском возрасте

Оно имеет огромную важность, поскольку в настоящее время во всем мире наблюдается глобальный экологический кризис

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут

Фундамент взаимодействия с природой закладывается у дошкольников, а затем получает дальнейшее развитие в школьные годы. Экологическое воспитание должно продолжаться всю жизнь и быть массовым, поскольку оно влияет на все сферы производственной деятельности человека и органично вплетается в концепцию непрерывного образования.

Формирование бережного отношения к окружающему миру — это непростой и длительный процесс. Он включает в себя множество компонентов, в том числе:

  • развитие эстетических чувств по отношению к природе — умения любоваться и восхищаться ей;
  • взращивание эмоционально-ценностного начала;
  • воспитание чувства ответственности ко всему живому;
  • формирование рационального понимания, что ресурсы на планете не безграничны и нужно бережно их использовать.

Конечной целью правильного экологического воспитания должен стать отказ от потребительской модели поведения, которая до недавнего времени была преобладающей в большинстве стран мира. Человек должен осознать себя жителем Земли, ответственным за ее будущее.

Формирование гармонично развитой личности предполагает наличие у человека чувства экологической ответственности. Оно включает в себя такие качества, как:

  • гуманизм;
  • самоконтроль;
  • развитый интеллект;
  • способность прогнозировать результаты своих действий;
  • критическое отношение к своим поступкам и поступкам других людей;
  • рефлексия;
  • гражданская активность.

В идеале человек должен научиться бережно относиться к природе не из-за страха морального порицания, наказания или материального ущерба, а из-за наличия у него внутреннего нравственного чувства по отношению к природе.

Наука экология

Экология — это дисциплина, исследующая отношения активных организмов друг с другом и с окружающей средой. Экологическое поведение основано на познаниях, фактических умениях и эстетических навыках при обучении. Ребёнок должен научиться сопереживать живым созданиям, которым больно. Их необходимо любить. Люди не имеют права уничтожать то, что создала природа.

Есть 2 типа форм экологического образования дошкольников: групповые программы, нацеленные на многостороннее развитие детей, и выборочные проекты, предусматривающие одну либо несколько техник. Цели и методы экологического воспитания дошкольников:

  1. Знакомство с природой и естественными явлениями.
  2. Создание умения устанавливать причинно-следственные связи между естественными явлениями.
  3. Воспитание основных взглядов относительно естественного многообразия планеты.
  4. Развитие простых экологических определений у учеников.
  5. Формирование сознания того, что индивид — это часть природы, он должен отстаивать, беречь её.
  6. Развитие познавательных интересов ребят, формирование любознательности и познавательной мотивации.
  7. Воспитание познавательных действий, воображения и созидательной активности.
  8. Развитие представления о предметах, свойствах и взаимоотношениях объектов в окружающем мире.
  9. Формирование восприятия, интереса, памяти, наблюдательности, способности подвергать анализу, сопоставлять, акцентировать особенности объектов и явлений окружающего мира.
  10. Развитие способности устанавливать простые взаимосвязи между объектами и явлениями, совершать простые обобщения.

Практические методы

Данная группа методов подразумевает вовлечение учащихся в практическую деятельность. Таким образом знания приобретаются и закрепляется непосредственно в ходе взаимодействия детей с окружающим миром.

Практические методы разнообразны и включают в себя следующие основные формы работы:

  • игровая;
  • природоохранная;
  • экспериментальная;
  • поисковая;
  • трудовая;
  • конструкторская.

Начиная с дошкольного возраста дети могут участвовать в мероприятиях по охране природы, доступных для их возраста.

Для повышения интереса воспитанников к экологической теме применяют разнообразные игровые формы и приемы. Примеры:

  • конкурсы;
  • викторины;
  • экологические эстафеты;
  • подвижные игры;
  • загадки.

Наглядные методы

Наглядные методы применяются на всех этапах обучения экологической культуре, но особенно большое познавательное значение они имеют в дошкольном возрасте.

Эта группа методов позволяет сформировать яркие и конкретные представления о природе.

Примеры наглядных методов:

  1. Наблюдение.
  2. Просмотр фильмов и передач.
  3. Рассматривание и изучение карточек, картин, иллюстраций.
  4. Демонстрация моделей.

Наиболее продуктивным является метод наблюдения. Он направлен на длительное и планомерное исследование учащимися под руководством педагога того или иного явления природы или живого объекта

В ходе наблюдения учителю важно поставить перед учениками конкретную цель

  • установление структуры цветка;
  • определение причин изменения цвета растения;
  • описание погодного явления.

Перед учащимися старшей школы ставятся более сложные задачи.

  • определение функций вегетативных органов растений;
  • составление характеристики животного мира родного края.

Формы экологического воспитания

  1. Урок . Самой основной, и самой распространенной формой работы по экологическому воспитанию детей является урок. Он же занятия (НОД) в детских садах. В поддержку экологического воспитания был создан такой предмет, как окружающий мир, который знакомит детей с живой и неживой природой, ее законами, основами охраны окружающей среды.

Уроки (занятия) позволяют педагогу формировать у детей знания о природе с учетом их возрастных особенностей. Выделяются несколько типов занятий:

  • Первично-ознакомительный. Такие уроки (занятия) имеют ознакомительную функцию, то есть знакомят детей с определенными видами (животные, птицы, рыбы и т.д.), их условиями жизни, природными явлениями, основными понятиями об окружающей среде. Необходимый материал для таких занятий (уроков, бесед) становятся наглядные материалы (демонстрационные пособия, плакаты, фильмы);
  • Обобщающий. Позволяет формировать у детей общие понятия о некоторых видах, явлениях природы, умение выделять их общие признаки (старший дошкольный и младший школьный возраст);
  • Углубленный познавательный. Занятия (уроки), которые базируются на уже полученных прежде знаниях. Углубление уже изученного, применение на практике – такие уроки проводятся в форме беседы, викторины, просмотра видео на занятии.
  1. Экологические праздники . Мероприятия, которые относят к внеклассной деятельности. Они могут быть как приуроченными к календарным праздникам (день земли), так и независимыми, придуманными педагогами. Смысл такого досуга – вызвать положительный эмоциональный отклик у детей, что в свою очередь пробуждает интерес к проблемам экологии. При составлении сценария развлечения, используется материал, который уже хорошо знаком детям.
  2. Экскурсии . Начиная со средней группы ДОУ и заканчивая средними классами общеобразовательной школы, экскурсия – одна из самых эффективных форм работы по экологическому воспитанию детей. И это понятно. Сколько бы мы не говорили, сколько бы бесед не проводили, природа – это окружающая среда, познать которую можно лишь соприкоснувшись с ней напрямую, в естественной обстановке. Педагог проводит экскурсии согласно требованиям государственной образовательной программы, предварительно указывая цели и задачи в календарных планах.
  3. Труд . Странно было бы не указать эту форму непосредственного сочетания человеческой деятельности с охраной окружающей среды. В детских садах это уход за живым уголком, клумбами, маленькими огородами, организованными воспитателями в целях экологического воспитания малышей. В школе это уборка участка, полив, уход за растениями, работа на пришкольном участке (особенно распространено в сельских школах).
  4. Участие в школьных городских конкурсах и олимпиадах . Такие конкурсы часто проводят как сами школы для укрепления мотивации среди учащихся, так и администрация города. Смотры участков, викторины, олимпиады – все это пробуждает дух соперничества, и, как следствие, дает весомую мотивацию для экологически направленной детальности среди детей младшего и старшего школьного возраста.
  5. Работа с родителями . Полноценный воспитательный эффект достигается тогда, когда школа и семья действуют в одном направлении. Поэтому работа с родителями – одна из важнейших форм экологического воспитания. Консультации для родителей, участие в школьных мероприятиях, эксперименты, проводимые детьми совместно с родителями (дома, на даче, в деревне), участие родителей в смотрах и выставках – приемы, которые необходимы для плодотворной работы.

Экологическое воспитание на своем примере (правильные семейные ценности в разрезе экологии)

Государственные учреждения занимаются просвещением дошкольников и учеников, рассказывая им о важности сохранения природы, но бережное отношение к окружающему миру начинается с семьи. Пример родителей дети перенимают в качестве модели поведения: если мать не бросает мусор мимо урны, ребенок тоже нарочно этого не сделает

Поэтому взрослым необходимо тщательно следить за собой и уделять внимание вопросам охраны окружающей среды

Формировать правильное экологическое поведение можно и дома. Среди таких способов:

  • беседы и изучение профильной литературы;
  • знакомство с богатством окружающего мира на экскурсиях, походах;
  • просмотр тематических фильмов и мультфильмов;
  • совместная волонтерская работа.

Чтобы у ребенка сформировался высокий уровень экокультуры, недостаточно просто запрещать ему делать неправильные вещи (бросать пластиковые бутылки в реку). Нужно объяснить, к каким последствиям приводит такое поведение.

С этим подходом дети осознают, насколько природа хрупкая. Появляется понимание того, что человек оказывает на планету настолько негативное влияние.

Возраст, с которого можно начинать воспитывать ребенка

Федеральный стандарт образования предполагает, что знакомить детей с основами экологической культуры можно уже в дошкольном возрасте. Систематические занятия предполагаются для воспитанников детских садов. В ходе этих уроков дети знакомятся с основными представлениями о природе. Также учатся бережно относиться к окружающему миру и впервые узнают о глобальных проблемах современности (о наличии в океане мусорных свалок).

В рамках волонтерского проекта с детьми высаживаются растения

На новом уровне предмет начинает преподаваться в школе. Экологическое воспитание подросших детей может включать простые формы деятельности и самостоятельную работу: написание докладов, составление проектов. Школьники занимаются волонтерством и участвуют в практических занятиях.

Система работы по воспитанию экологической культуры детей дошкольного возраста

Формы и методы работы с детьми

  • региональный компонент
  • научность и доступность понятий
  • принцип «спирали»
  • междисциплинарности и интеграции
  • содержания — занятия и уроки;
  • экологические минутки;
  • экскурсии;
  • экологические сказки;
  • практическая деятельность в природе;
  • природоохранные акции;
  • реклама;
  • эксперименты и опыты;
  • развивающие дидактические игры.
  • выставки

Работа с родителями

  • ознакомление родителей с работой ДОУ по экологии (открытые занятия, специальные экспозиции, видеофильмы, собрания, конференции и т. д.);
  • организация различных мероприятий с участием родителей (в том числе с использованием их профессионального опыта медицинского работника, лесничего, пожарника).
  • ознакомление родителей с результатами обучения (открытые занятия, различные общие мероприятия, информация в уголках для родителей и прочее);
  • туристические походы на природу, соревнования.

Развивающая экологическая среда

  • зимний сад;
  • уголки в группах (экспериментальные, природные, коллекционные);
  • растительный мир на участке;
  • учебно-наглядные пособия;
  • живой уголок

Основополагающими принципами нашей работы по экологическому воспитанию являются:

Принцип регионального компонента (изучение природы родного края) позволяет:

  • формировать у детей понятия на основе непосредственного наблюдения и изучения предметов и явлений окружающей природы;
  • использовать имеющую у детей информацию для того, чтобы они применяли свои знания в разнообразных видах практической деятельности;
  • помогает решать задачи воспитания нравственно-патриотических чувств, воспитания гражданственности.
  • создавать благоприятные условия для самовыражения, организации коммуникативного общения, в котором каждый ребенок имеет возможность проявлять свою индивидуальность.

Принцип научности и доступности понятий. На каждом этапе работы с детьми первоначальные представления углубляются, насыщаются содержанием, постепенно переходя в понятия, которые формируют знания. Таким образом, естественные научные знания оформляются по схеме: «представления — понятия — знания». Такая последовательность обеспечивает преемственность знаний и углубление их содержаний.Принцип «спирали» необходим для того, чтобы дети, возвращаясь к тем или иным объектам и явлениям природы, шли из года в год по восходящей, углубляя и расширяя представления и понятия, учась применять более сложные приемы и методы исследования

Следует подчеркнуть, что для детей дошкольного возраста характерны кратковременность интересов, неустойчивое внимание и утомляемость. Поэтому обращение к одной и той же теме несколько раз способствует развитию внимания детей и длительному сохранению интереса

Из-за небольшого объема часов в учебном плане, выделяемых для изучения природного мира, только на познавательных занятиях невозможно достичь нужного результата. Поэтому мы используем принцип междисциплинарности и интеграции, который позволяет соединить всю воспитательно-образовательную работу в одно целое.

Таким образом, почти каждая тема по экологии подкрепляется продуктивными видами деятельности (рисование, ручной труд, аппликация и т.д.) и крупица за крупицей в детские сердца закладывается гуманное отношение к природе. Приведу пример. На одном из занятий по математическому развитию в подготовительной группе я знакомила детей со способами уравнивания двух множеств. Выставила на наборное полотно 7 цветов и 6 бабочек. На вопрос: “Что нужно сделать, чтобы цветов и бабочек стало поровну?” — дети ответили: “Пусть прилетит еще одна бабочка, и будет поровну, по 7”. “А еще как?” — спрашиваю я. И тут один мой воспитанник говорит: “А больше никак, потому что цветы срывать нельзя!”. Я испытала чувство гордости за детей, которые начали самостоятельно проявлять экологическую грамотность. И таких примеров немало.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий