Коммуникативное развитие детей дошкольного возраста

Процесс формирования коммуникативных навыков

Учиться общению малыши начинают с самого рождения. Сначала используется язык прикосновений и жестов, а круг собеседников ограничивается мамой, папой и близкими родственниками. Затем появляется речь, более богатой становится мимика.

Важно! Процесс обучения правилам общения не прекращается во время игры, купания, прогулки, кормления. Дальше маленький человек начинает общаться со сверстниками, узнавать себя, мир вокруг

На этом этапе появляются педагоги и психологи. К моменту поступления в первый класс, дети должны уметь общаться, понимать и воспринимать друг друга, быть готовыми к совместной работе

Дальше маленький человек начинает общаться со сверстниками, узнавать себя, мир вокруг. На этом этапе появляются педагоги и психологи. К моменту поступления в первый класс, дети должны уметь общаться, понимать и воспринимать друг друга, быть готовыми к совместной работе.

Начало формирования коммуникативности у малышей

Формирование коммуникационных способностей дошкольников начинается в семье. Условия формирования коммуникационных способностей:

Общение взрослых в присутствии младшего члена семьи должно быть позитивным примером. Если родители активно разговаривают друг с другом, обсуждают новости, то и малыш постепенно включится в этот процесс.
Обращение к детям
Постоянное внимание к ребёнку, речевое сопровождение своих действий, чтение литературы вслух — всё это способствует формированию навыков общения.
Обсуждение

Когда малыши научатся говорить, важно обговаривать с ними всё, что происходит вокруг: явления природы, прочитанные сказки, впечатления, полученные за день.
Общение с ровесниками
Для развития способностей к общению, дошкольник должен общаться с одногодками. Помогут в этом детские площадки, клубы, секции и кружки.

Один из важных аспектов в обучении и воспитании — умение распознавать эмоции (положительные или отрицательные), адекватно их использовать в общении, научиться определять состояние другого человека.

Научившись управлять своим эмоциональным состоянием, дошкольники избавляются от различных фобий, комплексов, могут адекватно оценивать действительность. В дальнейшем это поможет избежать отклонений в поведении.

Идёт знакомство с более сложными правилами коммуникации — социальные роли, статусы, профессии, семейные отношения. Детская психика легко воспринимает новую информацию в игровой форме. Существует целая система игровых занятий:

  • индивидуальные уроки;
  • занятия в группах;
  • интегрированные.

Такие занятия учат дошколят работать в команде, обмениваться опытом, мыслить и свободно выражать свою позицию.

Помощь родителей неоценима

Возможные проблемы при коммуникации дошкольников между собой и способы их решения

Без полноценного общения невозможна социальная адаптация, определение места человека в жизни, развитие. Коммуникация эффективна при соблюдении 4 условий:

  • желания общаться;
  • знания правил поведения в обществе;
  • умения слушать, воспринимать информацию, оценивать эмоциональное состояние собеседника;
  • способности идти на компромисс.

Условия просты и понятны. Тем не менее, с каждым годом растёт число детей с отклонениями формирования коммуникативных навыков. Дошкольники неуравновешенны, не могут контролировать эмоции, свою образовательную деятельность, отстают в речевом развитии. Полноценно развитый ученик, который сможет в дальнейшем написать курсовую или диплом, встречается все реже.

Важно! В такой ситуации необходима помощь специалиста и активное стремление родителей помочь. Педагоги и психологи владеют методикой оказания помощи таким детям

Родители — люди, с которыми малыши контактируют с самого рождения. Исследования доказывают, что ежедневное, доброжелательное общение с ребёнком в семье способствует развитию его личности. И наоборот, задержка речевого и умственного развития происходит из-за отсутствия правильной модели коммуникации дома

Педагоги и психологи владеют методикой оказания помощи таким детям. Родители — люди, с которыми малыши контактируют с самого рождения. Исследования доказывают, что ежедневное, доброжелательное общение с ребёнком в семье способствует развитию его личности. И наоборот, задержка речевого и умственного развития происходит из-за отсутствия правильной модели коммуникации дома.

Развитие детей, формирование их личности — процесс естественный и необратимый. Успешность, умение найти своё место и стать частью человеческого коллектива во многом закладываются в первые годы жизни.

Еще одна порция полезных советов

  1. Чтобы развить коммуникативные навыки у ребенка-дошкольника, достаточно простых упражнений. Мы собрали основные советы. Некоторые из них очень простые, некоторые — несколько более сложные. Но здесь важен комплексный подход. Итак:
  2. Занимайтесь с малышом регулярно. Если ребенок замкнут — старайтесь инициировать диалог самостоятельно.
  3. Учитывайте интересы малыша. Если ребенку неинтересна тема разговора, скорее всего, он будет поддерживать ее неохотно.
  4. Спрашивайте “Как прошел день?”. Это позволит не только быть в курсе дел своего малыша, но и научит быть его более открытым.
  5. Практикуйте совместное чтение. Сказка на ночь — отличный вариант, но необязательно использовать именно его. Это поможет малышу развить понимание сюжета, обогатит его словарный запас и разовьет эмоциональный интеллект.
  6. Спрашивайте мнение ребенка. Нравится или не нравится? Почему? Что ты думаешь по этому поводу? Как бы ты поступил, окажись на его месте? Это развивает способность принимать решения и анализировать поступки других людей.

Общение важно не только для дошкольника, но именно в этом возрасте заложить базу очень важно. Малыш, получивший навыки коммуникации в раннем возрасте, будет успешнее развивать их еще до того, как пойдет в школу, когда способности выражать свои мысли и анализировать сказанное учителем станут одним из важнейших умений на первое время

Развитие коммуникативных способностей старших дошкольников

Ребенок, который предпочитает проводить время в одиночестве, часто делает это по причинам неумения быть интересным и правильно общаться. Находясь среди сверстников, он может испытывать застенчивость, неуверенность в себе или проявлять агрессивность. Поэтому дошкольное развитие требует выделения значительного количества времени для формирования коммуникативных навыков.

Условия развития способностей к общению подразумевают два взаимодополняющих пути. Первый – активное общение со взрослыми и перенимание их модели общения, стиля коммуникативного поведения. Второй – проведение времени с ровесниками, в течение которого дети постоянно учатся друг друга.

С развитием коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста формируются устойчивые мотивы общения, стремление взаимодействовать, как со взрослыми, так и сверстниками.

Заимствование коммуникативных моделей взрослых

Общаясь со взрослыми, дошкольник развивает основные составляющие коммуникативных навыков. Готовая модель, которую они наблюдают у родственников и воспитателей, позволяет им разобраться в следующем:

  • Когда вступать контакт, то есть, понять, при каких условиях беседы уместны, а когда следует помолчать;
  • Как организовать общение, как решать конфликты, наглядно увидеть эмоциональное сопереживание;
  • Каких норм и правил требует общение, то есть определить для себя границы допустимой резкости, откровенности, шутливости.

Также диалоги со взрослыми – это получение информации о знаниях и культурных ценностях. На примере дети учатся рассказывать, обучаются тому, как сделать свои истории интересными и увлекательными.

Развитие способностей в общении с детьми

Принципиальное отличие коммуникации со сверстниками – это повышенная эмоциональная насыщенность. В этом случае отступают рамки, и дети обучаются быть искренними и артистичными. В их общении присутствуют беспричинный смех, кривляние, громкие высказывания, переходящие в крик.

Таким образом дети экспериментируют, самостоятельно ища способы привлечь к себе внимание без помощи взрослых. Также в общении сверстников могут присутствовать такие элементы, как:

Также в общении сверстников могут присутствовать такие элементы, как:

  • Непредсказуемые сочетания слогов и звуков – попытки создать свой язык;
  • Отсутствие правил;
  • Наличие грубых слов, помогающих выпустить эмоции.

Если беседуя с взрослыми, дошкольник больше спрашивает и слушает, то в разговорах со сверстниками он стремится высказаться сам, даже если для этого приходится перекрикивать других. Более того, от воспитателей и родителей дошкольник ожидает оценки или новых сведений. Просто болтая с друзьями, он обучается выражать себя и эмоции, излагать желания, показывать настроение с помощью слов и даже пытается брать на себя функции лидера, демонстрируя инициативность и стараясь управлять остальной компанией.

Проблемы у современных детей

Подобная проблема всё чаще проявляется в современном мире, где уже 2-3-летний малыш общению предпочитает компьютерные игры, а коллективным играм – просмотр телевизора. Благодаря этому он лишается возможности формирования коммуникативных навыков, а это, в свою очередь не только вызывает недостаток собственно общения, но и большие сложности в процессе социализации. В итоге наступает ситуация, при которой отправляющийся в школу ребёнок просто не способен общаться с ровесниками – они кажутся ему чужими, он не умеет с ними играть, не знает, о чём говорить. Если же такого ребёнка кто-то обидит, то он ещё больше замыкается и отдаляется. В реальной жизни учителям некогда разбираться в деталях подобного конфликта, поэтому они делают поверхностный вывод – раз этот ребёнок не способен общаться и дружить, то он и есть невоспитанный и плохой.Анализируя современное социальное развитие дошкольников, можно подметить некоторые типичные особенности.

  • Как бы ни изменилась семья, общество и мир, дошкольники остаются детьми, любящими играть, хотя содержание этих игр и изменилось: к сюжетно-ролевым играм добавились компьютерные игры, современные конструкторы и головоломки.
  • В интеллектуальной сфере у детей произошли существенные изменения – при своей любознательности они стали более информированными, очень быстро справляются с современной техникой, проще ориентируются даже во взрослой жизни благодаря информационной насыщенности дома и в детском саду.
  • Происходят изменения социально-личностного и нравственного развития детей, их общения и поведения.

Проблема на самом деле не в том, что что-то не так с ребёнком, а в том, что ему не показали, его не научили, как правильно выстраивать отношения с ровесниками и как нужно с ними общаться. Поскольку ребёнок этого делать не умеет, то всех сторонится, а порой и сам вызывает конфликт. Подобные казусы в столь раннем возрасте неизбежно оставляют отпечаток на психике ребёнка и формировании его личности. У такого малыша немного шансов вырасти общительным, весёлым, уверенным в себе человеком, что является прямой дорогой к проблемам личной жизни и трудовой деятельности.
Поэтому следует разобраться, что такое детское социально-коммуникативное развитие, как к нему подготовиться правильно и вооружить малыша необходимыми навыками общения.

Что такое коммуникативные навыки?

В переводе с латинского, «communicative» дословно означает: «коммуникабельный», «общительный».

Коммуникативность — это не отдельное качество личности, а целая совокупность разных навыков. И выражается она в умении общаться с окружающими людьми, способности строить с ними отношения.

Условно коммуникативные навыки делятся на две группы:

  1. навыки, которые помогают человеку передавать свои мысли и чувства (умение говорить, самоконтроль, самопрезентация);
  2. навыки, которые помогают понимать окружающих (умение договариваться, сопереживать, слушать и слышать собеседника).

Советы родителям

Некоторые советы могут показаться очевидными, но это лишь докажет, насколько они важны и нуждаются в воплощении в жизнь.

Регулярно разговаривайте со своим ребенком. Если ребенок не очень общителен, нужно в первую очередь провоцировать его на диалоги с вами. Придумывайте интересные темы, которые могут быть ему интересны, задавайте открытые вопросы, поощряйте длительные размышления.

Не стоит философствовать и пытаться заинтересовать ребенка чем-то далеким ему. Говорите о том, что находится вокруг него, сделайте диалоги актуальными. При этом постоянно вводите новые слова и концепции.

Попросите ребенка описать свой день. Поощряйте своего ребенка рассказывать о том, что произошло с ним в этот день. Вы знаете, что зачастую школьники-подростки на вопрос «Как дела в школе?» отвечают «Нормально» и идут в свою комнату.

Дополняйте сказанное ребенком. Не стоит общаться в режиме интервью – это выглядит фальшиво и уныло. Вместо этого возьмите за правило дополнять последнюю фразу ребенка.

Если ребенок похвалился своим рисунком, скажите ему: «Вау, похоже, ты очень постарался и проявил много терпения. Что бы ты хотел нарисовать в следующий раз?».

Научите ребенка языку тела. Мы знаем, что большее количество информации во время разговора передается при помощи языка тела, поэтому этот навык нужно развивать с детства.

Скажите ребенку: «Я скрестил руки, потому что немного зол на тебя» или «Я бы хотел, чтобы ты смотрел мне в глаза, когда разговариваешь со мной».

Вы также можете попросить ребенка показать, как двигаются его любимые персонажи из сказок и мультфильмов

Особенно важно, чтобы это были моменты, когда персонажи выражают какие-либо сильные эмоции

Читайте вместе. Не имеет значения, что вы будете читать. Но желательно, чтобы в книге было много диалогов. Даже если ваш ребенок выбирает одни и те же книги каждую ночь, он развивает лучшее понимание персонажей, сюжета и используемых слов.

Спрашивайте мнение. Эффективное общение требует умения размышлять о своих чувствах. Поэтому попросите ребенка взвешивать ежедневные решения.

Это может быть что-нибудь простое вроде: «Как думаешь, когда нам следует пойти в библиотеку?», – или сложное: «Как считаешь, куда бы нам лучше поехать в отпуск?». При этом научите ребенка взвешивать «за» и «против».

Поощряйте ребенка вести дневник. Лучший способ научить ребенка правильно выражать свои мысли – поощрять его вести дневник.

Запись в дневнике о повседневных действиях и чувствах поможет вашему ребенку формировать мысли. Это позволит ему почувствовать себя более подготовленным к ответам на вопросы.

Развитие коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста

Особенно актуально полноценное развитие навыков коммуникации для малышей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и задержкой психического развития (ЗПР), инвалидностью. Сложности с коммуникацией у таких деток приводят к снижению умственной и познавательной активности. У них, как правило, неразвита речь и способность выражать свои мысли.

Важно! Если ребёнок не может ясно высказаться, его слова малопонятны — речь может идти об общей недоразвитости речи (ОНР), которую надо улучшать. Требования к содержанию программ всех ступеней образования определяются посредством федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС)

В соответствии с требованиями, формирование положительного отношения к собственной личности, окружающим, развитие коммуникабельности, социальной компетентности подросткового поколения — задача, стоящая перед педагогами дошкольных учреждений

Требования к содержанию программ всех ступеней образования определяются посредством федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС). В соответствии с требованиями, формирование положительного отношения к собственной личности, окружающим, развитие коммуникабельности, социальной компетентности подросткового поколения — задача, стоящая перед педагогами дошкольных учреждений.

Развитие речи должно проходить комплексно

Как улучшить коммуникативные способности подростка?

Повысить навыки общения у дошкольников можно с помощью игры. Занимаясь, взрослый может оценить особенности его общения и определить проблемы коммуникации.

Методики развития социально-коммуникативных способностей различны:

  • Разыгрывание сценок из известных сказок. По окончании спектакля, проводится обсуждение поведения героев и даётся их оценка.
  • Упражнение на развитие эмпатии. Детям предлагается купить подарки для родных и знакомых в волшебном магазине. Делая выбор, они вслух объясняют его.
  • Познание себя. Для полноценного общения с людьми, дошкольнику необходимо иметь представление о своей собственной личности, понимать свои чувства и уметь рассказать о них. Этому научат беседы о том, что и почему заставило его злиться, улыбаться, грустить и т.д.

Ежедневное обсуждение жизненных ситуаций и анализ поведения людей вокруг дают возможность родителям и педагогам развивать коммуникативные способности дошколят легко, ненавязчиво, но достаточно эффективно.

Телефонные разговоры развивают речь

Как развить навыки общения по телефону?

Разговор по телефону предполагает исключительно словесный контакт. В процессе такого общения не представляется возможным использование жестов и мимики. В этом и простота, и сложность контакта.

Игровые ситуации нужно планировать таким образом, чтобы ребёнок знал, как необходимо начинать диалог, вести его, и чем заканчивать, каким должен быть тон разговора, какие выражения уместны в той или иной ситуации.

Игры на развитие навыков общения малышей

Форма игры помогает педагогам и родителям продемонстрировать малышам различные способы построения коммуникативных связей, научить их вежливости, доброжелательности, этикету.

Игры и упражнения для развития навыков общения:

  • Театрализованная презентация. Воспитаннику старшей группы предлагается выступить перед публикой. Он может спеть песню или прочитать стихотворение, рассказать случай из жизни или воспроизвести английский алфавит. Главное, чтобы не было страха перед публичными выступлениями.
  • Окончание истории. Рассказать историю и предложить дошкольнику придумать финал.
  • Поиск своих. Дети стоят по кругу. Каждому на ухо говорится, какое животное он представляет (собаку, кошку, корову). Задача: с закрытыми глазами издавать звук, характерный для животного, найти своих.

Игры развивают коммуникацию

Роль семьи в развитии коммуникативных навыков у ребёнка

Иногда родители допускают ошибку в формировании коммуникативных навыков сына или дочери. Но сами папы и мамы часто об этом даже не догадываются.

Вот несколько примеров ошибочных моделей поведения взаимоотношений взрослый — ребёнок, которые затрудняют формирование навыков общения:

«Гордость семьи». Практически все родители считают своих детей лучшими и замечательными во всём. Но границы между безусловной любовью и вседозволенностью рушатся, когда ребенка признают исключительным, во всём превосходящих сверстников. Каждое желание маленького человека исполняется, все его ошибки и промахи прощаются, не обсуждаются и не анализируются. Такие дети вырастают эгоистами, избалованными сверх меры.
«Любимчик». Часто появляется в многодетных семьях. Отношение к нему практически такое же, как и при модели «Гордость семьи». Но только в случае с любимчиком, ребёнка выделяет только один член семьи. Остальные дети остро чувствуют это, и отношения между братьями и сёстрами становятся завистливыми, негативными.
«Золушка». Ещё одна типичная для многодетных семей модель поведения. Ребёнку с детства отводится второстепенная роль. Вся его жизнь подчинена брату или сестре, которого родители по каким-то причинам считают более успешным, любимым. «Золушка» вынуждена присматривать за младшим или угождать старшему. Результат — зависть и комплекс неполноценности.
 «Вечно виноватый». У других членов семьи такой ребёнок вызывает лишь раздражение. Именно он — причина всех бед и виноват во всём, даже в том, чего не совершал. Все детство маленький человек панически боится наказания, недовольства родителей, живет в вечном страхе, становится изгоем.
«Пай-девочка» (мальчик). Этот ребёнок с рождения впитал понятия «хорошо», «плохо», «прилично» и «неприлично». Вся его жизнь подчинена целому своду правил. Мнение и интересы таких детей часто игнорируются

Для родителей важно лишь одно — дать окружающим понять: ребёнок воспитан на совесть. Подрастая, человек с комплексом отличника может из принципа совершать неприличные и аморальные поступки.
«Проблемный ребёнок»

Слишком шумный, слишком озорной, чрезмерно активный. Не умеет и не желает слышать других, на него не действуют мольбы, уговоры и наказания. Часто такая модель поведения связана с тем, что родители не уделяют достаточно внимания воспитанию ребёнка, не умеют или не хотят найти с ним общий язык.
 «Хрустальная ваза». Слишком хрупкими, ранимыми и оберегаемыми часто растут дети, которые пережили серьезное потрясение, травму или тяжёлую болезнь. Близкие оберегают его от всего, что, по их мнению, может нанести ему вред. Такой ребёнок вырастает безынициативным, в уверенности, что ему все должны, постоянно ждет поблажек.

Основные ориентиры социально-коммуникативного развития ребенка дошкольного возраста

Определение 1

Социально-коммуникативное развитие – это процесс усвоения социальных правил и норм поведения, приобщение к нравственным нормам и моральным ориентирам деятельности, формирование навыков социального взаимодействия и построения системы коммуникации.

Социально-коммуникативное развитие ориентировано на:

Усвоение моральных и нравственных норм социального поведения. В этом направлении предполагается формирование патриотических чувств: любви к Родине, уважения к своей стране, ее народу, обычаям, традициям, культурным ценностям. Далее, необходимо воспитать у ребенка уважительное отношение к различию культур народов, уважительное отношение к старшим, к правам и свободам другого человека, развивать основы гуманистического поведения, сформировать и закрепить гражданскую позицию ребенка, помочь усвоить понятия «хорошо» – «плохо», «добро» – «зло», развить нравственные ориентиры деятельности ребенка, сформировать первичные ценностные представления.
Формирование навыков социального взаимодействия. В этом направлении предполагается создать условия для построения социальных контактов ребенка со сверстниками, построенных на основе эмоциональной связи, обучить ребенка общаться со сверстниками, родителями, педагогами, пожилыми людьми, сформировать осознанное представление о необходимости создания доброжелательного микроклимата в различных направлениях деятельности и коллективных взаимоотношениях. Кроме того, детей знакомят с основами поведения в коллективе, защите своих интересов и уважения к чужим интересам и взглядом, устранение негативного поведения, формирование навыков разрешения конфликтных ситуаций.
Формирование навыков эмоциональной отзывчивости, проявления сострадания, сопереживания. здесь предполагается развитие у дошкольников чувства милосердия и сострадания к людям, которые находятся в беде, болеют, имеют финансовые затруднения и т.д.
Развитие уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и ее ценностям, а также к коллективу. Здесь предполагается формирование коллективных основ поведения, обычаев и традиций, построение совместной деятельности и разрешение проблем. В коллективе детей необходимо стремится создать дружественную атмосферу, установить доверительные отношения с детьми, оказывать им помощь и поддержку, создать условия, в которых они чувствуют себя защищенными. Это помогает развитию стремления коллективной деятельности.
Формирование навыков самостоятельности. В этом направлении производится развитие самостоятельности в организации досуговой деятельности, игровой и иных видов деятельности ребенка. Дети учатся проявлять самостоятельность в принятии важных для них решений и несение ответственности за него.
Формирование положительного отношения к различным видам и направлениям трудовой и творческой деятельности ребенка

Здесь предполагается ознакомить ребенка с основами безопасного общественного поведения, навыков соблюдения осторожности, выполнения гигиенических норм, соблюдения правил дорожного движения и иными нормами безопасного поведения в обществе.

Рисунок 1. Социально-коммуникативное развитие дошкольника. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Средства развития коммуникативных способностей детей дошкольного возраста

Для целенаправленного развития коммуникативных способностей специалисты выделяют направления, демонстрирующие наибольший результат:

  • Любительский театр;
  • Игровая деятельность.

Развитие способностей коммуникации в театрализованной деятельности

Театрализованная деятельность помогает детям не только обогатить собственный словарь. Разыгрывая сценки из сказок, превращаясь в одного из персонажей, дошкольник получает возможность посмотреть на окружающий мир другими глазами.

Кроме того, если дошкольник не решается проявить активность в реальной жизни, в условиях театрализованной среды он получает возможность взаимодействовать с другими. Происходит расширение круга общения, нарабатываются навыки коммуникации.

Новые краски, звуки, образы – все это обогащает речь. Во время репетиций ребенок сам не замечает, как начинает более богато интонировать, иначе произносить звуки, более четко проговаривать слова.

Дошкольник, участвуя в театрализованных играх, добивается следующих результатов:

  • Развивает выразительность речи;
  • Расширяет лексикон;
  • Избавляется от телесных зажимов и раскрепощается;
  • Развивает артистизм, уверенность при выступлении на публике;
  • Научается устанавливать контакты с людьми разных возрастов.

Игра как средство формирования коммуникативных способностей

Игра – основной или ведущий тип деятельности у дошкольников, поэтому развитие многих способностей проводится при помощи игровой терапии.

Подвижные игры являются эффективным средством раскрепощения детей, у которых наблюдаются сложности коммуникации.

В подвижных играх уравнивают всех участников, для всех принимаются единые правила, что является важным для вовлечения в действия самых застенчивых и малообщительных детей.

Ролевые игры предоставляют возможность одновременно поддерживать отношения с позиции своего персонажа, а также реальные отношения в качестве партнеров по игре. Поэтому сюжетно ролевая игра является такой благодатной площадкой для развития коммуникативных способностей дошкольников.

Дидактические коммуникативные игры нацелены на формирование конкретных умений и навыков, важных для успешного общения:

  • умения устанавливать контакт, то есть располагать к себе;
  • освоения мимики и жестов как средств невербального общения;
  • умения сопереживать;
  • навыков урегулирования конфликтов;
  • выразительности речи.

Комбинация обоих методов, систематически применяемая в дошкольном возрасте, эффективно готовит ребенка к школе и предупреждает возможные проблемы, связанные с построением взаимоотношений с педагогами и ровесниками.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий