Представитель теории социализации личности

ВВЕДЕНИЕ

Термин «социализация», несмотря
на его широкую распространенность, не
имеет однозначного толкования. Представитель
каждого направления имеет свое представление
о процессе социализации.

 Социализация – это процесс включения индивида в социальные отношения, усвоение
индивидом социального опыта.

Социализация происходит:

1) в процессе саморазвития, самовоспитания 
личности;

2) в процессе стихийного взаимодействия 
человека с обществом и стихийного 
влияния на него различных 
обстоятельств жизни;

3) в процессе целенаправленного 
создания условий для развития 
человека;

4) в процессе влияния со стороны 
государства на те или иные 
категории людей.

В процессе социализации осуществляется
включение индивида в социальные отношения
и благодаря этому может происходить изменение его
психики.

Социализацию в самом общем виде определяют
как влияния среды в целом, приобщающие
индивида к участию в общественной жизни,
обучающие его пониманию культуры, поведению
в группах, утверждению себя и выполнению
различных социальных ролей.

Процесс социализации – совокупность
всех социальных процессов, благодаря
которым индивид усваивает определенную
систему норм и ценностей, позволяющих
ему функционировать в качестве члена
общества.

Рассмотрим основные теории социализации в отечественной и зарубежной
психологии.

Проблемы социализации личности

У многих личностей возникают проблемы в процессе социализации. Существуют три группы проблем, которые объясняют возникновение этих трудностей:

  1. Культурные проблемы. Человек взращивается и воспитывается в соответствии с определенной системой ценностей, которая укрепилась в обществе.
  2. Естественные проблемы. При достижении определенного уровня полового и физического развития человек должен определить, как это выражать в рамках принадлежности в определенному народу.
  3. Психологические проблемы. Процессы самоидентификации, самоопределения, саморазвития играют очень важную роль в социализации.

Процесс социализации довольно противоречив по своей сути. С одной стороны, человек должен стать частью общества, сблизиться с ним, перенять культурные и традиционные особенности. С другой – должен уметь проявлять себя, выделяться на фоне других людей.

Противоречивость социализации связана еще с тем, что некоторые люди стремятся к крайностям. Например, если безоговорочно принять все существующие нормы и правила, человек станет безвольным, потеряет способность проявлять себя. Если же социальные нормы не будут приняты вообще, индивид станет угрозой для общества, потому что будет стремиться к разрушению правил и традиций.

Какие существуют стадии социализации?

Стадия адаптации. Некритическое усвоение общественного опыта, которое происходит путём подражания.

Стадия идентификации. Появление желания выделить себя среди других людей, сформировать собственное “Я”.

Стадия интеграции. Включение в общественную жизнь, которое происходит либо успешно, либо неуспешно.

Трудовая стадия. Воспроизведение общественного опыта, воздействие человека на окружающую его среду.

Послетрудовая стадия. Передача общественного опыта следующим поколениям.

Давай проследим все стадии социализации на примере абстрактной девочки  Маши. 

  • Адаптация: Маша, будучи маленьким ребенком, повторяет действия за своей старшей сестренкой, тем самым формируя начальные знания о мире. 
  • Идентификация: Маша начинает понимать, в какие игры ей интереснее играть, какие мультфильмы смотреть и какую музыку слушать. Она начинает проявлять своё собственное “Я”.
  • Интеграция: Маша стремится стать полноценным членом общества, вступает в различные социальные группы: друзья, школьный класс, творческое объединение. 
  • Трудовая стадия: Маша устраивается на работу и на протяжении долгого времени проходит трудовую стадию, продолжая усваивать социальный опыт. Маша взрослеет и становится уже не Машей, а настоящей Марией. 
  • Послетрудовая стадия: Здесь уже бабушка Маша передаёт социальный опыт своим внукам, делится с ними своими знаниями и умениями. 

Подробнее про интеграцию: На стадии интеграции человек может успешно влиться в окружающую среду, а может сопротивляться существующему в обществе укладу. Тогда человек вступает в конфликт с провозглашенными в обществе ценностями.

А может наблюдаться и другая ситуация: человек в процессе интеграции в общество пассивно соглашается с существующим в обществе порядком. Тогда речь идет о конформизме.

Конформизм — приспособление, а также пассивное согласие с порядком вещей, с мнениями и взглядами, которые существуют в определённом обществе, социальной группе; это безоговорочное следование каким-то образцам, имеющим наибольшую силу давления, неимение собственной точки зрения по каким-либо вопросам. 

Поведение личности считается конформным, если оно соответствует социальным нормам и ожиданиям социального окружения (групп, общества в целом).

Примеры конформного поведения:

Ваня одевается в определенном стиле, так как хочет вписаться в новую компанию, которая придерживается данного стиля одежды.

Вика, прочитав “Грозу” Островского и придя на урок литературы, начинает обсуждать с одноклассниками сюжет данного произведения. Большинство ребят осуждают Катерину, поэтому и Вика становится негативно настроенной к этому персонажу, меняет своё мнение о ней, хотя изначально, наоборот, сочувствовала героине.

В 9 А шло активное обсуждение празднования выпускного. Подавляющее большинство ребят хотели отмечать его на природе. Остальные просто согласились на данный вариант, чтобы между одноклассниками не возник конфликт.

Почему люди склоняются к конформизму?На это их толкает ряд причин:— Число людей. Удивительно, но факт: чем больше количество людей, тем меньшее каждый из них имеет влияние. — Сила группы. Данный фактор показывает, насколько человеку важна группа. Если мы её ценим, то она оказывает на нас большее социальное воздействие.— Непосредственность. Насколько близко группа находится к нам в пространстве и во времени. Допустим, семья в детстве находится к человеку ближе всех остальных групп, поэтому человек следует нормам, принятым в семье. Но с возрастом, отдаляясь от семьи, переезжая в другие города, люди начинают поддаваться большему влиянию других социальных групп, например, рабочему коллективу, друзьям и др.— Боязнь быть отвергнутым и др.

Типы социализации

Поскольку социализация – сложный и многогранный процесс, существует множество ее типов. Давайте рассмотрим некоторые общепризнанные.

Первичная или базовая социализация

Происходит в самом начале жизни ребенка, в первую очередь, под влиянием семьи. Необходима для гармоничного физического и умственного развития и включает в себя изучение языка, правил поведения, основных социальных норм и обычаев той культуры, где родился ребенок.

Вторичная социализация

Происходит вне семьи и продолжается всю жизнь, когда человек сталкивается с группами и ситуациями, которые не были частью первичного опыта социализации, например, в школе, где требуется совершенно иное поведение по сравнению с тем, что было привычным для дома.

Растущий ребенок получает очень важные уроки социального поведения от своих сверстников. Вторичная социализация также происходит в университете, на рабочем месте или во время путешествий, т.е. в тех случаях, когда человек познает и адаптируется к «законам жизни», принятым в других группах.

Позитивная социализация

Это процесс усвоения моделей и норм поведения, которые являются социально допустимыми и желательными для общества. Например, нас с детства учат уступать место в транспорте пожилым людям, не брать чужие вещи, извиняться, когда причинили кому-то неприятности.

Негативная социализация

Представляет собой процесс, противоположный позитивной социализации, и предполагает усвоение человеком моделей поведения, которые не укладываются в рамки общепринятой морали или считаются асоциальными. Сюда относится злоупотребление алкоголем, наркомания, использование ненормативной лексики, беспорядочные половые связи.

Предвосхищающая или опережающая социализация

Это процесс подготовки человека к смене статуса или роли, когда он осваивает ценности и стандарты группы, к которой планирует присоединиться. Данный тип социализации необходим для облегчения перехода в новую группу и успешной адаптации в ней.

Концепция предвосхищающей социализации была предложена американским социологом Сэмюэлем Стоуффером. В одном из исследований он обнаружил, что рядовые солдаты, которые заранее моделировали свое поведение по образцу офицеров, имели больше шансов получить повышение, чем те, кто этого не делал .

Примером опережающей социализации может служить совместное проживание мужчины и женщины до свадьбы. Так они привыкают к будущим новым ролям мужа и жены, прежде чем начинают выполнять их на законных основаниях.

Формальная социализация

Происходит в организованной среде, т.е. официально признанных учреждениях и организациях (например, в школе или трудовом коллективе) через обучение четко установленным правилам, нормам, навыкам, обязанностям.

Неформальная социализация

Это процесс обучения, происходящий вне формальной структуры, когда сверстники и другие опытные участники некой социальной группы обучают новичка исполнению своих ролей.

Гендерная социализация

Представляет собой процесс обучения людей тому, как вести себя в обществе в соответствии с гендером, который «назначается» при рождении на основе полового фенотипа. Сегодня широко распространено мнение, что большинство различий в гендерном самовыражении связано не с генетическими факторами, а с жестко закрепленными ожиданиями общества, которые, по мнению доктора медицины Роберта Блюма, приводят к возникновению у подростков проблем психического и физического плана .

Культурная социализация

Осуществляется в основном родителями, которые знакомят детей с особенностями их расы, этнического наследия, культурных обычаев и традиций. Примерами культурной социализации могут служить: чтение книг об исторических личностях, участие в культурных праздниках, поощрение детей к использованию родного языка. Она также включает такое понятие, как «подготовка к предвзятости», когда родители рассказывают ребенку о проблемах, присущих той или иной культуре, расе (дискриминации) и способах справляться с ними [].

Репрессивная социализация

Тип социализации, при котором обучение определенным нормам осуществляется через ограничения и наказания за «неправильное» поведение. Репрессивная социализация направлена на развитие послушания и подчинения.

Партисипативная социализация

Представляет собой процесс обучения через вознаграждение за «хорошее» поведение.

Теперь, когда вы знаете больше о типах социализации и о том, почему она так важна, предлагаем познакомиться со взглядами ученых умов на этот процесс.

Социализация в зарубежной науке

Как же теории социализации влияют на реальный процесс школьного образования в западных странах? Новые образовательные программы, школьные реформы, содержание образования, модернизация методов и форм обучения, организация внешкольного влияния на молодежь — все это результат изучения теории социализации. В школах вводятся специальные предметы для развития знаний и установок, которые позволят ученикам легче войти в жизнь, например, знания о политической и социальной системе страны, о мире труда и занятости. Студенты узнают о психологии личности и науке самосознания и саморазвития. Специальные занятия также знакомят их с культурой семьи и межличностными отношениями и учат взаимодействовать с людьми. Все эти предметы в программах аффективного образования отличаются от традиционных «академических» предметов тем, что они сосредоточены на адаптации и социализации человека в обществе.

На этих занятиях в основном используются «активные» методы обучения, такие как ситуационный анализ, ролевые игры, обучение поведению и эмоциям. Использование этих методов в малых группах позволяет ученикам осознать свои личные и социальные проблемы, чувства и поведение, а также развить желаемые навыки. Внеклассная и внешкольная работа с учениками служит той же цели. Ученики организуют праздники, концерты, спортивные соревнования, встречи с интересными людьми; ученики входят в состав школьных органов управления; существует игра «Демократия» (особенно в США), где ученики выбирают школьные органы управления и комитеты, составляют планы их работы и таким образом знакомятся с нормами и правилами «большой» жизни и готовятся к своей роли в ней.

Социализации также способствует сеть молодежных центров, ассоциаций, движений, клубов и консультационных центров различного статуса и порядка работы, использующих различные формы и методы обучения.

Школьники и подростки также получают знания и навыки взаимодействия с людьми, советы по учебе, работе, управлению конфликтами и т.д. Таким образом, хотя понятие социализации близко к понятию воспитания, общие теории социализации молодых людей позволяют учителям шире взглянуть на проблемы развития детей.

Учителя в значительной степени «ориентированы на школу», и если они рассматривают школу как часть социальной системы и как институт социализации, они могут распознать границы ее потенциала, что, в свою очередь, помогает им лучше достигать образовательных и воспитательных целей во взаимодействии со всеми социализирующими факторами.

Хорошо известно, что образование — это не просто организованный процесс в рамках учебного заведения. Образование также является социальной функцией, т.е. подготовкой молодых людей к жизни в обществе. За последние полвека социологи и философы работали над проблемами социализации наряду с теоретиками образования. За рубежом появилось множество концепций социализации личности.

Основные проблемы, которые они разрабатывали: какова сущность и специфика социализации, каковы ее научные и методологические основы, как она связана с воспитанием и школьным образованием, каковы институты и факторы социализации, как теории социализации влияют на школьную практику и реальные педагогические процессы.

5.4. Социализация личности.

Социализация личности – это процесс включения личности в общество, усвоения ею общественного опыта, культурных ценностей, социальных ролей, норм и правил поведения. На основе социализации происходит формирование социально значимых качеств личности, позволяющих ей принимать полноценное участие в жизни общества.

Социализация не сводится к традиционным понятиям «воспитание» и «образование»; она продолжается в течение всей жизни человека и охватывает все процессы воздействия на него со стороны социального окружения. При этом результаты социализации во многом зависят от социальной активности самой личности, которая не должна оставаться лишь пассивным объектом разнообразных общественных воздействий.

Социализация включает в себя ряд этапов, каждый из которых имеет свою специфику. Этот вопрос по разному трактуется социологами. Одни исходят из того, что главным показателем зрелости личности служит ее трудовая деятельность и поэтому выделяют такие три основных этапа социализации: дотрудовой, трудовой и послетрудовой (пенсионный). Другие подразделяют социализацию на два самых общих этапа: период первичной социализации (от рождения до формирования личности) и период вторичной социализации (развитие личности на стадии ее социальной зрелости). Третьи предлагают деление социализации в зависимости от жизненных циклов человека (детство, юность, зрелость, старость).

В любом случае социализация наиболее интенсивно осуществляется на начальных этапах, когда формируется личность ребенка и происходит его подготовка к взрослой жизни. Особенно велика здесь роль родителей и других членов семьи – первичных агентов социализации, оказывающих непосредственное воздействие на процесс становления личности ребенка. По мере роста ребенка расширяется круг агентов социализации, усложняется ее характер. В этот процесс включаются дошкольные воспитательные учреждения, затем школьные коллективы, внешкольные учебно-воспитательные заведения, детские теле– и радиопередачи и т. п. Среди механизмов ранней социализации особое значение имеют коллективные игры, в ходе которых дети учатся осваивать будущие социальные роли.

Очень важен юношеский этап социализации (13–19 лет), когда подростки приобретают значительно более широкие знания, завершают формирование основ своей личности, определяют свое место в окружающей жизни. Сложность социализации «переходного» периода во многом обусловлена противоречием между высоким уровнем притязаний молодых людей и их низким возрастным социальным статусом. Кроме того, на этой стадии возможно возникновение параллельных систем ценностей и взглядов на мир, носителями которых выступают разные агенты социализации – родители, школа, сверстники.

На этапе зрелости главным в социализации личности становится приобретение и освоение социальных статусов и ролей, активное включение в производственную, общественную, политическую и другие сферы жизни общества. В этот период личность не только конкретно усваивает социальный опыт, но и обновляет его через свою деятельность. Зрелая личность порой сталкивается с необходимостью многое менять в своей жизни. Тогда возникает ресоциализация, под которой понимается процесс усвоения новых знаний, ценностей, норм, установок, статусов, ролей вместо прежних.

Ресоциализация особенно проявляется в условиях принципиально иной ситуации для человека (например, переезд на постоянное жительство в другую страну). Однако чаще всего она связана с изменением статуса личности, ее профессии или служебной должности. В обществе переходного типа ресоциализация может стать массовым явлением, охватывать большие группы людей, меняющих свои ценностные ориентации и осваивающих новые виды деятельности.

В период старости, с выходом на пенсию завершается активный цикл социализации. В это время, как правило, происходит снижение социального статуса личности, сокращение диапазона выполняемых ею социальных ролей. Вместе с тем послетрудовая социализация позволяет людям пожилого возраста вносить существенный вклад в воспроизводство социального опыта, в процессы передачи его новым поколениям.

Следует отметить, что характер социализации определяется прежде всего типом общества, в рамках которого она осуществляется. В демократическом обществе социализация ориентирована на гуманистические ценности и идеалы, в тоталитарном – имеет принципиально иной характер

Это важно учитывать в условиях современного российского общества, переживающего переход от тоталитарного к демократическому правовому государству

2. Основная часть:

2.1.Понятие социализации.Интуитивно угадываемое содержание понятия «социализации» состоит в том, что это процесс «вхождения индивида в социальную среду», «усвоения им социальных влияний», «приобщения его к системе социальных связей» и т.д. Процесс социализации представляет собой совокупность всех социальных процессов, благодаря которым индивид усваивает определенную систему норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве члена общества.Социализация — это двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей; с другой стороны (часто недостаточно подчеркиваемой в исследованиях), процесс активного воспроизводства индивидом системы социальных связей за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду. Вопрос ставится именно так, что человек не просто усваивает социальный опыт, но и преобразовывает его в собственные ценности, установки, ориентации. Этот момент преобразования социального опыта фиксирует не просто пассивное его принятие, но предполагает активность индивида в применении такого преобразованного опыта, т.е. в известной отдаче, когда результатом ее является не просто прибавка к уже существующему социальному опыту, но его воспроизводство, т.е. продвижение его на новую ступень. Понимание взаимодействия человека с обществом при этом включает в себя понимание в качестве субъекта развития не только человека, но и общества, объясняет существующую преемственность в таком развитии. При такой интерпретации понятия социализации достигается понимание человека одновременно как объекта, так и субъекта общественных отношений.Первая сторона процесса социализации — усвоение социального опыта — это характеристика того, как среда воздействует на человека; вторая его сторона характеризует момент воздействия человека на среду с помощью деятельности. Активность позиции личности предполагается здесь потому, что всякое воздействие на систему социальных связей и отношений требует принятия определенного решения и, следовательно, включает в себя процессы преобразования, мобилизации субъекта, построения определенной стратегии деятельности. Таким образом, процесс социализации в этом его понимании ни в коей мере не противостоит процессу развития личности, но просто позволяет обозначить различные точки зрения на проблему. Вторая сфера – общение – рассматривается в контексте социализации также со стороны его расширения и углубления, что само собой разумеется, коль скоро общение неразрывно связано с деятельностью. Расширение общения можно понимать как умножение контактов человека с другими людьми, специфику этих контактов на каждом возрастном рубеже. Что же касается углубления общения, это прежде всего переход от монологического общения к диалогическому, децентрация, т.е. умение ориентироваться на партнера, более точное его восприятие. Наконец, третья сфера социализации – развитие самосознания личности. В самом общем виде можно сказать, что процесс социализации означает становление в человеке образа его Я. В многочисленных экспериментальных исследованиях установлено, что образ Я не возникает у человека сразу, а складывается на протяжении его жизни под воздействием многочисленных социальных влияний. Процесс социализации может быть понят только как единство изменений всех трех обозначенных сфер. Они, взятые в целом, создают для индивида “расширяющуюся действительность”, в которой он действует, познает и общается, тем самым осваивая не только ближайшую микросреду, но и всю систему социальных отношений. Вместе с этим освоением индивид вносит в нее свой опыт, свой творческий подход; поэтому нет другой формы освоения действительности, кроме ее активного преобразования. Это общее принципиальное положение означает необходимость выявления того конкретного “сплава”, который возникает на каждом этапе социализации между двумя сторонами этого процесса: усвоением социального опыта и воспроизведением его.

Этапы и стадии

Социализация личности проходит две основных стадии – первичную и вторичную. Первичная стадия характерна для детского и подросткового возраста. В этот период времени ребенок активно взаимодействует с членами семьи и сверстниками. Первичная стадия важна, поскольку индивид приобретает базовые знания о том, как именно вступать в коммуникацию, взаимодействовать с людьми. Также ребенку прививают ряд моральных устоев, которыми он будет руководствоваться в дальнейшем.

Вторая стадия называется ресоциализацией, что понимается как повторная социализация личности. В ходе этого процесса разрушаются приобретенные устои и знания, для индивида характерны стихийные изменения восприятия окружающего мира. При вторичной социализации на индивида способны повлиять окружающие люди (в основном близкие), коллеги, руководители.

Говоря об основных этапах социализации личности, стоит отметить, что многие специалисты в области психологии по-разному определяли то, как происходит социализация человека. Отдельно следует выделить теории Кольберга и Петровского.

Лоуренс Кольберг определил этапы социализации в рамках своей теории морального развития:

  1. Избежать наказания.
  2. Получить поощрение.
  3. Приспособиться и получить одобрение.
  4. Осознать и принять нормы и ценности общественного характера.
  5. Выявить противоречивость устройства общества и системы ценностей, господствующей в нём.
  6. Сформировать собственные ценности и принципы.

Некоторые люди проходят все этапы социализации в юношестве, другие завершают этот путь в зрелом возрасте.

А. В. Петровский разработал иную теорию, в соответствии с которой личность проходит следующие этапы социализации:

  1. Адаптация. Приходится на раннее детство. Человек адаптируется к жизни в семье, школе, взаимодействует с близкими людьми и сверстниками. В это время закладывается база, на которой строится дальнейшее развитие человека как личности.
  2. Индивидуализация. На данном этапе человек уже не усваивает, а воспроизводит те общественные нормы, которые он перенял в процессе адаптации. Проявляется индивидуальность, поскольку индивид воспроизводит полученную ранее информацию так, как он ее понял и привык применять.
  3. Интеграция. В процессе интеграции происходит получение оптимального места в обществе. Социальные связи развиты на том уровне, на котором это необходимо человеку. При завершении этапа интеграции индивид готов к саморазвитию и чувствует себя комфортно.

Разница в теориях Кольберга и Петровского заключается в том, каким образом распределены этапы социализации. Некоторые ученые делают вывод о том, что теория Петровского имеет форму направленной социализации личности, а теория Кольберга – ненаправленной.

В зависимости от того, какой этап переживает личность, подразделяют и виды социализации. Они соответствуют тому, в каком социальном институте человек проводит больше времени – семейном, трудовом, групповом.

Теории социализации и развития личности

Основы социализации личности закладывались в социальной психологии под влиянием господствовавших в начале ХХ в. направлений психологии: психоанализа, бихевиоризма, когнитивизма, интеракционизма и гуманистической психологии.

На Западе проблематика социализации преимущественно разрабатывалась в рамках психоанализа, что и сказалось на ее социально-психологической интерпретации. Так, в русле психоаналитических воззрений социализация понималась как вхождение изначально асоциального или антисоциально настроенного индивида в нормальную социальную среду, как «очеловечивание» изначально враждебного обществу животноподобного человеческого существа.

Можно выделить несколько основных западных теорий, касающихся социализации и развития личности (табл. 5).

Таким образом, каждая из представленных зарубежных и отечественных концепций социализации по-своему решает проблему вхождения человека в социальную действительность. Их нельзя свести в какую-то единую генерализованную концепцию онтогенеза, т.к. несовместимыми оказываются принципы и механизмы социализации, выдвинутые и разработанные их авторами.

Взгляды на социализацию в зарубежной психологии

По отношению друг к другу данные концепции выступают как взаимодополняющие теоретизмы, удачно фиксирующие некоторые связи и отношения между психическим и социальным в их глубинном взаимодействии. При всей оригинальности этих теоретических построений, им, увы, присуща одна крайность: гиперсоциальный подход к анализу многогранного процесса становления человеческой личности.

Следует отметить, что всем современным концепциям социализации и развития личности помимо гиперсоциального подхода, присущи еще некоторые другие крайности социологизма и психологизма.

Во-первых, основная их часть исходит из признания лишь биосоциальной сущности человека. Ребенок появляется в мир в качестве некой биоты, которая затем в процессе социализации обретает свою социальную форму.

Во-вторых, все современные концепции социализации имеют в виду некоего надысторического человека. Таким образом, возникает впечатление, что вся совокупность механизмов и этапов социализации, разработанных в рамках этих теорий, характерны для человека любой исторической эпохи.

В-третьих, сам характер построения этапов становления личности исходит из принципов, заимствованных из общей теории эволюции и прогрессивного развития. Эволюционный подход весьма хорош, когда рассматривается общая динамика движения объективного мира, однако его возможности в понимании субъективного мира крайне ограничены.

В-четвертых, все рассмотренные теории исходят из принципа пансоциологизма, однако сомнительно, что социализация является единственным процессом, в рамках которого осуществляется становление человека. Социализация имеет свои исторические рамки, ей предшествовали, а ныне сопутствуют и ряд других процессов, связанных со становлением человека как фило-, так и онтогенезе.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий