Математические занятия в подготовительных группах по ФГОС

Ход занятия

I. Организационный момент.

В круг широкий, вижу я,

Встали все мои друзья.

Мы сейчас пойдем направо,

А теперь пойдем налево,

В центре круга соберемся.

Улыбнемся,подмигнем

И работать мы начнем.

II. Основная часть

Ребята,на чём можно путешествовать
?

На автобусе,самолете,пароходе,поезде,велосипеде.

А мы сегодня с вами отправимся в путешествие на поезде
.

Чтобы сесть в поезд нужно знать прямой и обратный счёт до 10.(игра с мячом)

Молодцы,справились. Теперь мы можем сесть на свои места в поезде. (звучит музыка,дети рассаживаются)

Чтобы в пути не скучать мы с вами поиграем. А игра называется «Будь внимателен
»
.Я называю задание
. а вы показываете мне правильный ответ.

а)покажите,пожалуйста,цифру,которая стоит после цифры 5,2,7;

б)покажите,пожалуйста,цифру,которая стоит перед цифрой 3,8,10;

в)стоит между цифрами 2и4,7и9,3и5;

г)покажите,пожалуйста,соседей числа 2;(числа4)
;

Здорово!Мы справились с этим заданием
,давайте похлопаем себе!

Ребята,а вот и остановка «Знайки»
.Пока поезд стоит,отдохнем на полянке?

(находят в полянке записку с вопросами)

Какое сейчас время года?

Сколько всего времен года?

Какой сейчас месяц?

Сколько всего дней в неделе?

Сколько рабочих дней в неделе?

Сколько выходных дней в неделе?

Какой цветок исполнял все желания девочки Жени?

Бывает круг с тремя углами?

Бывает круглый квадрат? Почему?

Так здорово!Мы справились с этим заданием
!

Ребята,поезд отправляется (под музыку рассаживаются)

Чтобы не скучать по дороге,давайте мы с вами закрепим работу с линейками. На линейке написаны (цифры,которые обозначают (сантиметры)
.

С помощью линейки измерьте,пожалуйста,длину отрезков. (после этого дети меняются работами и проверяют работу своего соседа,оценивают)

III. Физкультминутка. (под ритмичную музыку,с массажными дорожками)

Следующая остановка «Поручения»
.Ребята,при выполнении этих заданий будьте очень внимательны
!

1)нарисуйте круг и прямоугольник так,чтобы прямоугольник находился внутри круга;

2)нарисуйте треугольник,внутри треугольника знак +,рядом цифру 8;

3)соедините правый верхний угол и левый нижний угол;

4)нарисуйте две вертикальные и две горизонтальные линии;

5)зачеркните первую букву слова и обведите в круг последнюю букву (игрушка)
;

6)разделите квадрат на 4 части;

IV. Итог. Обобщающие вопросы по теме. Самоконтроль.

Молодцы,ребята!Ну как вам наше путешествие
(ответы детей)

А теперь последнее задание
. Перед вами лежат 3 кубика (красный,желтый,зеленый)

(дети оценивают себя,поднимают квадраты)
.Красный цвет-ребенок ничего не понял. Желтый цвет-понял,но не все. Зеленый цвет-все понял.

Публикации по теме:

Конспект интегрированного занятия в соответствии с ФГОС «В гости к хозяйке Медной горы!» в подготовительной группе

Конспект интегрированного занятия Возрастная группа: подготовительная (6-7 лет) Количество детей: 15-17 человек Тема: «В гости к Хозяйке.

Конспект итогового занятия по ФЭМП в подготовительной группе в соответствии с ФГОС

Цель: закрепление элементарных математических представлений. Задачи: 1. Обучающие: Закреплять умение ориентироваться в окружающем.

Конспект итогового занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе в соответствии с ФГОС

Конспект итогового занятия по обучению грамоте в подготовительной группе. Тема «Олимпийские кольца»

Конспект НОД по ФЭМП в подготовительной группе с учетом ФГОС «Путешествие Белоснежки»

Цель: активизировать мыслительную деятельностью. Задачи: Образовательные: 1. Закрепить умение составлять числа первого десятка из двух.

Конспект организованной деятельности в старшей-подготовительной группе «Что означают наши имена» в соответствии с ФГОС

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №16 «Ромашка» Курского муниципального района Ставропольского края }

Интегрированные занятия

Особенность усвоения материала дошкольниками достигается в его целостности. Любой материал ребенок воспримет лучше, если он будет преподнесен совместно с игровой формой, творческой деятельностью. В соответствии с этим ФГОС устанавливает принцип интеграции основным направлением в дошкольном образовании.

Ребенок легче сможет представить себе абстрактные понятия математики, если они будут преподноситься вместе с подвижными играми, чтением стихов. Такие методы должны быть в основе интегрированных занятий по ФГОС в средних и подготовительных группах.

Лучше всего, если воспитатели будут организовывать интересные игры с развивающимся сюжетом. В конце обязательно должно быть увлекательное окончание. Например, к новогоднему празднику можно организовать путешествие по зимнему лесу. Дети будут решать вместе с лесными зверюшками задачи по математике, тем самым разыскивая дорогу к елке или Дедушке Морозу. Темы могут быть разнообразными в зависимости от фантазии педагога. Дети всегда с увлечением участвуют в таких мероприятиях, благодаря этому материал будет усваиваться успешней.

Театрализованное представление с цифрами

Ход занятия

I. Вводная часть

Здравствуйте ребята! Сегодня мы с вами отправимся в математическую страну. Чтобы отправиться в эту увлекательную страну, вам необходимо решить следующие Задачи: (фронтальный опрос)

1. Сколько лап у двух медвежат?

2. Сегодня вторник, через неделю мы пойдем в театр. В какой день недели мы пойдем в театр?

3. Сегодня понедельник, через три дня у Саши день рожденье. В какой день недели у Саши день рожденье

4. Пять малышек медвежат

Уложила мама спать.

Одному никак не спится

Скольким сон хороший снится?

5. На прогулку из яслей

Вышло десять малышей.

Пять из них на травку сели

Остальные на качели.

Сколько ребят на качелях?

(стук в дверь). К нам пришёл в гости Буратино. Он очень расстроен, потому что папа Карло отправил его за знаниями, но он не может сам справиться с Заданиями. Давайте ему поможем.

Буратино предлагает нам выполнить Задания. За каждое правильное Задание мы будем получать осколки ключей, а затем сможем их склеить.

II. Основная часть

У меня на мольберте написаны числа, но некоторые отсутствуют, помогите заполнить пропуски.

10,. , 6,. , 2 (один осколок ключа)

2. Сравните числа и поставьте нужный знак (<,=,>)На сколько больше? На сколько меньше?

7 и 8 8 и 6 6 и 3 5 и 7 8 и 9 2 и 2. (один осколок ключа)

— Семь весёлых поросят

У корытца в ряд стоят.

Два ушли в кровать ложиться,

Сколько свинок у корытца? (5)

— Пять пирожков лежало в миске.

Два пирожка взяла Лариска,

Ещё один стащила киска.

А сколько же осталось в миске(2)

(один осколок ключа)

Сейчас я буду показывать вам геометрические фигуры. Ваша Задача запомнить порядок их следования и у себя расположить их также. (один осколок ключа)

Физминутка «Выросли деревья в поле»

Выросли деревья в поле.

Хорошо расти на воле! (Потягивания – руки в стороны)

К небу, к солнцу тянется. (Потягивания руки вверх)

Вот подул веселый ветер,

Закачались тут же ветки, (Дети машут руками)

Даже толстые стволы

Наклонились до земли. (Наклоны вперед)

Так деревья ветер гнет. (Наклоны вправо-влево, вперед-назад)

Он их вертит, он их крутит.

Да когда же отдых будет? (Вращение туловищем)

Ветер стих. Взошла луна.

Наступила тишина. (Дети садятся на стульчики)

5. Графический диктант.

Отсчитали от края листа 8 клеток и поставили точку. От этой точки начинаем работать. 3 клетки вниз. 3 клетки влево. 1 клетка вниз. 3 клетки вправо. 3 клетки вниз. Одна клетка вправо. 3 клетки вверх. 5 клеток вправо. 2 клетки вверх. 1 клетка влево. 1 клетка вниз. 4 клетки влево. 3 клетки вверх. 1 клетка влево. Что получилось? (Самолет).

(один осколок ключа)

Решите примеры, из полученных ответов сложите слово и мы узнаем куда идёт Буратино.

6+3 10 — 3 5+3 4+6 9 – 7

Какое слово у вас получилось? ШКОЛА. (один осколок ключа)

III. Заключительная часть.

Работа с осколками ключа, проговаривая какие Задания выполняли вместе с Буратино.

Ребята, сейчас мы возьмём картон, клей и будем склеивать осколки. Вспомните Задания, которое вы выполняли, для получения осколков. (Дети проговаривают Задания, которые выполняли и склеивают по порядку осколки ключа) Буратино благодарит вас ребята за помощь.

Скоро вы все пойдете в Школу и продолжите увлекательное путешествие в страну знаний.

Буратино благодарит за выполненные Задания и прощается с вами.

Ребята, сегодня вы все хорошо работали, спасибо Вам.

НОД Познание (математика) Подготовительная к школе группа. НОД «Познание» (математика) подготовительная к школе группа. Тема: «Знакомство со знаками больше «>», меньше «<». Составление и.

Перспективное планирование по ФЭМП в подготовительной группе Подготовительная группа 1. Дни недели. Игра: «На какую фигурку похож предмет» «Неделька». Порядковый счет, закрепить знания дней недели,.

Готовое оформление для рефератов, папок-передвижек

Макет «Лес. Дикие животные»

Дерево «Времена года»

Лэпбук по экологии

РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ! Воспитателю, педагогу, учителю — МААМ.ру:

Конкурсы и дипломы, учебные планы и программы, конспекты, игры.

«Свидетельство о портфолио» — Сразу. Свой сайт — Бесплатно.

Нажмите здесь и Зарегистрируйтесь сейчас!

Учредитель, издатель, главный редактор: Фонов Д. В. Редактор, администратор: Вовченко Е. А.

Редакция: 400066, РФ, Волгоград, ул. Мира, д. 11, кв. 36.

ISSN 2587-9545 зарегистрирован в Национальном Агентстве ISSN Российской Федерации

Эл № ФС77-57008 свидетельство о регистрации СМИ | 6+

Видео: игровое занятие в подготовительной группе

В подготовительной группе воспитанники детского сада получают базовые знания по математике, которые пригодятся им для успешного обучения в начальной школе. Но современных непоседливых малышей довольно сложно заставить усидеть на месте и сосредоточиться на теме занятия. В этом случае на помощь воспитателю приходит картотека игр, дидактических и подвижных, с интересными атрибутами и привлечением сказочных персонажей. Благодаря им занятие по ФЭМП становится непринуждённым и творческим, и педагогу не придется прибегать к скучным нравоучениям.

Вариант №1.

Задание 1. Составьте 2 равных квадрата из 7 спичек. Расскажите о ходе своих действий.

Задание 2. Составьте домик по данному образцу (нарисованному на доске). Инструкция:

Посмотрите на доску, сосчитайте, сколько вам понадобится спичек, чтобы построить этот домик;

Сколько спичек нужно добавить или убрать из того количества, что у вас было на столе?

Расскажите, как вы делали свою работу, доказывая правильность выполнения задания.

Задание 3. Сделайте из домика флажок (трансфигурация). Инструкция:

Переложите две спички так, чтобы получился флажок;

Объясните, как вы это сделали; научите товарища, если у него не получается.

Задание 4. Посмотрите на доску, сосчитайте, сколько спичек нужно убрать или добавить из тех, которые перед вами на столе. Сделайте телевизор, сравните с образцом. Расскажите, как вы это делали, помогите товарищу. Если дети качественно и быстро справляются с заданием, им предлагают составить любую фигуру по собственному желанию из определенного количества спичек. В этом случае требуется обязательно развернутое высказывание о том, что было задумано и как выполнялось задание.

Вариант №2.

Задание 1. Выложите из спичек часы по образцу.

Инструкция:

Посмотрите на доску;

Сосчитайте, сколько спичек понадобится, чтобы выложить эти часы (10 спичек + 2 на стрелки).

Который час показывают часы?

Задание 2. Выложите из спичек зонтик по образцу.

Инструкция:

Сосчитайте, сколько понадобится спичек для того, чтобы сделать такой зонтик;

Выложите зонтик на парте (спички из коробки выбирайте по одной);

Делайте работу аккуратно, чтобы было красиво.

Задание 3. Сделайте из зонтика 3 равных треугольника (трансфигурация).

Инструкция:

Переложите 2 спички так, чтобы получилось 3 равных треугольника;

Из 7 спичек составьте 3 равных треугольника, расположенных по-другому. Задание 4. Сделайте любую фигуру (предмет) из 10 спичек – по своему выбору.

Вариант №3.

Задание 1. Выложите из спичек пароход по образцу.

Инструкция:

Посчитайте, сколько надо спичек, чтобы выложить верхнюю линию парохода, нижнюю линию парохода, боковые, трубу;

Выложите пароход, сравните его с образцом.

Задание 2. а) Выложите из спичек оленя по образцу. Инструкция:

Посмотрите на доску, определите, что нарисовано;

Сосчитайте, сколько спичек нужно, чтобы выложить туловище, голову, ноги, хвост, рога оленя;

Отложите нужное число спичек;

Выложите оленя, сравните с образцом.

б) Переложите 2 спички так, чтобы олень смотрел в другую сторону.

Задание 3. Подумайте, что можно сделать из этого количества спичек, и выложите любую фигуру.

Вариант №4.

Задание 1. Выкладывание из спичек бабочки по образцу.

Инструкция:

Посмотрите внимательно на доску, определите, что на ней нарисовано;

Посчитайте, сколько спичек понадобится, чтобы выложить верхние крылышки, нижние крылышки, усики;

Отложите нужное число спичек;

Выложите бабочку, сравните ее с образцом.

Задание 2. Выкладывание из спичек фигуры, похожей на ключ. Инструкция:

Посмотрите на доску, сосчитайте, сколько спичек понадобится, чтобы выложить фигуру, похожую на ключ; выложите фигуру; сравните ее с образцом;

Переложите четыре спички так, чтобы получилось 3 квадрата.

Задание 3. Выложите из любого количества спичек портрет свой, своего друга или сказочного персонажа. Расскажите, какое настроение у изображенного лица.

По следам выполнения задания дети дают развернутый словесный отчет о своем замысле и способах его реализации.

Актуальные методические приёмы при освоении математики в подготовительной группе

Задачей любого воспитателя является умение увлечь детей. Для этого рекомендуется использовать в работе нестандартные приемы. Если у ребенка нет интереса к занятиям, то и результата добиться не удастся.

Проведение занятий по математике в ДОУ

Основными педагогическими методами можно назвать следующие:

Придать любому занятию интригующее начало
Очень важно заинтересовать ребенка и привлечь его внимание на начальной стадии. Здесь обязательно должна присутствовать игра
Например, воспитатель может использовать появление сказочных героев, которые привезли для ребят послание

Всеми любимый фиксик предлагает малышам найти похищенную злым волшебником цифру. Можно предложить отправиться в путешествие в мир цифр, геометрических фигур. Роль сказочного персонажа можно доверить исполнять самому ребенку, переодев его в костюм.
При организации игровой формы обучения нужно использовать максимальное количество наглядного и дидактического материала.
Самым эффективным способом подачи материала считается интеграция предметов. Математические понятия можно легко использовать как на уроках физкультуры, так и при изучении окружающего мира, занятиях изобразительным искусством. Такой способ психологи считают наиболее результативным, так как смена деятельности плодотворно влияет на развитие интереса.

Нельзя забывать про индивидуальный подход при работе с детьми в подготовительной группе. Воспитатель должен учитывать психологические особенности каждого ребенка по отдельности. Кто-то из ребят воспринимает информацию с первого раза, а для кого-то необходимо повторить ее два-три раза, закрепляя полученные знания наводящими вопросами.

Игровая форма обучения

Видеоматериалы по теме

За деятельностью ребят всегда интересно наблюдать, даже если просматривается видео. Из таких роликов можно почерпнуть новые идеи и методические приёмы.

Смотрите это видео на YouTube

В этом процессе воспитатель играет роль героя из известной и любимой сказки.

Смотрите это видео на YouTube

Запись демонстрирует интересные игровые приёмы и задания для дошкольников.

Смотрите это видео на YouTube

Пространство деятельности — музыкальный зал.

Занятие «Тропинки в математику» — видео

Смотрите это видео на YouTube

Открытые просмотры формирования математических навыков в ДОУ — эффективная форма организации методической работы. Воспитанники часто воспринимают такие мероприятия как праздничные события, с нетерпением ждут их, особенно если гостями выступают, кроме педагогического коллектива, родители дошкольников. Для увлечённого же своей работой педагога такие занятия — возможность самореализоваться, апробировать свой инновационный опыт, испытать чувство гордости за достижения своих воспитанников.

Физминутки, викторины и занимательная математика в подготовительной группе

Использование нетрадиционных форм преподнесения материала поможет увлечь детей и способствует результативному усвоению материала. Для ознакомления ребят с математическими знаниями рекомендуется организовывать следующие формы деятельности:

  • Викторины и соревнования, в процессе которых дети будут учиться проявлять смекалку в группах и командах.
  • Игры с картами, например, организовать поиск клада.
  • Театральные инсценировки, которые предполагают совместное изготовление декораций, постановку сюжета.
  • Общие беседы в кругу — такой метод работы дает возможность детям делиться информацией, обмениваться мнениями, объяснять свой метод решения задач.

Одним из видов урока по занимательной математике можно назвать занятие «Путешествие». Его лучше всего проводить на прогулке. Задачей детей будет передвижение из одного пункта в другой с одновременным выполнением заданий.

Математические викторины

Структура занятий

Каждое математическое занятие должно быть построено по определенной структуре. Любой урок начинается со вступления, которое мотивирует дошкольников. Основная часть занятия направлена на освоение и закрепление математических знаний. В конце воспитателем подводятся итоги образовательной деятельности, задаются уточняющие вопросы.

Формы для работы должны быть разнообразными, чередоваться между собой. Занятия проводятся как индивидуально, так и в группах и парах. Для уроков используются палочки, картотека, геометрические фигуры. Большую роль для освоения материалов играет физкультминутка, подвижные игры с математическим содержанием.

Планирование темы математического занятия должно быть связано как с временами года, так и с важными событиями, праздниками. Например, зимой уроки могут быть связаны с Новым годом, а осенью — с приметами времени года. В канун Нового года можно провести музыкальное занятие, на протяжении которого сказочные зверюшки должны решить математические примеры, чтобы найти похищенного Дедушку Мороза.

Важно! Конспект работы по формированию у детей математических навыков составляется на год. В течение всего периода освоение материала постепенно усложняется

Такой долгосрочный проект позволяет грамотно распределить образовательную нагрузку. В конце года проводится итоговое занятие, которое дает понять, насколько успешно ребята освоили прошедший материал.

Подвижные игры с математическим уклоном

Порядок проведения открытого занятия в подготовительной группе

Успех открытого занятия будет зависеть от того, насколько правильно педагог его спланирует, каково будет взаимодействие с детьми, смогут ли они справиться с предложенными практическими заданиями, будет ли им интересно. Поэтому, составляя конспект занятия, следует учитывать как общие характеристики группы, так и индивидуальные особенности каждого ребёнка.

В любом занятии обязательны разминочные паузы (могут быть 2 короткие или 1 большая за занятие). Образовательное занятие в подготовительной группе, согласно санитарно-эпидемиологическим требованиям, должно длиться 30 минут.

Во время проведения обучающего занятия физкультминутки обязательны

Таблица: временной план занятия

Этап занятияДеятельность детей и воспитателяВремя
Вводная частьПросмотр мультфильма, диафильма, познавательного фильма, картинок, чтение рассказа или стихов.7–10 минут
ОбсуждениеВоспитатель задаёт вопросы по предложенному материалу, подводя к основной теме занятия, дети отвечают.3–5 минут
Разминочная пауза1–2 минуты
Основная частьОбъяснение воспитателя. Выполнение практических заданий.10 минут
Разминочная паузаВоспитатель проговаривает и показывает, дети за ним повторяют.1–2 минуты
Заключительная частьВоспитатель задаёт вопросы по пройденному материалу, дети на них отвечают.5 минут

Список тем, подходящих для открытого занятия в подготовительной группе:

  • «Секреты лимона»;
  • «Южный Урал»;
  • «Такая разная Сибирь»;
  • «Леса России»;
  • «Правила дорожного движения»;
  • «Готовим винегрет»;
  • «В гостях у Глобуса»;
  • «Путешествие по островам»;
  • «Морские ракушки»;
  • «Дымковская игрушка»;
  • «Электричество и электроприборы»;
  • «Путешествуем по стране математики»;
  • «Космическое путешествие»;
  • «Цирк»;
  • «Пищевые цепочки в природе»;
  • «Удивительные камни».

Подбор материала для вводной части открытого занятия

Удачно подобранные материал для вводной части занятия поможет заинтриговать детей и мотивировать их к дальнейшей деятельности. Многие мультфильмы, рассказы, стихи можно использовать для разных тем.

Таблица: примеры материалов для вводной части занятия

Стихотворение Н. А. Некрасова «Дед Мазай и зайцы»
  • Бережное отношение к дикой природе (спасение зверей во время наводнения, подкормка их зимой и т. д.).
  • Реки (что происходит с реками в разное время года).
  • Что такое наводнение (когда бывает, почему происходит, что делать во время наводнения).
  • Изучение времён года – весна (какие природные явления происходят весной).
«Три поросёнка» (сказка, мультфильм, диафильм)
  • ФЭМП (числа и действия по порядку и в обратно порядке).
  • Изучение свойств природных материалов (солома, дерево, камень).
  • Понимание художественного произведения с последующим воспроизведением сюжета при помощи разных видов кукольного театра или фланелеграфа.
«Заяц Коська и родничок» (мультфильм)
  • Круговорот воды в природе.
  • Разные состояния воды (жидкость, пар, лёд).
  • От родника до моря (как начинается река, становится полноводной, впадает в море).
  • Жизнь в лесу в разное время года.
«Как котёнку построили дом» (мультфильм)
  • Ответственность за приручённых животных.
  • Как строятся дома.
«Непослушный котёнок» (мультфильм)
  • Почему нельзя уходить далеко от дома.
  • Правила безопасности на воде.
  • Жизнь в лесу.
  • Домашние и дикие животные.

Занятие по ФЭМП в ДОУ. Старший дошкольный возраст

Тема: «Счет до 17»

Задачи:

1. Учить выполнять в тетрадях узоры сложной конфигурации.

2. Познакомить детей с числом 17.

3. Упражнять в определении времени по часам.

4. Закрепить:

– сложение и вычитание чисел при решении задач;

– навыки пространственной ориентировки.

Демонстрационный материал: 2 игрушки; 3 карточки с предметами (15, 16, 17).

Раздаточный материал: листы бумаги; наборы геометрических фигур; тетради в клетку; карандаши.

Ход занятия

Воспитатель с детьми стоят возле часов. На часах — 9 часов.

— Какое время показывают часы? В это время у нас начинается занятие

Сколько минут длится наше занятие? В какое время закончится занятие? Обращайте внимание на часы, нам нужно уложиться за 30 минут. Давайте с вами поупражняемся в решении задач

У богатого волчонка

Было кваса три бочонка.

Тут еще один бочонок

Прикатил домой волчонок.

Вместе складывать их стал.

Сколько бочонков насчитал?

Шесть синиц клевали зерна,

Две подсели к ним проворно.

Мы умеем прибавлять:

Всех синичек будет…

Пять ежей с лукошками,

Два ежа с гармошками.

Сколько между сосен

Ежей гуляет?

Шесть орешков бурундук

Положить хотел в сундук.

Только он не утерпел —

Два орешка быстро съел.

Отвечай скорей, не мешкай,

Сколько осталось всего орешков?

Девять улиток гуляли по саду

Вдыхали улитки ночную прохладу.

Гуляли улитки всю ночь до зари.

Две потерялись – осталось их …

По В. Степанову

Воспитатель благодарит детей за правильное решение задач и приглашает пройти за столы, на которых лежат листы бумаги и наборы геометрических фигур.

— Придвиньте к себе лист бумаги. Положите на него:

– в правый верхний угол — любую фигуру с четырьмя углами;

– в левый нижний угол — любую фигуру без углов;

– в правый нижний угол — фигуру, у которой меньше четырех углов;

– в середину листа — пятиугольник;

– в левый верхний угол — четырехугольник, но не ромб.

И т.п.

— А сейчас пусть выйдут ко мне мальчики и встанут с правой стороны от меня. А девочки — с левой стороны. Мальчики, возьмите игрушку мишку, подойдите к столу и посадите с правой стороны стола. Девочки, возьмите куклу и посадите с левой стороны стола.

У воспитателя в каждой руке по одной карточке (15 и 16 предметов).

— Мальчики, возьмите карточку из моей правой руки, девочки — из моей левой руки.

— Сколько предметов на ваших карточках? (15 и 16.)

Воспитатель показывает карточку, на которой 17 предметов.

— Сколько предметов на этой карточке? Я вижу затруднения во время счета. Давайте с вами вместе посчитаем.

Воспитатель с детьми считают предметы.

— А дальше идет число 17. Оно всегда следует за числом 16.

— Из цифр составьте, пожалуйста, число 17.

Воспитатель еще раз закрепляет счет до 17. Благодарит детей за работу и предлагает пройти за столы. Дети выполняют задания в тетрадях: рисуют узоры.

Воспитатель обращает внимание на часы: время занятия прошло

Игры с математическим планшетом

В подготовительной группе на занятиях успешно используется эта популярная дидактическая игра (её изобрел ещё в середине 20 в. педагог из Египта Калеб Гаттергно). Пособие представляет собой резиночный конструктор. Традиционно на квадратной доске располагаются 25 штырьков (5х5), на которые натягиваются тонкие резинки разных цветов. Таким способом можно изображать различные силуэты: цифры, отрезки, геометрические фигуры.

Математический планшет универсален: он тренирует логическое и образное мышление, развивает познавательные способности будушего школьника. Прикрепляя резиночки к штырькам, малыш развивает мелкую моторику рук. В подготовительной группе вполне можно познакомить ребят с системой координат (это очень пригодится им во время обучения в школе).

Приведём примеры возможных дидактических игр с планшетом.

  1. Слуховой диктант. Педагог задаёт координаты, а дети по ним создают изображение.
  2. «Морской бой» (игра в паре).
  3. Загадки про геометрические фигуры: отгадку нужно выложить на планшете (позже задание усложняется – выкладываются более сложные предметные силуэты).

Такое увлекательно пособие пригодится не только для занятий математикой: дети могут выкладывать на нём буквы и «рисовать» резиночками красивые узоры и целые сюжетные картинки.

Фотогалерея: упражнения с математическим планшетом

Математический планшет знакомит воспитанников подготовительной группы с системой координат Благодаря такому пособию дошкольники запоминают написание цифр На математическом планшете можно изображать различные предметы и объекты окружающего мира

Цели игрового занятия по математике в детском саду и приёмы, актуальные для детей подготовительной к школе группы

Математические представления, формирующиеся у воспитанников подготовительной группы, без труда можно вписать в игровое действие, главная цель которого – вызвать у детей живой интерес. А когда он появится, то вместе с ним возникнет и желание более тесного знакомства с математикой. Так, например, можно не просто упражнять ребят в обратном счёте (от 20 к 1), а предложить их представить себя отважными космонавтами, которые находятся в ракете: тогда они с радостью будут отсчитывать секунды, оставшиеся до пуска.

Ещё одна ключевая цель игрового математического занятия в данном возрасте – создать творческое сотрудничество дошкольников и педагога. Здесь следует помнить о необходимости разнообразных наглядных материалов (в особенности по теме «количество и счёт»).

Лучший способ увлечь детей темой математического занятия – это игры, которые задействуют какого-либо сказочного героя
. Например, воспитатель сообщает ребятам, что ночью в их группу прилетал Карлсон и оставил в подарок игрушки. Но поскольку герой большой шутник, он спрятал подарки, оставив только письмо с указанием, как их отыскать (делать шаги в каком-либо направлении), либо схему.

Игровые приёмы на математическом занятии в подготовительной группе часто связаны с интеграцией образовательных областей. Ведь переключение с одного вида деятельности на другой – это способ заинтересовать детей и снять усталость и напряжение. Так, математику легко можно связать с развитием речи, познанием окружающего мира и изобразительным творчеством
.

Например, воспитатель предлагает дошкольникам вспомнить сказку «Федорино горе» К. Чуковского. Её основная тема – сбежавшая посуда. И вот её-то и нужно вернуть на место. Педагог заранее прячет в разных уголках групповой комнаты игрушечные тарелки, кружки, кастрюльки, ложки, вилки и пр. и сообщает, что всего должно быть 20 предметов посуды. Затем ребята могут слепить Федоре из пластилина ложку, которая сломалась, закрепив при этом знание цветов, а после обсудить, какая посуда понадобится героине для того, чтобы сварить борщ, приготовить блинчики.

Математическое занятие по развитию ориентировки в пространстве также можно связать с рисованием
. Педагог предлагает дошкольникам изобразить картину, например, «Зоопарк» и поясняет, что каждый объект композиции должен находиться на определённом месте (вверху либо внизу, слева либо справа, также используются предлоги «перед», «сзади», между», «около»).

Полезная деятельность – аппликация из геометрических фигур, она может стать завершающей частью интегрированного занятия по математике в подготовительной группе. Всегда интересны работы по замыслу, когда дети сами выбирают объект изображения.

Интеграция математики и изобразительного искусства может быть одним из этапов занятия в подготовительной группе

Примеры методического материала

Эффективность усвоения материала напрямую зависит от формы его подачи. Математические занятия очень важны для детей старшего возраста. Они способствуют развитию умственной активности.

Важно! При составлении плана урока надо ориентироваться на возраст, сочетать усвоение материала с умственной деятельностью

Чтобы у детей появился интерес к изучению математики, особое внимание следует уделить дидактическим материалам. С каждой группой количество демонстративного материала должно увеличиваться

Для старшей группы должны быть использованы геометрические фигуры, схемы, карточки с цифрами, картинки, сборные модели.

Во второй половине года нужно вводить схематические изображения, например, домики с окошками, в которых указаны цифры. Важна абстрактная наглядность. Именно такой вид материала позволяет развивать память.

В качестве дидактических игр в процессе образовательной деятельности можно использовать:

  1. «Воздушного змея» — это упражнение, которое поможет закрепить счет от одного до десяти. Дети, выполняя его, тренируют навыки счета в прямом и обратном порядке. Визуальное восприятие научит различать печатные и прописные цифры.
  2. Игровые таблички, например, «собери яблоко». Для игры потребуются картинки с изображением ежика и цифрой, на каждом яблоке несколько чисел. Задача детей — найти яблочко, на котором сумма будет равна числу, которое нужно ежику.

Грамотный подход к организации занятий по математике в подготовительной группе детского сада даст хорошую основу для дальнейшего интеллектуального развития детей. Игровые формы, проведение соревнований, физкультминуток поможет эффективнее усвоить преподаваемый материал.

Методика проведения открытого занятия по математике (структура, формы работы)

Что касается форм работы воспитанников, то предлагаются индивидуальные задания (на рабочих местах дети составляют картинки из геометрических фигур, счётных палочек, сравнивают величины и пр.), работа в парах (например, на скорость или со взаимопроверкой) и коллективная деятельность (подвижная или музыкальная игра с математическим содержанием).

Индивидуальные задания — одна из форм работы на открытом занятии по ФЭМП в подготовительной группе

Тему для открытого математического занятия можно выбирать любую, не слишком широкую, но и не очень узкую. Можно подвести итоги определённого временного периода. Интересная идея — приурочить действие к какому-либо празднику. Например, в преддверии Нового года можно разыграть волшебную сказку, где лесные зверюшки-дети, которых можно нарядить в костюмы, будут выполнять увлекательные математические задания. Открытое занятие по ФЭМП перед Днём защитника Отечества будет связано с патриотическими и военными мотивами (они включаются в задачки и игровые ситуации). А проведённое накануне 8 Марта или Дня Матери — содержать женственную подарочную тематику, например, одно из заданий — составить из геометрических фигур красивое платье для мамы или букет из цветов (тема — повторение состава числа). Всегда увлекательны моменты путешествия в страну Математики, Африку, космос, на Остров Знаний, Северный Полюс.

Дети должны подготовить к запуску космический корабль

Также темой может быть погружение в известную сказку («Гуси-лебеди», «Двенадцать месяцев», «Золушка», «Спящая красавица», «Снежная королева»). Любой сказочный сюжет при желании можно связать с математическим содержанием и придумать соответствующие ходы, которые заинтересуют детей и удивят гостей мероприятия. Например, в сказке «Гуси-лебеди» испытания главной героине предлагают печка, яблонька, речка (сравнить длину мостиков и подобрать самый подходящий, испечь «аппетитный» пирог из геометрических фигур и пр.).

Мотивация детей

Интригующее начало занятия — залог его успешного проведения. В подготовительной группе очень любят сюрпризы, связанные, как правило, с появлением любимых сказочных героев.

Беспроигрышный вариант мотивации — просьба персонажа о помощи. Дети, особенно в 5–6 лет, считают себя самостоятельными и взрослыми, им нравится чувствовать свою значимость, и они с радостью соглашаются исправить какую-то ситуацию.

  • Например, ребятам приходит письмо от Буратино. Его заперли в комнате злые кот Базилио и лиса Алиса и отпустят, только если он выполнит их задания (они находятся в заранее приготовленных конвертиках).
  • Другой пример — в комнату забегает плачущая девочка (воспитанница параллельной группы). Она сообщает, что батюшка с матушкой уехали в город за гостинцами, а её попросили приглядывать за братцем. Но маленького Ваню унесли злые гуси-лебеди. Дошкольники догадываются, что героиня пришла к ним из русской народной сказки «Гуси-лебеди». Воспитатель предлагает всем вместе отправиться в путь, где ребят будут ждать интересные задания.

Ещё один вариант мотивации — предложить детям перевоплощение (стать на время волшебниками, космонавтами, моряками). Педагог может позвать дошкольников посетить удивительные геометрические острова, где есть много интересного. Для этого им предстоит стать отважными моряками: ребятам раздаются соответствующие атрибуты — тельняшки, бескозырки, можно даже заранее соорудить импровизированный корабль. Ещё один вариант — отправиться в далёкую Африку вместе с доктором Айболитом выручать больных зверей.

Ребята с радостью согласятся на время стать моряками

Будущим школьникам очень нравится ситуация успеха, поэтому педагог может сыграть на этом желании. Например, он объявляет детям, что в гости к ним сегодня пришла фея Математика (демонстрируется картинка либо в группу заходит переодетый взрослый). Фея приготовила ряд заданий и конкурсов, чтобы проверить знания дошкольников. А затем она выберет самых внимательных и активных и наградит их (конечно же, в конце занятия подарки получат все ребята).

Фея Математика хочет оценить знания воспитанников подготовительной группы

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий