Упражнения
Вариантов упражнений для пальчиков существует очень много, они не обязательно являются частью законченной истории. Их можно подобрать не только по возрасту ребенка, но и разным темам. Например, овощи или домашние животные, перелетные птицы или транспорт. Вот несколько таких зарядок:
Одна из самых простых — это пальчиковая гимнастика про цветы:
Рост цветочек на полянке, (ставим руку на локоть)
Распускался спозаранку. (открываем пальчики на ладошке)
Днем стоял и красовался (наклоняем кисть в разные стороны)
Ну а на ночь закрывался (закрываем пальчики).
Собирали мы цветочки, (раскрытые ладошки складываем «чашечкой»)
Чтоб сплести их них веночки. (водим пальчиком по ладошке)
Получился вот какой, (складываем большой круг из пальцев)
Яркий, пышный и большой!(раскрываем все пальчики на ладошках, разводим их в стороны)
Очень простая и полезная пальчиковая гимнастика Деревья качаются:
Вот два дерева в лесочке (руки на локоть, пальчики открыты)
Наверху у них листочки (собрали пальчики, шевелим ладошками)
Ветер начал задувать (руки с раскрытыми пальчикам качаются)
И листочки обрывать. (ладошки «собрали» и медленно опустили на стол)
Малышам очень нравится пальчиковая гимнастика про апельсин, веселая и несложная:
Вот у Саши апельсин (сжимаем пальцы в кулачок)
Чистил он его один. (открываем пальчики по одному)
Сочный фрукт сам разломил, (изображаем обеими руками это действие)
И друзей всех угостил! (открываем ладошки перед собой).
Можно выполнять этот комплекс упражнений и под стихотворение «Мы делили апельсин», если ваш малыш уже немного подрос и хорошо знает этот мультфильм.
Для детей 3 лет может быть использована пальчиковая гимнастика про животных жарких стран или Крайнего Севера. Постепенно упражнения и стихи к ним становятся все сложнее и интереснее.
Очень популярна у педагогов пальчиковая гимнастика про засолку капусты:
Вот большой кочан капусты (изображаем руками большой шар)
Но без соли он не вкусный.
Будем мы его рубить (ставим ладошки на ребра и стучим ими по столу)
И солить-солить-солить (складываем пальцы вместе и имитируем посыпание солью)
Хорошенько все пожмем (активно сжимаем и разжимаем пальчики)
И морковочки натрем. (проводим сжатым кулачком по открытой ладошке)
Упражнение Ежик подойдет для тех ребят, кто уже хорошо освоил более простые варианты. Кстати, это хороший пример пальчиковой гимнастики для детей 3-4 лет, более старшего возраста.
Ходит ежик по полянке (пальчики одной руки «ходят» по ладошке другой)
Собирает не поганки, (качаем указательным пальцем перед собой)
А хорошие грибочки (делаем ножку и шляпку из кулачка и ладошки)
Все для сына и для дочки. (переплетаем пальцы обеих рук и поднимаем их)
Что это такое
Существует множество специальных упражнений для младших дошкольников, которые позволяют стимулировать речевые центры через мелкую моторику. Растирания, проглаживание, разминание пальчиков позитивно сказывается на том, насколько быстро и хорошо малыш заговорит. Детям до 2 лет такую зарядку помогает делает взрослый, массируя ручки и играя в специальные пальчиковые игры, а у ребят постарше уже получается запоминать и выполнять простые упражнения самостоятельно.
Большой плюс, что почти вся пальчиковая гимнастика для малышей существует в форме коротких забавных стишков, сказок с ритмичными повторами. Такой материал не только «подсказывает» очередность действий, но также создает позитивный настрой.
Возрастные рамки
Чаще всего в пальчиковые игры играют с малышами от 6 месяцев до 1 года, но такие игры полезны и детям старше трех лет. Обычно они делятся от самых простых до игр посложнее, где ребенку предлагается самому выучить стихотворение. Кстати, если сопровождать стихи небольшим «спектаклем» в виде пальчиковой игры, ребенку будет легче запомнить текст.
Общие правила пальчиковых игр:
Не принуждать ребенка к игре, а заинтересовать его. Объяснить, что будет происходить, правила игры в доступной для ребенка форме. Не перегружать ребенка играми. Одна-две игры в день вполне достаточно. Можно больше, если ребенок сам любит и просить играть. Хвалите малыша за его успехи и не ругайте за неудачи, он только учится. Играйте увлеченно, с радостью. Даже, если у вас мало времени, пусть это десять минут, но они будут полностью посвящены общению с малышом
Ребенку важно, чтобы какое-то время мама или папа «принадлежали» только ему
Пальчиковые игры
Пальчиковые игры — это полезный детям дошкольного возраста вид гимнастики. Такими играми рекомендуется заниматься годовалым детям и старше.
Пальчиковые игры очень нравятся детям, развивают их ручки, укрепляют отношения мам с детьми.
Покажите ребёнку, как играть: заготовьте весёлые стихи, покажите движения, и увидите: малыш будет в восторге. Пальчиковые игры несут ещё и обучающую функцию: с их помощью дети узнают цифры, учатся считать, изучают части тела и т. д.
Перечислим самые эффективные пальчиковые игры, которые весьма просто проводить:
- «Ладушки». Вспоминаем знакомую с детства потешку и учим кроху хлопать в ладоши.
- «Рвём бумагу». Это можно делать в 7-8 месяцев. Покажите малышу несколько листков цветной бумаги. Пусть он возьмёт их, рассмотрит, попытается смять или разорвать. Малышу интересны будут новые манипуляции. Он почувствует свойства своих рук и разных предметов.
- «Листаем страницы». Перелистывание красочной детской книжки или журнала — не только увлекательное для малыша занятие, но и полезное для развития рук.
- «Изучаем бусы». Малышам очень нравится перебирать предметы мелкого размера. Это и очень полезно для ручек. Разрешите крохе перебирать свои бусы.
- «Перебираем крупу». Наполните миску крупой и пододвиньте её к малышу. Пусть он окунёт ручки туда, потрогает, какие зёрнышки на ощупь, пересыпает из ладошки в ладошку. Эта игра отлично развивает сенсомоторику.
- «Узоры на песке». Песок насыпьте на поднос. Покажите ребёнку, как можно делать узоры пальцем. Возьмите пальчик малыша и поводите по песку. Начинайте с простого — рисования линий, геометрических фигур, волн. Постепенно усложняйте задания.
- «Крышки». Такая простая бытовая игра, как закручивание крышек на банки и бутылки, делает пальчики ловкими.
- «Одеваемся и обуваемся сами». Это вовсе и не игра, а обычное включение ребёнка в самостоятельную деятельность. Пусть он учится застёгивать и расстёгивать пуговицы, молнии, завязывать шнурки. Это не только поможет быстрее развить пальчики, но и приучит малыша самостоятельно обслуживать себя. В дополнение можно изготовить дидактический материал с пуговицами и шнурками, который станет отличным тренажёром.
Советы родителям.
- Игры должны быть безопасны. Они должны проходить под наблюдением родителей.
- Играть нужно регулярно. Лучше это делать ежедневно.
- Не утомляйте ребёнка. Следите за интересом ребёнка к игре, не делайте занятия чрезмерно продолжительными.
Что же такое пальчиковая гимнастика и как она влияет на развитие ребенка
Пальчиковая гимнастика — вид игр, заключающийся в инсценировке каких-либо сказок и стишков с помощью пальчиков. Также это является массажем и зарядкой для рук, а иногда и для ног.
Упражнение написания
Такая физкультминутка имеет огромное значение именно среди группы детей 2-3 лет, потому что в это время малыши заняты предметной деятельностью, у них формируется наглядно-предметное мышление.
Следовательно, пальчиковая гимнастика нацелена на следующее:
- формирование наглядно-предметного мышления;
- нормальную скоординированность обеих рук;
- умение согласовывать движения и речь (зачастую игры-сказки или рифмованные стишки сопровождаются аудио аккомпанементом);
- развитие нормальной речи;
- формирование у малыша таких качеств, как мышление, воображение, любознательность;
- помощь дружить, устанавливать контакт между ребенком и взрослым;
- обогащение словарного запаса и правильное произношении слов;
- подготовку пальчиков к письму;
- повышение навыка мелкой моторики.
Принципы организации гимнастики для пальчиков и ладошек
При проведении пальчиковой гимнастики в средней группе детского сада, воспитателю следует опираться как на общие принципы, используемые в организации деятельности воспитанников, так и на особенности психики и физиологии детей пятого года жизни.
Организация гимнастики строится на принципах:
- Систематичности и постепенности. Занятия гимнастикой проводятся регулярно, с постепенным усложнением и обязательным повторением упражнений.
- Комфортности и добровольности. Занятия должны приносить детям удовольствие, радость, а участие в них всегда свободное, по желанию детей. Чтобы дети с интересом восприняли гимнастику и активно в ней участвовали, педагог использует различные приёмы: художественное слово; привлечение игрового персонажа; красочную атрибутику (яркие мячики, колпачки с «портретами» зверят, сказочных героев.
- Доступности и посильности. Все материалы (стихи, потешки, иллюстрации, картинки), которые использует воспитатель, должны соответствовать возрасту детей, быть им знакомы, понятны, чтобы не вызвать заминки и не снизить динамичность игры.
- Индивидуального подхода. Детям средней группы, в отличие от младшей и ясельной, уже нет необходимости в том, чтобы педагог каждый аз обучал их упражнениям, беря ручку ребёнка в свою и манипулируя его пальчиками. Четырёхлетние вполне могут повторить движение, которое им покажут 1–2 раза. Но воспитатель должен держать всех ребятишек в поле зрения, и если у кого-то из них некоторые упражнения вызывают трудности, или же дети неправильно выполняют их, следует провести работу с такими детьми, чтобы закрепить правильное положение пальцев во время упражнения. Это поможет малышам и в других видах деятельности (научит правильно держать ложку, карандаш, манипулировать предметами в играх).
Соблюдение таких принципов поможет педагогу провести этот вид деятельностис наибольшей пользой для малышей, увлекательно и в нужном темпе.
В средней группе перед педагогом ставится новая задача: научить малышей согласовывать движения обеих рук
Пальчиковая гимнастика и её значение для ребенка 3-4 лет
Пальчиковая гимнастика для детей в 3-4 года уже может включить в себя занятия с конструкторами и мозаиками, состоящими из более мелких деталей. Кроме того, уроки рисования могут ставить более сложные задачи — соединение трех и более точек в ломаную линию, создание окружностей, машинок, домиков, а также их раскраска.
Пальчиковая гимнастика и ее особенности
Важно! Обычно ребенок в четыре года, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики рук, умеет логически рассуждать, у него развита память, внимание, связная речь. Пальчиковая гимнастика для детей 3-4 лет проводится в детском саду для развития пальцев, а также мелкой моторики. Подобное упражнение в два или три года положительно влияет на развитие речи, а также переключает малыша на его телесные ощущения, таким образом, успокаивая его
Подобное упражнение в два или три года положительно влияет на развитие речи, а также переключает малыша на его телесные ощущения, таким образом, успокаивая его
Пальчиковая гимнастика для детей 3-4 лет усиливает согласованную деятельность речевых зон, а также способствует лучшему развитию памяти и воображения малыша. Со временем его пальцы/кисти рук приобретают гибкость
Подобное упражнение в два или три года положительно влияет на развитие речи, а также переключает малыша на его телесные ощущения, таким образом, успокаивая его. Пальчиковая гимнастика для детей 3-4 лет усиливает согласованную деятельность речевых зон, а также способствует лучшему развитию памяти и воображения малыша. Со временем его пальцы/кисти рук приобретают гибкость
Пальчиковая гимнастика для детей 3-4 лет проводится в детском саду для развития пальцев, а также мелкой моторики. Подобное упражнение в два или три года положительно влияет на развитие речи, а также переключает малыша на его телесные ощущения, таким образом, успокаивая его. Пальчиковая гимнастика для детей 3-4 лет усиливает согласованную деятельность речевых зон, а также способствует лучшему развитию памяти и воображения малыша. Со временем его пальцы/кисти рук приобретают гибкость.
Пальчиковая игра является очень важной частью работы по развитию мелкой моторики. Подобные игры способствуют развитию речи, творческой деятельности. Они отображают реальность окружающего мира — предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы
В ходе таких малыш, повторяя движения взрослых, активизирует моторику рук
Они отображают реальность окружающего мира — предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе таких малыш, повторяя движения взрослых, активизирует моторику рук.
Обратите внимание! При выполнении занятий вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности
Цели и задачи пальчиковой гимнастики
Прежде чем приступить к выполнению определенных действий, нужно определить цели и задачи данной техники:
- Развитие речи. Регулярные тренировки и ритмичные движения пальцами либо кистью способствуют активизации речи, а также улучшению мозговой деятельности.
- Развитие навыка подражать взрослому человеку. Правильное занятие учит понимать речь, писать буквы. После нескольких упражнений значительно повышается речевая активность.
- Обучение концентрации внимания и его распределения правильным способом.
Важно! Произвольно управлять своим вниманием малыш сможет научиться только к возрасту 6-7 лет. За годик младший ребенок может не усвоить весь материал
Картотека пальчиковых игр «Мы рисуем»
Организация: МБДОУ «Сказка»
Населенный пункт: р.п. Кольцово
Пальчиковые игры для малышей
Перед рисованием мы с детьми делаем пальчиковую гимнастику, она укрепляет мышцы рук, помогает детям настроиться на рисование, получить положительный заряд эмоции. После такой гимнастики дети с лёгкостью и без напряжения приступают к рисованию. Благодаря играм, направленным на развитие мелкой моторики, кисти рук становятся хорошо подвижными, гибкими, исчезает скованность движений.
«Пять пальцев»
На моей руке пять пальцев,
Пять держальцев, пять хватальцев
Чтобы клеить рисовать
Радость людям создавать.
«Пальчики»
Раз-два-три-четыре-пять–
Вышли пальчики гулять.
Раз-два-три-четыре-пять-
Начинаем рисовать.
(Поочередно разгибать все пальцы, начиная с мизинца)
«Мы считаем»
Можно пальчики считать:
Раз-два-три-четыре-пять.
На другой руке – опять:
Раз-два-три-четыре-пять.
Начинаем рисовать.
Поочередно разгибать пальцы правой реки (затем левой) руки, начиная с большого.
«Ладошка»
Мы ладошку потрясем,
Каждый пальчик разомнем
Раз-два-три-четыре-пять.
Начинаем рисовать.
Чтоб красиво рисовали
И нисколько не устали.
«Черепаха»
Шла купаться черепаха
И кусала всех от страха
Кусь-кусь-кусь!
Кусь-кусь-кусь!
Ничего я не боюсь.
(Складываем ладошки вместе, вращаем в запястьях. Хлопаем в ладошки. Делаем хватательные движения. Перед собой двигаем ладошки вправо влево)
«Дождь»
Дождь! Дождь! Надо нам расходиться по домам!
Гром! Гром, как из пушек. Нынче праздник у лягушек.
Град! Град! Сыплет град! Все под крышами сидят.
Выходите! Выходите! Чудо пальчики творите.
(Сжимаем и разжимаем пальчики, делая «брызги». Стучим одним кулачком другой. Шевелим быстро пальчиками. Делаем вращательные движения в запястьях. )
«Вышли пальчики играть»
Раз-два-три-четыре-пять
Вышли пальчики играть
Раз в ладошки хлопнем
Два закроемся в замок
Три сыграем в барабан
А четыре как в баян
Ну, а пять — мы начнем рисовать.
«Зарядка»
Раз,два, три,четыре, пять.
Пальчики пора вставать!
Будем делать мы зарядку.
Будем мы скакать в присядку.
Будем прыгать и плясать.
Радость людям создавать.
(Сгибаем пальчики сначала на одной руке под счет, а затем на другой под ритм стишка. Хлопаем в ладошки. Делаем движения пальчиками, как будто брызгаем водичкой. Делаем вращательные движения руками в запястьях. Сгибаем пальчики одновременно на двух руках).
Приложения:
file0.docx.. 18,3 КБ
Опубликовано: 10.10.2020
Поросята
Дети по очереди “идут” по столу каждым из пальцев обеих рук.
Мизинцы
Этот толстый поросёнок
целый день хвостом вилял,
Безымянные
Этот толстый поросёнок
спинку об забор чесал.
Фонарики”
Ля-ля-ля-ля, лю-лю-лю,
поросяток я люблю
Сжимают и разжимают кулачки
Ля-ля-ля-ля, лю-лю-лю,
поросяток я люблю.
Средние пальцы
Этот толстый поросёнок
носом землю ковырял,
Указательные пальцы
Этот толстый поросёнок
что-то сам нарисовал.
Ля-ля-ля-ля …
Большие пальцы
Этот толстый поросёнок
– лежебока и нахал,
Рука сжимается в кулак, большой палец зажимается внутрь.
Захотел спать в серединке
и всех братьев растолкал.
Пальчиковые игры в стихах работа всей кистью (более сложные)
Такие игры задействуют больше мелких мышц, чем в первом случае. И дают больше пространства для фантазии малыша, увеличивая варианты движений. Если у ребенка сначала не получаются сложные движения их можно заменить на более простые. А когда малыш освоит технику упражнения, необходимо увеличить сложность, заменив некоторые движения.
Имитируем действия (глаголы) двумя руками
Девочки и мальчики!
Расправьте свои пальчики! (растопыриваем пальцы обеих рук)
Пополам согните, (сгибаем пальцы пополам)
В кулачок сомкните! (собираем пальчики в кулачок)
Раскройте ладошки, (показываем ладошки)
Встряхните немножко! (трясем расслабленными руками)
Чтоб красиво рисовать
Надо ручкам отдыхать!
В первой части стиха поочередно сгибаем пальцы в кулачок, во второй разгибаем.
Автобус, троллейбус, машина, трамвай, (большим пальцем поочередно касаемся соседних пальцев, начиная с указательного)
О них ты на улице не забывай!
А в море – корабль, ледоколы, суда, (повторяем другой рукой)
Они очень редко заходят сюда!
Пальчиковые игры для детей 2 – 3 лет можно сопровождать не только стихами, но и песенками.
Что представляет собой пальчиковая гимнастика?
Очень полезно проводить пальчиковую гимнастику в раннем возрасте для развития речи. Здесь существует взаимосвязь. Для двух и трехлетних малышей полезно периодически проводить пальчиковую гимнастику, состоящую из разных игр. Дети в этом возрасте начинают проявлять больше активности. По сути, пальчиковая гимнастика – это набор специальных простых упражнений, которые можно выполнять в любое время. Что дает такая гимнастика? Понятно, что частые упражнения делают пальчики более гибкими и чувствительными. Малыш учится справляться с простыми задачами – взять игрушку, переместить мелкий предмет. Дети с развитой мелкой моторикой быстрее овладевают необходимыми навыками самообслуживания – взять ложку, поднять вещь, застегнуть пуговицу, завязать шнурок, посчитать предметы. У детей с развитыми навыками самообслуживания в дальнейшем будет меньше проблем в обучении, так как в процессе занятий пальчиковой гимнастикой начинается активно развиваться речь и тренируется память.
Особенности
Поскольку игра для ребенка имеет первостепенное значение в процессе познания мира, родителям следует больше внимания уделять особенностям пальчиковой гимнастики.
Что она дает?
Помогает речевой активности
Учит концентрировать и распределять внимание. С помощью пальчиковой гимнастики малыш подражает взрослым. Во время игры ребенок прислушивается к речи, привыкая к ритму
Малыши учатся контролировать себя. В процессе игры ребенок должен запомнить положение пальчиков и последовательность их движений. С помощью такой гимнастики можно начинать заучивать стишки, песенки и прибаутки
Во время игры ребенок прислушивается к речи, привыкая к ритму. Малыши учатся контролировать себя. В процессе игры ребенок должен запомнить положение пальчиков и последовательность их движений. С помощью такой гимнастики можно начинать заучивать стишки, песенки и прибаутки.
В целом, гимнастика пальцами рук в скором времени пригодится для обучения навыкам письма. Дети очень быстро усваивают движения пальчиками, улавливая любые изменения в процессе игры, которую, например, можно сопровождать музыкой. Родителям также будет интересно узнать, насколько разнообразной бывает пальчиковая гимнастика.
Что можно использовать в образовательных целях?
При выполнении движений, в пальчиковой гимнастики для детей, можно использовать дополнительные предметы: любимые игрушки, счетные палочки, кубики, карандаши и т.д. Песенки и прибаутки прекрасно ложатся на слух. Детям проще воспринимать приятные интонации и какие-то действия одновременно. Здесь можно проявлять фантазию – дополнять или менять строчки местами, выделять нужные места интонацией, усиливать эффект действиями пальчиков.
Советы
Приступая к веселым занятиям, следует убедиться в том, что у ребенка позитивный настрой, у него ничего не болит, он охотно тянет к вам ручку. Но это еще не все.
Важно «разогреться» перед игрой – похлопать в ладоши, слегка потереть пальчики, убедиться, что ладошки теплые. При первой игре стишок нужно проговаривать медленно, с паузами, с постепенным ускорением темпа, с напеванием каких-то слов. Нужно следить за тем, чтобы малыш успевал показывать движения
Не стоит «перегружать» репертуар новыми композициями – пальчиковая гимнастика для детей 2 лет может состоять из 2-3 упражнений, этого на первое время будет достаточно
Нужно следить за тем, чтобы малыш успевал показывать движения. Не стоит «перегружать» репертуар новыми композициями – пальчиковая гимнастика для детей 2 лет может состоять из 2-3 упражнений, этого на первое время будет достаточно.
Пальчиковая гимнастика и её значение
Пальчиковая гимнастика — это комплекс упражнений, направленный на развитие мелкой моторики рук. Ценность пальчиковой гимнастики состоит в том, что, разрабатывая ручки детей, мы стимулируем развитие речи учащихся. Мануальные действия (то есть действия руками) влияют на определённые участки коры головного мозга, где располагаются центры, отвечающие за продуцирование (в лобной доле — зона Брока) и понимание (в теменной — зона Вернике) речи.
Речевые центры головного мозга
Многочисленные исследования в области нейролингвистики и нейрофизиологии говорят о непосредственной зависимости уровня развития речи от того, насколько задействованы в учебно-воспитательном процессе движения пальцев рук и мелкая моторика. Логопеды применяют упражнения пальчиковой гимнастики для коррекции детской речи. Восточные медики утверждают, что через воздействие на определённые участки кистей рук можно влиять на работу внутренних органов человека, связанных с ними. Например, массаж большого пальца стимулирует работу головного мозга, а безымянного — работу печени и почек.
Цели и задачи пальчиковой гимнастики
Итак, пальчиковая гимнастика является многоцелевым комплексом упражнений, с помощью которого можно одновременно развивать моторику рук, речь, а также воображение и память. Цели занятий пальчиковой гимнастикой в детском саду таковы:
- развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук;
- улучшение артикуляции звуков и становление ритмики речи;
- развитие высших психологических функций:
- мышления;
- речи;
- восприятия;
- памяти;
- воображения;
- формирование усидчивости, внимательности обучающихся.
Во время проведения занятий по пальчиковой гимнастике с детьми в возрасте трёх-четырёх лет педагогу необходимо решать следующие задачи:
- развивать мелкие движения пальцев рук, а также синхронность действий пальцев обеих рук;
- сочетать мануальные и речевые действия;
- развивать высшие психологические функции детей через повторение и заучивание стишков, использующихся в подобного рода играх, а также с помощью визуализации текста игры;
- формировать интерес детей к играм такого рода;
- применять в работе фольклорный материал, что будет способствовать воспитанию и развитию личности в рамках заданных культурных традиций.
Цели и задачи упражнений пальчиковой гимнастики могут корректироваться в зависимости от физического и психического развития детей.
Пальчиковые игры в стихах работа всей кистью (более сложные)
Такие игры задействуют больше мелких мышц, чем в первом случае. И дают больше пространства для фантазии малыша, увеличивая варианты движений. Если у ребенка сначала не получаются сложные движения их можно заменить на более простые. А когда малыш освоит технику упражнения, необходимо увеличить сложность, заменив некоторые движения.
Имитируем действия (глаголы) двумя руками
Девочки и мальчики!
Расправьте свои пальчики! (растопыриваем пальцы обеих рук)
Пополам согните, (сгибаем пальцы пополам)
В кулачок сомкните! (собираем пальчики в кулачок)
Раскройте ладошки, (показываем ладошки)
Встряхните немножко! (трясем расслабленными руками)
Чтоб красиво рисовать
Надо ручкам отдыхать!
В первой части стиха поочередно сгибаем пальцы в кулачок, во второй разгибаем.
Автобус, троллейбус, машина, трамвай, (большим пальцем поочередно касаемся соседних пальцев, начиная с указательного)
О них ты на улице не забывай!
А в море – корабль, ледоколы, суда, (повторяем другой рукой)
Они очень редко заходят сюда!
Пальчиковые игры для детей 2 – 3 лет можно сопровождать не только стихами, но и песенками.
Двое толстых поросят
Поставить ладони ребром на стол, как закрытые ворота, большие пальцы приподнять.
Двое толстых поросят
За воротами стоят.
Поросята эти ждут
Что им кушать принесут.
Большие пальцы просунуть между мизинцами и безымянными. Сгибать и разгибать большие пальцы.
Двое толстых поросят
Снизу в щёлочки глядят,
Бегают туда — сюда:
«Где же вкусная еда?»
Стучать большими пальцами по ладошкам.
Двое толстых поросят
В дверь копытцами стучат,
Ладони немного раскрыть, не отрывая от стола.
Вдруг открылась эта дверь:
«Можно выбежать теперь!»
Сложить ладошки как корытце, шевелить большими пальцами.
Двое толстых поросят
Громко, радостно визжат:
«Вот корыто, да, да, да,
А в нём вкусная еда!»
Белка, Голодная мышка, Динозавры, Ежик
Белка
Скачет белка-шалунишка,(«бегают» пальчиками по столу)
Рвет с сосновых веток шишки.(сжимают поочередно кулачки на правой и левой руках)
Лапками сжимает ловко(сжимают одновременно кулачки на правой и левой руках)
И несет в свою кладовку.(«бегают» пальчиками по столу)
Белочка
Сидит белка на тележке,(хлопают ладонями и ударяют кулаками друг о друга попеременно)
Продает она орешки:
Лисичке-сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке толстопятому,
Заиньке усатому –(загибают по одному пальцы, начиная с большого)
Кому в платок,
Кому в зобок,
Кому в лапочку.(ритмично хлопают ладонями и ударяют кулаками)
Белочки
Раз, два, три, четыре, пять,(выставить пять пальцев)
Пришли белки поиграть.(спрятать руку за спину)
Одна куда-то подевалась,(выставить четыре пальца)
Четыре белочки осталось.(спрятать руку за спину)
А теперь скорей смотри –
Их уже осталось три.(выставить три пальца)
Ну и ну, какая жалость,(спрятать руку за спину)
Только две у нас осталось.(выставить два пальца)
Эта новость так грустна –(спрятать руку за спину)
Осталась белочка одна.(выставить один палец)
Пока мы с тобой считали,
Белочки от нас сбежали.(спрятать руку за спину)
Голодная мышка
Мышка съела сыр и пышку,
Тыкву, рыбу, дыню, шишку,
Съела сливы и блины,
И сушеные грибы.(загибают по очереди пальцы на руке, перечисляя все, что съела мышка)
Целый день она жевала,
Но все мышке было мало!(разводят руками)
Динозавры
Динозавров на рассвете(сжатые в «замок» руки)
Увидали в парке дети,
Испугались, задрожали,(изображаем дрожь, испуг)
Быстро к дому побежали,(«бегают» пальчиками по столу)
Динозавр же, верь не верь,
Только тра-во-ядный зверь.(сжатые в «замок» руки)
Ежик
Мы нашли колючий шарик,
Нам его не удержать.
Шарик крутится в ладошках,
Шарик хочет убежать.(дети крутят между ладонями массажные мячи)
Шарик наш живой и теплый,
На кого же он похож?(смотрят на мяч, держа его в ладонях)
Прыгнул шарик на дорожку —
Оказалось…это еж!(дети опускают руки, мячи падают и катятся по полу)
Ежик топал по дорожке
Ежик топал по дорожке
И грибочки нес в лукошке.(растопыренными пальцами рук совершаем шагающие движения)
Чтоб грибочки сосчитать,
Нужно пальцы загибать.(дети загибают по очереди пальцы сначала на левой, потом на правой руке; в конце упражнения руки должны быть сжаты в кулаки)