Обзор упражнений по скорочтению для детей – как научить ребенка

Как освоить скорочтение

Научиться читать быстрее действительно можно, но следует самостоятельно определять баланс между глубиной восприятия информации и скоростью. Серебряной пули не существует, и повысить темп без ущерба пониманию получится только путем тренировок, практики и использования довольно простых приемов. Рассказываем о них по порядку.

1. Читайте по диагонали. Эту методику еще называют беглым просмотром и скиммингом. Она больше подходит для быстрого ознакомления с несложными текстами на знакомую тематику. Чтобы применять скимминг, нужно развитое периферическое зрение и некоторая сноровка.
Чтение по диагонали позволяет проскользить по блокам текста взглядом, выхватывая главное. При этом вы перемещаетесь из левого верхнего угла в абзаца в правый нижний и по ключевым словам понимаете основные мысли. Амплитуда движения из стороны в сторону у опытных скиммеров становится меньше — их взгляд идет по странице практически вертикально.

Движения взгляда при чтении по диагонали

2. Подавляйте субвокализации. Проговаривание текста про себя может сводить темп чтения к скорости устной речи. Чтобы избавиться от этого, нужно заблокировать выработанный рефлекс. С этим помогает метод советского психолога Жинкина. Попробуйте выстукивать определенный ритм рукой, читая текст.

С той же целью можно одновременно читать про себя и вслух произносить хорошо знакомые тексты — напевать частушки, скороговорки или стихотворения. И в том, и в другом случае сначала будет сложно и вы не будете понимать смысл слов, но со временем это поможет подавить проговаривание.

Видео: YouTube

3. Используйте указатель. Приучите себя читать, двигая по тексту пальцем, карандашом или любым другим указателем. Тогда вы сможете задавать темп глазам и со временем они станут скользить по словам быстрее.

Другой похожий способ — закрывать прочитанное карточкой или кусочком бумаги. Его суть заключается в том, что так вы не даете глазам совершать регрессивные движения — возвращаться назад, чтобы еще раз взглянуть на предыдущее слово или предложение.

4. Тренируйте периферическое зрение. Натренировать периферическое или парафавеальное зрение можно с помощью таблиц Шульте и клиновидных таблиц. Работая с ними, нужно концентрировать взгляд на центральной части изображения, считывая цифры за пределами выбранной области с помощью бокового зрения.

Пример клиновидной таблицы для тренировки

(Фото: assets-global.website-files.com)

5. Читайте. Как замечает профессор психологии Марк Зейденберг, лучший способ научиться читать быстро и не теряя смысла — читать больше . Знакомство с бо́льшим количеством текстов дает вам «фоновые знания» о языке, словах и структурах письменной речи. Чем шире линейка стилей и жанров, которую вы охватываете, тем сложнее лингвистическая сеть в вашем сознании и навык чтения. С их развитием придет и высокая скорость.

Обратитесь за помощью в IQКлуб

Развить навыки чтения, память, внимание у ребенка поможет IQКлуб. Это – новый интернет-сервис, который порадует и детей, и родителей

Команда профессионалов подготовила для детей занимательные развивающие игры. Над разработкой трудились лучшие дизайнеры, психологи и педагоги.

Как воспользоваться услугами сервиса?

  • Зарегистрируйтесь в системе (можно через социальные сети).
  • Дайте ребенку пройти интересный тест.
  • После оценки сильных и слабых сторон вашего ребенка, для него будет сформирована индивидуальная программа обучения.

Результаты обучения можно отслеживать в онлайн режиме. Так вы оперативно узнаете о достижениях вашего чада и получите необходимые рекомендации для дальнейшего развития.

В современном мире, когда нас окружают разнообразные электронные гаджеты, проблема детского чтения становится все более актуальной: к сожалению, в последнее время все меньше детей читают книги. Поэтому взрослым стоит на личном примере показать, что чтение на самом деле является очень увлекательным процессом. И притом, как сказал Ф.Жанлис: «Люди, которые читают книги, всегда будут управлять теми, кто смотрит телевизор».

Что являет собой скорочтение для ребенка

Поскольку начальная школа это единственное место, где еще уделяют внимание технике чтения, а ее скорость измеряют и контролируют, то именно на этом этапе нужно научиться эффективному чтению и устранить ошибки, чтобы не нести их с собой во взрослую жизнь. Именно по причине многочисленных ошибок в технике чтения у учеников младших классов и возникло скорочтение для детей (ранее оно было ориентировано только на взрослых)

Самыми популярными ошибками являются: запинания, непроизвольное изменение букв, перестановка букв и слогов, недочитывание окончаний. Такие ошибки, вместе в вышеупомянутыми проблемами при чтении резко снижают скорость чтения и превращают этот процесс в достаточно сложный. А сдача нормативов по чтению часто расстраивает детей, не умеющих легко и бегло читать.

Скорочтение помогает не только устранить эти ошибки, но и автоматически увеличивать скорость чтения, причем не за счет того, что ребенка торопят, а за счет устранения «тормозящих» моментов. Когда ребенку ничего не мешает читать, то соответственно увеличивается и скорость. Скорочтение предоставляет инструментарий, который позволяет детям проработать и исправить возникающие сложности в чтении, а когда чтение не вызывает трудностей, ребенок сам берется за книгу.

При скорочтении внимание уделяется и качеству понимания и запоминания прочитанных текстов. Часто дети практически не способны пересказать прочитанное, плохо улавливают его смысл, обращая внимание только на второстепенные детали

При пересказе ребенок использует только слова из текста, не рассказывает своими словами, потому что боится, что неверно понял смысл, и намного безопаснее будет использовать слова, прочитанные в тексте. Скорочтение к решению задачи качественного понимания, а также запоминания текстов подходит с позиции организации таких мыслительных процессов как внимание, воображение, память, мышление

Детям предоставляется алгоритм работы с текстом, позволяющий увидеть важное и правильно понять читаемое. Тогда ребенок знает, на что нужно обратить внимание, что является существенным

Такой подход делает детское чтение структурированным, осознанным, с направленностью на извлечение информации. Важно активизировать память ребенка, чтобы было легко отвечать на уроках, пересказывать тексты спустя время, изучать новые предметы.

Если решили обучать скорочтению…

Продолжительность занятий – 15-20 минут три раза в неделю. Построить каждое занятие можно примерно по такой схеме.

На первом этапе основное внимание уделяется устранению таких причин медленного чтения:

  • проговаривание прочитанного вслух;
  • небольшое поле зрения.
  1. Разминка – ребенок читает текст до 100 слов, затем взрослый задает ему вопросы на понимание прочитанного.
  2. Работа с таблицей Шульте. Для детей подходят те, что поделены на равные прямоугольники, количество цифр в таблице – 25 и 36, букв – 20.
  3. Упражнение «По порядку» (о нем мы рассказывали выше).
  4. Упражнения на логику (чаще использую математические логические задачки сообразно возрасту). Время от времени их можно заменять рисованием на тему прочитанного.

Следующий этап предполагает, что основное внимание уделяется повышению качества усвоения прочитанного. Без этого никакое скорочтение не имеет смысла. Главное, сколько информации останется в памяти у маленького ученика

Главное, сколько информации останется в памяти у маленького ученика.

  1. Чтение поврежденного текста: можно разделить лист на 3-4 полоски и развести их примерно на 1 сантиметр.
  2. Чтение двух текстов одновременно – затем ребенка просят вспомнить, видел ли он что-то похожее, о чем услышал в прочитанном.
  3. Упражнения на развитие и активизацию словарного запаса. Например, составить небольшой рассказ или хотя бы несколько предложений с предложенными словами, которые никак не вязаны между собой.
  4. Для того, чтобы научить ребенка быстро ориентироваться в тексте, применяют упражнение «Прыжок». Малыш кладет руки на колени и начинает чтение по команде «прыжок!». По команде «Стоп!» отрывает глаза от чтения (руки по-прежнему на коленях), закрывает их и несколько секунд отдыхает. Команда «Прыжок!» – и надо начать читать с того места, где закончил. Продолжительность упражнения – до 5 минут. Оно хорошо развивает навыки ориентирования в тексте.
  5. Упражнение «Спрятанная строка»

Монтессори-педагогика: развиваем речь, учимся чтению и письму

Текст читается с прикрытой верхней частью строчки. При этом у малыша развивается сразу несколько навыков. Поскольку нижняя строка остается открытой, ребенок в какой-то момент понимает, что ему выгодно сейчас прочитать и запомнить ее, в результате развиваются:

навык чтения про себя;
словесно-логическая память, поскольку нужно прочитать и удержать в памяти несколько слов;
умение распределять внимание, ведь малыш одновременно читает верхнюю сроку вслух и нижнюю – про себя

Упражнения для развития навыков быстрого чтения

Первое важное правило, как научиться скорочтению – ежедневное выполнение нормы. Норму установите своему ребенку сами, согласно его возрасту

В случае постоянства повторения действий, методы скоростного чтения начинают включаться как программа технического переоснащения мозга. То есть, это совсем не удел для избранных, что важно для родителей каждого малыша.

Существует много методик, как охватить больший кусок текста, осмыслив его мгновенно и при этом запомнив. Но для достижения этого результата, необходимо делать некоторые простые упражнения.

Анаграммы

Отлично тренирует мозг расшифровка анаграмм. Ребенку необходимо прочесть название животного, несмотря на то, что состав слова перемешан. Начинать нужно с простых слов. Приведем пример:

ПДАНА ЛЦИИСА МВЕДДЕЬ КШОКА САКБОА СЛОЁННОК ДЛЕФЬИН ЛАШОДЬ

Каждый взрослый легко прочтет эти слова, не каждый даже заметит, что в них переставлены местами буквы. Анаграммой может быть целый текст. Вот – отрывок из рассказа Л. Толстого «Детство»:

«Волдоя заметно вжаничал: длонжо быть, он гродисля тем, что преихал на охтониьчей лшоади, и привотрялся, что очень услат. Может бьты, и то, что у него уже было сликшом много звдарого сымсла и сликшом млао силы воожабрения, чтобы вполне наслаждаться игюро в Розинбона. Иагр эта состяола в преватсдлении снце из Ронибзона, котроого мы читали незадолго преед эмит».

Кроме хорошего толчка для развития скорочтения, такой текст будет интересен ребенку, потому что он представляет собой загадку. Родители сами могут составлять подобные головоломки из любого текста. На примере такого текста ребенок может увидеть и сам, как неэффективно чтение по словам или по буквам. Следующим уровнем данной методы может служить переход на глиссированное (скользящее) чтение, когда взгляд уже не задерживается на каком-либо из слов или фраз, а скользит по тексту. Скольжение позволяет совсем не вчитываться в буквы, глаза выбирают смысл самостоятельно.

На буксире

Чтобы достичь уровня скользящего чтения, выполняйте с ребенком упражнение «На буксире». Ребенок читает вслух, а следите по тексту пальцем вы сами. Сначала ведите пальцем по строке, а затем постепенно начинайте ускорять скорость движения пальца. Тем самым, вы задаете скорость чтения ребенку, словно тяните его на буксире. При этом он будет стремиться успеть за вами, увеличивая скорость чтения.

Скороговорки

Еще одно полезное для малышей упражнение, повышающее скорость чтения – скороговорки. Начните с простого «ш-ш-ш ползет змея», «ж-ж-ж едет паровозик», «с-с-с сыпется сахар» и так далее. Предлагайте ребенку произнести несколько согласных букв вместе БГД, ТРП, СПФ, МДТ, РПШ, СЗП, КРХ. Затем можно подставить в звукосочетания одну гласную и предложить прочесть как предложение: БГДА ТРПУ СПФЕ МДТО РПШИ СЗПЮ КРХЭ.

Расширяем поле зрения

Очень тормозит скорость чтения малый радиус бокового зрения. В этом случае, ребенок не в состоянии одновременно увидеть несколько слов сразу. Его взгляд устремлен на одно единственное слово. Для этого есть хорошие упражнения:

  • Рисуем солнышко в центре листа. По кругу вокруг солнышка нарисуйте разные геометрические фигуры. Попросите ребенка смотреть только на солнышко, но назвать остальные фигуры.
  • Нарисуйте таблицу из цифр. Пусть цифры располагаются в 4 столбика и 5 рядов. Напишите цифры не по порядку. Предложите ребенку, указывая пальчиком, назвать все цифры от 1 до максимального числа как можно быстрее.
  • Развиваем фотопамять. Печатаем слова МОРОЖЕНОЕ РУЧЕЙ КОТ ПЕРО РУКА ДИВАН. Предлагаем ребенку посмотреть на слова 20 секунд. Затем задаем вопрос, присутствует ли в числе этих слов слово “…” ?
  • Играем со словами в «находилки». Назовите ребенку номер страницы, начинайте читать. Его задача найти страницу, указанный текст и подстроиться под ваш темп чтения.

Методы и способы скорочтения

Обучение скорочтению поможет ребёнку лучше воспринимать и усваивать текстовую информацию, быстрее справляться с домашней работой и лучше учиться. Существуют разные методики, помогающие научиться быстро читать, включающие в себя упражнения, работу с обучающими текстами и таблицами. Приведём наиболее распространённые техники.

Разминка «2–3–5»

Этот метод приводит П. Палагин в своей книге, посвящённой практике скорочтения. Сперва автор рекомендует сделать «разминку для глаз», что поможет расширить периферическое зрение.

Представьте, что ваш взгляд — это луч прожектора, и вы можете расширять его так, как захотите. Возьмите секундомер, книгу стандартного размера и постарайтесь расслабиться. Далее нужно перемещать взгляд по странице, «сканируя» таким образом строки сперва слева направо, а затем справа налево.

Сперва в течение минуты следуйте взглядом по двум строкам, затем по трём, а на третью минуту — по пяти. Старайтесь разглядеть все слова, расположенные друг над другом, пока не удастся понять их смысл.

На заключительном этапе нужно уже не перемещаться взглядом по строчкам, а стараться читать максимально быстро, следуя взглядом по одной строке.

«Клиновидные таблицы»

Эта методика обучает одновременному восприятию сразу нескольких слов, что требует расширения поля зрения. С этой целью используются специальные таблицы для скорочтения.

«Клиновидную таблицу» следует распечатать и сконцентрироваться сперва на центральном столбце, постепенно перемещая взгляд вниз и стараясь увидеть боковые символы — их нужно проговаривать вслух. Цель — дойти до самого конца, рассмотрев одновременно числа по сторонам от центрального столбца.

«Лабиринт»

Ещё одна важная составляющая навыка скорочтения — способность долго удерживать внимание на восприятии текста.

Этот навык можно развить с помощью хорошо знакомых с детства головоломок-лабиринтов. Попробуйте проследить весь путь до выхода одним лишь взглядом, решить эту головоломку без помощи рук или карандаша.

Возвратные движения глаз

В процессе чтения мы нередко возвращаемся к тому, что уже было прочитано ранее. Это плохо сказывается на понимании и снижает скорость.

Чтобы так не происходило, следует помочь себе карандашом или пальцем в процессе чтения. Это смотрится немного «по-детски», но практически сразу помогает существенно увеличить скорость.

Техника развития скорочтения «Сбор урожая»

Это ещё одна техника из книги Павла Палагина. Если вы прочли какой-либо параграф, это не означает, что вы запомнили информацию, которая давалась в нём. Чтобы полученные знания перешли в долговременную память, необходимо приостановиться, осмыслить суть прочитанного и повторить ключевые моменты про себя.

Техника включает три шага:

  1. Остановка после того, как законченный смысловой блок дочитан. Отведите глаза от текста и сделайте небольшую паузу.
  2. Суть. Сформулируйте то, что вы узнали, в виде образа, схемы или же какой-либо ситуации. У вас в голове должны «всплыть» ключевые моменты и смысл, который они несут.
  3. Проговорите основы. Опишите кратко, но ёмко своими словами суть прочитанного.

Тексты для скорочтения

Чтобы ребёнок научился быстрее читать, часто применяются специальные тексты, отличающиеся от привычных нам. Например, они могут быть повёрнуты под углом 90°, напечатаны вверх ногами, иметь пропущенные буквы, которые нужно отгадать. Часто используются тексты с «препятствиями» — например, когда поверх них накладывают «решётки» или «паутинки». Такие тексты часто можно встретить в детских книгах, развивающих скорочтение.

Можно ли научить детей этой технике

Можно учиться скорочтению на специальных курсах (хотя бы одна школа скорочтения есть в каждом городе), а можно самостоятельно. Также есть специальные онлайн курсы. К сожалению, детский сад не может удовлетворить потребность в скорочтении. Чаще всего для этого нужен дом домашние задания. Это помогает приучить ребёнка к постоянной работе над собой.

По мнению учёных, учить скорочтению проще всего с самого детства. Именно тогда проще всего развить нужные для этого навыки. У старших формировать что- то намного сложнее и дольше. К тому же быстрое чтение полезно для детей. Оно упрощает подготовку к контрольным и экзаменам. Дети 5-6 и 6-7 лет легче воспринимают к ней.

Как обучить ребенка 7 лет

Существует несколько правил для обучения скорочтению.

Скорочтение методика обучения для детей:

  1. Надо следить за текстом. Можно водить пальцем или карандашом по тем словам, которые читаются в данный момент.
  2. Нельзя возвращаться к прочитанному. Нередко случается такое, что при прочтении текста начинает казаться, будто какой- то отрывок не усвоен. На самом деле это не так. Он в любом случае остался в памяти. Поэтому, возвращаться к нему не стоит. Единственное, что стоит сделать — кратко и очень быстро, не читая текст, пометить данный отрывок. Таким образом, к нему можно будет вернуться позже.
  3. Текст в голове проговаривать нельзя. Когда человек в голове проговаривается какой- то текст, скорость уменьшается. Таким образом, стоит стараться избегать работы этого внутреннего голоса. Чтобы всё получилось, можно отбивать пальцами какой — либо ритм по столу или же просто махать рукой.
  4. Развитие периферического зрения. Одним из принципов скоростного чтения можно назвать захватывание взглядом сразу нескольких слов или даже предложений. С помощью такого действия происходит чтение по диагонали. В этом помогает «периферическое зрение». Его можно развивать. Например, стоит сфокусировать взгляд на одной точке и попытаться описать всё то, что находится по бокам. Ещё одним способом тренировки являются таблицы Шульте.
  5. Полное сосредоточение на тексте. Когда человек отвлекается, скорость чтения уменьшается. Именно поэтому стоит полностью концентрироваться на тексте. К тому же, приступать к занятиям по такому виду чтения стоит только тогда, когда все важные дела уже сделаны. Мысли также могут отвлекать.

Обратите внимание! Чтобы научиться скорочтению, как и любому другому действию, нужно постоянно тренироваться. Лучше составить четкий график повторения упражнений

Рекомендуется заниматься каждый день по 1 часу, либо 3–4 раза в неделю по 1,5–2 часа. Можно попросить кого-то проконтролировать, как идёт обучение.

Если регулярно нарабатывать навык и не делать долгих перерывов в обучении, то результаты появятся уже через месяц— можно повысить скорость чтения до 300-500 слов в минуту.

Прием «Спрятанные буквы»

Улучшению техники чтения способствует развитие умения предугадывать слова, а не прочитывать их побуквенно. Для этого можно предлагать такие задания:

  • слова с кляксами — на карточке написано слово, часть которого закрыта пятном;
  • слова с пропущенными буквами — на карточке слово, в котором несколько букв отсутствуют;
  • разрезанное слово — карточку с написанным словом разрезают вдоль и предлагают детям прочитать слово или по верхней, или по нижней его части (слово можно  не разрезать на части, а закрыть его половину линейкой);
  • более сложный вариант этого упражнения — предугадать недостающее слово. Для него можно использовать крылатые выражения, фразеологизмы, известные фразы из сказок или стихотворений, загадки с рифмованной отгадкой.

Подавление регрессии

Регрессия – возврат взгляда на прочитанный фрагмент текста. Это происходит неконтролируемо у всех людей, что существенно снижает скорость чтения. Для избавления от этого разработан ряд особых упражнений.

Направление чтения

Карандашом или ручкой нужно вести по строчке, но только вперед. Так ребенок привыкает следовать за указкой и не возвращается назад.

Закрыть текст

Текст, который был прочитан, закрывается бумагой или закладкой. Ученик кладет ее вверх текста и по мере чтения спускает ее вниз.

Проверка скорости

Замерять скорость чтения необходимо каждый день. Полученный цифры заносятся в табличку. Так отслеживаются успехи и скорость.

Виды скорочтения

Существует несколько видов скорочтения, которые могут быть освоены на разных этапах развития этого навыка.

По словам

По словам — это первая скорость, которую человек осваивает, когда только учится читать в школе. В среднем составляет 500 знаков в минуту.

По диагонали

Многие слышали об этой методике еще в школе. Такой способ требует одновременного отказа от регрессии и субвокализации, при этом нужно максимально сосредоточиться на тексте. Эта методика позволяет быстро усваивать информацию. Также здесь пригодится и развитое периферическое зрение.

Владеющий этой методикой читатель воспринимает текст не как набор слов, а в виде смысловых блоков, по которым скользит его взгляд. Это позволяет бегло сканировать текст в поисках ключевых слов.

Основные правила методики:

Концентрироваться на всем тексте, а не на отдельных элементах.
Перемещать взгляд по диагонали. Глаза должны двигаться от верхнего левого угла к правому нижнему, при этом нужно стараться воспринимать как можно больше информации.
При этом следует «выхватывать» ключевую информацию, игнорируя лишнее

Выделив что-то важное, следует прочесть фрагмент внимательнее в обычном режиме, но не возвращаться к тому, что уже было просмотрено ранее.

По вертикали

При освоении этого способа чтения взгляд движется сверху вниз, охватывая текст по сторонам. В этом случае скорость значительно возрастает. Для расширения зрительных полей используют клиновидные таблицы — по ним двигаются взглядом, фиксируясь на центральной строчке и пытаясь одновременно воспринимать информацию справа и слева. После освоения таблиц с числами переходят к варианту со слогами — он считается более сложным.

Фоточтение

Фоточтение также позволяет добиться высокой скорости. Задача этого способа — не столько научиться быстро читать, сколько освоить навык быстрого выявления сути, понимания и усвоения информации

Фоточтение напоминает сканирование: текст воспринимается поверхностно, при этом внимание концентрируется на ключевых деталях.

Метод не подходит для чтения сложной литературы, где требуется вникать в смысл. Однако он удобен для быстрого ознакомления с пресс-релизами или статьями.

Процесс включает несколько этапов.

Концентрация на процессе. Необходимо избавиться от лишних мыслей и приготовиться целиком сосредоточиться на тексте.
Предварительное ознакомление. Сперва следует просмотреть структуру текста, содержание книги, чтобы понять, о чем пойдет речь. Изучить подзаголовки, блоки внимания, списки. Составить примерный план текста.
Фоточтение. Беглый просмотр основных блоков текста, при котором читатель как бы «сканируете» написанное

Здесь важно выявить ключевые моменты материала, чтобы составить общее представление о тексте.
Быстрое чтение. Далее нужно вдумчиво перечитать важные смысловые блоки

На этом этапе происходит усвоение материала.

Упражнения на скорочтение

Научить ребенка быстрому чтению может каждый родитель. Целесообразность проведения специальных упражнений доказана многими педагогами, логопедами и детскими психологами. Занятия для развития быстрого чтения рационально подбирать с учетом возраста и умения детей читать. Одними из самых действенных упражнений, по мнению специалистов образовательной сферы, являются такие игровые формы занятий:

  • «Письмо в бутылке» — детям нужно прочитать послание из письма, в котором некоторые буквы были «смыты морской водой» (стерты родителями), чтобы узнать его содержание, необходимо проанализировать имеющийся текст и самостоятельно вставить недостающие буквенные символы;
  • «Первый и последний» — ученикам предлагается к прочтению текст про себя, при этом детьми должны произноситься только первые и последние буквы всех слов, после чего необходимо пересказать прочитанное;
  • «Гонки» — многоразовое перечитывание интересного для ребенка стихотворения с последующим ускорением темпа его прочтения;
  • «Партизан» — занятие используется для исключения проговаривания прочитанного при чтении про себя, во время того, как ребенок вслух прочитывает текст, взрослым человеком произносится слово «партизан», и школьник продолжает чтение про себя, а после «партизан сбежал» продолжается чтение вслух;
  • «Голова-хвост» — тренировка для улучшения концентрации внимания, родителями проговаривается начало («голова») предложения или слова в тексте, детям нужно найти их окончание («хвост»).

Педагоги не рекомендуют приступать ко всем занятиям сразу. Распределение упражнений по разным дням либо их комбинирование между собой помогает вовлечь ребенка в обучающий игровой процесс без переутомления школьника. Чередование занятий способствует исключению однообразия при развитии навыка скорочтения и того, чтобы какое-то одно или несколько упражнений быстро надоели ученику. 

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий