Инновационные технологии в образовании по ФГОС

Обучение на ходу

Где применяется: на всех уровнях образования.

Почему это важная инновация: учебные прогулки учат исследовать окружающую среду, применять знания в реальном мире. В пандемию этот подход помог организовать личные встречи в период закрытия школ и вузов, а также бороться с последствиями сидячего образа жизни.

Диалог во время прогулки — образовательная практика, известная с античных времён. Ещё Аристотель беседовал с учениками, прогуливаясь по территории Лицея.

В Innovating Pedagogy Report этот подход включили из-за значения, которое он приобрёл во время пандемии. Первоочерёдным авторы считают психологический эффект. Но есть и другие плюсы: в некоторых случаях обучение на ходу действительно позволяет получить новые знания и навыки, которые не получилось бы освоить в классе.

Авторы отчёта приводят пример с интеграцией мигрантов в местные сообщества. В нескольких городах Великобритании учебные прогулки успешно использовали для изучения английского, знакомства с местной инфраструктурой и достопримечательностями.

Как используется в России

Есть направление, в котором учебные прогулки подчас важнее занятий в классе, — образовательная урбанистика. Это исследование города как образовательной среды и проектирование учебных продуктов, в которой эта среда используется. В МГПУ есть даже магистерская программа «Педагог-исследователь городской среды», на которой учат задействовать ресурсы города в изучении разных дисциплин.

* Решением суда запрещена «деятельность компании Meta Platforms Inc. по реализации продуктов — социальных сетей Facebook и Instagram на территории Российской Федерации по основаниям осуществления экстремистской деятельности».

Виртуальная и дополненная реальность

Визуальные средства и технологии всё больше используются в образовательном процессе. Дело, опять же, в особенностях нынешнего поколения.

Дети всё делают при помощи Ютьюба — мастерят своими руками, стригутся и красятся, распаковывают посылки и учат языки. Статистика показывает, что Ютьюб постоянно используют 85% подростков, при этом 80% из них утверждают, что видео для них — способ узнать больше о своих хобби. Неудивительно, что учителя всё чаще применяют в обучении видеоматериалы, фильмы и записанные лекции.

С распространением современных образовательных технологий дети смогут изучать школьные предметы с помощью виртуальной и дополненной реальности. Например, надев VR-шлем, ребёнок сможет наблюдать исторические события и даже участвовать в них! Такое обучение называется иммерсивным, оно создаёт эффект присутствия и позволяет пережить невозможный в реальном мире опыт.

Такой захватывающий современный формат обучения позволит качественнее усваивать информацию, ведь лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.

Примеры авторских педагогических технологий

В последнее время все чаще встречается практика эксплуатации авторских инновационных программ в детском саду. Перечень самых востребованных указан ниже.

Технология развивающего обучения Эльконина Д. Б.

Технология развивающего обучения в ДОУ по ФГОС основана на программе, разработанной в 1960-1970-ых годах. Программа ориентирована на развитие современного научно-теоретического мышления. Вместо рассудочно-эмпирического мышления, которое основано на практических наблюдениях, перед педагогом стоит задача основать образовательный процесс на теоретических знаниях. Их основу составляют содержательные обобщения. В рамках процесса применяется метод проблематизации знаний, методика учебных задач и коллективной мыслительной деятельности.

Принципы развивающего обучения

Педагогика сотрудничества Ушинский К. Д.

Педагогика сотрудничества отличается:

  • единством обучения и воспитания;
  • гуманным и личностным подходом к воспитаннику;
  • педагогикой отношений.

Дополнительная информация! Педагогика сотрудничества подразумевает, что ученик и учитель развиваются совместно, что между ними устанавливается взаимопонимание. Также имеется в виду, что ДОУ или школьное учреждение является главным фактором воспитания личности.

Технология ТРИЗ Альтшулера Г. С.

ТРИЗ — технология решения изобретательских задач. Эта программа подразумевает, что, зная закономерности технических систем, можно мгновенно, без ошибок, находить решения к различным задачам.

В случае применения ТРИЗ в ДОУ ребенок учится познавать суть предмета, находить в нем противоречия, затем развивает свою фантазию. В самой долгосрочной перспективе ТРИЗ развивает ребенка так, что он учится находить выход из любых сложных ситуаций, используя изобретательское мышление.

Технология проблемного обучения Дж. Дьюи

Появилась в 20-30-х годах прошлого века. Суть метода — создание проблемных ситуаций педагогом, разработка занятий с ориентацией на труд и игру. Учащиеся должны самостоятельно разрешить проблемную ситуацию. Это способствует удовлетворению 4 основных инстинктов обучения (по автору Дж. Дьюи): исследовательского, конструирования, социального и творческого. Как итог — ребенок овладевает творческими и профессиональными знаниями, а на уровне ДОУ — развивает мыслительную деятельность.

Технология проектной деятельности Киселевой Л. С.

Развитие творческого мышления, коммуникативных и познавательных навыков через реализацию проектов. Педагог дает воспитанникам задачу для самостоятельной реализации. Ученики ДОУ должны подготовить материал, выполнить определенную задачу. Проекты могут быть информационными, творческими, исследовательскими.

Важно! Задача педагога — обучать ребенка сбору информации, а воспитанника — применять эти знания на практике при реализации проекта. В ДОУ проектная работа — это совместная деятельность педагогов, родителей и учеников

Основные технологии личностно-ориентированного обучения

Данные технологии ставят во главу учебно-воспитательного процесса личность ребенка. В расчет берутся его индивидуальные качества, и педагог направляет свое мастерство на организацию обучения, согласно специфике потребностей учащегося.

Среди технологий личностно-направленного обучения можно выделить следующие:

  • Технология разноуровневого обучения. Согласно этой технологии предполагается построение учебного процесса в зависимости от способностей к усвоению материала каждым учащимся т.е. каждому ученику отводится время на усвоение программы, которое требуется именно ему и отвечает его возможностям. Так, продуктивно усваивается базисное ядро учебной программы.
  • Технология коллективного взаимообучения. Такая технология предполагает объединение учащихся в группы, состоящие минимум из двух человек, которые имеют психологическую совместимость. Они могут иметь разный уровень интеллектуального развития, но выполняют задания, помогая друг другу и, тем самым, развивая друг друга. Это формирует логическое мышление, чувство ответственности, адекватную самооценку, помогает раскрепощению учащихся.
  • Технология сотрудничества. Данная технология предполагает объединение учащихся в небольшие коллективы и обучение в них. Обучение должно проходить совместно, с осознание успехов и неудач друг друга. Обучение строится на базе постановки единой цели и задач, обязательного несения ответственности каждым учащимся и обеспечении равных условий для эффективного усвоения познавательной информации.

Педагогика микростепеней

Где применяется: на онлайн-платформах, в корпоративном обучении и в вузах.

Почему это важная инновация: представители многих профессий сегодня в «квалификационной яме»: по разным причинам освоенные когда-то в вузе или колледже знания и навыки становятся невостребованными или недостаточными. Например, в современных цифровых профессиях технологии развиваются очень быстро, а значит, постоянное переобучение — неотъемлемая часть работы.

У микростепеней нет устоявшегося определения, но по сути это короткие профессиональные курсы, обучающие отдельным навыкам или тематическим блокам. Ключевой фактор, который их объединяет, — фокус на карьерном развитии. Кроме того, как отмечают авторы Innovating Pedagogy Report, часто короткие профессиональные курсы предназначены для людей, ранее не имевших возможности учиться или обладающих низким уровнем цифровой грамотности.

Из этого следует, что на таких курсах нельзя копировать методы высшего или среднего профессионального образования, ведь студенты — взрослые люди, сосредоточенные на конкретных карьерных задачах, с минимальным или подзабытым учебным опытом. При этом у них уже есть работа и семейные обязанности, и связанные с этим ограничения тоже надо учитывать.

Значит, микростепеням нужны собственные модели преподавания. В Innovating Pedagogy Report упоминают электронные портфолио, обучение на основе скиллсетов и проработку кейсов.

Как используется в России

В России курсы дополнительного профессионального обучения взрослых тоже очень популярны. На этом рынке работают и вузы, и представители EdTech-индустрии, и корпоративные университеты крупных компаний (они всё чаще делают курсы не только для своих сотрудников, но и для внешней аудитории).

По оценке «Нетологии», онлайн-обучение IT-профессиям и маркетингу проходили в 2021 году более 2,5 млн человек. В целом траты населения на онлайн-образование превысили расходы на повышение квалификации в традиционном офлайн-формате.

В EdTech развиваются новые подходы к профессиональному обучению взрослых — например, формируются скиллсеты для новых профессий, обучение часто строится на кейсах, создаются нелинейные курсы для студентов разного уровня подготовки.

Педагогика автономии

Где применяется: основы для автономного обучения начинают закладываться на самых ранних ступенях образования, но в целом это актуально для всех уровней обучения.

Почему это важная инновация: применение педагогических стратегий, направленных на повышение автономии учащихся, делает развитие навыков самообучения более целенаправленным и может решить многие проблемы образования — от низкой вовлечённости школьников до отсева слушателей онлайн-курсов (ведь отсев во многом происходит из-за того, что даже взрослым людям не хватает самостоятельности и упорства в учёбе).

Педагогика автономии — это методы преподавания, направленные на повышение самостоятельности у учащихся. Главная задача — познакомить студентов со стратегиями обучения и полезными инструментами, которые в будущем помогут их эффективному самообразованию.

Навыки саморегулируемого, автономного обучения будут полезны не только в будущем — в профессии, например. В школе или в вузе умение учиться придаёт уверенности и стрессоустойчивости.

Чтобы стимулировать развитие учебной автономии и дать учащимся подходящие инструменты, авторы Innovating Pedagogy Report советуют обращать внимание на вовлечённость и на то, насколько релевантны интересам учащихся предлагаемые учебные задачи

А ещё важно создавать возможность для рефлексии и предоставлять поддержку

Как используется в России

Часть важных для автономного обучения навыков относят к так называемым универсальным компетенциям. Это, например, критическое мышление, навыки саморегуляции, умение организовывать своё время и фокусировать усилия. Такие навыки упоминаются в российских образовательных стандартах, в том числе школьных. То есть по идее в школе должны всё это развивать.

Но, судя по данным опросов родителей, российская школа развивает память, воображение и критическое мышление «на троечку». Мешают формированию критического и креативного мышления, по оценкам экспертов, страх оценки, непрозрачность процедур оценивания, некоторые личные особенности учащихся — отсутствие любопытства или когнитивная лень

Также есть мнение, что в школе важно приучать детей задавать побольше вопросов, но с этой практикой всё плохо.

В вузах традиционный стиль преподавания, при котором студенты в основном получают информацию по дисциплине от преподавателя в готовом виде (и как неоспоримые факты), тоже тормозит развитие универсальных компетенций.

Впрочем, отдельные примеры активного обучения, развития у школьников и студентов самостоятельности, даже взаимного обучения, в передовых учебных заведениях, в том числе частных, тоже есть.

Дуальное (или практико-ориентированное) обучение

Где применяется: в профессиональном образовании при изучении профессиональных дисциплин.

Почему это важная инновация: дуальное обучение позволяет объединить практику и теоретические знания. Выпускники, которые обучались в таком формате, владеют более широким набором навыков, чем окончившие стандартные программы.

При таком формате теорию студенты осваивают за партами, а практику — в реальной рабочей среде. И хотя обучение на рабочем месте существовало веками, если не тысячелетиями, цифровизация обновила этот подход. Например, для обучения профессиям, которые не требуют очного присутствия, создают инструменты удалённого дуального обучения, в частности виртуальные лаборатории.

Параллельно развиваются методы сбора и анализа данных. Так, учащиеся могут записывать свои действия с помощью устройств дополненной реальности или сохранять проекты в цифровых портфолио, чтобы доступ к ним имели не только менторы из компании, но и преподаватели из университета. С оцениванием связана, кстати, одна из проблем дуального обучения: если задания действительно связаны с работой компании, то доступ к результатам может быть ограничен коммерческой тайной или внутренними правилами.

Как используется в России

По данным статистического обзора «Среднее профессиональное образование в России», в 2020/2021 учебном году 14,7% организаций СПО в стране использовали технологии дуального обучения. Мастерские, где студенты колледжей учатся на практике, действуют в рамках проектов «Молодые профессионалы» и «Профессионалитет».

Недавно приняли закон об учебно-производственных комплексах — их можно открывать при любых техникумах, колледжах, вузах и центрах подготовки рабочих и служащих.

В российском высшем образовании много примеров сотрудничества с представителями реального сектора, то есть будущими работодателями студентов, через индустриальные партнёрства. Например, у таких гигантов, как «Газпром нефть» и «Сбер», целая сеть партнёрств с разными учебными заведениями. Но и не настолько крупные компании тоже выступают партнёрами программ бакалавриата и магистратуры — предлагают для обучения реальные кейсы из своей практики, организуют стажировки для студентов.

С 2022 года в вузах, как сообщало Минобрнауки, реализуется 16 программ по новой сетевой форме обучения, которая предполагает организацию обучения с использованием ресурсов вузов, а также промышленных предприятий и компаний. Цель таких сетевых объединений как раз в оптимизации соотношения теоретической и практической подготовки, обучение будущих специалистов под нужды конкретных предприятий.

На онлайн-курсах, обучающих профессиям, тоже применяется практика обучения на реальных кейсах.

Классификация современных образовательных и педагогических технологий по ФГОС в ДОУ

Необходимо отличать термины «образовательные технологии» и «педагогические». Образовательные технологии в ДОУ по системе ФГОС — приемы, которые касаются не только педагогики, но и медицины, психологии, управленческих аспектов. Педагогические технологии касаются только педагогики.

Если рассматривать термин «педагогические технологии» подробнее, то это сумма методов и приемов обучения, дающих гарантированный результат.

Определение педагогической технологии

Согласно современной классификации, педагогические технологии по ФГОС в системе дошкольного образования делятся на нижеперечисленные виды:

  • здоровьесберегающие;
  • личностно-ориентированные;
  • проектной деятельности;
  • информационно-коммуникативные;
  • исследовательской деятельности.

Важно! Также в классификацию входят такие виды, как портфолио педагога и дошкольника. Примеры педагогических технологий в дошкольном образовании приведены далее

Основные критерии педагогических технологий в ДОУ

Технология педагогики может использоваться в образовательном процессе, если соответствует следующим требованиям:

  1. Концептуальность. Опора на научную концепцию.
  2. Управляемость. Простота проверки результатов учебного процесса, прогнозирование.
  3. Системность. Наличие признаков системы, к которым относится целостность, связь между частями и общая логика.
  4. Воспроизводимость. Применение в руках любого педагога с 100% результатом вне зависимости от качеств преподавателя.
  5. Эффективность. Гарантированное достижение установленных стандартом целей.

Виды образовательных технологий

Онлайн-обучение как современная технология в образовании

Раньше ребята из регионов стремились уехать учиться в крупные города. Теперь качественное образование потеряло привязку к месту и обучение не «по прописке» реально — можно заниматься с педагогом любого уровня и национальности, даже если он живёт в другом часовом поясе и говорит на иностранном языке.

Онлайн-образование развивается с невероятной скоростью. Скоро можно будет проводить дистанционные уроки не только с живыми людьми, но и  под руководством искусственного интеллекта. Например, Microsoft уже выпустил обучающее приложение для изучения китайского языка. В нём ученик отвечает на короткие печатные и аудиосообщения преподавателя-бота в чате. Искусственный интеллект анализирует ответы и подбирает нужную нагрузку.

<<Форма демодоступа>>

Современные технологии онлайн-обучения делают образование доступным каждому, у кого есть  интернет, и, возможно, в будущем традиционные очные занятия полностью изживут себя.

Образование с заботой о психологическом благополучии

Где применяется: прежде всего в высшем образовании.

Почему это важная инновация: во всём мире психологические проблемы стали более распространёнными после начала пандемии. И в образовании заговорили о том, что нормальный учебный процесс невозможен без заботы о психическом здоровье.

Этот подход заключается во внимании к психологическому состоянию и здоровью учащихся, повышении их осведомлённости о психическом здоровье

Авторы Innovating Pedagogy Report отмечают, что важно научить учащихся справляться со стрессами, вовремя распознавать признаки приближающихся проблем, уважительно относиться к чужим трудностям.. Образованию этот подход необходим, так как он влияет и на результаты обучения — чем лучше себя чувствуют студенты, тем меньше препятствий у них для обучения

К тому же снижается вероятность отсева с курса.

Образованию этот подход необходим, так как он влияет и на результаты обучения — чем лучше себя чувствуют студенты, тем меньше препятствий у них для обучения. К тому же снижается вероятность отсева с курса.

Как используется в России

В российских университетах тоже задумываются о психологической поддержке студентов. Концепцию развития сети психологических служб в вузах не так давно опубликовало Минобрнауки.

Тем временем отдельные университеты внедряют подходы, больше похожие на описание этого тренда в Innovating Pedagogy Report: кроме помощи в формате консультаций психологов, проводят учебные курсы по проблемам ментального здоровья.

Информационно-коммуникационные технологии

Информационно-коммуникационные технологии получили свое естественное развитие в наш «продвинутый» век. Ситуация, когда ребенок бы не знал, что такое компьютер, практически нереальна. Дети тянутся к приобретению компьютерных навыков. С помощью увлекательных программ по обучению чтению и математике, на развитие памяти и логики детей удается заинтересовать «науками».

Компьютер имеет ряд существенных преимуществ перед классическим занятием

Анимационные картинки, мелькающие на экране, притягивают ребенка, позволяют сконцентрировать внимание. С помощью компьютерных программ становится возможным моделирование различных жизненных ситуаций, которые бы в условиях детского сада не удалось воссоздать

В зависимости от способностей ребенка, программа может быть подстроена именно под него, то есть делать упор на его индивидуальное развитие.

При этом, вследствие компьютерной неграмотности педагоги могут допускать ряд ошибок. Например, перегружать занятие слайдами, быть недостаточно компетентны в вопросах компьютерной грамотности из-за отсутствия соответствующего опыта.

Цифровизация

Инфраструктура школ непрерывно обновляется, внедряются современные образовательные технологии. Например, ещё несколько лет назад ученики привычно решали уравнения на меловой доске, а сегодня во многих школах есть интерактивные доски. Педагоги могут выводить на экран видео, изображения, слайды презентаций. На большинстве интерактивных досок можно писать пальцем —  больше не нужно пачкаться мелом, да и детей это забавляет независимо от возраста.

Помимо интерактивных досок, школы оснащаются цифровыми системами пропусков. Они также были внедрены с развитием современных технологий. Родители могут отслеживать, во сколько ребёнок вошёл в здание школы и когда вышел. Сейчас школьнику достаточно приложить пропуск к турникету, а через десятилетие, возможно,егозаменит биометрия — отпечатки пальцев, как Touch ID на устройствах Apple, и сканирование сетчатки глаза.

Бумажные дневники уже почти ушли в небытие — повсеместно используются электронные. В будущем на смену обычным принтерам придут 3D-гаджеты: ученики смогут распечатать любую  3D-модель для самых разных задач. В Миннеаполисе, США, одна из школ уже обзавелась принтером Dimension BST, с помощью которого ученики создают дизайнерские прототипы.

Вероятно, перестанет использоваться обычная бумага — учёные уже разрабатывают OLED-дисплеи. Это гибкие, лёгкие и тонкие «листы», которые можно так же, как и бумагу, сворачивать или хранить стопкой. Это решение практичнее, экологичнее и долговечнее обычной бумаги.Такие дисплеи не рвутся, они интерактивные — как гибкий планшет.


Фото — hi-news.ru

Классификация современных образовательных и педагогических технологий по ФГОС в ДОУ

Определение педагогической технологии

Согласно современной классификации, педагогические технологии по ФГОС в системе дошкольного образования делятся на нижеперечисленные виды:

  • здоровьесберегающие;
  • личностно-ориентированные;
  • проектной деятельности;
  • информационно-коммуникативные;
  • исследовательской деятельности.

Важно! Также в классификацию входят такие виды, как портфолио педагога и дошкольника. Примеры педагогических технологий в дошкольном образовании приведены далее

Основные критерии педагогических технологий в ДОУ

Технология педагогики может использоваться в образовательном процессе, если соответствует следующим требованиям:

  1. Концептуальность. Опора на научную концепцию.
  2. Управляемость. Простота проверки результатов учебного процесса, прогнозирование.
  3. Системность. Наличие признаков системы, к которым относится целостность, связь между частями и общая логика.
  4. Воспроизводимость. Применение в руках любого педагога с 100% результатом вне зависимости от качеств преподавателя.
  5. Эффективность. Гарантированное достижение установленных стандартом целей.

Виды образовательных технологий

Обучение у инфлюенсеров

Где применяется: в онлайн-образовании любого уровня, в университетах.

Почему это важная инновация: блогеры достигают взаимопонимания с аудиторией и стимулируют интерес к темам, которые изучаются в рамках формального образования, причём доносят их лёгким, неакадемическим языком. Кроме того, любой образовательной организации полезен потенциал сообществ, которые формируются в соцсетях.

Использование контента блогеров в качестве образовательного (как и прямая продажа блогерами своих онлайн-курсов) давно стало привычным. Одна из ключевых проблем в том, что блогерский контент обычно не проходит никакой экспертной проверки. «Образовательные» и «просветительские» посты могут оказаться как обычной рекламой, так и попросту фейковой информацией.

Есть и обратный процесс: учителя и преподаватели превращаются в популярных блогеров.

Авторы Innovating Pedagogy Report считают, что традиционным образовательным учреждениям полезны оба тренда.

С одной стороны, школы и университеты могут использовать контент известных блогеров в образовательных целях и сотрудничать с ними (разумеется, если их контенту можно доверять: например, когда авторы — учёные-популяризаторы науки или признанные профессионалы-практики).

С другой стороны, образовательные учреждения и сами выходят в соцсети с образовательным контентом — например, университет привлекает абитуриентов с помощью научпоп-видео со своими учёными. Правда, вузам бывает сложно адаптировать научно выверенный, но тяжеловесный контент для соцсетей.

Как используется в России

По оценке Института статистических исследований и экономики знаний ВШЭ, использование социальных сетей в образовательном процессе — один из трендов российского образования.

Но ещё более заметной тенденцией стал так называемый инфобизнес. В одном только «Инстаграме»* авторы исследования российского рынка онлайн-образования от «Нетологии» нашли в 2021 году 7349 русскоязычных аккаунтов, в которых предлагались курсы, вебинары, тренинги и обучающие марафоны. Аудитория топовых блогеров, предлагающих такие продукты, исчислялась миллионами.

Эксперты склоняются к тому, что основной положительный итог таких курсов — удовлетворённость участников, а вот измерить образовательные результаты, как правило, не представляется возможным.

С другой стороны, профессиональные педагоги тоже бывают вполне успешными блогерами.

Геймификация


Как игры помогают развиваться‍

Сегодняшнее образование должно подстраиваться под растущее поколение. Нужно учитывать особенности нынешних детей и внедрять новые технологии в современной школе.

Советские принципы обучения устаревают — в 2024 году было бы странно переписывать огромное  упражнение от руки или штудировать неактуальный учебник, выпущенный в прошлом веке.

Чтобы сделать учёбу живее и интерактивнее, применяется геймификация: в образовательный процесс внедряются элементы игр (в том числе компьютерных и видеоигр).

Геймификация меняет отношение к ошибкам — дети перестают бояться условной двойки. Возможность пройти миссию заново — важный принцип в компьютерной игре. Можно сколько угодно искать решение и каждый раз находить новые варианты.

В Домашней школе Фоксфорда, где дистанционно учатся ребята со всего мира, геймификация уже успешно применяется на практике. За выполнение домашних заданий дети получают очки опыта — XP (experience points). Прямо как в любимых компьютерных играх! Каждое упражнение имеет уровень сложности: от вводного до олимпиадного. Чем труднее заданиеи чем меньше подсказок истратил при решении, тем больше XP получишь. Очки опыта суммируются и позволяют ученикам переходить от лёгкого уровня к более сложному и интересному.

<<Форма семейного образования>>

Современные игровые технологии в ДОУ

Современные ИТ ориентируются на интересы детей XXI века, но при этом учитывают возраст ребенка и его психофизиологические особенности.

Завоевавшие популярность в последние годы в детских садах игровые технологии:

  1. «Квест» – ребенок учится решать задачи на основе выбора альтернативных вариантов. При этом используется определенный сюжет, в основе которого перемещение по карте, маршрутному листу, с помощью волшебного клубка или экрана.
  2. Палочки Д.Кюизинера – универсальный дидактический материал для развития математических способностей.
  3. Логические блоки Дьенеша помогают осваивать азы математики в игровой форме.
  4. Игропластика – йога и упражнения стретчинга, выполняющиеся в игровой сюжетной форме.
  5. SandArt – рисование песком на столах с подсветкой. Этот прием имеет широкий спектр возможностей: развитие творчества, эмоциональной сферы, моторики, познавательных процессов.

Современная организация игрового пространства непременно заинтересовывает дошкольников, повышает их активность и самостоятельность в действиях.

Познание окружающей природы через игру

Экологическое воспитание в ДОУ достигает своей цели, если оно происходит через игру. Используются сюжетно-ролевые игры, викторины, квесты, дидактические игры, маршруты Экологической тропы, игры с природным материалом.

Например, при проведении тематической викторины команды дошкольников закрепляют свои знания о природе. А путешествие по экологической тропе позволяет дать новую информацию с помощью хозяина тропы или повторить материал на знакомых станциях.

Дети очень любят играть с водой и песком, собирать листочки, шишки, семечки. Все это позволяет узнавать о свойствах, качествах и способах использования природного материала.

Игровые технологии для развития мышления

Одна из задач педагога в детском саду – подготовка ребенка к школе. Важнейшее из направлений – научить мыслить. В помощь педагоги выбирают технологии:

  • проектной деятельности;
  • исследовательской;
  • игровой;
  • ТРИЗ.

Для развития детей дошкольного возраста вполне подходит ТРИЗ – теория решения изобретательских задач. Используемые в ТРИЗ методы позволяют раскрепостить мышление, дать волю воображению и фантазии. Например, упражнение на функциональную аналогию. Ребенку предлагают слово «ветер». Необходимо назвать похожие предметы. Установка: «Подумай, какие действия выполняет ветер и назови подходящие в окружающем мире». Варианты: ветер – пылесос – вентилятор – дыхание.

Познавательно-исследовательская деятельность особенно заинтересовывает ребенка, если ему самому доверяют провести эксперимент. Дошкольники с огромным интересом взвешивают предметы и расставляют их по весу, смешивают краски так, чтобы получить новый цвет.

Игровые технологии, способствующие развитию речи

Использование игровых технологий в доу направлено также на развитие речи детей. Далеко не каждый ребенок самостоятельно или при побуждении взрослого готов что-то рассказывать, задавать вопросы. Иная ситуация складывается, если дошкольника вовлечь в игровой сюжет.

Игра становится мотиватором для общения со взрослыми и сверстниками. Это могут быть сюжетно-ролевые игры, словесные, дидактические, пальчиковые, подвижные, артикуляционные, кинезиологические игровые упражнения. Даже самый застенчивый и нерешительный ребенок с готовностью вступает в диалог, если ему предложить говорить от имени куклы-марионетки.

Эффективны дидактические игры, поскольку их обучающая цель прекрасно замаскирована игровыми условиями. К примеру, взрослый приглашает детей в «Путешествие в Сочиняйку» и начинает рассказывать истории про игрушки, «веселых человечков», зверушек, а дети продолжают. Цель: учить детей сочинять, импровизировать, разыгрывать диалоги, развивать речь. При затруднении взрослый задает наводящие вопросы.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий