Причины, диагностика и клиника ЗПР в кодировке МКБ 10 у детей

Кодификация нарушений речи по МКБ 10

Существует несколько разновидностей речевых нарушений. Ниже они рассмотрены подробнее.

МКБ

Клинические симптомы ЗРР

Сам термин ОНР (общее недоразвитие речи) в свое время ввела Левина Р. Е. Чем раньше родители заметят у ребенка сигналы, свидетельствующие о том, что развитие его речи не соответствует возрастным нормам, тем выше вероятность того, что лечение даст возможность устранить либо свести к минимуму последствия нарушения.

Когда отмечается задержка психоречевого развития (код по МКБ 10), у детей выделяют следующие симптомы:

  • Отсутствие реакции на речь близких, наблюдаемое в возрасте до 9 месяцев.
  • Отсутствие реакции на смену интонации говорящего.
  • Отсутствие попыток начать элементарную речевую деятельность (к ним относятся характерный лепет, гуление и т. д.).
  • Стремление строить общение со взрослыми при помощи элементарных эмоциональных проявлений.
  • Отсутствие звукоподражания.
  • Отсутствие реакции на свое имя.
  • Нарушения глотания и жевания.

В возрасте от года до двух лет ребёнок с ЗРР не показывает и не называет изображенные на картинке предметы. Он не способен отвечать на простые вопросы, не реагирует на просьбы, высказанные даже близкими людьми. От двух до трех лет ему тяжело выполнять задания, требующие назвать предметы, он не может выполнить два и более действия подряд друг за другом. Он также не умеет составлять распространенные предложения, а в более сложных случаях — даже простые словосочетания.

Проблемы с речью у ребенка 5 лет и старше выдает то, что он не может разговаривать предложениями, используя лишь словосочетания. Большую часть звуков он произносит неправильно, из-за чего зачастую бывает сложно понять, о чем говорилось. Реакция на обращения взрослых к себе чаще всего отсутствует; ответы на вопросы крайне просты, односложны.

Специфические расстройства развития речи и языка

В целом, специфические расстройства развития речи и языка, в частности ЗПРР обозначены в МКБ под кодом F80. К ним относятся нарушения, которые проявляются уже на ранних стадиях развития речи. И хотя формально, они не соотносятся недостатками сенсорной чувствительности, с нарушениями неврологических или речевых механизмов, умственной отсталостью или факторами окружающей среды, они нередко бывают сопряжены со смежными проблемами: недостатками чтения либо письма, произношения и правописания слов. Страдают и межличностные отношения, эмоционально-волевая и личностная сфера.

Коррекция речевых нарушений

Дополнительные факты о ЗРР

Первые попытки звукоподражания у ребенка начинаются в возрасте примерно 1,5-2 месяцев. Он уже почти не плачет и переходит к стадии гуления, когда ребенок еще не произносит звуки как таковые, но пытается с их помощью привлечь к себе внимание взрослых

Важно! Первое время малыш начинает гулить только если он ощущает комфорт как физический, так и психологический. Ему нужно родительское внимание, забота, быть накормленным и сухим

Ему нужно родительское внимание, забота, быть накормленным и сухим

Важно! Первое время малыш начинает гулить только если он ощущает комфорт как физический, так и психологический

Ему нужно родительское внимание, забота, быть накормленным и сухим

Общие сведения

В логопедии данное нарушение выделяют под названием общее недоразвитие речи (ОНР). Оно может быть нескольких уровней. Как правило, говорить о проблемах целесообразно к трем годам. Это критический период для развития речи. Если к этому времени ситуация не улучшилась, то родителям стоит посетить специалистов.

Не каждый родитель знает, что именно считать задержками развития. К году ребенок должен владеть 10 словами. Обычно они простые «мама», «папа», «дай» и т. п. Допускается использование звукоподражаний «ава», «киса», «биби» и т. п.

К двум годам активный словарь состоит уже из 200 слов, есть простая фраза «я кушаю», «дай Машу» и т. п. К трем годам показатель увеличивается до 800 слов, появляются части речи, предлоги и часть звуков.

Развиваться речь продолжает и после трех лет. Поэтому если она начнет серьезно отставать от нормы, то нагнать упущенное будет тяжело. Проблемы с речью чреваты нарушением работы всех остальных функций психики:

  • памяти;
  • мышления;
  • внимания и т. п.

ЗРР у детей

Диагноз ЗРР (код по МКБ 10 у детей) допустимо устанавливать детям 3-4-х лет, не ранее. Темповая задержка затрагивает развитие:

  • звуков начального онтогенеза (П, М, Ф, В, Т, Д, Н, К, Х);
  • словаря (количество знакомых для малыша слов в соответствии с возрастом);
  • фразовой речи (ляля, папа, амам);
  • полностью связанной, разборчивой речи.

Задержка речевого развития МКБ 10 у детей диагностируется примерно у 10 % всех малышей. Она отрицательно сказывается на формировании всех остальных процессов высшей нервной деятельности, и в некоторых случаях может обозначаться термином ЗПРР (задержка психо-речевого развития).

Индивидуальные особенности развития или отставание?

Чтобы не ошибиться с постановкой диагноза, необходимо знать, где имеет место индивидуальная особенность развития, а где уже идет речь об отставании. Каждый малыш развивается в своем темпе, поэтому нормы развития довольно гибкие. Например, нормой для годовалого возраста считается произношение 10 слов, но это не означает, если ваш ребенок говорит всего 7, то ему уже надо ставить задержку речевого развития. На это влияет даже половая принадлежность: ни для кого не секрет, что мальчики всегда немного отстают в развитии от девочек. Это объясняется просто, если заглянуть в физиологию. Речь может адекватно формироваться при согласованной работе обоих полушарий, которые связаны между собой пучком нервных волокон — мозолистым телом. У мальчиков этот пучок гораздо тоньше, поэтому и связь между полушариями развивается медленнее, что и приводит к более позднему развитию речи. Мальчишкам просто сложнее свои мысли преобразовать в слова, но это не значит, что они не понимают. Если нет патологий в развитии мозговых структур или психических отклонений, то со временем все придет в норму, и будущий мужчина заговорит не хуже девчонок. Но мамочкам мальчишек не стоит пускать на самотек ситуацию, особенно, если имеет место сильное отставание, потому что именно среди мальчиков процент ЗПРР достаточно велик. Многие мамы интересуются, при ЗПРР во сколько дети начинают говорить? Можно сказать только одно, если до 2,5 лет нормой считается «малышовая» речь, неполное произношение слов, то после этого возраста ребенок должен складывать слова в простые предложения. Если нет таких попыток, то стоит бить тревогу и обращаться к специалистам. Для родителей совсем не понятно, если ставится диагноз ЗПРР, что делать, но, прежде всего не стоит паниковать. Терапия, начатая вовремя, дает неплохие результаты.

Какие основные причины задержки речевого и психического развития?

Задержка речевого и психоречевого развития — это не самостоятельные заболевания, а следствия отклонений в развитии головного мозга, центральной нервной системы.

Факторы, провоцирующие ЗПРР:

  • Болезни матери во время беременности. Нарушению развития плода может способствовать проникновение инфекции, отравление, травмы.

  • Кислородное голодание (гипоксия) плода в утробе матери.

  • Тяжелые роды (стремительные, преждевременные, обвитие пуповины вокруг шеи), травма ребенка при родах (перинатальная энцефалопатия, травма ЦНС, шейных отделов позвоночника).

  • Перенесение ребенком тяжелых инфекций (вызвавших заболевания мозга) и травм в раннем возрасте.

  • Генетические, хромосомные заболевания, при которых нарушается структура мозга.

  • Неправильное воспитание: ребенок растет под слишком сильной опекой или, наоборот, брошен на произвол судьбы, с ребенком дома жестоко обращаются. Чаще дети с ЗПРР выходят из асоциальных семей.

  • Тяжелая психическая травма в раннем возрасте.

Заболевания, которые могут вызывать задержку психоречевого развития:

  • врожденные аномалии ЦНС и обменные нарушения в ней;

  • эпилепсия и другие психические заболевания;

  • ишемия головного мозга;

  • гидроцефалия;

  • повышенное внутричерепное давление;

  • ДЦП;

  • опухоль головного мозга;

  • патологии сосудов головного мозга;

  • лейкодистрофии;

  • нарушение ликвородинамики.

Еще раз подчеркнем, что задержка речевого и психического развития возникает из-за нарушения работы мозга (под влиянием родовых травм, инфекций), наличия некоторых наследственных заболеваний (ЗПРР усугубляется в каждом последующем поколении), неблагоприятного психологического климата, в котором растет ребенок. Так что лечить нужно не только ЗПРР, но и в первую очередь причины ее появления.

Особенности обучения и воспитания детей дошкольного возраста с ЗПР

Определение 1

Задержка психического развития (ЗПР) – это темповое отставание развития психических процессов у ребенка, характеризующееся незрелостью эмоционально-волевой сферы, которое может быть потенциально преодолено посредством специально организованного коррекционного обучения и воспитания.

Речь является одной из важнейших функций, которые крайне необходимы для полноценного психического развития ребенка. Именно своевременно сформированный грамматический строй языка ребенка является главным условием его полноценного психического и речевого развития. У детей дошкольного возраста с ЗПР речевая система недостаточно сформирована. Несформированность имеет различную степень, в зависимости от организованной с ребенком коррекционной воспитательно-образовательной работы и степени ЗПР. Зачастую речь дошкольника с ЗПР имеет ситуативный характер. Переход к контекстной речи отмечается ближе к школьному возрасту.

В настоящее время, дети дошкольного возраста с ЗПР обучаются и воспитываются по специально разработанным для них коррекционным программам. Также с недавнего времени реализуются новые виды обучения и воспитания, которые называют интегрированными.

Замечание 1

Интегрированные вид обучения и воспитания для детей дошкольного возраста с ЗПР – это специально организованный педагогический процесс, который объединяет детей, имеющих различные формы ЗПР, и реализуемый не в рамках специального коррекционного учреждения, а в рамках обычных ДОУ.

Интегрированное обучение и воспитание подразумевает, что дети с ЗПР занимаются и воспитываются с нормально развивающимися сверстниками. Данный подход является качественно новым в современной педагогике и показывает высокие результаты.

Процесс воспитания и обучения детей дошкольного возраста с ЗПР опирается на особенности индивидуального психического развития детей. К таким особенностям относятся:

  • недостаточный запас знаний об окружающем мире;
  • низкая познавательная активность;
  • замедленный темп генерирования высших психических функций;
  • слабая регуляция случайной деятельности;
  • нарушение различных сторон речи.

Особое значение в развитии ребенка дошкольника с ЗПР имеет речь. Именно уровень ее развития позволяет судить об общем психическом развитии ребенка, а также о имеющихся у него отклонениях и аномалиях. Выявленные аномалии и отклонения показывают исследователям, какие стороны психофизического развития ребенка требует особого внимания. Касаться они могут речевой и слуховой систем, зрительного восприятия, интеллектуальной сферы, двигательной системы и эмоционально-волевой сферы. Причины данных отклонений весьма разнообразны. Кроме всего прочего, дети с ЗПР отличаются низкой работоспособностью и продуктивностью, неустойчивой памятью и слабым развитием опосредованного запоминания.

Замечание 2

При организации обучения и воспитания детей дошкольного возраста с ЗПР необходимо помнить, что в младшем дошкольном возрасте дети с ЗПР имеют выраженную задержку речевого и двигательного развития, а в старшем дошкольном возрасте у них отмечается отставание в полноценном овладении речевой деятельностью.

Умственная отсталость

Такое название получило недоразвитие психической деятельности. Как правило, ее провоцируют несколько факторов, среди которых на первом месте генетические заболевания. Другую группу составляют экзогенные факторы: травмы, интоксикации, инфекции, гипоксия плода.

Умственная отсталость имеет необратимый характер и характеризуется следующими особенностями:

  • тотальность поражения – нарушаются все нервно-психические функции. В особенности страдает речь – грамматическая сторона, активный словарный запас очень скудный. Эмоции плоские, однообразные, мало контролируемые;
  • в первую очередь среди психических процессов страдает мышление. Его дефицит приводит к недоразвитию элементарных процессов психики: память, речь, восприятие.

УО, прежде всего, представлена олигофренией. Это недоразвитие мозга, связанное с повреждением коры больших полушарий, необратимого характера. Является врожденным или приобретенным до двухлетнего возраста дефектом.

Различают три степени олигофрении:

  • дебильность;
  • имбецильность;
  • идиотия.

Они различаются степенью выраженности интеллектуального дефекта. Если IQ при дебильности составляет от 50 до 70, то при идиотии этот показатель равен 20.

Дети, страдающие дебильностью, способны к простому труду. Им сложно усваивать новые навыки, а их эмоции весьма примитивны. Сенсомоторные реакции замедлены. Сохраняется фразовая речь, механическая память. Они способны овладевать базовыми навыками чтения, письма, счета. Дебильность – самая легкая степень расстройства.

Имбецильность сохраняет наиболее примитивные навыки самообслуживания, способность запоминать небольшой объем информации, позволяет получить элементарные учебные навыки.

Идиотия – грубое, глубокое нарушение мышления (практически отсутствует) и всех психических процессов в целом. Такие дети не способны к самообслуживанию, плохо ориентируется в пространстве. Практически никого не узнают кроме ухаживающих за ними людей. Поведение чаще диктуется инстинктивными программами. Речь непонятная. Такие выражения эмоций как плач, слезы, не свойственны.

Деменция – это приобретенное слабоумие, развивающееся у ребенка после 2-3 лет, и сопровождающееся распадом уже сформированных психических функций. Спровоцировать деменцию могут инфекции или травмы. Состояние характеризуется неравномерностью поражения, когда одни отделы ГМ страдают больше, чем другие.

Лечение при диагнозе F83

Лечение F83 заключается в проведении коррекционных мероприятий, направленных на развитие и улучшение речевых навыков пациента. В зависимости от конкретного случая, лечение может включать в себя занятия с логопедом, применение медикаментозной терапии, психологическую поддержку и другие методы. Лечение должно быть индивидуальным и адаптированным к потребностям конкретного пациента.

Основным методом лечения, конечно, является логопедическая терапия, которая направлена на устранение нарушений развития речи и языка. Логопедическая терапия может проводиться индивидуально или в группах, и включает в себя специальные упражнения, игры и другие методики, направленные на развитие навыков речи и языка.

Кроме того, при некоторых формах расстройств развития речи и языка могут использоваться другие методы лечения, такие как:

  • Лекарственная терапия. Некоторые лекарства могут помочь улучшить речь и язык у детей и взрослых с некоторыми формами нарушений.

  • Терапия поведения. Эта методика используется для развития социальных навыков и обучения адекватному поведению в общении с другими людьми.

  • Психотерапия. Психотерапия может использоваться для устранения эмоциональных и психологических проблем, связанных с нарушениями развития речи и языка.

  • Хирургическое вмешательство. В редких случаях хирургическое вмешательство может быть необходимо для устранения нарушений речи и языка.

Конкретный подход к лечению F83 должен быть определен врачом-специалистом, исходя из особенностей каждого конкретного случая

Важно начинать лечение как можно раньше, так как раннее начало терапии может повысить эффективность лечения и улучшить прогноз.. Нужна консультация квалифицированного специалиста? Обращайтесь, мы работаем для вас!

Нужна консультация квалифицированного специалиста? Обращайтесь, мы работаем для вас!

F81 Специфические расстройства развития учебных навыков

Трудности усвоения письма, чтения и счета в школьном возрасте бывают при нормальном интеллекте и в отсутствии иных психических заболеваний. Дислексия (нарушение чтения), дисграфия (нарушение письма) и дискалькулия (нарушения счета) могут встречаться как изолированно, так и в сочетании. Дети с перечисленными нарушениями часто имеют трудности:

1. в овладении чтением, несмотря на достаточный для этого уровень интеллектуального (и речевого) развития;

2. в восприятии написанной информации и узнавании слов;

3. в понимании того, что только было прочитано;

4. в беглости чтения – пропуская слова или целые предложения в тексте;

5. в освоении орфографии;

6. в письме (пишет слова «задом наперед», переставляет буквы, слова «налезают» друг на друга, имеет плохой почерк, плохо запоминает, узнает и воспроизводит основные геометрические фигуры);

7. с работоспособностью (быстро устает, трет глаза, ложится на стол при чтении или письме, жалуется на головную боль при письме или чтении);

Лечение задержек развития, коррекция, лечение задержки психического разхвития у детей в России, лечение ЗПР

Сарклиник проводит эффективное комплексное лечение задержек развития, лечение задержки речевого и психического развития у детей в России, Саратове, ЗПР, которое может включать в себя различные аппаратные и неаппаратыне, рефлексотерапевтические, медикаментозные, акупунктурные, микроакупунктурные, психологические, психотерапевтические, моксатерапевтические, логопедические, нетрадиционные методики, достигает 89,7%. Лечение проводится амбулаторно и индивидуально. Все методики безопасны. Сарклиник работает много лет, за это время от отставания в психомоторном развитии вылечились сотни наших пациентов в возрасте от 1 месяца до 16 лет. Проводится коррекция задержки психического развития, диагностика нервно психического развития, лечится выраженная, психогенная, соматогенная ЗПР, задержка психогенного, конституционального происхождения.

Клинические признаки

Важно понимать, что задержка психического развития не относится к серьезным диагнозам. Этот тип нарушения находится на промежуточном уровне между нормальным состоянием ребенка и патологией

У пациентов отсутствуют выраженные проблемы со слухом, речью, двигательной активности и эмоциональным состоянием. Основные трудности связаны с социальной адаптацией ребенка и его способностями к обучению. В отдельных случаях ЗПР может иметь собственные особенности проявления, но выделяют характерный комплекс клинических признаков, которые должны стать поводом для более детального обследования:

Недостаточность эмоционально-волевой сферы — первый симптом. Детям сложно выполнять необходимые задачи, в том числе бытовые, если они не приносят положительных эмоций и не вызывают интерес

Это может становиться причиной проблем с самообслуживанием.
Нарушение внимание — типичное проявление ЗПР. У детей наблюдаются сложности с концентрацией даже на короткий период времени, неспособность к выполнению одновременно нескольких задач

Часто этот симптом развивается в комплексе с повышенной двигательной активности и эмоциональным перевозбуждением. Такой комплекс выделяется в отдельный диагноз «синдром дефицита внимания с гиперактивностью».
Нарушение восприятия — еще один признак ЗПР. Ребенок может идентифицировать знакомые предметы, но ему бывает сложно их узнавать в неизвестной обстановке. Также могут проявляться сложности с ориентацией в пространстве. Полноценная работа с пациентом может частично улучшить ситуацию или даже полностью избавить от подобных нарушений.
Дефицит памяти имеет характерную особенность — дети хуже воспринимают и запоминают вербальный материал. Если дать им возможность усваивать новую информацию через зрительные образы либо текст, разница между прогрессом у детей с ЗПР и без этого диагноза будет отсутствовать либо окажется несущественной.
Проблемы речи проявляются по-разному. Легкая степень ЗПР характеризуется незначительной задержкой речи с сохранением ее качества. Однако, в тяжелых формах наблюдается значительное отставание от сверстников, нарушение лексической и грамматической составляющей.
Нарушение мышления касается всех форм этого процесса. У детей проявляются сложности с логикой, анализом, сравнением и обобщением фактов. Это можно диагностировать при выполнении различных логических задач.

Клинический институт мозга предлагает индивидуальные программы диагностики и адаптации детей с задержкой психического развития. Стоит понимать, что этот диагноз не будет препятствием к посещению детских общеобразовательных учреждений, работе в коллективе и другим видам социальной активности. Полноценная работа может полностью устранить все различия между детьми без нарушений и пациентам с ЗПР, а их успехи в обучении будут практически одинаковыми.

Диагностика и лечение задержек речевого развития

Вначале необходимо обратится на консультацию к логопеду и к врачу-психиатру. На основании результатов диагностики актуального состояния ребенка, предполагаемых причин речевой задержки может быть назначено неврологическое обследование, а также дополнительные диагностические мероприятия (анализ крови «Нейротест», ЭЭГ).

В программу лечения по показаниям, которые определяют специалисты, включаются регулярные игровые логопедические занятия, (логоритмика для малышей), игровая (МИМ-терапия) и песочная терапия как сенсорная, кинестетическая и речевая стимуляция. При необходимости врач назначает медикаментозную терапию, физиотерапевтическое лечение, массаж.

Также специалист определит необходимость семейно-родительских консультаций, поможет проанализировать семейные отношения и увидеть что-то очень важное, то, что невозможно увидеть, находясь внутри семейной системы

Лечение минимальной мозговой дисфункции и последствий

Для успешного лечения ММД прежде всего нужно установить точный диагноз (или несколько) согласно МКБ-10. Это могут сделать только врачи: невролог, в некоторых случаях – детский психиатр (особенно если речь идет про СДВГ). Помимо диагностики врачи проводят медикаментозное лечение. Если диагноз поставлен правильно и вовремя, при некоторых нарушениях этих мер оказывается достаточно.

После 2-3 лет ребенку часто требуется дополнительное обследование и коррекция у следующих специалистов:

  • нейропсихолог;
  • логопед-дефектолог;
  • детский психолог.

Диагнозы у этих специалистов могут отличаться от тех, что поставили врачи, но они важны для понимания структуры нарушений и последующей коррекции.

Также может понадобиться аппаратная диагностика (ЭЭГ, «вызванные потенциалы» и др.).

Также ребенку с минимальной мозговой дисфункцией очень важна правильная обстановка дома и гармоничные отношения с родителями:

  • здоровый сон — не менее 8 часов ночью и 2 часа днем. Это оптимальное количество сна для детей до 7 лет;
  • режим дня;
  • правильное питание ребенка. В нем должны присутствовать все необходимые витамины и минералы для его развития. Лучше всего использовать обычные продукты питания, но можно купить и специальные витаминно-минеральные комплексы и пищевые добавки, если у ребенка, например, плохой аппетит.
  • отсутствие стрессов и конфликтных ситуаций. Следует всегда помнить, что некоторые поступки ребенка могут быть продиктованы симптомами его болезни. Позаботьтесь также о том, чтобы его не оскорбляли из-за этого в детском саду или в школе;
  • не стоит требовать от ребенка сразу же новых материалов и навыков — лучше преподносить это дозированно;
  • ребенок должен чаще гулять и двигаться, чтобы в кровь поступало достаточное количество кислорода.

Коррекция нарушений специалистами идет в зависимости от тех дефицитов, которые имеются у ребенка

Для эффективного исправления симптомов рекомендуются занятия с нейропсихологом, логопедом-дефектологом, очень важно участие в коррекции детского психолога. Дети с ММД могут испытывать трудности с адаптацией в обществе и иметь низкую самооценку

Психолог поможет ребенку понять и принять себя, научиться максимально спокойно реагировать на стрессовые ситуации, избавиться от страхов, развить внимание и мышление. Также детский психолог будет работать с родителями, помогая им создать благоприятную обстановку для ребенка дома. Высокую эффективность при коррекции нарушений, связанных с ММД, показывает аппаратное стимулирование головного мозга

В нашем центре для этих целей применяется Томатис-терапия, а также гарнитура Forbrain и устройство Soundsory

Высокую эффективность при коррекции нарушений, связанных с ММД, показывает аппаратное стимулирование головного мозга. В нашем центре для этих целей применяется Томатис-терапия, а также гарнитура Forbrain и устройство Soundsory.

Профилактика или рекомендации при болезни

Согласно статистическим данным, ¼ всех дефектов психического развития связана с аномалиями хромосом. Поэтому о профилактике ЗПР можно говорить только при отсутствии врожденных отклонений. Основные рекомендации по предотвращению болезни:

  • создать комфортные условия для протекания беременности и родов;
  • постоянно отслеживать здоровье ребенка, регулярно проходить обследование в клинике;
  • создать хорошую атмосферу в семье, свести к минимуму конфликтные ситуации;
  • своевременно лечить детей при развитии того или иного недуга;
  • развивать ребенка с малых лет;
  • постоянно общаться и взаимодействовать с детьми, развивать их навыки и способности.

Профилактика заболевания в основном заключается в постоянном взаимодействии мамы и малыша.

Не нужно бояться демонстрировать любовь и нежность, материнские объятия не только успокаивают, но и учат спокойно воспринимать новую обстановку. Не проявляйте чрезмерную опеку или безразличие, это затормозит развитие личности. Равнодушие родителей лишает стимула учиться, а при гиперопеке дети не развиваются, поскольку взрослые относятся к ним, как к малышам

Важно отыскать золотую середину.

Коррекционная работа при ЗРР

ЗРР МКБ 10 у детей требует достаточно интенсивной коррекционной работы. Ее объем, прежде всего, зависит от факторов, спровоцировавших заболевание. Социально-педагогические причины ЗРР требуют создания благоприятной среды для обучения, стимуляция интереса к познанию нового, профессиональный выбор речевого материала для изучения

Важно демонстрировать правильную речь, четко и внятно проговаривать все действия малыша

Если причины ЗРР МКБ 10 классифицируются как биологические, требуется другой подход. Здесь не обходится без медикаментозного лечения. Его назначает невролог, и в его основу легли ноотропные средства. Их действие направлено на улучшение всех процессов в головном мозге. На фоне их приема уменьшается отек, улучшается кровообращение, снижается потребность нервных клеток в кислороде.

Кроме того, при диагнозе ЗРР код по МКБ у детей 10, нередко назначают витаминные комплексы, адаптогены, иммуностимулирующие средства. Лекарственная терапия дополняется физиотерапевтическим лечением. Показаны массаж, магнитотерапия, электрорефлексотерапия. Хороший эффект дает транскраниальная микрополяризация.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий