Комплекс пальчиковой гимнастики для детского сада детям 4-5 лет

Примеры пальчиковых игр

Благодаря своему разнообразию популярность игр с пальчиками распространилась по территории всего мира.

Все современные методики развития ребенка так или иначе затрагивают детские руки, ведь они участвуют в формировании мыслей, развитии речевого аппарата и двигательной активности.

Для каждого возраста занятия гимнастикой для пальчиков индивидуально, ниже мы приведем несколько примеров самых популярных упражнений.

Пальчиковая гимнастика для самых маленьких

Перед тем как выполнять регулярные пальчиковые упражнения логопеды предлагают следующие советы:

  1. Каждый день выделяйте несколько минут для легкого массажа рук малыша. Он заключается в поглаживании ладошек движениями вверх и вниз, и разминке пальчиков, аккуратно растирая их вдоль и поперек.
  2. Деткам до полугода рекомендуется самим сгибать и разгибать все пальчики по очереди (в более старшем возрасте детки самостоятельно выполнять такие движения). В игру нужно вовлечь все пальцы, сделав акцент на безымянных, и ладошку. Во время занятий не забывайте четко и понятно проговаривать простые стишки либо напевать песенку.
  3. Деткам старше 10 месяцев можно проводить игры посложнее, такие как разрывание листков бумаги на мелкие кусочки, катание шариков в ладошках и перебирание пальчиками круп. Также можно использовать пластилиновые фигурки разных цветов, форм и размеров. За одну процедуру желательно успеть чередовать такие процессы как сжатие, растяжение и расслабление.
  4. Делайте все упражнения медленно, чтобы малыш успел понять и запомнить.
  5. Не спешите показывать ребенку все и сразу. Начинайте с самых простых движений, и переходите к более сложным только тогда, когда первые будут доведены до автоматизма.
  6. Во время игры рассказывайте историю, малыш ее будет запоминать, а позже рассказывать вместе с вами.

Пальчиковая гимнастика для детей дошкольного возраста

  • Пальчиковая гимнастика с карандашом. Одна из основных проблем первоклассников – это правописание. Рука быстро устает, ручка неправильно лежит в руке, ребенок постоянно на что-то отвлекается. Это обусловлено слабым зрительным восприятием и неслаженной работой рук. В старших группах детских садов воспитатели в игровой форме учат детей правильно держать ручку, выводить буквы, и расслаблять кисти рук, прокручивая карандаш между двух ладошек как пропеллер, проговаривая при этом: «Отправляется в полет наш красивый вертолет»;
  • Игра для пальчиков, которую каждый помнит из детства – «мы писали, мы писали, наши пальчики устали.»;
  • Обводить фигуры и рисунки по пунктиру или просто обводить контуры предметов.

Пальчиковая гимнастика для детей младшего школьного возраста

  • Фонарики. Такая гимнастика основана на сложных движениях для мышц ребенка, она также сойдет для «разминки» мозга. Чтобы выполнить такое задание потребуется умение сосредотачиваться, и хорошая координация. Ребенок должен положить ручки на стол, ладошками вниз. Взрослый говорит – «фонарики зажигаются», и малыш должен открыть ладонь и растопырить пальцы. Вторая команда – «фонарики погасают», после этих слов ребенок соединяет пальцы;
  • Здравствуйте пальчики, озорные мальчики. Упражнение позволит значительно улучшить координацию малыша, и выполнять задания, требующие повышенной внимательности. Пальчиковая игра довольна проста в исполнении – необходимо чтобы каждый палец по очереди «поздоровался» с большим, дотронувшись до него.

Это только малая часть пальчиковых игр. На просторах интернета можно найти самые разнообразные упражнения для деток любого возраста.

Помните, что такие игры не только способствуют развитию мелкой моторики вашего ребенка, но и укрепляют защитные силы организма и иммунитет, активно воздействуя на акупунктурные точки.

Продолжительность занятий в разных возрастных группах

Продолжительность занятий для разных возрастов может варьироваться. Как правило, сами тренировки не используются в качестве самостоятельного занятия, а включаются в него как один из элементов.

Потому непосредственно тренинг чаще всего занимает около 5 мин

Поскольку долго удерживать внимание дошкольников из младших групп довольно сложно, то для них рекомендованы более короткие по продолжительности занятия

Исходя из этого, можно организовывать пальчиковые упражнения с такой продолжительностью:

Возрастная группаВид занятияПродолжительность упражнений
От одного года до двух летМассаж2-3 мин
3-4 годаМассаж Гимнастика2-3 мин Около 5 мин
5-6 летГимнастика5-15 мин

Строгих ограничений по продолжительности тренинга нет. Если задача воспринимается детьми с удовольствием, занятия можно повторить несколько раз. Однако не стоит переусердствовать в этом, чтобы интерес к подобным упражнениям не пропадал.

Пальчиковая гимнастика для пальцев рук детей, как правило, повторяется в течение дня 2-3 раза. Техники можно менять. Но следует также учитывать, что на разучивание движений требуется повторение одного и того же задания ежедневно по крайней мере в течение недели.

Занятия для 4–5 лет

Лучшее время для обучения ребенка – сразу после завтрака или после дневного сна и полдника. В этот период у малыша много сил, он максимально готов концентрироваться на заданиях. Тем не менее, это не исключает возможность проведения пальчиковой гимнастики в любое время и в любом месте. Например, в дороге, очереди, на прогулке. К счастью, подобные занятия не требуют использования дополнительных атрибутов. Все, что нужно – запомнить потешки и движения, увлечь ребенка в игру.

Полезные рекомендации:

Перед занятием пальчики нужно размять. Ручки должны быть теплыми.
Читать потешки следует максимально выразительно, задействуя мимику.
Ребенок должен знать примерное содержание стихотворения. Если стишок новый, нужно заранее с ним ознакомить малыша.
Можно делать гимнастику под аудиозапись с детскими стишками.
Каждое упражнение выполняется с повтором, но не больше 3 раз подряд.
Одно занятие длится 10–15 минут.
Постепенно набор игр меняется, а сами движения усложняются

Любимые стихи рекомендуется оставить и читать их первыми.
Особенно важно, чтобы в гимнастике участвовали два последних пальца – мизинец и безымянный.

Примеры

Для занятия пальчиковой гимнастикой можно использовать любые короткие стишки. Движения придумываются на ходу. Родитель читает выбранное произведение и быстренько соображает, как изобразить козочку, собачку, дождик или солнышко. Взрослый показывает движения, а ребенок повторяет. При систематических занятиях, малыш сможет делать гимнастику без подсказки. Некоторым деткам интересно фантазировать и делать свои «постановки». Такое стремление нужно обязательно поддерживать.

Облака

Два кулачка перед собой, подушечки указательных пальцев соединены: Облака как паруса

Кулачки сжимаются и разжимаются: Мчит их ветер, гонит

Движение левой ручки вперед, пальчики раскрыты: Если много облаков

Указательный пальчик стучит по ладошке второй руки: Значит, будет дождик

Правая ручка движется вперед, пальчики раскрыты: Ну а если облака

Пальцы покачиваются вправо-влево: Как перо жар-птицы

Обе ручки над головой с разведенными пальчиками: Будет солнышко с утра

Махи руками по сторонам: Запоют все птицы

Кулачки соприкасаются: А столкнутся лоб об лоб

Нарисовать ручками круг: В тучу превратятся

Ладошки стучат по столу: И тогда грохочет гром

Сжать пальцы в кулачки и пригрозить: Это тучи злятся

Солнышко

Руки поднимаются над головой, пальчики максимально разведены: Солнышко ясное в небе сияет

Кисти рук вращаются: Лучиками нас согревает

Пальчики соединяются в замок: Вдруг тучки набежали

Сцепленные пальчики пытаются освободиться: Лучики в тучках застряли

Руки вытягиваются вверх и качаются из стороны в сторону: Ветер налетел могучий

Ладошки словно моют небо: Разогнал все тучи

Руки поднимаются вверх, пальчики расставляются: Солнышко снова на небе сияет

Кисти выполняют круговые движения: Теплом своим ребят согревает

Зимняя игра

Сжимание и разжимание кулачков: Лепим мы из снега ком

Прямые ладошки соединяются подушечками пальцев: Из комочков строим дом

Руки хлопают в ладоши: Зверята будут в доме жить

Ладошки гладят друг друга: Развлекаться и дружить

Пальцы переплетаются в замок: Будем домик сторожить

Осень пришла

Пальчики поочередно сгибаются, начиная с большого: Раз, два, три, четыре, пять

Сжимаются и разжимаются кулачки: Будем листья собирать

Одна ручка загибает большой пальчик другой руки: Листья калины

Указательный пальчик: Листья рябины

Средний: Листья липы

Безымянный: Листья ясеня

Мизинчик: Листья клена соберем

Пальцы стучат по столу: Любимой маме отнесем

Чем я занималась

Один кулачок потирает второй: В понедельник я стирала

Кисти расслаблены, ладошки движутся вправо-влево: А во вторник подметала

Ладошки поочередно накрывают друг друга: В среду я пекла калач

Кулачок стучит по ладошке второй руки: Весь четверг кидала мяч

Левая ручка стоит на ребре, пальцы полусогнуты, правая трет поверхность левой ладошки: Кружки в пятницу помыла

Ладошки смотрят вверх, мизинчики вместе: А в субботу торт купила

Потирание ручек: Всех подружек в воскресенье

Махи к себе: Позвала на день рожденья

Картинки

Существует немало наглядных примеров пальчиковых игр. Оптимально для занятий использовать распечатанный материал или предварительно его выучить. Чтение с экрана монитора будет отвлекать и взрослого, и ребенка, игра пройдет не так интересно, как могла бы.

Итак, иллюстрированные примеры пальчиковой гимнастики для 4–5 лет:

Пальчиковая гимнастика в стихах для детей дошкольников

Разминка

Ты, утенок, не пищи!    Сжимать в кулачки и разжимать пальцы сразу двух рук.

Лучше маму поищи.   Можно использовать резиновые игрушки.

Погладим котенка

«Киса, кисочка, кисуля! —     Одной, затем другой рукой сделать расслабляющие упражнения для пальцев.

Позвала котенка Юля. —

Не спеши домой, постой!» —

И погладила рукой.

Моя семья

Вот дедушка,

Вот бабушка,

Вот папочка,

Вот мамочка,

Вот деточка моя,

А вот и вся семья.

(Поочередно пригибать пальчики к ладошке, начиная с большого, на слова «а вот и вся семья» второй рукой охватить весь кулачок.)

Веер

Солнце светит очень ярко,      Соединить прямые пальцы рук.

И ребятам стало жарко.      Расслабить руки от локтя,

Достаем красивый веер —       превратив их в большой веер, который обмахивает лицо ветерком.

Пусть прохладою повеет.

Детки

Раз, два, три, четыре, пять!     Поднять кисть правой руки вверх, широко раздвинуть пальцы.

Будем пальчики считать —

Крепкие, дружные,     Поочередно сгибать их в кулачок, начиная с большого.

Все такие нужные…

Тише, тише, не шумите,    Раскачивать кулачок вниз-вверх по ритмике стихотворных строк, а на слово «вставать» — открыть кулачок, широко раздвинув пальцы.

Наших деток не будите!     Упражнение выполнять сначала одной рукой, затем — другой, а в заключение — двумя.

Птички станут щебетать,

Будут пальчики вставать.

Белка

Сидит белка на тележке,

Продает она орешки:

Лисичке-сестричке,

Воробью, синичке,

Мишке толстопятому,

Заиньке усатому…

(Поочередно разгибать все пальцы, начиная с большого.)

На работу

Большой палец встал один.     Сжать пальцы в кулачок. Поочередно разгибать их, начиная с большого.

Указательный — за ним.

Средний будит безымянный.

Тот поднял мизинчик малый.

Встали братцы все — «Ура!»    Широко расставить пальцы в стороны.

На работу им пора.

Пальчики

Раз, два, три, четыре, пять —

Вышли пальчики гулять.

Раз, два, три, четыре, пять —

В домик спрятались опять.

(Поочередно разгибать все пальцы, начиная с мизинца, затем сгибать их в том же порядке.)

Мы считаем

Можно пальчики считать:

Раз, два, три, четыре, пять.

На другой руке — опять:

Раз, два, три, четыре, пять.

(Поочередно разгибать пальцы правой руки (затем левой), начиная с большого.)

Пальчики здороваются

Я здороваюсь везде —

Дома и на улице.

Даже «здравствуй» говорю

Я соседской курице.

(Кончиком большого пальца правой руки поочередно касаться кончиков указательного, среднего, безымянного пальцев и мизинца этой же руки. Проделать то же самое левой рукой.)

Повстречал ежонка еж:

«Здравствуй, братец!

Как живешь?»

(Одновременно кончиками больших пальцев правой и левой рук поочередно касаться кончиков указательных, средних, безымянных пальцев и мизинцев этой же руки.)

Жук

Я веселый

Майский жук.

Знаю все

Сады вокруг,

Над лужайками

Кружу,

А зовут меня

Жу-жу…

(Сжать кулачок. Указательный палец и мизинец развести в стороны (усы). Шевелить «усами».)

Оса

Оса села на цветок.

Пьет она душистый сок.

(Вытянуть указательный палец правой руки и вращать им, затем то же самое пальцем левой руки.)

Большой братец

Покажи уменье другу,

Покрутись-ка ты по кругу!

(Четыре пальца правой руки (кроме большого) сжать в кулак. Большой палец поднять вверх и выполнять круговые движения.)

Человечек

«Топ-топ-топ!» —  топают ножки,

Мальчик ходит по дорожке.

(Указательный и средний пальцы правой (затем левой) руки «ходят» по столу.)

Очки

— Что стряслось

у тети Вали?

— У нее очки пропали!

Нет очков у тети Вали —

Очевидно, их украли!

(Образовать два кружка из больших и указательных пальцев обеих рук, соединить их.)

Солнце

Солнце утром рано встало,

Всех детишек приласкало.

(Ладошки скрестить. Пальцы широко раздвинуть, образуя «солнышко с лучами».)

Деревья

Здравствуй, лес,

Дремучий лес,

Полный сказок и чудес!

(Поднять обе руки ладонями к себе, широко расставив пальцы.)

Бабочка

Бабочка-коробочка,

Улетай под облачко.

Там твои детки

На березовой ветке.

(Скрестить запястья обеих рук и прижать ладони тыльной стороной друг к другу. Пальцы прямые. «Бабочка сидит». Ладони прямые и напряжены. Пальцы не сгибать. Легкими, но резкими движениями в запястье имитировать полет бабочки.)

Птички

Птички прилетали,      Пальцами обеих рук производить движения вверх-вниз.

Крыльями махали.

Сели. Посидели.

И дальше полетели.

Качаем лодочку

Долго лодочку качало.

Ветер стих, и лодка встала.

(Ладонь руки поднять вверх, сложить пальцы «лодочкой». Плавно 

двигать кисть руки влево-вправо.)

Крючочки

Крепко держатся дружочки,

Не разжать нам их крючочки.

(Сцепить мизинцы обеих рук друг с другом, как два крючочка, чтобы их трудно было расцепить. По аналогии делать фигуры с другими парами пальцев: безымянными, средними, указательными и большими.)

Игры в стихах для малышей

Пальчиковые игры для детей 2-3 лет лучше сопровождать веселыми рифмованными текстами. Короткие стихи легко запомнить и малыши с удовольствием повторяют их несколько раз, делая упражнения снова и снова. Вот примеры таких игр:

Прогулка

1,2,3,4,5 – вышли пальчики гулять.
Первый — гриб большой нашел,
Указательный — сорвал,
Средний сразу чистить стал,
Безымянный стол накрыл
А мизинчик всех кормил!

Пальчики-братишки

Большой Ванюша — воду носит
Указательный Петруша — дрова возит,
Средний Сенечка — вяжет венечки,
Безымянный Гришка — шьет себе штанишки,
А меньшой, Сережка, играет на гармошке.

Колыбельная

Первый пальчик зевнул,
Второй — прикорнул
Третий — сладко-сладко спит,
А четвертый уж сопит.
Лишь мизинчик-крохотулька
Сказку просит, капризулька!

По порядку

1,2,3,4,5 — будем пальцы называть
И грибочки собирать.
Вот большой — боровичок,
Указательный — сморчок.
Средний пальчик — он масленок,
А четвертый — пусть опенок.
А мизинчик наш — волнушка,
Вот и кончилась опушка.

Грибники

Первый пальчик в лес пошел,
Второй гриб большой нашел.
Третий жарить его стал
А четвертый лук достал.
Пятый пробовать пришел,
только ложки не нашел.

Ай да, пальчик, где ты был?

С первым братцем суп варил,
Со вторым пирог месил,
С третьим по двору скакал,
А с четвертым в мяч играл.
С пятым только повстречался и
Скорее спать помчался.

Моя семья

На ладошке у меня
Помещается семья:
Пальчик — дедушка,
Пальчик — бабушка,
Пальчик — папочка,
Пальчик — мамочка.
Ну а самый крайний — я,
Это вся моя семья!

Готовим руку к письму

Письмо – непростой навык для дошкольника, которым невозможно быстро овладеть без тренировки. Чтобы почерк впоследствии был ровным и красивым, нужна согласованная работа всех мышц кисти и предплечья

Важно то, как ребенок держит ручку, как ведет ею по бумаге, переходит от одной буквы к другой

Поэтому учить дошкольника писать следует одновременно с выполнением простых разминочных упражнений. Это прекрасный способ развития письменных навыков.

  1. «Здороваемся». Малыш дотрагивается подушечкой большого пальца по очереди до всех остальных. Так пальчики «приветствуют» друг друга.
  2. «Крестики». Малыш скрещивает одновременно или по очереди 2 и 3, 4 и 5 пальцы.
  3. «Змейка». Подушечка каждого пальца дотягивается до его же основания.
  4. «Крылья». Ребенок плавно машет кистями рук, имитируя движения крыльев.
  5. «Брызги». Дети в течение нескольких секунд трясут расслабленными кистями рук, как бы стряхивая с них капли воды.
  6. «Ножницы». 2 и 3, 4 и 5 пальчики соединяются между собой и выполняются движения, имитирующие ножницы.
  7. «Пианино». Малыш делает вид, что играет на пианино, нажимая пальцами на столешницу.
  8. «Круги». Каждым пальцем поочередно выполняются круговые движения в воздухе.
  9. Эффективен также двухминутный массаж, который выполняют в начале, в середине и в конце занятия. Массировать пальчики следует мягкими растирающими круговыми движениями, начиная от периферии и постепенно двигаясь к их основанию.

Деятельность ребенка в ДОУ обычно насыщенна и разнообразна. Однако не стоит игнорировать и такие, казалось бы, простые занятия, как пальчиковые игры. Они самым благоприятным образом сказываются как на интеллектуальном, так и на физическом развитии и помогают малышу найти общий язык со сверстниками и педагогами.

Пальчиковая гимнастика «Лето» в подготовительной группе

Дошкольники в подготовительной группе делают пальчиковую гимнастику перед основными занятиями, требующими напряжения мускулатуры кистей и хорошей моторики: лепкой, рисованием, созданием аппликаций, чистописанием. Пальчиковые игры – замечательный метод мышечной подготовки к школьному письму. В старшей группе пальчиковая гимнастика проводится в ускоренном темпе, но педагог должен контролировать правильность выполнения движений.

После дождика

Летний дождик пробежал, – воспитанники соединяют все пальчики обеих рук;

Нас на улицу позвал. – поочередно касаются большого пальца кончиками остальных четырех пальчиков на обеих руках;

Как мы будем играть? – соединяют все пальчики обеих рук;

По лужам бежать, – пальцы правой руки складывают в щепотку, прижимают к раскрытой ладони левой руки, затем наоборот;

Лодочки пускать, – изображают двумя руками знак бесконечности;

По радуге пройдемся, – выставляют руки вперед, кисти опускают, изображают ими дуги;

Друг другу улыбнемся! – улыбаются, глядя на товарищей.

Колокольчики

Колокольчики играют, – воспитанники сжимают и раскрывают кулаки;

В траве бутончики скрывают. – неторопливо моргают;

Синие цветочки

Раскрыли лепесточки. – поочередно растопыривают и соединяют пальцы;

Бутончики качаются,

К самой земле склоняются. – покачивают расслабленными кистями в разные стороны;

Колокольчик, повернись,

Нам с друзьями поклонись. – делают круговые движения руками;

Синий колокольчик –

Вежливый цветочек. – хлопают в ладоши, затем руки кладут на стол ладонями вверх.

Ягодки

С куста ягодки беру, – дети пальцами правой руки гладят каждый левый пальчик от начала до конца, имитируя снятие ягоды с ветки, затем меняют положение рук;

И в корзинку их кладу. – чашеобразно складывают руки;

Корзинку я заполню всю, – сжимают ладони так, чтобы они напоминали черпачки, правой накрывают левую, затем наоборот;

Горстку ягод в рот возьму,

Скушаю совсем немножко, – одну ладонь оставляют в форме черпачка, второй имитируют движения, будто берут ягоды, кладут их в рот;

Чтоб легкой была обратная дорожка. – быстро двигают указательным и средним пальцами.

Лепим из песка

Из песка сыпучего,

Многое получится. – дети хлопают в ладоши;

Маша лепит домик, – сцепляют руки над головой треугольником, имитируя крышу;

А Сережа – мячик, – ладони сжимают черпачками, делают движения, будто лепят что-то круглое;

Света – золотую рыбку, – соединяют ладони, плавно двигают ими вправо-влево;

Вася – боровик со шляпкой. – на правый кулак накладывают левую ладонь, затем наоборот.

Как развивать мелкую моторику у детей разных возрастов?

Мелкая моторика и развитие речи детей – два качества, на которые должны обратить особое внимание родители. Дети раннего возраста: пальчиковая гимнастика. Дети раннего возраста: пальчиковая гимнастика

Дети раннего возраста: пальчиковая гимнастика

Лучше всего на раннем этапе развития работают всем известные игры-потешки (например, «Сорока-воровка», «Идёт коза рогатая»), которые сопровождаются движениями рук и пальцев. Различные простые упражнения типа сжимания кулачков, а также обычный массаж ладошек и пальчиков будут способствовать началу развития мелкой моторики у малышей. Самое главное, что эти нехитрые упражнения можно делать в любое время и в любом месте.

Детям с самого рождения необходимо давать подержать крупные игрушки: погремушки, мячики, мягкие кубики, т.к. в раннем возрасте это всё помогает развитию моторики

Важно, чтобы уже с 4 месяцев младенец умел хватать и держать в кулачке различные предметы (не слишком мелкие)

До 1 года: «вкладыши», «крышечки»

Для дальнейшего развития моторики рук в ход идут различные стаканчики, баночки, коробочки, игрушечная посуда – в общем, любые предметы, которые помещаются друг в друга. Малыши любят играть, пытаясь поместить один предмет в другой.

Очень полезно всё, что подойдёт для закручивания и раскручивания, открывания и закрывания – баночки с крышками, колпачками.

В этом возрасте лучше использовать такие игрушки, которые будут способствовать развитию и познавательного процесса, и навыков пространственной ориентации, и совершенствованию мелких движений рук. В данном случае, это различные кубики, пирамидки, крупный конструктор.

От 1 года: природные материалы

Игры в песочнице с ведёрками, формочками, лопатками – это не просто «возня в грязи», а практически необходимое для развития моторики занятие на несколько сезонов. Лучше всего начинать с крупных формочек и ведёрок.

Очень помогает в развитии лепка из пластилина и глины, солёного теста. Эти занятия делают ручки более ловкими и сильными, пальчики подвижными.

Осенью можно собирать различные шишки, камешки. Это не только наглядное освоение окружающего мира, но и своеобразное ненавязчивое упражнение для развития мелкой моторики.

Можно предложить ребёнку поиграть в «Золушку» – сортировать не слишком мелкую крупу, горох, сухие макароны, фасоль.

От 2 лет: первые навыки ухода за собой, домашняя работа

Ребёнка 2 лет важно научить пользоваться зубной щёткой, расчёской. Это не только обучение базовым навыкам самообслуживания, но развитие мелкой моторики, координации движений. Также в этом возрасте ребёнок должен уметь полностью самостоятельно одеваться: застёгивать пуговицы, заклёпки, шнуровать обувь

Также в этом возрасте ребёнок должен уметь полностью самостоятельно одеваться: застёгивать пуговицы, заклёпки, шнуровать обувь.

Можно приобщать малыша к выполнению простой домашней работы: попросите его собрать губкой воду со стола и отжать её, можно в игровой форме во время готовки пробовать ложкой вылавливать из воды мелкие предметы, переливать воду из графина в стакан и т.д.

От 3 лет: развиваем мелкую моторику с помощью творчества

Увлекательным и полезным занятием для ребёнка будет рисование. Можно начать с пальчиковых красок, перейти к мелкам и фломастерам, и, наконец, учиться рисовать карандашами, когда ребёнок будет способен уверенно держать подобные предметы в руке, а также контролировать силу нажатия.

Ещё одним творческим методом развития мелкой моторики является игра с бумагой. Для начала можно даже просто рвать её на различные кусочки, а потом перейти к вырезанию разных фигур. Можно делать аппликации и поделки в качестве различных подарков близким. Самое сложное – оригами, но и к 4-6 годам можно освоить этот навык, что будет говорить о хорошем развитии мелкой моторики.

Рисование и поделки из бумаги способствуют не только развитию умения выполнять сложные мелкие движения, но и благоприятно влияет на воображение, творческое мышление.

Развитие мелкой моторики в 5 лет

В этом возрасте родители должны внимательно наблюдать за ребёнком, потому что безобидное поворачивание листа при рисовании или раскрашивании говорит о жёсткой фиксации кисти. Это можно проверить следующим образом: попросите ребёнка нарисовать круг диаметром примерно 5 см. Если он без особых усилий нарисовал круг нужного диаметра одной линией, то можно быть спокойным: с мелкой моторикой у него все в порядке. Если ребёнок нарисовал не круг, а овал маленького размера и в несколько приёмов, передвигая при этом руку, то это уже нарушение координированных движений кисти руки.

Виды пальчиковых упражнений для детей

Для каждого возраста подойдут свои игры с руками и пальчиками.

1. С рождения до года – делаем массаж

Каждый палец связан с определенным органом: большой палец – с головным мозгом, указательный – с желудком, средний – с позвоночником, безымянный – с печенью, мизинец – с сердцем. Поэтому массаж рук в целом положительно влияет на здоровье и помогает развитию речевых центров младенца.

Ежедневно, в течение 2 – 3 минут, аккуратно поглаживайте, надавливайте и потирайте пальчики ребенка. С 6 месяцев можно добавить массаж с использованием различных предметов: резиновых мячиков, бусов, щеток, камешков и т.п.

В процессе у младенца развиваются тактильно-сенсорные ощущения, снижается тонус мышц, а ручки готовятся выполнять более сложные движения.

2. 1 – 1,5 года – тренируем кисти рук

Если малыш уже реагирует на несложные просьбы и повторяет за вами движения, попробуйте делать с ним «Птичку» или имитировать мытье рук.

Соедините средний палец с указательным и положите сверху на большой. Покажите, как воробей или голубь клюет зерна.

Эти движения отлично снимают напряжение мышц и помогают расслабиться. А переключение между действиями учат подражанию и социализации.

3. 3 – 6 лет – используем статические игры

Можно чередовать «Крышу», «Флажок», «Зайчика», «Лодочку», «Улитку».

Ежедневная практика научит ребенка концентрации, поможет отработать движения и закрепить полученные навыки.

4. 6 – 7 лет – включаем динамические упражнения

Здесь не нужно ничего придумывать. Просто попробуйте «оживить» пальчиковые фигуры из предыдущего пункта, добавив динамики. Например, «заяц» может пошевелить ушами, «улитка» – рожками, а «крыша»– сложиться.

В процессе тренировки дети учатся сгибать, разгибать пальцы в такт, фокусироваться на точности выполнения.

Игра 4. «Зайка» (русская народная потешка)

Сидит зайка под кустом, под кустом

( одна рука поднята перед собой, с растопыренными пальцами;

другая рука изображает зайчика с поднятыми ушами, который прячется  «под кустом»)

Охотнички едут по кустам, по кустам

(Кулачками по столу выбиваем ритм скачущих лошадей)

-Вы охотнички скачите,

(машем жестом прощания одной ладошкой 2раза, затем – другой)

На мой хвостик поглядите

( сложить ладошки пирожком, покачать вправо-влево),

Я не ваш, я ушел.

(прячем руки за спиной)

Сидит  зайка ушки жмет, ушки жмет.

(одна рука поднята перед собой, с растопыренными пальцами;

другая рука изображает зайчика с поднятыми ушами; ушки опускаются и поднимаются вниз)

Охотнички скачут вмимолет, вмимолет.

 (Кулачками по столу выбиваем ритм скачущих лошадей)

Вы, охотнички, скачите

(машем жестом прощания одной ладошкой 2раза, затем – другой)

Меня зайку не ищите,

( грозим одним пальчиком, затем другим)

Я не ваш, я ушел.

(прячем руки за спиной).

Игра 1. «Лужи».

Небо тучи закрывают

Дождик начинается

(руки поднять над головой, сделать «плоскую крышу») 

Кап, да кап! Кап-кап, кап-кап —

Лужи разливаются.

(руки опускаем, стучим пальчиками по крышке стола, рисуем ладошками круги – « лужи»)

Эта лужица большая

Вот маленькие лужицы…

(рисуем большую лужу ладошками, маленькие — указательными пальчиками)

Я-то с ними не дружу,

А сапожки дружатся.

( на первую строчку грозим пальчиком, потом ладошки сжимаем в кулачки, поочередно постукивая по столу, будто шагают ножки)

Топ да топ, шлеп да шлеп —

В сапогах моих потоп,

(шлепаем раскрытыми ладошками по столу, затем встряхиваем ими)

Лужа слишком глубока:

Заливает за края!

(Прижимаем ладошки к щечкам и качаем головой)

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий