Социальная адаптация детей с овз

Инклюзивное обучение в обычной школе

Инклюзивное обучение  предполагает, что дети с ОВЗ и здоровые учатся вместе в одном классе, на равных проводят перемены, посещают столовую или школьные праздники.

<<Перелинковка2>>

У инклюзивного обучения есть ряд неоспоримых преимуществ:

      + Дети с ОВЗ находятся вместе со здоровыми, и ребята быстро привыкают к тому, что все люди разные.      + Школьники учатся взаимопомощи и развивают эмпатию.

Однако инклюзия считается спорным вариантом обучения, потому что имеет ряд проблем:

  • Школа по месту жительства не имеет права отказать ребёнку в обучении, но в это же время не имеет права его взять без создания специальных условий, например, наличия пандусов.
  • Создание специальных условий может стать проблемой, которую школа не в силах решить самостоятельно. Так, не в каждой образовательной организации есть бюджет на то, чтобы иметь в штате дефектолога и тьютора.
  • Администрации некоторых школ принимают детей с ОВЗ, чтобы получить статус «инклюзивной школы», но не отправляет преподавателей на переквалификацию. В результате учителя просто не знают, как работать с классом, в котором есть ребёнок с проблемами со здоровьем. 
  • Многие родители стремятся, чтобы их ребёнок с ОВЗ «был, как все», и совершенно забывают про его индивидуальные потребности. А родители детей с нормой не всегда готовы к тому, что в их классе учится школьник с ОВЗ. Всё это порождает психологические травмы и конфликты.

Обучения детей с ОВЗ

Образование детей с ОВЗ вызывает множество организационных вопросов у  школ и самих родителей. В какую школу должен ходить такой ребёнок? Может ли он учиться вместе со сверстниками? Какие условия должна создать для него школа? Попробуем разобраться.

При обучении детей с ОВЗ действительно есть особенности. В начальных классах для таких учеников действуют специальные образовательные стандарты:

  • ФГОС начального общего образования для обучающихся с ОВЗ, 
  • ФГОС начального общего образования для обучающихся с умственной отсталостью.

В средней и старшей школе школьники с ОВЗ учатся по обычным ФГОС. Но кроме ФГОС, в жизни таких школьников есть другие документы, влияющие на их обучение:

  • Адаптированные образовательные программы (АОП). Пишутся на один год для конкретного ребёнка с ОВЗ.
  • Адаптированная основная общеобразовательная программа (АООП). Пишется на уровень образования, например, начальное звено.
  • Индивидуальный учебный план (ИУП). Разрабатывается с учётом образовательных потребностей конкретного ребёнка. В основном применяется при надомном обучении. 
  • Специальная индивидуальная программа развития (СИПР). Разрабатывается для ребёнка с тяжёлой умственной отсталостью или множественными нарушениями, который не может освоить программу в соответствии с возрастной нормой.

Обычно дети с ОВЗ перед поступлением в первый класс проходят ПМПК. При этом по рекомендации комиссии ребёнок, имеющий проблемы со здоровьем, может пойти в школу не с 6,5–7, а с 8 лет. 

Психолого-медико-педагогическая комиссия в зависимости от тяжести нарушения здоровья ребёнка предлагает ему обучение по одному из четырёх вариантов:

  • первый (цензовый) — если ребёнок близок к возрастной норме и способен усваивать обычную школьную программу в срок;
  • второй (цензовый) — если ребёнок может усвоить программу, но ему нужно на это больше времени; 
  • третий (не цензовый) — ребёнок может учиться, но не сможет усвоить весь материал даже за больший срок;
  • четвёртый — у ребёнка индивидуальный уровень конечных результатов, обычно это дети с тяжёлой умственной отсталостью или множественными нарушениями, которые учатся по СИПР.

<<Форма демодоступа>>

Заключение ПМПК действует до конца четвёртого класса. После окончания начальной школы ребёнок снова проходит комиссию. Здесь возможны три варианта развития событий:

  • диагноз снимают, и школьник переходит в класс нормы;
  • диагноз продляют;
  • диагноз меняют на другой в зависимости от новых показателей.

Если в конце обучения ребёнок с ОВЗ не освоил программу, то вместо аттестата он получает свидетельство об обучении и не может обучаться дальше в сузе или вузе, но может пройти профессиональную подготовку по доступным специальностям. Обычно это дети, которые учились по четвёртому варианту. 

Если же ученик с ОВЗ успешно освоил программу и прошёл итоговую аттестацию, он получает обычный аттестат.

<<Перелинковка>> 

Заключение ПМПК, в котором определяется программа для обучения конкретного ребёнка, носит рекомендательный характер, то есть родители могут не отдавать документы администрации школы. Но тогда ребёнок не сможет рассчитывать на специальные условия, которые должна обеспечить школа для обучения детей с ОВЗ:

  • сопровождение тьютора, который будет помогать одному или нескольким ребятам с ОВЗ;
  • занятия с дефектологом, логопедом, психологом по индивидуальным программам;
  • специальные технические средства, например, пандус для детей на коляске или верботон для детей с нарушением слуха;
  • специальные учебники и дидактические материалы, например, увеличенные картинки для детей с нарушением зрения.

В статье 79 закона «Об образовании в Российской Федерации» выделяют несколько форм обучения детей с ОВЗ: 

  • в инклюзивном классе массовой школы,
  • в коррекционном классе массовой школы, 
  • в коррекционной школе,
  • надомное образование,
  • семейное образование.

Рассмотрим подробнее каждую из них.

Подготовка к детскому саду и школе

Несмотря на явные трудности в выстраивании общения, дети-инвалиды обучаемы, многие очень контактны

Обязательно нужно обратить внимание на то, как ребенок чувствует себя в обществе малознакомых людей, ведь в детском саду и школе он будет лишен постоянной поддержки близких. Нужно постепенно подготовить его к взаимодействию с незнакомцами, чтобы исключить появление стресса. К примеру, заранее познакомить с воспитателем или учителем

К примеру, заранее познакомить с воспитателем или учителем.

Без помощи родных и учителей трудно справиться

Если существует страх перед ровесниками – развейте в ребенке желание общаться, помогите ему не стесняться себя. Также стоит заняться минимальной умственной подготовкой: развивающее рисование, основы чтения, письма, счета. Не всегда у родителей находится время развивать своего ребенка не только физически (массаж, физкультура), но и умственно, тогда как это необходимо для того, чтобы в начале занятий малыш не так разительно отличался от нормальных однокашников.

Показатели социальной адаптации

Исследуя предыдущие четыре критерия (отношение к лидеру, отношение к коллективу, отношение к самому себе, и отношение к трудовой деятельности), нужно очертить также ряд показателей успешной социальной адаптации как важного жизненного процесса в деятельности человека. Показатели в зависимости от критериев расположились следующим образом:. Показатели в зависимости от критериев расположились следующим образом:

Показатели в зависимости от критериев расположились следующим образом:

Отношение к лидеру социальной группы или общества – выражено в следующих показателях:
эмоциональная поддержка со стороны лидера (руководства организации, объединения, политической партии или общественного движения);
заинтересованность по отношению к мнению подчиненных (проведение выборов, собраний, референдумов, возможность свободно высказать свое мнение и не бояться преследований по закону);
отношение к подчиненным с пониманием и поддержкой (лояльность, помощь в случае сложной ситуации, объяснение правил, прав и обязанностей, установление личных контактов, отсутствие приказного тона в распоряжениях, отношение ко всем как к равным);

Отношение к остальным членам общества – данный критерий подразумевает под собой следующие показатели:
помощь в решении сложных общественных, трудовых и производственных задач;
отношения между старыми и молодыми членами коллектива могут выстраиваться по нескольким сценариям, но самые распространенные среди них – это или напряженные отношения, или дружеские. Возможны также отношения нейтрального характера;
помощь коллектива в проявлении личной инициативы как способа развития своих навыков и особенностей. Зачастую нового человека просят показать свои самые сильные стороны, на которые в дальнейшем необходимо сделать упор в социализации;

Отношение к самому себе

В данном критерии важно выделить такие показатели, как:
физическая напряженность (реакция организма на новые социальные условия, смена климата, привычного образа жизни, способов питания);
степень увлеченности процессом адаптации (любопытство и любознательность, желание расширить рамки своего сознания, получить больше знаний о новой социальной среде);
уровень сосредоточенности и спокойствия (фокусировка на внутренний мир, на то, что требует организма). Этот показатель очень важен, поскольку он определяет внутреннее и внешнее, физическое и психическое состояние адаптирующегося организма. Если процесс адаптации в данном случае затруднен разными факторами (климатические и экологические условия, непривычные часовые пояса), но человеку нужна помощь специалистов для того, чтобы быстро и успешно справиться с данной проблемой;

Если процесс адаптации в данном случае затруднен разными факторами (климатические и экологические условия, непривычные часовые пояса), но человеку нужна помощь специалистов для того, чтобы быстро и успешно справиться с данной проблемой;

Отношение к окружающей деятельности. В этом критерии авторы выделяют следующие показатели:
степень удовлетворенности собственной деятельностью, степень удовлетворенности теми условиями, которые предлагает новая социальная (трудовая, экологическая, политическая, психологическая) среда;
степень удовлетворения работой, а также оценка той пользы, которую несет рабочая и социальная обстановка для интересов и склонностей индивида.

Замечание 2

Таким образом, человек может оценить, каким образом, в процессе социальной адаптации, условия соответствуют его умениям, навыкам, уровню знания, интеллекту.

Государственные программы

Правительство государства постоянно разрабатываются и реализуются новейшие методики, которые помогаю детям с ОВЗ более быстро и комфортно привыкать к новым условиям окружающей среды.

Также, Правительством государства была реализована госпрограмма «Адаптация в жизни и обществе детей с ограниченными возможностями», которая основывается на разностороннем развитии несовершеннолетних.

Особое внимание отводится:

  • Психическому здоровью;
  • Развитию моторики;
  • Художественное и интеллектуальное развитие.

Все мероприятия для детей с ограниченными возможностями разрабатываются, зависимо от возрастной категории ребёнка.

При лепке допускается использование разных материалов, но самыми экологическими и безопасными являются соленое тесто и грязи.

Проведение занятий осуществляется для:

  • Тренировки одновременности действий при моторике рук;
  • Повышению чувствительности прикосновений;
  • Развития пространственного мышления и воображения;
  • Укрепление психики;
  • Развития навыком планирования для достижения определённых целей и т.д.


При лепке допускается использование разных материалов, но самыми экологическими и безопасными являются соленое тесто и грязи.

Основные причины трудной социальной адаптации ребенка с ограниченными возможностями

При реализации программы адаптации для несовершеннолетних могут возникать определённые трудности, которые перечислены в таблице ниже.

ПричинаХарактеристика
По причине недееспособностиДанная категория содержит такие патологии организма, как нарушение зрительного, слухового, либо психического заболевание, а также нарушения опорно-двигательного аппарата.
По психофизиологическим параметрамТаковыми являются биоритмы, характерная память ребенка, либо его темперамент.
При значительных нарушениях физического здоровьяНе редко дети имеют патологии, которые совсем не относятся к их недееспособности. Заболевания настигают их в разы чаще, чем у детей с хроническими болезнями. Это обусловлено тем, что они имеют ослабленную соматическую систему.
При значительных расстройствах психикиНе позволяющие нормально общаться со сверстниками. Как пример, невозможность вести диалог с детьми в школе, либо с родственниками дома. Достаточно часто, психические нарушения наблюдаются при индивидуальном обучении на дому, либо плохом отношении со стороны сверстников.
При недостаточном финансовом обеспечении детей с ограниченными возможностямиКак пример, не имеется достаточного количества средств, чтобы обеспечить ребёнка необходимыми техническими средствами передвижения, слуховыми аппаратами и т.д.
Ограничение действий ребенкаЕсли несовершеннолетнего ограничивают в деятельности, соответствующей его возрасту и способностям. Это может быть как не допуск ребёнка к игре, так и изгнание из круга общения сверстников.
Окружающая средаДети с ограниченными возможностями могут некомфортно чувствовать себя в незнакомых местах, либо окружающей среде.
Различные психические нарушенияПровоцируются при ограничении передвижений и независимости ребёнка.

Этапы адаптации

Ребенок с ограниченными возможностями может иметь разный уровень социализации и сложности с ее прохождением. Причин тому несколько:

  • дети развиваются очень быстро, причем не только в физиологическом, но и психологическом плане (однако физиология, как правило, опережает психику);
  • скорость и легкость адаптации зависят от родителей или опекунов, с которыми проживает ребенок.

Очень многое зависит именно от взрослых

Если родители уделяют ребенку внимание, начинают социализировать его еще до школы, то процесс вливания в коллектив становится для малыша менее болезненным. Сама адаптация детей происходит в таком порядке:

Уравновешивание. Это начальный этап, который происходит после непосредственного вливания ребенка в новую среду

На этом шаге важно, чтобы ребенок изучил обстановку, окружающих, начал с ними общаться.

Псевдоадаптация. Внешне на этом этапе кажется, что ребенок к окружающей среде приспособился, однако у него появляется негативное отношение

Причиной тому могут быть разность интересов, убеждений. Малыш в этот момент не понимает, что ему делать дальше и не стремится с кем-то сближаться.

Приноровление. На этом этапе ребенок принимает окружающую его действительность. Постепенно он начинает контактировать с другими детьми.

Уподобление. Психика малыша и особенности его характера начинают перестраиваться с учетом новых правил, устанавливаемых в окружающей его среде.

Длительность адаптации у детей с ОВЗ бывает разной. Некоторые малыши не испытывают сложностей (во многом благодаря помощи и правильному отношению родителей).

Основные причины трудной социальной адаптации ребенка с ограниченными возможностями

При реализации программы адаптации для несовершеннолетних могут возникать определённые трудности, которые перечислены в таблице ниже.

ПричинаХарактеристика
По причине недееспособностиДанная категория содержит такие патологии организма, как нарушение зрительного, слухового, либо психического заболевание, а также нарушения опорно-двигательного аппарата.
По психофизиологическим параметрамТаковыми являются биоритмы, характерная память ребенка, либо его темперамент.
При значительных нарушениях физического здоровьяНе редко дети имеют патологии, которые совсем не относятся к их недееспособности. Заболевания настигают их в разы чаще, чем у детей с хроническими болезнями. Это обусловлено тем, что они имеют ослабленную соматическую систему.
При значительных расстройствах психикиНе позволяющие нормально общаться со сверстниками. Как пример, невозможность вести диалог с детьми в школе, либо с родственниками дома. Достаточно часто, психические нарушения наблюдаются при индивидуальном обучении на дому, либо плохом отношении со стороны сверстников.
При недостаточном финансовом обеспечении детей с ограниченными возможностямиКак пример, не имеется достаточного количества средств, чтобы обеспечить ребёнка необходимыми техническими средствами передвижения, слуховыми аппаратами и т.д.
Ограничение действий ребенкаЕсли несовершеннолетнего ограничивают в деятельности, соответствующей его возрасту и способностям. Это может быть как не допуск ребёнка к игре, так и изгнание из круга общения сверстников.
Окружающая средаДети с ограниченными возможностями могут некомфортно чувствовать себя в незнакомых местах, либо окружающей среде.
Различные психические нарушенияПровоцируются при ограничении передвижений и независимости ребёнка.

Правила социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья

Социальная адаптация ребенка представляет собой специально организованную непрерывную образовательную процедуру привыкания к сосуществованию с окружающим миром посредством усвоения основных правил и норм поведения в обществе.

Если речь идет о ребенке, получившем психологическую травму, а также о сироте или инвалиде, то дополнительно требуется соответствующая реабилитация, направленная на выработку нормального поведения в социуме и на воплощение в жизнь различных идей (рабочего или творческого характера).

Определение понятий

Можно выделить следующие причины трудной адаптации:

  • нарушения в психологической и физической частях здоровья;
  • недостаток социального опыта;
  • неблагоприятный семейно-экономический фон.

Статистика говорит о том, что число детей-инвалидов составляет 3% от общего количества малышей в мире и это значение стабильно увеличивается, т.е. требуется разработка эффективных мер для социального приспособления данной группы населения.

Повысить качество жизни ребенка, ограниченного в возможностях, можно путем предоставления ему шанса участвовать в общественной жизни в соответствии с возрастом.

Благодаря успешной социальной адаптации дети быстро приспосабливаются к условиям жизни, восстанавливают свою социальную значимость и т.д.

Законодательный аспект вопроса

Федеральный закон № 181-ФЗ, датированный 1995 г., гласит о том, что семья – это важнейший институт социализации детей с ограниченными возможностями.

Именно в домашней обстановке он обретает ту среду, которая позволяет малышу-инвалиду познать человеческие формы поведения, развить душевные качества и позаботиться об интеллектуальных способностях.

Перечень государственных программ

Современный мир проявляет огромный интерес к пескографии, наблюдается применение многочисленных методик и разработка специальных программ.

Песочная терапия позволяет скорректировать эмоционально-волевую и социальную сферы детей-дошкольников.

Программа «Адаптация в жизни и обществе детей с ограниченными возможностями здоровья» базируется на гармоничном развитии детей

Внимание уделяется: психомоторным, художественным и интеллектуальным возможностям в зависимости от возраста и состояния здоровья

Самым доступным видом художественного творчества является лепка из различного доступного материала. Занятия прививают интерес к эстетическому воспитанию, формируют художественное восприятие, учат видеть и понимать красоту окружающего мира.

Для работы можно использовать разнообразные материалы, но наиболее экологически чистыми и безвредными считаются грязь и соленое тесто.

Занятия ведут к:

  • улучшению сенсорной чувствительности;
  • развитию воображения и пространственного мышления;
  • синхронизации работы рук в паре;
  • улучшению психологического здоровья;
  • умению планировать, достигать поставленных целей и т.д.

Проблемы

Проблема включения человека, ограниченного в психологическом или физиологическом смысле, в реальный мир занимает одно из первых мест по актуальности. Обучение и воспитание детей с нарушенными интеллектуальными возможностями необходимо для оптимального развития потенциально заложенных талантов, а также для подготовки и включения в общество в качестве полноценного его участника.

Социальная адаптация детей с умственной отсталостью проходит с каждым годом все труднее, хотя цели и задачи учитываются при составлении коррекционной программы.

Дети с таким диагнозом, как инвалидность, особенно остро ощущают снижение уровня государственной помощи, что может приводить к необратимым процессам негативного характера и требует незамедлительных действий.

Ребенок, желающий побыть в одиночестве или отдохнуть от общества, может без спроса покинуть родной дом, стать частым посетителем чердаков или подвалов, а также убежать из учебного заведения. Пребывание в укромном месте без присмотра взрослых, может привести к безрассудному или непредвиденному поступку.

Коррекционные и реабилитационные программы направлены на воспитание симпатии в отношении окружающих детей и взрослых, а также на формирование привычек, позволяющих в дальнейшем позаботиться о себе и близких. От взрослого потребуется много терпения и спокойствия. Малыш должен быть уверен, что у него есть серьезная поддержка и понимание в виде родного взрослого человека.

О работе одного из реабилитационных учреждений в Республике Башкортостан смотрите в следующем видеосюжете:

Проблемы, с которыми сталкиваются семьи

Семьи, в которых воспитываются особые малыши, как правило, сталкиваются с целым рядом проблем. Вот самые распространенные из них:

  • Ухудшение взаимоотношений в семье вследствие того, что ребенок с ОВЗ требует к себе повышенного внимания и заботы. Кроме того, занимаясь уходом за малышом и его всесторонним развитием, члены семьи непроизвольно отдаляются от друзей и родственников, что также не способствует комфортной обстановке в доме.
  • Вопрос воспитания и образования ребенка с ограниченными возможностями затрудняется тем, что его родители не обладают достаточными знаниями в данной области и не всегда понимают, как правильно нужно действовать в той или иной ситуации.
  • Бывают случаи, когда мама и папа недооценивают или, напротив, переоценивают состояние здоровья члена своей семьи – соответственно, это также затрудняет гармоничное развитие малыша.
  • Далеко не все могут принять ситуацию, что в семье растет ребенок с инвалидностью. Члены семьи могут испытывать по данному поводу страх, стыд, вину и другие «негативные» чувства, справиться с которыми поможет комплексная психологическая терапия.
  • Ребенок может испытывать трудности в общении со сверстниками. Увы, далеко не все толерантно относятся к детям, которые отличаются от других.

Сама социальная адаптация включает в себя ряд достаточно непростых стадий. Это:

  1. Уравновешивание, в процессе которого маленький человек знакомится с новой обстановкой, с людьми, изучает окружающий его мир.
  2. Псевдоадаптация, при которой ребенок внешне вроде бы приспосабливается к жизни в обществе, но имеет в своем представлении о мире негативные установки, с которыми не может справиться. Не понимает, как нужно вести себя в той или иной неприятной для него ситуации, отказывается от предлагаемой помощи, не может наладить общение с людьми, замыкается в себе.
  3. Этап приспособления, когда человек в ОВЗ принимает систему ценностей общества.
  4. Уподобление, когда ребенок начинает вести себя в соответствии с вышеуказанными ценностями, в это время идет перестройка его психики и характера.

Справочная информация

ДокументыЗаконыИзвещенияУтверждения документовДоговораЗапросы предложенийТехнические заданияПланы развитияДокументоведениеАналитикаМероприятияКонкурсыИтогиАдминистрации городовПриказыКонтрактыВыполнение работПротоколы рассмотрения заявокАукционыПроектыПротоколыБюджетные организацииМуниципалитетыРайоныОбразованияПрограммыОтчетыпо упоминаниямДокументная базаЦенные бумагиПоложенияФинансовые документыПостановленияРубрикатор по темамФинансыгорода Российской Федерациирегионыпо точным датамРегламентыТерминыНаучная терминологияФинансоваяЭкономическаяВремяДаты2015 год2016 годДокументы в финансовой сферев инвестиционной

Какие дети нуждаются в социальной адаптации?

Дети с ОВЗ – это довольно широкое понятие. По сути, это те дети, которым сложно усваивать стандартную программу обучения и социализации. Трудности эти могут быть связаны с нарушениями следующего типа:

  • зрение;
  • слух;
  • речь;
  • интеллект;
  • опорно-двигательный аппарат.

Для нормального обучения таким детям приходится посещать специализированные учреждения с особой программой социальной адаптации. Суть ее заключается в подборе индивидуального подхода к каждому малышу с учетом его психофизических особенностей.

Главная задача социальной адаптации – помочь ребенку привыкнуть к окружающей его среде и научиться усваивать новую информацию.

Как проходит социальная адаптация?

Если еще несколько десятилетий назад вопросы социальной адаптации особых детей не были достаточно проработаны, то в современном обществе существует большое количество методов, направленных на всестороннее развитие молодых людей с инвалидностью. В комплексе все эти технологии помогают ребятам приспосабливаться к жизни в обществе, обучаться новым полезным бытовым навыкам, получать образование

При этом важно, чтобы вовремя была проведена соответствующая диагностика и начат процесс обучения, чтобы не было упущено время, – так адаптация будет проходить легче

Важно, чтобы в процессе адаптации малыша участвовали и социальные службы, призванные помогать родителям в данном вопросе, и квалифицированные педагоги, и домочадцы – самые значимые люди в жизни ребенка. В число методов соцадаптации входят:

В число методов соцадаптации входят:

  • общение с учеником, а также консультирование его родителей;
  • обучение его новым навыкам, закрепление уже полученных знаний, моделирование поведения ребенка в обществе;
  • сказкотерапия, лепка, занятия с песком и другие педагогические приемы, которые помогают маленькому человеку приобретать необходимые навыки в процессе игры, интересоваться окружающей средой, развивать мелкую моторику, заниматься творчеством и т. д.

Социальная адаптация – то есть процесс общения ребенка с педагогом – может быть как индивидуальной, так и проходить в группе детей, в той социальной среде, которая будет благоприятна для развития малыша. Задача – реализовать потенциал каждого маленького участника процесса посредством взаимодействия, поддержки, общения.

В процессе обучения важно понимать, правильно ли идет развитие ребенка как личности. Данный уровень может быть оценен как:

  • удовлетворительный (стабильный) – маленький ученик может самостоятельно себя обслуживать, усваивает новый материал, соблюдает требования дисциплины;
  • неполный (неустойчивый) – ребенок с трудом обучается и психологически приспосабливается к жизни в обществе;
  • неудовлетворительный – малыш не может обучиться базовым навыкам, привыкнуть к окружающему миру, часто болеет.

При нормальном развитии событий социальная адаптация решает множество задач:

  • ребенок сможет обслуживать себя в быту, не прибегая к помощи взрослых (разумеется, в силу своих физических возможностей и особенностей психики);
  • мальчик или девочка получает образование – как обязательное школьное, так и среднее специальное или высшее;
  • человек с ограниченными возможностями расширяет свои границы, свое сознание, имеет больше вариантов устроить свою жизнь и т. д.

Специфика комплексных центров

В России уже существует определенное количество комплексных центров, профилирующихся на САИ. Так, к примеру, на основе постановления министерства социального развития Новосибирской области (НСО) ГАУ НСО (государственное автономное учреждение) проводит курсы усовершенствованных мероприятий, связанных с этим запросом.

Данное заведение имеет еще одно название «Комплексный центр социальной адаптации инвалидов» и осуществляет обслуживание следующих категорий граждан:

  • Дети-инвалиды 14–18 лет из числа детей-сирот либо оставшихся без попечителей.
  • Женщины-инвалиды 18–55 лет, сохранившие навыки самообслуживания.
  • Мужчины-инвалиды 18–60 лет, которые в состоянии себя обслуживать сами.
  • Дети-инвалиды 7–14 лет, полностью неспособные к самообслуживанию.

Развивающее занятие в ГАУ НСО

Основные адаптационные проекты, осуществляемые учреждением: социально-медицинская и психолого-педагогическая реабилитация, а также обучение навыкам самообслуживания и профессиональным умениям. Реабилитационный путь разрабатывается, исходя из утвержденных для каждой группы стандартов и включает соответственно:

  • Дети-инвалиды сироты с сохранением навыков самообслуживания – обучение профессиям: обувщик, швея, социальный работник, пользователь ПК, изготовитель изделий из лозы, рабочий зеленого хозяйства, вышивальщица.
  • Инвалиды с нарушением функции самообслуживания – курс социальной адаптации, включающей психолого-педагогическую коррекцию (развитие познавательных функций, коммуникативных навыков, восстановление способности к самостоятельности и т. д.).
  • Дети-инвалиды, с абсолютной утратой способности к самообслуживанию – интенсивный курс, включающий врачебное сопровождение (педиатр, физиотерапевт, невролог), психолого-педагогическую коррекцию, бытовое обслуживание.

Адаптация получателей социальных услуг подразумевает 3 формы:

  • стационарная (для проживающих на отдаленных территориях области);
  • полустационар (для жителей близлежащих районов);
  • стационарная (для детей-инвалидов 5 суток в неделю, кроме выходных и праздничных дней).

Инвалидность в современном обществе

Инвалидность – специфические особенности состояния и развития организма человека, сопровождающееся ограничением жизнедеятельности в различных формах. Замечание 1

Социальная адаптация инвалидов – это комплекс мероприятий, предусматривающих восстановление потерянных или ранее разрушенных взаимоотношений и социальных связей в результате инвалидности.

Как правило, у этой социально-демографической группы людей ограниченная возможность получения образования, низкий уровень дохода, проблемы в создании семьи, самореализации. У многих отсутствует желание заниматься общественной жизнью, потерян интерес к жизни. Отсутствие достаточных практических навыков в самостоятельной жизни приводит к тому, что они оказываются в большей или в меньшей степени обузой для родственников.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Социальная адаптация инвалидов 430 руб.
  • Реферат Социальная адаптация инвалидов 230 руб.
  • Контрольная работа Социальная адаптация инвалидов 210 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Достижение цели социальной адаптации инвалидов основано на укоренении в общественном сознании идеи равных возможностей и прав для инвалидов. Необходим переход от сигрегированных видов помощи (в виде специальных учреждений) к методам, позволяющим инвалидам быть в центре общественной жизни.

Мощным фактором адаптационного процесса является взаимоотношение между здоровыми людьми и лицами с ограниченными возможностями здоровья. В целом в обществе отмечается неготовность многих людей к ситуациям, в которых реализуются возможности инвалидов наравне со здоровыми людьми, к тесному контакту с инвалидами.

Взаимоотношения между здоровыми людьми и лицами с ограниченными возможностями должны строиться на ответственности обоих сторон за эти взаимоотношения. Однако у многих инвалидов не хватает умения выразить себя в процессе общения, недостаточно социальных навыков, они не всегда могут правильно оценить нюансы отношений, воспринимая окружающих людей несколько обще. Часто взаимоотношения складываются непросто и между инвалидами.

Требуется консультация по учебной работе? Задай вопрос преподавателю и получи ответ через 15 минут! Задать вопрос

Замечание 2

Основным показателем социально-психологической адаптации инвалидов является их отношение к собственной жизни. Результаты социологических исследований показали, что почти половина инвалидов оценивают качество своей жизни как неудовлетворительное.

Процесс социальной адаптации инвалидов в настоящее время затруднен, так как:

  • прослеживается низкая удовлетворенность жизнью;
  • присутствует отрицательная динамика самооценки;
  • наблюдаются значительные проблемы во взаимоотношениях с окружающими;
  • эмоциональное состояние, в основном, характеризуется неуверенностью в будущем, тревожностью, пессимизмом.

Возможные трудности адаптации

К сожалению, далеко не всегда социальная адаптация ребенка с ОВЗ проходит гладко. Наиболее частыми причинами трудностей являются:

  • физиология – к примеру, глухота не позволяет ребенку свободно общаться с другими детьми, проблемы с опорно-двигательным аппаратом –перемещаться;
  • психофизиология – темперамент, характер ребенка, его биоритмы;
  • недостаток социализации – к примеру, если круг общения ребенка в обычной жизни слишком ограничен;
  • умственные возможности – развитие у некоторых детей с инвалидностью может быть недостаточным в сравнении с его сверстниками.

Как раз с помощью программ социальной адаптации ребенок получает поддержку от взрослых, которая помогает воспитать полноценную личность из малыша.

Родители, чтобы помочь ребенку социализироваться, должны помогать ему тоже, а не надеяться только на образовательное учреждение. Сегодня существует огромное количество техник и дополнительных программ, упрощающих социальную адаптацию.

К примеру, дошкольника можно отдать на кружок пескографии. Это поможет ему корректировать свои эмоции, волю. Дополнительно пескотерапия развивает не только психосоматорные, но и художественные возможности.

В итоге ребенок развивается разносторонне и ему становится легче социализироваться. Малыш сможет чувствовать себя обычным ребенком, таким же, как и все окружающие дети, пусть и с некоторыми особенностями.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий