Психосексуальное Развитие

Сексуальность по Фрейду

Для Фрейда человеческая сексуальность является одним из основных аспектов жизненной энергии, которая движет поведением человека , Эта энергия, которая была названа либидо, является источником импульсов, которые для отца психоанализа заставляют нас стремиться к определенным краткосрочным целям и, в то же время, заставляют другие экземпляры нашей психики подавлять эти тенденции, чтобы не подвергать нас опасности или не вступать в конфликт с окружающей средой, в которой мы живем.

Согласно Фрейду, жизненная энергия, выражаемая через сексуальность, присутствует с первых недель нашей жизни, что означает, что наш сексуальный аспект не рождается в подростковом возрасте, как утверждают многие исследователи своего времени.

Но последствия этого не имеют ничего общего с тем, чтобы просто определить начало нашего полового развития в той или иной точке в нашем жизненном календаре. Это имеет глубокие последствия для того, каким образом Фрейд связал нашу личность с нашей интимной стороной , аффективные и импульсивные.

Теория Лоуренса Колберга. Этапы развития

Американский психолог Лоуренс Колберг (1927-1987) разработал теорию о том, как дети и взрослые проходят процесс нравственного развития.

Как и другие теоретики детской психологии, он хотел тщательно наметить стадии развития. И он был убежден, что дети переходят от одного уровня развития к другому.

Уровень 1. Ребенок служит своим собственным интересам

  1. Ориентация на послушание и наказание. Рассуждения ребенка основаны на подчинении родителям и страху наказания за непослушание. «Правильное» и «неправильное» не ставятся под сомнение, они заложены в правилах, которых он должен придерживаться.
  2. Индивидуализм и обмен: здесь ребенок признает, что у людей разные мнения и что каждый может преследовать свои собственные интересы. 

Уровень 2. Ориентация ребенка

Хорошие межличностные отношения

Мотив здесь — быть хорошим человеком: быть хорошим для других людей. Это основаны на оценке «что такое этика» с точки зрения благополучия за других: «Мы обязаны сделать все возможное, чтобы помогать другим».

Поддержание общественного порядка. Здесь мотивом является ответственность за что-то вне себя, но основное внимание уделяется не отдельным людям, а нормальному функционированию общества в целом.

Уровень 3. Человек руководствуется этическими ценностями и абстрактными идеалами

  1. Индивидуальные права. Здесь ценности и принципы общества оцениваются в соответствии с тем, что считается основными правами человека.
  2. Универсальные принципы. Эта стадия характеризуется справедливостью. Здесь цель состоит в том, чтобы быть объективным, а решения оцениваются на основе принципов справедливости. Все люди равны и должны относиться с равным уважением.

Перспективы теории Колберга на сегодняшний день

Кольберг предполагает, что его теория применима ко всем культурам. Таким образом, его можно считать «этноцентричным».

Роль конфликта

Каждая психосексуальная стадия связана с определенным конфликтом, который необходимо разрешить, прежде чем человек сможет успешно перейти к следующей стадии.

Разрешение каждого из этих конфликтов требует расхода сексуальной энергии, и чем больше энергии расходуется на определенной стадии, тем более важные характеристики этой стадии остаются у человека по мере его / ее психологического взросления.

Чтобы объяснить это, Фрейд предложил аналогию с марширующими войсками. По мере продвижения войск они сталкиваются с противодействием или конфликтом. Если им очень удастся выиграть битву (разрешить конфликт), то большая часть войск (либидо) сможет перейти к следующему сражению (этапу).

Но чем больше сложность возникает в какой-либо конкретный момент, тем больше потребность в войсках оставаться позади для сражения и, следовательно, тем меньшее количество солдат сможет перейти к следующему противостоянию.

Генитальная стадия (от полового созревания до взрослого)

Генитальная стадия – это последняя стадия психосексуальной теории развития личности Фрейда, которая начинается в период полового созревания. Это время подростковых сексуальных экспериментов, успешное решение которых заключается в установлении любовных отношений один на один с другим человеком в возрасте 20 лет.

Сексуальный инстинкт направлен на гетеросексуальное удовольствие, а не на самоудовлетворение, как на фаллической стадии.

По Фрейду, надлежащим выходом сексуального инстинкта у взрослых был гетеросексуальный половой акт. Фиксация и конфликт могут предотвратить это, что приведет к развитию сексуальных извращений.

Например, фиксация на оральной стадии может привести к тому, что человек получит сексуальное удовольствие в первую очередь от поцелуев и орального секса, а не от полового акта.

Значение психосексуального развития для понимания личности и поведения

Психосексуальное развитие играет важную роль в формировании личности и поведения человека, согласно теории Фрейда. Она предполагает, что опыт, полученный в раннем детстве во время прохождения различных стадий психосексуального развития, оказывает значительное влияние на взрослую личность и поведение.

  1. Формирование личности. Фрейд считал, что конфликты и стрессоры, с которыми сталкивается ребенок на каждой из стадий, влияют на формирование его личности. Например, проблемы, возникшие на оральной стадии, могут привести к зависимому или агрессивному поведению в более позднем возрасте.
  2. Механизмы защиты. Психосексуальное развитие также связано с развитием механизмов защиты, которые являются важным элементом личности и поведения. Эти механизмы защиты помогают индивиду справиться с внутренними конфликтами и стрессами.
  3. Формирование поведения. Важными аспектами психосексуального развития являются сексуальные и агрессивные импульсы, которые, по мнению Фрейда, играют центральную роль в поведении человека. Например, он утверждал, что люди, застрявшие на фаллической стадии, могут иметь проблемы с авторитетами и соперничеством во взрослой жизни.
  4. Формирование отношений. Психосексуальное развитие влияет и на формирование отношений человека. Например, Фрейд считал, что Эдипов комплекс, возникающий на фаллической стадии, формирует основу для последующих романтических и сексуальных отношений.

Однако необходимо учитывать, что теория Фрейда была предметом многочисленных критических замечаний и на сегодняшний день является лишь одной из многих теорий развития. Современные исследования подчеркивают, что развитие личности и поведения зависит от множества факторов, включая биологические, культурные, социальные и когнитивные факторы, наряду с сексуальным развитием.

Более того, многие современные теории предполагают, что развитие не происходит так жестко по стадиям, как думал Фрейд, и может быть гораздо более гибким и индивидуальным. Несмотря на это, понимание теории психосексуального развития Фрейда может помочь в глубоком понимании некоторых аспектов поведения и личности человека.

Стадии психосексуального развития ребенка по Фрейду

Теория Фрейда рассматривает несколько этапов психосексуального развития:

  • Оральную стадию (рождение — 1,5 года);
  • Анальную стадию (1,5-3 года);
  • Фаллическую стадию (от трех до 6-7 лет);
  • Латентную стадию (с 6 до 12-13 лет);
  • Генитальную стадию (с начала пубертатного периода — до 18 лет).

Каждый этап отвечает за формирование определенных черт личности человека. Их проявление в будущем прямым образом будет зависеть от благополучного (неблагополучного) течения определенного этапа развития. Успех прохождения каждой стадии, как правило, в большей степени связан с родительским поведением в отношении своего ребенка. Если в определенный период развития мы наблюдаем какие-либо отклонения и проблемы, то можно говорить о «застревании» (фиксации).

Задержка на одной из стадий способна привести к тому, что взрослый человек сохраняет бессознательную память об определенной психической травме или в целом о периоде. В моменты тревоги и слабости такая травмирующая ситуация как будто возвращает человека в тот период детства, в котором происходил соответствующий опыт. В соответствии с этим, остановка на каждой из рассмотренных стадий развития обладает собственным проявлением во взрослой жизни.

Критическая оценка

Подтверждается ли фрейдистская психология доказательствами? Теория Фрейда хороша для объяснения, но не для предсказания поведения (что является одной из целей науки).

По этой причине теорию Фрейда нельзя опровергнуть – ее нельзя ни доказать, ни опровергнуть. Например, либидо сложно проверить и измерить объективно. В целом теория Фрейда в высшей степени ненаучна.

Фрейд, возможно, также проявил исследовательскую предвзятость в своих интерпретациях – он мог обращать внимание только на информацию, подтверждающую его теории, и игнорировать информацию и другие объяснения, которые им не подходили. Однако Фишер и Гринберг (1996) утверждают, что теорию Фрейда следует оценивать с точки зрения конкретных гипотез, а не в целом

Они пришли к выводу, что есть доказательства, подтверждающие концепции Фрейда об оральной и анальной личности

Однако Фишер и Гринберг (1996) утверждают, что теорию Фрейда следует оценивать с точки зрения конкретных гипотез, а не в целом. Они пришли к выводу, что есть доказательства, подтверждающие концепции Фрейда об оральной и анальной личности.

Инстинктивные фазы психосексуального развития

Согласно теории Фрейда, Этапы психосексуального развития и его характеристики следующие .

1. Устный этап

Устная стадия занимает примерно первые 18 месяцев жизни и в нем появляются первые попытки удовлетворить требования, выдвигаемые либидо. В нем рот является основной областью, в которой ищется удовольствие. Рот также является одной из основных областей тела, когда дело доходит до изучения окружающей среды и ее элементов, и это объясняет склонность малышей пытаться «кусать» все.

Если младенцы категорически не могут использовать свой рот, чтобы удовлетворить себя, это может привести к блокировке, из-за которой в бессознательном состоянии будут устранены определенные проблемы (всегда по Фрейду).

2. Анальная стадия

Эта стадия будет происходить с конца устной стадии и до 3 лет , Обсуждается фаза, в которой они начинают контролировать сфинктер при дефекации. Для Фрейда эта деятельность связана с удовольствием и сексуальностью.

Закрепления, связанные с этой фазой психосексуального развития, связаны с накоплением и расходами, связанными с духом спасения и дисциплиной в первом случае, и с дезорганизацией и растратой ресурсов во втором.

3. Фаллическая сцена

Эта фаза вождения будет длиться от 3 до 6 лет и связанная с ним эрогенная зона – это область гениталий. Таким образом, основным приятным ощущением будет мочеиспускание, но на этом этапе любопытство по поводу различий между мужчинами и женщинами, мальчиками и девочками, начиная с явных различий в форме половых органов и заканчивая, также возникнет на этой стадии. в интересах, образе жизни и одежде и т. д.

Кроме того, Фрейд связал эту фазу с появлением «Эдипова комплекса», в котором детей мужского пола привлекает человек, исполняющий роль матери, и испытывающий ревность и страх по отношению к человеку, исполняющему роль отца. Что касается девушек, которые проходят через эту стадию психосексуального развития, Фрейд «немного адаптировал эту идею с помощью Эдипова комплекса, чтобы охватить их, хотя концепция была разработана таким образом, что она приобрела значение главным образом для мужчин. когда Карл Юнг предложил комплекс Electra как женский аналог Эдипа.

4. Этап задержки

Эта фаза начинается около 7 лет и продолжается до начала полового созревания. , Стадия латентности характеризуется отсутствием определенной эрогенной зоны и, как правило, представлением замораживания сексуальных экспериментов детьми, частично из-за всех полученных наказаний и предупреждений. Вот почему Фрейд описал эту фазу как стадию, в которой сексуальность более замаскирована, чем в предыдущих.

Стадия латентности была связана с появлением скромности и стыда, связанных с сексуальностью.

5. Генитальный этап

Генитальная стадия проявляется в период полового созревания и продлевается , Это связано с физическими изменениями, которые сопровождают подростковый возраст. Кроме того, на этой стадии психосексуального развития желание, связанное с сексуальным, становится настолько сильным, что его невозможно подавить с той же эффективностью, что и на предыдущих этапах.

Эрогенная зона, связанная с этим жизненно важным моментом, снова относится к гениталиям, но в отличие от того, что происходит в фаллической фазе, компетенции, необходимые для выражения сексуальности посредством союзных связей более абстрактного характера, уже развиты. и символические, которые имеют отношение к согласию и привязанности к другим людям. Это рождение взрослой сексуальности в отличие от другого, связанного только с простыми мгновенными удовольствиями и полученного в результате стереотипных действий.

Фрейдистская теория в контексте

Теория психосексуального развития может привести к определенной панике, если считать, что плохое управление образованием несовершеннолетних на этих этапах может привести к травмам и всевозможным расстройствам, если они плохо понимают идеи Фрейда. Тем не менее, мы должны учитывать, что эта теория была сформулирована и разработана в тот момент, когда психология только что родилась .

Когда Зигмунд Фрейд разработал свои теории, он основывался на конкретных случаях пациентов, которых он знал, то есть, что его способ исследования основывался на смеси тематических исследований и интерпретации символическое содержание поведения людей. Он едва выдвинул гипотезы, которые можно было противопоставить реальности, и когда он это сделал, он ограничился наблюдением, а не проведением экспериментов. Теория психосексуального развития не стала исключением из этой нормы.

Также не имеет смысла исследовать полезность теории психосексуального развития с помощью статистического анализа, потому что формулировка этих идей это было основано на интерпретации что было сделано в отношении действий пациентов и их прошлого.

Частично из-за этого и частично из-за того, что фрейдистский психоанализ не придерживается эпистемологии, используемой в современной науке, нет оснований полагать, что эта теория служит для объяснения и предсказания проблем, связанных с сексуальностью и социализацией людей. Это означает, что психосексуальная теория не может использоваться для обнаружения предупреждающих знаков о том, правильно ли развиваются дети или подростки, и не может использоваться для обеспечения того, что психические расстройства связаны с этим типом механизма.

Уровни сознания по Фрейду

Психику Фрейд делил на три уровня – предсознание, сознание и бессознательное. Ему же принадлежит авторство деления личности на три компонента – «Я», «Сверх-Я» и «Оно». Предсознательный уровень может воспринимать информацию при должной концентрации внимания. Он относится к пороговому восприятию. К этой категории относятся воспоминания. Люди не помнят о них ежесекундно, но при усилии эти образы тут же явятся в их воображении. Теория развития личности Фрейда отводит сознанию роль «органа чувств для восприятия психических качеств». Но в наибольшей степени его интересовало бессознательное. Именно оно вмещает природные потребности организма – в первую очередь, агрессию и сексуальную энергию.

Личность человека Фрейд разделил также на три составляющие. «Оно», или «Ид», является самой примитивной из них. Эта часть расположена в бессознательном и существует по принципу удовольствия. Именно здесь содержатся влечения – инстинкт к жизни под названием «Эрос», и инстинкт к смерти, «Танатос». Развитие личности черпает свою энергию из этой части психики.

Фрейд и его детище

Однако даже те специалисты, которые выражают несогласие с основными положениями фрейдизма, должны признать грандиозность его вклада – вне зависимости от того, сколько тезисов в работах Фрейда требуют проверок и дополнений. Ведь именно он впервые сумел детально и максимально честно изучить «животное по имени человек». Фрейд открыто признавал, что каждому человеку приходится сталкиваться с одним и тем же вопросом – как ему жить в условиях цивилизации. Ведь она является и самым потрясающим достижением человечества, и его колоссальной трагедией.

От каждого цивилизация требует сдерживания своих желаний, страстей. Фрейд не носил «розовых очков» – он трезво смотрел на то, как живется человеку в условиях этих ограничений. Именно Фрейдом впервые был отмечен отрицательный аспект воспитания и образования. Взрослые диктуют ребенку то, что ему делать можно, а что нельзя даже и воображать.
Несмотря на то, что Фрейд методично уничтожал все свои биографические записи и письма, он всегда был готов примерить на себя собственную теорию психоанализа.

Ученый отмечал, что очень немногие люди способны откровенно признаваться в таких вещах, которые не оставляют их репутацию незамеченной. Поэтому нередко, записывая свои самые откровенные сны и тяжелые детские воспоминания, Фрейд часто раскаивался о подобном саморазоблачении. «Те, кто хотят упрекнуть меня в подобной скрытности, пусть попробуют сами быть более откровенными, чем я», – писал ученый.

Инстинктивные фазы психосексуального развития

Согласно теории Фрейда, Этапы психосексуального развития и его характеристики следующие.

1. Устный этап

Устная стадия занимает примерно первые 18 месяцев жизни, и в нем появляются первые попытки удовлетворить требования, выдвигаемые либидо. В нем рот является основной областью, в которой ищется удовольствие. Это также рот, одна из основных областей тела, когда дело доходит до изучения окружающей среды и ее элементов, и это объясняет склонность малышей пытаться «кусать» все.

Если детям мешают использовать рот, чтобы удовлетворить себя, это может привести к блокировке, которая может привести к определенным проблемам в бессознательном состоянии (всегда по Фрейду).

2. Анальная стадия

Эта стадия будет происходить с конца устной стадии и до 3 лет. Это включает фазу, в которой они начинают контролировать сфинктер при дефекации. Для Фрейда эта деятельность связана с удовольствием и сексуальностью..

Фиксации, связанные с этой фазой психосексуального развития, связаны с накоплением и расходами, связанными с духом спасения и дисциплиной в первом случае, а также с дезорганизацией и растратой ресурсов во втором..

3. Фаллическая сцена

Эта фаза вождения будет длиться от 3 до 6 лет, и связанная с ним эрогенная зона – это область гениталий. Таким образом, основным приятным ощущением было бы мочеиспускание, но на этом этапе любопытство по поводу различий между мужчинами и женщинами, мальчиками и девочками, начиная с явных различий в форме половых органов и заканчивая, также возникло бы на этой стадии. в интересах, образе жизни и одежде и т. д..

Кроме того, Фрейд связал этот этап с появлением «Эдипова комплекса», в котором детей мужского пола привлекает человек, исполняющий роль матери, и испытывающий ревность и страх по отношению к человеку, исполняющему роль отца. Что касается девочек, которые проходят через эту стадию психосексуального развития, Фрейд «немного адаптировал идею с помощью Эдипова комплекса, чтобы охватить их, несмотря на то, что концепция была разработана, чтобы иметь смысл в основном для мужчин. когда Карл Юнг предложил комплекс Electra в качестве женского аналога Эдипа.

4. Этап задержки

Эта фаза начинается около 7 лет и продолжается до начала полового созревания.. Стадия латентности характеризуется отсутствием определенной эрогенной зоны, связанной с ней, и, как правило, представлением замораживания сексуальных экспериментов детьми, частично из-за всех полученных наказаний и предупреждений. Вот почему Фрейд описал этот этап как этап, в котором сексуальность более замаскирована, чем в предыдущем.

Стадия латентности была связана с появлением скромности и стыда, связанных с сексуальностью.

5. Генитальный этап

Генитальная стадия проявляется в период полового созревания и продлевается. Это связано с физическими изменениями, которые сопровождают подростковый возраст. Кроме того, на этой стадии психосексуального развития желание, связанное с сексуальным, становится настолько сильным, что его невозможно подавить с той же эффективностью, что и на предыдущих этапах..

Эрогенная зона, связанная с этим жизненно важным моментом, снова относится к гениталиям, но в отличие от того, что происходит в фаллической фазе, здесь были разработаны компетенции, необходимые для выражения сексуальности посредством более абстрактных связей. и символические, которые имеют отношение к консенсусу и привязанности к другим людям. Это рождение взрослой сексуальности, в отличие от другого, связанного только с простыми мгновенными удовольствиями и полученного посредством стереотипных действий.

Роль психосексуального развития в психологии

Психосексуальное развитие играет существенную роль в психоанализе, подчеркивая значимость раннего детства в формировании взрослой личности и поведенческих особенностей. Согласно Фрейду, эротические потребности и взаимодействия в течение различных стадий развития могут определить ключевые аспекты личности и поведения, включая влияние на отношения и способность справляться со стрессом.

При этом успешное прохождение каждой стадии развития, по утверждениям Фрейда, ведет к здоровому психосексуальному развитию, что облегчает формирование и поддержание отношений в будущем. Особенно важную роль играют отношения с родителями и их взаимодействие с ребенком на каждой стадии, что влияет на его способность устанавливать и поддерживать здоровые отношения в взрослой жизни.

Связь психосексуального развития с формированием личности

Психосексуальное развитие имеет прямое влияние на формирование личности в соответствии с теорией Зигмунда Фрейда. Это происходит через серию стадий, которые охватывают период от рождения до взрослого возраста

На каждой стадии основное внимание уделяется определенной зоне тела, которая является источником удовлетворения

Важным элементом этого процесса является то, как ребенок справляется с конфликтами и стрессом на каждой стадии. Например, если малыш часто сталкивается с трудностями или стрессом в оральной стадии (от рождения до 1 года), когда основной источник удовольствия связан с сосанием и глотанием, то это может привести к формированию «фиксации» на данной стадии развития. И во взрослом возрасте это будет проявляться в виде постоянного желания есть, курить или говорить.

Подобный процесс продолжается на каждой последующей стадии (анальной, фаллической, латентной и генитальной), и разные способы разрешения конфликтов и управления стрессом на этих стадиях могут оказывать влияние на поведение и личность взрослого человека.

Важно отметить, что хотя теория Фрейда о психосексуальном развитии оказала значительное влияние на психологию, она также вызвала много критики, и существуют другие подходы к пониманию развития личности

Влияние психосексуального развития на поведение и отношения

Психосексуальное развитие, согласно теории Фрейда, влияет на поведение и отношения человека во взрослой жизни.

Во-первых, фиксация на какой-либо стадии развития может привести к определенным типам поведения в будущем. Например, фиксация на оральной стадии может проявляться в поведении взрослого в виде переедания, курения или чрезмерной болтливости. Аналогично, фиксация на анальной стадии может привести к чрезмерной организованности или, наоборот, к беспорядку.

Во-вторых, способность индивида справляться с конфликтами и тревогами, возникающими на каждой стадии, влияет на его способность формировать и поддерживать здоровые отношения. Например, конфликты на фаллической стадии, связанные с комплексом Эдипа или Электры, способны влиять на отношения с противоположным полом в будущем.

Таким образом, психосексуальное развитие влияет на формирование личности и поведение индивида, что, в свою очередь, определяет качество и характер его отношений.

Если ребёнок показывает половые органы другому ребёнку

Часто в дошкольном возрасте сверстники показывают половые органы друг другу. Такие проявления психосексуального развития считаются нормой. Главная причина таких действий у детей — это познавательный интерес. Ребёнку интересно: как там всё устроено?

Конечно, за проявление такого интереса ругать детей нельзя — деятельная природа ребёнка требует новых исследований. Также не стоит стыдить детей, задавать много вопрос о самом процессе рассматривания — это только зафиксирует ребёнка на ситуации, что чревато в дальнейшем нарушением сексуального развития. Кроме того, ребёнок может напугаться вашей эмоциональной или излишне строгой реакции, может подумать, что занимался чем-то постыдным, будет испытывать чувство вины, что может привести к неврозам

Важно помнить, что дети часто разглядывают половые органы и подглядывают за другими детьми — в подавляющем большинстве случаев это нормальное проявление детского интереса

Чаще всего это происходит в туалете или на прогулке в тёплое время года. Самая правильная реакция — отвлечь детей: позвать играть, собирать игрушки и так далее. Если подобная ситуация повторяется, то доброжелательно и ласково поговорить с ребёнком наедине простыми словами: «Вы рассматривали писи? Понимаю, это интересно. Но писю можно показывать только родителям или врачу. Лучше так не делать, хорошо?»

Если другие дети это увидели, ни в коем случае нельзя поддерживать их смешки или ябедничество. Без «детей-исследователей» можно поговорить с увидевшими процесс детьми (тоже поодиночке): «Ребята показывали писи друг другу. Все иногда поступают неправильно. Писи можно показывать только родителям и врачам».

Конечно, когда такая ситуация становится известна кому-то из детей, надо обсудить это с глазу на глаз с родителями этих детей (и «исследователей», и увидевших), чтобы не дети, а вы первыми рассказали родителям об этом — со спокойной и ровной интонацией. Обязательно надо предостеречь родителей от эмоциональной реакции, ругани, расспрашивания — это может только навредить ребёнку. Такой разговор — проявление просветительской функции педагога, которую вы с достоинством можете выполнить — рассказать полезную информацию и снизить тревогу родителей. Если вы затрудняетесь провести такой разговор, всегда можно подключить психолога.

Характеристика стадий психосексуального развития

Самая первая стадия психосексуального развития (оральная) характеризуется тем, что рот ребенка выступает как первичный источник удовлетворения (процессы сосания и глотания).

Для анальной стадии характерно то, что ребенок начинает учиться контролировать акты дефекации. В процессе учения он испытывает удовлетворение от способности контролировать свое тело. На анальной стадии дети приучаются быть чистоплотными и использовать туалет. Они уже умеют сдерживать позывы к испражнению. Проявление проблем в отношении между детьми и родителями (например, малыш специально отказывается идти на горшок, испытывая удовлетворение, что он «насолил» родителям) приводят часто к развитию «анального характера». Его проявления заключаются в излишней жадности, педантизме и перфекционизме.

На третьей (фаллической) фазе детской сексуальности ребёнок начинает исследовать своё тело. Он рассматривает и трогает свои половые органы, проявляя интерес к родителю противоположного пола и идентифицируя себя с родителем своего пола (прививается определённая половая роль). Если стадия проходит проблемно, то развивается Эдипов комплекс. Во взрослом возрасте он приводит к идентификации себя с другим полом или проблемам в ходе взаимоотношений с партнёрами.

Для латентной фазы присуще снижение полового интереса. Это обусловлено тем, что энергия либидо отрывается от сексуальной цели, а также происходит ее перенесение на освоение общечеловеческого опыта, который закреплен в науке и культуре. Ребенок начинает учиться в школе, поэтому больше концентрируется на установке дружеских отношений со сверстниками и взрослыми за рамками семьи.

Генитальная фаза характеризуется тем, что в ее процессе происходит формирование зрелых сексуальных отношений. Ее достижение и завершение осуществляется к подростковому возрасту.

Теория Жана Пиаже

Как и Фрейд, швейцарский психолог Жан Пиаже(1896-1980) также был заинтересован в том, чтобы аккуратно вывести детскую психологию на стадию развития.

Пиаже разработал когнитивную теорию, чтобы помочь понять, как работает психология детей с точки зрения того, как дети понимают мир и думают о нем.

В своей теории развития Жан Пиаже выделил 4 стадии развития, которые проходит ребенок в хронологическом порядке.

Он считал, что ребенок должен полностью пройти один этап, прежде чем погрузиться в следующий. Также он постулировал, что возрасты в фазах были универсальными и, следовательно, применимыми для любой культуры.

SOURCE

Этапы детской психологии Пиаже

  • Сенсорно-моторная стадия (0-2 года): ребенок познает мир только через свои чувства.
  • Предоперационная стадия (от 2-7 лет): ребенок может воспринимать слова, но не может их обрабатывать. Ум ребенка все еще только интуитивен, но не логичен.
  • Конкретный этап операции (с 6-12 лет): ребенок начинает понимать символы и понятия на конкретном уровне. Ребенок может заниматься системным и логическим мышлением, но опять же только на конкретном уровне.
  • Стадия формальной операции (12+ лет). Теперь ребенок может более или менее понимать абстрактные понятия, как и взрослый.

SOURCE

Перспективы теории Пиаже на сегодняшний день

Одним из наиболее критикуемых моментов в теории Пиаже является его привязанность к возрасту.

Недавние исследования детской психологии показали, что он часто недооценивает умственные способности детей. Например, на предоперационном этапе дети, как правило, имеют гораздо больше самосознания и осознания мыслей других людей, чем он считает.

Развитие бессознательного

Одна из основных идей теории психосексуального развития Фрейда заключается в том, что способ, которым он управляет удовлетворением либидо в детстве, оставляет в нашем подсознании следы, которые будут замечены во взрослой жизни.

Таким образом, если факторы, внешние по отношению к ребенку, делают его неспособным удовлетворить эти тенденции по желанию (например, из-за выговоров их родителей), это страдание переводится в фиксацию, связанную с идеями, связанными с специфическая эрогенная зона (которая не обязательно должна быть в области половых органов). Поэтому, по мнению Фрейда, и психология, и воспитание вмешиваются в психосексуальное развитие.

Другие последователи психодинамического течения в итоге отвергли детерминистское видение Фрейда, согласно которому бессознательная часть нас самих постоянно манипулирует нами без этого мы можем сделать слишком много с этим. Однако этот образ мышления заставил Фрейда создать теорию психосексуального развития, одну из самых запоминающихся в истории психологии.

Критика фазовой модели психосексуального развития

Фазовая модель психосексуального развития часто подвергалась и продолжает подвергаться критике. Со временем были высказаны следующие замечания:

1. Критики убеждены, что ребёнок или малыш фокусируется не на удовольствии, а на привязанности и любви.

2. Фрейд считал, что все дети переживают фазы в одном и том же порядке. Однако это предположение не было подтверждено до сегодняшнего дня.

3. Фрейд также предположил, что дети очень эгоцентричны. Соответственно, дети неспособны вступать в межличностные отношения. Однако сегодня, очевидно, что дети устанавливают отношения со своими родителями с самого рождения.

4. Согласно Фрейду, когда расстройство возникает в какой-то фазе, оно оказывает влияние на развитие личностных черт. Некоторые критики считают, что такой тесной связи не существует.

5. Поскольку в современном обществе мальчики и девочки часто растут вместе, развитие страха кастрации и зависти к пенису больше не распространено. Кроме того, тезис о комплексе Эдипа или Электры считается сомнительным в современной науке.

Роль конфликта

Каждая психосексуальная стадия связана с определенным конфликтом, который необходимо разрешить, прежде чем человек сможет успешно перейти к следующей стадии.

Разрешение каждого из этих конфликтов требует расхода сексуальной энергии, и чем больше энергии расходуется на определенной стадии, тем более важные характеристики этой стадии остаются у человека по мере его / ее психологического взросления.

Чтобы объяснить это, Фрейд предложил аналогию с марширующими войсками. По мере продвижения войск они сталкиваются с противодействием или конфликтом. Если им очень удастся выиграть битву (разрешить конфликт), то большая часть войск (либидо) сможет перейти к следующему сражению (этапу).

Но чем больше сложность возникает в какой-либо конкретный момент, тем больше потребность в войсках оставаться позади для сражения и, следовательно, тем меньшее количество солдат сможет перейти к следующему противостоянию.

Разочарование, чрезмерное увлечение и фиксация

Некоторые люди не могут покинуть один этап и перейти к следующему. Одна из причин этого может заключаться в том, что потребности развивающегося человека на какой-либо конкретной стадии могли не быть должным образом удовлетворены, и в этом случае возникает разочарование.

Или, возможно, потребности человека были настолько удовлетворены, что он / она не хочет отказываться от психологических преимуществ определенной стадии, на которой наблюдается чрезмерное увлечение.

И разочарование, и чрезмерное увлечение (или любая их комбинация) могут привести к тому, что психоаналитики называют: фиксация на определенной психосексуальной стадии.

Фиксация относится к теоретическому представлению о том, что часть либидо человека постоянно «вкладывается» в определенную стадию его развития.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий