Социально психологическая адаптация инвалидов

Специфика комплексных центров

В России уже существует определенное количество комплексных центров, профилирующихся на САИ. Так, к примеру, на основе постановления министерства социального развития Новосибирской области (НСО) ГАУ НСО (государственное автономное учреждение) проводит курсы усовершенствованных мероприятий, связанных с этим запросом.

Данное заведение имеет еще одно название «Комплексный центр социальной адаптации инвалидов» и осуществляет обслуживание следующих категорий граждан:

  • Дети-инвалиды 14–18 лет из числа детей-сирот либо оставшихся без попечителей.
  • Женщины-инвалиды 18–55 лет, сохранившие навыки самообслуживания.
  • Мужчины-инвалиды 18–60 лет, которые в состоянии себя обслуживать сами.
  • Дети-инвалиды 7–14 лет, полностью неспособные к самообслуживанию.

Развивающее занятие в ГАУ НСО

Основные адаптационные проекты, осуществляемые учреждением: социально-медицинская и психолого-педагогическая реабилитация, а также обучение навыкам самообслуживания и профессиональным умениям. Реабилитационный путь разрабатывается, исходя из утвержденных для каждой группы стандартов и включает соответственно:

  • Дети-инвалиды сироты с сохранением навыков самообслуживания – обучение профессиям: обувщик, швея, социальный работник, пользователь ПК, изготовитель изделий из лозы, рабочий зеленого хозяйства, вышивальщица.
  • Инвалиды с нарушением функции самообслуживания – курс социальной адаптации, включающей психолого-педагогическую коррекцию (развитие познавательных функций, коммуникативных навыков, восстановление способности к самостоятельности и т. д.).
  • Дети-инвалиды, с абсолютной утратой способности к самообслуживанию – интенсивный курс, включающий врачебное сопровождение (педиатр, физиотерапевт, невролог), психолого-педагогическую коррекцию, бытовое обслуживание.

Адаптация получателей социальных услуг подразумевает 3 формы:

  • стационарная (для проживающих на отдаленных территориях области);
  • полустационар (для жителей близлежащих районов);
  • стационарная (для детей-инвалидов 5 суток в неделю, кроме выходных и праздничных дней).

* * *

Вплоть до 1970 – 80-х гг. инвалиды во многих странах не имели ни доступа на рынок труда, ни равных с остальными возможностей в работе. Но времена меняются. Сегодня трудоустройство инвалидов – отличный способ расширить горизонты, причем не только своего бизнеса! Любой работник может сделать весомый вклад в развитие компании, используя собственные навыки, способности и таланты.

Зачастую инвалид может устроиться на работу, адаптироваться и выполнять свои рабочие обязанности наравне со всеми. Но ситуации бывают разные, зависящие от причины инвалидности, специфики деятельности компании и многого другого. Отдельные исследования теоретического и прикладного характера пока не дают ответа на многие вопросы, накопившиеся по данной проблеме.

Автор надеется, что перечисленные в этой статье особенности помогут руководителям и кадровикам лучше понимать проблемы новых сотрудников и квалифицированно помогать им.

Е.Сигитова

Психотерапевт

Казань

Социальная адаптация детей дошкольного возраста

Достигнув возраста 3-4 лет, большинство детей попадают в совершенно новую для себя среду – дошкольное учреждение. Начало посещения детского сада требует от малыша приспособления к новой социальной среде, налаживания контактов со взрослыми и сверстниками, развития гибкости поведения и адаптивных механизмов. Режим дня, требования и обязанности становятся для ребенка неожиданностью, вгоняя его тем самым в стрессовое состояние. Отсутствие предварительной подготовки, направленной на социальную адаптацию детей дошкольного возраста, может привести к таким невротическим реакциям, как:

  • Нарушение эмоционального состояния;
  • Ухудшение сна и аппетита;
  • Развитие страха перед дошкольным учреждением;
  • Повышение заболеваемости.

Социально-психологическая адаптация детей происходит по-разному и напрямую зависит от возраста ребенка, состояния здоровья, типа высшей нервной деятельности, стиля воспитания в семье и взаимоотношений между ее членами, уровня развития игровых навыков, контактности, доброжелательности и эмоциональной зависимости ребенка от матери.

Во многом течение социальной адаптации детей дошкольного возраста зависит от того, насколько морально и физически родители подготовили ребенка к предстоящим изменениям, а также от индивидуально-типологических особенностей ребенка – холерики и сангвиники адаптируются быстрее, чем флегматики и меланхолики.

Затрудняет социальную адаптацию детей к дошкольному учреждению наличие таких факторов, как:

  • Эмоциональная неадекватность;
  • Социальная некомпетентность;
  • Несоциализированная агрессия;
  • Слабо развитые навыки поведения в незнакомых ситуациях;
  • Сопротивление ребенка учебному и воспитательному процессам;
  • Отсутствие опыта общения со сверстниками и взрослыми.

Для облегчения социальной адаптации детей родители должны с ранних лет учить малышей искусству общения со сверстниками и взрослыми, придерживаться правильного режима дня. С самого младшего возраста ребенка необходимо поощрять его самостоятельность, тогда он будет расти здоровой и полноценной личностью.

Адаптироваться к детскому саду ребенку может помочь и воспитатель, который должен заранее изучить особенности своего нового подопечного и, согласовав свои действия с родителями ребенка, подобрать к нему индивидуальный подход. Благожелательная и уютная атмосфера, создаваемая воспитателями в группах, является тем необходимым условием, которое помогает детям легко адаптироваться к новому месту.

В целом, социальная адаптация является сложным процессом как для здорового ребенка, так и для детей с ограниченными возможностями здоровья. Работники дошкольных учреждений, семьи и общество в целом должны предпринимать все необходимые меры, позволяющие любому ребенку войти в социум и стать его полноценным участником. От целенаправленности и слаженности деятельности взрослых, направленных на социальную адаптацию детей, зависит будущее подрастающего поколения.

Видео с YouTube по теме статьи:

Понятие «инвалидность»

Термин «инвалидность» подразумевает под собой особенность развития, заболевание или состояние человека, сопровождающееся ограничениями его жизнедеятельности в различных сферах. Неполноценность личности в настоящее время является проблемой не только ее самой и близкого окружения (семьи, места трудоустройства и т. д.) но также и всего общества.

Происхождение термина «инвалид» идет от латинского слова «volid», что означает «полноценный», «действенный», «могущий». Следовательно, при добавлении отрицательной приставки получается «неполноценный», «недейственный» и т. д. В России, во времена правления Петра I, так называли военнослужащих, неспособных нести дальнейшую службу (из-за болезни, увечья или ранения), которых отправляли на штатные должности.

Одной из самых главных проблем инвалидов считается даже не само отсутствие дееспособности, а отношение остальных людей к ним. Большинство здоровых граждан относятся с чисто медицинской позиции, то есть инвалид в их понимании – это человек, ограниченный в определенной степени в возможности передвигаться, видеть, слышать говорить или писать.

В результате получается парадоксальная ситуация, при которой инвалид воспринимается как полностью больной человек, неспособный к трудовой и учебной, а также к обычной повседневной деятельности. Это формирует и культивирует в обществе мнение, что частично недееспособный человек – обуза, иждивенец, то есть доходит уже чуть ли не до «превентивной евгеники».

Невольно вспоминается история 1933 года, когда после захвата фашистами власти в Германии, создается «Программа эвтаназии Т-4», подразумевающая уничтожение больных старше 5 лет и инвалидов, как нетрудоспособных членов общества. То же самое происходило в Западной Европе и относилось к получившим увечья воинам.

Только после окончания Второй мировой войны в ходе создания и развития общего движения по защите прав человека формулируется понятие «инвалид», включающее в себя лиц с физическими, интеллектуальными и психическими ограничениями. Более конкретное разделение на категории произошло гораздо позже и до сих пор не имеет явных границ в российском законодательстве.

Формы работы с детьми-инвалидами и семьями, воспитывающими детей-инвалидов

1. Тематические экскурсии

2. Семейные вечера отдыха

3. Дискотеки

4. Конкурсы, викторины, беспроигрышные лотереи в развлекательных программах

5. Проведение конкурсов на лучшую мамину выпечку

6. Концерты детей-инвалидов

7. Праздники, посвященные 16-летию детей-инвалидов с вручением памятных подарков, праздничным обедом и развлекательной программой

8. Организация и поддержка обществ семей, воспитывающих детей-инвалидов

9. Установление взаимодействия обществ семей, воспитывающих детей-инвалидов с благотворительными фондами и обществами

10. Организация в рамках спартакиад (зимняя и летняя), соревнований по настольному теннису, мини-футболу, шашкам, шахматам и др.

11. Организация выставок творческих работ детей-инвалидов

12. Праздники первоклассника

13. Благотворительные экологические праздники с участием журналов «Свирель» и «Лазурь»

14. Творческие встречи с писателями и артистами

15. Организация театрализованных представлений, в т.ч. спектаклей с участием детей-инвалидов

16. Разрабатываются и выполняются программы социальной реабилитации детей-инвалидов

17. Созданы и обновляются районные банки данных по детям-инвалидам

Общеобразовательная или спецшкола?

Обучение может проходить как в общеобразовательных учреждениях, которые посещают все дети, так и в специализированных, в зависимости от особенностей здоровья ученика. У каждого из данных вариантов есть свои плюсы и минусы.

В обычной школе вряд ли в полной мере удастся обеспечить индивидуальный подход к ребенку. В то же время общение в таком коллективе пойдет на пользу малышу, если он справляется с учебной программой и может найти общий язык с одноклассниками.

Отметим, что выбор в пользу того или иного варианта для каждой семьи будет индивидуальным – исходить нужно из потребностей ребенка.

Еще до того, как малыш впервые пойдет в детский сад или школу, родителям необходимо ненавязчиво его подготовить:

  • привить базовые знания о дисциплине и гигиене;
  • наладить режим дня;
  • научить общаться с другими детьми и взрослыми.

Кроме того, важно, чтобы малыш привык оставаться на время учебы без присмотра родителей – данный процесс должен проходить постепенно, чтобы не вызвать сильных негативных эмоций у будущего школьника или воспитанника детсада. Немалую роль в процессе адаптации ребенка с ОВЗ будут играть и педагоги. Они должны не только подобрать индивидуальный подход к подопечному с особенностями здоровья, но и создать в детском коллективе атмосферу доброжелательности, терпимости, дружелюбия и готовности прийти на помощь товарищу

Они должны не только подобрать индивидуальный подход к подопечному с особенностями здоровья, но и создать в детском коллективе атмосферу доброжелательности, терпимости, дружелюбия и готовности прийти на помощь товарищу

Немалую роль в процессе адаптации ребенка с ОВЗ будут играть и педагоги. Они должны не только подобрать индивидуальный подход к подопечному с особенностями здоровья, но и создать в детском коллективе атмосферу доброжелательности, терпимости, дружелюбия и готовности прийти на помощь товарищу.

Социальная адаптация детей-инвалидов

Из-за ограничений приспособительных возможностей дети-инвалиды являются наиболее проблемной группой с точки зрения социальной адаптации.

Замечание 3

К основным причинам сложной адаптации детей-инвалидов относятся: недостаток физического и психического здоровья, неблагоприятная материально-экономическая ситуация, ограниченность социального опыта.

Так как численность детей-инвалидов по всему миру неуклонно растет, необходимы эффективные меры по их адаптации к жизни в обществе.
Проблема социальной адаптации детей-инвалидов имеет социальное, политическое, экономическое, морально-этическое значение.
Необходимо предоставить возможность детям с ограниченными возможностями здоровья участвовать в жизни социума в соответствии с их возрастом.

Социальная адаптация детей-инвалидов имеет свои специфические особенности, которые должны решаться на государственном уровне с использованием новейших разработок медиков, педагогов и психологов.

Успешная социальная адаптация позволяет детям-инвалидам более быстро приспособиться к полноценной жизни, восстановить их социальную значимость, повысить гуманные тенденции в обществе.

Уровни адаптации

То, как ребенок воспринимает окружающую действительность, определяет характер и уровень его адаптации. Принято выделять 3 ее типа:

  1. Стабильный, удовлетворительный. Ребенок может обслуживать себя, выполнять возлагаемые на него функции и следовать установленным правилам.
  2. Неустойчивый, неполный. В этом случае ребенок имеет некоторые трудности в усвоении простых навыков. Существуют сложности и в формировании его психики.
  3. Неудовлетворительный. Пожалуй, самый сложный случай. Ребенок не способен получить даже самые первоначальные навыки, а при нахождении в социуме он испытывает дискомфорт. Нередко результатом становятся частые болезни ребенка.

Чтобы помочь ребенку адаптироваться, взрослые должны использовать различные методики

Так, при появлении нового ребенка с ОВЗ в коллективе важно провести ему экскурсию. Это поможет не только познакомить его с внешней средой, но и наладить контакт. Чтобы наладить контакт с другими детьми, необходимо осуществлять практическое взаимодействие малыша с ними

Чтобы наладить контакт с другими детьми, необходимо осуществлять практическое взаимодействие малыша с ними.

Социальная и трудовая адаптация

Важнейшим условием социально-бытовой адаптации инвалидов, а также трудовой, является введение в сознание общества идеи равных возможностей и прав для абсолютно всех граждан. Именно данное понимание сможет обеспечить нормальные взаимоотношения, которые станут основой для комфортного существования людей с различными отклонениями.

Отечественный и зарубежный опыт нередко указывает, что инвалиды, даже имея потенциал для активного участия в жизни общества или работы, все равно не в состоянии его реализовать. Основной причиной этого считается нежелание большей части здоровых людей общаться с инвалидами, а также опасение или отказ предпринимателей их трудоустраивать.

Как правило, такое поведение обусловлено влиянием негативных стереотипов. И пока не будут развенчаны подобные психологические установки, не помогут даже самые действенные соцмероприятия. Стоит отметить, что сама идея адаптации недееспособных граждан в обществе активно поддерживается, но только на словах.

Неоднозначность отношения здоровых граждан к инвалидам, особенно с явными признаками инвалидизации (колясочников, слепых, глухих, больных ДЦП и т. д.) хорошо просматривается.

В России и во многих других государствах последние воспринимаются как люди низшего качества, лишенные определенных возможностей, что приводит, с одной стороны, к сочувствию, а с другой – непринятию как полноценных граждан.

Как следствие, большинство здоровых людей не готовы к тесному сотрудничеству с инвалидами, к примеру, на рабочем месте, а также в ситуациях, где человек с ОВЗ неспособен взаимодействовать наравне с остальными. С этим связан один из основных критериев оценки социально-психологической адаптации инвалидов – отношение к уровню собственной жизни. Почти половина из них считает ее качество неудовлетворительным.

Причем негативная оценка своего существования основывается на нестабильном либо низком материальном положении, и чем меньше доход, тем пессимистичнее взгляды инвалида на жизнь и прогноз будущего. Тогда как у работающих людей, имеющих группу, самооценка и отношение к жизни намного оптимистичнее, что обусловлено более высокой материальной базой, качественной производственной и социальной адаптацией, а также возможностью общения.

Не следует забывать, что инвалиды (как и все остальные) испытывают неуверенность и тревогу за будущее, дискомфорт, напряженность, и потеря работы для них – еще больший стресс, чем для обычного человека. Малейшие изменения доходов или трудности с занятостью способны существенно расстроить таких людей и даже вызвать паническое настроение.

Возможность для инвалида обучаться наравне со здоровыми людьми – путь к социализации

Что такое психосоциальная реабилитация инвалидов

Психосоциальная реабилитация – это ряд действий, которые часто имеют индивидуальный подтекст. Это как культурная, так и социально бытовая адаптация инвалидов. В раздел социокультурной реабилитации входят:

  1. Обучение в организации доступного досуга и отдыха, а также в решении бытовых вопросов.
  2. Участие во всех культурных и социальных мероприятиях с целью расширения интересов и круга общения.
  3. Рассмотрение перспективы посещения музеев, театров и других развлекательных учреждений.
  4. Создание и детальная разработка тематических мероприятий для формирования здорового психологического состояния инвалидов.

Социально-бытовая адаптация в свою очередь нацелена на постепенную подготовку человека с инвалидностью к новой жизни. Это тяжелый труд по привыканию и восстановлению человека в микросоциальной среде.

Понятие «Психологической реабилитации инвалидов»

Понятие психологической адаптации включает ряд медицинских и социальных действий. Они направлены, в первую очередь, на полное восстановление и частичную коррекцию психических нарушений или отклонений. Причина таких проблем скрывается в личностном конфликте людей, которые перенесли тяжелый период в жизни, что привело к инвалидности.

  • партнерство;
  • разнообразие действий направленных на скорое восстановление;
  • объединение социальных и психологических методов;
  • постепенные и спланированные заранее реабилитационные действия.

На данный период проблемы решаются в двух главных плоскостях – рассмотрении требований к разделу инвалидности и перспективы их удовлетворения от общества.

Психологическая реабилитация – трудовое и социальное восстановление человека в обществе, благодаря созданию для него условий без ощущения им неполноценности.

Комплекс мероприятий

Стандартные действия проводятся в два этапа – стационарное лечение в центре поддержки и последующая реабилитация, адаптация к обществу. С целью усилить эффект лечения вокруг инвалида создается терапевтическая атмосфера в кругу близких или родных людей. Поэтому социальный сотрудник обязан плодотворно работать с родственниками. Это дает возможность погрузиться в проблему и быстрее закончить реабилитационный период.

Уделяется внимание восстановлению в работе с учетом ограничения его жизнедеятельности. Один воспринимает психологическое вмешательство с пониманием и помогает сотрудникам вникнуть в проблему, а другой – входит в пассивно-негативное состояние

Такие больные тормозят реабилитационный процесс. Это говорит о том, что занятия важны не только с инвалидом, но и с его родственниками для создания доверительных отношений и продуктивного лечения.

Способы обучения

В зависимости от того, какие именно ограничения по здоровью имеет ребенок, определяется, как он будет обучаться. Возможны 2 варианта:

  1. Обучение вместе с обычными детьми. Такой формат показан тем малышам, у которых нет противопоказаний к такому варианту по состоянию здоровья. Родители при поступлении ребенка в школу должны понимать, что индивидуального подхода к их чаду здесь применять не будут.
  2. Обучение в специализированном учреждении. Речь может идти о спецклассе или целом учреждении. Для детей с ОВЗ тут создаются особые условия, что помогает им легче адаптироваться.

Как правило, в начале обучения родители посещают учебное заведение вместе с ребенком. Это позволяет снизить состояние стресса малыша. Только на закрепляющем этапе, когда ребенок осваивается в школе, родители начинают оставлять чадо одного. Это дает ему возможность чувствовать себя более уверенно. Однако этап этот проходит не быстро – не менее нескольких месяцев.

Компания не сможет обеспечить инвалиду условия на рабочем месте

Причины проблем в психологической адаптации могут лежать и в этом. Да, трудоустройство инвалидов бывает сопряжено со снижением квалификации и сложностями подбора соответствующей их возможностям работы. Инвалиду могут потребоваться большее количество перерывов, индивидуальный режим труда и отдыха. Это часто не встречает понимания у коллег и воспринимается как “поблажки”, поэтому отделу кадров необходимо вовремя прояснять подобные вопросы, чтобы сотрудники понимали обоснованность любых изменений.

Кроме того, доход неработающих инвалидов в РФ, как правило, с трудом удовлетворяет их нужды, и сохранять работу для них чрезвычайно важно. Поэтому инвалиды стараются выполнять свои обязанности максимально качественно и относятся к промахам и ошибкам очень внимательно и серьезно

Это тоже может порождать негативный отклик среди коллег – излишнее рвение оценивается как попытка “выслужиться”, а законные поощрения вызывают зависть. Решить проблему можно, разъясняя специфику трудовой дискриминации инвалидов. Им гораздо сложнее найти работу после увольнения, поэтому они нацелены на то, чтобы быть максимально эффективными работниками. Они даже склонны закрывать глаза на небольшие нарушения и прессинг, лишь бы только не оказаться перед необходимостью менять место работы.

Общая информация об инвалидности у детей

Правовые основы

Вопрос адаптации детей с инвалидностью регламентирован несколькими нормативными актами:

  1. ФЗ № 181, где содержатся основные моменты, касающиеся социальной адаптации инвалидов.
  2. Приказ Минздрава № 117, где отражены понятия инвалидности у малышей и адаптации.

Скачать для просмотра и печати:

Адаптация

Проблема социальной адаптации людей с инвалидностью актуальна во всем мире. Основная задача, которая требует решения — воспитание детей с нарушениями интеллекта в существующей социальной среде, чтобы они могли быть полноценными членами общества, взаимодействовать с другими детьми.

Проблемы в области социальной адаптации инвалидов есть и будут всегда, именно по этой причине используемые сейчас программы становится все сложнее реализовывать.

Сейчас для социальной адаптации используются разнообразные коррекционные методики, работа воспитателей, отличающаяся индивидуальным подходом к каждому малышу.

Проблемы, с которыми сталкиваются родители

Можно выделить несколько групп проблем, возникающих в семье, где появляется на свет ребенок с инвалидностью:

  1. Взаимоотношения. Если в семье есть другие дети, они лишаются внимания со стороны родителей. Сами родители, в свою очередь, отдаются от других людей, что может стать причиной ее распада.
  2. Воспитание и образование малыша. Достаточно часто у родителей просто нет достаточных знаний о том, как именно воспитывать и чему учить такого малыша.
  3. Отсутствие знаний. Часто родители переоценивают или, напротив, недооценивают дефект ребенка.
  4. Отношение к малышу. Конечно, никому не хочется иметь ребенка с недостатками, поэтому для родителей появление такого малыша на свет — потрясение. Желательно на этом этапе обратиться за помощью, так как страх и стыд могут привести к необратимым последствиям.
  5. Отношение общества. Сверстники часто относятся к таким детям с пренебрежением и даже с негативом.

Оказание социальной помощи

Среди социальных льгот, которые предоставляются семьям, где воспитывается ребенок с инвалидностью, можно выделить:

  1. Возможность бесплатного получения рецептурных препаратов.
  2. Получение путевок на санаторно-курортное лечение.
  3. Бесплатный проезд в городском транспорте.
  4. Скидка 50 процентов на проезд в междугородном транспорте для ребенка с инвалидностью и сопровождающих его лиц.
  5. 50 процентная скидка на проезд к месту лечения в течение года. Один раз в год такая поездка обходится бесплатно.
  6. Постановка на учет для обеспечения жилым помещением, если у семьи есть такая потребность.
  7. Скидка на оплату коммунальных услуг.

Компания опасается, что инвалиду будет сложно осваивать новые навыки и области деятельности

Средний период адаптации к новому трудовому коллективу у здоровых людей, по данным разных авторов, составляет от нескольких месяцев до года. У инвалидов он, конечно, дольше. Есть гендерные различия: женщины-инвалиды, впервые устраивающиеся на работу, адаптируются быстрее, чем мужчины-инвалиды, зато последние легче преодолевают период трудностей при повторной смене работы, и помощь им нужна реже. На специализированных предприятиях, где работают в основном инвалиды, средний уровень адаптации и вовсе приближается к таковому у здоровых людей.

Если рассматривать сотрудника-инвалида как субъекта трудовой деятельности, то он, безусловно, тратит в среднем больше времени на “врабатывание” в коллектив, чем здоровый человек. Также он сталкивается с ограничениями в приобретении и использовании новых профессиональных навыков. При этом, адаптировавшись, большинство инвалидов могут выполнять принятые в компании объемы работы без задержек, так что имеет смысл дать им небольшую фору на старте.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitter
Напишите комментарий