Комплекс пробуждающей от сна гимнастики для средней группы ДОУ

Гимнастика пробуждения для средней группы ДОУ

Ключевая задача физических упражнений после дневного сна в детском саду заключается в поднятии мышечного тонуса и настроения детей. Не стоит ограничиваться одной только зарядкой, ведь контрастные воздушные ванны также эффективны в укреплении и сохранении здоровья воспитанников.

Пробуждающая гимнастика в детском саду

Обратите внимание! Зарядка помогает ребенку обеспечить плавный переход от сна в состояние бодрствования, чтобы он мог заниматься активной деятельностью. Желательно, чтобы в процессе проведения упражнений в помещении играла плавная негромкая музыка

Совсем необязательно ждать, пока проснется вся группа, поскольку дети смогут присоединиться ко всем по мере пробуждения

Желательно, чтобы в процессе проведения упражнений в помещении играла плавная негромкая музыка. Совсем необязательно ждать, пока проснется вся группа, поскольку дети смогут присоединиться ко всем по мере пробуждения.

Цели и значение для детей 4-5 лет

Та или иная методика физического или интеллектуального воспитания преследует определенные цели и задачи. Что касается гимнастики пробуждения, то она предназначена для решения следующих задач:

  • устранения последствий сна: сонливости, вялости и др.;
  • увеличения тонуса детской нервной системы;
  • усиления работы дыхательной и сердечно-сосудистой системы, а также системы желез внутренней секреции.

Решение подобных проблем способствует повышению физической и умственной работоспособности организма ребенка, и после гимнастики пробуждения он будет готов к психическим и физическим нагрузкам.

Что касается основных этапов, из которых состоит комплекс оздоровительной зарядки, то они представлены разминочными упражнениями в кровати сразу после пробуждения, простым самомассажем, ходьбе по «дорожке здоровья» и подвижными играми в помещении, где температура воздуха является контрастной.

Обратите внимание! Заканчивать зарядку желательно обтиранием холодной водой или контрастным обливанием рук и ног. Продолжительность оздоровительных упражнений должна составлять не менее 15-20 мин, а если гимнастика выполняется в постели, то не более 5 мин

При этом категорически запрещено, чтобы дети делали резкие движения, поскольку это может привести к перепаду кровяного давления, растяжению мышечных тканей и головокружению

Продолжительность оздоровительных упражнений должна составлять не менее 15-20 мин, а если гимнастика выполняется в постели, то не более 5 мин. При этом категорически запрещено, чтобы дети делали резкие движения, поскольку это может привести к перепаду кровяного давления, растяжению мышечных тканей и головокружению.

Пример оздоровительных занятий с малышами

Примерная схема анализа зарядки после пробуждения

Чтобы понять, дает ли эффект бодрящая гимнастика после сна в детских садах в каждой отдельной группе, следует выполнить поэтапный анализ выполнения зарядки по схеме. Первым делом надо указать:

  • Наименование ДОУ и группы;
  • ФИО воспитателя;
  • Дата анализа;
  • Возраст воспитанников;
  • Количество детей в группе.

Ребенок обязательно спит после обеда в детсаду, и стать бодрее поможет гимнастика после пробуждения.

Обратите внимание! Для того чтобы привить любовь к физкультуре, педагоги включают в программу стихи, музыкальное сопровождение и веселые игры. Чтобы добиться еще более лучшего результата, осуществляется закаливание, с применением специального инвентаря (мокрые простыни, массажные резиновые коврики и т. д)

Чтобы добиться еще более лучшего результата, осуществляется закаливание, с применением специального инвентаря (мокрые простыни, массажные резиновые коврики и т. д).

Зарядка под присмотром

Контролирование зарядки в детсаду по ФГОС требуется администрации образовательного учреждения для составления планов и отчета (карта). В отдельных ситуациях они нужны для заполнения личного дела воспитателя, его предоставления к аттестации на квалификацию. Выполняется анализ администрацией. Проводить контроль могут:

  • заведующий по воспитательной части и его зам;
  • старший воспитатель;
  • педагог по физподготовке;
  • медицинская сестра;
  • врач-психолог.

Странным может показаться только присутствие психолога, ведь многие воспитатели не связывают выполнение гимнастики с психовоспитанием, что неправильно. Психолог имеет право анализировать для того, чтобы составить индивидуальную оценку действий воспитателя.

Для чего она нужна

Анализ зарядки в садике дает возможность отследить, насколько правильный подход к воспитанникам и отзывчивость на поведение детей. Благодаря указу Миниобразования, правила осуществления занятий и необходимости их проверок вошли в ФГОС. Контролирует качество зарядки уполномоченный представитель администрации садика.

Важно! Гимнастические занятия нужно выполнять систематически (в течение всего дня). Физнагрузка принесет только пользу для дошкольников и даст возможность их мышцам лучше развиваться, их концентрация внимания повысится, и ЦНС будет успокаиваться по мере необходимости

Ответственность за осуществление зарядки несет исключительно педагог, и не всегда это сотрудник детсада. В зависимости от структуры и правил работы ДОУ, зарядку может проконтролировать и приходящий специалист. В некоторых садиках (для дошкольников-инвалидов) план проведения зарядки может быть создан медицинской сестрой, но только ответственный педагог имеет право осуществлять зарядку.

Гимнастика после пробуждения важна. Ведь благодаря зарядке дети не только восстанавливают тонус, но и обучаются проявлять заботу о себе. Вреда точно не будет, естественно, если гимнастика будет проводиться по правилам и опытным специалистом.

Правила дневного сна

Чтобы послеобеденный сон был полезен, надо грамотно к нему подходить. Большинство людей в дневные часы находятся на рабочем месте, и, значит, поспать в кровати или на диване у них нет возможности. По этой причине стоит правильно организовать сон в условиях офиса. Сегодня, зная, что перерыв на 30 минут сна повышает работоспособность, многие руководители очень лояльно относятся к такому явлению. Некоторые крупные компании даже создают комнаты отдыха для своего персонала, где можно спать в комфортных условиях.

Капсула сна на работе

Зна�, чем полезен дневной сон, надо подойти к его организации правильно:

  • регулярность – для того, чтобы суточные биоритмы не нарушались, следует сделать дневной сон регулярным. Спать всегда следует в одно и то же время и, конечно же, каждый день;
  • временной отрезок – полезен только сон с 13 на 14 часов, поэтому это то время, когда лучше делать перерыв в работе;
  • краткость сна – малая продолжительность периода отдыха позволяет не допустить перестройки организма на длительное время покоя как при ночном сне. Если днём проспать больше 30 минут, то такой отдых будет вреден: появится неприятное чувство дезориентации и потерянности в пространстве, а также ощущение опьянения;
  • темнота – спать при свете недопустимо. Если засыпаем при свете, то для мозга это становится стрессом, так как этим нарушаются биоритмы организма. Только в темноте спящий может расслабиться. Когда отключить свет нельзя, надо использовать специальные очки для сна. Они плотно закроют глаза от света и помогут обмануть мозг, настроив его на сон;
  • тепло – при засыпании обменные процессы в организме замедляются, и из-за этого изменяется процесс терморегуляции, и тело остывает. В результате человек, если не использует плед, просыпается от холода, что не позволяет полноценно отдохнуть. Жара во время сна также недопустима, и поэтому надо использовать не самый толстый плед;
  • тишина – приучить себя спать в шуме можно, но для здоровья такой отдых приносит вред. Спавшие в шумной обстановке испытывают плохое самочувствие, так как их мозг не смог разгрузиться и, следовательно, не получил нужного расслабления. Если добиться тишины в месте сна невозможно, то надо воспользоваться берушами или наушниками. Если включить негромкую спокойную музыку, то она вполне подойдёт для полноценного сна;
  • уединение – не все готовы спать под наблюдением коллег по работе. В такой ситуации, когда нет специальной комнаты отдыха, надо обеденный сон перенести в собственную машину. В ней можно, сколько нужно, спать максимально комфортно. Для того чтобы голове было удобно в момент отдыха, надо использовать специаль�ую подушку – хомут.

При соблюдении правил сон днём помогает достичь хороших результатов, так как организм будет получать полное расслабление. Дневной сон, польза или вред которого зависят от грамотного подхода, при правильной организации всегда желателен. Ошибки при отдыхе становятся причиной того, что послеобеденный сон оказывается вреден для организма. Если провести его грамотно нет возможности, то от него надо отказаться.

Основные виды бодрящей гимнастики и правила проведения

На сегодняшний день специалисты изобрели множество методов бодрящей гимнастики, чтобы пробуждать детей. Среди всего этого разнообразия выделяют несколько наиболее часто применяемых и эффективных. Речь идет про словесную, наглядную, игровую и практическую зарядку. Словесная гимнастика пробуждения состоит из элементов логоритмики, которые объединены в одну систему физических упражнений, чтобы скорректировать речь ребенка.

Все движения должны сопровождаться стихами или фразами для развития рече-двигательного и слухового анализаторов. Также во время словесной гимнастики регулируется дыхание, закрепляются двигательные навыки и нормализуется правильное произношение звуков. Первая часть такой зарядки включает бег и ходьбу, а вторая — движения, которые сопровождаются игровыми самомассажами и стихами.

Обратите внимание! Что касается наглядной гимнастики, то она содержит в себе элементы корригирующих упражнений. Такой вид зарядки предназначен для того, чтобы предотвратить развитие плоскостопия и устранить нарушения осанки. Основными составляющими являются:

Основными составляющими являются:

  • упражнения, которые формируют и закрепляют навыки правильной осанки;
  • занятия, формирующие стереотип и правильное дыхание.

Взаимоположение частей тела улучшается за счет дыхательной мускулатуры, поэтому наглядная зарядка особенно важна.

Игровая гимнастика

Игровая форма зарядки помогает детям сконцентрироваться на выполнении таких упражнений, как перелезания через препятствия, бег, прыжки или ловля мяча. Игра — это незаменимый инструмент, помогающий совершенствовать движения, координацию, быстроту, силу и выносливость. В ходе игры активизируется память, воображение и мышление.

Важно! Игровая бодрящая гимнастика должна сопровождаться музыкой, стихами или считалками. Таким образом, дети не только укрепляют свою физическую форму, но и пополняют словарный запас

Игровые упражнения

Игровая зарядка состоит из вводной, основной и заключительной частей. Вводная часть представляет собой легкий бег или различные виды ходьбы, а также игру на концентрацию внимания и упражнения для дыхательной системы. Основная часть включает игру высокого уровня подвижности, а заключительная предназначена для того, чтобы проводить с детьми оздоровительные развлечения и ходьбу с дыхательными упражнениями.

Практическая бодрящая гимнастика

Практическая форма занятий с детьми в большинстве случаев представлена бегом, который предназначен для регуляции нагрузки, укрепления дыхательной и сердечно-сосудистой систем, а также для координации работы суставов, мышц и связок.

Обратите внимание! Бег должен быть медленным или средним, во время которого воспитателю нужно внимательно следить за каждым ребенком, чтобы он не переборщил с нагрузкой, не травмировал себя и своевременно отдыхал. Увеличивать нагрузку нужно постепенно, учитывая индивидуальные особенности каждого воспитанника и его физическую подготовку. Малышам, которые только поступили в детский сад или долго не ходили на занятия, нагрузка во время бега более чем на 50 % противопоказана

Малышам, которые только поступили в детский сад или долго не ходили на занятия, нагрузка во время бега более чем на 50 % противопоказана

Увеличивать нагрузку нужно постепенно, учитывая индивидуальные особенности каждого воспитанника и его физическую подготовку. Малышам, которые только поступили в детский сад или долго не ходили на занятия, нагрузка во время бега более чем на 50 % противопоказана.

https://youtube.com/watch?v=gsFwn5qykwg

Организация гимнастики

Все манипуляции, проводимые с детьми, должны быть тщательно обдуманы и соответствовать ФГОС (федеральным государственным образовательным стандартам). Это свод четких правил и требований к образованию определенного уровня. Для физического развития дошкольников существует «Программа обучения и воспитания детей дошкольного возраста», где отражены правила проведения зарядки для различных групп с учётом возрастного, физического и психологического развития детей.

В организации гимнастики воспитатель руководствуется такими критериями:

  • возраст;
  • физические способности детей;
  • распределение нагрузки;
  • комплексность упражнений;
  • длительность;
  • место проведения.

Возраст

С учетом этого показателя различается комплекс упражнений после обеденного сна. Так, для деток младшего возраста зарядка проводится в игровой форме, и малыши изображают птичек, зверей, маминых помощников. При этом требуется обязательное выполнение воспитателем каждого из «упражнений».

В подготовительной группе дети возрастом 5–6 лет более организованы и самостоятельны, поэтому воспитатель может назначить «старшего» из детей, который будет показывать упражнений всей группе, а остальные детки будут их повторять. В это время воспитатель может уделить время индивидуальной работе с конкретными детьми.

В подготовительной группе дети запоминают упражнения, выполняемые ежедневно, поэтому часто практикуется самостоятельное проведение разминки

Распределение нагрузки

Стандартный комплекс упражнений выполняется на протяжении 15–20 минут. На распределение нагрузки влияют искривление осанки, плоскостопие и прочие физиологические проблемы. Если таковых не имеется, общая схема имеет следующий вид:

№ этапаЧто делатьОписание упражненияДлительность (мин.)
1Потягивания рук и ногВыполняется в кровати, непосредственно после пробуждения. Можно продолжить упражнение в виде поочередных махов руками и ногами возле кровати3
2ХодьбаПереход в активную фазу продолжается ходьбой, от медленной до постепенно ускоряющейся. Можно начинать в прохладной комнате3
3Активные телодвиженияДвижения для профилактики проблем опорно-двигательной системы продолжают в теплом помещении. Это могут быть активные махи, наклоны, повороты туловища, прыжки, приседания. Рекомендуется дополнять спортивными принадлежностями (скакалки, детские гири и гантели и пр.)5–7
4Дыхательные упражненияВ меру прохладной комнате осуществляют элементы, взятые с дыхательной гимнастики3–4

Методика проведения бодрящей гимнастики: временной план и пример конспекта

Чтобы поддерживать интерес и сохранять эмоциональный настрой ребенка, на протяжении всего выполнения зарядки нужно следовать четким временным рамкам. Упражнения в кроватях сразу после пробуждения должны длиться не менее 2,5-3 мин, активный блок — 3-4 мин, а дыхательная зарядка — 2-3 мин.

Активная зарядка в саду

Обратите внимание! На протяжении 1 мин дети должны ходить по массажным коврикам. Задания следует комбинировать таким образом, чтобы все занятие длилось не более 10 мин

В стандартном конспекте воспитателя должна быть указана образовательная область, место проведения, пояснительная записка и цели занятия. В строке «образовательная область» нужно вписать физическое развитие, в «месте проведения» — игровую комнату или спальню группы детского сада. Что касается основных целей, то подойдут следующие:

  • развитие мотивации к сохранению и укреплению своего здоровья;
  • устранение сонливости и вялости у детей с помощью физической нагрузки;
  • формирование правильной осанки и предотвращение развития плоскостопия.

Также в конспекте стоит упомянуть о социально-коммуникативном, познавательном, речевом и художественно-эстетическом развитии. Социально-коммуникативное подразумевает воспитание дружеских взаимоотношений между всеми воспитанниками группы, чтобы они учились быть взаимовежливыми и шли на уступки. В процессе познавательного развития у детей закрепляются уже имеющиеся знания про окружающий мир и его составляющие.

Что касается речевого развития, то с его помощью артикуляционный аппарат готовится к тому, чтобы правильно произносить звуки, а также обогащается словарный запас ребенка.

Обратите внимание! В процессе художественно-эстетического развития у малыша формируется интерес к искусству, музыке и чувство ритма. Также в конспект нужно записать вид деятельности (игровая, коммуникативная, двигательная или познавательная) и оборудование, которое может понадобиться в процессе занятия гимнастикой

Можно использовать ребристые дорожки, цветные листы, гимнастические обручи или массажные мячи

Также в конспект нужно записать вид деятельности (игровая, коммуникативная, двигательная или познавательная) и оборудование, которое может понадобиться в процессе занятия гимнастикой. Можно использовать ребристые дорожки, цветные листы, гимнастические обручи или массажные мячи.

Проведение побудки в зависимости от поры года и месяца

Побудка подразумевает пробуждение детей под спокойную мелодичную музыку, после чего малыши должны выполнить несколько физических упражнений прямо в постели. В зависимости от того, какая на улице стоит пора года, мелодия может быть разная: тихая и классическая, если идет дождь или снег зимой, заводная и веселая, если на улице солнечная погода и тепло.

Процесс побудки детей

Детки должны пробуждаться и поворачиваться в разные стороны в такт музыке, поглаживать ноги, разводить руки, сжимать и разжимать кисти, а также сгибать ноги в коленях. Все выполняется строго по очереди, после чего все малыши должны встать на массажный ковер и выполнить несколько дыхательных упражнений.

Гимнастика после сна картотека (средняя группа) по теме

ПОСЛЕ ДНЕВНОГО СНА

Дневной сон необходим ребенку для физического и интеллектуального развитии. Но как помочь проснуться малышу в хорошем настроении и активно продолжить день? Необходима бодрящая гимнастика.

Гимнастика после сна – ключ к пробуждению ребенка.

Основная цель гимнастики после дневного сна – поднять настроение и мышечный тонус детей с помощью контрастных воздушных ванн и физических упражнений. Сохранить и укрепить здоровье детей.

Гимнастика необходима для обеспечения детям плавного перехода от сна к бодрствованию, подготовке к активной деятельности. Проведение гимнастки желательно сопровождать плавной не громкой музыкой. Гимнастику начинают проводить с проснувшимися детьми, остальные присоединяются по мере пробуждения.

Основные задачи, решаемые с помощью комплекса гимнастики после сна:

устранить некоторые последствия сна (вялость, сонливость и др.);

увеличить тонус нервной системы;

усилить работу основных систем организма (сердечно-сосудистой, дыхательной, системы желез внутренней секреции и других);

Решение этих задач позволяет плавно и одновременно быстро повысить умственную и физическую работоспособность детского организма и подготовить его к восприятию физических и психических нагрузок.

Виды гимнастики, или немного о терминах

Гимнастика после сна в некоторых источниках называется корригирующей, а иногда включает корригирующую в свой видовой ряд.

Это интересно. Корригирующая гимнастика (от лат. corrigo — выпрямляю, исправляю) — это вид лечебной гимнастики — специальных упражнений для устранения нарушений осанки; оказывает она и общеукрепляющее действие (тренирует функции сердечно-сосудистой и дыхательной систем, укрепляет отдельные группы мышц); восстанавливает равновесие между кривизнами позвоночника.

Исходя из определения, включающего основные цели и задачи проведения упражнений после сна, можно сделать вывод, что гимнастика после сна, бодрящая и корригирующая — это всё термины одного синонимичного ряда. Видами корригирующих упражнений могут быть:

  • коррекционные занятия (упражнения, направленные на исправление каких-то конкретных нарушений в работе детского организма, например, плоскостопия или искривления грудной клетки);
  • закаливание (если не считать прогулки, то закаливание — удел не многих, потому что это особый тип оздоровительных процедур, который проводится, как правило, в специализированных группах, в него включаются умывания холодной водой, обливания на улице и т.д.);
  • ленивая гимнастика (упражнения, которые выполняются лёжа, сидя, без резких движений сильных физических нагрузок);
  • физкультминутки (проводятся регулярно в перерывах на занятиях, чтобы дети не только передохнули, но и поработали на укрепление организма);
  • профилактическая гимнастика (универсальный набор упражнений, который чаще всего и используется в дошкольных детских учреждениях).

Это интересно. Профилактическая гимнастика иногда называется бодрящей.

Типы упражнений

Если говорить о корригирующей гимнастике после сна, то она включает:

  • упражнения сразу после пробуждения — в кровати;
  • занятия с использованием тренажёров (например, массажных ковриков, мячей и пр.);
  • корригирующие задания на предотвращение плоскостопия, искривления позвоночника и пр.;
  • дыхательная гимнастика.

Элементы гимнастики после сна

Гимнастика после сна — как разноцветная мозаика, которую каждый день можно собирать заново, составляя из её основных элементов новый образ.  Дневная гимнастика, как вариант, может включать в себя:

  • потягивание;
  • дыхательные упражнения;
  • махи руками;
  • поглаживание биологически активных зон;
  • прыжки;
  • приседания;
  • несложные элементы йоги;
  • пальчиковую гимнастику;
  • гимнастику для глаз;
  • визуально-акустические упражнения.

Несмотря на то, что гимнастика после сна обычно бывает непродолжительной, воспитатель может комбинировать отдельные элементы и фрагментарно использовать понравившиеся разработки.

Видео-пример утренней гимнастики:

Проведение побудки в зависимости от поры года и месяца

Побудка подразумевает пробуждение детей под спокойную мелодичную музыку, после чего малыши должны выполнить несколько физических упражнений прямо в постели. В зависимости от того, какая на улице стоит пора года, мелодия может быть разная: тихая и классическая, если идет дождь или снег зимой, заводная и веселая, если на улице солнечная погода и тепло.

Процесс побудки детей

Детки должны пробуждаться и поворачиваться в разные стороны в такт музыке, поглаживать ноги, разводить руки, сжимать и разжимать кисти, а также сгибать ноги в коленях. Все выполняется строго по очереди, после чего все малыши должны встать на массажный ковер и выполнить несколько дыхательных упражнений.

Гимнастика после пробуждения помогает ребенку сконцентрировать свое внимание на последующих уроках, укрепляет физическое здоровье детей и улучшает их настроение. Именно по этим причинам воспитатель должен заниматься со своими воспитанниками регулярно, чередуя игры между собой, чтобы они не надоели детям

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий