Нравственное воспитание младших школьников

Тема 5. Формы организации обучения в начальных классах

Вопросы для обсуждения:

1. Понятие «форма обучения», «формы организации обучения», «организационные формы обучения».

2. Организация формы обучения, их характеристика.

3. Классификация форм организации обучения: фронтальные, индивидуальные, парные, коллективные, групповые, традиционные и нетрадиционные, внеклассные и внешкольные и др.

Литература.

1. Акимова М.К., Козлова В.Г. Индивидуальность учащегося и индивидуальный подход.- М., 1992.

2. Антропова М.В., Манке Г.Г. Индивидуально-дифференцированное обучение в гимназии //Педагогика. – 1996, №5.

3. Глассер У. Школа без неудачников.- М., 1991.

4. Дьяченко В.К. Общие формы организации процесса обучения.- Красноярск: Изд. КГУ, 1984.

5. Куписевич И. Основы общей дидактики.- М., 1986.

6. Махмудов М.И. Современный урок.- М., 1985.

7. Онищук В.А. Урок в современной школе.- М., 1981.

8. Чередов И.М. Формы учебной работы в средней школе.- М., 1988

9. Шевченко С.Д. Школьный урок: как научить каждого.- М., 1991.

10. Шабалин З.П. Домашняя учебная работа школьника.- М.: Знание,1992.

11. Яковлев Н.М., Сахар А.М. Методика и технология урока.- М., 1985.

Почему важно воспитывать в детях нравственность

Иногда можно услышать мнение, что и без нравственности можно прожить, и вообще, зачем нужно придерживаться каких-то непонятных правил? Ведь свобода превыше всего. Но концепция нравственного воспитания играет огромную роль в нормальном функционировании общества, где человек человеку друг, а не волк.

Можно выделить следующие функции, которые выполняет нравственное поведение:

Регуляция общественного поведения. Воспитание духовности и нравственности помогает людям взаимодействовать, учитывая интересы других. При этом не только нам нужно учитывать интересы других, но и другие должны учитывать наши интересы. Это делает жизнь комфортной для всех членов общества, обеспечивает защиту и гуманное отношение к более слабым и менее защищенным людям.
Оценка и регуляция своего поведения. Человек, который обладает внутренним пониманием того, что такое добро и зло, критично оценивает свои поступки и руководствуется принципом «личная свобода заканчивается там, где начинается свобода другого человека». Например, прежде чем обрезать растения в кабинете, нужно подумать, не задевает ли моё поведение других людей? Эти растения выращивал не я, учитель расстроится, а растения погибнут — получается, я причиню вред другому человеку и уничтожу чужое.
Оценка чужого поведения. Нравственное воспитание личности также помогает увидеть, когда другие нарушают общественные нормы, мешают другим людям и причиняют кому-то вред. Соседский хулиган мучает котёнка, правильно ли это? Не требуется ли моя помощь слабому и беззащитному существу?
Комфортное существование в обществе

Человеку очень важно формировать крепкую и здоровую привязанность с другими людьми — это существенно улучшает качество и продолжительность жизни. Но мало кто захочет общаться с человеком, который постоянно хамит

Обычно люди отвечают взаимностью, и школьнику будет проще выстраивать доверительные отношения в коллективе, если родители развили и воспитали в нём верные духовно-нравственные качества.

Нужно ли уступить место пожилому человеку? Можно ли брать чужое? А портить школьное имущество? Донести мусор до урны или бросить в кусты? Включать ли громко музыку ночью? Во всех этих ситуациях человек делает выбор, опираясь на свои внутренние, нравственные нормы.

Тема 4. Воспитательная работа с коллективом детей

Вопросы для обсуждения:

  1. Проблема коллектива и личности в современных условиях.
  2. История становления и развития теории детского коллектива.
  3. Определение коллектива. Традиционное педагогическое понятие роли коллектива в воспитании: уровни сформированности коллектива: диффузная группа, ассоциация, корпорация, коллектив.
  4. Структура детского коллектива.
  5. Динамика развития коллектива.
  6. Типология детских коллективов.
  7. Деятельность и общение как источники взаимоотношений, традиций и общественного мнения в коллективе.

Основная литература:

  1. Агеев ВС. Психология межгрупповых отношений. М., 1983.
  2. Виноградов М.Д. Коллективная познавательная деятельность и воспитание школьников. М., 1977.
  3. Иванов И.П. Воспитывать коллективистов. М.,1982.
  4. Караковский В.А. Пути формирования ученического коллектива. М., 1978.
  5. Ковалев А.Т. Коллектив и социально- психологические проблемы руководства. М., 1978.
  6. Макаренко А.С. Методика организации воспитательного процесса.-т.5.
  7. Мальковская Т.Н. Коллектив как социальный организм и педагогические основы его формирования.// Обучение и воспитание детей. — Л.,1972.
  8. Мудрик А.В. Личность и ее воспитание в коллективе. М., 1983.
  9. Новикова Л. Педагогика детского коллектива. М., 1978.
  10. Новикова Л.И. Самоуправление в школьном коллективе. М., Знание,-1988.- №7.
  11. Подласный И.П. Педагогика. М., 1996.с.486.
  12. Сухомлинский В.А. Мудрая власть коллектива. М.,1987.

Дополнительная литература.

  1. Макаренко А.С. Методика организации воспитательного процесса / Пед. сочинения в 8-ми томах. — М.,1983.-т.1-.с.276-329.
  2. Новикова Л.И. Педагогика детского коллектива : Вопросы теории. М.: Педагогика, 1978.
  3. Педагогика / Сластенин В.А. и др.-М.: Школа-Пресс, 2000.-гл.13.-с.211-225.
  4. Поляков С., Ясницкая В. Творчество-коллективное, воздействие — индивидуальное // Директор школы. -1998.-№1.-с.37-46.
  5. Поляков С.Д. Технология КТД // Классный руководитель.-2000.-№ 6.-с.63-69.
  6. Смирнов В.И. Общая педагогика в тезисах, иллюстрациях. — М.: Пед. общество России,1999.
  7. Сухомлинский В.А. Методика воспитания коллектива. — М.: Просвещение,1981.
  8. Уманский Л.И. Психология организаторской деятельности школьников. М.: Просвещение, 1980.
  9. Харламов И.Ф. Педагогика: Учебное пособие.- М.: Юристъ, 1997.

Программа по нравственному воспитанию в начальной школе

Нравственное воспитание в школе отмечается министерством образования как наиважнейшее средство для создания гармоничного общества в будущем. Работа ведется педагогами на протяжении всей образовательной деятельности и вне ее. Для осуществления образовательной деятельности по воспитанию нравственности, педагог разрабатывает программу в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами.

При написании авторской программы, педагог руководствуется следующими нормативными документами:

  • Закон РФ «Об образовании»1992г. №3266-1;
  • Конституция Российской федерации (Ст.1,10,17,15,19,32,43,50,51,52);
  • Закон об основных гарантиях прав ребёнка 1998г;
  • Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2005 года № 854;
  • Декларация прав и свобод человека;
  • Конвенция о правах ребёнка;
  • Устав школы.

Программа реализуется в течение всего учебного года в три основных этапа:

  1. Начальный – анализ и диагностика уровня нравственного воспитания;
  2. Практический – использование технологий, средств, форм и методов;
  3. Обобщающий – подведение итогов.

Определение эффективности опытно-экспериментальной работы

Выводы об эффекгивности опытно-экспериментальной работы были сделаны на основе сравнительного анализа обобщенных данных, полученных в экспериментальном и контрольном классах за время проведения эксперимента по реализации культурологического подхода в нравственном воспитании младших школьников; на основе отслеживания динамики и качества изменений уровня нравственной воспитанности младших школьников.

В процессе определения эффективности опытно-экспериментальной работы использовалась особая методология исследования уровня нравственной воспитанности, исходные обснования которой заключаются в следующем : 1. Ориентация на культуру позволяет изучать уровень нравственной воспитанности школьников в более широком контексте, включая в его характеристики не только то, что уже ими усвоено, но и то, что составляет “фон” их культурной жизнедеятельности, влияет на него (“потенциальная воспитанность среды”), но “проявит” себя в реальном поведении учащихся не сразу. 2. Стержнем этого подхода является представление о том, что формирование нравственной воспитанности школьника зависит от “культурного поля” школы, уровня профессионализма учителей, уровня развития классных коллективов, личного комфорта (адаптированности) ученика в школе. Именно эти факторы в принципе обеспечивают становление личности, ее “Я”, способствуют ее самоопределению и развитию.

Способом выявления эффективности опытно-экспериментальной работы по реализации культурологического подхода в нравственном воспитании младших школьников служили: длительный мониторинг; составление карт нравственной воспитанности; анкетирование; сочинения – размышления; оценочные суждения. Анализ результатов, полученных посредством данных способов выявления эффективности опытно-экспериментальной работы, позволил дать характеристику младшим школьникам, включенным в эксперимент. Качественный и количественный анализ опытно-экспериментальной работы проводился на основе сравнетельного анализа нравственной воспитанности экспериментального и контрольного классов. Результаты нашли отражение в количественной и качественной оценке данных. В графиках и схемах представлена динамика изменения нравственной воспитанности младших школьников в общем, по уровням нравственной воспитанности и по каждому отдельно взятому показателю.

Исходная диагностика нравственной воспитанности в соотвествии с выделенными показателям показала, что ее уровень и в контрольном, и в экспериментальном классах приблизительно одинаков (Кк-30%, Кэ-33%), что уравняло шансы и традиционного воспитательного процесса, и воспитательного процесса на основе использования культурологического подхода, т.к. отправная точка в обоих случях – это приблизительно одинаковый уровень нравственной воспитанности младших школьников. СП-слабо проявляется Итоговое диагностирование нравственной воспитанности показало, что реализация культурологического подхода в нравственном воспитании младших школьников влияет на его эффективность (Кк-55%, Кэ-76%) и позволяет формировать качества, которые практически остаются без изменений при осуществлении традиционного воспитательного процесса нравственного воспитания (так например, в контрольном классе отдельные качества показателей эстетической культуры и осознание национальной принадлежности либо практически остались без изменений, либо изменились, но несущественно по сравнению с экспериментальным классом).

Таким образом, анализ результатов изменения уровня нравственной воспитанности учащихся в экспериментальном и контрольном классах показал значительный рост уровня нравственной воспитанности в экспериментальном классе с 33% до 76% (т.е. 43%), в то время как в контрольном классе рост уровня воспитанности составил только 25% (с 30% до 55%).

Динамика изменения оценки уровня нравственной воспитанности младших школьников по уровням нравственной воспитанности в экспериментальном и контрольном классах выглядела следующим образом.

Педагогические условия реализации культурологического подхода в нравственном воспитании младших школьников

По определению педагогической энциклопедии условия воспитания определяют содержание, организационные формы и методы воспитательной работы в соответствии с общими целями воспитания .

Отечественная культурно-педагогическая традиция свидетельствует, что на всех исторических этапах развития российского образования проблемам воспитания придавалось значение “вопросов жизни”

Значительное внимание уделялось разработке условий нравственного воспитния, которые соответствовали общим целям воспитания, определяемым общественно-политической ситуацией в стране, экономическим, социо-культурным положением го сударства, что влияет в значительной степени на определение запросов общества к воспитанию и образованию молодого поколения. В процессе анализа различных групп условий нравственного воспитания в их хронологической последовательности, в соответствии с выделенными нами периодами истории развития нравственного воспитания в отечественной педагогике, мы выделили условия наиболее адекватные нашему исследованию (Л.Н

Толстой , В.А. Сухомлинский , Н.И. Болдырев ).

Период 90-х гг. XX в. отличается от других этапов развития отечественной педагогической мысли тенденцией к плюралистичности, индивидуализации ценностных предпочтений, к созданию новой модели воспитания и образования. В контексте новых идей и принципов, выдвигаемых в процессе обновления общественных институтов и структур, приветствуется разнообразие мнений, взглядов на процесс воспитания, но при этом не отрицается существование совокупного представления о педагогических условиях нравственного воспитания. Наблюдается разнообразие теорий воспитания и соответствующих им условий, многие из которых представляют собой совершенно новый взгляд на этот аспект педагогики. Примером могут служить группы педагогических условий нравственного воспитания, выделяемые Е.В. Бондаревской , М.В. Богуславским , К.В. Гавриловен, И.И. Казимирской , Н.Б. Крыловой , В.М. Шепелем . Анализ их научных работ позволил отобрать условия нравственного воспитания адекватные нашему исследованию и на их основе разработать педагогические условия реализации культурологического подхода в нравственном воспитании младших школьников. Анализ работ позволил также выделить следующие общие позиции: из побочной и дополнительной темы в школьной жизни воспитательная задача должна занять в ней главное место; воспитание понимается как главный труд души ребенка, направленный на интериоризацию общечеловеческих ценностей; в современной социокультурной ситуации речь должна идти о переосмыслении ценностных оснований воспитания.

Абсолютной ценностью воспитания является ребенок, человек как мера всех вещей; человек-это и цель, и главный критерий оценки качества воспитания. Воспитание должно быть ориентировано на соблюдение реальных прав и свобод ребенка, воспитание должно проходить в контексте жизненных проблем, что означает его осуществление в контексте культуры, ибо основная функция воспитания состоит в воспроизводстве культуры через человека, точнее – в человеке . К.Н. Вентцель говорил, что культура предполагает культ человека. Он указывал, что будущее несомненно явится культом ребенка, этого носителя и источника новой жизни, этой неиссякаемой надежды на беспредельное обновление всех сторон человеческого существования .

Воспитание в человеческом измерении – это гуманистический, личност-но ориентированный процесс. Сущностью такого воспитания является превращение человека природного в человека социального посредством накопления им культурного слоя, т.е. культуры, которая помогает разрешить противоречия между природными и социальными началами в человеке, только через культуру происходит естественное вхождение человека в социальную жизнь .

В качестве глобальной цели современного воспитания рассматривается человек культуры. Это означает такой тип личности, “ядром” которого являются субъектные свойства, определяющие меру ее свободы, гуманности, духовности, жизнетворчества , т.е. главной целью воспитания является воспитание культуроориентированной нравственной личности. В нашем исследовании нравственное воспитание младших школьников осуществляется посредством реализации культурологического подхода для чего необходимо соблюдение ряда педагогических условий, в качестве которых предлагаются следующие.

Цели и задачи воспитания младшего школьника

Основной целью воспитания школьника является оказание помощи личности во всестороннем развитии, т.е. высшей целью становится высоконравственный гражданин, воспитанный в духовных и культурных традициях России.

Перед воспитательным процессом школьников младших классов стоит целый ряд общечеловеческих задач, которые решаются в контексте национального воспитательного идеала. 

Вот основные из них:

  1. гармоничное развитие личности с учетом ее природных и социальных возможностей с учетом требований общества;
  2. воспитание инициативного, ответственного и компетентного гражданина;
  3. формирование основ морали, способности к духовному развитию;
  4. прививание школьнику основных общенациональных ценностей;
  5. формирование эстетических ценностей и чувств;
  6. развитие способности к трудолюбию, к преодолению трудностей.

Особенности формирования нравственных качеств младших школьников во внеурочной деятельности образовательной организации

В течение длительного времени в нашей стране происходило разрушение традиционных для России, нравственных ценностей и идеалов.

Недостатки и просчеты нравственного воспитания обусловлены обострившимися жизненными противоречиями. Современные ученые указывают на то, что в настоящее время явно проявляется болезнь духа нации, распространяется пессимизм, отчаяние, безысходность. И в школе такие явления налицо. У детей нет веры ни во что, они не знают своих корней, вытравлено чувство коллективизма, у детей отсутствует стремление помочь друг другу, нет доброты сострадания к товарищу.

Перед общеобразовательной школой ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых нравственных качеств личности школьника. Значение и функции начальной школы в системе непрерывного образования определяются не только преемственностью ее с другими звеньями образования, но и ценностью этой ступени становления и развития личности ребенка

Несмотря на важность рассматриваемых вопросов, решение задачи нравственного воспитания молодого поколения в процессе внеурочной деятельности исследовано на недостаточном уровне

Под внеурочной деятельностью понимается активное взаимодействие педагога с детьми, направленное на достижение определенных воспитательных целей.

Внеурочная деятельность – это один из видов деятельности школьников, направленных на социализацию обучающихся, развитие у них творческих способностей и универсальных учебных действий во внеурочное время.

Основной целью внеурочной работы как раз и является развитие у детей мотивации к познанию и творчеству, адаптация к жизни в обществе, приобщение к здоровому образу жизни. Она способствует воспитанию в них добра, милосердия, справедливости. Все это делается не просто так, ведь в настоящее время одной из основных задач школы становится «ориентация образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на развитие его личности», а выпускник школы, как указано в стандартах второго поколения, должен быть «носителем ценностей гражданского общества» .

Задачи по нравственному формированию учащихся в системе организации внеурочной воспитательной работы, которые призван решать классный руководитель, достаточно точно раскрыл М.И. Рожков:

• обогащение эмоционального мира детей нравственными переживаниями и формирование нравственных чувств;

• вооружение учащихся знаниями о морали, раскрытие её сущности, социальной и психологической целесообразности моральных норм; формирование культуры и организации повседневного быта, навыков и привычек нравственного поведения;

• систематическое накопление и обогащение опыта нравственного поведения учащихся путем организации их практической деятельности;

• организация нравственного самовоспитания детей.

Внеурочная деятельность выступает как средство нравственного воспитания младших школьников. Она расширяет кругозор, повышает уровень знаний и умений, а также обогащает качества личности младших школьников.

Внеурочная деятельность обладает серьезным потенциалом в формировании нравственных качеств личности. Она обычно сопровождается ярким интересом детей, их стремлением реализовать себя, раскрыть свои таланты. Они с удовольствием принимают участие во всех мероприятиях, организуемых учителем. Внеурочный характер занятий выражается в отсутствии строгой урочной регламентации, касающейся времени, места, формы их проведения, в отсутствии строгого учета знаний, навыков и умений, оценивания в баллах. Проверка результатов внеклассной работы осуществляется в форме отчетных вечеров, концертов, сборов, выпуска стенгазет и т. п.

Все это способствует эффективной реализации задач нравственного воспитания.

Роль внеурочной деятельности в нравственном воспитании:

  • удовлетворение потребностей в общении;
  • самоутверждение в коллективе;
  • создание благоприятных условий для включения воспитанников в систему реальных нравственных отношений взаимопомощи, ответственности;
  • формирование у обучающегося активной деятельности позиции.

Основные формы внеурочной деятельности по нравственному воспитанию детей:

  • игры;
  • классные часы;
  • этические беседы;
  • занятия клубного типа.

Теория и технологии обучения младшего школьника

Изучение теоретических основ начального общего образования
целесообразно начать со знакомства с историей становления дидактики как
одной из важнейших отраслей педагогики (прил.1), принципами и
правилами, которыми руководствуется учитель при осуществлении
учебно-воспитательного процесса (прил.2-3), методами и средствами,
используемыми в его ходе (прил.4). Также следует рассмотреть
концептуальные основы теории и методики обучения (прил.5),
современные модели образования (прил.6), актуальные проблемы
организации начального общего образования (прил.7).
Далее необходимо перейти к знакомству с психолого-педагогическим
обоснованием образовательного процесса в начальной школе.

Младший школьник в процессе овладения социальным опытом Социальный опыт – это все то, чего достигло человечество в процессе своего развития. Каждое новое поколение рождается и развивается именно в тех условиях, которые создали к данному моменту предшествующие поколения (Г.И.Вергелес). Он представляет собой взаимосвязь материальных и духовных ценностей общества. Для социального прогресса нужна не только материальная основа, но и владение духовной культурой (как интеллектуальной, так и нравственной), обеспечивающей рациональное использование материальных ценностей. Социальный опыт предполагает наличие следующих компонентов: опыт умственной деятельности и опыт нравственных отношений.

Первый из названных компонентов – умственная деятельность – становится все более значимым для развития личности, поскольку сформированная умственная деятельность обеспечивает высокую активность личности в присвоении прошлого опыта и внесении собственного вклада в процесс создания материальных и духовных ценностей общества (Г.И.Вергелес).

Второй компонент – это система нравственных отношений, которые сложились на протяжении многовековой истории того или иного народа. Усвоение социального опыта (социальных норм, ценностей и типичных форм поведения, индивидуальных норм, отвечающих интересам всего общества и т.д.) происходит в процессе социализации. Социализация рассматривается как развитие и самореализация человека на протяжении всей жизни в процессе усвоения культуры общества.

Это процесс приобщения ребенка к социальной жизни, который заключается в усвоении системы знаний, ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих данному обществу (А.В.Мудрик). Социальная адаптация ребёнка — процесс активного приспособления его к условиям социальной среды; вид взаимодействия ребёнка с социальной средой (Г.М.Андреева).

Результат процесса социализации – социализированность. В качестве критериев и показателей социализированности используют отношение школьников к обществу, социально значимой деятельности; степень активности жизненной позиции; направленность личности на предмет социальных отношений; степень сформированности социального опыта.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий