По ту сторону переживаний. Руководство по критическому мышлению

Как научиться мыслить критически

Мы читаем в Интернете статьи с удивительными результатами исследований британских ученых или обсуждения на новых форумах, смотрим новости по федеральному каналу с объяснением причин для принятия нового закона, или спорим на планерке о лучшем подходе к задаче. Что же требуется сделать для развития критического мышления?

Первый шаг. Сначала нужно проанализировать все материалы, интерпретировать информацию, при необходимости оценить вводные. Это очень важная область, которая относится к работе с данными. Что стоит на первом плане, а что на втором? Где источник, а где его исход? Где связь между составляющими?


Как научиться мыслить критически

Второй шаг. Человека, мыслящего критически, тяжело обмануть, так как ему будут видны все расхождения в размышлениях. Используйте базовую цепочку критических вопросов. Понимаете ли вы объект обсуждения? Вас пытались перевести на другую тему? Не сужается и не расширяется ли тема? Насколько правдивы аргументы? Достаточно глубоко раскрываются доводы? Возникали расхождения? Достаточно ли ясна причинно-следственная связь?

Третий шаг. Поиск неточностей – одно, и совсем другое – это определение причины и ее предоставление оппоненту. Центральный фактор критического мышления – способность аргументации и наглядного доказательства. Подтверждение должно строится не на умелой подаче или структуре, а именно на основаниях, установленных с разных сторон.

Только до 26.12

Как за 3 часа разбираться в IT лучше, чем 90% новичков и выйти надоход в 200 000 ₽?

Приглашаем вас на бесплатный онлайн-интенсив «Путь в IT»! За несколько часов эксперты
GeekBrains разберутся, как устроена сфера информационных технологий, как в нее попасть и
развиваться.

Интенсив «Путь в IT» поможет:

  • За 3 часа разбираться в IT лучше, чем 90% новичков.
  • Понять, что действительно ждет IT-индустрию в ближайшие 10 лет.
  • Узнать как по шагам c нуля выйти на доход в 200 000 ₽ в IT.

При регистрации вы получите в подарок:

«Колесо компетенций»

Тест, в котором вы оцениваете свои качества и узнаете, какая профессия в IT подходит именно вам

«Критические ошибки, которые могут разрушить карьеру»

Собрали 7 типичных ошибок, четвертую должен знать каждый!

Тест “Есть ли у вас синдром самозванца?”

Мини-тест из 11 вопросов поможет вам увидеть своего внутреннего критика

Хотите сделать первый шаг и погрузиться в мир информационных технологий? Регистрируйтесь и
смотрите интенсив:

Только до 26 декабря

Получить подборку бесплатно

pdf 4,8mb
doc 688kb

Осталось 17 мест

Четвертый шаг. Можно научиться анализировать ситуацию, выявлять все ошибки в заданиях учебника по логике, воздвигать аргументы, но ценность этих навыков будет нулевая при отсутствии возможности перенести эти умения в бизнес-практику и строить на этом работу. По этой причине четвертый аспект критического мышления – это использование результатов в реальном решении трудностей.

Что мешает мыслить критически

Наш мозг старается тратить наименьшее количество усилий для решения задач, а рефлексивное мышление требует высокого уровня энергии и внимания. По этой причине мы не можем рационально мыслить и находить логичный выход в каждой ситуации. Периодически, мы слепо верим в шаблоны, предшествующий опыт и ощущения. Так личное мышление захватывает нас в свои сети.


Что мешает мыслить критически

В моменты, когда срок для принятия решения совсем маленький, а информации либо очень много, либо недостаточно – мы допускаем ошибки в умственной деятельности

Спасая ситуацию, мозг машинально направляет все внимание на образцы и результаты предыдущей практики, которая не всегда может стать примером для подражания. Вот возможные ошибки:

Ошибка подтверждения, когда мы находим информацию, соответствующую личным убеждениям, после чего пропускаем или с недоверием относимся к противоположным данным. Например, человек, уверенный в том, что сменить сферу деятельности после 40 лет не получится, с большой вероятностью будет находить доказательства этому, проходя мимо обратных аргументов либо считая их ложными.

Ошибка атрибуции — оценка поведения людей исходя из их личных качеств, но не со стороны обстоятельств. Одновременно с этим, анализируя собственные поступки, мы делаем упор на саму ситуацию, опуская свой характер. И когда коллега опоздает на планерку, внутри мы осудим его за отсутствие дисциплины, хотя все свои задержки всегда списываем на неполадки с техникой, срочные дела или необходимость завершить последнюю задачу.

Эффект ореола отвечает за моменты, когда первое впечатление о человеке перемещается на те качества, которые мы в нем еще не открыли. Например, если в магазине выбрать менеджера в костюме и очках и обойти стороной его коллегу с дредами, думая о некомпетентности последнего. Но в действительности это могут быть оба прекрасных специалиста.

Систематическая ошибка выжившего — опора на положительные результаты без рассмотрения других случаев. Мы не так часто обращаемся к статистике или учитываем возможность повтора отдельного успеха. Если соседка имеет стабильный доход с аккаунта со смешными видео своей собаки, то скорее всего мы отнесемся к этому не как к удаче, а как к возможному варианту заработка.

«После» не значит «вследствие» — еще один вид иллюзии, в которой мы превращаем два последовательных события в причину и следствие. Однако, например, если дочь маминой подруги занималась на курсах по английскому языку, после чего переехала в Америку, то это не означает, что все это произошло только из-за учебы.

Эмоции также влияют на рациональность мышления, если ситуация имеет значение для нас. Во время проверки работы начальником, защиты курсовой или выступления ребенка на концерте мы ждем достойной оценки, так как помним все приложенные усилия. Это стремление к одобрению нельзя назвать незаинтересованной оценкой.


Что мешает мыслить критически

Это те обстоятельства, при которых люди имеют склонность к привлечению доводов, настроенных на их правду. В ход идут образные выражения, попытки спровоцировать ответную реакцию собеседника. Для сохранения адекватной оценки нужно учиться самоконтролю: уметь вовремя остановиться, чтобы оценить собственную позицию, а также допускать всесторонний взгляд на ситуацию и остальные точки зрения.

Зацикливаться на этом тоже не стоит. Во время семейного досуга или отпуска намного важнее поддаваться эмоциям, а не сохранять четкий разум и ясные мысли.

Как развивать критическое мышление?

Это долгий процесс, который требует осознанности, то есть умения замечать свои мысли. Когда вы сталкиваетесь с какой-то ситуацией или поведением человека, на основе которых нужно сделать вывод или принять решение, старайтесь не делать это сиюминутно, а задайте себе и собеседнику дополнительные вопросы.

Калифорнийский тест критического мышления (CCTST) — это набор вопросов, помогающий проанализировать решение и ход мыслей, благодаря которому вы это решение приняли.

  • Интерпретация — это группа вопросов, с помощью которой можно определить суть суждений и событий. Как вы охарактеризовали бы то, с чем столкнулись? Какой был контекст происходящего — что предшествовало, почему ситуация возникла? Что вы поняли благодаря происходящему?
  • Анализ — вопросы, которые помогут выявить логические связи в происходящем и сформировать первое мнение. Какой вы делаете вывод? Почему именно такой? Какие у вас есть аргументы «за» и «против»? На основе каких предположений вы сделали такой вывод?
  • Умозаключение — вопросы, помогающие оценить детали, из-за которых вы сделали вывод, а таке построить новые гипотезы и просчитать последствия. Сделав именно такой вывод, какие варианты вы отмели? Какие последствия есть у вашего вывода и возможны у тех вариантов, от которых вы отказались? Какие последствия есть у каждого из возможных выводов? Какая информация могла бы подтвердить или опровергнуть ваш вывод?
  • Оценка правдоподобности утверждений и источников. Почему вы уверены в достоверности информации, на основе которой сделали вывод? Уверены ли вы в том, что у вас есть достаточно сильные аргументы в пользу вывода? Не пошатнулась ли уверенность в вашем выводе из-за предыдущей оценки?
  • Объяснение — вопросы, которые помогут чётко сформулировать доказательства вашей позиции. Ещё раз проговорите, почему вы уверены в своём выводе? Как вы провели анализ? Как вы объяснили бы, почему приняли именно это решение? Что могло помешать вам сделать такой вывод?
  • Саморефлексия — осмысление всего предыдущего процесса, попытка понять, насколько ход вашей мысли логичен и подвержен внешним влияниям. Насколько ваши личные убеждения повлияли на ваш вывод? Поддавались ли вы эмоциям, когда принимали решение? Была ли в вашем решении личная выгода или корысть? Внимательно ли вы слушали собеседника и достаточно ли внимательно изучили все его доводы? Была ли у него личная заинтересованность в том, чтобы преподнести факты именно таким образом? Замечали ли вы противоречия в собственной аргументации и как отреагировали на них — проигнорировали или учли?

Также важно уметь отслеживать когнитивные искажения. Это поможет находить логические ошибки в своих суждениях и суждениях оппонента.

Вадим Зеланд «Трансерфинг реальности»

Ни одна статья, описывающая лучшие книги про подсознание не обходится без работ этого автора.

Вадим Зеланд известен людям, интересующимся методиками изменения реальности при помощи силы мысли.

Он является автором нашумевшей теории трансёрфинга реальности.

Эта методика помогает изменять жизнь к лучшему без особых усилий, чем и привлекает обычных людей, становящихся последователями Зеланда.

В мире существует множество возможных вариантов развития событий.

Автор говорит, что мы в состоянии выбирать реальность, которая нам больше нравится и играть по своим, а не чужим правилам. Как это сделать, вы узнаете, прочитав работу Вадима Зеланда.

Джозеф Мерфи «Сила вашего подсознания»

Содержание произведения на первый взгляд может напоминать нашумевший фильм «Секрет». Но Джозеф Мерфи подошёл основательней к обоснованию своей теории, чем авторы вышеупомянутого документального кино.

Джозеф Мерфи считает, что понимание устройства мозга поможет нам добиться всего, что мы искренне желаем. Главное, понимать, как он работает, и каким способом можно увидеть в себе скрытые способности.

В рукописи описаны научные и религиозные теории, объясняющие способности мозга.

Мерфи делает упор на достижение богатства, успеха и семейного счастья и даёт множество практических заданий, которые помогут добиться желаемого.

Что такое критическое мышление и зачем оно нужно

Термин «критическое мышление» ввёл американский философ Джон Дьюи в 1910 году. Правда, чаще он называл его рефлексивным мышлением и характеризовал как активное, непреклонное и тщательное рассмотрение любого убеждения или информации в свете аргументов и последующих выводов.

Критическое мышление может пригодиться в разных жизненных ситуациях:

  • когда на вебинаре, в учебнике и статьях вы находите противоречивую информацию;
  • руководитель утверждает, что есть единственно верный способ выполнить задачу;
  • знакомые или блогеры рассказывают про свой успех;
  • близкие говорят, куда идти учиться и кем работать;
  • прохожие советуют надеть на ребёнка шапку.

Применяя критическое мышление, мы можем полагаться на достоверную информацию, избегать манипуляций и принимать осознанные решения.

Мышление помогает нам познавать внешний мир и самих себя. Делать это мы можем по-разному: с помощью действий или образов, интуиции или аналитики, логики, творчества и критики. Способов мышления много, и каждый из них по-своему помогает нам находить ответы на возникающие вопросы и задачи. Критическое мышление предлагает ясный и упорядоченный подход к жизни и помогает решать даже самые сложные проблемы. Поэтому порой мы прибегаем именно к нему.

Критическое мышление — это способность человека ставить информацию под сомнение, смотреть на проблему с разных сторон и в результате делать обоснованные выводы.

Критическое мышление включает умения:

  • интерпретировать данные, впечатления, ситуации, мнения и правила;
  • анализировать информацию;
  • оценивать правдоподобность утверждений и логичность аргументов;
  • находить и проверять факты и делать выводы;
  • формулировать и обосновывать рассуждения;
  • контролировать процесс мышления: проверять и корректировать собственные рассуждения.

Если без этих навыков мы склонны принимать на веру новую информацию и не готовы гибко пересматривать свои взгляды, то обладая ими, действуем иначе. Например:

  • найдя в учебных материалах противоречивую информацию, мы ставим факты и источники под сомнение, проверяем их, ищем достоверные данные и пытаемся определить истину;
  • когда руководитель, друзья или родители навязывают нам свою точку зрения, мы способны оценить логичность их доводов, проверить обоснованность и сопоставить с собственными взглядами;
  • когда нам предлагают готовые решения, умеем остановиться, проанализировать ситуацию и самостоятельно сделать выводы.


Эксперты Всемирного экономического форума включили критическое мышление в список важных навыков будущего

Помимо того, что критическое мышление — востребованный навык для повседневной жизни и работы, это умение положительно влияет на ментальное здоровье

Согласно Хуачжунского университета науки и технологии, критическое мышление тесно связано с психическим здоровьем: для его укрепления учёные предлагают уделять особое внимание развитию у людей критического мышления

Джон Кехо «Подсознание может всё»

Джон – тренер личностного роста родом из Канады.

В 70-х годах прошлого века он уединился в канадских лесах на несколько лет, где упорно изучал возможности тела и мозга.

Он узнал, как можно менять окружающую реальность по собственному желанию, используя связь разума со Вселенной.

Начиная с 1978 года, Джон Кехо путешествует по разным городам и странам, делясь накопленными знаниями.

Все они, включая практические рекомендации, легли в основу произведения «Подсознание может все».

Джон делает акцент на то, что важна полная сосредоточенность на желаниях и мечтах, потому что только так получится добиться изменений.

Методы и приёмы

Существуют разные методы обучения критическому мышлению и приёмы его развития. Их активно используют учителя в школе, преподаватели в вузах, коучи на тренингах, психологи в онлайн-школах.

Мозговой штурм

Чаще всего применяется учителями на уроках, но может быть активно использован и в обычной жизни. Предполагает целый поток вопросов, ответы на которые неоднозначны. Как ты думаешь, правильно ли он поступил? А что бы ты сделал на его месте? Почему его ждала такая судьба? Возможен ли другой вариант развития событий? Подобным образом может анализироваться не только персонаж литературного произведения, но и историческая личность, современная знаменитость и даже поведение соседа по лестничной площадке.

Сравнение

Сначала нужно научиться сравнивать элементарные вещи. Например, купить яблоки разных сортов и провести мини-исследование, найдя для их сопоставления как можно больше оснований: размер, вкус, стоимость, мягкость, свежесть, толщина кожуры и т. д. Постепенно задания нужно усложнять. Браться за нечто уже более сложное. Например, 2 фильма одного и того же режиссёра, но созданные на разных этапах его творчества. И главное — не забывать делать соответствующие выводы.

Метапознание

Это умение видеть себя со стороны. И не только внешне, но в первую очередь — способность анализировать свои действия и мысли. В идеале — полностью их контролировать, давать себе отчёт в каждом сказанном слове и совершённом поступке. Эмоции нужно подчинить доводам разума.

Дедукция

Умение из общего сделать частный вывод, создавая логическую цепочку. Простейший пример: все металлы пластичны (общее) → висмут — металл → значит, висмут тоже пластичен (частное).

Индукция

Обратный процесс дедукции. Однако, если итоговый результат дедукции почти всегда 100% верен, если общее положение правильное, то выводы, сделанные в ходе индукции, могут оказаться не совсем достоверными. Например: три последних мэра в нашем городе были взяточниками (частное) → значит, все мэры — взяточники (спорное утверждение).

Анализ

Мыслительная операция, позволяющая любое событие или предмет разобрать на части, которые как раз могут служить основой для сопоставления. Произошло восстание — раскладываем его на причины, ход процесса и следствия. Кто-то заболел — изучаем факторы-провокаторы, типичную клиническую картину, методы диагностики, способы лечения, возможные осложнения. Покупаем ноутбук — изучаем ассортимент, технические характеристики, дополнительные функции, внешний вид, места выгодных продаж понравившейся модели. В идеале, нужно подвергать тщательному анализу всё, что происходит в жизни. Это помогает избежать многих неприятных ситуаций.

Синтез

Мыслительная операция, обратная анализу. Умение собирать разрозненные детали в одно целое. Например, проанализировать различные новости экономики и сделать вывод о надвигающемся кризисе, хотя открыто о нём в СМИ ещё никто не говорит.

Системность

Любое суждение прогоняется через 5 обязательных этапов, которые образуют метод системности: подготовка (ежедневная нейробика) → проблема (сбор информации по ней) → альтернативы (анализ ситуации, поиск возможных путей) → выбор окончательного решения → его оценка.

Если освоить основные приёмы критического мышления (анализ, синтез, сравнение), даже самая проблемная ситуация будет решаться буквально в два счёта!

Примеры проявления психологических защит

  1. Человек не отдал долг вовремя, кредитор возмущён и предъявляет претензии в вежливой форме. Должник в ответ разражается гневной тирадой, хлопает дверью и перестаёт брать трубку. Какая защита работает в этом случае?

  2. Выросший сын вспоминает в разговоре с матерью, как однажды она отшлёпала его кухонным полотенцем за то, что он разлил чай. Мать возмущена. “Не было такого, что ты выдумываешь!” Какой механизм ограждает мать от неприятных воспоминаний?

  3. Студент проваливает важный экзамен и оказывается под угрозой отчисления. В разговоре с приятелями он небрежно говорит, что, вообще-то, и сам давно подумывал бросить вуз и поступить в другой или вообще замутить стартап, вон Цукерберг бросил Гарвард и ничего у него жизнь сложилась — удачно. Тут что работает?

  4. Мать часто видит, что у её сына-подростка сужены зрачки, он странно себя ведёт, то добрый и ласковый, то раздражительный и злой, сильно похудел, из дома начали пропадать вещи, но она всё сама себе логично объясняет и для всего находит веское обоснование. От намёков родственников на то, что пора бы обратиться к наркологу, отмахивается. Как объяснить такое поведение?

  5. У человека не ладится в личной жизни, от него ушла жена, он записывается в спортзал и на курсы испанского языка. Что он делает с негативными эмоциями? Как называется этот процесс?

Основные положения теории Фрейда

Фрейд рассматривал реализацию принципа удовольствия через влечение к жизни (эрос). Он определял принципы удовольствия и неудовольствия в качестве двух сторон одной и той же категории. Действие данного принципа состоит в уменьшении количества напряжения в психическом аппарате. Автор считал, что «неудовольствие ведет к повышению, а удовольствие к снижению этого количества.

Подобную пропорциональность можно заметить не везде. Самым ярким примером сексуального возбуждения считается рост напряжения, который не связан с неудовольствием в этом случае. Принцип удовольствия Фрейд описывал с помощью экономического подхода (количества напряжения).

Принцип константности в психоанализе состоит в том, что принцип удовольствия стремится к максимально более низкому, но постоянному уровню. От формулировки господства принципа удовольствия в своем труде Фрейд перешел к другой – тенденции господства принципа удовольствия. Он писал, что в психике наблюдается сильнейшее стремление к реализации принципа удовольствия, но его реализация происходит не всегда. Следовательно, здесь остается место для чего-то еще, когда формируется некоторое допущение, что что-то появляется по ту сторону.

Под воздействием стремления личности к самосохранению принцип удовольствия начинает сталкиваться с принципом реальности. Он откладывает возможности удовлетворения, определяя окольные пути для удовлетворения, но претерпевает временное неудовольствие. Принцип реальности представляет собой торможение принципа удовольствия, что дает возможность говорить о том, что не только принцип удовольствия заправляет душевной жизнью индивида.

Люди сталкиваются с конфликтами и расщеплением психического аппарата. То, что для одной части психика становится удовольствием, то для другой – неудовольствием. В качестве источника удовольствия начинает выступать принцип неудовольствия. Данные принципы имеют одинаковый вектор, а их цель состоит в уменьшении психического напряжения.

3️⃣ Очисти фрукт

Это упражнение поможет продумать и рассмотреть сложную проблему, идею или произведение с разных точек зрения, постепенно углубляясь в самую суть — сердцевину.

  1. Участники начинают наблюдение или рассмотрение проблемы, или идеи с кожуры — то есть с внешней оболочки, внешних признаков, отвечая на вопрос «Что ты видишь?»
  2. Затем участники проходят оставшиеся 5 шагов, отвечая на вопросы: «Какие вопросы и мысли у тебя есть по поводу увиденного?», «О чём, по-твоему, этот предмет или тема?», «В чем его главная идея?», «Как мы можем под другим углом посмотреть на эту тему?», «Как это связано с твоей жизнью?».

Таким образом начиная с «кожуры», которая представляет собой поверхностные, внешние признаки, участники «залезают под кожу» проблеме или идее, доходя до самой сути.

Упражнение «Очисти фрукт» помогает тренировать ключевые для критического мышления навыки: наблюдение, описание, формулирование вопросов, определение сути темы, исследование точек зрения, сравнение и построение связей. Оно отлично работает с произведениями искусства, например, со стихами и многими другими сложными материалами, суть которых сложно понять с первого раза.

Ронда Берн «Магия» (ранее – «Секрет»)

Если вы интересовались тем, как мысли могут влиять на окружающий мир, то слышали о фильме «Секрет».

Создатель фильма – Ронда Берн, написала одноимённую книгу. К сентябрю 2004 года Ронда стала успешным кинопродюсером.

Жизненный опыт открыл девушке принципы, которые, как она утверждает, знакомы многим успешным людям.

Тогда Ронду заинтересовали книги про подсознание человека, которых она прочитала очень много всего за пару месяцев.

Ронда начала изучать теории позитивного мышления, визуализации, силы притяжения, и применять их на практике, меняя реальность.

Позже она использовала накопленные опыт и знания, создавая произведение под названием «Секрет».

Ронда Берн искренне хотела, чтобы как можно больше людей смогли измениться к лучшему.

Одновременное чтение и просмотр работ Ронды Берн поможет усилить положительный эффект.

Почему описанные техники не сработают у вас

НЛП – это свод техник, которые будут работать при определённом стечении обстоятельств, приложенных усилий и личных качеств. Для их срабатывания нужно:

  1. Научиться мыслить системно и понимать, для чего и в какой момент может быть использована та или иная техника. Бездумный рефрейминг или заговаривание не дадут результата, если нет понимания базовой психологии.
  2. Использовать техники в осмысленном комплексе.
  3. Многие техники НЛП вышли из эриксоновского гипноза. Наивно полагать, что человек в здравом уме мгновенно перестроится на рефрейминге. С ним надо либо долго работать, либо вводить в транс.

Вы, наверное, заметили, что мое отношение к НЛП скорее негативное. Я считаю, что в России низкая культура применения психологических техник. Ими пользуются для манипуляций в неэкологичных бизнесах, сектах и пирамидах, на тренингах по саморазвитию и пикапу. У многих изымают деньги, некоторым ломают жизни. Поэтому цель статьи не научить вас манипуляции, а уберечь от нее – предупрежден, значит, вооружен.

Для сторонников НЛП повторюсь: я не отрицаю, что техники работают в руках специалистов – психологов или искусных ораторов. Но в руках дилетантов они превращаются в адскую машину.

«Критическое мышление в информационную эпоху» от Мичиганского университета

Длительность: 4 недели.

Формат обучения: видеоуроки + текстовые уроки + тесты (на английском языке).

Программа:

  1. Введение.
  2. Статистика — Основные концепции статистики и вероятности, концепции переменной, нормального распределения, стандартного отклонения, корреляции, надёжности, достоверности и размера эффекта — 2 видео.
  3. Закон больших чисел — концепция дисперсии ошибок, как с ней бороться — 2 видео.
  4. Корреляция — изучаются инструменты для оценки степени ассоциации, природа иллюзорных корреляций, как их избежать. Концепции смешанной переменной и ошибки самостоятельного выбора — 4 видео.
  5. Эксперименты — как проводить эксперименты в бизнес-настройках — 3 видео.
  6. Прогнозирование — типы систематических ошибок, регрессия к среднему, наблюдения с точки зрения истинной оценки плюс ошибка. Концепция базовой ставки, почему её необходимо учитывать при оценке вероятностей конкретных событий — 2 видео.
  7. Когнитивные предубеждения — эвристические и иные идеи — 3 видео.
  8. Выбор и решение — как провести анализ затрат и выгод, почему стимулы могут иметь неприятные последствия — 3 видео.
  9. Логика и диалектическое мышление — различие между индуктивной логикой и дедуктивной логикой, силлогизмы, условное рассуждение, различие между истинностью аргумента и его обоснованностью, диаграммы Венна, распространённые логические ошибки — 2 видео.
  10. Заключение.

Что узнаете: этот курс представляет основные концепции из статистики, вероятности, научной методологии, когнитивной психологии и теории рентабельности и показывает, как их можно применить ко всем сферам жизни.

Об авторе: Ричард Нисбетт — профессор психологии в Мичиганском университете.

6️⃣ Шесть шляп мышления

Упражнение помогает посмотреть на вещи с разных точек зрения (из-под разных шляп). Технику «Шести шляп мышления» создал Эдвард Де Боно – британский психолог и писатель, эксперт в области творческого мышления. В основу «6 шляп» легло убеждение автора, что в процессе жизни мышление человека становится довольно однобоким, стереотипным. Упражнение «6 шляп» помогает справиться с этой проблемой.Суть практики заключается в том, чтобы по очереди примерять разные шляпы и с их помощью раскрывать разные точки зрения на изучаемый предмет.

️ Белая шляпа: информация и факты.

Надевая ее, мы сосредотачиваем свое внимание на данных, которыми располагаем. Достаточно ли информации, какой не хватает? Можно ли ее добыть? Если да, то где, как, с помощью каких ресурсов? Надев белую шляпу, мы задумываемся о том, как максимально эффективно использовать информацию, которой мы уже располагаем

???? Желтая шляпа: позитив, достоинства, плюсы.

В ней куда приятнее, потому что она посвящена оптимизму и позитивному взгляду на вещи. Она поможет выделить в предмете обсуждения сильные стороны, в каждом решении преимущества. Даже в самых мрачных вариантах можно найти положительные моменты, если вы в желтой шляпе.

️ Черная шляпа: критика – трудности, опасности, недостатки.

Эта шляпа превращает вас в пессимиста. Решайте вопрос с помощью критики. Любое решение подвергайте сомнениям, рассматривайте риски и опасности, учитывайте каждую возможную трудную и тупиковую ситуацию на пути, в каждой идее находите слабые места, в каждом вопросе подвох.

Красная шляпа: эмоции и чувства.

Надев красную шляпу, мы прислушиваемся к чувствам и интуиции. Многие называют это «внутренним голосом». Прислушайтесь, что он вам подсказывает? Интуитивные соображения так же важны для принятия решений, как реальные данные. Рассматриваемый вопрос или проблема так, или иначе вызывают эмоции и определенное отношение. Вопрос будет рассмотрен неполно, если не учесть его с точки зрения эмоционального фона, который он вызывает.

???? Зеленая шляпа: новые идеи и креатив.

Зелёная шляпа превращает вас в творческую натуру. Все варианты можно рассмотреть с точки зрения необычного подхода. Рассмотреть, как художник, найти творческое применение. Не нужно давать оценок, только рассмотреть под углом творчества.

Синяя шляпа: контроль и управление мыслительным процессом. Синяя шляпа не требует решений. Это шляпа руководителя. Он ставит цели на старте проектов и сверяет реализацию с изначально установленными целями. Руководитель может трезво оценить рассматриваемый вопрос в разрезе соответствия концепции к целям. Синюю шляпу рекомендуется примерить в конце практики и подвести итог.

Джо Диспенза «Сила подсознания, или как изменить жизнь за 4 недели»

Джо Диспенза – профессор нейробиологии, подтверждает теории, описанные в книге, реальными исследованиями, проведёнными врачами и учёными, изучавшими человеческий мозг.

Много лет назад Джо попал под машину, что привело к перелому позвоночника. Он отказался от операции.

Эти действия навсегда изменили бы его состояние в худшую сторону.

Вместо операции профессор Диспенза обратился к опыту своих пациентов, излечивших себя самостоятельно.

На лечение ушло более 6 месяцев, и Диспенза вернулся к привычному ритму.

С тех пор профессор всерьёз углубился в изучение медитации и влияния, оказываемого восточной практикой на жизненные изменения.

У профессора есть целая серия книг, прочитав которые вы сможете составить более полную картину о возможностях человеческого тела.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий