Виды социальной адаптации

Понятие и определение в психологии

Социальная перцепция — что это такое в психологии

Психологическое определение адаптивности связано с физиологическими и психическими свойствами организма. В социологии адаптация – это разновидность активности личности, целью которой является обретение комфортного самочувствия в социуме. Этого состояния человек достигает за счет аналитических способностей, адекватной оценки своих умений и потенциала, развитых навыков самоконтроля.

Социально адаптированная личность – это человек, способный принимать обдуманные решения, предвидеть развитие той или иной ситуации.

Адаптированный человек

Социально адаптированный человек это тот, кто успешно решает задачи взаимодействия на 3 уровнях: физиологическом, психологическом, социальном.

Психологи считают, что социальная адаптация – это такой процесс жизни человека в обществе, при котором он хорошо себя чувствует, не испытывает дискомфорта при незначительном изменении обстоятельств, его психика не дает сбоев при воздействии на нее негативных внешних факторов.

Дополнительная информация. Соц адаптация не может существовать отдельно от социализации. Эти два процесса взаимообусловлены и взаимодополняемы.

Социальная адаптация

Социальное привыкание — это включение личности в определённую социальную группу:

  • семью;
  • учебный курс;
  • коллектив;
  • класс;
  • кружок по интересам;
  • сообщество.

Такой процесс, как социальная адаптация включает:

  • принятие правил и норм группы;
  • обучение новому поведению;
  • соблюдение моральных и нравственных ценностей.

Индивид за период адаптации должен гармонично слиться с новой группой.

Пример из жизни

Пример, мама устраивает ребёнка в детский садик. Она постепенно увеличивает время пребывания малыша в новом окружении. Затем она приспосабливает ребёнка, находится в детском саду без её присутствия.

В это время малыш налаживает связи с другими детьми, и учиться самостоятельности. Так он привыкает быть без мамы и вливается в окружение детского сада.

Адаптация персонала

Адаптация персонала — это процесс ознакомления новых сотрудников с правилами, условиями, требованиями, ценностями и задачами профессиональной деятельности. Индивид начинает знакомиться с внутренней атмосферой предприятия. В роли новичка он встраивается в рабочее общество. Его задача ассимилироваться в профессиональной среде, и принять общие цели, задачи и интересы социума.

Любое начальство знает, что будет очень сложно добиться продуктивной и эффективной работы от новичков, если они не смогут адаптироваться в новой среде. Некомпетентность в работе с новыми сотрудниками вызывает замедление развития кампании, потому что рабочий персонал постоянно меняется.

Маленькие фирмы подбирают особый подход для каждого человека. К сожалению, такой подход невозможно осуществить на больших производствах, предприятиях, заводах или организациях. Вместо заботы о каждом сотруднике, начальство применяет доработанные стандартные методы такого процесса, как адаптация для среднего работника.

Механизм социальной адаптации

Механизм социальной адаптации сложный, длительный. Индивид находится под действием мощных внешних факторов, на него давит общественное мнение, его могут осудить за вызывающее поведение или нарушение правового уклада общества.

Изучать соц адаптацию – это значит исследовать активность и самостоятельность человека как важный элемент принятия решений, знакомиться с особенностями его деятельности и отношения к труду, диагностировать уровень ответственности и умение предвидеть последствия своих действий.

Признаками успешного завершения этапов данного процесса являются:

  • В основе характера человека лежит самокритичность;
  • Требовательное отношение к себе и окружающим;
  • Серьезное отношение к работе, качественное выполнение своих должностных обязанностей;
  • Объективное оценивание результатов своего труда;
  • Развитая рефлексия и склонность к самоанализу своих достижений и неудач.

Внимание! На начальном этапе приспособления к жизни в социуме человек стремится преобразовать социальную действительность и имеющиеся условия, а в конечном итоге преобразует свои установки и ценности

Четыре основных принципа адаптивного лидерства

Ниже представлено четыре основных принципа адаптивного лидерства:

Эмоциональный интеллект

Эмоциональный интеллект – это способность распознавать собственные чувства и чувства других людей. При этом понимании адаптивный лидер способен укрепить доверие других участников и установить прочные взаимоотношения.

Организационная справедливость

Еще одним фундаментальным принципом адаптивного лидерства является воспитание культуры честности. Адаптивные лидеры знают оптимальные стратегии для нормального функционирования организации. Также они знают лучшие способы внедрения этих изменений, поэтому люди принимают их. Адаптивные лидеры готовы учитывать мнение других людей и тем самым убеждать их в том, что они значимые и уважаемые.

Развитие

Адаптивное лидерство предполагает изучение нового. Если одна из техник не дает желаемых результатов, адаптивный лидер стремится найти новые стратегии, которые будут работать. Благодаря применению новых методов, происходит профессиональный рост и развитие сотрудников и компании.

Характер

Адаптивное лидерство подразумевает наличие характера – проницательности и креативности. Адаптивные лидеры не всегда могут быть правы, но они пользуются уважением тех, с кем работают, и выполняют то, что рекомендуется.

§ 1. 2. Принципы построения и организации интеллектуальных систем

Изучение ИС позволяет сделать попытку сформулировать общие принципы, которые, не являясь достаточными, отражают необходимые моменты в их организации и функционировании.

п. 1. 2. 1. Принцип системности.

ИС могут быть только сложными системами, функции всех их элементов должны быть согласованы с назначением системы и их местом в них, а также между собой. Именно взаимная согласованность и взаимозависимость элементов системы обеспечивает целостность и функциональную полноту наиболее совершенных ИС. Это может также приводить к структурной или функциональной избыточности.

п. 1. 2. 2. Принцип иерархичности.

Сложная иерархическая многоуровневая структура является основой для одновременного протекания множества процессов. Уровень неординарности итогового процесса зависит от характера совокупности составляющих процессов. Сложная совокупность процессов принципиально характеризуется и сложной структурой. Таким образом, в некотором роде уровень сложности системы и ее структуры определяет и потенциальный уровень ее интеллекта.

п. 1. 2. 3. Принцип многоканальности.

Получение согласованных с обстоятельствами и средой решений различных задач основывается на информации, получаемой извне по многим каналам и работающим на различных физических принципах, что позволяет иметь разнородную характеристику специальных свойств объектов среды. Комплексирование информационных данных позволяет иметь более объективную и более полную картину о происходящих процессах. Разнородная информация, получаемая по разным каналам, обрабатывается примерно за одинаковое минимально возможное время.

Наглядность этого принципа характеризует следующий факт. Человек способен решать различного рода опознавательные задачи за доли секунды, а зрительная система человека несомненно работает как параллельное устройство, Параллельная обработка как зрительной информации, так и поступающей в мозг человека от других органов чувств, дозволяет реализовать инвариантное опознавание объектов.

п. 1. 2. 4. Принцип адаптивности.

Принцип адаптивности предполагает наличие у ИС потенциальных возможностей улучшения работы: в условиях априорной и текущей неопределенности на основе обучения на опыте.

Особая роль при этом принадлежит элементам системы — реализующим память.

Адаптация может происходить путем самонастройки, самообучения или самоорганизации. Адаптивные способности могут определяться объе­мом информации (памятью) системы и потребными затратами времени на ее обработку.

п. 1. 2. 5. Принцип взаимности функциональных и структурных свойств.

Естественно, что назначение системы, ее функции непосредственно влияют на структуру системы. Однако и структура системы должна способствовать наиболее полной

реализации функций.

п. 1. 2. 6. Принцип эквифивальности.

Этот принцип предполагает наличие у системы множества взаимосогласованных последовательностей реакций на определенные внешние воздействия, приводящих к одному и тому же практически полезному результату.

п. 1. 2. 7. Принцип динамического самопрограммирования.

Самая замечательная особенность нервного управления, наиболее ярко выраженная в целеустремленном творческом разуме человека, заключается в способности на основании разнообразного анализа ситуаций мгновенно создавать сложнейшие и вместе с тем оптимальные программы деятельности, которые непрерывно перестраиваются и корректируются с учетом прошлых событий, текущей действительности и прогнозирования будущего. Уже образование элементарного условного рефлекса представляет собой выработку новой программы поведения. Усложнение условных рефлексов означает все более высокую самоорганизацию поведенческих программ. В кибернетическом смысле основная функция высшей нервной деятельности состоит в динамическом поведении самопрограммирования.

Виды и признаки адаптации

Виды адаптации обычно делят на 4 – биологическая, социальная, этническая, психологическая.

Биологическая адаптация

Под биологической адаптацией понимается физиологическая сторона человека, состояние его здоровья. Яркий пример биологической адаптации – приспособление человека к заболеваниям, неблагоприятным факторам окружающей среды, погодным условиям, в путешествиях.

Социальная адаптация

В процессе социальной адаптации осуществляется приспособление человека в группе людей, отдельной личности или сообществу. Успешно адаптировавшийся человек сможет более успешно осуществлять свои жизненные цели и планы. В качестве примера можно привести адаптацию человека в учебном заведении, в рабочем коллективе, в культурной среде.

Процесс приспособления человека к окружающему миру может происходить пассивно, когда индивид ничего не меняет в условиях среды и просто приноравливается к уже имеющемуся. Бывает и активная адаптация, где человек меняет условия собственной жизнедеятельности.

Например, школьник вынужден по причине переезда его семьи поменять школу. В новой школе он может просто ходить на уроки и поверхностно со всеми общаться, получить аттестат и двигаться по жизни дальше. Также он может проявить свои лидерские качества, постараться стать полноправным членом коллектива, участвовать в жизни класса и школы, высказывать свое мнение и влиять на окончательное решение по тому или иному вопросу.

Этническая адаптация

Этническая адаптация подразумевает приспособление этнических групп к особенностям среды их проживания, социальным и материальным условиям.

Особенно остро в современном мире стоит проблема адаптации этнических меньшинств, расистского и ущемляющего к ним отношения в социальном плане. Например, людей, которые приехали из стран ближнего зарубежья, неохотно берут на официальную, серьезную работу. Часто им приходится выполнять низкооплачиваемую работу, в которой не подразумевается значительного карьерного роста (уборщик, курьер, продавец, грузчик).

Психологическая адаптация

Это важный социальный критерий, благодаря которому определяется место человека в обществе. Психологическая адаптация зависит от многих условий (характер человека, его темперамент, социальный статус, особенности окружения индивида).

В психологическую адаптацию входит умение человека переключаться с одной роли на другую. Например, для комфортной адаптации мужчина регулярно переключается на разные роли (роль мужа, отца, руководителя отдела, сына, наемного работника и т.д.). Если человек не умеет менять роли, это затрудняет адаптацию. Именно хорошее психологическое здоровье помогает обеспечить высокий уровень адаптации личности.

Не всегда процесс психологической адаптации проходит успешно и адекватно. Под воздействием негативных факторов у человека может сформироваться девиантное поведение (отклоняющееся).

Иные формы социальнои̌ адаптации

Совокупность приемов, используемых личностью в процессе приметодления, принято интерпретировать как форсы социальнои̌ адаптации. В данном разделе выделим ещё 3 главные формы, которые возникают у каждого социального субъекта на разных этапах своᴇᴦο развития:

  1. Психофизиологическая адаптация – ϶то совокупность физиологических реакций организма, взаимозависимых и взаимообусловленных психическим и личностным компонентами существования индивида. Психофизиологическая адаптация непосредственно связана с процессом под названием ʼʼфрустрацияʼʼ. Ее понимают в двух основных значениях: как неблагоприятные условия или обстоятельства, которые препятствуют достижению поставленных целей; как состояния, которые возникают вследствие невозможности преодолеть определенные жизненные трудности или поражения, что к сужению границ адаптивнои̌ психофизиологической нормы.
  2. Социально-психологическая адаптация – ϶то преодоление индивидом проблемнои̌ ситуации. В ходе процесса он использует навыки социализации, которые были приобретены на предыдущих этапах развития. Эта форма адаптации выражена в виде непрерывного процесса, и рассматривают её в трех основных аспектах. Когнитивный аспект социально-психологической адаптации – отражает психические процессы личности, связанные с познанием (восприятие, представления и воображение, а так память и мышление). Эмоциональный аспект – отражает различные моральные чувства, а так эмоциональные состояния человека (например, беспокойство, тревога, стресс, озабоченность, осуждение и сочувствие). Поведенческий аспект социально-психологической адаптации – включает в себя конкретную направленную деятельность индивида в условиях существования в обществе.
  3. Третья форма социальнои̌ адаптации – профессиональная адаптация. Она предполагает приметодление индивида к новому виду профессиональнои̌ деятельности, к новым условиям труда, а так к специфическим чертам конкретнои̌ профессии и специальности.

Среди общих характеристик можно выделить целостность, непрерывность, динамичность, а так относительную устойчивость.

Формы психологической адаптации

В психологии различают три формы адаптации: формальную, общественную и дидактическую.

Формальная адаптация — это познавательно-информационное приспособление к новому окружению, новым требованиям и обязанностям. Например, ты привыкаешь к новым трудовым обязанностям.

Адаптация на новом рабочем месте

Общественная адаптация — это процесс внутренней интеграции (объединения) групп и интеграция этих же групп в целом. Например, ты привыкаешь к новым людям в коллективной деятельности (учеба, работа, хобби).

Дидактическая адаптация — это подготовка студентов к новым формам и методам учебно-воспитательной работы образовательного учреждения. Здесь идет речь именно о привыкании к новой социальной роли – студента.

Что такое социальная адаптация?

Социальной адаптацией («adaptatio» в переводе с лат. «приспособление») — это непрерывный процесс, в ходе которого индивид или группа людей интегрируется в общество, приспосабливается к новой социальной среде, ее требованиям и условиям.

Результат социальной адаптации – развитие самосознания личности, формирование поведенческих паттернов, способность самореализоваться. В ходе данного процесса происходит обучение человека созданию гармоничных взаимоотношений с другими людьми, природой, социумом. Всю жизнь индивида происходит не просто освоение и принятие социально значимых норм и установок, но и их передача другим членам социума.

От того, насколько быстро и легко пройдет адаптация, будет прямо зависеть возможность человека самореализоваться, выявить и раскрыть свой творческий потенциал. Данный процесс подразумевает создание совершенно новых социальных связей. Если они будут крепкими в достаточной мере, то и поставленные цели будут достигнуты. Но под адаптацией следует понимать не только общение и привыкание, данный процесс намного глубже. Приспосабливаясь к новым условиям, индивид будет оценивать свои способности, соотносить возможности для удовлетворения своих потребностей с ресурсами общества.

Виды социальной адаптации

Социальная адаптация бывает нескольких видов, для классификации которых используются определенные признаки. К их числу относится:

Управленческая (организационная) . Если не будет управления, человек не получит благоприятные условия, не будет создано предпосылок, чтобы его социальная роль развивалась, оказывать на него воздействие, обеспечивать деятельность, которая отвечает интересам личности и общества.

Экономическая . Для данного процесса характерна высокая сложность. В ходе него индивиды и субъекты усваивают новые социально-экономические нормы и принципы экономических отношений

Здесь особую важность имеет «социальный блок», в составе которого процесс адаптации к социальной действительности размеров пособий по безработице, уровню зарплаты, пенсий, существующие в реальности. Важно, чтобы они отвечали как физиологическим потребностям человека, так социально-культурным

Полноценная социальная адаптация человека невозможна, если он живет в бедности, его едва сводит концы с концами.

Педагогическая . Адаптация индивида к образованию, обучению, воспитанию, в результате чего формируется система его ориентиров на ценности. Для педагогов сегодня особенно актуальна проблема дезадаптации индивидов детского и подросткового возраста.

Психологическая . С точки зрения психологии, процесс адаптации подразумевает приспособление органов чувств к стимулам, которые на них воздействуют, чтобы рецепторы были лучше защищены от лишней нагрузки. Психологическая адаптация – это непрерывный процесс, в котором пребывает индивид, потому что происходят постоянные изменения социально-экономических условий жизни, политические и моральные ориентации, экология и другие факторы.

Профессиональная . В ходе профессиональной адаптации индивид приспосабливается к новой деятельности, новому окружению, условиям труда, особенностям профессии. Успешность определяется склонностью человека к конкретной профессиональной деятельности, совпадением личностной и общественной мотиваций трудовой деятельности и др.

Пример социальной адаптации

Социальная среда – семья, коллектив на работе, соседи в доме и другие социальные группы. Социальная адаптация нужна для того, чтобы личность могла включиться в процессы в социальной среде. Кроме этого, социальная адаптация – это один из важных инструментов, изменяющий как личность, так и саму среду.

Для лучшего понимания того, что такое социальная адаптация, можно рассмотреть пример, когда на предприятие приходят новые сотрудники. В современной прикладной социологии и социальной психологии такую адаптацию исследуют наиболее широко. Это объясняется тем, что данная проблема имеет практическое значение, потому что от ее эффективного решения зависит экономическая составляющая работы компании.

Две сложные системы (личность и компания) начинают взаимодействовать. Успешная адаптация новых сотрудников компании во многом зависит от таких факторов: материально-техническая оснащенность, тип и уровень организации труда, особенности отношений внутри коллектива, уровень корпоративной культуры и оплаты труда. Требования компании заключаются в этих характеристиках, одновременно они показывают преимущества, которые выгодно выделяют компанию среди других участников на рынке труда.

Классификация

В зависимости от причин:

  • физиологическая / патогенная;
  • социально-психологическая.

В зависимости от характера проявления:

  • поведенческая / явная;
  • глубинная / скрытая.

В зависимости от области проявления:

  • мировоззренческая / социально-идеологическая;
  • коммуникативная;
  • субъектно-личностная.

По глубине охвата:

  • общая / полная;
  • частная / частичная.

По характеру возникновения:

  • первичная;
  • вторичная.

В настоящее время для диагностики и коррекции у детей и взрослых применяются все вышеперечисленные классификации. Такое разнообразие позволяет не упустить ни один аспект в описании нарушения, а это, в свою очередь, помогает подобрать наиболее успешные инструменты коррекции.

Технология и виды социальной адаптации

Технология социальной адаптации предполагает использование специальных методов, формирующих у человека правовую основу сознания, активность, стрессоустойчивость, коммуникабельность, ответственность, самостоятельность, самоорганизованность и навыки самоконтроля.

Дополнительная информация. По мнению известных педагогов, самыми эффективными методами формирования социальной адаптации являются положительный пример взрослых, методы трудового воспитания, убеждение, разъяснение, анализ поведения литературных персонажей. Родители могут способствовать этому процессу, предоставляя ребенку самостоятельно прибираться в своей комнате, выполнять посильные обязанности по дому.

Полная социальная адаптация складывается из следующих видов этого процесса:

Управленческая адаптация – это умение создавать комфортную обстановку дома и на рабочем месте. Этот вид преобразования окружающей действительности помогает человеку лучше понять и освоить широкий спектр социальных ролей, научиться получать удовольствие от работы и приносить пользу обществу.

Получает удовольствие от жизни и работы

  • Экономическая адаптация – это усвоение законов функционирования экономики и общества, формирование основ финансовой грамотности человека, умения планировать свои доходы и расходы. Экономический блок крайне важен для формирования у человека умения зарабатывать и обеспечивать себе комфортную жизнь.
  • Педагогическая адаптация – это привыкание ребенка к принципам организации непрерывного образовательного процесса, в ходе которого формируется ценностный блок в структуре личности. Показателями сформированности этого блока адаптации являются развитый познавательный интерес, любовь к чтению, жажда деятельности, постоянное саморазвитие, успешная самореализация в том или ином виде деятельности, занятия творчеством.
  • Психологическая адаптация – выработка адекватных реакций со стороны нервной системы на воздействие внешних раздражителей. Социально адаптированными, с позиции данного блока, можно считать уравновешенных людей, умеющих найти общий язык с разными партнерами по общению, способных сохранять самообладание и не показывать окружающим свое плохое настроение.

Социальная адаптация сопряжена с сознательными глобальными изменениями представлений, установок и моделей поведения человека. Условия жизни в обществе динамичны, поэтому необходимо тренировать стрессоустойчивость и гибкость, чтобы успешно адаптироваться в социуме.

Успешная адаптация к социуму

https://youtube.com/watch?v=yQ_ePQ_8mRE

Этапы социальной адаптации

Процесс социальной адаптации характеризуется постоянным течением и высокой динамикой. На протяжении всей жизни человек находится в этом процессе. Исследователями было выделено основные этапы процесса адаптации индивидов детского и подросткового возраста:

  • от рождения до 1 года – полная зависимость ребенка от взрослых, с которыми происходит постоянное взаимодействие;
  • 1-3 года – начинается копирование членов семейства, применение средств манипуляций;
  • 3-6 лет – первый выход за пределы семейного социума, открытие и изучение новых ролей, соотношение себя и других членов семьи, сознательное копирование;
  • 6-10 лет – начало школьной жизни, приспособление к новым условиям и людям, активный интеллектуальный прогресс, проявление индивидуальных личностных качеств;
  • 10-11 – 14-15 лет – активное налаживание коммуникации и взаимодействие с одногодками, формируется самосознание, поиск индивидуальности, проявление чувств к противоположному полу.

Если воспитание будет неправильным, последствия в будущем могут быть негативными. Детский и подростковый возраст – период приобретения индивидом навыков, которые нужны ему, чтобы развивать свою личность, успешно адаптироваться в социуме.

Социально-психологический подход к проблеме дезадаптации

В
процессе социально-психологической адаптации меняется и внутренний мир
человека: появляются новые представления и знания о деятельности, которую он
выполняет, что приводит к самокоррекции и самоопределению личности. Самооценка
личности, связанная с новой деятельностью субъекта, его цели и задачи,
трудности и требования, уровень требований, образ «Я», рефлексия,
«Я-концепция», оценка себя в сравнении с другими, также претерпевают
изменения. На основе этих причин происходит изменение отношения к самоутверждению,
человек приобретает необходимые знания, навыки и умения. Все это определяет
суть его социально-психологической адаптации к обществу, успешность его
обучения.

Рассматривая
личностную дезадаптацию на социально-психологическом уровне, авторы выделяют
три основных варианта личностной дезадаптации:

а)
устойчивая ситуативная дезадаптация, которая возникает, когда человек в
определенных социальных ситуациях (например, в составе определенных малых
групп) не находит путей и средств адаптации, хотя и предпринимает такие попытки
— это состояние можно соотнести с состоянием неэффективной адаптации;

б)
временная дезадаптация, которая устраняется адекватными адаптивными
мероприятиями, социальными и интрапсихическими действиями, что соответствует
неустойчивой адаптации.

в)
общая устойчивая дезадаптация, представляющая собой состояние фрустрации,
наличие которой активизирует формирование патологических защитных механизмов.

К
проявлениям психологической дезадаптации относятся так называемая неэффективная
дезадаптация, которая выражается в формировании психопатологических состояний,
невротических или психопатических синдромов, а также неустойчивая адаптация в
виде периодических невротических реакций, обострения акцентуированных черт
личности.

Результатом
социально-психологической дезадаптации является состояние личностной
дезадаптации.

Конфликт
формирует основу дезадаптивного поведения, и под его влиянием постепенно
формируется неадекватная реакция на условия и требования окружающей среды в
виде поведенческих отклонений в ответ на систематические, постоянно
провоцирующие факторы, с которыми ребенок не в состоянии справиться. Вначале у
ребенка наблюдается дезориентация: Он теряется, не знает, как вести себя в
данной ситуации, чтобы справиться с этой перегрузкой, и либо не реагирует
вообще, либо реагирует первым возможным способом. Поэтому на начальном этапе
ребенок в определенной степени дестабилизирован. Через некоторое время это
замешательство пройдет, и он успокоится; если такие признаки дестабилизации
повторяются достаточно часто, это приведет к возникновению стойкого внутреннего
(неудовлетворенность собой, положением) и внешнего (по отношению к окружению)
конфликта, что приведет к постоянному психологическому дискомфорту и, как
следствие такого состояния, к дезадаптивному поведению.

Эту
точку зрения поддерживают многие отечественные психологи (Б.Н.Алмазов,1986;
М.А.Аммаскин,1979; М.С.Певзнер,1995; И.А.Невский,1981; А.С.Белкин,1981;
К.С.Лебединская,1988 и др. ) Авторы определяют отклонения в «поведении
через призму психологического комплекса средового отчуждения субъекта,
вследствие чего, не имея возможности изменить среду, пребывание в которой для
себя обременительно, осознание своей некомпетентности заставляет субъекта
переходить на защитные формы поведения, создавать смысловые и эмоциональные
барьеры по отношению к окружающим людям, снижать уровень притязаний и
самооценку».

Эти исследования составляют основу теории, учитывающей компенсаторные возможности организма, где социально-психологическая дезадаптация понимается как психологическое состояние, обусловленное функционированием психики на пределе ее регуляторных и компенсаторных возможностей и проявляющееся в недостаточной активности личности, в трудностях реализации ее основных социальных потребностей (потребности в общении, признании, самовыражении), в нарушении самоутверждения и свободного выражения своих творческих способностей, в неадекватной ориентации в ситуации общения.

Факторы

Причинами расстройства адаптации становятся эмоциональные и стрессовые факторы. Они провоцируют развитие негативного эмоционального состояния, в котором человек не способен адекватно реагировать на изменения среды. К таким причинам относятся:

  • эмоциональное и психологическое насилие;
  • сложная жизненная ситуация, вызванная внезапными изменениями внешних условий;
  • хронические расстройства ЦНС;
  • соматические заболевания;
  • длительная повышенная психическая нагрузка;
  • пребывание в ситуации ограниченного ресурса (недосып, недоедание).

В группе риска находятся люди, чьи жизненные условия способствуют расстройству адаптации: военнослужащие, медицинские работники, мигранты, пожилые люди, студенты.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий