Концепция духовно-нравственного воспитания личности гражданина

Цели и тактические задачи воспитания гражданственной личности

Целью политики государства согласно новой концепции становится создание централизованного многонационального государства, объединенного:

  • общей властной организацией, имеющей вертикальную и горизонтальную систему подотчетности и контроля;
  • совместными территориями, разделенными только по национальному, религиозному и федеральному принципам;
  • экономическим и военным потенциалом для развития и защиты отечества.

Как вспомогательные задачи выступают:

  1. Идентичность на национальных уровнях. Ее достижение помогает бесконфликтному существованию различных народов и личностей, их патриотизму; появлению гордости не только за малую родину, где родился и вырос гражданин, но и за всю страну; готовности служить ей, занимая общественно важную позицию.
  2. Формирование общества из нравственных и деятельных граждан, способных организовываться на всех уровнях — от муниципального до федерального. Только так это общество отстоит свои права и проведет интересы не только посредством исполнительной власти, но и через общественный контроль исполнения законов. Сознательный гражданин — вот что становится идеалом по-настоящему гражданского общества.
  3. Воспитание и развитие согласия граждан на уровне этносов. В многонациональной России это необходимое условие мирного взаимоотношения различных национальностей, культур, народов. Оно обеспечивает всеобщее согласие граждан, а также развитие и стабильность для каждого народа и гражданина.
  4. Развитие социализации общества через усвоение каждым его гражданином во время трудовой деятельности наилучших образцов социального опыта, выработанных поколениями, и желание воспроизводить и улучшать этот опыт через воспитание и образование потомков.

Из этого следует, что высшей целью воспитания и развития личности в обществе становится достижение определенного воспитательного образца, устраивающего все нации, основанного на всеобщих ценностях, включающих в себя:

  • моральные ценности каждой нации;
  • нравственные и религиозные традиции социума на уровне каждой из существующих национальных групп;
  • духовно-нравственный потенциал отдельной личности, способствующий социализации общества.

Слайд 36нациягосударственно-территориальная и политико-правовая общность, существующая на основе общих политических, историко-культурных и

духовно-ценностных характеристик и общего самосознания. Такой общностью является многонациональный народ Российской Федерации, который представляет собой многоэтничную гражданскую нацию, включающую этнические общности, которыми в России могут называться «нации» (в этнокультурном и социально-политическом смыслах), национальности и народы. Двойное использование категории «нация» (в общегражданском и этнокультурном значении) не противоречит конституционному положению «мы, многонациональный народ Российской Федерации», означая, что Россия есть национальное государство, а её народ представляет собой нацию наций.

НАЗАД

Духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России

Духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России является одной из важнейших задач современного общества. Задача эта не только обеспечить формирование и развитие высоких духовно-нравственных качеств личности, но и способствовать ее вовлечению в активную гражданскую и политическую жизнь страны.

Основные принципы духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России включают:

  • Гуманизм: уважение к достоинству каждого человека, признание его прав и свобод, формирование глубокой социальной ответственности по отношению к ближним;
  • Справедливость: стремление к установлению справедливых отношений, распределению ресурсов и ответственности в обществе;
  • Толерантность: умение принимать и уважать другие культуры, мнения, вероисповедания, обеспечение равных возможностей для всех;
  • Патриотизм: любовь к своей Родине, готовность самоотверженно служить интересам своей страны и ее народа;
  • Трудолюбие: ценность и роль труда в жизни личности, стремление к профессиональному развитию и достижению успеха;
  • Самоорганизация и саморазвитие: способность к самомотивации, самоконтролю, стремление к личностному росту и постоянному обучению;
  • Этические принципы и нормы: формирование честности, порядочности, ответственности, уважения к правам и свободам других людей.

Основные задачи духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России включают:

  1. Формирование высоких духовных и нравственных ценностей, включая любовь к Родине, патриотизм, трудолюбие, уважение к ближним.
  2. Развитие гражданской и политической активности, понимание своих прав и обязанностей как гражданина России.
  3. Воспитание гражданской ответственности и осознания необходимости участия в социально полезных делах.
  4. Создание условий для развития творческого потенциала и личностного роста каждого гражданина.
  5. Обеспечение равных возможностей для всех членов общества, независимо от пола, возраста, национальности, социального статуса и т.д.
  6. Укрепление семейных ценностей и восстановление роли семьи в воспитании гражданина России.

Духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России является одной из основных составляющих успешного функционирования общества. Оно направлено на создание гармоничного, доброжелательного и развитого общества, основанного на ценностях гуманизма, справедливости и толерантности.

С чего начинается воспитание и развитие современного общества

Воспитание и развитие социально активного человека в российских дошкольниках и школьниках будет наиболее эффективным для реализации планов президента, поскольку только в детском возрасте личность беспрепятственно впитывает в себя основные требования, предъявляемые ему обществом.

Суть в том, что воспитательный процесс в дошкольных и школьных учреждениях более  систематизирован и последователен, чем где-либо и когда-либо еще. Максимальное развитие духовных и нравственных качеств в подрастающем человеке здесь обеспечено самим укладом организованной образовательно-воспитательной жизни.

Дошкольник и школьник в рамках своих учреждений исключительно зависимы от окружающей среды, и уже поэтому не могут с ней не считаться. Хотя бы потому, что здесь они проводят основное время своей жизни, большее, чем в семейном кругу, на улице или где-либо еще.

Кратко этот процесс излагается так: только в сфере дошкольного и школьного образования будет централизованно и разумно сосредоточено воздействие на духовную, интеллектуальную, культурную и гражданскую жизнь огромных масс учеников. В конечном итоге оно и будет своеобразным индикатором эффективности образовательной системы.

К тому же в школьном возрасте и сам ребенок, в силу повышенной эмоциональной чувствительности к внешним воздействиям, воспринимает правила наиболее четко, быстро и остро. В более старшем возрасте этот процесс уже заторможен, а поэтому менее эффективен.

По убеждению Л. С. Выготского, при переходе от младшего возраста к более старшему потребности перестраиваются быстро. В то время как духовные ценности остаются относительно стабильными. И если они с каким-то изъяном, исправить их потом становится очень тяжело, а иногда невозможно.

В этом смысле представляется важной позиция президента Путина, касающаяся прав ребенка в России. Президент заявил, что подрастающее поколение в стране будет воспитываться в духе не только защиты интересов и прав детей, но и привития им патриотических чувств, моральных, нравственных и духовных ценностей

Он подчеркнул, что в современной России этим жизненно важным проблемам государство уделяет большое внимание. Так, происходит совершенствование образовательного законодательства, усиливается институт уполномоченных по правам ребенка, контролируются все неправомерные действия, совершенные по отношению к подрастающему поколению граждан страны

Главной задачей государства его глава считает привитие молодым людям, растущим в России, еще с детства ее исконных ценностей, являющихся основополагающими в их будущей взрослой деятельности.

Главные национальные ценности народов России

Министерство среднего образования Российской Федерации согласно утвержденным стандартам, опираясь на национальные и культурные традиции этносов, населяющих Россию, относит к базовым нравственным ценностям следующие:

  • огромную территорию страны;
  • ее самые большие в мире природные ресурсы;
  • гражданскую общность;
  • семейные ценности;
  • труд;
  • свободу религиозных воззрений;
  • достижения науки и искусства;
  • приверженность общечеловеческим ценностям.

Все это воспитывается в личности и воспроизводится в социуме через:

  • привитие любви к родине и служение ей на семейном и государственном уровне;
  • социальную солидарность, выражающуюся в доверии ко всем людям, милосердии, справедливости, личном достоинстве;
  • гражданскую ответственность, активно поддерживающую правовые отношения в обществе, законопослушность, терпимость к другим народам и религиям;
  • любовь к семье, уважение к близким, стремление к продолжению рода, заботу о детях и родителях;
  • настойчивое стремление к честному труду, творческому отношению к делу, личную целеустремленность;
  • приверженность к научным знаниям, способствующую стремлению к истине;
  • понятие обо всех традиционных религиях, существующих в России, уважение и терпимость к их приверженцам;
  • стремление к красоте, гармонии и развитию своего духовного мира посредством литературы и всех видов искусств;
  • любовь к природе, поддержание ее чистоты, воспитание экологического сознания;
  • стремление к миру во всем мире, к международному сотрудничеству.

На этих ценностях и должен выстраиваться процесс воспитания гражданственной личности в дошкольных и школьных учреждениях современной Российской Федерации.

Сущность Концепции духовно нравственного воспитания

Концепция духовно-нравственного воспитания и развития (далее Концепция) разработана в соответствии с Конституцией РФ, Законом РФ «Об образовании», а также на основании ежегодных посланий Президента РФ Федеральному собранию России.

Замечание 1

Концепция представляет собой методологическую основу разработки и реализации ФГОС общего образования.

Концепция предусматривает наличие ценностно-нормативной основы взаимодействия между образовательными учреждениями и иными субъектами социализации, такими как семья, религиозные объединения, общественные организации, учреждения дополнительного образования, спорта, культуры, СМИ.

Основная цель данного взаимодействия – обеспечение необходимых условий для полноценного духовно-нравственного воспитания и развития учащихся.

Концепция определяет:

  1. Сущность и характер современного национального воспитательного идеала.
  2. Основные цели и задачи духовно-нравственного воспитания и развития подрастающего поколения.
  3. Систему фундаментальных национальных ценностей, на основании которой необходимо осуществлять духовно-нравственное воспитания и развитие, в соответствии с многонациональностью России.
  4. Ведущие социальные и педагогические принципы и условия духовно-нравственного воспитания и развития учащихся.

Одной из основных задач образовательных учреждений является воспитание патриота и гражданина своей страны, создание условий для раскрытия талантов и способностей молодых россиян, подготовка их к продуктивной жизнедеятельности в рамках современного высокотехнологичного конкурентного мира.

Для того, чтобы данные задачи решались успешно все образовательные учреждения должны взаимодействовать друг с другом, с семьями учащихся и воспитанников, другими субъектами социализации. Концепция формулирует актуальный социальный заказ для современных образовательных организаций, как конкретную систему общих педагогических требований, выполнение которых гарантирует эффективное решение общенациональных задач.

Замечание 2

Таким образом, новая российская образовательная система должна отвечать всем современным требованиям по обеспечению духовно-нравственного воспитания и развития подрастающего поколения.

Большое значение уделяется общеобразовательной школе, которая должна организовать учащимся не только интеллектуальную, но и гражданскую, духовную и культурную жизнь. Отношение государства и общества к школе, как единственного социального института, через который проходят все граждане России, является индикатором морально-нравственного и ценностного их состояния.

Наиболее восприимчивы к духовно-нравственному воспитанию и развитию дети школьного возраста. В этот возрастной период ими лучше усваиваются нормы нравственности и морали, ярче воспринимаются духовные ценности. Однако педагогам необходимо помнить, что недостатки воспитания и развития этого периода достаточно сложно исправить в последующем. Так как все, что было пережито в детстве, отличается большой психологической устойчивостью.

Слайд 41 гражданское обществообщество, способное к самоорганизации на всех уровнях, от местных

сообществ до общенационального (государственного) уровня, активно выражающее свои запросы и интересы как через свободно и демократически избранные органы власти и самоуправления, так и через институты гражданского общества, к которым относятся прежде всего общественные группы, организации и коалиции, а также формы прямого волеизъявления. Гражданское общество обладает способностью защищать свои права и интересы как через власть и закон, так и путём контроля над властью и воздействия на власть и на правовые нормы. Гражданское общество обязательно предполагает наличие в нём ответственного гражданина, воспитание которого является главной целью образования.

НАЗАД

Слайд 6Закон РФ «Об образовании» № 3266-1 поправки от 01 / XII

– 2007 № 309-ФЗ

ст. 14, п. 2:Содержание образования должно обеспечивать:адекватный мировому уровень общей и профессиональной культуры общества;формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы (ступени обучения) картины мира;интеграцию личности в национальную и мировую культуру;формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества;формирование духовно-нравственной личности;воспроизведение и развитие кадрового потенциала общества.

Заключение

Концепция, представленная в этой статье, предназначена для воспитания и развития индивидуумов в системе среднего образования. Она разработана на базе других прогрессивных разработок, существовавших в педагогической науке, и в настоящее время становится нормативным документом, обязательным для применения в дошкольных и школьных учреждениях страны.

С помощью такой концепции предполагается воспитание и развитие в каждой обучающейся личности достойного гражданина Российской Федерации и ее истинного патриота, способного помочь стране занять и удержать достойное место в этом мире, полном неожиданностей.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий