Физическое воспитание ребенка раннего возраста

Физическое развитие детей раннего возраста в рамках дошкольного учреждения

Организация:

Населенный пункт: г. Москва

По развитию речи и движений период с 1 года до 3 лет является самым благоприятным периодом, так как у ребенка в раннем возрасте очень высокие потенциальные возможности и именно в это время, по данным современной педагогики, формируется интеллектуальная база, которая в дальнейшем используется ребенком. Поэтому, чем раньше ребенок оказывается в коллективе сверстников, чем раньше начинается его активное развитие под руководством педагогов, тем лучше.

Ученый физиолог И.М. Сеченов установил закон развития живых организмов «Функция творит организм, т.е. действуя, функционируя, орган развивается, при бездействии слабеет и чахнет». Полноценное нервно-психическое развитие малыша невозможно без достаточного количества движений.  Для этого ему нужно предоставить место, удобную одежду, предметы, которые побуждали бы малыша к движению. 

Физическая культура в детском саду для детей раннего возраста начинается с того, чего не могут предоставить малышу в полном объеме его родители:

  • Достаточное пространство для двигательной деятельности.
  • Необходимое оборудование для выполнения физических упражнений.
  • Время, которого у родителей часто не хватает из-за домашних хлопот.
  • Объема определенных знаний о физиологических особенностях ребенка до 3-х лет.

Работа детского сада в группах раннего возраста начинается с создания для детей особого пространства со специальными условиями, в котором дети смогли бы реализовать свою потребность в движении.

В процессе физического воспитания детей раннего возраста решаются задачи развития движений детей раннего возраста с помощью специальных упражнений:

– Обучение правильной ходьбе. Правильная ходьба вырабатывается путем постепенного (по мере многократного повторения) сужения дорожки от 40 до 10 см, по которой ходит ребенок.

– Развитие чувства равновесия. Обучение ходьбе по ограниченной поверхности, поднимая ее на определенную высоту.

– Профилактика плоскостопия. Правильному формированию стопы способствуют ходьба босиком, по наклонным плоскостям и специальные упражнения.

– Формирование правильной осанки (укрепление мышц плечевого пояса, спины и живота). Выполняются упражнения с ползанием на четвереньках  под предметами  (под скамейками, дугами, воротами, шнурами) и перелезание через предметы (скамейки, бревно, мягкие модули).

– Развитие координации движений. Выполняются упражнения с перешагиванием через различные предметы, упражнения с чередованием подъема на невысокие предметы и спуска с них.

Развитие движений происходит на многократном повторе. От нового движения до умения проходит 4, 5 месяца в результате 240-260 повторов.

Совместно с задачами развития движений решаются и другие задачи: ориентирование в пространстве, расширение двигательного опыта, активизирование познавательной деятельности детей, приобщение к совместной деятельности, воспитание самостоятельности, способности преодолевать трудности, развитие творчества движения, развитие сенсорных способностей, обучение применять несложное спортивное оборудование.

В процессе физического воспитания учитывается повышенная возбудимость детей раннего возраста, их быстрая утомляемость и быстрое восстановление, а также физиологические особенности развития детей этого возраста. Взаимосвязь физического и нервно-психического здоровья безусловна и бесспорна. Поэтому физическая культура начинается прежде всего с психологического комфорта. У здорового ребенка высокая степень познания и высокая двигательная потребность, жизнь малыша должна быть богата разными впечатлениями и все это он получает в детском саду.

Литература:

В.Г. Алямовская. Ясли – это серьезно. М., 1999.

С.Я. Лайзане. Физическая культура для малышей. М., 1987.

М.Ф. Литвинова. Физкультурные занятия с детьми раннего возраста: третий год жизни. М., 2005.

К.Л. Печора, Г.В. Пантюхина, Л.Г. Голубева. Дети раннего возраста в дошкольрыхуччреждениях. М., 2002.

Кострыкина Л.Ю., Рыкова О.Г., Корнилова Т.Г. Малыши, физкульт-привет!» М., 2006

Опубликовано: 19.04.2015

Физические упражнения, как залог здоровья

Физические упражнения рекомендуются, как здоровым детям, развивающимся по возрасту, так и детям в период реабилитации после серьезных заболеваний или малышам, отстающим в развитии от сверстников.

Правильная физическая нагрузка оказывает положительное влияние на состояние суставов и костей, содействует укреплению мышц, нормализации систем пищеварения, дыхания и улучшению состава крови. Например, для детей, больных рахитом, основой терапии является прием лекарств в комплексе с длительным пребыванием под прямыми солнечными лучами, и комплекс упражнений, способных укрепить мышцы живота, возвращая его к нормальной форме.

Внимание!
Учёные утверждают, что такие упражнения благоприятно отражаются на физической форме детей, а также значительно улучшают их психоэмоциональное состояние, способствуя повышению внимания, восприятия, памяти и речи.

Можно ли отказаться от физического воспитания в домашних условиях, если кроха посещает детский сад или школу?

Распространенная ошибка молодых родителей — прекращение использования различных форм физического развития с момента организации посещения дошкольного или школьного учреждения образования.

Физическое воспитание — цельный процесс, происходящий на протяжении всего времени активности ребенка. Вне зависимости от того, посещает ребенок ДОУ, школу или нет, ему необходимо создавать условия для постоянного физического совершенствования в домашних условиях. Количество таких занятий может быть уменьшено без потери качества. Например, если ребенок посещает ДОУ, дневные уроки физкультуры или дворовые игры проводятся воспитателями, за родителями остается утренняя зарядка и гигиенические процедуры, поддержание активного образа жизни в выходные, праздничные дни, во время каникул.

Использование разных форм физического развития ребенка — важный шаг в развитии ребенка. Благодаря им он получит не только крепкое здоровье, но и научится испытывать радость от здорового образа жизни. Силы, потраченные на становление сына или дочки, помогут ему лучше чувствовать себя во взрослой жизни, быстрее адаптироваться к изменениям внешней среды, стремиться сохранять собственное здоровье.

Если статья понравилась, пожалуйста, поделитесь ссылкой на нее

Понятие и важность физического воспитания

Физическое воспитание — это основа для всестороннего и гармоничного развития личности. Оно неотрывно связано с интеллектом: чтобы трудиться умственно нужно затратить некоторое количество физических сил. Ребенок, правильно воспитанный физически, более требователен к самому себе, у него появляется чувство товарищества и принадлежности к коллективу. Физическое развитие — это не только укрепление воли, но и совершенствование силы маленького человека.

Выносливость ребенка будет формироваться в процессе занятий физкультурой. Можно также заняться каким-либо видом спорта. Это поможет развиться не только физически, но и оздоровить весь организм. Малыш может отдать предпочтение спортивным играм, а может окунуться в тяжелую атлетику или плавание. У ребенка нужно вырабатывать потребность заниматься физкультурой и спортом. Лишь такой подход в физическом воспитании позволит укрепить волю малыша, развить работоспособность и сделать более совершенной его физическое состояние.

Физическое воспитание и закаливание детей существуют неразрывно друг от друга. Закаливая организм ребенка каждый день, мы делаем его более устойчивым к температурным изменениям окружающей среды. Эта процедура позволяет также быть бодрым и наполненным энергией в течение дня.

Правильное физическое воспитание малышей

Обязанность физического воспитания детей в раннем возрасте возлагается на самых близких – родителей (или людей, которые их заменяют). Для этого им необходимо:

  • составить сбалансированный рацион питания;
  • организовывать правильный режим дня: пробуждение от ночного сна, умывание, утренний массаж или гимнастика, время питания, прогулки, дневной сон, игры со сверстниками – всё это должно быть правильно распределено по времени;
  • составлять график культурно-оздоровительных мероприятий (например, походы по музеям) и выполнять их;
  • способствовать саморазвитию малыша.

Важно!
Выполнение всех перечисленных пунктов способно раскрыть и укрепить уже имеющиеся качества у ребенка.

Разделяют стандартные формы физического воспитания, способствующие росту и развитию:

  1. Гигиенические оздоровительные мероприятия, включающие: купание, плавание, основы личной гигиены, закаливание. Выполняя комплекс процедур при соблюдении основных правил (сначала мытье рук, а лишь потом читка зубов), малыш становится более выносливым, гораздо меньше подвергаясь риску заболеваний.
  2. Физическая активность: занятия спортом в форме игровых упражнений, утренней гимнастики, коллективных спортивных игр. Регулярные занятия способствуют развитию и укреплению мышечной ткани, улучшению обмена веществ, повышению уровня выносливости, а также повышению интеллектуальных способностей.
  3. Взаимодействие с природой: регулярные прогулки на улице при любой погоде (легкий дождь, снег). Это способствует закаливанию организма с параллельным укреплением иммунитета.
  4. Мелкая и крупная моторика, способствующая развитию концентрации и быстроты реакций. К таким занятиям относятся раскрашивание, вязание, лепка из пластилина или теста. Эффективному развитию реакции способствуют игры с мячом или специальные задания (например, четыре малыша танцую вокруг 3-х стульев, при остановке музыки дети должны присесть).

Благодаря комплексному подходу с учётом всех форм физического воспитания, обеспечивается полноценное поэтапное умственное и физическое развитие детского организма.

Методика физического воспитания младших дошкольников

Физическое развитие младших дошкольников направлено на формирование у них полноценных представлений о физическом развитии человека и физических способностях, освоение основных движений и моторных функций организма. Развитие моторики необходимо для речевого развития дошкольника

Поэтому, в физическом воспитании уделяется огромное внимание развитию двигательных навыков рук и пальцев

Методика физического воспитания младших дошкольников ориентирована на:

  • Развитие навыков ходьбы;
  • Совершения прыжков с небольшой высоты;
  • Освоение бросков мяча и его ловли;
  • Развитие координации движений кистей и пальцев рук;
  • Освоение навыков выполнения движений с различными объектами.

Физическое воспитание реализуется в игровой форме. Используются разнообразные игры: подвижные, игры с кубиками, с игрушками, мячом, лепка из пластилина и др.

Методика физического воспитания ребенка трех-четырех летнего возраста включает в себя:

  1. Ежедневное проведение физических упражнений: зарядка, игры, физкультминутки, специальные упражнения;
  2. Лимитированное время на проведение физических занятий. Как правило, в младшем дошкольном возрасте физические упражнения не могут охватывать временной промежуток более 20-25 минут;
  3. Первоначальное освоение упражнений, входящих в состав утренней гимнастики, подвижных игр и иной физической активности – ребенок должен знать упражнения и уметь их правильно выполнять;
  4. Участие взрослого в выполнении физических упражнений. Это означает, что воспитатель выполняет упражнения вместе с детьми и тем самым демонстрирует им способы совершения двигательных действий;
  5. Ограниченное количество упражнений, входящих в состав зарядки, игровой деятельности и иной физической активности дошкольников – нельзя включать в одно занятие более четырех-пяти упражнений;
  6. Включение в состав каждого физического упражнения определенной цели, например, быстро пробежать, высоко подпрыгнуть, далеко кинуть мяч и т.д.;
  7. Постепенное расширение и углубление двигательных навыков.

Как приучить ребенка делать зарядку в игровой форме

Интерес к тому, что происходит вокруг него, является особенно активным в первые 3 года жизни малыша. Этот интерес родители должны использовать при занятиях с физическими упражнениями. Имитация голосов и движений животных (например, котёнок мяукает и потягивается), изображение различных предметов (круглый мяч, квадратный стол) могут стать основой игры, малышу будет интересней заниматься гимнастикой.

Поскольку в раннем возрасте дети лучше всего действуют подражательно, то в качестве примера будущих упражнений можно использовать не только движения родителей, а и специальные потешки или стишки с действиями, сопровождающиеся картинками.

Например, с простыми упражнениями:

Или же с более сложными движениями:

Не обязательно использовать стихотворную форму, можно сочинить собственную сказку, где главные герои совершают разнообразные движения. Зная интерес своего малыша и его предпочтения, достаточно легко организовать такую игру, когда ребенок, получит достаточный уровень физической нагрузки и удовольствие от самого процесса.

Рекомендуем: Физкультминутки для занятий под музыку.

Общие характеристики физического воспитания дошкольников

Методика физического воспитания – это способ организации учебно-воспитательного процесса педагогом ДОУ, ориентированный на развитие физических качеств личности ребенка.

По своей структуре, методика физического воспитания дошкольников, представляет собой поэтапный процесс, состоящий из следующей последовательности воспитательных действий:

  1. Словесное обучение физическим действиям. Оно заключается в рассказе педагога о физических действиях, операциях, упражнениях, необходимости их правильного выполнения для полноценной нормальной жизнедеятельности. Дети изучают различные движения, являющиеся составными компонентами физических упражнений.
  2. Демонстрация выполнения двигательных действий педагогом. Происходит показ различных движений, двигательных операций. Демонстрация должна носить постепенный характер, ориентируясь на особенности восприятия дошкольников конкретной возрастной группы.
  3. Отработка выполнения физических упражнений. Происходит тренировка навыков совершения различных физических операций. Дети изучают отдельные упражнения, состоящие из последовательности физических действий. Отрабатывается правильность выполнения каждого физического действия.

3.1.2. Задачи физического воспитания детей раннего и дошкольного возраста.

Details
Hits: 13061

Оздоровительные задачи.

1. Повышение сопротивляемости организма влияниям внешней среды путем его закаливания. С помощью разумно дозируемых оздоровительных факторов природы (солнечные, водные, воздушные процедуры) защитные силы детского организма существенно возрастают. При этом повышается сопротивляемость простудным заболеваниям (ОРЗ, насморк, кашель и др.) и ин­фекционным болезням (ангина, корь, краснуха, грипп и др.).

2. Укрепление опорно-двигательного аппарата и формирование правильной осанки (т.е. удерживание рациональной позы во время всех видов деятельности)

Важно обращать внимание на укрепление мышц стопы и голени с целью предупреждения плоскостопия, так как оно может существенно ограничить двигательную активность ребенка. Для гармоничного развития всех основных мышечных групп необходимо предусматривать упражнения на обе стороны тела, упражнять те группы мышц, которые в меньшей мере тренируются в повседневной жизни, упражнять слабые группы мышц

Необходимо также с ранних лет создавать у ребенка представление о правильной осанке. Действенным средством предупреждения нарушений осанки: сутулости, асимметрии плеч и лопаток, а так же сколиозов (заболеваний позвоночника, вызываемых слабостью мышц спины и длительным пребыванием тела в физиологически неудобных положениях) – являются физические упражнения.

3. Содействие повышению функциональных возможностей вегетативных органов. Активная двигательная деятельность ребенка способствует укреплению сердечнососудистой и дыхательной систем, улучшению обменных процессов в организме, оптимизации пищеварения и теплорегуляции, предупреждению застойных явлений и т.д. Физическая культура, придавая естественному про­цессу становления форм и функций растущего организма опти­мальный характер, создавая благоприятные для этого условия, содействует тем самым нормальному функционированию всех сис­тем детского организма.

4. Развитие двигательных способностей (координационных, скоростных и выносливости). В дошкольном возрасте процесс развития физических способностей не рекомендуется специализировать по отношению к каждому из них. Наоборот, на ос­нове принципа гармонического развития следует так подбирать средства, менять деятельность по содержанию и характеру и регулировать направленность двигательной активности, чтобы обеспечивалось комплексное развитие всех физических способностей.

Образовательные задачи.

1. Формирование основных жизненно важных двигательных умений и навыков.

В дошкольном возрасте вследствие высокой пластичности нервной системы дети довольно легко и быстро усваивают новые формы движений. Формирование двигательных умений рекомендуется осуществлять параллельно с физическим развитием

2. Формирование устойчивого интереса к занятиям физической культурой.

Детский возраст является наиболее благоприятным для форми­рования устойчивого интереса к занятиям физическими упражне­ниями. Но при этом необходимо соблюдать ряд условий.

Прежде всего, необходимо обеспечить посильность заданий, успешное выполнение которых будет стимулировать детей на более высокую активность

Постоянная оценка выполненных зада­ний, внимание и поощрение будут способствовать выработке по­ложительной мотивации к систематическим занятиям физичес­кими упражнениями

В процессе занятий необходимо сообщать детям элементарные физкультурные знания, развивая их интеллектуальные способно­сти. Это позволит расширить их познавательные возможности и умственный кругозор.

Воспитательные задачи.

1. Воспитание морально-волевых качеств (честности, решительности, смелости, настойчивости и др.).

2. Содействие умственному, нравственному, эстетическому и трудовому воспитанию.

Оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи, хотя и являются относительно самостоятельными, на самом деле теснейшим образом взаимосвязаны, а поэтому их следует решать в комплексе. Только в этом случае ребенок приобретает необходимую базу для дальнейшего всестороннего, не только физического, но и духовного развития.

  • < Prev
  • Next >

Подведем итоги

В заключение хочется дать несколько советов родителям.

Для правильного физического воспитания необходимо стимулировать потребность детей в физических упражнениях. Здесь немалую роль играет пример и отношение к физической культуре взрослого. Родители должны знать и учитывать потребности и интересы своего ребенка. Не нужно запрещать ему бегать или прыгать. Запомните, как родители будут относиться к физкультуре, такое же отношение к ней сформируется и у самого ребенка.
Нужно поощрять любое достижение малыша, тогда в нём будет поддерживаться нормальная самооценка. Получив похвалу, ребенок будет ещё больше стараться выполнить то или иное полезное действие. Мнения обоих родителей о том, что делать ребенку, не должны расходиться иначе положительного отношения к физкультуре у малыша не будет.
Нужно наблюдать за его состоянием во время выполнения физических упражнений. Не всегда родители способны понять, почему ребенок не хочет выполнять простые упражнения и капризничает. Дело может быть в том, что он устал или хочет посмотреть какой-то интересный мультик. Родители должны научиться понимать своего малыша, чтобы наладить с ним душевный контакт.
Если ребенок не хочет больше тренироваться, не нужно заставлять его это делать. Сначала выясните причину такого поведения. Продолжать занятие можно только в том случае, если проблема была устранена.
Не нужно наказывать и ругать ребенка за его неудачи. Они временны, так как ребенок только познаёт новый для него мир. Маленькие дети очень болезненно реагируют на свои неудачи и порицание родителей

Нужно дать ребенку понять, что родители уважают в нём личность и его желания.
Важно учитывать желания ребенка при занятии физкультурой. Если одним детям нравится бег, то другим могут быть интересны прыжки

Иногда малыши пытаются подражать любимым героям мультфильмов и просят купить им то, чем занимается их кумир. Этому не стоит удивляться. Нужно прислушаться к потребности ребенка.
Частая смена физических упражнений не приведет к нужному результату. Если ребенка устраивают те движения, которые он выполняет сейчас, оставьте всё как есть. Это поможет быстрее овладеть тем или иным навыком.

Все физические упражнения должны выполняться серьезно, но не нужно перегружать ребенка. При выполнении зарядки необходимо учитывать возраст малыша. Не нужно заставлять выполнять упражнения, если у него нет на то желания. Во всем должны проявляться терпение, любовь и понимание.

Веселая разминка для детей

https://www.youtube.com/watch?v=pVWKhoPWwHo

Советуем почитать: Какие методы воспитания дошкольников существуют и почему все они важны

Автор

Наталия Дмитриенко
Педагог-психолог

Поделиться

Вы здесь:

Главная

»

Ребенок

»

Физическое воспитание: практические советы родителям малышей и дошкольников

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий