Клише для декабрьского сочинения по литературе

Вступление

• Всем известно, что … /какой-то факт, связанный с темой/

• /Ключевое понятие/ Любовь… Значение этого слова многогранно, и каждый определяет его по-разному. Я считаю, что любовь /или другое ключевое понятие/ это…

• Что такое /ключевое понятие/? Определение ему дает Ожегов/Даль/Ушаков: «/Ключевое понятие – это /цитата из толкового словаря/…».

• Тема… всегда волновала людей, ведь нравственные вопросы относятся к категории вечных.

• Наверное, каждый человек хоть раз задумывался над тем, что значит … На мой взгляд, …

• Я думаю, каждый из нас задавал себе вопрос:…

• Тема… волнует человечество с давних пор, ведь она всегда играла важную роль в …

• Проблема … актуальна, ведь многие люди сталкиваются с…

• Такие вопросы всегда волновали молодежь/людей/меня/писателей, ведь от них зависит наше будущее.

• Нельзя не отметить, что тема… очень важна для ….

• Многие столетия люди задумываются о…

• С давних времён люди задумывались над вопросом …

• Никто не станет отрицать важности … в жизни людей. • Каждый из нас хоть раз в жизни размышлял о …

Как следует относиться к …?

• Каждый из нас хоть раз в жизни размышлял о …. Как следует относиться к …?

• /цитата, связанная с темой/. О чем эти слова? Я думаю, /автор цитаты/ хотел донести следующую мысль: …

• Нельзя не признать, что в наши дни…

План – залог успеха.

Для того чтобы выстроить логическую цепочку обязательно нужен план сочинения. Он будет являться фундаментом вашего сочинения. Формулируем основные мысли, определяем содержание и последовательность написания. Опираясь на план, вы будите делить текст сочинения на абзацы.

Составить план сочинения — значит разбить его на фрагменты (части текста), мысленно выделив основные этапы пути, по которым будет развиваться ваша мысль. Каждый такой фрагмент — это микротекст, который может быть равен одному абзацу, а может состоять из нескольких. Каждый микротекст будет соответствовать пункту плана

Важно, чтобы он был объединен главной мыслью, имеющей в его границах свое начало, развитие и завершение

В качестве названия в план выносятся, как правило, не отдельные слова и не предложения, а развернутые словосочетания. Отдельные слова — слишком «узки», конкретны, главную мысль или тему ими передать довольно трудно. Но и сложные предложения не подходят, потому что представляют уже законченную, завершенную мысль. Все, что хотели сказать, — сказано. Именно словосочетание более подходит для плана. Оно представляет собой некое смысловое единство, несущее информацию в свернутом виде. А в самом сочинении эта информация «разворачивается», мысль раскрывается.

Но возможны и формулировки в виде вопросов, на которые в работе даются ответы.

Важно помнить, что план несет информацию о том, как построено ваше сочинение. Конкретную информацию о содержании каждой его части

Сочинение должно «просматриваться» через план.

Любое сочинение состоит из трех частей.

I. Вступление.

II. Основная часть (включающая несколько подпунктов).

III. Заключение.

Но сами слова «вступление», «основная часть», «заключение» не являются названиями пунктов плана. Они не должны быть прописаны в плане.

Вступление, как правило, намечает основную мысль, задает тон всей работе, вводит в круг рассматриваемых проблем.

Основная часть раскрывает идею сочинения и связанные с ней вопросы, представляет систему доказательств выдвинутых положений.

Заключение подводит итоги, содержит конечные выводы и оценки.

Например, план может выглядеть так:

Сочинение

Свет и тени натуры Обломова

(По роману И. А. Гончарова «Обломов»)

План:

I. Обломов — сложный человек.

II. Положительные и отрицательные черты в характере

героя романа И. А. Гончарова.

1. Тени натуры Обломова:

1.1. барин — ленивец;

1.2. раб самому себе;

1.3. Обломов и Захар.

2. Пустые мечтания.

3. Светлые стороны натуры Обломова:

3.1. доброта души;

3.2. любовь к детям;

3.3. любовь к Ольге.

4. Обломов — поэт в душе.

III. Обломов — живой, реальный человек.

План сочинения должен соответствовать теме, быть логически последовательным.

Помните: план вы составляете в первую очередь для себя!

И хотя в чистовике план у вас могут и не потребовать, на черновике его лучше составить — он поможет вам организовать мысли, отобрать необходимый материал, отбросить ненужное.

Рекомендации.

Если вы не уверены в правильной постановке знаков препинания, перепишите предложение. Слово, правильность написание которого у вас вызывает сомнение можно заменить на синонимом. Основная часть должна быть более развернутой и составлять ¾ всего сочинения, а вступление и заключение соответственно ¼ части сочинения. Исправления в сочинении допустимы и за ошибку считаться не будут. Проверяют только чистовой вариант, поэтому с черновика переписывайте предельно внимательно.

При переписывании следите за стройностью  и соразмерностью  частей сочинения. Главная цель вступления – грамотно подвести к основной части. Вступление может быть минимальным, состоять из двух-трех предложений. Не стоит делать его громоздким. Основная часть и заключение – два самых необходимых компонента сочинения, которые показывают ваше понимание темы. В заключении должны содержаться основные выводы из работы, обобщение или краткое резюме. Если эта часть сочинения отсутствует, оценка резко снижается. Постарайтесь не писать заключение в спешке, в самый последний момент, так как именно оно оставляет общее впечатление от вашей работы.

Переход к аргументации

• Например, … / Так, …

• В справедливости этой/моей точки зрения меня убеждают многочисленные примеры из художественной литературы.

• Многие авторы затрагивали проблему/тему…, в том числе и русские классики, к произведениям которых можно обратиться для доказательства моей точки зрения.

• Правильность/истинность моего/этого утверждения можно обосновать/доказать с помощью примеров из литературы.

• Вспомним произведения художественной литературы…

• Обратимся к примерами из литературы…

• Эту мысль/закономерность можно доказать, обратившись к …

• Это доказывают многочисленные литературные примеры.

• Русская классика богата примерами, подтверждающими эту закономерность/мысль. Например, …

• Для доказательства/обоснования обратимся к произведениям русской художественной литературы…

• Думая о …, нельзя не вспомнить о произведении ФИО…

• Размышляя о …, я не могу не обратиться к произведению ФИО, в котором…

• Подтверждение этому можно найти в классической литературе.

• Рассмотрим примеры, которые позволяют глубже изучить поставленный вопрос.

• Чтобы точнее сформулировать свое мнение, приведу пример из произведения….

• Данное явление встречается не только в жизни, но и в литературе. Например, …

• Тема … затрагивается в романе…

• Вспомним героя повести …

• Доказательством моей точки зрения служит…

• Например, в романе (повести, рассказе, новелле) ФИО … повествуется о том, что (как)

• Так, в лирическом стихотворении (название) поэт (имя) обращается к теме…

• К примеру, вопрос о … поднимал ФИО в книге …

• Конечно же, о закономерности … размышлял такой философ, как ФИО. В его романе (повести, рассказе и т.д.)

• Кому, как не ФИО, рассуждать о проблеме… В его книге… она занимает важное место. • Тема (…) раскрывается в произведении… (автор, название)

• Тема (…) раскрывается в произведении… (автор, название).

• Проблема … волновала многих писателей. Обращается к ней и …(имя писателя) в книге…

• Например, ФИО часто рассуждал о соотношении понятий… (о проблеме, о теме, о философском вопросе и т.д.). В его книге … этому уделяется много внимания.

• Нельзя не заметить, что проблема … является одной из главных в творчестве ФИО. Например, в произведении…

• Идея … выражена в стихотворении…(автор, название).

• Этот вопрос очень волновал писателей 19 (20) века. Например, ФИО часто затрагивал его в своих произведениях.

• Мысль о необходимости (защищать природу и т.п.) выражена и в романе… (автор, название).

• Вспомним роман (повесть, рассказ) ФИО. Именно там вопрос о … рассматривается наиболее подробно.

• Обратимся к русской классике, а именно к роману… (автор, название).

• Лирический герой стихотворения … (автор, название) тоже размышляет об этом.

• Герой произведения… мог бы подтвердить эту мысль, ведь в его судьбе … /ключевое понятие/ сыграло решающую роль.

1 абзац. Формулируем проблему

1 балл

Приступая к работе над сочинением, в первую очередь следует подумать над текстом и найти в нем проблему. Как правило, на основе каждого текста в ЕГЭ по русскому можно выделить две-три проблемы

Если проблему сразу найти не удается, обратите внимание следующие моменты:

Проблема чаще всего обозначается либо в начале, либо в конце теста.
В тексте важно найти ключевые слова, которые несут в себе основную мысль текста. Они пригодятся вам на этапе составления комментария к исходной проблеме.. В первом абзаце необходимо сообщить о прочтении текста, назвать автора и сформулировать проблему, о которой вы будете писать в экзаменационном сочинении

В первом абзаце необходимо сообщить о прочтении текста, назвать автора и сформулировать проблему, о которой вы будете писать в экзаменационном сочинении.

Указывая автора, обратите внимание, что сказано о нем в конце текста (это даст вам несколько дополнительных слов к объему сочинения). Например, можно написать не просто «текст Чехова», а «текст знаменитого русского писателя, прозаика и драматурга А.П.Чехова»

Сформулировать проблему можно двумя способами или их сочетанием:

  • Вопросительными предложениями. Пример: Как развивать навыки межличностного общения у подростков? Автор подробно раскрывает эту проблему в тексте.
  • Конструкцией «Формулировка проблемы + существительное в родительном падеже». Примеры: Автор поднимает проблему межличностного общения подростков; автор предлагает своим читателям задуматься над проблемой межличностного общения подростков.

Формулируя проблему, легко можно увеличить объем сочинения за счет эпитетов: «текст заставил меня задуматься над (какой?) (сложной, важной, вечной, серьёзной, актуальной, злободневной, философской) проблемой (чего?) межличностного общения у подростков

Первый абзац должен содержать 2-4 предложения. Примеры первого абзаца:

  1. Какому принципу в общении с людьми мы должны следовать, чтобы не приносить вреда ни им, ни самому себе? Такую проблему ставит в предложенном для анализа тексте великий русский писатель Л.Н. Толстой.
  2. В приведенном фрагменте всемирно известный русский писатель Л.Н.Толстой размышляет над проблемой принципов межличностного общения.
  3. Текст величайшего русского писателя Л.Н.Толстого заставил меня задуматься над проблемой общения между людьми. Какими принципами люди должны руководствоваться, чтобы общение не причиняло взаимного вреда?

Сформулировать проблему помогут следующие речевые клише:

Поиском ответа на этот вопрос занимается автор.
На эту проблему обращает внимание автор.
Эту проблему ставит автор в тексте.
Именно этот вопрос составляет проблематику текста.
Автор заставил меня задуматься над проблемой.

Советы по подготовке

Читайте

Чем больше вы прочитаете самых разных книг, тем больше у вас будет материала для рассуждения и аргументов.

Начните с литературы по школьной программе. Не бойтесь использовать «банальные» произведения и аргументы. Главное — не блеснуть оригинальностью, а правильно аргументировать мысль и не наделать фактических ошибок. Поэтому берите те произведения, в которых точно уверены. Если сомневаетесь — лучше не надо.

Используйте готовые списки произведений по направлениям итогового сочинения. Они уже подготовлены специалистами и выложены в интернет.

Не старайтесь найти универсальное произведение, в котором найдутся аргументы для всех тем. Такого не существует. Конечно, в объёмных произведениях — например, в «Войне и мире» — поднимается больше проблем. Но есть и короткие книги с разными темами и конфликтами, например, рассказы Чехова.

Ведите читательский дневник

Он может быть бумажным или электронным. Прочитайте произведение, а потом запишите в дневник:

  • имя, отчество, фамилию автора, годы жизни;
  • имена всех или основных персонажей, если их очень много;
  • краткую характеристику героев с цитатами;
  • тему произведения;
  • собственные впечатления от произведения;
  • основные мысли.

Таким образом, вы лучше запомните произведение и получите заготовку для приведения аргументов.

Смотрите фильмы

Если не успеваете всё прочитать, смотрите советские экранизации классических произведений — они наиболее близки к оригиналу. Просмотр фильма дополняйте чтением краткого пересказа сюжета. Но помните о фактологии и всегда сравнивайте экранизацию с оригиналом.

Анализируйте чужие сочинения

Найдите в сети примеры сочинений прошлых лет, которые получили хорошие баллы. Разберите, как они написаны. Попробуйте скомпоновать из нескольких сочинений на одну тему ещё один текст. На самом экзамене так делать не надо, но для тренировки этот способ подойдёт.

Можно использовать не только хорошие, но и плохие сочинения, пусть они станут образцом, как не надо делать. Анализируя чужие сочинения, отмечайте удачные предложения и идеи, выписывайте их, неудачные старайтесь исправить.

Составляйте план

Составление плана помогает придерживаться главной мысли и не совершать логических ошибок. Потратьте лишние 5–10 минут на обдумывание. 

В плане пропишите:

  • Тезис — главную мысль вашего сочинения. Его нужно написать во вступлении.
  • Аргумент 1 — какое произведение, какую мысль подтверждает.
  • Аргумент 2 — то же самое.
  • Вывод — кратко поясните, какие заключения можно сделать. Не забудьте «закольцевать» тезис — обратиться к нему.

Подсказка: чтобы сформулировать тезис, используйте ключевые слова в названии темы.

Каковы причины возникновения конфликтов между людьми? —> Часто между людьми по тем или иным причинам возникают конфликты.

Какова роль любви в жизни человека? —> В жизни человека любовь играет главную/важную роль. ИЛИ В жизни человека любовь не играет никакой роли.

Пишите сочинения для тренировки

Если не можете придумать, о чём написать, оглянитесь и посмотрите на предметы, которые вас окружают. Выберите один, напишите историю от лица предмета. Этот способ помогает снять напряжение и писательский блок.

Дальше переходите к более серьёзной подготовке. Выберите 5–10 тем из списка итогового сочинения предыдущего года и к каждой напишите тезисы. Затем составьте план аргументов, как описано выше. Это нужно для того, чтобы не потерять мысль и не сделать логическую ошибку.

Если не получается логично и связно выразить свои мысли письменно — попробуйте наговорить ваши мысли на диктофон, а потом послушайте, запишите и отредактируйте то, что получилось.

Пишите так часто, как получается. Вы сформируете навык, перестанете бояться чистого листа, научитесь быстро формулировать тезисы и подбирать аргументы.

Отдавайте готовые сочинения на проверку

Не пишите в стол. Если сочинение никто не увидит, то и с ошибками не поможет. А они наверняка будут, как минимум в первых работах. Если вы готовитесь без преподавателя, обменивайтесь сочинениями с одноклассниками или просите почитать родителей. Здесь нужно быть уверенным, что проверяющий увидит ошибки, а не похвалит за них. Можно читать своё творение вслух, это помогает со стороны увидеть проблемные места в тексте.

Как правильно написать итоговое сочинение

Написание итогового сочинения по литературе в 11 классе нацелено на проверку знаний произведений, понимания их сути, умения аргументировать свою точку зрения. Также оцениваются знания по русскому языку: грамотность, стилистику. Структура сочинения по литературе для 10 класса аналогична итоговому.

Темы подбираются таким образом, чтобы в них скрывалась одна или несколько проблем. Под проблемой здесь понимаются какие-либо противоречия, «вечные» вопросы, или неоднозначные события. Ученик должен правильно выделить из темы этот вопрос, и при написании итогового сочинения выразить своё мнение по нему.

Но одних своих мыслей будет недостаточно. По плану написания сочинения, для подтверждения своей позиции необходимо привести два-три литературных аргумента. Ограничений по литературе для аргументации практически нет: допускается использование художественной, научной, публицистической, биографической или иной литературы для подтверждения своей точки зрения. Принимаются работы и отечественных, и зарубежных авторов.

Когда ученику выдаётся тема сочинения, он должен первым делом понять, какая проблема может быть с этой темой связана. Затем ему нужно вспомнить, в каких произведениях поднимался такой вопрос. По выделенной проблеме формулируются один или несколько тезисов, каждый из которых и доказывается литературным аргументом. При этом нужно не только указать автора и название произведения, но и кратко расписать, как именно оно соотносится с тезисом: какие именно герои и в каких обстоятельствах столкнулись с заданной проблемой, как переживали это, и как в итоге смогли её решить.

Лучше всего для аргументации при написании итогового сочинения подходят классические литературные произведения, изучаемые в школьной программе. Именно в классике каждое произведение поднимает сразу несколько фундаментальных вопросов и проблем, по которым и даются темы сочинений. А ещё классические произведения хороши тем, что можно смотреть на них под разным углом. В них почти всегда найдётся такой герой, на которого можно сослаться в подтверждение своего мнения.

При этом необязательно, чтобы пример был из основной линии сюжета. Если запомнился какой-то эпизодический отрывок, который относится к теме сочинения, он подойдёт в качестве аргумента. Опять же, произведения школьной программы богаты второстепенными сюжетными линиями, поэтому из них можно найти примеры для любого сочинения.

Также при проверке сочинения оцениваются знания учащегося по русскому языку. Будет учитываться всё: от орфографии до знаков пунктуации, от правильного склонения до использования деепричастных оборотов, от понимания значений используемых слов до изложения общеизвестных фактов. Ученик должен уметь не только чётко сформулировать свои мысли, но и корректно изложить их на бумаге. Следует избегать грамматических, лексических, речевых и логических ошибок.

Для повышения грамотности будет полезно чтение любых материалов: от глубоких литературных произведений до заметок в газетах и журналах (если это, конечно, не «желтая пресса»). Также можно найти в интернете различные тесты по русскому языку, и отрабатывать по ним свои ошибки.

Аргументы для итогового сочинения 2023/2024

Несмотря на то, что темы заранее не известны, мы подготовили для вас банк аргументов по подразделам, который поможет вам аргументировать свою позицию по любой теме. А в этой статье вы найдете готовые аргументы с опорой на литературный материал — пользуйтесь!

Раздел 1. Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека 

Темы этого раздела будут связаны с вопросами, которые человек задает себе сам в ситуациях нравственного выбора: о нравственных идеалах и моральных нормах, о добре и зле, о свободе и ответственности. Данный раздел побуждает к самоанализу, осмыслению опыта других людей или литературных героев, стремящихся понять себя. 

Возможные темы

Согласны ли вы с тем, что муки совести — самое страшное наказание?

Почему человеку важно найти ответ на вопрос о смысле жизни?

Можно ли оправдать плохой поступок?

Может ли любовь спасти заблудшую душу?

Литературные аргументы

  • Ф. М. Достоевский. «Преступление и наказание»
  • А. С. Пушкин. «Евгений Онегин»
  • А. С. Пушкин. «Моцарт и Сальери»
  • С. Коллинз. «Голодные игры»
  • У. Голдинг. «Повелитель мух»
  • М. Горький. «Старуха Изергиль»
  • Р. Брэдбери. «451° по Фаренгейту»
  • А. Грин. «Зеленая лампа»
  • М. А. Булгаков. «Мастер и Маргарита»
  • А. Дюма. «Граф Монте-Кристо»
  • С. Есенин. «Черный человек»
  • А. И. Куприн. «Гранатовый браслет»

Раздел 2. Семья, общество, Отечество в жизни человека 

Темы этого раздела нацеливают на размышление о семейных и общественных ценностях, традициях и обычаях, отношениях и влиянии общества, семьи на человека.

Возможные темы

Почему для некоторых людей так важно общественное мнение?

Как окружение влияет на ребенка?

На что готов пойти человек ради своей семьи?

Человек должен жить для себя или на благо общества?

Литературные аргументы

  • Л. Н. Толстой. «Война и мир»
  • Л. Н. Толстой. «Анна Каренина»
  • Дж. Сэлинджер. «Над пропастью во ржи»
  • М. Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени»
  • А. С. Грибоедов. «Горе от ума»
  • Дж. Роулинг. «Гарри Поттер»
  • Н. В. Гоголь. «Тарас Бульба»
  • А. С. Пушкин. «Капитанская дочка»

Раздел 3. Природа и культура в жизни человека 

Темы этого раздела подталкивают к рассуждению об искусстве и науке, о таланте, ценности творчества и научного поиска, о собственных интересах в области искусства и науки. Также темы могут быть связаны с вопросами экологии и роли природы в жизни человека. 

Возможные темы

Как произведения искусства могут повлиять на личность и воспитание?

Почему важно сохранять историческую память и традиционные ценности?

Согласны ли вы с мнением, что природа может существовать без человека, а человек без природы — нет?

Как достижения науки и технологий повлияли на человека и природу?

Можно ли пренебречь природой во имя технического прогресса?

Литературные аргументы

  • Р. Брэдбери. «451° по Фаренгейту»
  • О. Хаксли. «О дивный новый мир»
  • И. С. Тургенев. «Отцы и дети»
  • Дж. Оруэлл. «1984»
  • Е. И. Замятин. «Мы»
  • С. Коллинз. «Голодные игры»
  • У. Голдинг. «Повелитель мух» 
  • В. Г. Распутин. «Прощание с Матёрой», «Уроки французского»
  • Д. Киз. «Цветы для Элджернона»

Помимо доступа к экзаменам, хорошо написанное итоговое сочинение гарантирует до 10 дополнительных баллов к сумме ЕГЭ. При поступлении в вузы с высокой конкуренцией вроде Бауманки или Вышки несколько баллов могут стать решающими — это еще один повод ответственно подойти к подготовке. Преподаватели MAXIMUM Education на курсе по итоговому сочинению объясняют ученикам, как писать пробные тексты, и дают развернутую обратную связь, которая на реальном экзамене поможет добиться зачета.

Каким будет итоговое сочинение 2023/2024

Эксперты взяли огромный банк заданий, который скопился за все эти годы, и разбили его на следующие разделы и подразделы. В 2023 году был также добавлен новый подраздел, 3.4:

1. Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека 1.1. Внутренний мир человека и его личностные качества1.2. Отношение человека к другому человеку (окружению), нравственные идеалы и выбор между добром и злом1.3. Познание человеком самого себя1.4. Свобода человека и ее ограничения

2. Семья, общество, Отечество в жизни человека 2.1. Семья, род; семейные ценности и традиции2.2. Человек и общество2.3. Родина, государство, гражданская позиция человека

3. Природа и культура в жизни человека 3.1. Природа и человек3.2. Наука и человек3.3. Искусство и человек3.4. Язык и языковая личность

По факту это те же самые направления, что и раньше, только более крупные. На экзамене в каждый комплект тем итогового сочинения будут включены по две темы из каждого раздела банка:

Структура закрытого банка тем итогового сочинения с сайта ФИПИ

Вот как может выглядеть комплект тем на экзамене у ученика в декабре 2023 года:

Итоговое сочинение 2023/2-24: образец комплекта тем с сайта ФИПИ

В остальном требования, критерии оценки и правила написания итогового сочинения в 2023/2024 учебном году не поменялись.

Типичные фразы для вступления на итоговом сочинении

Когда в голову не пришёл ни один аргумент, у выпускника начинается паника: «Я не сдам и пойду на пересдачу 2 февраля»! Поддаваться волнению не стоит. Лучше вспомните, как писали великие произведения отечественные и зарубежные классики. У них не было под рукой даже клише или времени на подготовку. А у вас ещё есть шанс, чтобы запомнить устойчивые фразы!

  • Нередко авторы поднимают вопрос о…
  • Разумеется, каждый человек найдёт ответ на вопрос… Попытаюсь выразить своё мнение насчёт этого
  • Проблема, несомненно, актуальна и в наши дни
  • Наверное, каждый второй человек задумывается о…
  • Нередко можно услышать вопрос:
  • (Ключевое слово в формулировке темы) играет огромную роль в жизни людей
  • Нравственные вопросы относятся к категории вечных, поэтому тема… волнует не одно поколение
  • Нельзя отрицать значимость (основной компонент вопроса) в современной жизни / в истории
  • Я считаю / предполагаю, что тему … нельзя оставить без внимания
  • Тема … невероятно важна для развития человеческой цивилизации / развития межличностных отношений

Уже виден прогресс! Начало положено, а что дальше?

Вы допустите ошибку, если после формулировки темы сразу перейдёте к аргументации. Так вы рискуете потерять логическую связь. Поэтому следует использовать переход от одной смысловой части к следующей за ней

Среди подобных предложений-связок обратите внимание на них:

  • Правдивость моей точки зрения доказывают произведения художественной литературы
  • Рассуждая о вопросе…, не могу не вспомнить произведение…
  • Обратимся к примерам, которые помогут раскрыть проблему…
  • Проанализируем примеры из классической литературы, которые позволяют понять поставленный вопрос
  • Актуальность явления прослеживается не только в жизни, но и в литературе
  • Хочу подтвердить собственные рассуждения примерами из литературы
  • Справедливость моих рассуждений подтверждают примеры из литературы
  • Главный герой рассказа / романа … мог бы подтвердить мои рассуждения, потому что
  • Перейдём к аргументам, которые позволят глубже изучить поставленный вопрос

Клише к итоговому сочинению:

Для вступления

  • Конечно, каждый человек по-своему ответит на этот вопрос. Попытаюсь дать свое определение этим понятиям.
  • Конечно, каждый человек по-своему ответит на этот вопрос. На мой взгляд, …
  • Думается, на этот вопрос могут быть даны разные ответы. Я полагаю, что…
  • Наверное, каждый человек хоть раз задумывался над тем, что значит …(некое понятие). Я считаю, что …
  • Размышляя над этими вопросами, нельзя не прийти к ответу: …

Для перехода к основной части

  • В правильности такой точки зрения меня убеждает художественная литература
  • Давайте вспомним произведения художественной литературы, в которых раскрывается тема…
  • Правильность своей точки зрения могу доказать, обратившись к …
  • Обратимся к произведениям художественной литературы
  • За примерами давайте обратимся к произведениям художественной литературы
  • Размышляя о …, я не могу не обратиться к произведению ФИО, в котором…
  • Размышляя над этими вопросами, нельзя не прийти к ответу: …(ответ на вопрос, заданный во вступлении)

Для тезисов

  • Сегодня мы понимаем, что…(основная мысль сочинения)
  • Конечно, каждый человек по-своему ответит на этот вопрос. На мой взгляд, …(основная мысль сочинения).
  • Думается, на этот вопрос могут быть даны разные ответы, но я считаю, что… (основная мысль сочинения)

Для аргументов

Обращение к произведению

  • Так, в лирическом стихотворении (название) поэт (имя) обращается к теме…
  • Тема (….) затрагивается в романе…(автор, название).
  • Тема (…) раскрывается в произведении… (автор, название).
  • Проблема (варварского отношения к природе и т.п.) волновала многих писателей. Обращается к ней и …(имя писателя) в…(название произведения).
  • Идея (единства природы человека и т.п.) выражена в стихотворении…(автор, название).
  • Мысль о необходимости (защищать природу и т.п.) выражена и в романе… (автор, название).
  • Вспомним героя повести… (автор, название).
  • Обратимся к роману… (автор, название).
  • Лирический герой стихотворения … (автор, название) тоже размышляет об этом.

Интерпретация произведения или его фрагмента:

Автор повествует о…
Автор описывает…
Поэт показывает…
Писатель размышляет о…
Писатель обращает наше внимание…
Писатель заостряет наше внимание на …
Он акцентирует внимание читателя на…
Этот поступок героя говорит о …
Мы видим, что герой поступил так потому…
Автор показывает, к каким последствиям привело…
Этому герою/поступку автор противопоставляет…
Писатель осуждает…
Он ставит нам в пример…
Автор подчеркивает…
Автор утверждает…

Промежуточный вывод:

  • Писатель считает, что…
  • Таким образом, автор хочет донести до нас мысль о….
  • Мы можем прийти к выводу…

Для заключения

  • Подводя итоги сказанному, можно сделать вывод…
  • Невольно напрашивается вывод…
  • Таким образом, мы приходим к выводу: …
  • Итак, можно сделать вывод, что…
  • В заключение хочется призвать людей к… Так давайте не забывать о …! Будем помнить о…!
  • Так давайте не забывать о …! Будем помнить о…!
  • В заключение хочется выразить надежду на то, что…
  • Хочется верить, что…
  • Подводя итоги сказанному, хочется выразить надежду на то, что …
  • Обобщая сказанное, хочу сказать, что…
  • Все приведенные мной аргументы, основанные на читательском опыте, убеждают нас в том, что…
  • Заканчивая рассуждение на тему «…», нельзя не сказать, что люди должны…
  • (Цитата)«…,» – писал …. В этих словах выражена мысль о …. Автор текста тоже считает, что
  • К какому же выводу я пришёл, размышляя над темой «…»? Думаю, надо…

Речевые клише для основной части итогового сочинения

Переходим к основной части будущей идеальной работы — аргументации. Помните, что важнее всего грамотность и логика изложения мыслей. Если аргументы, даже отличные и детально проработанные, будут написаны «вперемешку», то шанс получить «незачёт» возрастёт.

Но не будем о плохом… Лучше перейдём к устойчивым фразам, которые не оставят экзаменаторов равнодушными.

  • Моя позиция по этому вопросу достаточно ясна / предельно проста
  • Именно поэтому в лирическом / прозаическом произведении … автор (имя) раскрывает тему
  • Кому, как не (имя писателя) рассуждать о… . В его / её произведении… актуализирована проблема / тема
  • Многие авторы затрагивали тему… . Среди произведений, раскрывающих поставленный вопрос, я вспоминаю (название произведения и имя автора)
  • Закономерность этого явления доказывает / иллюстрирует произведение
  • Свою позицию могу проиллюстрировать аргументом из…

В аргументации не забудьте сформулировать позицию автора. В этом помогут предложения:

  • Позиция автора ясна…
  • Писатель позволяет понять…
  • Автор выражает категорический протест…
  • Этому поступку / явлению автор противопоставляет

Обратите внимание, что недостаточно назвать произведения и перейти к заключению. Ваша цель — проанализировать написанный пример и сформулировать микровывод

К счастью, для микровыводов тоже существуют клише.

  • Произведение позволяет прийти к выводу…
  • Прочитанная книга наталкивает на мысль о…
  • Таким образом, автор иллюстрирует…
  • Автор выделяет проблему … на примере прочитанного произведения…
  • Могу прийти к выводу
  • Писатель считает, что
  • Моя позиция соответствует точке зрения автора…

Основные критерии написания итогового сочинения

  1. Тезис является основной мыслью сочинения, которая обязательно требует аргументированного доказательства. Тип формулировки тезиса зависит от темы работы.
  2. Объем основной части должен быть больше, чем текст вступления и заключения вместе взятый.
  3. Каждый тезис обязательно подкрепляется аргументом, независимо от того, сколько их в тексте итогового сочинения. Рекомендуемое количество литературных аргументов – от 2 (в зависимости от темы).
  4. Тезис с аргументацией делается связкой, т.е. плавным, связным переходом от одной мысли к другой.
  5. Аргумент приводится из литературных источников следующими способами: выделяется в отдельный абзац и сопровождается соответствующим микро выводом.

Из каких элементов состоит аргумент:

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий