Собака Павлова: Что Это? Описание Эксперимента

Суть экспериментов и опытов

Ретриверы: какие бывают виды и что это такое

Павлову принадлежит инновационный для тех времен метод сбора чистого желудочного сока из организма. Для этого ученому пришлось сшивать отдельные участки кожи и слизистой. Сок собирался при помощи металлических трубок, которые вставлялись в органы ЖКТ и плотно закрывались пробками. В результате эксперимента академик научился получать вещество на любом из участков пищеварительного тракта.

Обратите внимание! Эксперименты Павлова позволили контролировать выход желудочного сока и предотвратить его выбросы в большом количестве, что могло бы провоцировать разрушение брюшной стенки и кишечника. Также доктор известен опытами, которые вошли в науку под названием «мнимое кормление». Суть эксперимента заключается в следующем: собачке операционным путем перерезают пищевод, тем самым предотвращая его связь с другими органами ЖКТ

Суть эксперимента заключается в следующем: собачке операционным путем перерезают пищевод, тем самым предотвращая его связь с другими органами ЖКТ

Это способствовало тому, что еда не проникала в желудок, а сок для ее переваривания продолжал вырабатываться

Суть эксперимента заключается в следующем: собачке операционным путем перерезают пищевод, тем самым предотвращая его связь с другими органами ЖКТ. Это способствовало тому, что еда не проникала в желудок, а сок для ее переваривания продолжал вырабатываться

Также доктор известен опытами, которые вошли в науку под названием «мнимое кормление». Суть эксперимента заключается в следующем: собачке операционным путем перерезают пищевод, тем самым предотвращая его связь с другими органами ЖКТ. Это способствовало тому, что еда не проникала в желудок, а сок для ее переваривания продолжал вырабатываться.

Благодаря проведенным российским ученым опытам физиология, несмотря на свое многовековое существование, фактически была изобретена заново и именно Павлов стал отцом этой науки.

Мнимое кормление — один из опытов академика Павлова

Почему именно собаки?

Собаки – животные, которые хорошо поддаются дрессировке и физиологически очень похожи на людей. За тысячелетия бок о бок с человеком, они научились доверять нам, выполнять сложные и протяженные во времени команды. Например, смирно лежать в аппарате МРТ. Спокойно сидеть в капсуле космического корабля и терпеть десятки датчиков на теле. Терпеть боль после вивисекции. Поведение дрессированной собаки для человека предсказуемо, она почти не тревожится, не бывает агрессивной при привычных нагрузках. Именно поэтому собаки часто используются в научных экспериментах и «приложили лапу» к невероятным открытиям и достижениям науки.

Развитие классической теории обусловливания

Изучение условных рефлексов привело к появлению теории обусловливания, которая заключается в воздействии изначально нейтрального стимула на мозг.

Нейтральный стимул, ассоциативно привязанный к стимулу, безусловно порождающему некую реакцию, вызывает ту же реакцию. Эти данные впоследствии оказали огромное воздействие на развитие психологии.

В благодарность за помощь и жертвы принесенные четвероногими ради науки, Павлов заказал и установил памятник неизвестной собаке в сквере здания Института экспериментальной медицины в Санкт-Петербурге на Аптекарском острове.

С четырех сторон постамент украшен барельефами, изображающими важные аспекты поведения собаки и человека в ходе экспериментов. Надписи под барельефами отдают дань верности, терпению и уму подопытных животных.

На протяжение всего пути человечества по стезе науки собаки являются их верными спутниками. Именно они из всех животных обладают умением коммуницировать с человеком, что ставит их под удар научных опытов.

Собаки ложатся под нож или летают в космос прежде, чем люди сами осмелятся на это. Сохранить человечность в этих условиях можно только помня, как И. П. Павлов, о недопустимости жестокости и напрасных жертв.

Сила желтой собачки или как сдавать работу капризному заказчику.

Звали нашего героя Владимир Фаворский. Русский и советский художник, виртуозный портретист, мастер графики, ксилографии, сценограф, теоретик искусства и педагог, и прочая, прочая, прочая. На всякий случай скажу, что еще и кавалер креста Святого Георгия IV степени, привезенного им с румынского фронта Первой мировой.

Многие и идеи и начинания Фаворского были по-настоящему революционны. Скажем, разработанные им шрифты, подходы к оформлению книг, философские трактовки классических и актуальных образов потрясают своей свежестью и оригинальностью решений.

Но художник ведь – это не только радость творчества, но еще и жесткая необходимость зарабатывать на кусок хлеба. Владимир Андреевич писал полотна и на заказ. Причем, в историю он вошел в качестве непревзойденного виртуоза завершающей беседы с клиентом. В принципе, это было ноу-хау Фаворского. Он рисовал в уголке картины странную желтую собачку, нелепую такую, явно ни к селу, ни к городу…

Заказчик, понятно, не мог не заметить эту вопиющую деталь композиции. Впав в ступор, затем он приходил в себя и начинал настаивать, мол, уберите это животное, почтенный. Владимир Фаворский краснел от праведного гнева, он-де художник, он так видит. Без собачки будет не полотно, а сплошное безобразие. И вообще, собачка – его фирменный знак, талисман, не говоря о том, что она просто хороша собой. Доходило до скандала.

Когда кипение страстей достигало опасной отметки, Фаворский обреченно соглашался убрать собачку. Клиент же вздыхал с облегчением. До других деталей полотна никакого дела ему уже не было.

Фаворский не без оснований считал, что время, потраченное на сценку с собачкой, экономило куда более значительные часы, которые пришлось бы отвести на выслушивание нудных пожеланий клиентов и, тем паче, на воплощение их капризов в жизнь.

Полученные результаты и открытия

Проведённые эксперименты показали, что поведение животных обусловлено реакциями на определённые раздражители. Эти реакции были названы рефлексами. Они бывают условными и безусловными.

Безусловный рефлекс – реакция, заложенная в организме генетически. Это простейшее действие, связанное с непосредственным раздражителем и имеющее физиологический смысл. К примеру, у собаки выделяется пищеварительный сок, когда она получает пищу; это безусловный рефлекс. Пищеварительный сок предназначен для того, чтобы эту пищу переваривать и усваивать. А вот звук колокольчика или включение лампочки не вызывает выделения пищеварительного сока, поскольку колокольчик и лампочка – не пища.

В данном случае лампочка и колокольчик будут для собаки нейтральными предметами. Однако если подавать звуковой или световой сигнал непосредственно перед подачей еды, в сознании животного эти два события будут связаны. И тогда пищеварительный сок начнёт выделяться в тот момент, когда животное видит или слышит сигнал, даже если оно после этого не получает пищи. Сигнал становится условием, или стимулом, запускающим психофизиологическую реакцию. Поэтому такой тип рефлекса называют условным.

Открытие рефлексов предоставило человечеству множество новых возможностей. К примеру, с помощью условных рефлексов можно дрессировать животных, вырабатывать у них необходимые навыки и умения. Так, с помощью эффекта «собаки Павлова» однажды удалось отучить койотов нападать на овец. Там, где обитали койоты, несколько раз разбрасывали баранину, начинённую некоторым количеством яда – не способным убить животное, но достаточным, чтобы оно почувствовало недомогание. После нескольких попыток такого «кормления» койоты почувствовали отвращение к овечьему мясу и перестали нападать на овец.

Благодаря умению формировать условные рефлексы стало возможным получать «специальных» животных – например, служебных собак для нужд полиции. Оказалось, что животных можно обучить достаточно сложному поведению.

Однако объектами дальнейших исследований стали не только животные. Выяснилось, что человеческая психика по своей сути ничем не отличается от психики животных. И процесс человеческого обучения основан на тех же механизмах. С помощью несложных экспериментов исследователи могли формировать условные рефлексы у маленьких детей, которые потом сохранялись на всю жизнь, при этом сам участник эксперимента, став взрослым, даже не догадывался о своём участии в исследовании. Именно таким был знаменитый эксперимент «Маленький Альберт», проведённый американскими пионерами бихевиоризма ещё при жизни Павлова. Младенец по имени Альберт в нём играл роль «собаки Павлова»; с помощью подаваемого звукового сигнала учёные вызвали у него реакцию страха перед белой ручной крысой, которая ему поначалу нравилась. Этот эксперимент вызвал бурную полемику как по поводу его этичности, так и по поводу опасений за будущее человечества, ведь оказалось, что человека можно точно так же дрессировать, как обычную собаку.

Открытия Павлова используются в наше время в различных «практических приложениях» бихевиоризма, особенно в маркетологии. Яркие вывески, заманчивые ценники и масса тонких приёмов являются для посетителей магазина стимулами, которые вызывают определённые физиологические реакции, побуждающие купить товар. Зачастую приёмы маркетинга действуют на подсознательном уровне, и противостоять им обычному человеку не так просто.

Суть эксперимента с собакой Павлова

Свои эксперименты И.П. Павлов проводил в специализированной лаборатории, т. н. «Башне молчания». Она была изолированная от звуковых световых факторов внешней среды, которые могли существенно снизить чистоту эксперимента. За поведением животных ученый наблюдал, используя систему специализированных стекол, которые делали его невидимым для собак.

Пса фиксировали на специальном станке для того, чтобы ограничить его движения

При этом основное внимание ученый уделял тому, как слюнные железы подопытной собаки реагируют на разнообразные внешние раздражители. Для этого псу делали операцию и проток слюнной железы выводили наружу

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Суть эксперимента с собакой Павлова 480 руб.
  • Реферат Суть эксперимента с собакой Павлова 220 руб.
  • Контрольная работа Суть эксперимента с собакой Павлова 220 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Это было необходимо для фиксации:

  • наличия слюноотделения;
  • начала выделения слюны;
  • обильности слюны и ее качества.

В дальнейшем Павлов старался вызвать у собаки условную реакцию на тот раздражитель, который ранее считался нейтральным (звуковой и световой). Также наружу выводились и концы пищевода, которые позволяли отследить выработку желудочного сока собаки.

Классический опыт Павлова заключался в том, чтобы давать собаке еду после удара метронома. После нескольких повторений такого опыта у собаки начинала выделяться слюна на звук метронома.

Далее И.П. Павлов организовал опыт с лампочкой, который проводился по тому же принципу. Так ввиду наличия различных раздражителей источник, посторонний для животного стал внешним раздражителем, вызывающим условный рефлекс.

Определение 2

Условный рефлекс – это приобретенный рефлекс, свойственный отдельному индивиду (особи).

Условные рефлексы имеют временный характер и их рефлекторные дуги на начальных этапах собственного становления достаточно непрочны. В связи с этим формирование условного рефлекса представляет собой сложную систему взаимоподкрепления раздражителей и выработки ответной реакции на них.

Нужна консультация преподавателя в этой предметной области? Задай вопрос преподавателю и получи ответ через 15 минут! Задать вопрос

Далеко не все раздражители, применяемые И. П. Павловым, были столь безобидными. Зачастую он использовал электрический ток, а также физические наказания.

Опыты Павлова получили практическое применение. Наиболее интересным примером можно признать выработку негативных условных рефлексов у койотов ко вкусу баранины. Для формирования такой реакции животным подбрасывали отравленное мясо баранов. Сразу же после первого раза группа койотов перестала охотиться на овец, связав получаемое баранье мясо с возникающим у них недомоганием.

Несмотря на тот факт, что теория возникновения условных рефлексов, была сформулирована более ста лет назад, она не теряет собственной актуальности как внутри биологической науки, так и в истории психологии. Многие современные психологи руководствуются результатами данных опытов при необходимости выстраивания адекватных траекторий лечения различных поведенческих расстройств.

Описание эксперимента Павлова

Опыты академика Павлова на собаках принесли учёному широкую известность. Фактически это было началом глубокого изучения психоэмоциональных реакции и нервной системы живых организмов. Для проведения экспериментов Павлов преобразовал методы исследования функций организма, которые позволили проводить опыты на практически здоровом животном в течение длительного времени.

Проведённые исследования на тему физиологии пищеварения и опыты над собаками дали возможность академику Павлову описать реакции организма, которые поступают на внешние раздражители. Все реакции Павлов изучил и дал им название – рефлексы. Рефлексы, в свою очередь, были поделены на условные и безусловные.

Собаки были главными «героями» многих экспериментов учёного. Так чем прославилась собака Павлова, в чём суть опытов?

Эксперименты Павлова над собаками называли «мнимым кормлением». При проведении опытов учёный изучал физиологию пищеварения и связь пищеварительной и нервной системы. Суть исследования заключалась в том, что в стенке желудка и пищеводе животного проделывали отверстие с трубкой – фистулу. В итоге пища вываливалась наружу из отверстия в пищеводе и не достигала желудка. При этом желудок собаки успевал получать сигнал о движении пищи в организме и выделял сок для её переваривания. Выделенный желудком сок использовали для исследований.

В результате экспериментов было доказано, что желудок управляется нервной системой и зависит от неё. Желудочный сок начинал вырабатываться несмотря на то, что пища до желудка не доходила. Сигнал о выработке сока поступал в желудок по нервам, идущим от пищевода, и если перерезать нервы, которые идут от пищевода к желудку, то сок выделяться не будет.

Для проведения эксперимента собаку с помощью ремней фиксировали в специальном устройстве. Всё было сделано для того, чтобы животное реагировало на сигналы, подаваемые учёным (он находился в смежном помещении и наблюдал за реакциями).

Подачу пищи предваряли шаги тех, кто пришёл кормить животное, затем включался свет, и далее следовало кормление. День за днём собака привыкала к такому распорядку и реагировала на предстоящее кормление слюноотделением и выделением сока в желудке. В итоге были открыты условные рефлексы пищеварения. Слюноотделение и выделяемый желудком сок являлись параметрами, определяющими проявление условного рефлекса в качестве реакции на раздражитель

Для Павлова было важно подробно исследовать изучаемые процессы. Учёный заметил, что от раза к разу сок в желудке у животного «по привычке» начинает выделяться, когда зажигается свет, а последующее кормление не наступает. А ещё через некоторое время желудок собак выделял сок уже тогда, когда животное слышало шаги человека, означающие, что скоро будут кормить

А ещё через некоторое время желудок собак выделял сок уже тогда, когда животное слышало шаги человека, означающие, что скоро будут кормить.

Условный рефлекс появлялся при готовности собаки получать корм, а на это влиял психологический компонент. Упреждающее слюноотделение и появление желудочного сока в ответ на акустические и визуальные стимулы, к которым привыкали животные при кормлении, Павлов назвал «психической секрецией».

Проведённые эксперименты объясняют, что такое рефлекс собаки Павлова. Исследования показали тесную взаимосвязь между процессами физиологии и факторами психологии живых организмов. Опыты показали, что со временем нейтральный начальный стимул становится значимым моментом для наступления реакции. Стимул и последующая реакция, которую демонстрировали животные, «привязываются» друг к другу.

Рефлекс, который назвали «эффект собаки Павлова» стал стимулом к развитию психологии и формированию теории классического обусловливания. Впоследствии проводимые исследования на эту тему показали, что психика человека не отличается от психики собаки.

Классическое («павловское») обусловливание – это процесс, при котором безусловный стимул (еда) связан с нейтральным стимулом (свет, звук шагов) до момента, когда нейтральный стимул становится условным и сопровождается реакцией (условной), какой сопровождается безусловный стимул

Теория обусловливания занимает важное место в практических методиках психологической терапии.

Условные рефлексы

Условный рефлекс — ответная реакция организма на раздражитель, выработанная в процессе жизни или дрессировки. Условные рефлексы по характеру их образования можно разделить на натуральные и искусственные.

Натуральные условные рефлексы

Натуральные условные рефлексы — это те рефлексы, которые образовались естественным образом, без вмешательства человека.

Собака, зайдя на тонкий лед в начале зимы, чувствует, как он трещит и ломается под ногами. Бывает, что животное проваливается, мочит лапы. Одного такого случая достаточно, чтобы собака начала стороной обходить лужи и водоемы, покрытые льдом. Такое поведение определяется натуральным условным рефлексом.

Искусственные условные рефлексы

Искусственные условные рефлексы — это рефлексы, выработанные человеком в результате создания определенных условий.

Например, создавая соответствующие условия и применяя определенные раздражители, дрессировщик вырабатывает условный рефлекс посадки собаки по команде «Сидеть». Условный рефлекс в таком случае будет искусственным.

В процессе воспитания и дрессировки собаки могут выработаться нежелательные для нас условные рефлексы. Например, при приучении собаки к преодолению препятствий часто бывает так, что собака с первых попыток неудачно прыгает через барьер, бьется лапами или другими частями тела. В таких случаях может образоваться условный рефлекс избегания барьера (условный рефлекс может и не образоваться. О механизме и условиях образования условного рефлекса мы поговорим на следующем занятии).

Иерархия условных рефлексов

Условный рефлекс обязательно образуется на базе безусловного рефлекса, реакции поведения или рефлекторного акта. Такой условный рефлекс называется условным рефлексом I порядка. В приведенном примере условный рефлекс избегания барьера выработан на базе пассивно-оборонительной реакции. (В ее роли выступает физическое избегание болевых раздражителей).

Но условный рефлекс может быть выработан и на базе ранее выработанного условного рефлекса. В таком случае он будет называться условный рефлекс II порядка. Выработав условный рефлекс посадки по команде, дрессировщик на его базе может выработать условный рефлекс посадки по жесту, давая после жеста рукой команду «Сидеть» и поощряя посадку собаки. Условный рефлекс посадки по жесту будет условным рефлексом II порядка.

Условный рефлекс II порядка может являться базой для выработки следующих условных рефлексов. В таком случае далее выработанный условный рефлекс будет называться условным рефлексом высшего порядка.

Степень выработки

Условные рефлексы также разделяют по степени их выработки. Проведя 1-2 тренировки по выработке посадки по команде, мы вырабатываем первоначальный условный рефлекс. Он еще не устойчив, проявляется не на каждую команду и требует дальнейшего закрепления. В случае воздействия отвлекающих раздражителей первоначальный условный рефлекс не проявляется. Постоянно отрабатывая данный условный рефлекс, мы развиваем его до стойкого условного рефлекса, гарантированно проявляемого в стандартных условиях обстановки. Но надеяться на безотказность работы собаки в любых условиях мы не можем. Для этого условный рефлекс следует отработать до навыка. Навык проявляется в любых условиях, при наличии большого количества сильных отвлекающих раздражителей.

Поведение собаки определяется условными и безусловными рефлексами. Безусловные рефлексы являются базой, той частью поведения, которая заложена в собаку природой. Условные рефлексы — выработанная часть поведения, формировать которую мы можем, создавая определенные условия и применяя необходимые раздражители.

Андрей Сидельников, 2001 г.Дрессировка собак в Москве — подбор площадки.

Как проходил эксперимент

Собаку кормили под звук метронома. По началу у животного присутствовал только безусловный рефлекс — слюноотделение при виде еды. Без пищи поблизости метроном секреции не вызывал. Чтобы выработать у собаки условный рефлекс, незадолго до кормления включали метроном, под который собака получала любимую еду. Через время звук метронома начинал ассоциироваться у животного с приемом пищи. Чем дольше длился эксперимент, тем сильнее становился приобретенный рефлекс.  

Схема эксперимента по выработки условного рефлекса у собаки

На финальной стадии эксперимента слюна у собаки слюна появлялась, как только включался метроном. Этот процесс больше не зависел от того, сопровождалось ли воздействие нейтрального раздражителя кормлением. Слюноотделение стало частью условного рефлекса, который Павлов выработал у собаки в своем эксперименте. 

Нобелевская премия

Нобелевская премия

В 1897 году Павлов опубликовал свой классический труд «Лекции о работе главных пищеварительных желез». Он обобщил знания, полученные в результате экспериментов. Работу моментально перевели на все европейские языки — она быстро нашла признание в международной научной среде.

Опыт с мнимым кормлением И.П. Павлов. Лекции по физиологии пищеварения. СПб., 1908г.  

В 1903 году Павлов сделал доклад на XIV Международном медицинском конгрессе в Мадриде. Он рассказал о достижениях в исследовании пищеварения и впервые сформулировал принципы физиологии нервной деятельности.                                              И.П. Павлов произносит речь на XIV Международном медицинском конгрессе в Мадриде. 1903г

Номинанты 1901–1904 гг., ставшие Нобелевскими лауреатами. Конкурентами И.П. Павлова были известнейшие ученые того времени: Росс, Кох, Гольджи, Мечников 

Эксперты почти 3 недели знакомились с научной деятельностью лаборатории Павлова. По результатам работы комитета, коллегия профессоров Королевского Каролинского медико-хирургического института 7 октября 1904 года единогласно провозгласила Павлова четвертым лауреатом Нобелевской премии по физиологии и медицине. Награду он получил «за работы по физиологии пищеварения, которые изменили и расширили наши представления в этой области».Диплом лауреата Нобелевской премии, выданный И.П. Павлову Каролинским медико-хирургическим институтом в 1904г.Подлинник на русском языке

Павлов смог полностью изменить существовавшую в то время физиологию пищеварения и описал нервные взаимосвязи желудочно-кишечного тракта с центральной нервной системой.Диплом лауреата Нобелевской премии, выданный И.П. Павлову Каролинским медико-хирургическим институтом в 1904 г. Подлинник на шведском языке

Исследования и труды Ивана Петровича стали фундаментом для всех современных представлений о работе органов пищеварения, механизмах их регуляции и о том, как может нарушаться работа механизмов управления.

И.П. Павлов в тоге доктора Кембриджского университета в Кембридже (Великобритания).  1912г.

Наследие

Наследие

Павлов подарил миру не только полноценное представление о работе желудочно-кишечного тракта, за которую был удостоен Нобелевской премии. Последующие 35 лет он исследовал высшую нервную деятельность человека: Павлов изучал физиологию и расстройства сна, создал учение о типах нервной деятельности и заложил теоретические основы для исследования анализаторов и их представительства в коре.Титульный лист труда «Двадцатилетний опыт объективного исследования высшей нервной деятельности (поведения) животных. Условные рефлексы». 1923г. 

Все знания, которые подарил нам Павлов, определили облик физиологии ХХ века во всем мире. Он дал новый вектор для исследований и способствовал бурному развитию смежных отраслей биологии и медицины: 

  • Учение о 4 типах нервной деятельности (сангвиник, холерик, флегматик и меланхолик) применяют в психологии и педагогике;
  • Знания о высшей нервной деятельности и сне позволили разработать схемы терапии неврозов и расстройств сна;
  • Его учение о пищеварении легли в основу современных схем терапии многих заболеваний ЖКТ, в том числе язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки. 

Его знания и понимание нормальной физиологии стали фундаментом для успешного развития практической медицины.

Условные рефлексы

Это более сложный вид рефлексов. Он индивидуален и выражается в устойчивой связи между реакцией и стимулом. Только этот стимул является нейтральным, а не биологически значимым. Эти рефлексы приобретаются в течение жизни, могут исчезать или видоизменяться. Их цель – приспособление организма к меняющимся условиям. Связь между рефлексом и нейтральным стимулом образуется в коре больших полушарий.

Например, когда слюна выделяется только от того, что вы видите лимон, когда ребенок видит бутылочку с молоком, собака откликается на свою кличку – это условный рефлекс. На уровне условных рефлексов формируется большинство привычек человека.

Приложения классического кондиционирования

Открытие классической обусловленности остается одним из важнейших в истории психологии. Постулаты Павлова являются основой поведенческой психологии, и сегодня они продолжают применяться.

Классическая обусловленность – это форма обучения, которую большинство организмов используют для адаптации к окружающей среде. Это было продемонстрировано в многочисленных исследованиях, в которых реакция различных организмов была обусловлена. От рыб, птиц, обезьян до людей.

Некоторые из приложений классического кондиционирования являются:

– Для лечения алкоголизма и других зависимостей. Некоторые методы лечения связывают зрение, вкус и запах алкоголя с лекарством, вызывающим рвоту. Повторяя это несколько раз, возникает реакция тошноты на алкоголь. Это лечение называется аверсивной терапией и может быть полезно и при других зависимостях..

– Объяснение зависимостей. Люди, зависимые от наркотиков, чувствуют необходимость вернуться к потреблению, когда они находятся в местах и ​​с людьми, с которыми они употребляли. Прежде всего, если бы они чувствовали приятные эффекты.

В лечении от зависимости одна из первых мер состоит в том, что наркоман отходит от всего, что связано с ощущениями, которые вызвало его потребление..

– Классическая обусловленность также использовалась для лечения страха или фобий. Например, некоторые безобидные насекомые.

В одном исследовании пациентов попросили подумать об ошибках, которые вызывали реакцию страха. Этот ответ был вскоре устранен, потому что он не был связан с укусом или укусом.

После исчезновения ответа, фотографии ошибок были представлены пациентам понемногу, пока, наконец, страх не исчез, даже заставляя их прикоснуться к ним..

Эта процедура называется систематической десенсибилизирующей терапией и применяется для преодоления страха перед водой, уколами, полетами и т. Д..

https://youtube.com/watch?v=X3rMkpc7wAQ

ссылки

  1. Иван Павлов и классическая обусловленность: теория, эксперименты и вклад в психологию. (Н.Д.). Получено 3 марта 2017 г. с сайта Study.com: study.com.
  2. Майерс, Д. Г. (2005). Психология (7-е изд.). Буэнос-Айрес; Мадрид: Редакция Panamericana Médica.
  3. Собаки Павлова. (Н.Д.). Получено 3 марта 2017 г. с сайта Verywell: verywell.com.
  4. Собаки Павлова. (Н.Д.). Получено 3 марта 2017 г. от Simply Psychology: simplypsychology.org.
  5. Собаки Павлова и классическое воспитание. (Н.Д.). Получено 3 марта 2017 г. из сайта «Мир психологов»: psychologistworld.com.
  6. Worchel, S. & Shebilske, W. (1998). Психология: основы и приложения. Пятое издание. Мадрид: Прентис Холл.
Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий