Что такое критическое мышление?
Критическое мышление – это простыми словами способность личности трезво смотреть на вещи, отсеивать ненужное и не поддаваться на манипуляции.
Критическое мышление в психологии подразумевает способ взаимодействия с окружающими. Тот, кто наделён способностью, умеет удерживать разговор в нужном русле, не отвлекаться на посторонние вещи. Кроме того, такой человек способен исключить воздействие на своё сознание другого человека, собеседника
Мыслить критически – это значит, использовать специальную систему для отбора информации, анализировать её, принимать во внимание только значимые вещи и делать единственно правильный выбор. Критическое мышление способно заставить личность пересмотреть свои жизненные ценности, отринуть ненужное и начать жизнь с чистого листа
Навыками критического мышления должен обладать каждый современный человек
Особенно важно учить мыслить критически подростков. Так, они не попадут под дурное влияние и смогут отстаивать свои интересы, не поддаваясь на провокации
Что входит в 4K-компетенции
Термин «4К» обычно используется, чтобы обозначать компетенции из когнитивной, метакогнитивной, социальной и эмоциональной сфер. Это кооперация, коммуникация, критическое мышление и креативность. С ними тесно связаны многие из метапредметных результатов обучения, которые можно увидеть в федеральных стандартах. Например, в пункте 8 ФГОС среднего общего образования «умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников» — а это одна из составляющих критического мышления.
Фото: Daria Nipot / Shutterstock
Учитель истории и обществознания Светлана Шаграева и преподаватель иностранных языков Анна Владычина рассказали, как проявляются эти компетенции у школьников, как развивать их на уроках и оценивать, насколько они сформированы.
Критическое мышление
По словам Анны Владычиной, важность критического мышления особенно возросла в цифровую эпоху, когда человек получает огромное количество информации, сталкивается с разнообразными убеждениями. Способность критически оценивать эту информацию, анализировать и интерпретировать её помогает делать верные выводы и принимать рациональные решения — как в личной жизни, так и в общественной и профессиональной.. Сославшись на пособие Марины Пинской и Александры Михайловой «Компетенции „4К“: формирование и оценка на уроке», Анна отметила, что лучшее условие для развития критического мышления — ситуация социального общения, которая предполагает такое взаимодействие, в котором участники совместными усилиями могут приблизиться к истине.
Сославшись на пособие Марины Пинской и Александры Михайловой «Компетенции „4К“: формирование и оценка на уроке», Анна отметила, что лучшее условие для развития критического мышления — ситуация социального общения, которая предполагает такое взаимодействие, в котором участники совместными усилиями могут приблизиться к истине.
Так как само по себе критическое мышление — довольно широкое понятие, спикер предложила представить его как набор конкретных умений, которые можно наблюдать у учеников и отслеживать в динамике:
- анализ — умение находить логические связи между утверждениями, вопросами и аргументами;
- оценка — умение оценивать убедительность и надёжность аргументов;
- объяснение — умение аргументировать свою точку зрения;
- выдвижение гипотез — умение определять нехватку информации и, исходя из этого, самостоятельно делать выводы;
- саморегуляция — самопроверка, коррекция выводов и рефлексия.
Креативность
Говоря об определении креативности, Анна Владычина отметила, что исследователи часто связывают её с дивергентным типом мышления, к которому относится умение придумывать идеи, неожиданные способы решения задач и так далее. По словам спикера, креативность также включает в себя некоторые личностные характеристики, такие как уверенность в себе и открытость новому. Анна разделила понятие на составляющие, в которые вошли:
- любознательность — интерес к окружающему миру и желание узнать о нём больше, самостоятельный поиск информации и ответов на собственные вопросы;
- воображение — способность продуцировать множество идей, оригинальность придуманных идей;
- развитие идей — оценка идей с разных позиций, поиск их сильных и слабых сторон, умение быстро перестраивать свою деятельность в изменившихся условиях и с появлением новой информации.
Коммуникация
Светлана Шаграева предложила такую формулировку:
«Коммуникация — это способность выражать и интерпретировать мысли, чувства и факты в устной и письменной форме, также эффективно коммуницировать в различных социальных и культурных контекстах».
Развитый навык коммуникации включает в себя отсутствие страха общения и умение инициировать общение, готовность задавать вопросы и отвечать на них. Кроме того, важна способность адаптироваться к цели и контексту коммуникации, а также к партнёру. Ещё Светлана включает в этот набор умений использование вербальных и невербальных средств достижения целей коммуникации, то есть убеждение.
Кооперация
Кооперацией Светлана Шаграева назвала умение эффективно взаимодействовать с другими людьми и работать в команде для достижения общей цели.
Это качество тоже проявляется в нескольких взаимосвязанных навыках:
- умение принимать общие цели в качестве собственных;
- социальное взаимодействие, то есть обсуждение общих целей, умение договариваться, координировать свои действия с действиями других людей;
- выполнение взятых на себя обязательств;
- самостоятельность и инициативность.
7️⃣ Плюс. Минус. Интересно
Автор этой методики Эдвард Де Боно, уже известный нам автор упражнения «6 шляп мышления».Это упражнение Де Боно предлагает использовать для исследования разных качеств изучаемого предмета, то есть всех положительных, отрицательных и интересных частей.
Положительная или «плюс» сторона изучаемого предмета или явления — это информация, которая:
- известна;
- носит позитивный характер с точки зрения участника;
- вызывает положительные эмоции;
- отвечает на вопрос: «Что в этом хорошего?»
Отрицательная или «минус» сторона изучаемого предмета или явления — это информация, которая:
- осталась непонятной;
- носит негативный характер;
- отвечает на вопрос: «Что в этом плохого?»
«Интересная» или «вопрос» сторона изучаемого предмета или явления — это информация, которая:
- представляет собой наиболее интересный и спорный факт;
- вызывает желание узнать о ней подробнее.
Упражнение помогает взвесить все «за» и «против», что, в свою очередь, развивает умение сравнивать, оценивать и на этой основе принимать взвешенные решения.
Приемы и методы
Есть различные методы и приемы развития критического мышления. Ими активно пользуются педагоги в общеобразовательных и высших учебных заведениях, коучи, психологи.
Мозговой штурм (или брейнсторм)
Этот прием получил широкое распространение на учебных занятиях или в бизнес-среде, однако может использоваться и в повседневной жизни. Здесь предполагается блок вопросов и неоднозначные ответы на них. Задавая вопросы, можно анализировать не только литературных героев, но и исторические личности, нынешних знаменитостей, известных публичных людей и многое другое.
Сравнение
Для начала необходимо научиться сравнивать элементарные вещи. Например, сначала запомнить разные сорта яблок и научиться их распознавать. Затем усложнить задачу и, например, оценить две киноленты одного и того же режиссёра, созданные при этом в разные периоды его творчества.
Метапознание
Подразумевается умение видеть себя со стороны. В первую очередь имеется в виду способность анализировать свои действия и мысли. В идеале следует их полностью контролировать, анализировать каждое сказанное слово и совершенный поступок.
Дедукция
Умение делать частный вывод из общего, выстраивая логическую цепочку. Например, любой металл имеет свойство пластичности (это общее): золото – металл, следовательно, золото пластичное (это частное).
Индукция
Противоположный процесс дедукции. В случае с дедукцией при правильном положении результат практически всегда на 100% верный, в то время как выводы, которые сделаны в ходе индукции, могут быть не совсем достоверными. Например, три последних мэра в нашем городе были взяточниками (частное) → значит, все мэры — взяточники (спорное утверждение).
Анализ
Операция, помогающая разобрать любое событие на части, служащие основой для сопоставления, называются анализом. Кропотливому анализу нужно подвергать все, что происходит.
Синтез
Операция, которая противоположна анализу. Это умение воедино компоновать разные детали. Допустим, проанализировать разные экономические новости и прийти к выводу о надвигающемся кризисе, о котором пока все молчат.
Системность
Каждое суждение проходит через 5 ведущих этапов, образующих метод системности: подготовка → проблема → альтернативы → выбор завершающего решения → его оценка. При освоении критического мышления (анализ, синтез, сравнение), любая самая проблемная ситуация разрешится на раз-два!
Логические задачи основного комплекса
6 задача
Попробуйте установить принцип построения указанной последовательности:
8 2 9 0 1 5 7 3 4 6 Ответ
Последовательность цифр построена на основании алфавитного порядка их названий (восемь, два, девять, ноль и т. д.).
7 задача
Вообразите десятикилометровый мост через пролив. Максимальная нагрузка для него – 25 тонн. С начала этого моста стартовал грузовик, масса которого – ровно 25 тонн. Автомобиль продолжает движение к противоположному краю. Баланс моста пока не нарушен. Неожиданно, когда грузовик достиг середины этого путепровода, на него сел воробей со своим весом.
Вопрос к вам: приведёт ли вес птицы к нарушению балансировки и разрушению моста?
Ответ
Не приведёт. Так как грузовик преодолел путь до середины моста, что равно 5 км, расход потраченного топлива в разы превысил вес птицы.
8 задача
В одно и то же время к водному каналу приблизилось двое. Добраться до другого берега поможет лодка, которая рассчитана только на одну персону. Тем не менее, без стороннего участия оба переправились на противоположный берег на этой лодке.
Как люди справились?
Ответ
Люди приблизились к противоположным берегам водного канала.
9 задача
Отважного воина захватили слуги султана. Султан приказал отправить смельчака в темницу, где вместе с ним беспрерывно будут рядом два надзирателя
Один стражник исключительно правдив в разговоре, а второй лжёт. Внутри темницы оказались два закрытых входа. Войдёшь в один – выберешь «неволю навсегда», а в другой – «освобождение». Султан предложил воину избрать один вход: если это окажется «освобождение», то пленник свободен.
Воину позволили спросить надзирателей только один раз. То есть один вопрос на двоих надзирателей. Пленник не в курсе, кто из них лжец, а кто правдив. Надзиратели, несомненно, знают, какой вход подарит воину освобождение.
Какой вопрос задаст воин одному из стражников для достоверного определения входа, который означает «освобождение»?
Ответ
Воин задаст только один вопрос любому из надзирателей: «Если попросить твоего коллегу указать на вход «освобождение», то куда он направит меня?» В обеих ситуациях надзиратель укажет на «вход в неволю».
10 задача
В лесу десять родников с мёртвой водой: от первого до десятого. Мёртвая вода из родников с первого по девятый доступна каждому, а десятый родник во власти Кощея в пещере, в которую он никого не впускает. По вкусу и цвету мёртвую воду не отличить от обыкновенной, однако глоток воды из родника означает смерть. Спасёт только вода из родника с номером выше. Поэтому того, кто изначально выпьет десятую воду, ничего не спасёт.
Иванушка бросил вызов Кощею. Условились принести с собой чашку с водой и дать её осушить сопернику. Радости Кощея не было предела: «Ура! Я налью десятый яд, и Иванушка не спасётся! В то же время выпью то, что даст Иванушка, следом выпью десятый яд и останусь живым!»
В оговоренный день соперники столкнулись. Последовал честный обмен чашками. Содержимое выпито. При этом Кощей погиб, а Иванушка выжил.
Как Иванушка победил Кощея?
Ответ
Иванушка предложил Кощею обыкновенную воду. А Кощей, по неверным предположениям, «запил» её собственным десятым ядом. Перед встречей с соперником Иванушка выпил воду из любого родника. Вышло, что он запил яд Кощеевым десятым, что привело к нейтрализации яда.
3️⃣ Очисти фрукт
Это упражнение поможет продумать и рассмотреть сложную проблему, идею или произведение с разных точек зрения, постепенно углубляясь в самую суть — сердцевину.
- Участники начинают наблюдение или рассмотрение проблемы, или идеи с кожуры — то есть с внешней оболочки, внешних признаков, отвечая на вопрос «Что ты видишь?»
- Затем участники проходят оставшиеся 5 шагов, отвечая на вопросы: «Какие вопросы и мысли у тебя есть по поводу увиденного?», «О чём, по-твоему, этот предмет или тема?», «В чем его главная идея?», «Как мы можем под другим углом посмотреть на эту тему?», «Как это связано с твоей жизнью?».
Таким образом начиная с «кожуры», которая представляет собой поверхностные, внешние признаки, участники «залезают под кожу» проблеме или идее, доходя до самой сути.
Упражнение «Очисти фрукт» помогает тренировать ключевые для критического мышления навыки: наблюдение, описание, формулирование вопросов, определение сути темы, исследование точек зрения, сравнение и построение связей. Оно отлично работает с произведениями искусства, например, со стихами и многими другими сложными материалами, суть которых сложно понять с первого раза.
Что это такое?
Критическое мышление – один из ключевых навыков XXI века согласно докладу «Новый взгляд на образование» на Всемирном экономическом форуме. Он позволяет проводить анализ, формулировать выводы, принимать решения с учетом результатов проведенного анализа, но и иметь собственную позицию. Если критическое мышление отсутствует, невозможно сформировать базовые навыки самоанализа. Человек не сможет учиться на собственных ошибках, анализировать опыт и делать соответствующие выводы.
Обычно описание критического мышления сводится к перечислению следующих навыков: умению рассуждать, анализировать информацию и делать выводы на ее основе. Однако к этому еще можно добавить нетипичные, казалось бы, признаки. Какие?
Peклaмнoe сообщение
У «Яндекс Практикума» есть курс «Критическое мышление». Это двухмесячный курс в смешанном формате: теория онлайн плюс практические воркшопы в формате вебинаров.
Основные темы курса:
- Особенности работы мозга, которые мешают принимать правильные решения. Когнитивные искажения, например ошибки в определении причин и следствий. Базовые принципы логики: индукция, дедукция, расчёт вероятностей. Правила анализа и составления аргументов.
- Работа с информацией. Вы научитесь не обманываться при определении проблемы. Распознавать, если кто-то манипулирует фактами или неправильно интерпретирует данные. Улучшать и оценивать ваши идеи, превращая их в эффективные решения.
- Воркшопы для отработки теории. Всю теорию вы будете закреплять на практических онлайн-воркшопах. Это будет командная работа, чтобы вы научились грамотно обосновывать свою точку зрения, выдвигая убедительные аргументы, и противостоять риторическим уловкам.
В курсе есть обратная связь и командная работа. Вводная часть бесплатно, а если «зайдёт» — то за деньги. Есть рассрочка.
Программа на 56 часов, 20 воркшопов плюс поддержка наставника.
Ссылка для читателей «Кинжала»: practicum.yandex.ru
Особенности технологии развития критического мышления
Данная технология объединяет уже известные учителям принципы личностно-ориентированного и деятельностного обучения, обучения на основе сотрудничества, творческой и проектной работы.
- работа происходит с учетом индивидуальных особенностей учеников,
- роль учителя в основном координирующая, партнерские отношения,
- коммуникативно-деятельностное обучение на основе диалога и совместного поиска решения проблем,
- цель обучения не в получении определенного объема знаний, а в умении применить изученное в жизни,
- новые знания появляются как результат активного поиска, предположений, анализа, выводов ученика.
Ментальная карта как способ развития креативности и критического мышления
Ментальная карта — инструмент для структурирования и обработки информации, способ визуализации мыслей, идей, рассуждений.
Ментальная карта помогает:
- развивать креативность;
- развивать системное мышление;
- усваивать школьную программу;
- принимать решения.
Как рисовать ментальную карту
- В центр листа поместите мысль, объект внимания. Для иллюстрации используйте картинку или рисунок, которые ассоциируются с этой мыслью.
- Идеи и образы прикрепляйте к основной мысли в виде ветвей. Ключевые слова и понятия дополняйте иллюстрациями, помогающими их понять и запомнить.
- Оформляйте ветви с помощью различных цветов, шрифтов, изображений. Для каждой ветви можно выбрать собственный стиль.
- К основным мыслям прикрепляйте вторичные идеи.
- Записывайте любые, даже самые невероятные мысли и ассоциации.
2️⃣ Точки компаса
Это упражнение помогает думать над идеей с четырех точек зрения — точек компаса, увидеть многогранность исследуемого предмета и разные варианты действий.
Сначала выбирается предмет исследования и затем он «разбирается» с разных точек зрения.
Участники (вы/ваш ребенок/ученики) записывают четыре точки зрения:
- В – то, что Волнует, интересует в представленной идее?
- З – Загадки этой идеи и оборотная, отрицательная сторона идеи, то, что беспокоит.
- Ю – что еще нужно узнать, прежде чем принять или отвергнуть эту идеЮ?
- С – Свои предложения по продвижению представленной идеи.
После завершения упражнения важно подумать о том, как изменилось мышление и отношение к выбранной теме
Признаки
Какие навыки и способности указывают на наличие критического мышления:
- наблюдательность, детализация;
- способность к интерпретации, анализу, синтезу, сравнению, обобщению, выведению заключений, оцениванию;
- логика;
- метазнание, высокий интеллект, широкий кругозор;
- точность, ясность и глубина мыслей и суждений;
- творческое воображение, креативность, ценностные установки, эмоциональность;
- рефлексия;
- коммуникативность;
- самостоятельность;
- мобильность;
- толерантность.
На что способен человек, обладающий критическим мышлением:
устанавливать причинно-следственные связи;
определять важность информации, отсеивать второстепенные детали;
признавать и уважать другие мнения;
оценивать;
аргументировать;
брать ответственность за свой выбор;
выявлять несоответствия и ошибки, открыто, но деликатно указывать на них;
последовательно и планомерно решать проблемы.
Неудивительно, что современные работодатели стремятся заполучить себе таких сотрудников. Ведь они умеют работать с информацией, быстро генерируют идеи и способны разрешить самую проблемную ситуацию. Однако нужно иметь в виду, что они могут совершенно объективно оценивать и действия начальства (с точки зрения закона, профессионализма, гуманности). Так что с ними не всегда будет легко, придётся держать ухо востро и соответствовать занимаемому посту.
Никита Непряхин, Тарас Пащенко «Критическое мышление. Железная логика на все случаи жизни»
Это упрощенная версия подхода Чатфилда.
Здесь навыки критического мышления рассматриваются через ситуации из жизни подростков: как быть, если не согласен с одноклассниками, как правильно спорить с родителями, почему суеверия бабушки не надо воспринимать всерьез и почему мы иногда проваливаем тесты, которые считаем простыми.
В конце каждой главы есть практическое задание. Например, такое:
Во многих школах на Западе обучают критическому мышлению. В программы включены занятия или даже целые дисциплины, развивающие навыки 4К: коммуникацию, коллаборацию, креативность и критическое мышление — считается, что они помогут нынешним подросткам построить успешную карьеру.
Применение метода Фишбоун на уроке
Схема Фишбоун может быть использована в качестве отдельно применяемого методического приема для анализа какой-либо ситуации, либо выступать стратегией целого урока. Эффективнее всего ее применять во время урока обобщения и систематизации знаний, когда материал по теме уже пройден и необходимо привести все изученные понятия в стройную систему, предусматривающую раскрытие и усвоение связей и отношений между ее элементами.
Так, учащимся предлагается информация (текст, видеофильм) проблемного содержания и схема Фишбоун для систематизации этого материала. Работу по заполнению схемы можно проводить в индивидуальной или групповой форме. Важным этапом применения технологии Фишбоун является презентация полученных результатов заполнения. Она должна подтвердить комплексный характер проблемы во взаимосвязи всех ее причин и следствий. Иногда при заполнении схемы учащиеся сталкиваются с тем, что причин обсуждаемой проблемы больше, чем аргументов, подтверждающих ее наличие. Это возникает вследствие того, что предположений и в жизни всегда больше, чем подтверждающих фактов. А потому некоторые нижние косточки могут так и остаться незаполненными. Далее в ходе урока учитель самостоятельно определяет действия — предлагает либо и далее исследовать проблему, либо попытаться определить ее решение.
Овладев технологией Фишбоун, учитель может с успехом ее применять на любом уроке. Наиболее популярной она является среди учителей-филологов либо историков. Этап урока с применением метода Фишбоун приобретает исследовательский характер.
«Критическое мышление» от 4BRAIN
Длительность: 6 уроков.
Формат обучения: текстовые уроки + тесты (по подписке).
Программа:
- Введение.
- Навыки, умения и компетенции.
- Научный метод.
- Аргументация.
- Препятствия.
- Иррациональное мышление.
- Работа с информацией.
- Экзамен по теории.
- Дополнительные материалы.
Что узнаете: курс рассказывает о назначении критического мышления, методах его развития, как внимательно изучать информацию, быть внимательным к деталям и систематизировать их при принятии решений, как обосновывать точку зрения и применять аналитическое мышление в любых ситуациях.
Об авторе: Кирилл Ногалес — редактор образовательного портала 4brain.ru.
Интерпретировали, интерпретировали…
Исторически так сложилось, что критическое мышление чаще всего проявляется в нашем восприятии и учете поступающей извне информации. Она может быть просто констатацией фактов (например, нас ставят в известность, сколько времени). А может и направлять нас в ту или иную сторону.
Во втором случае любой тезис (от бытового «растения лучше удобрять не химией, а навозом» до остросоциального «все на митинг против… ») обосновывается через интерпретацию факта (того, что реально случилось). Критическое мышление включается (точнее, должно включаться, хотя по факту чаще как раз не включается, увы) «на переходе» от факта к его интерпретации. Оно позволяет оценить: насколько та или иная интерпретация соответствует предложенному факту. Чаще всего фактов бывает несколько, и интерпретаций, соответственно, тоже.
Область искусственным образом насаждаемой и не подвергающейся критическому анализу информации может быть любой. Однако чаще всего это то, что затрагивает человека сильно, но в чем он (как правило) не очень хорошо разбирается — политика, социальная сфера, ЖКХ, история. Самые благодатные для «развешивания лапши» — темы, в которых все мнят себя специалистами: футбол, воспитание детей и взаимоотношения России с другими странами.
Некоторым персонажам из нашего ближнего или дальнего окружения было бы очень полезно, чтобы критическое мышление у нас не включалось никогда (дабы «не рефлексировали, а распространяли» нужные идеи).
1️⃣ Вижу. Думаю. Удивляюсь
Упражнение для знакомства с произведениями искусства или любыми другими предметами или явлениями.
Упражнение включает ответы на три вопроса:
- Что я вижу? (зафиксируйте свои наблюдения. Что вы видите на картине?)
- Что я думаю? (зафиксируйте свои мысли по поводу увиденного
- Что меня удивляет? (зафиксируйте то, что вам интересно узнать об этом произведении)
Это упражнение помогает понять связь наблюдения (сбора информации – «что я вижу») и интерпретации (размышление о самостоятельно полученное информации – «что я думаю»), то есть учит использовать увиденное для развития своих собственных идей и интерпретаций, и соединяет интерпретации с дальнейшим исследованием в виде вопросов («что меня удивляет»).
А также наглядно демонстрирует то, что цель обучения и мышления — не всегда в получении однозначных ответов, а также в развитии умения задавать вопросы и идти дальше на пути исследования.
Примеры выполнения упражнения «Вижу. Думаю. Удивляюсь» на онлайн-курсе «Критическое мышление + искусство»:
Пример выполнения, сделанный на онлайн-курсе по критическому мышлению для детей
Чайный меховой прибор. Мерет Оппенгейм
Подробное описание упражнения с примером вы можете прочитать в нашей статье Упражнение для развития критического мышления «Вижу. Думаю. Удивляюсь»
Характеристики и признаки
Перечень навыков, указывающих на наличие критического мышления:
наблюдательность, изучение всех деталей;
умение интерпретировать, анализировать, сравнивать, обобщать, оценивать, делать заключения;
наличие логики;
интеллект, широкий кругозор;
ясность ума, глубина суждений;
креатив, эмоциональность;
коммуникабельность;
самостоятельность;
мобильность.
Человек, обладающий критическим мышлением:
выстраивает причинно-следственные связи;
устанавливает важность информации, отсекать ненужные детали;
с уважением относится к другим мнениям;
дает оценку;
приводит аргументы;
несет ответственность за сделанный выбор;
находит ошибки, деликатно указывая на них.
Ответы 8-9 класс КИТ 2022
A. бегун
Б. красный
B. сорить
Г. курица
Ответ: А (бегун)
A. нанобайт
Б. килобайт
B. гигабайт
Г. терабайт
Ответ: А (нанобайт)
Выберите устройство, которое содержит красящее вещество.
Ответ: Б (принтер)
A. так удобнее
B. чтобы запутать
Б. для обеспечения безопасности
Г. точки или звёздочки — это и есть пароль
Ответ: Б (для обеспечения безопасности)
А. Коля
Б. Володя
В. Серёжа
Г. Саша
Ответ: А (Коля)
A. грампластинка
Б. жернова
B. блин
Г. CD-диск
Ответ: А (грампластинка)
A. Shift
Б. Ctrl
B. Alt
Г. Enter
Ответ: Г (Enter)
A. яркость
Б. глубина цвета
B. расширение
Г. разрешение
Ответ: Г (разрешение)
А. 6
Б. 2
В. 8
Г. 4
Ответ: В (8)
Четвертый закон
Последний принцип, выведенный Коммонером, основывается на законе разумного природопользования и гласит: «Ничто не дается даром» или «За все приходится платить». Этот закон объединяет в себе три предыдущих. Биосфера, как всеобъемлющая экосистема, является единым целым. Победа в одном месте сопровождается поражением в другом.
Экономия средств на защите окружающей среды оборачивается для человека осложнением здоровья, природными катастрофами и снижением благоприятных условий для жизни. Все что было получено из нее в результате человеческого труда, в конечном итоге должно быть возмещено.
В своих законах Коммонер выносит на первый план всеобщую связь природных процессов. Прогресс любой природной системы возможен только при использование материальных, энергетических и информационных ресурсов окружающей ее среды.