Формирование грамматического строя речи у дошкольников

Игровая форма развития грамматики у детей дошкольного возраста

Игра — важная развивающая техника для детей, которая всегда интересна. Чаще всего для детей игра носит самопроизвольный характер и возникает при соблюдении ряда условий: впечатления, которые дарит окружающий мир, игрушки, взаимодействие со взрослыми. Игра воспитывает сразу несколько качеств, так как участвуют разные органы и психические процессы, которые вызывают переживания. Такого рода деятельность помогает адаптироваться в группе, развивает организаторские навыки, дисциплинирует.

Грамматика — часть формирования речи и мышления дошкольника и задействована в становлении личности малыша. В процессе полноценного развития грамматическая сторона речи — важный элемент. Анализируя речь взрослых, дошкольник изучает непростую систему закономерностей грамматики, выявляет общие практические правила, собирает и закрепляет их в речи.

Понятной и организованной нашу речь делает грамматика. Правильное ее усвоение положительно влияет на мышление дошкольника. Мысли становятся логичными, последовательными

Стремление говорить грамматически правильно важно воспитывать с раннего возраста

Формирование грамматически правильно построенной речи происходит следующими путями:

  • нахождение в благоприятной языковой обстановке, где ребенок находит образцы для подражания;
  • высокий уровень речевой культуры у родителей и педагогов;
  • предупреждение грамматических ошибок;
  • практика полученных знаний в речи;
  • корректирование ошибок.

Речь взрослых может принести дошкольнику как пользу, так и вред. Например, ребенок зачастую подражает взрослым, копируя их ошибки

Важно подавать культурный и верный речевой пример. Если взрослые говорят правильно, внимательно относятся к речи окружающих, дети перенимают их манеру общения

Не стоит забывать, что перенимают и неряшливую манеру, поэтому важно следить за собой при воспитании дошкольников. Это профессиональный долг педагога и обязанность любящих родителей. Первые прививают базовую часть правильной речи на практических занятиях, а вторые при воспитании в повседневном общении.

Особенности формирования грамматического строя речи у дошкольников

Первые грамматические навыки приобретаются в дошкольном образовательном учреждении. В образовательной программе предусмотрен специальный раздел «Коммуникация», который совместно с разделом «Социализация» направлен не только развитие речи, но и на расширение общего кругозора.

Для того, чтобы речь детей соответствовала их возрасту, воспитателям необходимо соблюдать следующие принципы в работе:

  • учитывать детский возраст в своей группе;
  • соблюдать все требования образовательной программы;
  • владеть навыками и технологиями обучения грамотной речи;
  • иметь методическую копилку и дидактический развивающий материал.

Перед началом работы компетентный воспитатель проводит диагностику речевых навыков каждого дошкольника для того, чтобы определить круг первостепенных задач и выделить наиболее результативные приемы работы.

Диагностика речевых навыков

Также компетентный воспитатель для достижения наилучших результатов должен придерживаться следующих требований:

  1. Разнообразие дидактических материалов. Постоянно повторяющиеся картинки, сказки и сюжеты не дают возможности творческому развитию и действуют достаточно ограниченно. Для быстрого, устойчивого и полноценного изучения необходима постоянная смена форм и содержания работы.
  2. Системность и частота в проведении занятий и игр. Если дети не справились с задачей единожды, ее необходимо повторить и закрепить.
  3. Сотрудничество всех участников образовательного процесса. Такими участниками являются дети, воспитатели и родители. При полноценной работе воспитателя и поддержке в кругу семьи, обязательно наступит положительный эффект.

Важно! Требования и задачи в детском саду и дома должны быть примерно одинаковыми. При разногласии в работе между родителями и педагогами у детей наступает период торможения в развитии. Для первой младшей группы характерно накапливание словарного запаса

В этом возрасте дети интересуются предметами, их свойствами, предназначением и показывают свое отношение к этим предметам. Наиболее усваиваемой будет работа по категориям и сюжетам. Воспитатель может выбирать различные тематические категории из разделов «Одежда», «Животные», «Времена года» и накапливать знания в этой области сначала по словам, а затем составляя из этих слов предложения. В этом возрасте они обычно пользуются простыми предложениями

Для первой младшей группы характерно накапливание словарного запаса. В этом возрасте дети интересуются предметами, их свойствами, предназначением и показывают свое отношение к этим предметам. Наиболее усваиваемой будет работа по категориям и сюжетам. Воспитатель может выбирать различные тематические категории из разделов «Одежда», «Животные», «Времена года» и накапливать знания в этой области сначала по словам, а затем составляя из этих слов предложения. В этом возрасте они обычно пользуются простыми предложениями.

Познавательный потенциал

Во второй младшей группе общий грамматический строй речи развивается интенсивнее. Дети уже способны пользоваться союзами, предлогами, широкими и развернутыми фразами. Это самое время для описания свойств. В речи уже присутствуют сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.

В средней группе при хорошем развивающем потенциале дети уже умело пользуются падежами, однородными обстоятельствами.

Старший дошкольный возраст характеризуется критическим отношение к своей речи. Они стараются исправиться или наоборот, говорить как можно проще и короче.

В подготовительной группе большое влияние на речь детей имеют речевые особенности взрослых. Дети повторяют не только слова и словосочетания, но и их эмоциональный окрас. Но при этом детская речь еще существенно отличается от взрослой.

Обратите внимание! Для детей с ОВЗ характерно отставание на каждом этапе развития речи. К таким относятся дети с ЗПР (задержкой психического развития). Каждый год у дошкольников меняется познавательный потенциал

Зная особенность речевого развития в каждом возрастном периоде, воспитатель способен четко и конкретно определить задачи, над которыми ему стоит работать, проводя занятия по грамматическому строю речи

Каждый год у дошкольников меняется познавательный потенциал. Зная особенность речевого развития в каждом возрастном периоде, воспитатель способен четко и конкретно определить задачи, над которыми ему стоит работать, проводя занятия по грамматическому строю речи.

Словообразование, как компонент грамматической стороны речи

Словообразовательный процесс формирование одного слова на основе другого имеет является достаточно сложным процессом. Происходит он в несколько этапов:

  • первый период (от 2,5 до 4 лет). Слова образуются случайно, непроизвольно;
  • второй период (от 4 до 6 лет), когда идет активное накопление словарного запаса и вместе с этим словопроизводства;
  • третий период — усвоение правил и норм речи.

Важно! Активным периодом словообразовательного процесса является возраст от 4 до 6 лет и необходимо не упустить этот сензитивный период. Недоразвитие одного из этапов ведет за собой снижение образовательных возможностей другого. ОНР выявляется уже на ранних этапах развития

ОНР выявляется уже на ранних этапах развития.

Ход игры: Зайчик – зайчонок – зайка – заюшка – заюшкина – зайчий.

Волк – волчонок – волчица – волчишка – волчий.

«Дом – домик – домишко – домище»

Цель: упражнять в образовании существительных с помощью суффиксов

-ик, -ишк, -ище; в употреблении образованных существительных в Р. п. ; развивать умение слышать грамматически правильную речь.

Материал: карточка, разделённая на 4 части, в каждой из которых изображения дома, домишки, домика и домищи; маленькие карточки разных цветов (жёлтого, голубого, красного) с изображением животных, мебели, посуды и др. предметов, имеющихся в доме; цветные квадратики (по 3 шт. каждого цвета)

Ход: к картинке с изображением дома выкладываются 3 карточки разного цвета с животными или посудой, мебелью, одеждой и т. д. Ребёнку предлагается назвать объекты и определить, смогут ли они находиться в домике, домишке и домище, соединяя названия объектов с определённым суффиксом. Сначала дети самостоятельно выполняют действие, выкладывая результаты своего решения цветными квадратиками, соответствующими по цвету карточкам с предметами и животными, рядом с изображениемa разных домов, затем объясняют свои действия и называют полученные слова.Например: «В домике могут жить заяц и кот, потому что можно образовать слова «зайчик» и «котик». А лиса там жить не сможет, т. к. слова «лисик» не существует».

2. «Посчитай – ка»

Игры на согласование существительных с числительными в роде, числе и падеже.

Цель: учить образовывать множественное число имени существительного.

Например: Счет до 5 со словом лиса.

Одна лиса, две лисы, три лисы, четыре лисы, пять лис. Можно посчитать зайцев, медведей, ежей и т. д

3. Игры на образование сложных слов.

Цель: учить детей образовывать сложные слова из двух простых слов.

Методика формирования грамматического строя речи у дошкольников

Задачи работы по формированию грамматической стороны речи у детей можно рассматривать в трех направлениях:

1) помочь детям практически освоить морфологическую систему родного языка;

2) помочь детям в овладении синтаксической стороной: учить правильному согласованию слов в предложении, построению разных типов предложений и сочетанию их в связном тексте;

3) сообщить знания о некоторых нормах образования форм слов – словообразования.

Пути формирования правильной речи:

  • создание благоприятной языковой среды, дающей образцы грамотной речи; в связи с этим необходимо повышение речевой культуры взрослых;
  • специальное обучение детей трудным грамматическим формам, направленное на предупреждение ошибок;
  • формирование грамматических навыков в практике речевого общения;
  • исправление грамматических ошибок в речи детей.

Основным средством формирования грамматически правильной речи является обучение, которое проводится на специальных занятиях. Обучение носит характер упражнений и дидактических игр с наглядным материалом или без него (в старших группах). Наглядным материалом могут служить натуральные предметы, игрушки, картинки (см. наглядно-методический альбом О. И. Соловьевой «Говори правильно»). Методы и приемы обучения грамматически правильной речи выбираются на основе знаний возрастных особенностей ребенка (см. книгу для воспитателей детского сада А. Г. Арушановой «Речь и речевое общение детей»).

Итак, первое направление – формирование морфологической стороны речи. Младший дошкольный возраст характеризуется тем, что к трем годам дети овладевают наиболее типичными показателями таких грамматических категорий, как падеж, род, число, время, но не усваивают всего разнообразия этих категорий. На четвертом году жизни ребенок ориентируется на первоначальную форму слова, что связано с активным усвоением категории рода. Наблюдается стремление к сохранению глагольной основы слова (МОЖУ, НЕ ПУСТЮ). Поэтому в младших группах существенное место занимает работа над развитием понимания грамматических форм слова и употреблением их в речи.

Основное содержание работы сводится к обучению изменению слов по падежам, согласованию существительных с прилагательными в роде и числе, употреблению предлогов (в, на, за, под, около) и глаголов. Обучение этим грамматическим навыкам осуществляется преимущественно в форме дидактических игр и игр-драматизаций. Занятия проводятся с игрушками, так как игрушка позволяет проследить за изменением места (на столе, под столом, положения (сидит, стоит, действий (прыгает, играет); называть качества – цвет, форму (мяч синий, маленький; зайчик белый, пушистый, числовые соотношения (кошка одна, а котят много). Для усвоения различных грамматических категорий Е. И. Тихеева рекомендует проводить следующие дидактические игры: «Что изменилось?» (правильное употребление предлогов с пространственным значением, «Прятки» (усвоение предлогов и падежей, «Угадай, чего не стало?» (усвоение формы родительного падежа множественного числа, «Волшебный мешочек» (ориентировка в родовой принадлежности слов, обозначающих различные предметы, спрятанные в мешочке; упражнение в правильном согласовании прилагательного с существительным). Трудные грамматические формы образует воспитатель, здесь полезно употребить сопряженную речь, а за ней – отраженную.

На пятом году жизни (средний дошкольный возраст) у детей появляется большое количество ошибок, обусловленное усложнившейся структурой речи, но наряду с этим в речи детей наблюдается и увеличение количества правильных грамматических форм.

Формированию грамматических навыков помогают возникающая в этом возрасте потребность говорить правильно, прошлый опыт, развитие у ребенка умений мобилизовать свою память, более осознанно изменять слова, искать правильные формы («Я правильно сказала?»).

Содержание обучения усложняется. С одной стороны, продолжаем учить детей правильно употреблять формы родительного падежа множественного числа существительных, согласовывать существительные и прилагательные в роде, числе и падеже, использовать разные глагольные формы (спряжение глаголов по лицам и числам, осознанно употреблять предлоги с пространственным значением. С другой стороны, в связи с тем, что на данном этапе формирование грамматического строя речи в большей степени, чем раньше, связано с развитием монологической речи, следует учить детей правильно изменять трудные для них слова.

Ход игры: У курицы короткий хвост – она короткохвостая.

У гусыни белая голова – она белоголовая.

У зайца длинные уши – он длинноухий.

У цапли длинные ноги – она длинноногая.

4.«Мой—моя—мое—мои»

Цель:

упражнение в согласовании местоимения с существительным.

1. Взрослый называет детям слова и просит ответить на вопрос «чей?» («чья?», «чье?», «чьи?», правильно согласуй местоимение с существительным.

Примерный речевой материал:

мяч, кубик, мишка, пароход, конь, шар, самолет, пень, лук, помидор, карандаш, зайка;

машина, кукла, книга, коляска, стрела, пчела, слива, лента, рубашка, коробка, плита;

ведро, перо, колесо, кольцо, пальто, платье, яблоко, облако, зеркало, дерево, озеро, солнышко;

валенки, туфли, рукавицы, сапоги, глаза, ножницы, носки, брови, книги, друзья.

2. Взрослый бросает ребенку мяч и произносит слово либо «мой», либо «моя», либо «мое», либо «мои». Ребенок, возвращая мяч, называет нужное слово.

5.«Подумай и назови».

Цель: упражнение детей в образовании прилагательных от существительных

Предлагаем детям дать словами правильные определения.

Образец ответа: Если на рубашке грязь, то рубашка грязная. При затруднении задается вопрос «какая?» («какой?»).

Примерный речевой материал:

Если на улице очень холодно, то день.

Если на улице шум, то улица.

Если человеку сопутствует удача, то человек.

Если у человека талант, то человек.

Если весь день идет дождь, то день.

Если корова приносит людям пользу, то корова.

Если у человека есть здоровье, то человек.

Старшем дошкольный возраст

В старшем дошкольном возрасте рекомендуется знакомить детей с типичными способами словообразования. Закрепляются грамматические навыки, полученные на предыдущих возрастных этапах, и дети переходят к более сложной задаче – образованию названий профессий от слов разных частей речи (часовщик, строитель, сапожник, билетер, библиотекарь, а также названий лиц женского и мужского пола от глаголов с помощью разнообразных суффиксов (заступник, драчун, шалунья, летчица, умница). Ребенок учится вычленять части слова, осмыслять их значение. Одна из задач – научить детей разным способам образования степеней сравнения прилагательных. Сравнительная степень образуется с помощью суффиксов -ЕЕ, -ЕЙ, -Е (синтетический способ) и при помощи слов БОЛЕЕ или МЕНЕЕ (аналитический способ): чистый – чище – более чистый. Превосходная степень образуется с помощью суффиксов –ЕЙШ-, -АЙШ- (синтетический способ) и при помощи слов САМЫЙ или НАИБОЛЕЕ (аналитический способ): высочайший – самый высокий. В этом возрасте детей знакомят со «словами-родственниками» (однокоренными словами): береза, березовый, подберезовик. Дается представление о том, что слова-родственники должны иметь одинаковую часть и быть связаны по смыслу.

Формирование грамматической стороны речи ребенка – постоянный непрерывный процесс. Это соответствует психофизиологическим основам развития грамматического строя детской речи. Поэтому следить за речью детей нужно не только на всех занятиях, но и в процессе их повседневной жизни. Как считает А. М. Бородич, неисправленная грамматическая ошибка – лишнее подкрепление неправильных условных связей не только у говорящего в этот момент ребенка, но и у слушающих его детей.

К. С. Аксаков писал: «Слово — есть первый признак сознательной, разумной жизни. Слово есть воссоздание внутри себя мира». Воссоздание это идет всю жизнь, но особенно интенсивно в первые годы жизни

И очень важно помочь ребенку как можно успешнее овладеть прекрасным даром

На странице курсовые работы по педагогике вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Педагогика».

Здесь темы рефератов по педагогике

Читайте дополнительные лекции:

  1. Структура публичного выступления
  2. Социально-педагогическая подготовка старшеклассников к семейной жизни
  3. Введение в педагогическую профессию
  4. Внеурочная деятельность младших школьников при изучении неживой природы на примере кружка
  5. Особенности речевого аппарата детей, их влияние на освоение звуковой стороны речи
  6. Практикум по совершенствованию двигательных умений и навыков
  7. Особенности формирования грамматического строя речи в старшем дошкольном возрасте
  8. Восприятие в трудах выдающихся педагогов конца xviii начала xx века роли наставника в педагогическом процессе
  9. Основные тенденции развития системы образования
  10. Технологическая карта урока английского языка

Игровые методы развития лексико-грамматического строя речи

Дидактические игры облегчают детям усвоение категорий и понятий, эффективно закрепляют правильные словоформы, развивают словесно логическое мышление. Их можно проводить с использованием картинок и другого наглядного материла. Вполне допустимо «играть в слова» во время обычной прогулки.

Примеры игр и упражнений

Что изображено на картинке. Подготовить наглядный материал с изображением одного и нескольких образов (дерево, стул и пр).

Цель: Усвоение множественного числа.

Дети называют, что видят на картинке. Сначала продемонстрировать картинку с одним изображением, затем – с множеством (дерево — деревья, карандаш — карандаши).

Подбери подарки для друзей. Для игры подготовить два десятка подходящих игрушек и мелких предметов (медвежонок, зайчик, платок, машинка, чашка, совок и т.д.).

Цель: Обучение интуитивному морфологическому анализу.

Предложить ребенку выбрать только то, что заканчивается на «ок». В следующей попытке — на «ка»

Выбирая предмет, важно его называть

Особое внимание уделять тем наименованиям, которые можно использовать двояко (медвежонок, мишка)

Всему свое место. Наглядный материал – картинки, на которых изображены предметы или продукты.

Цель: Закрепление категории рода имен существительных.

Ребенку необходимо разложить все картинки, сформировав три набора, каждый из которых соответствует одному роду. Для определения рода дошкольник проговаривает: «мой …», «моя…», «мое…».

Упражнения, которые можно выполнять «на ходу»:

  • Придумать группу слов на основе одного: цвет (цветок, цветочек, разноцветный, соцветие, одноцветный), лист (листок, листопад, листики) и пр.
  • Определить множественное число понятия – лист, дорога, тропинка и др.
  • Осваивать склонение существительных и определение принадлежности с помощью ответов на вопросы: Кого угостить орешком в лесу? Чей хвостик выглядывает из-за дерева?
  • Формировать умение оперировать сравнительными прилагательными (дерево выше, дорожка уже, листок больше и пр).
  • Расширять лексический запас, придумывая характеристики (ягодка какая, птички какие и т.д.).

Этапы и задачи

Формирование грамматического строя речи у дошкольников — постепенный процесс, проходящий в несколько этапов разного уровня сложности

Здесь важно замечать общие закономерности построения фраз

План, по которому проходит лексико-грамматическая система речи у дошкольников, может включать:

  • организацию;
  • презентацию очередного материала;
  • укрепление знаний с помощью наглядных материалов;
  • связанные с темой занятия физические упражнения;
  • индивидуальное закрепление материала.

Все этапы дают возможность обеспечить:

  1. хорошую активность;
  2. закрепление навыков;
  3. экономию учебного времени.

Эмоциональную активность детей повышает верно выбранный иллюстративный материал, который способствует увеличению эффективности упражнений.
Каждое занятие должно быть познавательным, проходить в игровой форме. Возможно применение соревновательного момента, физических упражнений, чтобы обучение проходило в более интенсивном режиме и занимательной атмосфере.

Формирование грамматического строя речи у детей дошкольного возраста начинается рано. В возрасте трех лет уже используются понятия, как время, число, род. Речь для малыша уже является главным средством общения. Своевременное овладение грамматическим строем речи включает не только закономерности усвоения, но и сложности на пути изучения русского языка

Наш язык богат исключениями и правилами, которые важно запомнить. В полной мере малыш осваивает грамматику в возрасте 8 лет, это подтверждено исследованиями

Особенности

В образовательной деятельности детей дошкольного возраста значительное внимание уделяется обучению родному языку и развитию речи. В первую очередь грамматической стороне речи малыш обучается в общении и развивает лексикон с помощью родителей и педагогов

Дидактические игры, включенные в речевые уроки, — важный элемент в усвоении изученного материала.

Стоит отметить, что не все сложные грамматические формы могут быть закреплены в ходе уроков

Это значит, что важно развивать языковое нутро детей, когда ребенок сможет без посторонней помощи ориентироваться в образовании слов

Неодинаково усваиваются детьми синтаксис, морфология и словообразование. Младшая и средняя группа направлены на усвоение закономерностей склонения и спряжения. Старшая возрастная группа ставит задачи, которые нацелены на изучение традиционных форм слов. Из этих форм состоит словарь ребенка, которым активно пользуется. Методы сообразования слов изучаются после усвоения материала по словоизменению.

Особенности усвоения детьми грамматического строя определяются установившимися методами подготовки и проведения занятий, способами общения с окружающими. Каждый дошкольник имеет свой опыт, личные особенности, присущие его уровню речи. Поэтому грамматические занятия в детском учреждении должны проходить так, чтобы ребенок получал задачи с которыми справится.

Этапы формирования грамматического строя

  1. На первых порах изучения материала малыш учится понимать смысл сказанного.
  2. Далее малыш приступает к практике. Использует усвоенные грамматические средства в речи. Дошкольник копирует речь окружающих взрослых.
  3. Следующий этап — самостоятельное словообразование в соответствии со знакомыми словами.

Анализ правильности речи

У каждого возраста стоят свои грамматические цели. Например, в младшем возрасте главное — морфология: чередование звуков, использование сравнительной степени прилагательных. Усваивается образование существительных и глаголов.

В среднем возрасте, например, уже используются точные названия посуды. Для изучения новых слов требуется немалое количество тренировок, в которых ребенок учиться их употреблять. В этом случае дидактические игры и занятия — лучшие помощники.

Новые направления грамматики добавляются в старшей группе. Усложняется синтаксис, запоминаются единичные формы и исключения, усваиваются новые способы образования слов всех частей речи. Дошкольники заинтересованы в грамотной речи, исправлении своих и чужих ошибок.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий