Игры по звуковой культуре речи в средней и подготовительной группах

Знакомство с гласными звуками А-У

ГБОУ Школа № 1552

Воспитатель: Марченкова М.Ф.

Конспект занятия в подготовительной к школе группе

по обучению детей грамоте

«Знакомство с гласными звуками А и У»

Цель

: изучить понятие гласный звук, познакомить детей со звуками , .

Задачи:

— закрепить графические образы букв,

— научиться четко артикулировать гласные звуки , ,

— определять место положения звука в слове,

— развивать фонематический слух и речевое дыхание.

Оборудование

: карточки, мяч, индивидуальные карточки

Раздаточный материал

(на каждого ребенка):

осенние листочки

карточки, в которых звуки , ;

квадраты красного цвета

Ход занятия

Организационный момент

— Здравствуйте, ребята! Я думаю, что мы подарим сегодня друг другу хорошее настроение.

— И так, начнем….

Собрались все дети в круг, Я – твой друг и ты – мой друг, Крепко за руки возьмемся И друг другу улыбнемся.

Беседа про осень.

Ребята скажите, какое сейчас наступило время года? (Осень).

Какая погода бывает осенью? (Дождливая, холодная, пасмурная, ветряная…)

Назовите приметы осени. (падают листья с деревьев, птицы улетают,, стало холодно, люди меняют одежду …)

Динамическое упражнение «Листопад».

— Давайте сейчас с вами соберем осенний букет.

(Дети собирают листочки под музыку)

Сюрпризный момент.

— Ребята, посмотрите, какой получился чудесный букет из осенних листьев. — Ребята, посмотрите, а на одном листочке что то есть. Это осень нам послание оставила. Давайте прочитаем его.

Надпись на листочке:

В одном сказочном королевстве жили – дружили звуки и буквы, но однажды случилась беда, налетел сильный ветер, разбросал, и расколол на части все буквы. Стало грустно и печально звукам. Фея сказочного королевства попросила, вас ребята, помочь ей. Но для этого необходимо выполнить все задания, за каждый правильный ответ вы получите часть буквы.

— Ребята вы же знаете, что у каждого звука есть своя буква? А для чего нам нужны буквы, звуки? (Звуки мы слышим и говорим, а буквы видим и пишем).

— В сказочном королевстве потерялись два звука и нам надо их отыскать.

— Первое задание. Слушайте внимательно, вам нужно отгадать загадки.

1.Работа со звуком .

Круглый, полосатый, С огорода взятый, Алый, сахарный, Кафтан зелёный, бархатный. (Арбуз).

— На какой звук начинается слово «арбуз»? . Звук какой? (Гласный).

Ребята, почему звуки называют гласными?(Их можно петь, когда мы произносим эти звуки, воздух свободно выходит изо рта, ему не мешают ни губы, ни зубы).Работа со звуком .

— Следующая загадка.

Кто она, ответьте мне? Возит домик на спине, А вот ползает не прытко. Называется (улитка).

Дидактические игры по развитию речи в средней и подготовительной группах

Старшая и подготовительная группы в детских садах
занимаются развитием речи ребенка посредством дидактических игр
. Конечно, они применяются и для деток , но там немного другой уровень сложности. Разница в том, что игры направлены на разные стороны развития речи
. Если маленькие детки только учатся строить предложения, учат названия понятий и явлений, то дошкольники уже обучаются формированию более сложных предложений и словосочетаний, расширяют свой словарный запас.
Они учатся правильно использовать склонения, спряжения, образовывать формы падежей и наклонений. На этой же стадии исправляются грамматические дефекты речи

В возрасте 5-6 лет дети уже могут учиться читать и писать, а потому очень важно уметь сформулировать свои мысли, чтобы записать их было легче

На что направленны дидактические игры

Дидактические игры, проводимые в старшей и подготовительной группах направлены на развитие мышления и реакции
. Насколько быстро и точно ребенок может сообразить что нужно сказать, и как именно этот оборот можно применить.
Развитие быстроты мышления
способствует подготовке ребенка к школьным занятиям, скорому усвоению полученного материала и возможности его применения. А в дальнейшем, ребенок сможет быстро соображать, отвечая на вопросы учителей.

Дидактические игры в старшем возрасте
так же способствуют развитию и концентрации внимания на определенны вещах
. То есть, пока ведущий проговаривает задание, ребенок молча и сосредоточенно слушает его. При необходимости он отвечает на его вопросы, которые указывают насколько внимательно слушали преподавателя дети.
В таком возрасте развитие речи
подразумевает умение подбирать синонимы и антонимы, различать слова, близкие по значению, правильно применять уменьшительно-ласкательные формы, сравнительные и превосходные степени слов

Так же, стоит отметить, что важно научить ребенка правильно определять род слова, чтобы верно согласовывать его с прилагательными в предложениях. Но до этого не все доходят, чтобы досконально изучить суть

Пока это на уровне: правильно сказать так, а не правильно – вот так.

Часто дидактические игры в старшей группе
довольно активные и хорошо влияют на физические навыки ребенка:
развивают ловкость и быстроту реакции не только мыслей, но и действий. Например, если дидактическая игра проводиться с мячиком и детям нужно ловить его или отбивать в зависимости от слов, которые произносятся на каждый бросок. Яркий пример такой игры – «Съедобное-несъедобное». Пока ребенок ловит мяч, он должен проанализировать слово и молниеносно отреагировать на него.

Что включают в себя дидактические игры по развитию речи

Развитие речи
подразумевает не только постановку правильного произношения звуков и слогов, но и культуру речи. Дети в старшем возрасте
должны учиться говорить не только фонетически правильно, но и грамотно строить предложения, уметь использовать речевые обороты, владеть интонацией и уметь строить длинные сложные предложения, повествующие полноценный рассказ с выводом или итогами.

Умение выражать свои мысли очень важно в повседневной жизни. – одно из самых важных средств общения, поэтому она должна быть правильной, грамотной и приятной

Если ребенок дошкольного возраста
умеет правильно и четко выражать свои мысли, то ему будет значительно проще проявлять себя в школе и в дальнейшей жизни. Про таких можно услышать выражение, что за словом он в карман не полезет. При всей его иронии, смысл остается прежним.

К основным задачам дидактические игры по развитию речи относят:

  • Побуждение детей к общению между собой, поиск и укрепление взаимных отношений, становление дружественных связей.
  • Возможность проявления инициативы во время ответов на вопросы и аргументация правильности своего выбора.
  • Расширение словарного запаса, увеличение кругозора.
  • Обучение правильности построения сложных фраз и использования различных слов.
  • Умение рассуждать и делать выводы.

Все дидактические игры по развитию речи
можно условно разделить на следующие типы
:

Игры-путешествия
, в которых ведущий игры как экскурсовод обращает внимание на предмет встречи, делая окружающий мир более разнообразным для ребенка. Например, прогулки по парку или в случае – рассказы про домашних и диких животных

В этих играх у ребенка развивается наблюдательность и здоровый интерес.

Игра с беседой.
Во время нее ребенок как бы играет со словами, совершенствуя в разных направлениях своё речевое развитие: фонетическое, лексическое, грамматическое. В этих вариантах ребенок может играть в простую игру: “назови слово, начинающее с определенной буквы”.

Загадочные игры.
Ребусы, загадки, хитрые вопросы. Основной задачей данной игры является выслушать полностью вопрос, проанализировав его, продумать свой ответ. В итоге предоставить ведущему, когда он спросит ученика, свой аргументированный ответ.

Предположительные игры.
В их основе стоит всего одна фраза: “А что, если бы…” продолжение всего действа, которое должен придумать ребенок. Ведущий игры дает вводные данные на ситуацию, и дети по очереди, аргументируя свой рассказ, предполагают что будет дальше.

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе на тему: «Звуковая культура речи. Подготовка к обучению грамоте».

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе

на тему: «Звуковая культура речи. Подготовка к обучению грамоте».

Задачи. Формировать умение делить слова на части. Продолжать знакомить с мягкими и твёрдыми звуками. Совершенствовать фонематическое восприятие детей. Воспитывать сочувствие, желание помочь.

И. О. О.: Р. р., П. р., С.-К. р., Х.-Э. р.

Словарная работа: зычный, сазан, фазан, казан.

Материалы: картинка Белоснежка, фишки, карточки для выполнения звукового анализа слов, синие и зелёные карандаши, карточки с изображением предметов со звуками «з-зь».

Всем, всем — добрый день!
Прочь с дороги, злая лень!
Не мешай учиться,
Не мешай трудиться.

— Ребята, к нам в гости пришла Белоснежка. Она просит у нас помощи. Гномы решили с ней поиграть и придумали для неё различные задания, каждое задание они положили в отдельный конверт. Посмотрите, сколько их (показываю конверты). Белоснежке одной очень трудно выполнить все эти задания. Давайте мы ей поможем.

1.Игровое упражнение «Выполняй – не зевай».

Найдем ее мы в звездочке,

И в золоте, и в розе,

В земле, в алмазе, в бирюзе,

В заре, в зиме, в морозе.

О чём эта загадка? Что есть во всех этих словах? Звук «З». Послушайте внимательно слова: зима, золото. Одинаково в них произносится звук «З»? Чем отличаются эти звуки?

Услышав в слове мягкий звук зь, хлопните в ладоши и сразу же положите руки на стол: зайка – зяблик – зонт – зебра – зима – земля – зернышко — казан – зубки – зычный. А что обозначает слово зычный (голос)?

Ребята, а что такое «казан»? Это традиционный литой металлический котёл с полукруглым дном для приготовления различных блюд.Округлой форма казана сделана для того, чтобы он опускался в очаг и пламя нагревало не только дно (как это происходит у посуды с плоским дном), а всю его поверхность, имеющую сферическую форму. Содержимое такой посуды нагревается быстрее и дольше остаётся горячим, позволяя существенно сберегать топливо. Крышка казана обычно делается из деревянных досок, что также способствует энергосбережению.

2.Игровое упражнение «Расколдуй слово».

— Ребята, сейчас вам предстоит выполнить очень трудное задание – догадаться, что случилось со словом: соль – моль, кот – рот, сел – мел, рок – скок.Суп – зуб. Сима – зима. Коса – коза. Роса – роза. Сев – Зев.

Жили-были зайчики (три пальца в кулак, указательный и средний-ушки)
На лесной опушке. (хлопают в ладоши)
Жили-были зайчики (показывают ушки)
В маленькой избушке. ( показываем домик)
Мыли свои ушки, (трут ушки)
Мыли свои лапки, (ладони моем)
Наряжались зайчики, (движения сверху-вниз по туловищу)
Надевали тапки. (показывают)

4. Игровое упражнение «Найди домик».

— А теперь послушайте ещё слова: снег – обсыпал – кисти – распустились. Какой звук встречается во всех этих словах? Звук «с» очень любит играть в прятки. Хотите его поискать? Тогда слушайте внимательно слова и кладите фишку на то окошечко в карточке, где спрятался звук «с».

— Эти слова из очень красивого стихотворения С. Есенина «Береза».

Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.

На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.

И стоит береза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.

А заря, лениво
Обходя кругом,
Обсыпает ветки
Новым серебром.

5.Игра «Найди слово».

Сейчас я назову три слова, вы должны найти из перечисленных слов те, в которых есть одновременно звуки и , но сначала, скажите, чем эти звуки похожи и назовите их отличия.

Варианты слов: глаза,слеза, зонт; скамейка, сазан, зорька; узор, скакалка, засов; маска, зоосад, фазан; сарафан, сервиз, казаки.

6.Игра «Я – вам, вы – мне».

Вы уже умеете делить слова на части и знаете, как играть в игру „Я – вам, вы – мне“, – говорит педагог. – Сейчас я буду произносить слова, а вы откладывайте карточки с нужным количеством геометрических фигур или фишки: луна – река – машина – шары – Валюша.

7.Самостоятельная работа на карточках.

-И ещё одно задание: на карточках нарисованы картинки. Вам нужно возле каждого изображения нарисовать кружок. Если слышится мягкий звук «зь», то нарисовать зелёный кружок, а если слышится твёрдый звук «з», то – синий кружок.

Сколько нарисовали зелёных кружков? Почему?

-Молодцы, со всеми заданиями справились! Белоснежка благодарит вас и прощается до новых встреч.

Ребята, что нового вы узнали сегодня на занятии? Какие задания гномов выполняли? Какое задание было самым трудным? А какое самым интересным?

Готовимся к школе

Весь первый класс дети работают над умением выделять звуки в слове. Учебно-методические комплексы школы составлены таким образом, чтобы дети закрепили этот материал. Поэтому в класс дошкольник должен прийти уже подготовленным, знающим и умеющим определять основные звуки.

Определяем количество слогов в слове

Игры на определение количества слогов различны:

  • «Встречу слово на дороге — разобью его на слоги» — дидактическая игра с дорожной картой и карточками со словами;
  • «Слоговая линейка (конверт с линейкой и кружочками, где кружки — части слова);
  • «Слова потерялись»— словесная игра. Педагог говорит слово нараспев, а участник должен определить, что за слово потерялось в этих слова: ма-ма-ла-па-пал-ка-ли-са и т.д.;
  • «Сосчитай слоги» — дидактическая игра. Взрослый произносит слово, а дети выкладывают счетные палочки по количеству слогов.

Важно! В работе должны использоваться игры разных видов. Это позволит наиболее полно развивать навыки звуковой речи

Количество слогов в слове

Учимся говорить тихо

Дошкольники редко умеют контролировать громкость своей речи, поэтому работа педагога должна скорректировать такое умение. Основными играми являются:

  • «Тише-громче»: участник говорит одно и тоже слово сначала громко, а затем тише и тише;
  • «Тише мыши — кот на крыше» (подвижная игра): дети хаотично бегают и кричат, затем педагог проговаривает стихотворение, и дети должны разговаривать тише;
  • «Идите снами играть». Педагог начинает игру: «Сейчас мы пойдем гулять. На улице прекрасная погода, поэтому давайте позовем наших друзей. Крикнем громко: Заяц, Лисичка!!! Выходите гулять!!! Ой, а вот еж живет рядом с берлогой медведя и его нужно звать очень тихо: ежик». Игра повторяется с разными персонажами.

Обратите внимание! Игры по звуковой культуре речи, могут использоваться в средней группе и на прогулках, и в режимных моментах. Особенно эффективно применять их при сборах на прогулку, на занятиях физкультурой, так как в эти моменты дети начинают вести себя громко. Тренируем внимание

Тренируем внимание

Звуковая культура речи невозможно без развитого внимания

Как показывает опыт большинства педагогов, внимание детей даже в подготовительной группе не устойчиво. Особую роль играет слуховое внимание:

  • «Где звенит?»: выбирают ведущего, который встает вкруг. Воспитатель ходит по группе и звонит, а ребенок должен отгадать, где именно звенит колокольчик;
  • «На чем играю?»: педагог выбирает звучащие инструменты: бубен, колокольчик, треугольник, трещотка и прочие. Участник встает спиной, а воспитатель по очереди играет на инструментах. Нужно отгадать, на чем играет педагог.

Игр на слуховое внимание много. При этом арсенал нужно постоянно менять и дополнять. Это позволит поддерживать интерес детей

Как правило, музыкальные игры очень нравятся ребятам

Это позволит поддерживать интерес детей. Как правило, музыкальные игры очень нравятся ребятам.

Учимся говорить правильно

Дети старшего дошкольного возраста часто имеют логопедические проблемы:

  • не выговаривают буквы;
  • не выговаривают окончания слов;
  • в сложных словах менять слоги местами.

Обратите внимание! Часто проблема переходит в начальную школу. Те звуки, которые ребенок не слышит, он и не пишет. Например, слово «Рыба» может быть написано, как «Ыба» или «Лыба»

Такие проблемы должен решать логопед совместно с неврологом

Например, слово «Рыба» может быть написано, как «Ыба» или «Лыба». Такие проблемы должен решать логопед совместно с неврологом.

Каталог игр на развитие правильной речи:

  • «Кто как кричит» (по А.Барто);
  • «Придумай предложение». Педагог говорит: «Я скажу слово, а вы придумайте с ним предложение»;
  • «Подбери слова». Педагог говорит слово-глагол или существительное, а дети должны подобрать к нему множество подходящих вариантов: Завязывать: шнурок, веревку, узел и т.д.

Игр множество. Для поиска можно обратиться к логопедическим пособиям и картотекам игр для развития речи. Каждый дошкольник, в том числе, и дети с ОВЗ должны иметь развитую речь.

Магазин

Воспитатель ставит на стол ряд предметов, в названии кото­рых есть звук с. Дети сидят на стульях. Воспитатель по очере­ди вызывает детей. Они приходят в «магазин» и, выбирая пред­мет, который хотят купить, показывают его всем детям, громко называют и идут на свое место.

Примерный перечень предметов, необходимых для игры: сани, самолет, лиса, стул, стол, носок, сова, сумка, миска, весы, аист, бусы и др.

Методические указания. Воспитатель вызывает вна­чале тех детей, которые хорошо говорят звук с. Если ребенок затрудняется назвать предмет, воспитатель ему помогает. На­зывая предметы, необходимо звук с немного выделить голо­сом. Предметы, в названии которых имеется мягкий вариант звука с, для этой игры не берутся.

Аналогично проводится игра для закрепления звука сь

Стихи, потешки, скороговорки для закрепления звуков с и с’.

Сели дети на салазки,

Как блестят весельем глазки!

Покатились, понеслись,

Покатились по льду вниз.

Песенка

До свидания, сад, сад,

Все осинки спят, спят,

И мы сами спать пойдём,

Только песенку споём.

Сова

В лесу темно,

Все спят давно.

Одна сова не спит,

На суку сидит.

***

Слоны умны,

Слоны смирны,

Слоны спокойны и сильны.

***

Соня, погляди в окно.

Сколько снегу нанесло!

И в лесу, и в саду,

Сосны, ели – всё в снегу.

***

Едут Сеня, Саня с Соней на санках:

санки скок, Сеню с ног, Саню в бок,

Соню бух в сугроб.

Пускание корабликов

Для игры воспитатель заготавливает таз с водой и бумаж­ные кораблики. Он предлагает детям покататься на кораблике из одного города в другой, обозначив города значками на краях таза. Чтобы кораблик двигался, нужно на него дуть не торопясь, сложив губы как для звука ф. Кораблик при этом двигается плавно. Но вот налетает порывистый ветер. «П-п-п…» дует ребенок, складывая губы как для звука n. Можно дуть просто вытягивая губы трубочкой, но не надувая щек.

Методические указания. Дети сидят большим полу­кругом. В центре на маленьком столе стоит таз с водой. Вызванные дети дуют, сидя на стульчиках. При повторении игры нужно пригнать кораблик к определенному месту.

Пример конспекта игры

НазваниеЦели и задачиФорма работыОборудованиеЭтапыХод игрыРезультативность
«Учимся танцевать»Цель: создать условия для развития чувства ритма дошкольников. Задачи:

  • способствовать развитию чувства ритма,
  • формировать умение воспринимать, узнавать и передавать ритмический рисунок и мелодию,
  • воспитывать интерес к музыке, усидчивость и самостоятельность.
индивидуально — групповая
  • 5 изображений матрёшек на подставке,
  • магнитная доска,
  • фишки разного цвета (красные — долгий звук, зелёные — короткий),
  • металлофон.
1.Вводная часть.Воспитатель ставит матрёшек на стол и говорит: «Ребята, к нам в гости пришли весёлые матрёшки. Они любят музыку и очень хотят научиться танцевать. Давайте научим их!»Способствует развитию чувства ритма, общей музыкальности, психических процессов и творческих способностей.
2.Объяснение правил.«Я возьму большую, а вы берите матрёшек поменьше. Моя игрушка будет показывать движения, а ваши повторять».
3.Проведение игры.Воспитатель выстукивает ритм, а дети повторяют за ним. Далее задание постепенно усложняется: один из детей самостоятельно выстукивает ритм, остальные повторяют за ним и напевают песенку. После этого дети поочерёдно придумывают и выстукивают ритм, и каждый пытается его повторить. Затем добавляется оборудование: магнитная доска, фишки, металлофон. Воспитатель играет мелодию, один ребёнок выкладывает ритмический рисунок фишками на доске, остальные пытаются выстукивать его матрёшками по рисунку.
4.Завершение.После выполнения всех заданий дети отправляются на чаепитие.

Фотоотчёт игры

Матрёшки на подставке, металлофон, магнитная доска с фишками

Дети повторяют ритм за воспитателем

Ребёнок выкладывает ритмический рисунок на слух

Ребёнок выстукивает ритм по рисунку

Важно помнить, что грамотно подобранная и организованная игра способствует расширению знаний дошкольников о музыке и развивает творческие способности. Игровая форма делает процесс познания простым и осознанным, обеспечивает умственную активность детей. Она должна быть простой и интересной

В этом случае игра становится для детей стимулом к действию

Она должна быть простой и интересной. В этом случае игра становится для детей стимулом к действию.

Комары

Воспитатель проводит беседу с детьми, вспоминая, как они ездили в лес или были на даче: «Помните, дети, как комары звенели по вечерам и на­доедали нам? Сейчас мы поиграем «в комаров». Дети делятся на две группы, одна изображает комаров, другая – гуляющих ребят.

«Комары», произнося звук «3-3-3…», бегут за ребятами, которые стараются спрятаться от них в домики (отгороженный угол комнаты). Потом дети меняются ролями.

Методические указания. Чтобы дети хорошо произ­носили звук 3, необходимо следить за правильным положением органов артикуляции:

а) губы в улыбке, зубы видны;

б) зубы на расстоянии 1-2 мм(не сжи­мать) ;

в) широкий кончик языка упирается в ниж­ние резцы;

г) посередине языка идет холодная струя, которая ощущается тыльной стороной руки, приложенной к подбородку под нижней губой;

д) участвует голос.

На это надо обратить внимание детей, указав им, что, когда мы качали насос, воздух из него шел тихо, голоса не было слышно, а комары звенят звонко. Воспитатель предлагает детям приложить руку к горлу и по­слушать, как звенит голос (руку прикладывать к горлу тыль­ной стороной)

Воспитатель предлагает детям приложить руку к горлу и по­слушать, как звенит голос (руку прикладывать к горлу тыль­ной стороной).

Игра для закрепления звука з.

Цели и задачи артикуляционной гимнастики

Качество звукопроизношения зависит от того, насколько упругие и сильные у ребёнка подвижные органы артикуляционного аппарата:

  • язык;
  • нёбо;
  • губы;
  • нижняя челюсть.

Для разработки речевого аппарата используется комплекс упражнений, укрепляющий мышцы подвижных органов, участвующих в процессе артикуляции. Такие задания и составляют артикуляционную гимнастику.

Чем активнее работают органы речи, тем выше качество произношения у ребёнка

Цели:

  • Разработка силы, гибкости органов речи.
  • Дифференцирование движений на всех уровнях артикуляции, необходимых для правильного звукопроизношения.
  • Тренировка органов артикуляции к речевым нагрузкам.
  • Отработка возможных комбинаций положений всех составляющих артикуляционного аппарата к произношению разных звуков.
  • Составление комплексов в зависимости от возможности малышей произносить те или иные фонемы родного языка.

На реализацию поставленных целей в средней группе ДОУ направлено решение следующих задач:

  • ввести понятия верхняя и нижняя губа, верхние и нижние зубы, бугорки за верхними зубками;
  • научить делать язычок широким и тонким одновременно;
  • выработка точности движений всех органов речи;
  • развитие умения выполнятьупражнения в заданном темпе и с приложением определённой силы;
  • тренировка способности переключаться на разные типы упражнений;
  • отработка движений органов, принимающих участие в звукопроизношении (умение удерживать указанное положение в течение определённого времени);
  • развитие памяти, кинестетических ощущений, внимания, наглядного и слухового восприятия;
  • воспитание самоконтроля и самодисциплины.

Как правильно выбрать логопеда?

Найти хорошего специалиста – задача не из легких. Особенно если у ребенка существуют серьезные проблемы с речью. При выборе логопеда учитывайте следующие моменты:

  • Спросите у специалиста-логопеда о квалификации и опыте работы. Изучите портфолио.
  • Поинтересуйтесь у логопеда, решал ли он конкретную проблему.
  • Узнайте количество и стоимость занятий.
  • Попробуйте понять, располагает ли человек к себе, комфортно ли ребенку быть рядом с логопедом.
  • Насколько высоки гарантии положительного результата.

Помните о том, что высокая цена занятий с логопедом не гарантирует качественно выполненной работы.

Игры и забавы в детском саду для детей 3-5 лет


Цель: формирование у детей дошкольного возраста интереса и потребности игры со сверстниками Задачи: 1. вызывать у детей дошкольного возраста интерес к коллективным играм 2. формировать у детей положительный настрой и желание играть в совместные игры 3. воспитывать доброжелательное отношение в игре со сверстниками 4. развивать познавательную и речевую активность детей по средствам игры Предисловие В современной педагогической теории игра рассматривается как ведущий вид деятельности ребенка дошкольника. Ведущее положение игры определяется не количеством времени, которое ребенок ей посвящает, а тем, что она удовлетворяет его основные потребности. В недрах игры зарождаются и развиваются другие виды деятельности. Игра в наибольшей степени способствует психическому развитию. Уважаемые педагоги предлагаю Вашему вниманию свои авторские игры для детей. Надеюсь, материал будет полезен и востребован в работе. Игра №1: «Топ-топ-топ» для детей 3-5 лет

В данную игру можно играть с детьми младшего дошкольного возраста, как в группе, так и на улице.Правила игры: — Дети встают рядом с воспитателем образуют малый круг. — Слова для игры произносят хором, ритмично, с добавлением движений по смыслу текста (при разучивании игры потребуется показ воспитателя)


Слова для игры: Раз – Два! Три – Четыре! (дети делают 4 шага назад) Круг мы сделаем пошире(образуется большой круг, не держась за руки) Другу рядом улыбнемся(повернуться и улыбнуться) Крепко за руки возьмемся.(Взяться за руки) Шаг за шагом мы пойдём Свои ножки разомнём. Топ – топ – топ! Идут ребята Топ – топ – топ! Идут куда-то.(выполняются ритмичные шаги в правую сторону) Остановка у ворот.(остановились и стоим на месте) Значит, будет поворот.(поворот в левую сторону) Повернулись дети дружно! Продолжать движения нужно. Шаг за шагом мы пойдём Свои ножки разомнём. Топ – топ – топ! Идут ребята Топ – топ – топ! Идут куда-то.(выполняются ритмичные шаги в левую сторону) Мимо речки и озер. Мимо леса, мимо гор. Всё идут, шагают ноги. Стоп – стоп – стоп. Конец дороги.(остановились и стоим на месте) Мы пришли! Встречайте нас.(повернуться лицом в круг, протянуть 2 руки вперед) И похлопайте 5 раз.(Хлопаем в ладоши) Игра № 2: «Змейка» для детей 3-5 лет

Игра проводится на улице во время прогулки.Атрибуты для игры: — Нарисованная желтым мелом (краской) на асфальте змейка и 5-6 разноцветных кругов (мячей) Правила игры: -Дети выстраиваются друг за другом в линию — Произносят хором закличку на игру Закличка на игру: Змейка в мячики играла Так играла, что устала. Прилегла бедняжка в тень И ползти ей дальше лень.


Слова для игры (произносит воспитатель) Раз, два, три, четыре, пять Приглашаю поиграть. Мы отправимся с тобой По дорожке по кривой. (бег по змейке друг за другом) Ты дружочек не робей. Ты вперед беги скорей. Ручки за спиною спрячь Прыгни ножками на мяч.(прыжки на 2-х ногах) Раз! Два! Три! Четыре! Пять! Мы умеем побеждать. Чемпионам УРА! Продолжается игра.(Дети, пробежавшие весь путь возвращается в конец хвоста змейки и при желании проходят ещё раз) Игра может продолжаться до сохранения интереса детей.Рекомендации: Второй игрок начинает движение только после того как первый игрок добежит до середины змейки. Игра №3: «Кошки – Мышки» для детей 3-5 лет

В данную игру можно играть с детьми младшего дошкольного возраста, как в группе, так и на улице.Атрибут для игры: — Маска кота Действующие лица: Кот – ребенок Мышки — дети


Правила игры: — Ребенок – кот сидит на стуле (в кустах) — Дети – мыши убегают от кота Слова для игры: Погулять решили мышки Непоседы – шалунишки. (Дети-мыши на цыпочках выходят гулять) Вот бегут они по травке Вжик – Вжик – Вжик(бегают в рассыпную) Перепрыгнули канавку(прыгают на 2-х ногах) Прыг – Прыг – Прыг Вдруг раздался страшный звук(Воспитатель стучит палкой по стулу, на котором сидит кот) А сердечко ТУК – ТУК – ТУК Притаился в кустах котик И раскрыл зубастый ротик. Мыши будет Вам беда Разбегайтесь кто куда…(Кот начинает ловить мышей, стараясь осалить их по плечу. Мыши убегают)

Напутствие от автора:

В нашем мире много игр, развлечений и затей. Никогда скучать не стоит Вам в компании друзей!

Рекомендуем посмотреть:

Игры в воде для второй младшей группы. Картотека Игра-забава «Петухи» для младшей группы Потешка «Цыплята» для игр с детьми младшей группы Музыкальные игры для младшей группы детского сада

Раскраски для детей «Домашние питомцы»

Что такое развивающие игры для дошкольников

Игры на развитие внимания для детей 3-4 лет в детском саду в группе

Дидактические игры в младшей группе. Картотека

Игры с песком в младшей группе

Дидактические игры по развитию речи в подготовительной группе

В подготовительной группе дети
начинают не только уметь использовать в своей речи антонимы, синонимы, но узнают названия этих понятий. Так же, многие игры обучают детей азам школьной программы русского языка. Например, узнают о частях словах, о том, что оно состоит из слогов, что буквы делятся на гласные и согласные, учатся различать понятия звука и буквы.

Некоторые дидактические игры,
проводимые для деток из старшей и подготовительной групп нацелены на умение все больше примечать различные детали, находить как можно больше свойств того или иного предмета, явления или человека. На этом этапе развития речи
так же, идет развитие логики и мышления в целом
. Развивается воображение и творческие навыки детей
.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий