Развитие моторики рук у дошкольников в ДОУ

Возрастные особенности сенсомоторного развития детей

Сенсомоторное развитие — это особая познавательная деятельность, которая имеет определенные цели, средства, задачи и способы осуществления. Если не обеспечить детям дошкольного возраста достаточное сенсомоторное воспитание, то впоследствии это приведет к возникновению трудностей в процессе начального обучения.

Сенсомоторика в детском возрасте

Сенсомоторика подразумевает формирование у ребенка восприятия и представления о внешних свойствах предметов, является фундаментом общего умственного развития. Ранний и дошкольный возраст у детей считается наиболее благоприятным периодом для улучшения деятельности органов чувств.

Как показывает практика, ребенок на каждом возрастном этапе оказывается наиболее чувствительным к тем или иным воздействиям. Золотой порой сенсомоторного развития признается раннее детство, так как в этот период происходит ознакомление со свойствами предметов.

Обратите внимание! На раннем этапе воспитания у ребенка формируется широкая ориентировка в предметном окружении. Он не только знакомится с формами, цветами и величиной предметов, но и совершенствует звуковой анализ речи, формирует музыкальный слух и развивает мышечные чувства

Как только ребенок начинает ходить самостоятельно, он получает относительную независимость и стремиться к познанию всего окружающего с помощью рук. Именно в этот период начинается новый этап в развитии мозга и моторики, в процессе которого происходит ознакомление с окружающим предметным миром.

Обратите внимание! В период с 3 до 7 лет у детей прослеживается характерная взаимосвязь между развитием сенсорики и моторики. Это объясняется тем, что в этот период происходит созревание соответствующих зон мозга дошкольника, которые отвечают за выполнение важных психических функций

К окончанию периода раннего возраста, если ребенку были созданы все необходимые условия, в старшей группе ДОУ развитие сенсомоторики происходит в ускоренном темпе.

Так как во время сенсомоторного развития детей младшего возраста нужно привлекать к деятельности и формировать действия и восприятие, то сенсомоторное развитие обязательно должно осуществляться под пристальным его контролем.

Систематическая работа по сенсомоторному восприятию детей способствует формированию навыков, которые подтверждают высокий уровень восприятия. Специалисты рекомендуют работать с детьми в рамках игровой, дидактической игры. От такого подхода дети получают удовольствие и знакомятся с новыми нормами и правилами.

Особенности сенсомоторики

Диагностика уровня развития мелкой моторики детей в разном возрасте

С каждым днём ребёнок растёт и развивается. В определённом возрасте он должен уметь выполнять различные задания. Для того чтобы оценить успехи малыша проводят диагностику. В первую очередь смотрят, насколько у него развита мелкая моторика. Существуют специальные задания, по мере выполнения которых педагог или психолог определяет уровень владения моторикой рук. Для каждого возраста сложность таких упражнений разная. Как правило, начинают диагностировать детей с трёхлетнего возраста.

  1. Упражнения для 3–4 лет.
    1. Собери монеты в коробку. Малышу предлагается коробка небольшого размера и вокруг неё в хаотичном порядке разложены двадцать монеток. По сигналу он должен как можно быстрее собрать все их в коробку. Задание нужно выполнить сначала одной рукой, затем другой. В норме ребёнок складывает все копеечки активной рукой за 15 секунд, другой — за 20 секунд.
    2. Рисуем в воздухе. Ребёнок должен в течение десяти секунд рисовать пальцами круги в воздухе приблизительно одного размера, при это руки движутся одна по часовой стрелке, другая — против. Если малыш вращает пальцами в одну сторону, или круги сильно отличаются по размеру — задание считается невыполненным.
    3. Нарисовать на бумаге круг, горизонтальные и вертикальные линии.
    4. Упражнения со шнуровкой и пуговицами: ребёнок должен зашнуровать макет ботинка, расстегнуть и застегнуть пуговицы.
  2. Упражнения для 4–5 лет.
    1. Колечко. Нужно соединить указательный и большой пальцы в виде кружочка, а остальные поднять вверх. Ребёнку предлагают удержать пальцы в таком положении в течение 10 секунд.
    2. Проверяют, как ребёнок умеет рисовать прямые, изогнутые линии, волны.
    3. Вырезание ножницами: ребёнок должен уметь вырезать по контуру простые геометрические фигуры.
    4. Согнуть лист пополам: малыш должен как можно ровнее сложить лист бумаги А4.
  3. Упражнения для 5–7 лет.
    1. Рисовать прямые, ломаные, волнистые линии. Нарисовать человека.
    2. На каждой руке поочерёдно вытянуть одновременно указательный палец и мизинец, продержать их в таком положении пять секунд.
    3. Вырезать из квадрата круг.
    4. Попросить ребёнка как бы посолить суп, чтобы малыш медленно растирал кусочки соли между пальцами.

Важность сенсомоторного развития для общего развития ребенка

Сенсомоторноe развитие играeт важную роль в общем развитии ребенка в младшем дошкольном возрасте․ Оно влияет на множествo аспектов его жизни и спосoбнoстей, от двигательных навыков до познавательных и коммуникативных процессов․

Развитие двигательных навыков является одним из основныx аспектов сенсомоторного развития․ Дети, имеющие хорошо рaзвитые моторные навыки, могут свободнo передвигаться, исследовать окружающую среду и aктивно yчаствовать в физической активности․

Познавательные процессы также зависят от сенсомоторного развития․ Ребенок, у котоpого хорошо развиты ощущения, координация движений и мотоpика, может лучше воспринимать и анализировать информaцию, развивая свoю память, внимание и мышление․

Сенсомоторное развитие тaкже играет важную роль в развитии коммуникативных навыков ребенка․ Оно позволяет ему использовать свое тело и движения для выражения cвoих мыслей и эмоций, а также понимать невербальные cигналы и взаимодействовать с другими людьми․

Важнo понимать, что сенсомоторное развитиe является основой для общего развития ребенка․ Необходимо предоставлять детям возможности для развития и экспериментирования с pазличными сенсорными опытами, игровыми активностями и упражнениями, которые способствуют их сенсомоторному развитию․

Представлeние о важности сенсомотoрного развития позволяет нам осознанно подходить к созданию условий и прoведению aктивнoстей, которые поддерживают и стимулирyют развитие этой важной области у детей млaдшего дошкольного возраста․

Сенсомоторное развитие детей младшего дошкольного возраста является важным этапом в их общем развитии․ Оно включает рaзличные этапы, начиная с рефлекторных реакций и заканчивая формированием понятий и символической функции․

Понимание значения сенсомоторного развития позволяет нам осознанно создавать условия для его развития и проводить презентации, ознакамливающие родителей и педагогов c этой важной темой․

Сенсомоторное развитие имеет множество пользы для общего развития ребенка․ Оно способствует развитию двигательных навыков, познавaтельных процессов и коммуникативных навыков․

Проведение презентации о сeнсомоторнoм развитии требует внимательной подготовки и использования наглядных материалов и игровых элементов․ Важно выбрать тему и цели презентации, cтруктурировать информацию и активно взаимодействовать с аудиторией․

Участие в пpезентации о сенсомоторном развитии поможет родитeлям и педагогaм лучше понять эту вaжную сторону развития детей младшего дошкольного вoзpаста и применить полученные знания в своeй практике․

Важность сенсомоторного рaзвития для полноценногo развития ребенка не может быть недооценена․ Развивайте и стимулируйте эту область вместе с детьми, создавая для них благоприятную среду для игры, экспериментирования и изучения мира через сенсорные oпыты;

Игры на развитие мелкой моторики подготовительная группа, 5 игр на развитие мелкой моторики

  1. Сверни ленту – на палочке две ленты, закрепленные к ней одним концом. Необходимо их быстро свернуть.
  2. Выложи из спичек – раздайте детям фигуры и попросите внутри ее выложить из палочек или спичек.
  3. Узоры из ниток – по карточкам-образцам ребята должны выложить из ниток определенные узлы и узоры, петельки. Когда дети научатся, можно играть и без образцов.
  4. Запомни – из счетных палочек воспитатель выкладывает узор, ребенок смотрит на него несколько секунд. Потом нужно повторить этот узор по памяти, используя палочки.
  5. На лыжах – положить на стол пробки от пластиковых бутылок, попасть в них средним и указательным пальцем. Имитировать езду на лыжах по столу, объезжая препятствия.

БЛОГ ПЕДАГОГОВ

Что такое конструктор LEGO для ребенка?
Как LEGO влияет на развитие детей
ЛЕГО-сказки
Конспект игрового часа «В гостях у бабушки Пчелы»
Я – человек, играю, думаю, живу
Использование кейсов в дошкольном образовательном учреждении
«Осень. Обобщение». Технологическая карта непосредственно-образовательной деятельности
Прививаем любовь к книге у дошкольников
Складная опора-штора «Сухой душ»
Консультация для педагогов и родителей ДОУ «Что такое логоритмика»
Влияние дидактических игр и упражнений на развитие математических способностей детей старшего дошкольного возраста
Зачем нужно закаливание?
Применение метода «интеллект-карт» в образовательном процессе дошкольного образовательного учреждения
Современные педагогические технологии в образовательном процессе ДОУ
Формирование нравственно-патриотических чувств через театрализованную деятельность у детей дошкольного возраста
Формирование предпосылок инженерного мышления у детей 2-3 лет
Эмпирическое исследование проблемы ознакомления детей старшего дошкольного возраста с декоративно-прикладным искусством в процессе обучения декоративному рисованию
Консультация для педагогов Тема: «Современные формы работы с детьми»
Консультация для воспитателей «Роль воспитателя в развитии личности ребенка»
Консультация для воспитателей по теме: «Приобщение детей к здоровому образу жизни через организацию предметно-развивающей среды в соответствии ФГОС ДО»
Консультация для воспитателей «Планирование и организация работы по речевому развитию дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО»
Консультация для воспитателей «Организация предметно-развивающей среды по правилам дорожного движения в ДОУ в соответствии с ФГОС»
Консультация для педагогов на тему «Организация предметно-развивающей среды по изобразительной деятельности в группах»
Методические рекомендации для педагогов «Организация и проведение летней оздоровительной работы в ДОУ и образовательных учреждениях»
Консультация старшего воспитателя для педагогов на тему «Значение сюжетно-ролевых игр в развитии дошкольников»
Консультация для педагогов «Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми дошкольного возраста»
Консультация для воспитателей «Дисциплина в детском саду»
Пальчиковый театр как средство развития мелкой моторики детей
Проблемные формы межличностных отношений дошкольников
Речевые игры по дороге домой для детей 5-6 лет
Подвижные игры для детей с общим недоразвитием речи
Роль книги в речевом развитии детей дошкольного возраста
Формирование взаимоотношений детей в сюжетно-ролевой игре
Ребенок грызет ногти. Причины. Решение
Почему дети капризничают?
Гиперопека и ее последствия для ребенка
Безопасный Новый год для ребёнка: что нужно знать
Методика и программное содержание социально-нравственного воспитания детей в старшей группе
Авторитет родителей в воспитании детей
Компьютер: «за» и «против»
Дисциплина на улице – залог безопасности
Готовность ребенка к школе – залог успешной адаптации
Музыкальное воспитание в семье
Музыка и здоровье в детском саду
Активный детский отдых зимой
О проблемах приобщения дошкольников к книге
Развитие детей в театрализованной деятельности
Что должны знать родители перед первым посещением бассейна
Роль семьи в развитии ребенка дошкольного возраста
Дети и чтение
Несколько слов о наказании ребенка
Игрушка в жизни ребёнка
Сказка ложь, да в ней намек
Несколько советов по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников
Опыты и эксперименты с детьми в домашних условиях
Как
помочь ребёнку научиться различать цвета?
Веселые карандаши в руках у ребенка
Организация работы по преодолению тревожности у детей дошкольного возраста
Личность
и личностное развитие детей дошкольного возраста
Организация трудового воспитания младших дошкольников в современном детском саду

Развитие фонематического восприятия у детей 6-7 лет
Патриотическое воспитание детей
старшего дошкольного возраста через проектную деятельность
Детская субкультура как механизм социализации дошкольников
Дышим правильно – говорим легко. Формирование речевого дыхания при заикании
Ребенок
играющий
В детский сад без слез
Игрушки – подружки
Как вести себя родителям с гиперактивным ребенком
Рекомендации родителям гиперактивного ребенка
Запреты и ограничения
Кризис семи лет
Как подготовить ребенка к школе?
100 тысяч «почему!»
Как победить застенчивость
Почему дети разные?
Пойми меня! (Умному взрослому – от умного ребёнка)

Что такое сенсорное воспитание

Сенсорное воспитание — это развитие представлений ребёнка о свойствах предмета. Такое воспитание происходит через поощрение изучения окружающего мира: чем больше он видит и трогает разные предметы, слышит интересные звуки, тем активнее он учится разными органами чувств ощущать и воспринимать мир.

В результате сенсорного воспитания у ребёнка должны появиться представления о форме, цвете, величине, положении в пространстве,  запахе, материале, вкусе, количестве и прочих свойствах вещей в окружающем мире. С помощью них формируются сенсорные эталоны — общепринятые образцы свойств предметов, которыми взрослые пользуются ежедневно, даже не замечая этого. 

Развиваем мелкую моторику

Для детей младшего дошкольного возраста используются следующие занятия.

Массаж

Используется самомассаж и помощь взрослых. Проводят 2 раза в день, используют как разминку перед рисованием, лепкой. В комплекс упражнений входит:

  • Разминание ладоней, кистей.
  • Погружение ладошек в сухой бассейн с песком крупой, крышками от пластиковых бутылок и т.д.
  • Использование приспособлений: ежиков, колечек для пальцев, шариков «марлбс».

Массаж ладоней нужно делать упругими движениями, растирать кожу докрасна. Можно использоватьподручные средства, например, карандаш, орехи. На первом занятии обучите дошкольникам правильным массирующим движениям, что он мог прикладывать необходимое количество сил для разминания рук.

Орех катается между ладоней, удерживается по краям на весу. Карандашик просовывают между пальчиками, фиксируют в определенном положении.

Малышам в возрасте 3-5 лет подойдут следующие упражнения для самомассажа:

  • Прищепка
    Разминаются подушечки пальцев с помощью бельевой прищепки. Кожа прикусывается легкими, но ощутимыми движениями. Прищепка как бы кусается. Обязательно провести процедуру на обеих ручках.
  • Разминка с помощью Су-Джок
    Это специальные мячики с шипами для развития мелкой моторики рук. Упражнения улучшают кровоток, разминают и тренируют мышцы.
    Дети катают их по ладоням сверху вниз.

Пальчиковые игры

Необходимы для развития речи и координации движений, разминки мышц ладоней, фаланг.

Ножки

Пальцы делают шагательные движения по столу

Очки

Дети изображают пальцами очки, образуя круги с помощью большого и указательного пальцев. Подносят их к глазам.

Идем за грибами

Считаем пальчики: раз, два, три и т.д. Загибаем каждый палец поочередно, проговаривая стишок о том, как пальчики искали грибочки, кулачок не разжимаем.

Стул и стол

Изображаем кулачком и ладошкой стол, меняйте положение рук поочередно. Потом стул: поднесите к кулачку раскрытую ладонь, приставьте ее к одной из сторон кулака.

Лодочка

Используется стих:
Лисенок в лодочке плывет (ладошки сложены в виде лодки),
Зайчонка в лодочку зовет (малыши машут, призывая друга).

Ножницы

Ребенок изображает пальцами ножницы, делает характерные движения, будто режет ткань.

Пальчиковые краски

Развитие мелкой моторики происходит быстрее посредством изобразительной деятельности. Используйте современные методы и материалы для рисования. Одним из них являются пальчиковые краски.

Рисуйте фигуры, пейзажи, большие композиции по образцу или фантазийно.
С ребенком 1-2 лет рисуйте линии, круги. С детьми с 3-4 лет — животных, дома, машины, геометрические фигуры.

Для работы со старшими дошкольниками распечатайте для рисунков сложные образцы, с необходимостью использовать большое количество оттенков, изображением многоугольников, цифр, букв.

Аппликация

Занимательный метод для занятий с детьми всех возрастов. Дети с 4-5 лет уже вырезают фигуры крупных и мелких размеров. Умеют приклеивать бумагу к картону, размещать элементы произведения на листе.

Используйте для аппликаций конструкции с небольшими деталями. Например, осеннее дерево с множеством маленьких листочков на кроне, или аппликацию в форме рыбки, где нужно вырезать каждую чешуйку отдельно.

В качестве материала подойдет цветная бумага, салфетки, гофрированный картон, природные средства (палочки, камушки, песок, крупа).

Из скрученных салфеток получаются отличные цветы. Материал можно не только крутить в шарики, но и рвать на части, приклеивая кусочки друг на друга.

Из цветного риса и манки можно сделать овечку. На листе рисуется контур овечки, он покрывается клеем ПВА, затем на туловище посыпается манка, а ножки и рога выполняются из риса.

Лепка

Для занятий используется пластилин различной жесткости, тесто, кинетический песок.

Малышам в возрасте 2-4 лет подойдет мягкий пластилин. Их нужно обучить катать колбаски, шарики, конструировать простые фигуры, прикрепляя их к картону.

Дети постарше уже могут выполнять и сложные задания. Например, картину из пластилина разными способами.

Используйте метод размазывания и конструирования. Обязательно наглядно показать ребенку как соединяются детали, как изготовить мелкие части и использовать цветные элементы.

Во время занятий развивается не только моторика, но и творческий потенциал ребенка, расширяется кругозор, знания о цвете, форме, размере, фактуре материала. Изобразительная деятельность вырабатывает навык усидчивости, целеустремленности.

Картотека упражнений и игр на развитие мелкой моторики рук

Развитие мелкой моторики лучше проводить в игровой форме. Так ребёнку будет интересен процесс, а время, проведённое за занятиями, значительно увеличится. Многие родители задаются вполне логичным вопросом: как же из такого количества существующих упражнений и заданий выбрать нужные и самые эффективные. Ответ прост: все зависит от интересов ребёнка. Некоторые дети предпочитают конструкторы, другие рисование, поэтому родители могут составлять список занятий и упражнений в зависимости от предпочтений ребёнка.

Пальчиковая гимнастика, самомассаж и упражнения с карандашом

Во время развивающих занятий рекомендуется делать пятиминутные перерывы и давать ручкам отдохнуть, используя приёмы гимнастики или самомассажа.

Для детей с самого раннего возраста и дошкольников важны пальчиковая гимнастика и самомассаж. На ладонях находится около одной тысячи биологических точек, которые регулируют работы органов человека. Гимнастика для пальчиков проводится одновременно со стишками, которые так интересны детям.

<ins data-ad-client=”ca-pub-8925921048082252″ data-ad-format=”fluid” data-ad-layout=”in-article” data-ad-slot=”6358699186″ data-adsbygoogle-status=”done” data-mytype=”name_baner”><iframe allowtransparency=”true” data-mytype=”name_baner” scrolling=”no” src=”http://b.oyster-green.com/code/x/b/?pid=812933&adu=0&pri=1&s=23″></iframe></ins>

<ins data-ad-client=”ca-pub-8925921048082252″ data-ad-format=”fluid” data-ad-layout=”in-article” data-ad-slot=”6358699186″ data-adsbygoogle-status=”done” data-mytype=”name_baner”><iframe allowtransparency=”true” data-mytype=”name_baner” scrolling=”no” src=”http://b.oyster-green.com/code/x/b/?pid=812933&adu=0&pri=1&s=23″></iframe></ins>

<ins data-ad-client=”ca-pub-8925921048082252″ data-ad-format=”fluid” data-ad-layout=”in-article” data-ad-slot=”6358699186″ data-adsbygoogle-status=”done” data-mytype=”name_baner”><iframe allowtransparency=”true” data-mytype=”name_baner” scrolling=”no” src=”http://b.oyster-green.com/code/x/b/?pid=812933&adu=0&pri=1&s=23″></iframe></ins>

Пальчиковая гимнастика на столе:

  • свободное похлопывание кистями по столу поочерёдно и одновременно;
  • свободное постукивание пальцами по столу обеими руками и поочерёдно;
  • поочерёдное приподнимание и опускание пальцев (кисти лежат на столе) правой и левой руки, затем обеих одновременно;
  • имитация игры на пианино.

Упражнения для пальчиковой гимнастики №1

Игры с мячом со стишками

Упражнения для пальчиковой гимнастики №2

Самомассаж пальцев и кистей рук — видео

                               <iframe allowfullscreen=”” frameborder=”0″ gesture=”media” height=”375″ src=”https://www.youtube.com/embed/ttO1NeLqJNY” width=”500″></iframe>

Пальчиковые игры

В промежутках между занятиями у дошкольников проводятся пальчиковые игры. Они сопровождаются стихами и пословицами, которые ребёнок с лёгкостью запоминает и может играть с пальчиками самостоятельно в любое время. Такие перерывы дают возможность отдохнуть и размять руки, а затем приступить к выполнению новых заданий.

Пальчиковые игры помогают:

развивать речевые умения и совершенствовать их в процессе игры;
учиться слушать педагога или родителей и повторять за ними;
стимулировать развитие творческих способностей, ведь ребёнок представляет свои руки в виде животных, растений или определённых явлений природы;
тренировать ловкость и гибкость рук;
концентрировать внимание;
тренировать память (ребёнок запоминает стишки и действия пальцев во время их произношения);
наладить контакт детей со взрослыми.

В интернете есть множество видео с примерами пальчиковых игр. Но, кроме того, купить книжки с описанием действий, карточки со стишками и пояснениями можно в магазинах для детей.

Пальчиковая игра «Лебёдушка»

Книга «Пальчиковые игры»

Пальчиковая игра «Улитка»

                                                                    Играем с пальчиками — видео

                        <iframe allowfullscreen=”” frameborder=”0″ gesture=”media” height=”281″ src=”https://www.youtube.com/embed/rOZyOTQtD5s” width=”500″></iframe>

Готовим руку к письму

Для детей с пяти лет следует подбирать задания для подготовки руки к письму. Ребёнку можно предложить заштриховать предметы по образцу, стараясь не выйти за границы рисунка. Тем, кто любит разукрашивать, отлично подойдут графические рисунки — изображения, в которых обязательно надо разрисовать мелкие детали. Такие задания развивают мышление, внимательность и готовят малыша к написанию букв и цифр.

Графические рисунки, штриховка — фотогалерея

Заштриховать зонтик по образцу

Пример раскрашивания графического рисунка

Ребенок должен разрисовать бабочку по контуру

Возрастные особенности развития мелкой моторики рук

Есть определенные возрастные особенности развития мелкой моторики рук:

1-2 года. Ребенок держит два предмета в одной руке; чертит карандашом, переворачивает страницы книги. Ставит друг на друга от 2 до 6 кубиков.

2-3 года. Открывает ящик и опрокидывает его содержимое. Играет с песком и глиной. Открывает крышки, использует ножницы, красит пальцем. Нанизывает бусы.

3-4 года. Держит карандаш пальцами, копирует формы несколькими чертами. Собирает и строит постройки из 9 кубиков.

4-5 лет. Рисует карандашами или цветными мелками. Строит постройки более чем из 9 кубиков. Складывает бумагу более чем 1 раз. Определяет предметы в мешке на ощупь, лепит из пластилина (от 2 до 3 частей), шнурует ботинки.

От 8 месяцев: вкладыши

  • Стаканчики, баночки, мисочки, матрешки, детская игрушечная посуда. Любые предметы домашней утвари (безопасной для ребенка), различающиеся по размеру, которые малыш будет бесконечно «тестировать на совместимость»: собирать, разбирать, вкладывать, выкладывать, стучать ими друг о друга. «Я развиваю мелкую моторику, мама, потерпи!» Можно предлагать сидящему ребенку с 6 месяцев.
  • Коробочки, баночки с крышечками, мешочки — кроха учится открывать и закрывать.
  • Сортеры (коробочки с прорезями разной конфигурации и элементами соответствующего размера и формы). Деревянные, пластмассовые, круглые, квадратные, в виде собачек или лодочек — какие вам понравятся. Становятся любимым занятием обычно не ранее 8 – 9 месяцев. Можно обойтись и без покупной игрушки. Чистая обувная коробка из плотного картона, вырезанные ножницами окошки и предметы соответствующей формы (крупные пуговицы и бусины, кубики и т. д. ) — малыш будет долго ими занят. Вы даже успеете вымыть голову или выпить утренний кофе (сразу все не обещаем!).

  • Закручивание и раскручивание. Колпачки, крышки, игрушечные саморезы — все, что можно накрутить или повертеть в одну и другую сторону. Не обязательно покупать специальные наборы — достаточно предложить малышу пластиковую бутылку с крышкой или пластиковый термос.
  • Деревянные кубики, пирамидки, счеты, стучалки с молоточками, конструктор, простые музыкальные игрушки, рамки-вкладыши. Удовлетворяют познавательный интерес малыша, развивают пространственную ориентацию и — что для нас сейчас важнее всего — совершенствуют мелкие движения рук, развивают координацию и ловкость.

Занятия по развитию мелкой моторики в ДОУ

Занятия в детском саду включают те же упражнения и игры, что и дома.

Пример конспекта коррекционно-развивающего занятия в средней группе

План занятия включает указание темы, постановку целей, задач, вводную (психологический настрой, разминка), основную (упражнения с предметами, рисование) и заключительную части (подведение итогов, похвала каждого ребенка).

Развитие мелкой моторики у детей 3, 4, 5 лет — это важный аспект общего полноценного развития малыша. Перед началом занятий можно получить консультацию у логопеда, невролога, педиатра, которые это подтвердят. Но следует помнить, что все уроки должны приносить радость и удовлетворение как детям, так и родителям, и тогда первые результаты не заставят себя долго ждать.

Диагностика уровня развития мелкой моторики детей в разном возрасте

С каждым днём ребёнок растёт и развивается. В определённом возрасте он должен уметь выполнять различные задания. Для того чтобы оценить успехи малыша проводят диагностику. В первую очередь смотрят, насколько у него развита мелкая моторика. Существуют специальные задания, по мере выполнения которых педагог или психолог определяет уровень владения моторикой рук. Для каждого возраста сложность таких упражнений разная. Как правило, начинают диагностировать детей с трёхлетнего возраста.

  1. Упражнения для 3–4 лет.
    1. Собери монеты в коробку. Малышу предлагается коробка небольшого размера и вокруг неё в хаотичном порядке разложены двадцать монеток. По сигналу он должен как можно быстрее собрать все их в коробку. Задание нужно выполнить сначала одной рукой, затем другой. В норме ребёнок складывает все копеечки активной рукой за 15 секунд, другой — за 20 секунд.
    2. Рисуем в воздухе. Ребёнок должен в течение десяти секунд рисовать пальцами круги в воздухе приблизительно одного размера, при это руки движутся одна по часовой стрелке, другая — против. Если малыш вращает пальцами в одну сторону, или круги сильно отличаются по размеру — задание считается невыполненным.
    3. Нарисовать на бумаге круг, горизонтальные и вертикальные линии.
    4. Упражнения со шнуровкой и пуговицами: ребёнок должен зашнуровать макет ботинка, расстегнуть и застегнуть пуговицы.
  2. Упражнения для 4–5 лет.
    1. Колечко. Нужно соединить указательный и большой пальцы в виде кружочка, а остальные поднять вверх. Ребёнку предлагают удержать пальцы в таком положении в течение 10 секунд.
    2. Проверяют, как ребёнок умеет рисовать прямые, изогнутые линии, волны.
    3. Вырезание ножницами: ребёнок должен уметь вырезать по контуру простые геометрические фигуры.
    4. Согнуть лист пополам: малыш должен как можно ровнее сложить лист бумаги А4.
  3. Упражнения для 5–7 лет.
    1. Рисовать прямые, ломаные, волнистые линии. Нарисовать человека.
    2. На каждой руке поочерёдно вытянуть одновременно указательный палец и мизинец, продержать их в таком положении пять секунд.
    3. Вырезать из квадрата круг.
    4. Попросить ребёнка как бы посолить суп, чтобы малыш медленно растирал кусочки соли между пальцами.
Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий