Занятие по ФЭМП и родительские консультации в подготовительных группах

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Презентация

занятия по ФЭМП в подготовительной комбинированной группе «Русичи»
Выполнила: Жданова Н.В. 14.04.2020

Слайд 2 Цель: закрепление математических знаний и умений посредством игры.Задачи.Образовательные:
-тренировать умение

считать в пределах 30 в прямом и обратном порядке;
– тренировать

умение решать задачи, находить заданные предметы на картинке-
-закрепить знания о разнообразии геометрических форм

Развивающие:
-развивать психологические процессы: зрительное внимание,
логическое мышление, воображение, сообразительность. Воспитательные:
-воспитывать личностные качества у каждого ребенка: любознательность,
целеустремленность, устойчивость интереса к знаниям и умениям,
самостоятельность

Слайд 3

Здравствуйте ребята!
Я снова приглашаю вас в путешествие

по островам математики. В пути вас ждут интересные задания, испытания на сообразительность. Вы сможете проверить свои знания.
У вас обязательно все получится!

Слайд 4- Д
– О
– К
– В
– М Первое задание«Отгадайте слово»

3 + 2 = 6 – 2 =

7 + 1=

Слайд 6 Следующее задание: найдите соседей

ЛК О НК Н И

Слайд 9А сейчас поиграем
Мы ходили (ходьба на месте,
Бегали (бег на месте,
Прыгали

(прыжки на месте,
Скакали (подскоки,
А теперь летать хотим (руки в стороны)
Дружно

в космос полетим!
(две руки поднимаются
вверх)

Слайд 10 Ребята, подумайте и поставьте верные

Слайд 11 Какие числа пропущены?

Слайд 12 «Математические удавы» Ребята,

точек должно быть на каждом удаве

Слайд 13

Догадайтесь,

в каких домиках жили звери? Жираф, крокодил и бегемот жили в разных домиках.
Жираф жил не в красном и не в синем домике.
Крокодил жил не в красном и не в оранжевом домике.

Слайд 14Ну что, пора отдохнуть вашим глазам: Слушайте внимательно Нарисуем круг

глазами – вот «планета» перед нами, Вправо – влево посмотрели

– на ракете полетели, Метеоритный дождь!!! Поберегись! – движенье глаз ВВЕРХ и ВНИЗ

Слайд 17 Мы большущая семья.
Самый младший — это я.
Таня есть

и Вася есть,
Юра, Шура, Зина, Маша,
И Наташа тоже наша.
Сколько детей

в семье?

Шесть пальто в шкафу висело
Три из них моль летом съела,
Остальные есть не стала,
Все летала и считала,
Набирая аппетит,
Сколько их в шкафу висит.

Радугу рисует Света,
Только красной краски нету.
Кто ответит на вопрос,
Сколько будет в ней полос?

Раз к зайчонку на обед
Прискакал дружок-сосед.
На пенёк зайчата сели
И по пять морковок съели.
Кто считать, ребята, ловок?
Сколько съедено морковок?

Ребята, следующее задание. «Весёлые задачки»

Слайд 18 Посчитайте

от 1 до 30

А теперь, в обратном направлении от 30 до 1

Слайд 21 Всё получилось

Развиваем математические способности ребенка в игре

Выполнение заданий с математическим уклоном особенно полезно для детей, так как развивает интеллектуальные способности. Ценность состоит не только в накапливании математических представлений и навыков, но и в том, что происходит общее умственное развитие дошкольника.

В практической психологии выделяют три категории игровых занятий, направленных на развитие отдельных компонентов математических способностей.

  1. Упражнения на определение свойств предметов, выявление объектов по обозначенному признаку (аналитико-синтетические способности).
  2. Игры на сопоставление различных свойств, выявление существенных признаков, абстрагирование от второстепенных, обобщение.
  3. Игры на развитие логических умозаключений на основе мыслительных операций.

Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста должно осуществляться исключительно в игровой форме.

Упражнения на развитие анализа и синтеза

1.По-порядку становись! Игра на упорядочение объектов по размеру. Подготовить 10 одноцветных полосок из картона одинаковой ширины и различной длины и разложить их хаотично перед дошкольником.

Инструкция: «Расставь «спортсменов» по росту от самого низкого до самого высокого». Если ребенок затрудняется с выбором полоски, предложите «спортсменам» мериться ростом.

После выполнения задания предложите ребенку отвернуться и поменяйте местами некоторые полоски. Дошкольнику предстоит вернуть «хулиганов» на свои места.

2.Сложи квадрат. Подготовьте два набора треугольников. 1-ый – один большой треугольник и два маленьких; 2-ой – 4 одинаковых маленьких. Предложите ребенку сначала сложить квадрат из трех деталей, затем из четырех.

Рисунок 1.

Если дошкольник на составление второго квадрата затрачивает меньше времени, значит, пришло понимание. Способные дети справляются с каждым из этих заданий менее чем за 20 секунд.

Упражнения на абстрагирование и обобщение

1.Четвертый лишний. Понадобится набор карточек, на которых изображены четыре предмета. На каждой карточке три объекта должны быть связаны между собой существенным признаком.

Инструкция: «Найди, что на картинке лишнее. Что не подходит ко всем остальным и почему?».

Рисунок 2.

Такие упражнения стоит начинать с простых групп объектов и постепенно усложнять. Например, карточку с изображением стола, стула, чайника и дивана – можно применять в занятиях с 4-летними детьми, а наборы с геометрическими фигурами предлагать старшим дошкольникам.

2.Построй заборчик. Необходимо подготовить не менее 20 полосок равной длины и ширины, или счетные палочки двух цветов. Для примера: синего цвета – С, и красного – К.

Инструкция: «Давай построим красивый заборчик, где чередуются цвета. Первой будет синяя палочка, за ней – красная, далее… (продолжаем выкладывать палочки в последовательности СКССККСК). А теперь ты продолжи строить забор, чтобы был такой же узор».

В случае затруднения обращать внимание ребенка на ритм чередования цветов. Упражнение можно выполнять несколько раз с различным ритмом узора

Логико-математические игры

1.Мы едем-едем-едем. Необходимо подобрать 10-12 прямоугольных картинок с изображением хорошо знакомых ребенку предметов. Играет ребенок в паре с взрослым.

Инструкция: «Сейчас мы составим поезд из вагончиков, которые будут прочно между собой связаны важным признаком. В моем вагончике будет чашка (кладет первую картинку), а чтобы твой вагончик присоединился, можно выбрать картинку с изображением ложки. Чашка и ложка связаны, потому что это посуда. Я дополню наш поезд картинкой с совочком, так как совочек и ложка имеют похожую форму и т.д.»

Поезд готов отправиться в путь, если все картинки нашли свое место. Можно смешать картинки и вновь начать игру, находя новые взаимосвязи.

2.Почини коврик. Задания на поиск подходящей «заплатки» для коврика вызывают живой интерес у дошкольников разного возраста. Для проведения игры необходимо изготовить несколько картинок, на которых изображен коврик с вырезанным кругом или прямоугольником. Отдельно необходимо изобразить варианты «заплаток» с характерным узором, среди которых ребенку придется найти подходящий для коврика.

Начинать выполнять задания необходимо с цветовых оттенков коврика. Далее предлагать карточки с простыми узорами ковриков, и по мере развития навыков логического выбора, усложнять задания по образцу теста Равена.

Рисунок 3.

«Починка» коврика развивает одновременно ряд важных аспектов: наглядно-образные представления, мыслительные операции, способность к воссозданию целого.

Работа с бумагой

Последний год обучения в детском саду является самым сложным. Задачами воспитателей являются не только проведение обучающих занятий, но и тщательная подготовка детворы к школе. В основе занятий лежит схема – от простого к сложному.

Большое поле для развития детсадовцев предоставляется таким материалом, как бумага. Во время работы познаются навыки черчения, рисования, вырезки фигур. Воспитатели предлагают выполнить осеннюю поделку, зимние узоры (снежинки), весенние аппликации. При этом в ход пускаются такие предметы, как карандаш, ножницы, стирательная резинка, линейка.

Во время реализации каждого этапа творческого проекта ребенок учится:

  • усидчивости;
  • концентрации внимания на конкретном занятии;
  • управлению телом.

Буквально за несколько занятий детишки осваивают навыки склеивания, раскрашивания и вырезания. Поделки из бумаги настолько разнообразны и красивы, что их можно воплощать в жизнь постоянно. Это фигурки животных, цветов, выполняемых в техники оригами. Можно сделать под руководством воспитателя уникальную аппликацию с элементами техники рисования.

Развитие ребенка во всех аспектах

Когда ребенок посещает подготовительную группу, ему предоставляется возможность развиваться во всех аспектах своей жизни. Это включает физическое развитие, интеллектуальное развитие, социальное развитие и эмоциональное развитие.

Физическое развитие играет важную роль в жизни ребенка. В детском саду ребенок будет участвовать в различных физических активностях, таких как спортивные игры, упражнения на координацию и развитие моторики. Это позволит ему укрепить свое тело, развить выносливость и координацию движений.

Интеллектуальное развитие также имеет большое значение. В подготовительной группе ребенок будет изучать основы математики, чтения, письма и других предметов. Ему будут предоставлены интересные и развивающие игры, задачи и упражнения, которые помогут ему развить свои навыки мышления, речи, памяти и внимания.

Социальное развитие также происходит в подготовительной группе. Ребенку предоставляется возможность общаться с другими детьми своего возраста, работать вместе, делиться игрушками и идеями. Он учится вести себя в коллективе, развивает навыки коммуникации, учится слушать других и выражать свои мысли.

Эмоциональное развитие также является важным аспектом в развитии ребенка. В подготовительной группе ребенок будет иметь возможность учиться управлять своими эмоциями, доверять другим и быть доверенным, развивать самооценку и самоуважение. А также учиться справляться с различными эмоциональными ситуациями и стрессом.

Роль дидактической игры на занятии по ФЭМП в детском садике

Возраст 5-6 лет — важнейшая пора жизни малыша. В это время формируется фантазия, логика, образуется произвольность процессов психики, самооценка. Дети всегда хотят знать — почему, как, зачем?

Занятие с цифрами

В ДОУ начинается подготовительный процесс к образовательному учреждению, происходит развитие познавательной активности. Именно эту цель преследуют педагогика по ФЭМП. Дети должны не просто суметь посчитать до 10 туда и обратно, но и сделать анализ информационных данных, проводить анализ, классифицировать разные явления, находить общие закономерности, проявлять смекалку, быть в состоянии объяснить и доказать личную точку зрения.

Типы занятий по математике для детсадовцев

Дидактические математические игры по содержанию подразделяются на определенные группы. Разновидность ДИ:

  • с цифрами и числами;
  • путешествие во времени;
  • ориентирование в пространстве;
  • с геометрическими фигурами;
  • на логику.

Благодаря разным видам игр, выполняется обучение воспитанников счету в прямом и обратном порядке, использованию действий по правилам числительных, как количественных, так и порядковых.

Что поможет ребёнку решать задачи

В заключение расскажем о том, как сделать процесс решения задач проще и интереснее:

  • Для того чтобы решать задачи, необходимо уметь считать. Следует выучить с ребёнком таблицу умножения, освоить примеры с дробями и простые уравнения.
  • Чтобы решение задач не превратилось для ребёнка в рутину, проявите фантазию. Меняйте текст задания в соответствии с интересами ребёнка. Например, решать задачи на движение будет куда интереснее, если заменить банальные поезда трансформерами, летящими навстречу друг другу в эпической схватке. 
  • Дети с развитой логикой учатся решать задачи быстрее. Советуем разбавлять чисто математические задания логическими. Задачи «с подвохом» избавят ребёнка от шаблонного мышления, а задания с большим количеством лишних данных научат выделять главное из большого количества условий.   

<<Блок перелинковки>>

Поделки из яичных лотков

Напоследок хочется показать вам, как сделать красивую детскую поделку в подготовительной группе из яичных картонных лотков. Никогда бы не подумал, что можно из них что-либо сделать. Предлагаю вам инструкцию по изготовлению шикарного букета.

Вам понадобятся: яичные лотки, ножницы, клей, цветной картон, цветная жёлтая бумага, ватные палочки (для серединки), гуашь или акварель.

ШАГ 1. Берём яичный лоток и разрезаем на полоски, согласно рисунку.

ШАГ 2. Закругляем края для лепесточков.

ШАГ 3. Раскрашиваем в любой понравившийся цвет.

ШАГ 4. В серединки проделываем отверстие.

ШАГ 5. Берём ватную палочку и закрашиваем ватку в жёлтый цвет.

ШАГ 6. Из цветной жёлтой бумаги вырезаем сердцевину, продеваем на палочку.

ШАГ 7. Согласно рисунку, моделируем цветок.

Если выполнить несколько таких цветочков, то можно составить красивое панно.

Как подготовиться педагогу к занятиям

При подготовке учителя важную роль играет продуманность сюжета и согласованность различных частей занятий. Он должен внимательно изучить конспект и обеспечить такую подготовку, чтобы дети чувствовали его уверенность, когда он помогает им освоить математику.

Важно! Перед тем, как заниматься с детьми, нужно провести с ними подготовительную работу: читать для них соответствующие произведения детской литературы, показывать учебные фильмы, рисовать фигуры в тетрадях, разговаривать о том. что они уже знают и помогать найти математические элементы в окружающей их жизни. Занятие по математике

Занятие по математике

«Проект по ФЭМП в подготовительной группе»

Проект по ФЭМП в подготовительной группе

Проблема. Исходя из поставленных задач программы «Радуга», учитывая социальный заказ, индивидуальные особенности детей; используя уже имеющиеся знания и наглядный материал, мы хотим научить детей составлять и решать задачи на сложение и вычитание.

Цель. Формирование представлений о сравнении количества (больше, меньше, равно), арифметических действий сложения, вычитания, решения задач в уме.

Задачи:

Закрепить знание о прямом и обратном счете.

Продолжить составлять задачи в одно действие на сложение и вычитание.

Познакомить с понятием неизвестность (Х).

Развивать внимание, память и логическое мышление. Воспитывать уверенность в собственных математических способностях, умении работать в коллективе

Воспитывать уверенность в собственных математических способностях, умении работать в коллективе.

Срок реализации проекта – 1 месяц

Этапы проекта

1 этап – подготовительный

Изучение литературы на тему «Количество и счет»

    — «Математика. Логика»

    — «На пороге школы» автор Доронова Т.Н.

    — «Формирование математических представлений у детей 7 года», авторы: Фалькович Т.А., Барылкина Л.Б., Москва, «Аквариум», 1997г.

    — «Готовимся к школе», авторы: Нефедова С.А., Узорова О.В.

    — Журнал «Ребенок в детском саду» № 5 2008. – 32-34с.

    — Журнал «Ребенок в детском саду» № 2 2008. – 47-53с.

    — Журнал «Ребенок в детском саду» № 4 2005. – 42-45с.

    — Журнал «Ребенок в детском саду» № 3 2005. – 72-76с.

    — Журнал «Ребенок в детском саду» № 5 2005. – 62-64с.

 2.   Совместно с родителями  организовать сбор игр в «Математическую игротеку».

3.   Сбор книг и пособий по математике «Учимся считать и отсчитывать», «Я запоминаю цифры».

4.   Оформление информационного стенда для родителей.

2 этап – Реализация проекта

Игровая деятельность

1.Дидактические игры:

«Составь число», «Примеров много ответ один», «Пропущенные числа», «Перевертыш».

2.Настольные игры:

«Кубики знаний», «Что к чему».

3. Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием:

«Магазин» — упражнять в пересчитывание и отсчитывание предметов и условных обозначений в пределах 20;

«Цирк» — закрепить знание о счете, уметь решать задачи;

«Зоопарк» — создание практической необходимости в сравнении рядом стоящих чисел в пределах 20, установление связи и отношений между ними.

Познавательное развитие

— Упражнение: Посчитай, сколько на картинке домашних животных живущих в нашем крае, животных Африки.

— Наблюдения:                  

       1. Наблюдение за транспортом

           Целевая прогулка на улицу Тельмана – посчитайте, сколько   

           проехало грузовых, легковых машин.

2.Наблюдение за первыми цветами

«Мать-и-мачеха» — посчитайте, сколько появилось цветов на проталине.

3.Посчитайте, сколько на участке тополей, берез; посчитайте, сколько выросло одуванчиков.

4.При рассматривании ветки березы – посчитайте, сколько липких почек готовых раскрыться.

5. Наблюдение за птицами – посчитайте, сколько воробьев, синиц, скворцов сидит на дереве.

Конструирование

1.Возьми 20 кубиков и построй гараж.

2.Конструирование домов из коробок разного размера, сделай нумерацию на них.

Изобразительная деятельность

Рисование по сказке «Волк и семеро козлят»

Лепка на тему «Цифры по сказкам «Три медведя», «Три поросенка».

Развитие речи

— Составление рассказа на тему «Путешествие двойки и пятерки».

— Драматизация сказки «Рукавичка».

— Расскажи, в каких сказках есть числа («Три медведя», «Волк и  

  семеро козлят», «Три поросенка», «12 месяцев», «Белоснежка и  

  семь гномов», «Сказка о царе Салтане» (33 богатыря).

— Заучивание пословиц: «В гору-то семеро тащат, а с горы и один

  столкнет», «Семеро одного не ждут», «За двумя зайцами  

  погонишься, ни одного не поймаешь», «Чтобы научиться 

  трудолюбию, нужно три года, а лени 3 дня», «Семеро с ложкой    один с сошкой».

Художественная литература

— Чтение «Занимательные истории про числа и цифры», автор   

  Г.В. Кузнецова.

— Заучивание стихов – шуток.

            — Стихи на математические действия: умножение, деление,  

              сложение,  вычитание.

            — Заучивание пословиц с математическим содержанием.

Физкультурное развитие

— Игра «Космонавты» — занимаем места в ракете по 2,3,4,5.

— Физминутки.

Музыкальное развитие

— Разучивание песни «Дважды два четыре»

Математика

— Математический досуг «В дорогу с Винни-Пухом»

— Интегрированное занятие «С математикой в путь»

Работа с родителями

1.Консультация с родителями «Математика глазами детей, родителей и педагогов»

2.Задание детям и родителям «Придумай конкурс для математического праздника»

3.Встреча с учителем начальных классов. Беседа на тему «Как готовить детей к школе»

3 этап – Презентация проекта

Развлечение «Математический турнир»

Как правильно научить ребёнка решать задачи

Если ребёнок только начинает осваивать навык решения задач, приучите его придерживаться определённого алгоритма.   

1. Внимательно читаем условия  

Лучше вслух и несколько раз. После того как ребёнок прочитал задачу, задайте ему вопросы по тексту и убедитесь, что ему понятно, что вычислять нужно количество грибов, а не огурцов. Старайтесь не нервничать, если ребёнок упустил что-то из вида. Дайте ему разобраться самостоятельно. Если в условиях упоминаются неизвестные ребёнку реалии — объясните, о чём идёт речь.

Особую сложность представляют задачи с косвенным вопросом, например:

«Один динозавр съел 16 деревьев, это на 3 меньше, чем съел второй динозавр. Сколько деревьев съел второй динозавр?». Невнимательно прочитав условия, ребёнок посчитает 16−3, и получит неправильный ответ, ведь эта задача на самом деле требует не вычитания, а сложения.        

2. Делаем описание задачи

В решении некоторых задач поможет представление данных в виде схемы, графика или рисунка. Чем ярче сложится образ, тем проще будет его осмыслить. Наглядная запись позволит ребёнку не только быстро разобраться в условиях задачи, но и поможет увидеть связь между ними. Часто план решения возникает уже на этом этапе. 

Ребёнок должен чётко понимать значения словесных формул и знать, какие математические действия им соответствуют.  

3. Выбор способа решения

Наглядно записанное условие должно подтолкнуть ребёнка к нахождению решения. Если этого не произошло, попробуйте задать наводящие вопросы, проиллюстрировать задачу при помощи окружающих предметов или разыграть сценку. Если один из способов объяснения не сработал — придумайте другой. Многократное повторение одного и того же вопроса неэффективно. 

Все, даже самые сложные, математические задачи сводятся к принципу «из двух известных получаем неизвестное». Но для нахождения этой пары чисел часто требуется выполнить несколько действий, то есть разложить задачу на несколько более простых. 

Ребёнок должен знать способы получения неизвестных данных из двух известных:

  • слагаемое = сумма − слагаемое
  • вычитаемое = уменьшаемое − разность
  • уменьшаемое = вычитаемое + разность
  • множитель = произведение ÷ множитель
  • делитель = делимое ÷ частное
  • делимое = делитель × частное

После того как план действий найден, подробно запишите решение. Оно должно отражать всю последовательность действий — так ребёнок сможет запомнить принцип и пользоваться им в дальнейшем. 

4. Формулировка ответа

Ответ должен быть полным и точным. Это не просто формальность: обдумывая ответ, ребёнок привыкает серьёзно относиться к результатам своего труда. А главное — из описания должна быть понятна логика решения.


Задание из базового курса алгебры домашней онлайн-школы «Фоксфорда», 7 класс‍

Одна из самых распространённых ошибок — представление в ответе не тех данных, о которых спрашивалось изначально. Если такая проблема возникает, нужно вернуться к первому пункту.   

5. Закрепление результата

Не стоит думать, что выполнив задание один раз, ребёнок сразу научится решать задачи. Полученный результат нужно зафиксировать. Для этого подумайте над решённой задачей ещё немного: предложите ребёнку поискать другой способ решения или спросите, как изменится ответ при изменении того или иного параметра в условии.

Важно, чтобы у ребёнка сложился чёткий алгоритм рассуждений и действий в каждом из вариантов. 

<<Форма семейного образования>>

Итоговое занятие по математике «Путешествие в страну Математика» в рамках предшкольной подготовки

Итоговое занятие по математике «Путешествие в страну Математика» в рамках предшкольной подготовки

Щадных Татьяна Анатольевна

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

МБОУ «СОШ № 22» г.Курска

Ход занятия:

«Звенит звонок- начинается урок!» (хором)

— Ребята, к нам на занятие пришли гости, давайте постараемся быть внимательными и будем хорошо отвечать на вопросы. — А как вы считаете Математика предмет – интересный или нет? — Почему вы считаете, что интересно?

Мне сегодня пришло необычное письмо: (показываю, кто может читает адрес, кому)

( читаю детям письмо) «- Здравствуйте ребята. Я, королева математики услышала, что вы знаете цифры, фигуры, умеете считать, сравнивать предметы и многое другое. Поэтому я приготовила для вас подарок сюрприз. Но чтобы получить его, вам необходимо совершить путешествие и выполнить мои задания. Если вы смелые, решительные, уверенные в своих силах, тогда отправляйтесь в путь. Счастливого пути».

— Ребята, вы любите путешествовать?

Уверены в своих силах и знаниях? Тогда отправляемся в математическую страну!

Угадайте, на чем мы отправимся в путешествие сегодня. В поле лестница лежит,Дом по лестнице бежит. (Поезд) (повесить на доску)

Поехали! (даю гудок, дети имитируют звук и движение поезда.)

Мы и не заметили, как доехали до остановки «Математическая разминка» (прикрепляю на рисунок)

— С нами в путешествие отправляются весёлые зверята.

-Кто едет между кошечкой и лисой? Кто едет после попугая? Кто находится в вагончике перед собакой? Посчитаем количество вагончиков. Кто едет в 4-ом вагоне?

Повернули голову налево. Подняли правую руку. Какое число следует за 5, назовите соседей числа 7.

Молодцы! (

Получают буквуМ ). В конце занятия попробуете прочитать слово

прикрепляю к станции)

Поехали дальше!!( гудок, движения)

Мы прибыли на станцию «Задачкино»

Составьте задачу по картинке, чтобы она решалась действием сложения. Какой знак действия сложения?

Давайте составим решение этой задачи.( карточками по очереди выставляют решение)

Составьте задачу по картинке, чтобы она решалась вычитанием . Какой знак действия вычитания?

Давайте составим решение этой задачи.( карточками по очереди выставляют решение)

-Молодцы! Вы хорошо справились с задачами и за это получаете букву (о)

Поехали дальше!!

Встаём и едем! (под музыку повторяют движения)

Следующая остановка «Цветочная поляна»

Вспомним счёт от1 до 10. Надо пройти по цветам, соблюдая правильный порядок и садятся за столы.(получают букву Л

Проведём гимнастику для пальчиков.

— выполняют задание в тетради: решить примеры и раскрасить цветок.( вспомнить как правильно держать карандаш)

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий