Упражнения для развития речи у детей 2-3 лет

Творческое развитие

Помимо памяти и логического мышления, развивающие игры для детей 2-3 лет необходимы для стимулирования фантазии и воображения. Для этого полезны игры с конструктором, кубиками, кинетическим песком, собирание мозаики и несложных пазлов, рисование, лепка из пластилина, .

К развивающим играм для детей 2-3 лет, необходимых для творческого становления, относятся поиск предмета определенного цвета, собирание пирамидки или матрешки, поиск соответствий, обобщение предметов по одному признаку (например, большие или маленькие), добавление недостающих деталей (например, хвостика животному на картинке). 

Развивающие игры онлайн для детей 3 лет, которые можно найти в сети, помогают улучшить логическое и образное мышление, совершенствуют мелкую моторику руки, дополняют речевое и интеллектуальное развитие ребенка. 

Возрастные нормы развития речи в 2—3 года

Каждому возрасту соответствует свой словарный запас, определенные умения в произношении, степень понимания речи других людей. Так, первые слова малыш лепечет в возрасте около года. Сначала они невнятные, но со временем все больше обретают четкость

К 2—3 годам уже формируется основная речевая база, поэтому с самого рождения и до 3 лет нужно уделять особое внимание развитию речи малыша

Нормы речи у детей 2—3 лет:

  1. Словарный запас 2-летнего ребенка составляет примерно 200—300 слов, а уже через полгода число слов достигает 1000—1200. Больше половины — это существительные, на втором месте — глаголы. К трем годам начинается активное употребление прилагательных, местоимений, наречий, предлогов и союзов.
  2. Ребенок способен конструировать простые предложения из 2—3 слов, объяснять, что ему нужно, общаться со сверстниками. В основном это повествовательные или восклицательные предложения. В качестве вопросов используются отдельные слова: где, как, почему.
  3. Малыш называет размер предмета (большой — маленький), цвет, вкус (сладкий — соленый — кислый), форму (круг — квадрат), качество (плохой — хороший).
  4. В речи появляются обобщающие слова. Например, апельсин, яблоко, груша — это фрукты, туфли, тапочки, сапоги — обувь.
  5. Из речи исчезают облегченные слова типа «би-би», «ту-ту».
  6. Малыш понимает обращение к нему взрослого.
  7. Возможны неправильные употребления склонений, чисел и родов. К трем годам их использование должно соответствовать языковой норме.
  8. Дети в этом возрасте любят изобретать собственные слова. Возможны замены букв, слоги в длинных словах меняются местами или сокращаются. Например, лопатка — копатка, вазелин — мазелин и т.д.
  9. Двухлетние дети испытывают трудности в произношении шипящих, заменяя их свистящими звуками. Твердые звуки часто подменяются мягкими, и это нормально. Некоторые дети к трем годам уже произносят большинство звуков, даже самые сложные — л, р.

Общение с родителями и близкими — это основной источник информации для ребенка. Он неосознанно копирует тех, с кем находится рядом.

Отклонения в развитии речи

Когда ребенок находится в раннем возрасте, родителям бывает сложно заметить какие-либо нарушения в его речи, однако, тревогу стоит бить, если:

  1. На протяжении всех месяцев с двух до трех лет словарный запас малыша не развивался, либо пополнился всего несколькими словами.
  2. Ребенок не понимает обращенную к нему речь (предпосылки для сенсорной алалии).
  3. Понимание речи присутствует, пассивный словарь увеличивается, но не переходит в активный, ребенок не говорит. Это может быть показателем моторной алалии или других нарушений речи.
  4. Малыш не выговаривает правильно большое количество звуков. В этом возрасте еще можно «закрыть глаза» на недостатки в произношении некоторых шипящих и свистящих, а также звука «Р», но если есть дефекты в строении речевого аппарата, то будет наблюдаться общее недоразвитие речи. Вследствие этого психическое развитие в целом «затормаживается» и показатели уровня сформированности мышления, внимания, восприятия снижаются.
  5. Он разговаривает на «птичьем» языке, похожем больше на длинные лепетные цепочки. Это допустимо, когда ребенку еще годик, но не в два. У неговорящих детей может наблюдаться мычание.

В любом из этих случаев будут рекомендованы логопедические занятия для детей от 2 до 3 лет.

Возможные проблемы, требующие обращения к специалисту

Как известно, развитие каждого ребёнка происходит в своём темпе. Между тем существуют определённые средние нормы становления речи, на которые могут ориентироваться родители:

  1. 3–6 месяцев. Малыш пробует свой артикуляционный аппарат в действии, «играет» со звуками (гуление, гуканье).
  2. 1 год. Появляются первые слова («мама», «папа», «дай» и пр. – обычно до 10 слов).
  3. 2 года. Кроха строит простые фразы из 3–4 слов. Активный словарный запас составляет 150–300 слов.
  4. 3 года. Ребёнок говорит довольно много, распространёнными предложениями (из 4–5 слов), рассказывает стихи наизусть. Активный словарный запас — 400–800 слов.
  5. 4 года. Активный словарный запас — 1300–2000 слов. В речи используются все части речи.
  6. 5 лет. Активный словарный запас достигает 5000 слов, быстро запоминаются новые слова. Связная речь хорошо развита.

Сегодня многие дети начинают говорить значительно позже, чем их ровесники ещё лет 20 назад. Это связано прежде всего с социальными факторами: современные малыши с ранних лет проводят много времени перед телевизором и рано начинают приобщаться к гаджетам, сами взрослые постоянно заняты и не поощряют речевую активность ребёнка. Однако в некоторых случаях значительное отставание от указанных норм может быть связано с довольно серьёзными физиологическими или психическими причинами:

  1. Проблемы во время беременности: гипоксия у плода, перенесённые женщиной инфекции, стрессы, резус-конфликт между матерью и плодом.
  2. Родовые травмы: деформация черепа при родах, обвитие пуповиной и пр.
  3. Врождённые проблемы со слухом у малыша.
  4. Врождённые аномалии строения речевого аппарата.
  5. Тяжёлые инфекционные заболевания, перенесённые в грудном возрасте (менингит, энцефалит, гнойный отит и пр.).
  6. Неблагоприятные социально-бытовые условия, педагогическая запущенность. Бывает и другой вариант — гиперопека (когда предугадывается каждое желание ребёнка, так что ему просто незачем говорить), излишнее сюсюканье (малыш не стремится совершенствовать свою речь).

Недоразвитие речи может быть связано с проблемами во время беременности и родов, например, ребёнок родился обвитый пуповиной

Родители всегда должны быть очень внимательны к своему малышу, чтобы заподозрить возможные отклонения и обратиться к специалисту (неврологу, лору, психологу и пр.). Например, если грудной ребёнок не реагирует на звуки — вероятно, что у него проблемы со слухом. В этом случае он навряд ли начнёт сам разговаривать, ведь он попросту не слышит звуков окружающего мира. Другой вариант: если подросший кроха не откликается на своё имя, обращённые к нему слова, не смотрит взрослому в глаза, предпочитает уединение, у него может быть аутизм. Это расстройство психики, при котором человек избегает социальных контактов с окружающим миром.

Рекомендации для родителей

Игры для развития речи можно проводить с ребенком не только в ДОУ, но и в домашних условиях в свободное время

Важно, чтобы родители следили за правильностью собственной речи, так как ребенок все впитывает, как губка. Для него члены семьи – эталон, и если кто-то из близких ему людей имеет дефекты произношения (картавит, шепелявит, смягчает твердые звуки в словах) либо неправильно строит предложения, то малыш начнет подражать и этому. Дома можно дополнительно к занятиям в саду читать книги, чистоговорки, скороговорки, разучивать небольшие стихи, беседовать, при этом работу не стоит приостанавливать даже в летний период

Дома можно дополнительно к занятиям в саду читать книги, чистоговорки, скороговорки, разучивать небольшие стихи, беседовать, при этом работу не стоит приостанавливать даже в летний период.

 Если малыш посещает речевую группу коррекционного сада, то полезно будет выполнять логопедические упражнения для детей 2-3 лет, это позволит доработать плохо усвоенный на занятиях с логопедом материал, закрепить его.

Обратите внимание! Наш логопедический портал и его читатели высоко оценили качество услуг логопедического центра «Лидер». ★★★★★ Это единственный центр в Москве и в Центральной России, где работают профессионалы, главный принцип которых — это исправление любых дефектов речи в кратчайшие сроки, в том числе и дистанционно онлайн. Перейти на сайт центра речи «Лидер» >>>

Перейти на сайт центра речи «Лидер» >>>

Общемировые нормы развития речи в данном возрасте

Между первым и вторым годом жизни словарный запас, включающий в себя имена людей, названия животных, предметов и видов деятельности (то есть большинство простых существительных и основных глаголов), значительно увеличивается. Параллельно наблюдается быстрое развитие физических способностей. При этом совершенствуется способность ходить и производить различные манипуляции с помощью игрушек и других предметов, что оказывает большое влияние на интеллектуальное развитие в целом, в частности, и на формирование правильной речи.

К концу второго года жизни дети начинают использовать свою речь в соответствии с грамматическими принципами. Этот период является наиболее интересным и важным.
Развитие речи значительно ускоряет развитие мышления, что в свою очередь существенно влияет на формирование и других способностей и познавательных психических функций.

Упражнения, направленные на развитие речи

  • Изучение новых слов рекомендуется начать по группам: животные, фрукты, ягоды и так далее. Каждое слово произносится четко, при этом показывается иллюстрация. Малыш обязательно должен повторять за взрослым. Желательно добавить к предмету описание, а еще лучше сравнение (например, этот мяч большой, а тот — маленький).
  • После этого малыш называет предмет самостоятельно, взрослый только указывает на него. Если ребенок допустил ошибку, поправляют его мягко и доброжелательно.
  • В таком возрасте дети могут отгадывать самые простые загадки.
  • Читайте малышу стихотворения, а после нескольких дней прочтения попросите его самого закончить фразы.
  • В два года дети должны заканчивать не фразы, а хотя бы слова (например, мага- …зин). Попросите ребенка создать уменьшительно-ласкательную форму слов (начинать рекомендуется с животных и их детенышей).
  • Задайте деткам элементарные вопросы, пусть дадут на них развернутый ответ. Примеры вопросов: зачем нужна вилка? зачем нужна вода?

Упражнения, направленные на развитие речи

  • Изучение новых слов рекомендуется начать по группам: животные, фрукты, ягоды и так далее. Каждое слово произносится четко, при этом показывается иллюстрация. Малыш обязательно должен повторять за взрослым. Желательно добавить к предмету описание, а еще лучше сравнение (например, этот мяч большой, а тот — маленький).
  • После этого малыш называет предмет самостоятельно, взрослый только указывает на него. Если ребенок допустил ошибку, поправляют его мягко и доброжелательно.
  • В таком возрасте дети могут отгадывать самые простые загадки.
  • Читайте малышу стихотворения, а после нескольких дней прочтения попросите его самого закончить фразы.
  • В два года дети должны заканчивать не фразы, а хотя бы слова (например, мага- …зин). Попросите ребенка создать уменьшительно-ласкательную форму слов (начинать рекомендуется с животных и их детенышей).
  • Задайте деткам элементарные вопросы, пусть дадут на них развернутый ответ. Примеры вопросов: зачем нужна вилка? зачем нужна вода?

Причины задержки речевого развития в этом возрасте

В основе большинства случаев проблемы лежит недоразвитие или повреждение центральной нервной
системы. Нарушения могут возникнуть во время беременности матери, во время родов, в период
новорожденности или в раннем детстве.

Основные причины недоразвития речи:

  • токсическое поражение или инфицирование женщины в период ожидания ребёнка;
    несовместимость с матерью по резус-фактору, генетические заболевания;
  • родовая травма;
  • асфиксия в родах;
  • имеются нарушения или отсутствие слуха;
  • нейроинфекции и черепно-мозговые травмы, перенесённые в раннем детстве;
  • наследственная предрасположенность;
  • органическое недоразвитие ЦНС;
  • педагогическая запущенность, жизнь в социально неблагополучной среде;
  • неблагоприятные условия воспитания, когда малышом никто не занимается, с ним мало
    разговаривают.

Знакомство с окружающим миром

Простор для изучения окружающего мира очень широк:

Животные. Расскажите ребенку какие животные являются домашними, а какие – дикими, в каких условиях они живут, как называются их детеныши. Если есть возможность посетить зоопарк, обязательно сделайте это.
Растения

На прогулке обращайте внимание малыша на деревья, цветы, кустарники, растущие вокруг. Расскажите, как они называются, какие из них являются плодовыми

Собирайте листочки и рассматривайте их вместе с малышом.
Природные явления. Расскажите ребенку о разных природных явлениях, смене времен года и погоды. К трем годам кроха уже должен знать название сезонов и их основные признаки.
Материалы. Расскажите малышу о материалах, из которых сделаны различные вещи (дерево, металлы, ткани, бумага, пластмасса).

В возрасте двух-трех лет обучение происходит в игровой форме. Главное, заинтересовать ребенка, и тогда он с удовольствием будет заниматься. Старайтесь проводить как можно больше времени с малышом, не отмахивайтесь от его вопросов, а всегда отвечайте на них.

Привлекайте кроху к помощи по хозяйству, давайте ему мелкие поручения (отнести хлеб на стол, насыпать кошке корма, убрать игрушки). Повседневная деятельность способствует развитию самостоятельности и дисциплинированности.

Занятия с детьми раннего дошкольного возраста по развитию речи

Занятия для развития речи в 2-3 года должны быть динамичными, при этом длительность каждого из них, независимо от формы проведения, не должна превышать 15 минут. Они проводятся по плану согласно тематической неделе. Работа ведется комплексно и включает в себя:

Развитие словарного запаса.

Детям предлагаются задания на описание игрушек, картинок в книге: «Расскажи, что нарисовано на картинке», «Азбука действий», «Найди отличие». Эти игры являются также хорошей тренировкой зрительного внимания, мышления, восприятия.

Развитие связной речи.

На этом этапе предлагаются задания по составлению распространенных предложений (например, дидактическое упражнение «Какой/ая»: сок из яблок, это яблочный сок и т. д.). После прочтения сказки или стиха, детям задают вопросы по произведению (кого ты запомнил из сказки, а кто еще там был, что случилось с ними и др.).

  • Формирование просодических компонентов: занятия по риторике помогут в дальнейшем выработать правильную дикцию, интонационно окрашивать свою речь.
  • Сенсорное развитие.

В частности, сюда можно отнести и игры на развитие фонематического слуха и восприятия: «Угадай, что звучало», «Музыканты» и др.

Развитие общей и мелкой моторики.

Общая моторика задействована на занятиях физкультурой (бег, прыжки), музыкой, во время прогулок, включена в воспитательную работу в виде физминуток, гимнастик после сна.

Для совершенствования мелкой моторики рук малышам предлагаются различные игры, направленные на сенсомоторное развитие: «Разложи по цвету (форме, размеру)», нанизывание бусин, игры с прищепками, шнуровка. Эти задачи решаются и на занятиях по аппликации, лепке, рисованию.

Штриховка, раскрашивание, обведение по контуру, − все это будет необходимо на первоначальном этапе формирования графических навыков, являющихся одним из основных компонентов в обучении грамоте и становлении письменной речи.

Что мы можем сделать как родители

Говорите со своим ребенком как можно больше – это один из самых очевидных результатов многочисленных исследований, посвященных развитию детей.

Связь между словами и умом была обнаружена в результате одного весьма экстравагантного исследования. В ходе эксперимента специалисты вторгались в жилища семей каждый месяц в течение трех лет и фиксировали каждый аспект вербальных коммуникаций между родителями и их детьми. Они измеряли величину словарного запаса, его разнообразие, прирост, частоту речевых взаимодействий и эмоциональное содержание речи. Благодаря этому исследованию, в котором участвовало более 40 семей, было сделано 2 важных вывода:

Количество и разнообразие слов имеют значение. Золотой стандарт 2100 слов в час

Разнообразие произносимых слов практически так же важно, как количество произносимых слов
Вы можете усилить языковые навыки следующими итерациями: посмотреть на младенца, подражать его смеху, звукам и выражению лица, поощрять его попытки говорить своим повышенным вниманием. Дети, чьи родители говорили с ними в позитивной манере, богатым языком и регулярно,знали в два раза больше слов, чем дети,с которыми разговаривали только при необходимости! 

Беседа повышает IQ. Если с детьми разговаривают в начале их жизни, это тоже повышает коэффициент их интеллекта, как показывают исследования даже после вычета влияние такого важного фактора, как достаток семьи
К трем годам коэффициент интеллекта выше в 1,5 раза удетей, с которыми активно общались родители.

Беседа повышает IQ. Если с детьми разговаривают в начале их жизни, это тоже повышает коэффициент их интеллекта, как показывают исследования даже после вычета влияние такого важного фактора, как достаток семьи
К трем годам коэффициент интеллекта выше в 1,5 раза удетей, с которыми активно общались родители.

Среднестатистические нормы

В норме речь ребенка в 2 года не очень богатая и разнообразная.

Вполне нормальным явлением является то, что дети в 2 года еще не всегда используют полноценные предложения. Они могут выговаривать некоторые слова в неправильных склонениях, иногда путать род.

То есть, ничего страшного, если мальчик скажет: “я поела” – дело в том, что ребенок в первую очередь наследует речь взрослых, и, если он чаще всего контактирует с матерью, он может говорить о себе в женском роде. Со временем малыш осознает разницу, и будет употреблять неправильные словоформы реже.

Бывает и так, что в первые годы ребенок говорит очень мало, только называет предметы, которые его интересуют. Если что-либо вызывает беспокойство, проконсультируйтесь с психологом. Может оказаться, что интеллектуальное развитие малыша в норме, но у него нет потребности говорить много, ведь и без этого он получает все необходимое и может на вполне удовлетворительном для него уровне контактировать с окружающими.

Причины отклонений

Отклонения в речи это не заболевания сами по себе, это следствия заболеваний и весьма серьезных. Это могут быть нарушения работы мозга, ЦНС (центральной нервной системы), нередко причинами являются генетические или психические расстройства.

Многолетние наблюдения показывают, что подобные отклонения могут быть следствием проблем внутриутробного развития плода, преждевременные роды, и другие нестандартные родовые ситуации: стремительные или длительные роды, асфиксия плода, родовые травмы. Помимо прочего причиной могут быть гидроцефалия, повышенное внутричерепное давление, психические заболевания, генетическая предрасположенность и даже раннее отлучение от груди, перевод на искусственное вскармливание.

В первые три года наличие тяжело протекающих детских болезней, травмы из-за частых падений, особенно черепно-мозговые, понижение слуха — все это может стать толчком к развитию отставаний в развитии речи. Немалый вклад вносят и условия, в которых растет ребенок, причем как биологические, так и социальные. Неблагоприятные воздействия повреждают те области головного мозга, развитие которых наиболее интенсивно в данный момент времени. Исследования показывают, что ЗРР и ЗПРР страдают дети пьющих родителей, страдающих психическими расстройствами, в семьях с частыми конфликтами.

Подобные отставания характерны для деток синдромом гиперактивности, с детским аутизмом, ДЦП, синдромом Дауна.

Независимо от первоначальных причин, приведших к повреждению мозга, результат этого одинаков – отдельные его зоны начинают неправильно или неактивно работать. Несложно понять, что у деток с задержкой психо-речевого развития повреждены зоны, ответственные за речь, интеллектуальные, умственные способности. Однако — это все же не приговор и во многих случаях своевременное обращение за помощью может все исправить.

Сами по себе отрицательные социальные факторы патологически не воздействуют на ребенка, но отражаются на психическом развитии, страдает психология ребенка. Поэтому часто проблемы с развитием речи бывают у двойняшек и близнецов, деток, которые растут в плохой языковой среде или просто в двуязычных семьях.

Наследственный фактор, безусловно, играет существенную роль. К сожалению, весьма распространенное явление, когда до 5 лет мамы не спохватываются отсутствием речи у ребенка, оправдывая свой поступок рассказами о родственниках, которые в детстве долго молчали, а в 4 года заговорили, причем сразу фразами и предложениями, и выросли нормальными людьми. Часто нелогичное спокойствие внушено более старшими в семье, кинематограф тоже вносит свою лепту. Однако – эта безответственная позиция может привести к непоправимым последствиям.

Запомните, если в роду были подобные задержки в речевом развитии, значит, ребенок уже имеет генетическую предрасположенность – это повод не просто обеспокоиться, а занять особо активнейшую позицию. Такое отклонение прогрессирует от поколения к поколению, и с каждым разом обретает более тяжелые формы, как снежный ком. Нужно понимать, что грамотная речь и лексические закономерности осваиваются малышом в возрасте 2-3 лет, и заканчивается этот процесс уже к 7 годам.

Если же в 6-летнем возрасте ребенок вообще не разговаривает, не подражает людям или животным, вероятность того, что он когда-нибудь заговорит, составляет всего 0,2%! Если этого не произойдет до 8 лет, ребенку, да и вам тоже, доведется осваивать методы альтернативной коммуникации – карточную, письменную, жестовую, но разговаривать, в общем понимании, он уже не сможет никогда!

Развитие моторики

Важно развивать как мелкую, так и крупную моторику. В два года можно самому разминать ребенку пальчики, при этом обязательно проговаривать стишки

После 2,5 лет малыши должны уже уметь выполнять пальчиковые игры. Родитель рассказывает стишок, а ребенок показывает это руками. Можно даже сделать самому или приобрести шапочки на каждый пальчик, так занятия станут еще увлекательнее.

Не забывайте о пользе рисования и лепки. Начинайте занятия с рисования элементарных предметов: шар, солнце или радуга. Можно вместе прочитать сказку и нарисовать главного героя.

Рисовать можно не только карандашами или красками, но и пальчиками. Хорошее упражнение — сортировка мелких предметов. Это могут быть пуговицы, горох или фасоль. Не забывайте о пользе игр с песком.

Крупную моторику развивает конструктор с большими деталями. Также хорошо влияет на развитие малыша приобщение его к домашним делам: протирание пыли, развешивание белья.

Условия для развития речи

Чтобы обучение произношению слов пошло семимильными шагами, необходимо учесть следующие факторы:

  1. У ребенка не должно быть заболеваний и травм головного мозга, нарушений в строении органов артикуляции, поскольку стандартные занятия рассчитаны на хорошее зрение и слух.
  2. Ребенок должен нуждаться в общении и не иметь отклонений в психике.
  3. Необходима уверенность в том, что ребенок в состоянии понимать речь.
    • На картинках он может указать на конкретный предмет, который называет взрослый.
    • Ориентируется в словах, которые обозначают действия (копать, гладить, подметать, укачать куклу, мыть) и варианты передвижения (летать, прыгать, бегать, ползать).
    • Понимает просьбы и способен выполнять многосложные задания: взять мишку и положить в корзинку.
  4. Активная жестикуляция и мимика говорят о прогрессивном развитии малыша. Если ребенок может с помощью жестов изобразить ответ на ваш вопрос, например: «Что нужно надеть на ножки перед улицей?» – ребенок приносит или показывает свои ботиночки, то такой способ общения очень хорош, так как это подготовительный этап к основной речи. Т.е. ребенок все понимает и активно использует жесты для выражения своих пожеланий и потребностей.
  5. Ребенок умеет выражать свои эмоции, а также умеет сочувствовать другим. Если кто-то плачет или грустит, малыш может подойти и утешить его, обняв или погладив.
  6. Дети активно используют вариации голоса, чтобы выразить свои мысли, особенно при первых попытках заговорить. Интонация – очень доступный способ выразить смысл и эмоции одновременно.

Таким образом, взрослые должны обращать внимание не на то, сколько слов умеет говорить их чадо в 2 года, а на то, насколько активно он участвует в разговоре, используя мимику, жесты и интонацию, и как он реагирует на обращенные к нему просьбы и вопросы. Если вы замечаете, что малыш на рубеже третьего года жизни не умеет выражать свои эмоции и желания выше указанными способами или говорит на одному ему известном языке, то пришло время для обращения за консультацией к психологу, логопеду или неврологу

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: каким должно быть развитие ребенка в 2 года 3 месяца?

Речевое подражание

Воспроизведение ребенком звуков, слов, фраз называется речевым подражанием.

Оно является осмысленным только тогда, когда речь тесно связана с действиями ребенка.

Взрослый должен стимулировать речь ребенка при помощи вопросов.

Слова для повторения нужно произносить многократно, не повторять за ребенком его «слова-заменители». Ответы ребенка принимаются в любом виде.

Самое важное – сделать все возможное, чтобы ребенок не стеснялся говорить.

Подражание речи проходит несколько ступеней:

  1. Копирование звуков, имеющих определенный смысл.
  2. Повторение аморфных слов (куп-куп – купаться, ам-ам – кушать, ляля – кукла).
  3. Повторение простых слов (баба, деда, пить).
  4. Повторение коротких фраз: «Дай сок! Где ложка?»

Уделяйте большое внимание употреблению глаголов. Если в речи ребенка много слов-действий, его уровень развития достаточно высок.

Игры с речевым подражанием

Например:

Очень любят … (обезьяны)

Кушать сладкие … (бананы).

Мы на обезьян … (похожи),

И бананы любим … (тоже).

Постепенно количество пауз (пропускаемых взрослым слов) можно увеличивать, тем самым увеличивая словарный запас ребенка.

Увлекательны игры в форме беседы: взрослый несколько раз повторяет слово, далее задает ребенку вопрос, ответом на который является выделенное слово. В случае правильного ответа на вопрос взрослый хвалит ребенка, в случае неправильного – сам отвечает на вопрос или предлагает несколько вариантов ответа.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий