Организация логопедической работы в ДОУ по рекомендациям ФГОС

ДОКУМЕНТАЦИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ПРИ ОКАЗАНИИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ

1. Программы и/или планы логопедической работы.

2. Годовой план работы учителя-логопеда (учителей-логопедов).

3. Расписание занятий учителей-логопедов.

4. Индивидуальные карты речевого развития обучающихся, получающих логопедическую помощь.

5. Журнал учета посещаемости логопедических занятий.

6. Отчетная документация по результатам логопедической работы.

Приложение N 2 к Примерному положению об оказании логопедической помощи в организациях, осуществляющих образовательную деятельность

                                                 ПРИМЕРНЫЙ ОБРАЗЕЦ
 
                                         Руководителю организации,
                                    осуществляющей образовательную
                                                      деятельность
 
            Согласие родителя (законного представителя)
                    обучающегося на проведение
              логопедической диагностики обучающегося
 
Я, _______________________________________________________________
        ФИО родителя (законного представителя) обучающегося
являясь родителем (законным представителем) ______________________
        (нужное подчеркнуть)
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
      (ФИО, класс/группа, в котором/ой обучается обучающийся,
                    дата (дд.мм.гг.) рождения)
выражаю  согласие  на  проведение логопедической диагностики моего
ребенка.
 
"__" _________ 20__ г. /_________/________________________________
                        (подпись)      (расшифровка подписи)

Приложение N 3 к Примерному Положению об оказании логопедической помощи в организациях, осуществляющих образовательную деятельность

                                                 ПРИМЕРНЫЙ ОБРАЗЕЦ
 
                                         Руководителю организации,
                                    осуществляющей образовательную
                                                      деятельность
                                    от ___________________________
                                               ФИО родителя
                                        (законного представителя)
 
                            Заявление
 
Я, _______________________________________________________________
            ФИО родителя (законного представителя) обучающегося
__________________________________________________________________
являясь родителем (законным представителем) ______________________
       (нужное подчеркнуть)
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
     (ФИО, класс/группа, в котором/ой обучается обучающийся,
                    дата (дд.мм.гг.) рождения)
прошу  организовать  для  моего  ребенка  логопедические занятия в
соответствии   с   рекомендациями  психолого-медико-педагогической
комиссии/   психолого-педагогического  консилиума/учителя-логопеда
(нужное подчеркнуть).
 
"__" _________ 20__ г. /_________/________________________________
                        (подпись)      (расшифровка подписи)

Приложение N 4 к Примерному Положению об оказании логопедической помощи в организациях, осуществляющих образовательную деятельность

Организация коррекционно-воспитательной работы логопеда.

Основные направления коррекционного обучения в средней группе:

1. Развитие понимания речи;
2. Формирование лексико-грамматических средств языка и связной речи;
3. Формирование правильного звукопроизношения.
Данные направления реализуются на индивидуальных и подгрупповых занятиях

Подгрупповые логопедические занятия в первом периоде обучения проводятся 3 раза в неделю:

(сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь)

2 занятия:
формирование лексико-грамматических средств языка и развитие связной речи;

1 занятие:

Цель подгрупповых логопедических занятий в первом периоде обучения:

Развитие понимания речи;
– расширение объема словаря детей; работа над слоговой структурой слова;
– работа над структурой фразы, ее грамматическим и интонационным оформлением;
– научить детей слушать и понимать короткие рассказы, уметь отвечать на вопросы по содержанию (можно односложно или короткими предложениями).

Тематическое и лексико-грамматическое планирование в первом периоде обучения

Тема занятий

сентябрь

Обследование

Обследование

Детский сад

Активизация предметного и глагольного словаря, формирование простого предложения

Усвоение обобщенного понятия: игрушки. Образование уменьшительно-ласкательной формы им.сущ. Сенсорное развитие.

Обобщение. Образование уменьшит.-ласкат формы им.сущ. Формирование простого предложения.

Понимание короткого рассказа(стих.). Составление простого предложения.

Понимание короткого рассказа.Сущ. ед.и мн.ч. Обобщение. Дат.п. сущ (кому?)

Обобщение. Уменьшит.-ласкат.ф.им.сущ. Сенсорное развитие.

Каникулы

Осень.Деревья

Образование мн.ч.им.сущ.. Обогащение словаря по теме. Практическое употребление предлога-на.

Активизация словаря по теме. Упражнять в практическом употреблении предлогов –верх-низ.

Одежда-обувь

Предлог-под. Согласование числител. с существ. (один, одна,одно)

Начало зимы

Существ.в дат.п.(кому?).Составление простого предложения различных типов.

Заучивание различных стихов. Прослушивание короткого текста. Праздничное выступление детей.

Индивидуальные занятия в первом периоде

Задачи:

– развитие мышления, памяти, внимания;
– фонетические упражнения для уточнения правильного произношения сохранных звуков; для постановки отсутствующих звуков

Подгрупповые логопедические занятия во втором периоде обучения проводятся 3раза в неделю:

(январь, февраль, март, апрель, май)

2 занятия:
формирование лексико-гамматических средств языка и развитие связной речи;

1 занятие:
интегрированное с воспитателями или со специалистами на закрепление правильного звукопроизношения, развитие фонематического слуха, формирование слоговой структуры слова.

Цель подгрупповых логопедических занятий во втором периоде обучения:

Активизация речевой деятельности и развитие лексико-грамматических средств языка;
– развитие самостоятельной фразовой речи;
– развитие произносительной стороны речи;
– работа над слоговой структурой слова;

Тематическое и лексико- грамматическое планирование во втором периоде обучения

Тема занятий

каникулы

Домашние животные

Упражнять в составлении предложений типа: Собака любит косточку, а кошка молоко. Употребление сущ.род.п. с предл. –у.

Домашние животные и их детеныши

Активизация предметного и глагольного словаря по теме. Обобщение.Образование глаголов от звукоподражаний. Предлог –из.

Дикие животные

Упражнение в пересказе короткого рассказа. Суш. дат.п. без предлога. Предлоги –в-из.

Дикие животные и их детеныши

Обобщение. Пересказ короткого текста Активизация словаря –антонимов. Составление предложений типа: Волк, лиса, медведь живут в лесу.

Продукты питания

Образование глаголов от звукоподражаний. Предлог-за. Составление высказывания типа: Хорошая девочка кормит голубей.

День защитника отечества

Повторение стихов, песен. Работа над выразительностью речи. Выступление детей.

Наша семья

Согласование глаголов с сущ.в роде. Предлог-у. Предложение: Мама, папа и бабушка обедают.

Каникулы

Предлог –на. Составление высказывания типа: Я надела платье на куклу.

Домашние птицы

Обобщение по теме. Составление короткого описательного рассказа.Закрепление глаголов. Предлог-за.

Транспорт

Составление рассказа по серии сюжетных картинок. Образование приставочных глаголов. Прелого-по. Деление слов на слоги.

Составление описательного рассказа. Согласование сущ.с прилагательными. Предлог-по.

Растения

Насекомые

Цветущие растения

Индивидуальные занятия во втором периоде

Задачи:

– развитие артикуляционной и пальчиковой моторики;
– вызывать отсутствующие звуки (раннего и среднего онтогенеза);
– формировать слоговую структуру слова.

Расписание занятий логопеда в детском саду

Расписание занятий логопеда в детском саду можно узнать у администрации. Логопед должен работать по 20 часов в неделю всего 5 дней. График составляется с учетом времяпровождения детей.

Диагностика проблем происходит в сентябре и мае. На 1 ставку логопед за год может помочь не более 25 детям. Логопед может забирать детей для коррекции с любых занятий ДОУ (исключение – музыка и физкультура).

Актуальность своевременной диагностики нарушений речи у детей

Формирование речи ребенка происходит постепенно.

Важно! При обнаружении проблем следует дать согласие на логопедическое обследование в ДОУ. Ранняя диагностика и своевременная коррекция позволят избавить ребенка от психологических проблем. Они могут быть вызваны следствием непонимания сверстников, постоянных поправок родителей

Они могут быть вызваны следствием непонимания сверстников, постоянных поправок родителей.

Можно ли заниматься дома и когда начинать логопедические игры

Некоторые родители предпочитают работать с детьми дома одни. Это требует терпения и понимания. Начать занятия нужно с 2-3 лет, когда ребенок сможет осознанно повторять задания за родителями. Продолжительность урока не должна превышать 15-20 минут

Важно играть в игровой форме, чтобы материал легче усваивался

Примеры уроков для изучения звуков:

  1. Четко произносите тот или иной звук.
  2. Узнайте, как в этом случае работают язык и губы.
  3. Предложите ребенку найти слова, начинающиеся с этого звука.
  4. Нарисуйте букву, придайте ей форму или вырежьте из бумаги.

Рекомендуются общие совместные упражнения. Упражнения выполняются по 10-15 минут перед зеркалом. Каждое действие выполняется 5 раз:

  1. Растяните губы в улыбке.
  2. Улыбнись, покажи зубы.
  3. Кончиком языка пройдитесь по зубам влево-вправо — по нижней челюсти, затем по верхней.
  4. Сверните губы в трубочку.
  5. Откройте рот и приложите расслабленный язык к нижней губе.
  6. Поднимите верхнюю и нижнюю губы, не раздвигая зубы.
  7. Широко откройте рот, прижмите кончик языка к «бугоркам за зубами».
  8. Надавите языком на щеки изнутри.
  9. Откройте рот и проведите языком от одного угла рта к другому.

Также вам нужно обратить внимание на дыхательные упражнения, игры на осознанность (хлопайте в ладоши при произнесении нужного звука или слова) и подвижные игры с руками. Если без обращения к специалисту занятия проводятся более месяца и безрезультатно, необходимо обязательно показать ребенка специалисту

Неэффективные занятия только оттолкнут ребенка от работы над произношением. Нужно понимать, что при наличии сильных дефектов речи в одиночку не справиться

Если без обращения к специалисту занятия проводятся более месяца и безрезультатно, необходимо обязательно показать ребенка специалисту. Неэффективные занятия только оттолкнут ребенка от работы над произношением. Нужно понимать, что при наличии сильных дефектов речи в одиночку не справиться.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОСНАЩЕНИЮ ПОМЕЩЕНИЙ ДЛЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

1. При оснащении помещений для логопедических занятий с детьми, испытывающим трудности в освоении образовательных программ дошкольного образования, рекомендуется предусматривать рабочую зону учителя-логопеда, зону коррекционно-развивающих занятий и игровую зону.

В рабочей зоне учителя-логопеда рекомендуется размещать мебель для ведения профессиональной документации, хранения дидактического материала и консультирования педагогов и родителей (законных представителей) детей; рабочая зона учителя-логопеда рекомендуется оборудовать рабочим местом, канцелярией, офисной оргтехникой.

Зону коррекционно-развивающих занятий рекомендуется оборудовать приборами дополнительного освещения, настенным зеркалом, дидактическими играми, передвижной детской мебелью для планирования учебного пространства в зависимости от возрастных, психофизических и речевых потребностей детей.

При оснащении игровой зоны рекомендуется предусматривать полифункциональное, многопрофильное модульное оборудование, направленное на максимальное раскрытие коммуникативных, сенсомоторных и творческих возможностей детей.

2. При оснащении помещений для логопедических занятий с детьми, испытывающими трудности в освоении образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования, рекомендуется предусматривать рабочую зону учителя-логопеда, зону коррекционно-развивающих занятий и сенсомоторную зону.

В рабочей зоне учителя-логопеда рекомендуется размещать мебель для ведения профессиональной документации, хранения дидактического материала и консультирования педагогов и родителей (законных представителей) детей; рабочая зона учителя-логопеда рекомендуется оборудовать рабочим местом, канцелярией, офисной оргтехникой.

Зону коррекционно-развивающих занятий рекомендуется оборудовать мебелью для проведения индивидуальных и групповых логопедических занятий, приборами дополнительного освещения, настенным зеркалом, учебными пособиями, индивидуальным раздаточным и дидактическим материалами.

При оснащении сенсомоторной зоны рекомендуется предусматривать полифункциональное, многопрофильное модульное оборудование, направленное на максимальное раскрытие коммуникативных, сенсомоторных и творческих возможностей обучающихся.

Специфика организации логопедической работы в ДОУ

Специфика логопедической работы зависит от того в рамках какого ДОУ она реализуется. Логопедическая работа в массовом ДОУ значительно отличается от работу в логопедическому ДОУ. В первую очередь это связано с тем, что логопедическая работа в логосаду осуществляется на специалистом и встраивается в воспитательно-образовательный процесс, в то время как в массовом ДОУ она идет параллельно и осуществляется на логопункте.

Таким образом, логопедическая работа в массовом детском саду является дополнительной в отличие от специализированного детского сада. В расписании детского сада нет специально установленного времени для занятий с логопедом, поэтому приходится тщательно составлять расписание, чтобы занятия с логопедом не проводились в ущерб образовательное программе ДОУ.

Работа логопеда строится на основании учета внутреннего расписания ДОУ. Составленный логопедом график работы и сетка занятий утверждается методистом и заведующим ДОУ.

Кроме того, можно выделить следующие аспекты специфики организации логопедической работы в ДОУ:

  1. В логогруппе все дети имеют равные речевые нарушения, которые определяют программу работы логопеда. На логопункте массового ДОУ все дети имеют различные речевые нарушения (заключение) и соответственно работа строится индивидуально.
  2. В настоящее время для реализации полноценной работы логопункта не существует коррекционной программы, работа осуществляется на основании современных технологий и разработок различных авторов.
  3. Работа логопеда на логопункте, в отличие от речевого сада осуществляется в индивидуальной и подгрупповой форме занятий. Длительность занятия 15-20 минут, 2-3 раза в неделю.
  4. Логопедическая работа на логопункте «вклинивается» в образовательный процесс, дети получают коррекционную помощь порционно, в то время как в речевом саду дети получают помощь ежедневно по специализированной программе.

Определение и зачисление детей на логопедические занятия осуществляется через прохождение психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК), ставящей речевое заключение ребенку и выдающей родителям и специалисту-логопеду официальный документ.

Количество детей, одновременно занимающихся в логопедическом пункте, определяется видами и степенью речевых нарушений. При наличии большого количества детей с тяжелыми нарушениями, в группу может быть включено не более 12 человек. В том случае, если у детей выявлены легкие недостатки речи, то одновременно можно проводить занятия с 20 детьми.

Те же требования лежат и в основе установления сроков коррекционной работы, ведущих форм организации и частоты занятий коррекционно-речевой работы.

Какие домашние задания дают логопеды

Для закрепления результатов логопед назначает домашнее задание. Дело в том, что участие родителей во многом определяет успех исправления произношения. При выполнении домашних заданий требуется помощь взрослых.

Что может порекомендовать логопед сделать дома:

  • гимнастика для языка;
  • пальчиковые упражнения, развитие мелкой моторики;
  • подбор подходящих наклеек или рисунков;
  • лексико-грамматические задания по типу: ласковое наименование, объединение предметов в одно слово, ответ на вопрос и т д;
  • набросать, нарисовать, растушевать, раскрасить — упражнения для подготовки к письму;
  • составьте предложение и рассказ на основе серии изображений.

Дети до 6 лет подсознательно копируют речь родителей, поэтому работы с логопедом будет недостаточно. Обязательно следить за собственной речью, если звуки и слова произносятся четко, правильно ли выровнены предложения. Поэтому родителям не рекомендуется «шепелявить» с детьми и копировать их неуклюжее произношение. При комплексном подходе можно значительно улучшить речь ребенка или полностью избавиться от проблем с ней.

Организация логопедической работы в ДОУ

Индивидуальный план логопедической работы на каждого ребенка важен для работы логопеда. Он включает в себя реализацию поставленных задач:

  • Поиск речевых проблем.
  • Коррекция.
  • Профилактика.

Первый визит к логопеду

Для начала работы требуется согласие родителей на логопедическое обследование в ДОУ. Коррекция проходит в индивидуальной и групповой форме. Количество занятий зависит от успехов малыша. Во время занятий дети занимаются:

  • Артикуляционной и пальчиковой гимнастикой.
  • Постановкой звуков.
  • Закреплением полученных навыков.

Для чего нужен логопед в детском саду

Вот чем занимается логопед в детском саду:

Помощь в постановке звуков. Развитие мелкой моторики

Развивает память и внимание. Учит правильной постановке предложения

Важно! Логопед с помощью своих упражнений развивает ребенка и дает старт для школьной жизни. Чтобы достичь поставленных целей, необходимо обеспечить группу всеми видами логопедических занятий:. Чтобы достичь поставленных целей, необходимо обеспечить группу всеми видами логопедических занятий:

Чтобы достичь поставленных целей, необходимо обеспечить группу всеми видами логопедических занятий:

  • Укреплять мышцы рта.
  • Делать артикуляционную гимнастику.
  • Играть с мелкими предметами.
  • Учить выделять звуки.

Нормативы логопедической службы в ДОУ по ФГОС

ФГОС обеспечивает детей равными правами на получение квалифицированной помощи. В положении установлены принципы работы, направления, формы и режим деятельности логопеда.

ФГОС направлен на осуществление принципов:

  • Раннего выявления проблем.
  • Сопоставления речи и развития ребенка.
  • Сравнение речи в разных ситуациях.
  • Индивидуальный подход к ребенку.

При поступлении на работу логопед получает положение о логопедической службе в ДОУ в соответствии с фгос.

Взаимосвязь учителя логопеда и воспитателя группы

Для решения проблем с дефектами речи необходим комплексный подход, поэтому взаимосвязь учителя логопеда и воспитателя логопедической группы очень важна. Совместная работа включает в себя:

  • Планирование занятий.
  • Обмен информацией.
  • Развитие интереса к изучению.
  • Устранение преград связанных с речевыми проблемами.
  • Благоприятную атмосферу в коллективе.
  • Подготовку детей к упражнениям с логопедом.
  • Совместное закрепление результатов.
  • Наблюдение.

Во время игр проходит логопедическое развлечение в подготовительной группе. В это время дети играют в игры, которые способствуют улучшению произношения звуков, развивают логику.

Важно! В игровой форме воспитатель вызывает интерес к буквам, укрепляет отношения в группе, расширяет кругозор, увеличивает словарный запас. Упражнения проходят с использованием дидактического материала, книг, игрушек. Особенности речевого развития у дошкольников

Особенности речевого развития у дошкольников

Взаимодействие логопеда и психолога в ДОУ

Взаимодействие логопеда и психолога в ДОУ необходимо, ведь речевые проблемы часто бывают следствием психологических. Отклонения в речи сопутствуют низкой активности, недостаточной коммуникабельности, снижением познания мира, плохой памяти, повышенной возбудимости, вспыльчивости, обидчивости, частой смене настроения, плаксивости.

Совместная работа стимулирует речевое и познавательное развитие ребенка. Они занимаются планированием, исследуют результаты, делают рекомендации относительно работы каждого. Пытаются совместно устранить дизартрию и дисграфию.

Педагогическое кредо учителя-логопеда

Логопед понимает, что он нужен детям. Вера малыша в свои силы, вложенная специалистом, творит чудеса. Успех каждого ребенка с речевыми проблемами – это успех педагога. К каждому ребенку можно найти подход, это главное кредо логопеда.

Гимнастика для улучшения речевой функции

В каком возрасте рекомендована профилактическая консультация логопеда

Дети осваивают язык постепенно, и для каждого возраста существуют разные нормы. Конечно, возможны некоторые отклонения, но существенное отличие от общих показателей в развитии — повод для обращения к логопеду. Произношение и понимание звуков, слов и фраз:

  1. В возрасте 1 года следует различать простые слова и жесты, произносится 3-4 слова.
  2. В 2 года словарный запас увеличивается до 50 слов, дети говорят простыми конструкциями из 2–3 слов. Двухлетний ребенок должен правильно произносить звуки б, м, ф, в, т, д, н, к, д.
  3. В 2,5 года формируется элементарная фразовая речь.
  4. В возрасте 3 лет дети начинают употреблять падежные формы, единственное и множественное число, простые предлоги, союзы.
  5. К 4 годам ребенок должен уметь шипеть и шипеть.
  6. Более сложные звуки осваиваются в возрасте 5-5,5 лет. В этом возрасте уже употребляются все части речи, все звуки произносятся четко, в словах не меняются местами (кроме сложных и новых слов, например, «пирог», некоторые «неправильные» слова остаются с детства предыдущими, они хранились неправильно и произносились по-старому — при перепланировке нужно запастись терпением).

С момента формирования речи ребенка можно начинать занятия с логопедом. Серьезные отклонения будут выявлены в течение 2-3 лет, в этом случае не нужно ждать 5 лет. Если суставные нарушения незначительны (например, ребенок не говорит «р» в 4,5 года), лучше сосредоточиться на совместной гимнастике: воспитатель детского сада расскажет вам все базовые упражнения, в которых уроки языка обязательны. Если вы не выводите ребенка в сад и замечаете задержку суставов или плохое развитие, обратитесь к логопеду за советом.

Планирование в группах для детей с ОНР.

Индивидуально–подгрупповое планирование занятий в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи. Первое полугодие (октябрь, ноябрь, декабрь).

Перспективный план работы по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи по периодам в старшей группе для детей с ОНР.

Календарный план проведения фронтальных занятий по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи в старшей группе для детей с ОНР.

Календарный план проведения фронтальных логопедических занятий по формированию фонетической стороны речи в старшей группе для детей с ОНР.

Перспективный план работы по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи по периодам в подготовительной группе для детей с ОНР.

Календарный план проведения фронтальных занятий по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи в подготовительной группе для детей с ОНР.

Календарный план проведения фронтальных логопедических занятий по формированию фонетической стороны речи в подготовительной группе для детей с ОНР.

Логопедическое сопровождение детей с общим недоразвитием речи III уровня в образовательном процессе ДОУ.

Взаимосвязь в работе учителя – логопеда с родителями в группе для детей с ОНР.

Планирование коррекционной работы по развитию эмоциональной лексики у детей с ОНР.

Перспективный план взаимодействия учителя-логопеда и педагога-психолога в подготовительной к школе группе детей с общим недоразвитием речи. Практический материал из опыта работы детского сада.

План коррекционно-развивающей работы по теме: “Развитие пространственного ориентирования у старших дошкольников”.

Календарно-тематический план коррекционно-образовательной деятельности по развитию связной речи с использованием метода наглядного моделирования и схематизации в группе для детей с ОНР.

Цикл семинаров-практикумов для родителей “Организация индивидуальной коррекционно-речевой работы в детском саду и дома”.

Индивидуальное планирование.

Перспективный индивидуальный план работы с ребёнком интегрированной группы для детей с трудностями в обучении 4 – 5 лет (1 год обучения) по элементарным математическим представлениям в первом полугодии учебного года.
Индивидуальная коррекционно-развивающая программа.
План индивидуальной работы с уч-ся 1 класса.
Индивидуальные планы работы с учащимися школы, имеющими нарушения устной и
письменной речи
.

Разное.

План по самообразованию учителя-логопеда.

План взаимодействия учителя-логопеда с субъектами образовательного процесса.
Взаимосвязь работы учителя-логопеда и воспитателя в подготовительной к школе группе.

Перспективное планирование театральной студии “Золотой ключик” (2009–2010 учебный год)
Авторская учебно-методическая разработка “Хочу все знать” для детей подготовительной группы компенсирующей направленности.

Первая встреча с логопедом и диагностика проблем произношения

Логопедическое обследование должно выявить структуру дефекта, поэтому проводится комплексно:

  1. Сначала логопед предлагает заполнить анкету: у ребенка есть заболевания, мешающие развитию речи.
  2. Кроме того, определяется состояние зубов, прикуса, губ, языка, твердого и мягкого неба.
  3. Состояние общей моторики определяется движениями ребенка: как он ходит, прыгает, бегает, выполняет различные задания.
  4. Затем врач обнаруживает пассивный словарный запас ребенка. На этом этапе определяется умение ребенка различать числа, падежи, вопросительные предложения.
  5. Далее определяется активный словарь. Ребенка просят прочитать стихотворение, чтобы выявить проблемы с дикцией, скоростью произношения, темпом и выразительностью речи.
  6. Управление лексико-грамматической структурой речи: модификация слов по числам, образование уменьшительных форм, возможность называть цвет предмета и т.д.

В зависимости от серьезности задачи логопед назначает индивидуальный план занятий
по развитию речи. У каждого ребенка он разный, поэтому невозможно сказать наверняка, насколько быстро будет решена та или иная проблема. На создание звука может уйти от 2-3 сеансов до нескольких месяцев.

Индивидуальные коррекционные занятия с дошкольниками

По разным причинам у многих детей замедляется развитие полноценного произношения. Речевые дефекты не устранятся самостоятельно, для их устранения требуются системные упражнения со специалистом, а также совместные индивидуальные занятия в домашних условиях.

Хорошо продуманная система тренировок обязательно поможет. Индивидуальные логопедические занятия проводятся только после консультации и осмотра.

Общие советы по проведению занятий дома

После детальной диагностики речи воспитанника дошкольного образовательного учреждения необходимо провести коррекцию, начать заниматься логопедическими заданиями для детей. Время на занятия не должно быть больше 20 минут. Согласно теории логопеда, если вы сделаете больше, чем должны, материал не будет усвоен полностью.

Также логопеды советуют заняться игрой, так как в дошкольном периоде игра является основным видом деятельности.

Примечание! Любое занятие логопедом по исправлению произношения звуков строится в игровой форме.

Как построить занятие

Ребенок лучше усвоит материал и совершенно не устанет, если домашнее задание будет проходить в игровой форме

Также при обучении с воспитанником детского сада дома важно правильно выстроить процесс:

начинать упражнения нужно с 3 минут, осторожно увеличивая время упражнения до 20 минут.
Грамотно организовывайте занятия, чтобы у ребенка возникло искреннее желание тренироваться.
заставлять себя заниматься запрещено — положительных результатов от таких упражнений не будет.
Делайте упражнения часто, но ненадолго.
Не критикуйте ребенка за неудачи (важное условие), не кричите, разбирайтесь с пониманием.

Консультация родителей по развитию речи детей 3-4 лет

Каждую ситуацию необходимо проанализировать, понять, почему она не работает, и вместе мы должны попытаться ее решить. Есть много разновидностей логопедических упражнений. Например, онлайн-редакция Шаховской и Волковой предлагает уроки и игры.

Как проходят занятия и какие инструменты используются

Из чего обычно состоит логопедическое занятие:

Пальчиковые игры. Улучшаются мелкая моторика. Было обнаружено, что существует тесная связь между частью мозга, отвечающей за речь, и руками

Когда ребенок разучивает текст с помощью пальцевых игр, у него развиваются внимание, память, скорость реакции, эмоциональность, пространственное мышление. Кроме того, развитию мелкой моторики на занятиях логопедом способствует координация движений обеих рук.
Артикуляционная гимнастика

С его помощью укрепляются мышцы щек, языка, губ, неба. Специалист подберет упражнения для исправления того или иного звука. Гимнастика выполняется перед зеркалом, чтобы ребенок видел все движения.
Стихи для расширения словарного запаса, например, скороговорка для рифм. Они помогают не только пополнить словарный запас, но и быстро освоить тот или иной звук.
Звукоподражания и игры на развитие слуха. Они необходимы для правильного восприятия речи. Чем яснее ребенок воспринимает услышанное, тем легче ему это повторить.

Логопеды также используют постановочные датчики для установки звуков. Такой прибор влияет на положение органов артикуляции, тем самым корректируя произношение.

Логопедическая карта обследования дошкольника

После экзамена логопед должен заполнить федеральную голосовую карту. В его содержание входят данные о речи, слухе, дыхании, заикании, звуковом произношении, строении артикуляционной системы и моторике. Логопед делает заключение на основании обозначенных проблем.

Данные о детях с ОНР переносятся в логопедическую карту студенческого экзамена. Студенты также должны пройти профессиональный голосовой тест. Их также оценивают, читая учебник.

Согласие родителей на логопедическое обследование в ДОУ

Перед обследованием ребенка родители должны подписать форму согласия на учебу. После этой процедуры родитель будет полностью проинформирован о состоянии своего ребенка. Эта информация не передается третьим лицам. Логопед, в свою очередь, обязан продумать план лечения при обнаружении проблем и дать рекомендации. Родитель должен следить за тем, чтобы ребенка сопровождали на уроки.

Мероприятия по умственному развитию

Формы логопедической работы в ДОУ

Основная форма работы с детьми дошкольного возраста в логопункте ДОУ – подгрупповые и индивидуальные занятия. Это обусловлено рядом причин:

  1. Необходимость подстраиваться под занятия, предусмотренные программой ДОУ и режимные моменты.
  2. Различием речевых дефектов у детей.
  3. Различием уровня сформированности когнитивных процессов у детей со схожими речевыми дефектами.
  4. Индивидуальность темпа усвоения коррекционного материала.
  5. Необходимость в вовлечении в работу одновременно нескольких нарушенных в произношении звуков.
  6. Соматическая ослабленность детей, которая влечет за собой часто болезни, пропуски занятий и соответственно процесс коррекции нарушений речи ребенка.

Замечание 2

Таким образом, указанные причины не позволяют сформировать стабильные группы для логопедических занятий. Логопедические подгруппы не постоянны по составу, подвижны.

В настоящее время, одной из актуальных и часто используемых форм логопедической работы является проведение индивидуального занятия с одним ребенком при присутствии других детей. В то время пока логопед занимается с ребенком, другие играют в специально подобранные логопедом игры. Использование данной формы было продиктовано в первую очередь экономией времени, но позже было установлено, что она имеет ряд других положительных сторон: раскрепощенность детей во время занятий, проявление интереса к собственной речи и речи сверстников, мотивация на успешность логопедической работы.

Работа в образовательных учреждениях

Как стать логопедом? Необходимо не только приобрести необходимые навыки и умения, но и уметь применять их на практике. Поэтому во время учебы студенты организуют практики в учебных заведениях, чтобы понимать, чем они будут заниматься.

После окончания учебы большинство из них находит работу в детских садах или школах. Как стать логопедом? Для этого нужно пройти собеседование и доказать работодателю, что вы имеете представление о профессии и понимаете, что вам нужно делать. В идеале вам нужен наставник, который поделится с вами своим опытом.

Вы должны уметь составлять документацию, составлять программы. Как стать хорошим логопедом? В случае затруднений в процессе необходимо обратиться к более опытным специалистам. В конце концов, смогут ли они показать вам, как это правильно делать? и вы покажете, что готовы учиться

А в профессии учителя это важное качество

Также логопед должен уметь общаться с родителями. Следовательно, вы должны уметь аргументировать свою точку зрения и уметь объяснять сложные термины простым и доступным способом. Вы должны показать, что знаете профессию, даже если у вас небольшой опыт работы.

Как стать логопедом? Нужно уметь общаться с детьми, относиться к ним уважительно. Вы должны строить классы так, чтобы детям было интересно и в то же время, чтобы они решали поставленные педагогические задачи.

Обязанности специалиста

Большинство считает, что его работа — исправить неправильное произношение. Но у логопеда много обязанностей, которые касаются не только формулировки и автоматизации звуков. Каковы его обязанности:

  1. Диагностика языкового развития ребенка или взрослого.
  2. Составление плана корректирующих работ с учетом индивидуальных особенностей ребенка или взрослого.
  3. Работайте над произношением звука.
  4. Работайте над связной речью.
  5. Работайте над голосом и дикцией.
  6. Обучение навыкам письма и чтения (т.е специалист помогает ребенку освоить основы грамотности).
  7. Работа по развитию моторной сферы.
  8. Родительская консультация.

Хороший логопед — это специалист, который отлично справляется со своими профессиональными обязанностями. А для этого он должен обладать необходимыми навыками и умениями.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий