Эльконин психология игры краткое содержание

Л. С. Выготский о значении игры в психическом развитии ребенка

Замечание 1

Игру и ее сущность, Л. С. Выготский определял, как деятельность, ориентированную на исполнение желаний и потребностей ребенка, только не в единичном аспекте, а в качестве обобщенных эффектов.

Ранний и дошкольный возраст является важным этапом развития ребенка во всех его направлениях. Игровая деятельность в этот период становится приоритетным направлением, причем не только деятельности, но и физического, нравственного, психического, эмоционального, духовного развития личности. Это обусловлено тем, что в силу специфики возрастного этапа развития ребенка, в этот период у него появляются новые потребности и желания, которые невозможно реализовать в реальной жизни. Их реализация происходит в игровом действии. При этом, сам ребенок не осознает, что же побуждает его к игре.

Замечание 2

Игра значительно отличается от иных направлений деятельности ребенка. Игра базируется на создании мнимой ситуации. Она строится на конкретных правилах поведения, которые ребенок избирает сам, выбрав конкретную игровую роль.

Игровая деятельность хороша тем, что она позволяет перенести опыт своей жизни, наблюдаемые действия взрослых, пережитые страхи реального мира в воображаемый. Причем, воображение позволяет расширить границы реалий своей жизни, наполнить их новыми красками и новым содержанием. При этом, ребенок никогда не разделяет реальность от воображения. В игре он не желает выполнять действия, которые противоречат реальности. Например, ребенок знает, каким прибором врач слушает сердце и не желает применять для этого какой-либо другой прибор (молоток, ложку).

По мнению, Л.С. Выготского, принятие воображаемой роли создает зону ближайшего развития ребенка. Он утверждал, что игра это:

  • действия, реализуемые в воображаемой сфере;
  • построение мнимой ситуации;
  • формирование произвольных намерений;
  • развитие жизненных планов;
  • развитие волевых мотивов;
  • способ развития ребенка, его движения.

Дошкольный этап развития ребенка заканчивается отделением воображения от деятельности, служащей фундаментом его формирования. Оно наполняется творческими компонентами, которые способствуют дальнейшему принятию себя и адаптации к социальной действительности.

Л. С. Выготский утверждал, что игра является важным методов, фактором личностного развития ребенка на любом этапе его возрастного становления.

Игра способствует:

  1. Интеллектуальному развитию ребенка. В игре реализуется переход от наглядно-действенного мышления к наглядно-образному и реализуется развитие компонентов и направлений логического мышления;
  2. Творческому выражению ребенка. Творческие задатки ребенка начинают проявляться в игре. В ней же, они и развиваются и закрепляются;
  3. Переработке пережитого опыта ребенка. В игре, дети переносят пережитые ими впечатления в новую действительность, которая отвечает потребностям и стремлениям ребенка;
  4. Развитию дисциплины. Происходит контроль поведения ребенка посредством правил игры;
  5. Становлению учебной деятельности;
  6. Развитию коммуникативных навыков;
  7. Формированию самосознания;
  8. Развитию мотивов деятельности.

О книге

Бывает так, что, сосредоточиваясь на собственной жизни, забываешь, как много интересного может происходить в мире, насколько увлекательны истории других людей. А читая книги, ты будто отправляешься в другой мир и можешь побыть кем-то другим или посмотреть на этих других намного ближе и внимательнее. Это отвлекает от суеты, потому что забываются все проблемы, остается лишь то, о чем рассказывает автор.

Книга «Психология игры» Д. Б. Эльконин – настоящий шедевр литературного искусства, относящийся к жанру общая философия. Писателю максимально полно удалось передать свое видение на страницах книги. Каждый персонаж тщательно проработан, чтобы читатель мог понять особенности его личности и поступки.

Теория игры Д.Б. Эльконина. Основные единицы игровой деятельности. Этапы развития игры.

Психологические материалы » Возрастная психология » Теория игры Д.Б. Эльконина. Основные единицы игровой деятельности. Этапы
развития игры.

Игра – ведущий вид деятельности ребенка дошкольного возраста. Детская игра – исторически развивающийся вид деятельности , заключающийся в воспроизведении детьми действий взрослых и отношений между ними в особой условной форме. Игра, по определению А. И. Леонтьева, является ведущей деятельностью ребенка-дошкольника, то есть такой деятельностью , в связи с развитием которой происходят главнейшие изменения в психике ребенка и внутри которой развиваются психические процессы, подготавливающие переход ребенка к новой ступени его развития.

Центральным вопросом теории детской игры является вопрос об ее историческом происхождении. Д . Б . Эльконин в своих исследованиях показал, что игра , и прежде всего игра ролевая, возникает в ходе исторического развития общества в результате изменения места ребенка в системе общественных отношений. Возникновение игры происходит в результате появления сложных форм разделения труда и оказывается следствием невозможности включения ребенка в производительный труд. С возникновением ролевой игры начинается и новый, дошкольный период в развитии ребенка. В отечественной науке теорию игры в аспекте выяснения ее социальной природы, внутренней структуры и значения для развития ребенка Игра является важнейшим источником развития сознания ребенка, произвольности его поведения, особой формой моделирования им отношений между взрослыми, фиксируемых в правилах определенных ролей. Взяв на себя выполнение той или иной роли, ребенок руководствуется ее правилами, подчиняет выполнению этих правил свое импульсивное поведение. Мотивация игры лежит в самом процессе выполнения данной деятельности . Основной единицей игры является роль. Кроме роли в структуру игры включаются игровое действие (действие по выполнению роли), игровое употребление предметов (замещение), отношения между детьми. В игре также выделяются сюжет и содержание. В качестве сюжета выступает та сфера деятельности , которую ребенок воспроизводит в игре . Содержанием же являются воспроизводимые ребенком в игре отношения между взрослыми. Игра обычно носит групповой характер. Группа играющих детей выступает по отношению к каждому отдельному участнику как организующее начало, санкционирующее и поддерживающее выполнение взятой ребенком роли.

Анализ и обсуждение результатов

На первом этапе в целях стандартизации полученных результатов нами были рассчитаны среднее (М) и стандартное отклонение (σ). Получены следующие результаты. Так, по шкале “позитивный интерес” у испытуемых девочек в возрасте 12 лет М = 7,3, σ = 5,6(рис.1); у мальчиков 12 лет М = 13,9, σ = 5,8 (рис.2).

Рис.1 Пок …

Психолого-педагогические проблемы толерантности

Педагогическая толерантность, по мнению М. Бубера, имеет противоречивую сущность. С одной стороны, отношение воспитанника и воспитателя, как и все отношения в мире Я-Ты, отличаются взаимностью: «Наши ученики воспитывают нас, наши произведения создают нас. «Дурной» человек, если его коснулось святое основное слово, превращается в дарующе …

Практический пример проведения судебно-психологической экспертизы

Так, достаточно часто назначается судебно-психологическая экспертиза для определения наличия или отсутствия физиологического аффекта в момент совершения преступления. В уголовном праве используется термин “сильное душевное волнение”, вызванное неправомерными или аморальными действиями потерпевшего и считается смягчающим ответс …

Игра и уровни ее развития по Д. Б. Эльконину

Замечание 3

Игру и игровые действия, Д. Б. Эльконин рассматривал в качестве фундамента психического становления личности.

В основу игры, по его мнению, положена роль, а также игровые действия, ею определяемые. Между ролью игры и игровыми действиями ребенка прослеживается тесная функциональная связь, а также наблюдается некоторое противоречивое единство. Краткость игровых действий свидетельствует о глубоком смысле ее содержания. Если игровые действия носят конкретный характер и являются достаточно обширными, то сразу становится очевидным и четко представленным предметное содержание игры.

Содержание любой игры составляют действия взрослого. Ребенок воссоздает в воображаемом мире действия взрослых, их особенности, взаимоотношения между ними и между взрослыми и ребенком. Социальные условия жизнедеятельности ребенка определяют ситуации и роли, которые ребенок реализует в игровом действии. Ребенок стремится к воспроизведению той стороны действительности, о которой он имеет представление, в которой он проживает и пережил какие-то события.

На основании данных положений, Д. Б. Эльконин выделил четыре основных уровня развития игры ребенка дошкольного возраста:

  • На первом уровне содержание игры связано с действия ребенка с конкретными предметами. Они определяют роли участников игры. Игровые действия носят однообразный и повторяющийся характер. Они не имеют обязательной логической последовательности и не обязательно соответствуют реальным событиям.
  • На втором уровне содержание игры связано также с действия с предметами. При этом, игровое действие должно обязательно соответствовать реальному действию. Дети берут на себя игровые роли, называют их и распределяют функции по ролям. Действия игры имеют конкретное логическое обоснование и последовательность – они соответствуют их последовательности, происходящей в реальной жизни. При этом, последовательность действий игры должна быть соблюдена, но ее нарушение не опротестовывается.
  • На третьем уровне содержание игры и ее развитие выступают игровые роли, которые определяют характер игровых действий и отношение к другим участникам игры. Роли определяют действия детей и являются четко обозначенными. Действия игры становятся более разнообразными, приобретают специфическую направленность. Они имеют строгую логическую последовательность, которую нельзя нарушать. Это отражается в установлении определенного правила игры, которому нужно подчиняться.
  • На четвертом уровне дети выполняют действия и строят взаимодействия с другими участниками игры. В игре выбирается одна роль и выстраивается одна линия поведения, которая действует на протяжении всей игры. Действия игры являются многообразными и логически обоснованными. Их нельзя нарушать из-за правил игры, которые имеют определенное смысловое назначение.

Замечание 4

Уровни развития игры отражают уровни возрастного развития ребенка и этапы его психического становления.

С этой книгой читают

Психология общенияК. Вердербер, Вердербер Рудольф

“Психология общения” – одно из самых современных пособий по общению не только у пас в стране, по и за рубежом, где оно выдержало 10 изданий. В этой сравнительно…

3.5
 (8)

Психология человека от рождения до смертиРеан А

Этот учебник дает полное представление о современных знаниях в области психологии развития человека. Книга разделена на восемь частей, каждая из которых описывает…

3.13
 (7)

ПсихологияДубровина Ирина Владимировна

Соавторы: Е.Е. Данилова, A.M. Прихожан В учебнике в соответствии с программой курса представлены знания по основным разделам психологии: общей психологии, истории…

4.63
 (4)

Женская психологияХорни Карен

Издание 1993 года. Сохранность хорошая. Перевод с английского Е. И. Замфир. Предисловие М. М. Решетникова. Карен Хорни (1885-1952) принадлежит к плеяде выдающихся…

3.6
 (3)

О психологии восточных религий и философийЮнг Карл Густав

Представленные в настоящем сборнике работы почти исчерпывают перечень произведений, темами которых К. Г. Юнг избрал Восток, а точнее, психологический опыт, заключенный в…

4.3
 (4)

Психология развития человекаСапогова Е

В предлагаемом оригинальном учебном пособии широко освещаются социокультурные, историко-этнографические, психобиологические и психологические аспекты развития человека. …

4.7
 (5)

Психология счастьяАргайл Майкл

В книге дается всесторонний обзор исследований природы счастья, отражающий современное состояние дел в этой научной области. Привлекая исследования из области социологии,…

4.1
 (4)

Психология и психоанализ любвиРайгородский Даниил Яковлевич

Отражает ли понятие «любовь» какую-то психологическую реальность или это всего лишь сбалансированный треугольник, состоящий из интимности, сексуальности и…

4.7
 (5)

Эльконин Д

Издание предназначено для практических психологов, педагогов, научных работников в области возрастной психологии, общей и дошкольной педагогики.

От Автора. Биография исследований.

Основная единица развернутой формы игровой деятельности. Социальная природа ролевой игры.

Об историческом возникновении ролевой игры.

Из истории игрушки.

Историческое происхождение развернутой формы игровой деятельности.

Общие теории игры: К. Гроос и Ф. Бойтендайк.

Теории и проблемы исследования детской игры.

Проблемы психологии игры в советской психологической науке.

Возникновение игры в онтогенезе.

Развитие движений, действий и общения со взрослыми на первом году жизни.

Особенности общения ребенка со взрослыми в ходе развития предметных действий и возникновение предпосылок ролевой игры.

Развитие игры в дошкольном возрасте.

Комплексная характеристика развития игры.

Роль и воображаемая ситуация: их значение в мотивации игровой деятельности.

Экспериментальное формирование предпосылок ролевой игры.

Развитие роли в игре.

Первый уровень развития игры.

Второй уровень развития игры.

Третий уровень развития игры.

Четвертый уровень развития игры.

Нарушение смысла роли.

Предмет — действие — слово (к проблеме символизма в ролевой игре).

Развитие отношений ребенка к правилам в игре.

Игра и психическое развитие.

Игра и развитие мотивационно-потребностной сферы.

Игра и преодоление «познавательного эгоцентризма».

Публикация «Эссе „Психология игры в трудах Д, Б, Эльконина, А, В, Запорожца, Л, С, Выготского, Ж, Пиаже“» размещена в разделах

  • Игры для детей
  • Психологические игры
  • Работа психолога в ДОУ
  • Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
  • Эссе воспитателей и педагогов
  • Темочки

Большой вклад в исследование игры, как мощнейшего средства воспитания и обучения детей, внесли такие исследователи как Д. Б. Эльконин, А. В. Запорожец, Л. С. Выготский и Ж. Пиаже

Эти авторы постоянно обращали внимание на то, что дети должны учиться играя, и положили начало соответствующим игровым технологиям обучения

Советский психолог Д. Б. Эльконин считал, что в игре развивается функция обозначения и замещения, которая в дальнейшем в более сложных формах осуществляется посредством слова в словесно-логическом мышлении. По этой причине игра обладает первостепенным значением для формирования процессов мышления и волевой регуляции действий.

А. В. Запорожец называл игру главным видом деятельности дошкольного возраста. Он считал ее очень привлекательной для ребенка, потому что она направлена на ориентацию в загадочный мир взрослых. В условиях игры значительно возрастает вероятность усвоения необходимых навыков, наблюдается более высокий, чем при других условиях, уровень воспитания, мышления, запоминания. Игра, по мнению автора, является весовым средством развития важнейших психологических свойств и способностей ребенка. Под ее влиянием происходит развитие общей способности к воображению образному мышлению.

Психолог Л. С. Высоцкий определял игру как основное условие развития ребенка, которое способствует проявлению его способностей, открывает уровень его ближайшего развития, что только при полноценной игровой деятельности.

Игра способствует развитию личности ребенка, в игре у ребенка формируются те стороны психики, которые в последствии оказывают влияние на успешность учебной и трудовой деятельности ребенка, на его взаимоотношения в социуме.

Высоцкий ставил акцент на том, что под воздействием игры, когда игрушки замещают реальные предметы, а игровые действия-реальными, у ребенка формируется и развивается способность воспроизводить различные стороны реальности посредством разных способов ее обозначения.

Ж. Пиаже считал, что благодаря игре ребенок развивает и совершенствует процесс восприятия окружающего мира. В концепции Пиаже игра связывается, прежде всего, с возникновением и развитием символической функции мышления, которая выражается в основном в способности выполнять действия замены реального предмета знаками, представлять одну вещь с помощью другой.

Итак, опираясь на труды вышеперечисленных авторов, я считаю, что игра в жизни каждого ребенка имеет определяющую роль. Мой собственный опыт применения игры на практике в работе с дошкольниками показывает, что игра способствует формированию у детей навыков коммуникации, развитию мышления, воображения, памяти.

Игра – самая естественная и самая интересная деятельность ребенка, это не просто развлечение, а обычное упражнение, замаскированное в интересную форму. Игра органично объединяет триединую цель: образовательную, развивающую, воспитательную

Игровые моменты дают возможность заинтересовать детей и на протяжении достаточно длинного времени поддерживать их интерес к сложным вопросам относительно свойств, явлений, на которых в обычных условиях сосредоточить внимание детей не всегда удается

Эльконин психология игры

Даниил Борисович Эльконин принадлежит к той славной плеяде советских психологов, которая составляет костяк всемирно известной научной школы Л. С. Выготского. Д. Б. Эльконин с гордостью говорил о том, что он является учеником Льва Семеновича и соратником других его учеников и последователей. Глубоко восприняв идеи этой школы, Д. Б. Эльконин в течение нескольких десятилетий оригинально их конкретизировал в своих экспериментальных и теоретических работах, создав тем самым собственное научное направление в детской и педагогической психологии.

Д. Б. Эльконин сочетал в себе талант ученого, умеющего глубоко анализировать фундаментальные научные проблемы, и способности исследователя, эффективно решающего прикладные психологические вопросы, имеющие серьезное значение для педагогической практики. Ему принадлежат замечательные теории периодизации детского развития и детской игры, а также методики обучения детей чтению. И еще одно необходимо сказать о Данииле Борисовиче — он обладал незаурядной и щедрой душой жизнелюбивого и жизнестойкого человека, сумевшего до последних дней сохранить большой ум и доброту. Он имел поистине благородный характер ученого и гражданина.

Родился Д. Б. Эльконин в Полтавской губернии, учился в полтавской гимназии и в Ленинградском педагогическом институте им. А. И. Герцена. С 1929 г. работал в этом институте; несколько лет в сотрудничестве с Л. С. Выготским изучал проблемы детской игры. С 1937 г. и до начала Великой) Отечественной войны он был учителем начальных классов в одной из ленинградских школ, преподавал в педагогическом институте, создавал школьные учебники по русскому языку для народностей Крайнего Севера. В этот период Д. Б. Эльконин защитил кандидатскую диссертацию, посвященную развитию речи школьников (1940).

Всю Великую Отечественную войну Д. Б. Эльконин находился в действующей армии, был награжден боевыми орденами и медалями. После войны он преподавал психологию в Военно-педагогическои институте Советской Армии. С сентября 1946 г. работал по совместительству в Институте психологии АПН РСФСР. Демобилизовавшись из армии в 1953 г. в звании подполковника, Д. Б. Эльконин стал сотрудником Института психологии в той же должности. Он последовательно заведовал лабораториями психологии младших школьников, психологии подростков, диагностики-психического развития школьников. В 1962 г. он защитил докторскую диссертацию, в 1968 г. был избран членом-корреспондентом АПН СССР. Многие годы он преподавал на факультете психологии Московского университета.

Свои исследования по детской психологии Д. Б. Эльконин Проводил в тесном сотрудничестве с такими учениками Л. С. Выготского, как А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия, А. В. Запорожец, Л. И. Божович, П. Я. Гальперин. Д. Б. Эльконин поддерживал обширные и плодотворные научные связи с детскими и педагогическими психологами других стран (ГДР, НРБ, ПНР и др.), в частности с теми американскими учеными, которые опирались в своих исследованиях на идеи Л. С. Выготского (с Дж. Брунером, Ю. Бронфенбреннером, М. Коулом, Дж. Вертчем и др.).

Перу Д. Б. Эльконина принадлежит несколько монографий и много научных статей, посвященных проблемам теории и истории детства, его периодизации, психического развития детей разных возрастов, психологии игровой и учебной деятельности, психодиагностики, а также вопросам развития речи ребенка и обучения детей чтению. Даниил Борисович посвятил несколько статей научным взглядам Л. С. Выготского и неоднократно выступал с докладами о нем в различных аудиториях.

Факультет психологии Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова

Дизайн и поддержка сайта 1997-2018: Станислав Козловский

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий