Патриотическое воспитание в школе

Слайд 22Я провела анкетирование среди учащихся 8-11 классов I. вопрос «Ваше любимое

увлечение?»1. Учеба –2. Спорт -3. Музыка 4. Компьютер и Интернет 5. Общение с друзьями –6. Чтение книг –7. Просмотр телепередач или видеофильмов –8. Участие в школьных и внешкольных мероприятиях –9. Изобразительное искусство –10. Участие в молодежном объединении –II. На вопрос «Что является для Вас наиболее значимым в жизни?» ответили:1. Любовь к родителям –2. Материальное благополучие 3. Дружба –4. Любимые увлечения –III. На вопрос «Считаете ли вы себя патриотами?» ответили:1. да 2. нет –3. затрудняюсь ответить –IV. На вопрос «Что, по вашему мнению, входит в понятие «патриотизм»?1. Любовь к Родине –2. Любовь к своей семье, родным, близким –3. Затрудняюсь ответить –

Патриотическое воспитание детей в начальной школе

? Патриотическое воспитание начинается не в школе . Рождаясь в семье, оно развивается в детском саду. Учителя начальной школы лишь принимают эстафету, продолжая прививать своим ученикам любовь к Родине и Отчизне.

Уже в младших классах дети способны понимать, что значит любить свой народ, ощущать себя его частью, гордиться его историей, чувствовать ответственность за будущее своей страны. Задача учителя начальных классов правильно организовать патриотическую воспитательную деятельность, спланировать мероприятия, учитывая не только культурно-исторические традиции своей страны, но и того региона (республики), где проживают учащиеся. Патриотическое воспитание органично вплетается в образовательную программу (уроки литературы, истории, русского языка, труда, ИЗО, музыки), но важнейшим инструментом являются внеклассные мероприятия. Цель таких мероприятий – окунуть детей в историю, культуру их народа, формирование у них таких качеств, как любовь к Родине, милосердие, толерантность. Учащиеся начальной школы еще достаточно восприимчивы к усвоению национальных культурных ценностей, и это следует учитывать в полной мере.

Читайте еще: Патриотическое воспитание в ДОУ

Если говорить об эффективных формах патриотического воспитания младших школьников, то к ним относятся такие нестандартные формы, как:

  • уроки героико-патриотической тематики,
  • интегрированные уроки,
  • проблемные уроки,
  • дискуссии,
  • театрализованные уроки,
  • групповые семинары.

Принцип интеграции в современном образовании занимает ведущие позиции. Он предполагает объединение нескольких предметов общей идеей или тематикой. Так тема «Семья и быт в древней Руси» проходит единой нитью через такие предметы, как русский язык, литературу, историю, музыку, изобразительное искусство .

К эффективным средствам также относятся дидактические методы и приемы. В начальной школе эти приемы применимы на уроках изобразительного искусства (изображение эпох, символов, имитация стилей декоративно-прикладного творчества).

Патриотическое воспитание через культурно-историческое направление

  1. привитие любви у учащихся к родному краю, его природе и людям;
  2. создание установки на сохранение памятников боевой славы, имеющих культурную и историческую ценность;
  3. воспитание толерантности к людям разных народностей и религий.

В русской культуре очень много традиций, которые играют огромную роль для русского человека. Воспитание в культурно-историческом контексте формирует понимание значимости государства в мире и истории, а также знание традиций своего народа.

Задача педагога, работая в этом направлении, воспитать чувство долга перед государством, семьей и Родиной, привить любовь к родной природе и уважение к окружающим.

Государственная политика в сфере патриотического воспитания

В настоящее время государство активно взялось за патриотическое воспитание. Столкнувшись в 2014 году с тем, что молодежь плохо знает историю Отечества и сильно подвержено западной пропаганде, правительство разработало программу “Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 – 2020 годы”. В ней были серьезно изменены подходы к педагогической деятельности в данной сфере и усилена роль регионов. Однако по итогам ее реализации результаты оказались хуже, чем прогнозировалось. Потребовалась коррекция подходов и методов, пересмотр медийного сопровождения патриотического воспитания. Результатом стал федеральный проект “Патриотическое воспитание”. Срок реализации 01.01.2021 – 31.12.2024.

Предварительные итоги его реализации можно будет подводить в 2023.году. Однако практика показала, что ситуация значительно улучшилась по сравнению с 2014 годом, но остается много проблем. Особенно это касается кино и телевиденья. Массово звучат русофобские высказывания с экранов телевизоров. Они не способствуют росту патриотизма. Кинематограф на государственные деньги снимает унылые фильмы о Великой Отечественной Войне и современности. Все это требует серьезной работы со стороны Министерства Культуры.

Министерство Просвещения не осталось в стороне от проблем патриотического воспитания. В мае 2021 г. Министерство просвещения утвердило новые стандарты для начального и основного общего образования. На них российские школы перейдут с 1 сентября 2022 г. В июне 2022 года был разработан новый федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) для учащихся старших классов. На этот ФГОС будут ориентироваться школы в процессе разработки учебных программ и подборе учебных пособий.

Данный проект направлен на реализацию следующих задач:

  • Понимание сущности патриотизма;
  • Формирование патриотичной гражданской позиции;
  • Формирование “ценностного отношения” к государственным символам;
  • Уважение к историческому и природному наследию России, памятникам, традициям народов России;
  • Гордость и уважение к достижениям РФ в науке, искусстве, спорте, технологиях, труде.

Для достижения поставленных задач ФГОС устанавливает перечень произведений русской, зарубежной классической и современной литературы, в том числе произведений литературы народов России, которую нужно изучать в школах. После распада СССР четкий перечень необходимой для изучения литературы отсутствовал.

Духовно-нравственное направление патриотического воспитания школьников

Особо значима в современном обществе проблема духовно-нравственного воспитания. Совесть, честь, долг – эти понятия уже не являются ключевыми и постепенно обесцениваются в современном мире.

Работу по воспитанию честного и высококультурного гражданина необходимо начинать в возрасте 6 – 7 лет, т.е. начать патриотическое воспитание в детском саду, путем знакомства ребенка с нравственными нормами и правилами поведения. В дальнейшем должна быть проведена масса мероприятий, к которым следует привлекать семью и ближайшее окружение ребенка.

Организация духовно-нравственного развития осуществляется по следующим направлениям:

  • воспитание патриотических чувств, гражданственности и толерантное отношение к правам и свободам человека;
  • воспитание нравственности и морального сознания;
  • воспитание трудолюбия и жизнелюбия;
  • воспитание уважения и любви к семье и природе,
  • формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни;
  • формирование чувства прекрасного и приобщение к искусству и творчеству.

Патриотическое воспитание школьников не должно быть прерогативой исключительно педагогов, в этом процессе должна участвовать и семья

Очень важно проводить беседы с детьми на темы национальной терпимости, правил поведения и моральных норм

Организуя пикники и субботники, следует акцентировать внимание детей на сознательности и ответственности человека, необходимости постоянно думать о защите окружающей среды. Педагогу не всегда удается найти подходящий момент и побеседовать с учениками на столь глубокие темы, поэтому такую работу должны проводить и родители

А вот классные часы, деловые игры, тематические праздники – прерогатива учителей. Внеурочные занятия в игровой форме, способствуют более глубокому запоминанию основных принципов преподаваемого материала

Педагогу не всегда удается найти подходящий момент и побеседовать с учениками на столь глубокие темы, поэтому такую работу должны проводить и родители. А вот классные часы, деловые игры, тематические праздники – прерогатива учителей. Внеурочные занятия в игровой форме, способствуют более глубокому запоминанию основных принципов преподаваемого материала.

Духовно-нравственное воспитание является одним из основополагающих элементов школьного образования, что содействует воспитанию добрых, искренних, трудолюбивых людей.

Патриотическое воспитание в школе. Цели и задачи

Период обучения в общеобразовательной школе представляет собой вполне внушительный отрезок времени. В школе ребенок проходит долгий путь из дошкольного детства до полноценной зрелости. Именно поэтому перед школой стоят непростые задачи, стать не просто учебным заведением, но полноценным социальным институтом, воспитывающим нравственную гармоничную личность.  Патриотическое воспитание – не каприз государства . Это необходимое условие для воспитания достойных членов нашего будущего общества.

Будучи полноценной многоплановой образовательной деятельностью, патриотическое воспитание включает в себя несколько аспектов (целевые, социальные, функциональные, организационные).

Цель – реализация государственной политики в области патриотического воспитания учащихся средней общеобразовательной школы.

Слайд 19 Работа по гражданско-патриотическому воспитанию строится на основе следующих принципов: Активное стремление

к выполнению социально значимых функций в различных сферах общества.Потребность приобретать новые знания и глубоко разбираться в разнообразных процессах, явлениях, умение оценивать обстановку, осознание и видение своих достоинств и недостатковПринцип системности. Воспитание успешно, если оно системно. Только через системный подход к организации жизнедеятельности образовательного учреждения можно обеспечить целостность становления личности воспитанника.Принцип гуманистической направленности и целеустремленности воспитательного процесса. Означает приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья, свободного развития личности, воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье.

Слайд 23Анкетирование среди учащихся 8-11 классов V. На вопрос «Как вы считаете,

патриотизм можно купить? Почему?» ответили:1. Да –2. Нет –3. При определенных условиях и обстоятельствах – 4. Никогда об этом не задумывался – VII. На вопрос «Какие, на Ваш взгляд, причины в наибольшей степени отрицательно влияют на формирование у ваших сверстников нравственно-патриотических качеств?» ответили:1. Ненормальная обстановка в семье –2. Отрицательное влияние друзей и товарищей –3. Отсутствие хорошего и дружного коллектива – 4. Отсутствие ясной патриотической идеи в обществе и ее слабое проявление в сознании многих людей – 5. Отсутствие возможности по-настоящему проявить себя в хорошем и нужном деле – 6. Сложная и трудная обстановка в стране

Военно-патриотическое воспитание школьников

Военно-патриотическое направление в воспитании наиболее распространено в системе школьного образования. Этому способствуют различные праздники, такие как День защитника Отечества, День Победы, которые отмечаются повсеместно по всей России.

Целью данного направления является необходимость формирования у школьника таких чувств, мыслей и идей, которые служили бы на благо Родины, призывали к ответственности перед народом и перед страной.

Залогом правильного воспитания патриота является активная работа всего педагогического коллектива, родительского комитета и ученического актива. Для этого заранее планируются и проводятся различные мероприятия военной тематики, часто приуроченные к какой-либо дате. Это и встречи с ветеранами, и организация музеев, и проведение классных часов, и написание сочинений, и просмотр художественных и документальных фильмов с последующим обсуждением и пр.

К сожалению, у многих современных школьников недостаточно сформирован идеал патриотической личности. Поэтому необходимо прилагать все усилия для того, чтобы подросток осознавал свою роль в обществе, умел отстоять свою позицию и испытывал необходимость приносить пользу своей стране и народу.

Что такое патриотическое воспитание

В России долгие годы нещадно уничтожалось патриотическое начало в воспитании. Еще со времен позднего СССР отовсюду звучало, что “там”, имелось в виду Европа и США, лучше, чем “здесь” в СССР. После смерти Л.И. Брежнева продолжилось активное разложение правящей верхушки Советского Союза, которое началось после смерти И.В. Сталина. Патриотизм стал постепенно выходить из моды. Перестройка и намеренный развал СССР, при активной поддержке кучки заговорщиков из братских республик, привело к тому, что появилась Новая Россия. Лихие девяностые создали поколение людей, у которых любовь к Родине “деформировалась” и превратилась в плач о том, что “все плохо”. Прозападной пропаганде удалось искоренить любовь к России и гордость за страну у тысяч людей. Европейские ценности создали поколение “чипсов и колы”, которые с малолетства мечтали уехать в другую страну, лишь бы не жить в ненавистной России.

В начале 2000-х началось медленное возрождение патриотического воспитания. В 2008 году отмечено появление новых программ направленных на патриотическое воспитание. Затем новый рывок в развитии патриотического воспитания произошел после 2014 года.

Так что такое патриотическое воспитание? На сегодняшний день ключевым является официальное определение, представленное на сайте Правительства Российской Федерации.

Патриотическое воспитание направлено на:

  • формирование у детей и молодежи глубинного осознания Родины;
  • получение знаний по истории родной страны;
  • четкое разграничение того, что хорошо, а что плохо в рамках родной страны;
  • воспитание любви к родной стране и желание сделать ее лучше;
  • желание расширить потенциал России, её горизонты.

Цели, задачи и принципы патриотического воспитания

Патриотическое воспитание – это необходимость для современного российского общества. Страна нуждается в молодых, высококвалифицированных патриотично настроенных кадрах. Пробелы патриотического воспитания всплыли наружу сразу после начала Специальной Военной Операции на Украине. Позорное бегство молодых программистов, геймдизайнеров и артистов говорит о низком уровне патриотического воспитания.

Задачи патриотического воспитания

Патриотическое воспитание должно сопровождать жизнь ребенка с раннего возраста. Для этого нужно пересмотреть подход к культуре и дошкольному и школьному воспитанию. Важную роль в достижении целей и задач патриотического воспитания играют семья, школа и государство.

Принципы патриотического воспитания формируются на основе целей и задач. Они способствуют формированию образовательных и культурных программ направленных на повышение уровня патриотизма детей и молодежи. Ключевыми принципами патриотического воспитания являются:

Принцип системно-оринтированного подхода

Данный принцип направлен на организацию совместной работы органов власти, семьи и образовательных учреждений. Реализация согласованности позволяет расширять горизонты патриотического воспитания на каждой ступени развития ребенка.

Принцип индивидуального подхода к формированию патриотизма

Согласно данному принципу патриотическое воспитание реализуется различными методами. Выбор метода основан на особенностях ребенка, его возрасте и окружении. В воспитательный процесс активно включаются семья и педагоги.

Принцип формирования гражданской активности

Этот принцип основан на том, что с раннего возраста человек должен уметь отстаивать свою позицию, соблюдая при этом уважение к государственной политике, символике и истории Российской Федерации.

Принцип актуальности и активности патриотического воспитания

Согласно данному принципу следует воспитывать патриотизм с учетом актуальных событий происходящих в мире, современными методами формировать мировоззрение ребенка с опорой на традиционные ценности и национальные интересы РФ.

Принцип учета региональных особенностей

Данный принцип направлен на то, чтобы в процессе патриотического воспитания ребенку прививалась не только любовь к России, но и любовь к родному краю.

Принципы патриотического воспитания

Соблюдение принципов патриотического воспитания, как в дошкольном, так и школьном воспитании, требует контроля со стороны государства. Следует избегать некорректных методов и перегибов. Это способствует проявлению обратного эффекта от патриотического воспитания и может привести к негативному восприятию России ребенком.

Мероприятия по патриотическому воспитанию в школе

Внеклассная образовательная деятельность – основная форма патриотического воспитания в общеобразовательной школе. Цель проведения внеклассных мероприятий в том, чтобы дать учащимся возможность осмыслить значимость определенных исторических событий в жизни нашей страны и ее народа.

Школьные мероприятия могут иметь следующие формы:

  1. Праздник (концерта),
  2. Тематический урок,
  3. Экскурсии к памятным местам или монументам,
  4. Конкурсы (внутри класса и между классами),
  5. Тематические выставки,
  6. Организация школьного музея и музейные уроки,
  7. Открытые уроки,
  8. Тематические классные часы,
  9. Показ патриотических и документальных фильмов.

Примерные темы мероприятий по патриотическому воспитанию в СОШ

Форма мероприятияПримерные темы
Тематические уроки1.      Уроки Памяти «Недаром помнит вся Россия …» (1-11 кл)
2.      Диспут ‘Дети блокадного Ленинграда’ по книге Е. Верейской ‘Три девочки’ (6-7 классы)
3.      Урок мужества ‘Ленинградская победа’ (7-8 классы)
4.      Уроки Мужества «Колокола нашей памяти», посвященные битве за Москву (1-11 классы)
5.      Урок мужества: «И шли на войну девчата…» «У войны не женское лицо…» с приглашением ветеранов войны и труда
Конкурсы1. Конкурс рисунков «Оружие, доспехи 1812 г.» (1-4 классы)
2. Конкурс кроссвордов «Герои войны 1812 г.» (5-8 классы)
3. Конкурс творческих работ «История моей семьи в Великой Отечественной войне». Рукописная книга памяти (старшие классы)
4. Конкурс ретро-фотографий «Загляните в семейный альбом» — история одной фотографии. «Дню Пионерии посвящается»
5.               Конкурс кроссвордов «Герои войны 1812 г.» (5-8 классы)
6.               Участие в конкурсе «Защитники Отечества» среди военно-патриотических объединений школ
Классные часы 1-4 класс1. «Дети военной поры»
2. «Первая победа в Великой Отечественной войне»
3. «О подвигах, о доблести, о славе»
Классные часы 5-8 классы1. «Помни имя свое!»
2. «Русский характер»
3. «Есть слово такое – выстоять!»
4. «Наш край в годы войны»
5. «Помни, что когда-то шли на бой ребята»
Классные часы 9-11 классы1. «Они сражались за Родину!»
2. «Героические подвиги наших земляков»
3. «Он тогда не вернулся из боя»
4. «Полководцы Великой Отечественной Войны»
Выставки, уроки в школьном музее1. Организация в библиотеке тематической экспозиции, посвященной 200- летию победы России в Отечественной войне 1812 г.
2. Музейные уроки «Колокола нашей памяти»
3. Участие в смотре-конкурсе залов, музеев, экспозиций боевой славы.
Экскурсии, участия в городских мероприятиях1. Экскурсии в краеведческий музей, в историко-художественные музеи г.Москва, г. Зарайск, г. Коломна, к памятникам и мемориалам, обелискам
2. Акции «Милосердие», «Ветеран живет рядом», «Георгиевская ленточка», «Мы граждане России», «Свет в окне» — шефство над ветеранами
3. Трудовая вахта памяти по благоустройству памятников военной истории «Подвиг в камне и бронзе»
Открытые мероприятия1.      Открытое мероприятие на параллель «Бессмертен тот, кто Отечество спас!», посвященное победе в Отечественной войне 1812 г
2.      Открытое мероприятие на параллель «Я – гражданин России!», посвященное Дню Конституции.
3. Открытое мероприятие на параллель «Есть такая профессия – Родину защищать!» ко Дню защитника Отечества.
Музыкальные мероприятия1. Конкурс инсценированной песни «Споемте, друзья!»
2. Литературно-музыкальная композиция «Поклонимся великим тем годам!», посвященная Дню Победы.

Читайте еще: Формы и методы применяемые в патриотическом воспитании

https://youtube.com/watch?v=aHH5Y8wc4f0

СПИСОК ТЕМ

Секция I

ИДЕЙНОЕ ОСНОВАНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ЮНОШЕСТВА

  1. Любовь к Родине как эмоциональное ценностное переживание, патриотизм как общечеловеческая социально-значимая ценность.
  2. Идея патриотизма как философское основание системы патриотического воспитания.
  3. Логические моменты понятия патриотизма.
  4. Историческое становление и развитие понятия патриотизма.
  5. Государственность и космополитизм: национальное и универсальное, родное и вселенское в патриотическом умонастроении.
  6. Патриотическое сознание как фактор мирового исторического процесса.
  7. Взгляд в будущее: основные положения Концепции российского патриотизма.
  8. Естественно-стихийное (эмоциональное спонтанное) и сознательное (рациональное, рефлексивное) в формировании патриотического умонастроения личности молодого человека.

Секция II

НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЕ, ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ИНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПАТРИОТИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ

  1. Народ и нация, Родина и Отечество в патриотическом умонастроении российских граждан и в сознании подрастающего поколения нашей страны.
  2. Истинный патриотизм и ложные формы патриотического сознания.
  3. Патриотизм в контексте проблемы совершенствования семейных, общественных и политических отношений.
  4. Патриотическое умонастроение как фактор гармонизации взаимодействия личности, общества и государства.
  5. Патриотическая трактовка исторического развития российского государства — противоядие от фальсификаций его реальной истории.
  6. Герои Отечества: вселенское и национально-культурное значение героизации личности.
  7. Религиозные аспекты патриотического сознания граждан России: история и современность.
  8. Патриотическое сознание в межконфессиональном и межнациональном диалоге.
  9. Национальная идея и система патриотического воспитания подрастающего поколения.
  10. Память о Великой Отечественной войне – ресурс сохранения мира и цивилизации.
  11. Источники Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов.

Секция III

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ

  1. Достижения и недостатки зарубежного и отечественного гражданско-патриотического воспитания молодёжи в прошлом и настоящем.
  2. Проблема единого подхода к патриотическому воспитанию подрастающего поколения и формированию его системы.
  3. Идейно-ценностное содержание, цели, задачи и основные направления системы патриотического воспитания подрастающего поколения.
  4. Необходимые условия формирования системы патриотического воспитания: роль государства, религиозных, общественных и профессиональных организаций.
  5. Ресурсные механизмы обеспечения системы патриотического воспитания.
  6. Критерии качества патриотического воспитания подрастающего поколения.
  7. Патриотизм в системе ценностей современной российской молодёжи.
  8. Причины колебаний патриотических настроений юношества
  9. Влияние информационно-коммуникационной среды на патриотическое воспитание молодёжи.
  10. Искусство в системе патриотического воспитания подрастающего поколения.
  11. Роль наук, религии и философии в формировании патриотического умонастроения юношества.
  12. Вахта Памяти ПОСТ №1 и другие молодёжные инициативы, пробуждающие в подрастающем поколении деятельную любовь к Родине и желание служить Отечеству.
  13. Спорт и военно-спортивные игры в системе патриотического воспитания подрастающего поколения.
  14. Вклад детских и молодёжных общественных организаций в дело патриотического воспитания подрастающего поколения.
  15. Условия, особенности и проблемы функционирования сложившихся практик патриотического воспитания.
  16. Направления (пути) развития патриотического воспитания как системной деятельности: технологии повышения эффективности.

Конференция проводится в развитие Всероссийской научно-практической конференции «Идея патриотизма в системе воспитания подрастающего поколения», проведённой в ВДЦ «Смена» 16-18 апреля 2019 г, в рамках социального проекта-победителя Всероссийского конкурса молодежных проектов среди физических лиц.

Теги: Патриотизм, Конференция

9 января 2020

Слайд 10Детям с малых лет рассказывают, что брать чужое запрещено, за это

могут посадить в тюрьму. Подрастающему поколению нужно объяснить, что все написанные законы нужно обязательно соблюдать. Но соблюдать их нужно не из страха быть пойманным и наказанным, а руководствуясь чувством глубокой любви к Родине. Если все будут жить по законам и по принятым в обществе правилам, то общее благополучие в стране пойдет вверх.Юным гражданам рассказывают о государственном строе России, порядке образования органов власти, объясняют основные конституционные права и обязанности граждан. Детям нужно вкратце рассказать о вертикали государственной власти, но без сложных и заумных терминов. Лучше использовать простые и понятные сравнения, например: государство – это семья, президент – это глава семьи, народ – члены семьи и т. д.

Слайд 2Быть патриотом – что это значит? «Толковый словарь» В. Даля объясняет

это слово так: «Любитель отечества, ревнитель о благе его». «Толковый словарь русского языка» С. Ожегова дает такое определение: «Человек, преданный своему отечеству, своему народу».«Современный словарь русского языка» дает такое толкование: «Тот, кто любит свое отечество, предан своему народу, готов на жертвы и подвиги во имя интересов своей Родины».В отличие от определений, данных в словаре С. Ожегова и в «Современном словаре русского языка», в словаре В. Даля есть существенное уточнение – «ревнитель о благе его», т. е. человек, старающийся сделать что-то на благо своего Отечества. Это уточнение играет важнейшую роль в современных условиях. Не надо искусственно придумывать и навязывать какую-то новую идеологию. Она есть. Это – Родина, Россия, ее богатейшая история, неповторимая традиционная культура, прекраснейший в мире русский язык, судьбы и деяния великих и обыкновенных россиян. Любить Родину – значит быть ей полезным.

Школьное патриотическое воспитание и его целевое назначение

Замечание 1

Патриотическое воспитание является необходимым элементом школьной образовательной программы. Оно является системным процессом, который ориентирован на привитие учащимся патриотических чувств, любви к Родине и своему народу, гражданского долга и ответственности за развитие своей страны.

Патриотическое воспитание в школе является длительным, поэтапным процессом, поскольку охватывает весь период школьного обучения. Это обуславливает постановку широкого круга задач перед патриотическим воспитанием в стенах школьного образовательного заведения.

Школа играет весомую роль в личностном воспитании и развитии. Она являет собой социальный институт, который воспитывает нравственную гармоничную личность. Патриотизм относится к одному из необходимых условий всестороннего развития личности. Он является значимой ценностью, наполняющей все сферы жизнедеятельности социума и государства.

Личность, наделенная патриотическими качествами, является духовно обогащенной и высокоразвитой. Эти свойства проявляются в активно-деятельностной самореализации личности, ориентированной на деятельность во благо Родины.

В процессе патриотического воспитания, школьникам прививается чувство гордости за свою страну, признание ее специфики, культурного наследия и уважение к истории, свершениям.

Основными задачами школы по реализации патриотического воспитания являются:

  1. Установление четких различий между национальным и националистическим воспитанием.
  2. Базирование на определенной исторической основе, культуре, традициях, краеведческих особенностях развития страны, региона.
  3. Формирование политической грамотности учащихся, чтобы у них имелись представления о текущем состоянии политического устройства, имеющихся партиях и их идейных взглядах.
  4. Целенаправленное гражданское образование. Патриот должен иметь представления о положениях Конституции страны, ее политической культуре.
  5. Гражданское и патриотическое воспитание должно основываться на эстетических принципах.
  6. Развитие привычки поведения, ориентированного на следование основным общественным нормам и правилам.
  7. Мотивация к развитию интеллектуальной активности, заинтересованности процессом обучения, развитие творческих способностей.
  8. Формирование навыков объективного оценивания исторических фактов и явлений.
  9. Организация учебного процесса на основе сотрудничества школы, семьи и социума.

Замечание 2

Патриотическое воспитание предполагает проведение мероприятий в стенах школы по реализации государственной политики в сфере развития патриотического воспитания в стране.

Слайд 24Выводы:Подводя общий итог, можно заметить, что самыми любимыми увлечениями учащихся являются

общение с друзьями, компьютер и Интернет, спорт и музыка, просмотр телепередач. Наиболее значимыми в жизни считают любовь к родителям, дружбу. .Больше половины относят себя к патриотам. Затрудняются ответить – 32 %. Одиннадцать человек не относят себя к патриотам. Наибольшее значение придается таким составляющим, как любовь к Родине, любовь к своей семье, родным, близким, стремление к социальной справедливости.  Более  половины учащихся основой понимания патриотизма считают знания, полученные от преподавателей и сведения, полученные от родителей и близких. Наиболее ярко, по мнению учащихся, патриотизм проявляется в выполнении воинского долга, в участии в патриотических мероприятиях, акциях.  Наиболее предпочтительной формой проявления патриотической активности- отметили участие в мероприятиях, посвященных памятным датам и годовщинам событий, а также участие в создании экспозиций школьных музеев. Самыми интересными формами внеклассной и внешкольной работы- считают встречи с интересными людьми, конкурсы и классные часы. Отсутствие ясной патриотической идеи в обществе и ее слабое проявление в сознании многих людей, по мнению большинства учащихся, в наибольшей степени отрицательно влияют на формирование у  сверстников нравственно-патриотических качеств.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий