Игры с различными предметами
Игр для тренировки правильного выдоха можно придумать множество. Занесите в дом вертушку, с которой малыш бегает по улице, и скажите, что он сам может стать повелителем ветра. Пусть дует на лопасти с разной силой и смотрит, как они крутятся то быстрее, то медленнее. Купите китайский сувенир «музыка ветра» повесьте его на уровне лица ребенка, чтобы он, проходя мимо, дул и слушал звон колокольчиков. Точно так же можно установить балансир, где на планочках в состоянии равновесия находятся фигурки птиц, приходящие в движение от малейшего дуновения.
Многие дети уже знают, что в день рождения нужно задувать свечи на торте. К сожалению, такое событие происходит один раз в год, зато для игрушек можно устраивать праздник хоть каждый день. Накройте кукольный столик, вокруг рассадите именинника и гостей, на печенье или пряник установите зажженные свечки и предложите малышу их задуть. Обязательно похвалите, если получится с первого раза. Иногда малыш не может направить струю в нужную сторону, поэт ому первые несколько раз можно дуть через трубочку.
Похоже, производители игрушек не заинтересованы в развитии правильного дыхания у детей. Для получения любимых всеми поколениями мыльных пузырей теперь не нужно дуть в соломинку. Малыш берет в руку рамку, размахивает, и целый рой радужных шариков взлетает в воздух. Научите малыша играть с мылом традиционным способом. Сначала возьмите трубочку диаметром около 5 мм и научите устраивать бурю в воде. В банку бросьте небольшой кораблик, когда малыш будет выпускать в воду воздух, пузыри устроят волны, игрушка начнет раскачиваться. Сразу предупредите, что жидкость втягивать в рот нельзя, можно только выпускать воздух наружу. Первое время используйте питьевую воду.
Когда вы убедитесь, что ребенок не заглатывает жидкость, можно использовать для игры мыльный раствор. Теперь можно взять соломинку для коктейля и создавать пузыри из мыла. Состав можете взять из игрушки или развести водой детский шампунь в пропорции 1:1. Сначала покажите ребенку, как дуть в трубочку, чтобы в стаканчике появилась густая пена. Потом научите выдувать пузыри. Чтобы малышу было интереснее, подскажите ему надеть шерстяные перчатки, тогда пойманный на руку шарик лопнет не сразу.
Дыхательные упражнения на развитие правильного выдоха
Итак, рациональные выдыхание – основа правильной речи. Чтобы ребёнок научился делать выдохи плавно и равномерно, специалисты разработали несложные игры. В них лучше играть вместе с малышом, внося элемент соревновательности.
Примеры упражнений:
- «Цветной дождик». Предварительно следует закрепить на леске или тонкой верёвочке серпантинные ленты, тканевые лоскуты или дождик для ёлки. Эту конструкцию подвешивают перед ребёнком и предлагают подуть на висящие ленты. Взрослому необходимо отслеживать, чтобы игрок использовал слитный выдох, не добирая воздух короткими вдохами.
- «Снежок». Разделите вату, лист бумаги на небольшие кусочки, положите их на стол, превратив его в сугроб. Ребёнок предстаёт в роли ветерка, которые раздувает снежок. При выполнении задания губки малыша должны быть округлёнными и вытянутыми вперёд. Следите, чтобы он не надувал щёки.
- «Морская регата». Сделайте бумажные кораблики или приготовьте пластиковые оболочки от «киндер-сюрпризов». Также вам понадобится тазик с водой. Предложите ребёнку дуть на эти кораблики, стараясь довести их до противоположного «берега». Добавьте соревновательный момент, поспорив, чьё судёнышко уплывёт дальше.
- «Забей гол». Постройте из деталей ЛЕГО или прочих конструкций футбольные ворота, мячиком может выступить лёгкий шар от пинг-понга. Ребёнку, выполняющему роль футболиста, нужно так дуть на шарик, чтобы тот оказался в воротах. Вы можете также поучаствовать в игре в роли «вратаря».
- «Буль-буль». Вам понадобятся 2 пластиковых прозрачных стакана. В первый нужно налить воду до краёв, во второй – до половины. Ребёнок берёт коктейльную трубочку и в полном стакане дует слабо, чтобы вода не пролилась, а в другом дует в полную силу.
- «Волшебный пузырь». Купите набор для пускания мыльных пузырей и предложите малышу устроить весёлую игру. Ребёнок может самостоятельно пускать пузырьки, но если дыхания у него не хватает или же просто не получается, попробуйте выдувать их сами, предложив крохе дуть на них так, чтобы они не упали на пол.
- «Спортивные карандашики». На столешницу кладут 2 карандаша круглого сечения и разного оттенка. Малыш должен опередить вас на финише, дуя на карандашик в меру своих возможностей. Дуть нужно по очереди.
Игры
Дидактические игры для развития речевого дыхания особенно интересны детям дошкольного возраста. Их можно проводить в помещении и на прогулке. Привлекать для участия взрослых и большие группы детей.
Вертушки
Цель: обучение звукопроизношению на выдохе.
Нарежьте небольшие полоски из бумаги. Разложите по столам. Попросите детей глубоко вдохнуть через нос, дуть на вертушки и сдувать их. Дуем без добора воздуха.
Горячий чай
Цель: формирование навыка длительного выдоха
Играем в группе, детям выдаются картонные заготовки в виде чашек с «паром». Попросите детей подуть на чашки.
Воздушный футбол
Детям раздают трубочки и теннисные шарики. Малыши объединяются в пары и играют на футбольном поле, которое нарисовано на картоне, дуют на ширик из пластиковых трубочек небольшого диаметра. Цель — забить шарик в ворота противника.
Снежинки
Цель: обучение длительному продуктивному выдоху через рот.
Как выполнять: вырезать из бумаги снежинки, при помощи нитки привязать из на тесьму. Пусть ребята дуют на них, пытаясь сдуть снежинку как можно дальше.
Мыльные пузыри
Цель: активизация работы губных мышц, обучение длительному выдоху.
Дошкольник выдувает мыльные пузыри из разных рамок и трубочек. Чем уже проход для жидкости, тем больше усилий затратит дошкольник, тем сильнее напрягаются мышцы.
Комплекс упражнений на развитие речевого, физиологического дыхания полезно проводить с детьми с ОНР, ФФНР, ЗРР. Если ребенок приобрел необходимые навыки в ходе занятий, то не стоит забывать их повторять в качестве разминки или для отдыха голосовых связок.
Как правильно проводить дыхательные упражнения
Развитие правильного дыхания у детей – важная составляющая коррекционной работы с детьми. Результат будет лучше, если заниматься не только с логопедом, но и закреплять результаты с родителями дома.Не стоит забывать, что любые упражнения – нагрузка для ребенка. Основные рекомендации:
Проводите упражнения либо до приема пищи, либо после еды выждав 1,5-2 часа;
Помещение, где вы планируете заниматься, должна хорошо проветриваться;
Заняти не должны быть длительными. Достаточно 5-10 минут в день
Для достижения результата важно заниматься ежедневно.
Контролируйте правильность дыхания у ребенка. В процессе дыхания не должны подниматься плечи, а мышцы лица и живота не должны быть напряжены;
Как проводить дыхательные упражнения
Упражнения всегда проводятся под наблюдением взрослого.
Занятие лучше проводить в игровой форме, с использованием красочных картинок и интересных игрушек.
Если упражнение не дается ребенку, стоит его отложить на какое-то время.
Никогда не надо сердиться на малыша, если у него что-то не получается. Ребенок должен чувствовать уверенность и поддержку взрослого.
Упражнения проводятся в спокойном темпе
Важно следить, чтобы ребенок не делал резкие выдохи! Это может грозить потерей сознания.
Во время выполнения упражнений плечи не должны подниматься, а щеки — надуваться.
Первые занятия лучше проводить не дольше 1-2 минут. Постепенно время можно увеличить до 10 минут.
Стоит договориться с ребенком, чтобы он предупредил, если почувствует себя плохо.
Необходимо прервать коррекционную работу, если:
ребенок побледнел или покраснел;
у него участилось дыхание;
малыш жалуется, что у него онемели руки или ноги;
кисти его рук начали дрожать.
Проведение дыхательных упражнений
Упражнения для детей раннего возраста
Заниматься дыхательной гимнастикой можно с малышами начиная с 1-2 лет. Упражнения лучше всего делать вместе с движениями − так вы еще будете развивать и моторную сферу.
- Предложите малышу изобразить насос и накачать сдувшееся колесо. Сожмите руки перед грудью в кулаки, как будто вы держите насос. Наклонитесь вперед и опустите руки, при этом озвучивая действия звуком «С-С-С».
- Произносите звук сначала громко, а потом тихо.
- Изобразите вместе с малышом дровосека. Сложите руки вместе, словно держите топор. Резко опустите руки в наклоне и на выдохе произнесите «Ух».
- Предложите малышу представить, что он − волшебник. Сделайте взмах руками и задержите их вверху. Плавно опустите их, произнося слоги «Мммаааа, ммммоооо, ммммууу».
Также дыхательные упражнения можно соединить с артикуляционной гимнастикой при отработке движений губ: «Колечко», «Трубочка», «Широко открытый рот», «Улыбка». Можно сопровождать эти упражнения следующей инструкцией: сделать вдох носом и на выдохе произносить гласный звук.
Упражнения
Игровые упражнения для развития физиологического и речевого дыхания следует отбирать соответственно этапу коррекционной работы.
На I этапе можно освоить следующие задания:
Шарик
Цель: натренировать силу вдох-выдоха.
Исходная позиция: стоя или сидя.
Как выполнять: дошкольник вдыхает воздух носом, а затем ртом, с силой выдыхает в шарик, надувает его, а затем пытается удержать давление нем. Повторить упражнение несколько раз.
Задуй свечку
Цель: научить вдыхать воздух глубоко, выдыхать ртом медленно, плавно.
ИП: сидя на стульчике.
Как выполнять: дошкольник набирает воздух в легкие через рот, потом складывает губы трубочкой и выдувает его обратно (задувает свечку). Выдох производится медленно и плавно.
Используйте любые игрушки, раздаточные материалы для занятий по развитию речевого дыхания.
На II этапе:
Трубач
Цель: обучения навыку звукопроизношения в период длинного выдоха.
ИП: сидя за столом.
Выполнение: поднести ко рту кулачки. Сделать вдох ртом, длинный выдох и трубить: «У-У-у…». Звук можно заменить любым гласным. Устройте соревнование, кто дольше всех будет дудеть.
Пение
Пропевание различных звуков, состоящих из 1, 2, 3 фонем с разной силой, высотой, тембром на выдохе. Например, для начала пойте только одну гласную, затем слоги: га, ма, ду, ро и т.д.
Экспериментируйте с интонацией, просите малышей петь жалобно, радостно, громко, тих, шепотом.
На III этапе:
Обучение произношению небольших слов во время выдохе. Сначала это могут быть закрытые слоги: дам, гам, рок, слог и т.д. Затем короткие слова: мама, папа и т.д.
Спустя несколько занятий произносите небольшое предложение, не делая вдох. Используйте короткие стихи, скороговорки.
Самое важное — научить ребенка звукопроизношению на выдохе. На IV этапе:
На IV этапе:
Заключительный этап формирования идеальной речевой респирации самый сложный. Здесь дошкольник будет учиться произносить небольшие тексты, учитывая паузы и лингвистические смысловые отрывки, делая вдох.
Как выполнять: делаем глубокий вдох через рот, выдох — начинаем рассказ. Произносим не менее 3 фраз, потом можно остановиться для добора воздуха через рот. Постепенно увеличивайте темп речи, количество слов и фраз, произнесенных в одном цикле дыхания.
Упражнения для детей 2-3 лет
В этом возрасте проводят работу по обогащению и уточнению словарного запаса у ребенка. Поэтому дыхательные упражнения можно сочетать с лексической темой вашего занятия. Так оно получится целостным и у малыша будет интерес к обучению. Обязательно перед выполнением дыхательных упражнений скажите малышу, что нужно делать вдох носом, а выдох − ртом.
- Для этого задания вам нужно подготовить специальное приспособление. На занятиях с детьми дошкольного возраста использовать наглядный материал. На пластиковую трубочку прикрепите несколько ниточек разной длины. На них поместите цветы, бабочки или другие предметы. Между упражнениями сделайте перерыв и предложите ребенку подуть на бабочек.
- Это задание направлено на формирование ощущений от работы диафрагмы. Малыш лежит на спине на коврике. Взрослый кладет ему на живот уточку и предлагает отправить ее в плавание по волнам. На вдохе живот надувается, на выдохе плавно опускается.
- Предложите малышу стать футболистом и задуть мяч из ваты в ворота.
При выполнении дыхательных упражнений следите за тем, чтобы малыш не надувал щеки. Можно с детьми 2-3 лет надувать мыльные пузыри, играть на дудочке − все это прекрасные способы формирования плавного и сильного выдоха.
Упражнения для детей 6-7 лет и взрослых
Как правило, к этому возрасту, если родители вовремя обратились за помощью к логопеду, речевое дыхание уже сформировано. Если же нет, то детям 6-7 лет нужно показывать на примере других людей, как красиво звучит плавная речь. Это можно делать на примере дикторов − попросите ребенка сказать текст в такой же манере, в какой это делают ведущие.
Используйте на занятиях пропевки, предлагайте играть на духовых инструментах. В этом возрасте ребятам уже не так интересно сдувать ватки или дуть на бабочек. Предлагайте им читать отрывки из произведений с разной интонацией. Устраивайте представления и включайте действия, связанные с дыханием (воет ветер, волк и т. д.). Также развивайте с ребенком навык самоконтроля за своим дыханием. Для начала вы можете предложить, чтобы он следил за тем, как вы дышите. И так, постепенно, он научится контролировать и свое речевое дыхание.
Взрослым людям для формирования речевого дыхания можно предложить заняться пением (особенно оно полезно при заикании). Там научат не только диафрагмальному дыханию, но и поработают над голосоподачей и плавностью речи. Можно предложить прочитать отрывки из стихотворений, меняя высоту голоса.
В работе над речевым дыханием важно не просто научить человека правильно делать вдох-выдох, но и рационально им управлять, пользоваться интонацией. Конечно, для большего эффекта людям нужно наглядно показывать, как красиво звучит плавная речь − это добавит стимула для дальнейших занятий
Правила проведения дыхательных упражнений
Несомненно, занятия будут наиболее эффективны, если они проводятся не только во время урока с логопедом, но и периодически повторяются дома
Родителям нужно помнить, что дыхательные упражнения и игры могут утомить ребенка и даже вызывать небольшое головокружение, поэтому важно учитывать некоторые условия:
- Заниматься лучше всего до еды.
- Комната, в которой проводятся занятия, должна быть хорошо проветрена. Еще лучше, если есть возможность позаниматься на свежем воздухе.
- Нельзя использовать тактику «артиллерийского наскока». Занятия не должны быть длительными. 3-5 минут за один раз вполне достаточно.
- Педагогу или кому-то из родителей нужно контролировать правильность процесса дыхания. Во время дыхания не должны подниматься плечи, напрягаться мышцы шеи, лица или живота.
Как проводить дыхательную гимнастику?
Гимнастика по постановке правильного дыхания не займет много времени. Устройте между занятиями или чтением сказок перерыв минут на 10 и предложите ребенку новую игру. Комната, где вы будете выполнять упражнения, должна быть чистой и хорошо проветренной: нежелательно, чтобы малыш полной грудью вдыхал пыльный застоявшийся воздух. Прекрасно, если вы проведете занятие во время прогулки в парке, но только не в зимние морозы.
Основной принцип формирования правильного дыхания: быстрый глубокий вдох через нос, чтобы легкие заполнились воздухом до упора. Затем следует медленный плавный выдох через рот. Поток должен быть не слишком сильным, чтобы воздух расходовался равномерно и экономно.
При занятиях нужно следить, не делает ли ребенок ошибок. Выдох должен проходить по следующим правилам:
- сложенные трубочкой губы расслаблены, щеки не надуваются;
- весь поток идет через рот, через нос воздух выходить не должен;
- выдох полный, пока не закончится воздух;
- если малыш напевает или проговаривает звуки, нельзя делать паузы для короткого добора воздуха.
Детям могут так понравится игры, что они не захотят прекращать их. Не давайте ребенку переутомиться: задания только кажутся простыми, а на самом деле могут вызвать усталость и головокружение. Начинать занятия можно с детьми 2 лет, продолжительность первых тренировок не должна превышать 3 минут. После каждого подхода сделайте паузу, дайте малышу отдышаться. Чередуйте дыхательные упражнения для детей с другими занятиями. Не делайте дыхательную гимнастику сразу после обеда на полный желудок, подождите2-3 часа.
Значение дыхательной гимнастики при работе с дошкольниками
Многие дети дошкольного возраста имеют хрупкий иммунитет: они подвержены частым респираторным заболеваниям, страдают от насморка, продолжительного кашля. И родители порой даже не догадываются, что причиной этого может являться неправильное поверхностное дыхание. В этом случае вдыхание и выдыхание воздуха происходит не в полную силу. Как следствие, нет полноценной вентиляции лёгких, растущему организму не хватает кислорода. От этого страдает мозг и другие важные органы, все клетки голодают, ослабляя свои барьеры перед вредоносными микроорганизмами.
Причиной многих проблем с детским здоровьем и самочувствием часто бывает неправильное дыхание
Ключевая цель дыхательной гимнастики — научить дошкольника правильно дышать, а значит, укрепить его здоровье. Лёгкие должны максимально наполняться в процессе вдоха, грудная клетка — расширяться
При выдохе крайне важно, чтобы высвободился весь воздух, в противном случае оставшийся будет ограничивать поступление нового в необходимом объёме
Значение дыхательных упражнений для дошкольников очень велико:
Все клетки организма насыщаются кислородом, улучшаются обменные процессы, все органы начинают полноценно работать. Ребёнок становится менее подверженным респираторным заболеваниям: болезнь быстрее проходит, снижается вероятность развития осложнений.
Упражнения помогают в борьбе с имеющимися хроническими заболеваниями: астмой, гайморитом, проблемах с аденоидами и пр.
Корректируются дефекты речевого дыхания, укрепляется речевой аппарат, что способствует устранению логопедических проблем.
Поскольку мозг получает полноценное кислородное питание, дети становятся более работоспособными и активными, лучше развивается интеллект.
Улучшается и физическое развитие. Занятия физкультурой при правильном дыхании приносят больше пользы, у ребёнка развивается мускулатура, здоровый румянец.
Упражнения учат дошкольников управлять своим дыханием
Как следствие, формируется умение владеть собой, контролировать собственные действия.
Медленный вдох способствует расслаблению, успокоению (это особенно важно для гиперактивных малышей), помогает бороться с волнением, чрезмерной раздражительностью, эмоциональной усталостью.
Управляя своим дыханием, дети учатся управлять собой
Интересно, что дыхательные упражнения имеют крайне мало противопоказаний. К примеру, выполнять гимнастику нежелательно ребятам, перенёсшим травмы головного мозга, позвоночника, имеющим остеохондроз шейно-грудного позвоночного отдела, а также высокое давление (артериальное, внутриглазное, внутричерепное).
Младшая и средняя группа
Упражнения для детей дошкольного возраста младшей и средней группы желательно проводить в игровой форме. Дыхательная гимнастика не должна утомлять, если занятия будут проходить интересно, результат обязательно будет.
- Ходьба с развернутой вперед грудной клеткой — на внутренней, наружной сторонах стопы, носках, пятках на протяжении одной минуты. Дыхание произвольное, эффект достигается за счет обычной физической нагрузки.
- Куры — дети наклоняются, опускают голову, свешивают руки словно крылья, на выдохе хлопают себя по коленях со звуком «тах-тах». На вдохе поднимаются и касаются руками плеч.
- Самолет — стоя развести руки по сторонам, ладони поднять вверх. На вдохе поднять голову, на выдохе поворачивать голову в сторону со звуком «ж-ж-ж». Потом сделать паузу, стоя прямо.
- Насос — скользить руками по туловищу при наклонах влево и вправо на выдохе со звуком «с-с-с», стоим прямо — вдох.
- Большой и маленький дом. Дети приседают, обхватывают колени руками, опускают голову и выдыхают со звуком «ш-ш-ш» (у зайчика маленький дом). Потом на вдохе выпрямляются, становятся на носки, поднимают вверх руки, смотрят на руки (медведь построил дом большой).
- Дуем на плечо — поворачиваем в сторону голову и дуем на плечо на выдохе, смотрим прямо — вдох. Голову в другую сторону — выдох (опять губы трубочкой), прямо — носовой вдох. Касаемся подбородком груди на выдохе, опять голова прямо — вдох, смотрим вверх — выдох, губы трубочкой.
- Косарь — махаем руками вперед, назад, в стороны на выдохе со звуком «зу-зу», на вдохе наклоняемся назад.
- Цветы — головы словно бутончики, поворачиваем вправо-влево — вдох-выдох, вперед-назад, также вдох-выдох, потом руки вверх — вдох, бутончики (головы) прячутся под ладонями — выдох.
- Кисти держат перед собой, словно держат трубу и дуют, произнося «Тру-ру, бу-бу, подудим в трубу».
Рекомендация родителям по развитию речи дошкольников
Важно понимать, что грамотные и эффективные рекомендации может дать только квалифицированный дошкольный специалист. В результате проведённого обследования он определит, нарушено ли у ребёнка речевое дыхание, и покажет упражнения для детей
А также выберет направление развития. Специалист может порекомендовать записать ребёнка в кружок для разностороннего общения или направит в подготовительный логопедический детский сад.
Есть специализированный детский сад
Дыхательная гимнастика
Упражнения для речи ребенка существуют в большом количестве. Главное, выработать у малыша привычку и сделать тренировки увлекательными для него.
Упражнения для развития речи детей:
- Набрать побольше воздуха через нос, надув живот, и задержать дыхание. Выпустить воздух через рот. Каждый день постепенно увеличивать время задержки дыхания.
- Набрав побольше воздуха, выпускать его с паузами, небольшими порциями.
- Сделать нормальный спокойный выдох и постараться подольше не делать вдох.
- На выдохе произносить низко «у-у-у».
- На выдохе произносить высоко «пи-пи-пи».
Принципы развития речи у дошкольников
Существует группа основополагающих принципов:
- всестороннее развитие (речевое, интеллектуальное, развитие моторики);
- принцип реального общения;
- принцип развития языковой интуиции;
- принцип многогранности развития речи;
- познавательный принцип.
Формирование эмоционально насыщенной речи, богатой интонациями
Чтобы создать вид эмоционально насыщенной речи с богатыми интонациями у ребенка, в первую очередь с ним нужно много общаться. Отвечать развёрнуто на его вопросы, не игнорируя вопросы, а также приучать самого ребенка отвечать развёрнуто.
Обратите внимание! Важна качественная детская литература. Обязательно нужно читать ребёнку вслух
Важно «проживать диалоги», а не читать с одной интонацией, т.е. нужна выразительность
Если же, несмотря на юный возраст, малыш уже сам умеет читать, то отличной тренировкой будет чтение с ним по ролям. Театральная деятельность это отличное занятие в достижении этой цели. Стоит разучивать с малышом дома небольшое сценки, провести художественный концерт, в котором будут участвовать и дошкольник, и все члены семьи, показывать выступление.
Артикуляционная гимнастика
Артикуляционная гимнастика представляет собой упражнения, целью которых является развить и укрепить мышцы артикуляционного аппарата (речевого).
Необходимо развивать мышцы полости рта
Выполнить задачи звуковой культуры речи дошкольников помогут следующие упражнения:
- «Бабушкино варенье». Облизать губы по часовой стрелке и против часовой.
- «Скачет лошадка». Приложить кончик языка к небу и поцокать.
- «Пароход у пристани». Вытянуть губы трубочкой и произносить «ту-ту-ту».
- «Вверх, вниз». Поочередно, высовывая язык, пытаться дотянуться до кончика носа и подбородка.
- «Детский мячик». Поочерёдно сдувать щеки и надувать.
При наличии проблем у малыша взрослый должен понять, что они не решатся сами собой, необходимо обратиться к специалисту и выполнять специальные упражнения. Для ребенка важен каждый год, особенно перед началом школьной жизни.
Речевое дыхание и голос
Раскрыть тембр голоса и развить речь может каждый. Секрет кроется в правильном дыхании. Голос становится слишком тонким из-за того, что резонаторы в грудной клетке неспособны усиливать звук. Речь напоминает игру на гитаре с одной струной. Если воздуха не хватает, можно сорвать голос. Высказывания теряют смысл, человек испытывает дискомфорт. Мешает правильно говорить и слишком большой объем воздуха в легких. Неравномерное дыхание мешает произнести фразу до конца. Слова приходится выдавливать из себя.
Правильное дыхание и голос неразрывно связаны. Во время разговора нужно следить за поступлением достаточного количества воздуха в легкие. Его необходимо равномерно распределять между вдохами.
Главными моментами речевого дыхания являются:
- вдох;
- пауза;
- выдох.
Нужно учиться продлевать время выдоха, сокращать вдох и паузу. При сокращении грудных мышц и диафрагмы ребра расширяются, легкие начинают вмещать больше воздуха. При вдохе нужно стараться повышать активность мышц.
Дополнительные советы
Добиться положительного результата можно только при ответственном подходе к тренировкам. Выполнять упражнения нужно регулярно. Даже если вы профессиональный диктор, забывать о тренировке речевого дыхания нельзя. Свой голос нужно постоянно развивать. Занятия лучше всего проводить после пробуждения. Так вы на весь день зарядите себя энергией, голос и дыхание будут поставлены с утра.
Во время тренировок не должно возникать дискомфорта. Стеснение вызывает мышечные зажимы, препятствующие нормальной работе диафрагмы. Нужно быть расслабленным и спокойным. В противном случае тренировки не принесут результата. В первое время можно записывать голос, так можно контролировать изменения, находить ошибки, над которыми нужно работать.
Игровые упражнения для отработки речевого дыхания
На этом, самом главном, этапе дошколята овладевают умением распределять длину выдоха в процессе речи и добирать воздух. Здесь используются достаточно трудные упражнения, поэтому специалисты советуют начать занятия с отработки произнесения и наращивания простейших слогов на выдохе. Например, сделав глубокий вдох, на выдохе произнести простые слоги с постепенным прибавлением, например, да, дада, дадада, дададада.
Как вариант, после усвоения упражнения, задание усложняется при перемещении ударения: сначала усилить первый слог, затем переместить ударение на второй, третий и т. д.
Выполняя упражнение «Счет прямой и обратный», дети делают длинный вдох, считают на выдохе
Сначала счет идет в прямом направлении, а при усложнении задания ‒ в обратном (1, 2, 3, 4 или 4,3,2,1).
Аналогично можно заменить числа перечислением дней недели, месяцев, времен года.
Главное, на что обращается внимание, добор воздуха выполняется незаметно.
Когда будут получены первые навыки, специалисты рекомендуют для детей старшего дошкольного возраста использовать детские считалки, небольшие четверостишия, скороговорки, наращивание слов во фразе. Необходимая порция воздуха должна добираться после каждой строки
Можно для контроля предложить дошкольнику положить ладонь на грудную клетку, которая будет подниматься при каждом вдохе.
Вот, например, как будут выглядеть в работе считалка, стихотворение и наращивание предложений, которые могут использоваться для отработки добора воздуха и произнесения фразы до конца:
Раз, два, три, четыре, пять (вдох).
Солнышку пора вставать (вдох).
Шесть, семь, восемь, девять, десять (вдох).
Солнца нет, на небе месяц (вдох).
Разбегайтесь веселей, (вдох)
Будем прятаться скорей.
Дождик, дождик (вдох),
Кап-кап-кап (вдох).
Кап-кап-кап (вдох).
Не мочи дорожки (вдох),
Все равно пойдем гулять (вдох),
Наденем сапожки!
Идет дождь. –> Идет сильный дождь. –> Долго идет сильный дождь.
Дыхательная гимнастика, игры, упражнения помогут детям овладеть навыками речевого дыхания. Главное, чтобы родители уделяли достаточно времени и внимания своим малышам, у которых начинает формироваться связная речь. Действенный подход к воспитанию позволит избежать серьезных нарушений в речи.
Резюмируя основные рекомендации специалистов, необходимо еще раз подчеркнуть, какие навыки должен приобрести дошкольник:
- производить активный вдох носом;
- осуществлять плавный выдох, без резких толчков;
- научиться складывать губы «трубочкой» для пропевания гласных;
- выдыхать через рот.
- научиться делить фразу при произнесении примерно на три слова, чтобы осуществить выдох до конца.
После того как малыш научился правильному речевому дыханию можно переходить к упражнениям на развитие артикуляционного аппарата.
Упражнения на развитие речевого дыхания: