Познавательно-речевое развитие дошкольников

Содержание

Слайд 1
Проект «Развитие речи через коммуникативные игры»
Выполнила: Жукова Светлана Никодимовна,
учитель — логопед
МОУ СОШ №1 им. А.С.Пушкина г.Ржева Тверской области

Слайд 2
Информационная карта проекта

Слайд 3
Актуальность проекта

Необходимость эффективной реализации комплекса задач личностного развития ребенка: совершенствование психологических процессов, развитие речемыслительной деятельности, предупреждение речевых проблем, и в конечном результате, социально-коммуникативное развитие ребенка – школьника

Слайд 4
Цели и задачи проекта:
— Развитие навыков общения в игре, формирование доброжелательного отношения между сверстниками;
— Формирование распознавания эмоционального состояния окружающих, умение выражать собственные переживания;
— Развитие устной речи в различных видах детской деятельности; практическое овладение нормами речи.- Воспитание социальных навыков: освоение способов решения конфликтных ситуаций.

Слайд 5
Механизм реализации проекта
Создание благоприятного психологического климата в общении между учениками – преподавателями — родителями.
Вовлечение учащихся во внеклассные мероприятия, театрализованные представления, инсценировки.

Слайд 6
Этапы работы:
Подготовительно-информационный: сбор информации.

2. Практический-познавательный:подготовка, разработка, планирование мероприятий.

3. Реализация проекта: реализация деятельности.

4. Рефлексия, подведение итогов: анализ работы, определение перспективы её внедрения в школе

Слайд 7
Проект «Развитие речи через коммуникативные игры»
1 Этап
Календарно-тематический план на месяц

-Модель взаимодействия с педагогами и другими специалистами

-Методы и приёмы развития коммуникации

Слайд 8

Слайд 9
модель взаимодействия с другими педагогами

Модель взаимодействия с другими педагогами и специалистами

Слайд 10

Слайд 11

Слайд 12
Методы и приёмы развития коммуникации

1 этап (Подготовительно-информационный):

Слайд 13
Проект «Развитие речи через коммуникативные игры»
2 Этап
-Перечень методик коммуникативного развития
— Картотека коммуникативных игр

-Методики по речевому развитию

Слайд 14

1. Обучение в сотрудничестве, работа в парах.
2.Коммуникативная компетентность.
3. Работа с художественной литературой.
4. Занятие искусством, самодеятельностью.
5. Посещение театра.
6. Диалог: взрослые — дети

Слайд 15
Картотека коммуникативных игр для младших школьников (7-10 лет)
4 направления:
I. Умение активно слушать(«Расследование»)
II. Умение сотрудничать («Руки знакомятся, руки ссорятся, руки мирятся», «Клеевой ручеёк». «Лебедь, рак и щука», «Весёлая сороконожка», «Газета», «Ладонь в ладонь», «Поймай хвост дракона»)
III. Умение высказываться («Микрофон», «Пойми меня», «Позвони другу», «Подарок на всех». «Я — режиссёр»)
IV

Умение правильно перерабатывать информацию ( «Ситуации» )

Слайд 16
Методики по речевому развитию

Слайд 17
Жеребьёвки и считалки
Небылицы-перевёртыши
Докучные сказки
Приговорки и заклички
Рисование и музыка в игровой деятельности
Художественно-игровая деятельность в алгоритме режима дня младшего школьника
Сюжетно-ролевые, дидактические, тематические и подвижные игры
Содержание и формы деятельности:

Слайд 18
Реализация проекта
«Развитие речи через коммуникативные игры»
3 Этап
-Праздник для родителей
-Оформление стенда (график мероприятий, рисунки, рефераты, плакаты)
-Разработка буклетов
-Коммуникативные игры с детьми

Слайд 19
Каждый класс на
перемене показывает игры :
«Клеевой ручеёк»
«Весёлая сороконожка»
«Лебедь, рак и щука»
«Газета»и др.

Игры

Слайд 20

Слайд 21
Проведение игр
во время классных мероприятий, на занятиях с учителем-логопедом,педагогом-психологом:
«Ситуации»
«Позвони другу»
«Микрофон»
«Прессконференция»и др.

Игры

Слайд 22

Слайд 23
Праздник для родителей

Слайд 24
Разработка буклетов «Рекомендации педагогам и родителям»

Слайд 25
Проект «Развитие речи через коммуникативные игры»
4 Этап
-Рефлексия,
подведение итогов

Слайд 26
Ожидаемые результаты:
  Обогащение, активизация словаря детей.

Помощь детям в овладении активными, инициативными диалогическими высказываниями.

Формирование речевых умений и навыков.

Развитие речевого дыхания, слухового внимания.
Формирование речевой активности детей через обогащение развивающей среды.

— Формирование коммуникативного отношения ребёнка к сверстникам, взрослым.

Слайд 27
Одним из показателей полноценного и правильного развития ребенка является умение взаимодействовать со сверстниками и старшими.
Коммуникативные игры — эффективный и самый простой способ развития навыка общения у детей младшего школьного возраста
Выводы:

Слайд 28
Спасибо
за внимание !

Посмотреть все слайды

Как развивать речь дошкольника?

Два важнейших правила развития правильной и красивой речи у ребёнка – это регулярность занятий и комплексный подход с привлечением специалистов.

Не ленитесь повторять. Если замечаете, что ребёнок неправильно произносит какое-то слово, сами произнесите слово правильно несколько раз, сделайте это медленно и чётко

Важно не критиковать, а помогать – малыш должен понять, что вы хотите ему помочь, тогда он с удовольствием включится в занятия.  

Учите слышать. Важно, чтобы дошкольник не только развивал речевые функции, но и научился слышать, осознавать смысл сказанного или услышанного, мог ответить на вопросы

Для этого с сыном или дочкой нужно как можно больше общаться, читать вслух, а затем пересказывать, разучивать стихи и весёлые песни. Совместные занятия с родителями не только пойдут на пользу развитию речи малыша, но и укрепят отношения в семье.  

Формирование речевых навыков дошкольников в общении

Коммуникативная функция речи не менее важна, чем познавательная. Речь и возникает на основе потребности в общении как самое удобное средство контактирования.

Общение детей создает подходящие условия, чтобы запустился природный механизм развития общих речевых навыков.

Уже 3-летка старается в общении со сверстником использовать речь в 4 из 5 случаев. Сначала «разговор» малышей строится по большому счету из глаголов и существительных. Потом к ним прибавляются оценивающие прилагательные: хороший, плохой, добрый… Так начинается развитие связной речи у детей дошкольного возраста.

Занимаясь своим делом, дети непрестанно говорят: сопровождают словами действия, обращаются друг к другу. Любопытно, что они часто при этом принимают точку зрения партнера по игре.

Дети никогда не спрашивают, понял ли их собеседник. У них срабатывает критерий — раз сказано, значит, должен понять

Тем более что слова, привлекающие внимание, говорящий обязательно употребляет: «посмотри», «видишь» и т. п

По секрету…

Речь в общении со сверстниками более эмоциональная и связная, и этому есть объяснения. Дошкольник связан со сверстниками общей деятельностью. Дети играют, и в процессе что-то обсуждают, выясняют. Контекст этих разговоров определяется ролями и игрой, но форма речевого общения зависит от расположенности и симпатий к некоторым друзьям.

Общение дошкольника со взрослыми чаще имеет познавательный характер. Беседа строится вокруг бытовых тем, родители стараются следить за речевыми нормами в высказываниях ребенка. Сверстники этих норм не знают, поэтому речевое общение протекает свободно, чем привлекает детей.

Речевое развитие является частью формирования познавательной сферы дошкольника. Восприимчивость к новой информации, умение выразить словами свои мысли и состояния, значительный словарный запас – важнейшие составляющие, которые обеспечивают дальнейшее развитие и социализацию личности.

Что делать маме с папой?

Как же родители могут помочь дошкольнику в освоении премудростей родного языка? В первую очередь, как уже было сказано выше, не стесняйтесь беседовать с ребенком. Разговаривать можно на любые темы, но лучше использовать при этом простые, понятные слова. Малыш как губка впитывает все, что вы делаете и говорите, и стремится подражать вам.

Неплохим развивающим вкладом в речь ребенка станет совместное чтение книг, разучивание стихов и песен. Не стоит проводить обучение в виде долгих лекций — играйте с ребенком, общайтесь с ним

Ваши внимание и забота значат для него куда больше, нежели диплом по педагогике

Разучивайте вместе с ребенком старшего дошкольного возраста скороговорки, соревнуйтесь, кто больше знает их и сможет повторить. Разучивая скороговорки, вы стимулируете деятельность артикуляционного аппарата, способность различать похожие звуки и их комбинации на слух. Чаще играйте в загадки — необходимость узнавать определенное слово через его описание разовьет у ребенка логическое и образное мышление.

Играйте с малышом в рифмы, сочиняйте простенькие стишки, вслух сравнивайте различные предметы, предлагайте и ребенку сравнить и описать их. Разучивайте новые слова, сочиняйте вместе с ребенком сказки и истории. Это поможет ему связно выражать свои мысли и правильно составлять предложения.

Речь и чувство ритма

Незаменимым помощником в развитии речи станет для вашего ребенка чувство ритма

Просто двигаться под музыку, попадая в такт, петь, читать стихи очень важно для психофизиологического развития маленького человека

Читайте с ребенком стихи. Как правило, дошкольники с удовольствием повторяют сказки Чуковского, Барто. Их простая, но в то же время очень ритмичная структура, звуковые особенности, построенные на повторении групп определенных звуков, окажутся полезны для артикуляции. Не нужно механически заучивать непонятные ребенку стихотворения. Выберите вместе что-нибудь, что будет интересно для ребенка. Особенности речевого развития дошкольников предполагают, что дети с удовольствием запоминают и лучше усваивают ту информацию, которая им интересна. Попросите ребенка самостоятельно подобрать рифмы, закончить строчку за вас. Вот, к примеру, игра-стихотворение «Добрый слон», прекрасно подходит для такой задачи:

Жил на свете добрый слон.

Сочинял рассказы он.

Книжки добрые писал,

И друзьям их раздавал.

В рифмы он любил играть,

Чтоб с друзьями не скучать.

Вот картина, вот… (машина, корзина и т.д.),

Вот ромашка, вот… (букашка),

Вот мой домик, вот твой (сомик, томик),

Вот и пушка, вот и (кружка, мушка, лягушка и т.д.),

Вот вам пышка, а вот (книжка, мышка…),

Вот сосед, а вот (кларнет, обед, омлет).

Чтоб и нам не заскучать — станем рифмы подбирать!

Играть можно долго — насколько хватит фантазии вам и ребенку.

Можно играть с ребенком в профессии, предлагая самому подставить нужные слова по смыслу и звучанию: например, учитель — учит, строитель — строит, водитель — водит, а вот врач — совсем не врет, а лечит! Пользуясь случаем, расскажите ребенку об однокоренных словах.

Формирование словарного запаса

Словарный запас человека делится на активный и пассивный. Активный словарный запас составляют те слова, которые человек использует в речи постоянно. Пассивный словарный запас ему знаком, но в речи используется крайне редко или не используется совсем.

Словарный запас является одним из ключевых показателей развития речи у детей дошкольного возраста. Как расширить лексикон ребенка? Главную роль здесь играет, конечно, чтение. В процессе чтения ребенок усваивает новые слова и речевые ситуации, в которых эти слова можно использовать.

Если вы будете стараться не только читать малышу, но и чаще обсуждать с ребенком прочитанное, то некоторые слова можно перевести из пассивного словарного запаса в активный. Попросите ребенка пересказать прочитанное, вспомнить, какими словами в рассказе или сказке характеризуется какой-то предмет или действия, придумать свои определения. Придумав простое предложение, попросите ребенка дополнить его. Придумывайте вместе с ребенком продолжение понравившихся сказок и историй, развивая речь и фантазию.

Еще одним эффективным способом расширить словарный запас дошкольника является заучивание стихов. Стихи являются как тренировкой для памяти, так и прекрасным средством для заучивания новых слов. К шести годам активный лексикон дошкольника должен насчитывать не меньше 3000 слов.

Значение развития речи у детей в дошкольном возрасте

Развитие речи у детей многими взрослыми воспринимается как главный показатель интеллекта. Такой подход объясняется тем, что в высказываниях и разговоре прослеживается осведомленность и логика. Безусловно, мышление и речь как психические процессы тесно взаимосвязаны. Но речевое развитие является только частью интеллектуального уровня личности.

В то же время, для дошкольника речь – многофункциональное средство. С ее помощью он получает информацию и устанавливает контакт с окружающим миром. Слова помогают ребенку закрепить в сознании результат предметной деятельности. Благодаря речи дети приходят к восприятию и использованию образов.

Речь дошкольника эгоцентрична и спонтанна. Он больше говорит для самого себя, используя повторения и монолог. Это как мысли вслух, с произношением которых приходит понимание. Слова служат усилителем деятельности и поддерживают ребенка в его действиях.

Для детей дошкольного возраста в равной степени важны познавательная и коммуникативная функции речи. Слушая взрослых, они впитывают информацию и открывают окружающий мир. В то же время, дети учатся говорить и стремятся быть понятыми.

Коммуникативная компетентность педагога

Под коммуникативной компетентностью педагога подразумевается умение учителя понимать речь своего ученика, а также тактично и четко выражать свои мысли так, чтобы ученик их понимал

Также важно обучать моделям общения своего ученика, который не обладает обширными познаниями о различных ситуациях и несхожести людей, с которыми ему придется общаться

Коммуникативная компетентность человека включает:

  1. Профессионально-мотивационный компонент – когда педагог настроен развивать свои навыки, чтобы быть профессионалом своего дела.
  2. Когнитивный компонент – это знания педагога.
  3. Операционный – навыки передачи речи, которыми обладает педагог.
  4. Позиционно-ценностный – заинтересованность педагога в своей деятельности.

Важное значение играют отношения, которые складываются между педагогом и учеником. Следует понимать, что наибольшую расположенность к общению дети занимают, когда у них складываются доброжелательные и доверительные отношения с учителями. Если же между сторонами имеются натянутые отношения, отрицательные эмоции и конфликты, тогда ученик будет отвергать любое учение, исходящее от педагога

Если же между сторонами имеются натянутые отношения, отрицательные эмоции и конфликты, тогда ученик будет отвергать любое учение, исходящее от педагога.

В процессе обучения себя и своих учеников коммуникативной компетентности следует поощрять творческий подход. Ведь речь хоть и обладает определенной структурой и правилами, однако позволяет свободу в выражении и ее использовании.

Как педагог формирует свою профессиональную компетентность?

  • Первую роль здесь играют навыки, которыми уже педагог обладает. Чему его обучали и затачивали те люди, которые были его учителями?
  • Профессиональное обучение, которое включает не только получение педагогических навыков, но и манеру общения с учащимися.
  • Эмпатия – способность воспринимать и понимать чувства окружающих, отмечая мотивы поведения.
  • Прохождение практики непосредственно при общении с детьми, когда педагог корректирует свои знания и навыки, полученные во время учебы.
  • Повышение квалификации и самообучение.

Развитие коммуникативных способностей старших дошкольников

Ребенок, который предпочитает проводить время в одиночестве, часто делает это по причинам неумения быть интересным и правильно общаться. Находясь среди сверстников, он может испытывать застенчивость, неуверенность в себе или проявлять агрессивность. Поэтому дошкольное развитие требует выделения значительного количества времени для формирования коммуникативных навыков.

Условия развития способностей к общению подразумевают два взаимодополняющих пути. Первый – активное общение со взрослыми и перенимание их модели общения, стиля коммуникативного поведения. Второй – проведение времени с ровесниками, в течение которого дети постоянно учатся друг друга.

С развитием коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста формируются устойчивые мотивы общения, стремление взаимодействовать, как со взрослыми, так и сверстниками.

Заимствование коммуникативных моделей взрослых

Общаясь со взрослыми, дошкольник развивает основные составляющие коммуникативных навыков. Готовая модель, которую они наблюдают у родственников и воспитателей, позволяет им разобраться в следующем:

  • Когда вступать контакт, то есть, понять, при каких условиях беседы уместны, а когда следует помолчать;
  • Как организовать общение, как решать конфликты, наглядно увидеть эмоциональное сопереживание;
  • Каких норм и правил требует общение, то есть определить для себя границы допустимой резкости, откровенности, шутливости.

Также диалоги со взрослыми – это получение информации о знаниях и культурных ценностях. На примере дети учатся рассказывать, обучаются тому, как сделать свои истории интересными и увлекательными.

Развитие способностей в общении с детьми

Принципиальное отличие коммуникации со сверстниками – это повышенная эмоциональная насыщенность. В этом случае отступают рамки, и дети обучаются быть искренними и артистичными. В их общении присутствуют беспричинный смех, кривляние, громкие высказывания, переходящие в крик.

Таким образом дети экспериментируют, самостоятельно ища способы привлечь к себе внимание без помощи взрослых. Также в общении сверстников могут присутствовать такие элементы, как:. Также в общении сверстников могут присутствовать такие элементы, как:

Также в общении сверстников могут присутствовать такие элементы, как:

  • Непредсказуемые сочетания слогов и звуков – попытки создать свой язык;
  • Отсутствие правил;
  • Наличие грубых слов, помогающих выпустить эмоции.

Если беседуя с взрослыми, дошкольник больше спрашивает и слушает, то в разговорах со сверстниками он стремится высказаться сам, даже если для этого приходится перекрикивать других. Более того, от воспитателей и родителей дошкольник ожидает оценки или новых сведений. Просто болтая с друзьями, он обучается выражать себя и эмоции, излагать желания, показывать настроение с помощью слов и даже пытается брать на себя функции лидера, демонстрируя инициативность и стараясь управлять остальной компанией.

Как развить речь у ребенка

Речевое развитие осуществляется в основном через игру. Также общение активно совершенствуется посредством использования картинок.

Обратите внимание! Развить речь можно посредством домашних занятий

Формирование речи детей в игровой деятельности

Игры на развитие лексико-грамматического строя речи у дошкольников бывают разных видов. Главное требование – перед началом занятий заинтересовать детей, вызвать желание поучаствовать, затем четко обозначить правила игры и ее предполагаемый итог.

Игры могут быть различных видов:

  • подвижные;
  • ролевые;
  • драматизации.

Театрализованные постановки с использованием игрушек и кукол наиболее активно позволяют развить речь. С их помощью дети учатся разговаривать разными голосами, исполнять роли, вживаться в образы.

Сфера картинок, познавательно речевое развитие

«Сфера картинок» – это коллекция книг, помогающих родителям и воспитателям ответить на вопрос, как ребенку развивать речь. В эту серию входят иллюстрированные сборники на разные темы.

Иллюстрация из сборника “Сфера картинок”

В коллекцию включены книги про времена года, предметы одежды, принадлежности для школы и т.д. Эти сборники помогают в обучении детей устной речи воспитателям и родителям.

Как научить правильно говорить малыша дома?

Научить ребенка правильно разговаривать можно и в домашних условиях. Это возможно с помощью игр, массажа, артикуляционной гимнастики. Перед занятиями нужно становиться на уровень глаз ребенка, чтобы малыш мог видеть взрослого, повторяя за ним.

Важно! Лицевой массаж нужно выполнять аккуратно, подушечками, слегка поглаживая кожу ребенка. Сопровождать все действия нужно стишками, рассказами. Артикуляционная гимнастика выполняется путем повторения за взрослым различных действий губами, зубками, надувая щечки

К таким упражнениям относятся следующие:

Артикуляционная гимнастика выполняется путем повторения за взрослым различных действий губами, зубками, надувая щечки. К таким упражнениям относятся следующие:

  • Воздушный шар.
  • Паровозик.
  • Улыбка.
  • Лошадка.
  • Ротик.
  • Язычок.

Тематические игры для ДОУ

В детском саду для улучшения навыков общения используются тематические игры на развитие звуковой культуры речи. В этот список включены следующие типы игр:

  • лови и бросай – на знание цветов;
  • назови предмет – на знание признаков предметов;
  • подбери слова – на умение сочетать существительные с прилагательными;
  • назови слово – на знание, чем кто питается;
  • подбери действие – на умение сочетать существительные с глаголами;
  • что бывает… – на умение определять предметы по их признаку;
  • подбери часть – на сочетание частей тела животных.

Что такое коммуникативные навыки?

В переводе с латинского, «communicative» дословно означает: «коммуникабельный», «общительный».

Коммуникативность — это не отдельное качество личности, а целая совокупность разных навыков. И выражается она в умении общаться с окружающими людьми, способности строить с ними отношения.

Условно коммуникативные навыки делятся на две группы:

  1. навыки, которые помогают человеку передавать свои мысли и чувства (умение говорить, самоконтроль, самопрезентация);
  2. навыки, которые помогают понимать окружающих (умение договариваться, сопереживать, слушать и слышать собеседника).

Познавательно речевое развитие детей дошкольного возраста по ФГОС

ФГОС устанавливает семь направлений деятельности детей для развития речи:

  1. Трудовая.
  2. Продуктивная.
  3. Коммуникативная.
  4. Познавательно-исследовательская.
  5. Чтение.
  6. Музыкально-художественная.
  7. Игровая.

Детские игры на развитие звуковой культуры речи

Такой тип игр помогает детям вычленять звуки, распознавать их. Основной метод работы – демонстрация предмета с его звуком, а затем его закрытие, чтобы дети узнали вещь по звуку.

Обратите внимание! Развитию речевой культуры помогают игры типа «Тихо – громко», «Сдуй перышко», «Насос», «Змея», упражнения на развитие быстрого и долгого дыхания

Познавательно-речевое развитие по плану

План развития речи детей строится по возрастам, в зависимости от особенности становления личностей малышей на разных этапах.

Планы составляются на основе норм ФГОС, психолого-психических особенностей возрастной группы, которой занимается воспитатель. Если педагог правильно составит планы и реализует их на практике, результаты работы будут налицо.

https://youtube.com/watch?v=eh4CaiMkG00

Методы и приемы педагогического общения в ДОУ

В процессе педагогического общения педагоги и воспитатели ДОУ используют определенные методы и приемы.

Для оценки деятельности детей могут привлекаться их сверстники, которые оценивают техническую сторону движения, качество исполнения, результаты самостоятельных попыток в творческом поиске и др. В процессе развития движения, выразительной речи, в создании детьми различных художественных образов для стимуляции их творчества используются подсказки-напоминания, содержание и общий эмоциональный тон произведения.

Нужен совет преподавателя по схожей теме? Задай вопрос преподавателю и получи ответ через 15 минут! Задать вопрос

Достаточно часто используется прием опосредствованного воздействия на детей через кукольный персонаж, игрушку. Этот прием носит также оценочный характер.

В процессе взаимодействия воспитателя с детьми должны преобладать положительные формы общения: называние детей по имени, улыбка, ласковое поглаживание по голове, похвала, при неудаче — проявление досады и огорчения.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий