Физическая активность
Физическое развитие двухлетки – важная составляющая режима. Малыш активно двигается, но его координация ещё не совсем идеальна
И это важно учитывать, практикуя игры или какие-либо упражнения. Для развития ловкости, координации и выносливости можно предлагать ребёнку такие игры и упражнения:
- ходьба на месте или по прямой линии;
- прыжки на месте;
- приседания, наклоны в разные стороны, назад и вперёд;
- игры с мячом;
- упражнение «велосипед» в лежачем положении;
- танцы под ритмичную музыку;
- перемещение «гуськом» (на корточках);
- подъём предметов с пола;
- висение на гимнастических кольцах.
Гимнастику следует непременно устраивать утром. Также физическая активность дома желательна, если прогулки на свежем воздухе по каким-то причинам пока невозможны.
Приблизительный распорядок дня дошкольника
7.00—8.30 — Прием детей
8.10 — Зарядка
8.30 — Завтрак
9.00-10.00 — Занятия
10.30-11.30 — Прогулка
12.00 — Обед
12.30-15.00 — Дневной сон
15.30 — Полдник
16.00-17.00 — Занятия
17.00 — Прогулка
18:00 — Ужин
19.00 — Уход детей домой
Как видно из расписания, по рекомендациям СанПиН для воспитанника детского сада предусмотрено четырехразовое питание, с интервалом 4 часа между приемами пищи, также есть две прогулки, одна из которых во второй половине дня (время которых может сокращаться ввиду погодных условий), кроме того, обязателен дневной сон, и, конечно же, есть время для занятий и игр.
Стоит отметить, что в распорядке дня каждой группы в детском саду есть небольшие различия, которые учитывают возрастные особенности детей.
Например, если длительность занятия в младшей группе детского сада составляет всего 10 минут, то дошкольники старшей и подготовительной группы занимаются по 20-30 минут, что приближено к школьным занятиям. То же самое относится и к подготовительным моментам и сборам — ребятам постарше нужно меньше времени, чтобы одеться к прогулке, или помыть руки перед обедом.
Далее мы рассмотрим несколько важных пунктов из распорядка дня в детском саду подробнее.
Режим дня детей до года
Режим дня новорожденного ребенка разительно отличается от распорядка дня грудничка, потому что маленький человечек большую часть суток спит. Суммарная продолжительность сна новорожденного достигает 20 часов в сутки. В первый месяц жизни ребенка не стоит стремиться к какому-то определенному режиму. Пусть кроха ест и спит, сколько захочет. Новорожденный приспосабливается к окружающему миру и учится отличать день от ночи. Вы можете значительно облегчить ему последнюю задачу, купая и умывая его по расписанию. Кроме того, когда малыш просыпается ночью, чтобы поесть, не включайте яркий свет и разговаривайте в полголоса, таким образом вы даете ребенку понять, что нужно спать. Все дети (не только до года, но и примерно до школьного возраста) любят определенную повторяемость действий. Поэтому, хорошо, если Вы будете в одно и то же время укладывать ребенка спать, гулять с ним и т.д. Повторяемость действий успокаивает малыша, придает ему уверенности, делает мир понятным, безопасным.
В возрасте от 1 до 3 месяцев у грудничков уже начинает прослеживаться какой-то режим. Ребенок спит в среднем 17-18 часов в сутки, из них 11 часов приходится на ночной сон, а остальное – на 4 дневных сна. Каждый период дневного сна длится
1,5-2 часа. Ситуация с кормлениями тоже начинает потихоньку проясняться: ребенок просит кушать примерно раз в 3 часа, таким образом в день у нас получается 7 кормлений (6 дневных и 1 ночное).
Дети от 3 до 6 месяцев спят немного меньше – 16-17 часов в сутки за счет сокращения продолжительности ночного сна до 10 часов. Интервал между кормлениями увеличивается до 3,5 часов, и ребенок переходит на шестиразовое питание (5 дневных и 1 ночное кормление). Малыш уже может проспать ночью 6-8 часов, не требуя еды. Что касается дневного сна, то тут режим остается прежним. Режим питания малыша с рождения и до 6 месяцев (т.е. пока он находится только на грудном вскармливании), должен быть свободным.
Ребенок в возрасте от 6 до 9 месяцев переходит на трехразовый дневной сон продолжительностью в 1,5-2 часа и может бодрствовать в течение 2,5 часов. Количество кормлений сокращается до 5 раз, а интервал между ними увеличивается до 4 часов. На радость маме ночное кормление заменяется на позднее вечернее, потому что ребенок уже вполне спокойно может проспать без еды 8 часов.
9-12-месячный малыш спит всего 2 раза в день, но продолжительность дневного сна увеличивается до 2,5 часов. Период бодрствования теперь составляет до 3,5 часов. Режим питания остается прежним.
Дети первого года жизни довольно много спят, а самый полезный сон – это сон на свежем воздухе, поэтому не забываем о прогулках, которые являются неотъемлемой частью режима дня ребенка до года. Гулять с грудничком нужно 2 раза в день по 1,5-2 часа, желательно, в одно и то же время, но, конечно же, с учетом погодных условий.
Ребенок с 6 месяцев до года должен получать материнское молоко только по требованию, а обычную пищу (прикорм) – в то же время, когда вся семья завтракает, обедает, ужинает. Так мы сформируем полезную привычку к цикличности, а также одновременно обеспечим и закрепим любовь к семейным трапезам, которые в дальнейшем будут основой для полезного общения всех членов семьи.
Составляющие режима
Для начала стоит обозначить все важные составляющие режима дня детей двухлетнего возраста:
- Питание. В два года количество приёмов пищи составляет 4 или 5. Если родители питаются здоровой и сбалансированной пищей, то сына или дочь вполне можно перевести на общий стол. Но предлагать нужно блюда, соответствующие возрастным особенностям малыша.
- Сон. Отдых крайне важен, так как позволяет восстанавливать силы, усваивать и перерабатывать получаемую информацию, «перезагружать» нервную систему.
- Развитие: эмоциональное, физическое и интеллектуальное. Эта составляющая включает активные игры и гимнастику, различные развивающие занятия, творчество, общение с членами семьи и со сверстниками.
- Прогулки. Свежий воздух также необходим для хорошего самочувствия и крепкого здоровья.
Расписание занятий в детском саду
Ни одно образовательное учреждение еще не обошлось без развивающих занятий. Они не только развивают мозг ребенка, но и являются подготовительным этапом дошкольника.
В перечень регулярных занятий должны входить:
рисование;
занятия музыкой;
физические нагрузки;
развитие и постановка правильной речи;
математика;
занятия по развитию моторики.
Обычно умственная и физическая деятельность проводится в первой половине дня. Во избежание переутомления чада, физкультуру и развивающие мозг занятия нужно чередовать. При этом нельзя забывать о перерывах.
Пауза между занятиями должна быть не менее 10 минут.
Длительность умственной работы зависит от возраста малыша:
младшей группе (3 – 4 года) положено заниматься максимум 10 минут;
средней группе (4 – 5 лет) следует проводить занятия по 15 минут;
старшей группе (5 – 6 лет) положено заниматься по 20 минут;
подготовительной группе (6 – 7 лет) нужно проводить занятия по полчаса.
В детском саду очень важна организация учебного процесса, поэтому образовательная программа составлена по ФГОС – федеральным государственным образовательным стандартам.
Сколько групп набирают в детский сад?
Группы детского сада подразделяются на: —
Группа кратковременного пребывания (возраст от 1 до 3 лет) Младшая группа (возраст от 3 до 4 лет) Средняя группа (возраст от 4 до 5 лет) Старшая группа (возраст от 5 до 6 лет) Подготовительная группа (возраст 6-7 лет)
Как называют детей в детском саду?
Согласно п.1 ч.1 ст.33 Федерального закона № 273-ФЗ воспитанники — лица, осваивающие образовательную программу дошкольного образования, лица, осваивающие основную общеобразовательную программу с одновременным проживанием или нахождением в образовательной организации.
Где должен быть воспитатель во время тихого часа?
Добрый вечер! Помогите пожалуйста с ответом на вопрос: обязательно ли воспитатель должен быть в спальне во время тихого часа?детям 3-4 года. И есть ли опора в этом вопросе на документы! У нас такая ситуация: ребёнок просыпается во время тихого часа и пугается, что воспитателя нет в спальне, она сидит в соседней комнате.
Сколько идет тихий час в саду?
Как проходит тихий час в детских садах сети RigaKids? — В детских садах RigaKids перед обеденным сном мы читаем сказки детям. Они потихонечку раздеваются и ложатся. А у малышей играет музыка. Есть дети, которые не спят, но они все равно учатся отдыхать и делать перерывы. Тихий час длится 2 часа в день. С 13:00 – 15:00 классическое время тихого часа. Но, конечно, дети спят не все это время. Пока разденутся, пока воспитатель читает сказку, все это тоже входит в время тихого часа.
Можно ли не спать в детском саду?
- Поэтому Марина снова просит сына не капризничать, а постараться поспать.
- Хотя бы сегодня.
- Для Ольги вопрос сна в продленке — нечто большее, чем просто подпорченное настроение с утра: — У моей дочки волнение просто зашкаливало, когда воспитатели укладывали ее в кровать на тихий час.
- В сентябре дочь пошла в первый класс, и я специально искала группу продленного дня, где бы позволили не спать.
Нашла, написала заявление, но нас туда не взяли! Сказали, что моей девочке нет 7 лет, а значит, по санитарным нормам она должна днем отдыхать. При этом знакомые рассказывают Ольге, что в школах, куда ходят их дети, все иначе: сон необязателен. Женщина возмущена: — Почему же наши воспитатели и директора прикрываются санитарными нормами? Почему я не могу решать вопрос дневного сна сама, учитывая, что фактически такая возможность — не заставлять мою дочь спать — у школы есть? Сон в школе для нас — сплошное мучение.
Как разобраться в этих правилах и нормах? Разъяснить санитарные нормы мы попросили заведующую отделением гигиены детей и подростков Минского городского центра гигиены и эпидемиологии, врача-гигиениста Татьяну Островскую : — Дневной сон для детей младшего возраста предусмотрен во всех учреждениях образования.
Отдых необходим для сохранения здоровья обучающихся, поддержания их работоспособности и так далее. Об этом говорится в пункте 61 Специфических санитарно-эпидемиологических требований к содержанию и эксплуатации учреждений образования (Утверждены постановлением Совмина № 525 от 7 августа 2019 года – прим.
Редакции). Татьяна Островская уточняет: правила распорядка в группе продленного дня также прописаны в Положениях, которые каждая школа или детский сад разрабатывают отдельно. — То есть сон — обязательный компонент, введенный специально, он помогает снять эмоциональную нагрузку. Не забывайте: обучение для маленького ребенка — новая деятельность, и он нуждается в восполнении сил.
— А что делать, если ребенок совсем не спит днем? — Никто не заставляет родителей водить детей в группу продленного дня. В школе и детском саду ответственность за обучающихся несут администрация, учителя, воспитатели, а дома — родители. Считаете, что ребенку спать не нужно — забирайте его после обеда домой.
- По словам Татьяны Островской, если в школе или саду нет условий для организации сна, это считается нарушением.
- Нам говорят: «А вот в такой-то школе спать не кладут».
- Значит, нет возможности, и это очень плохо.
- Если мы придем с мониторингом или проверкой и увидим, что маленькие дети в группе продленного дня не спят в положенное время, то расценим ситуацию как неправильную, которую надо устранять.
— Воспитатель может пойти родителям навстречу и не укладывать «хронически неспящих» детей в кровать? — Правила в учреждениях образования одинаковы для всех.
Режим дня в детском саду
Внутренний распорядок дня фиксируется в уставе ДОУ, то есть регламентирован уже с момента образования детского сада как юридического лица.
Кто устанавливает
Определение и разработка требований санитарно-эпидемиологических служб осуществляется СанПиН, и этот ФГОС распространяется на государственные и на частные детские сады. Исключение — домашние детские сады, которые может организовать любой родитель в жилом комплексе или многоэтажном доме. Хотя ДОУ и близко не режимный объект, за соблюдением этих норм государство следит весьма строго.
Распорядок должен быть везде
Обратите внимание. Большинство требований являются обязательными, но не все — отдельные положения могут варьироваться в зависимости от местности
Нормативы СанПиН для ДОУ
Нормативы зафиксированы в специальном документе, где также обозначены некоторые общие положения:
- Четырехразовое питание.
- Прогулка дважды в день. Общее время – от 3 до 4 часов.
- Дневной сон – от 2 до 2,5 часов. Всё это время воспитатель обязан присутствовать в спальне. Эмоциональные и подвижные игры перед сном проводить не рекомендуется.
- Самостоятельная деятельность детей с 3 до 7 лет занимает как минимум 3-4 часа в день. Это и самостоятельные игры, и подготовка к образовательной деятельности, и личная гигиена.
- Все помещения без исключений ежедневно проветриваются каждые 1,5 часа не менее 10 минут в отсутствие детей. Максимальное отклонение температуры – 2-4 °С.
- Постельное бельё меняется еженедельно или чаще.
В ДОУ распорядок устанавливает СанПиН
Дополнительная информация. До 2021 года проветривание помещения, даже если в нём находился всего один воспитанник, было категорически запрещено, но после новых правок норм СанПиН было санкционировано проветривание в жаркую безветренную погоду.
Ясельная группа
Во всех без исключения детских садах пребывание ребёнка и его деятельность в стенах ДОУ строго регламентировано. Различия в режиме дня для разных групп логично, поскольку двухлетний ребёнок и тот, у которого заканчивается дошкольный период, имеют разные потребности. В целом рекомендуемый режим ребёнка в 3 года в круглосуточных детских садах выглядит приблизительно следующим образом:
Проветривание обязательно
- 7:00-7:30 – подъём;
- 8:00 – завтрак;
- 8:30-11:30 – прогулка, игры;
- 12:00-12:30 – обед;
- 12:30-15:30 – дневной сон;
- 16:00 – полдник;
- 16:30-19:30 – прогулка, игры;
- 19:00-19:30 – ужин;
- 20:30-7:00 – ночной сон.
Важно. В этом возрасте промежутки между сном и бодрствованием должны составлять приблизительно 4-5 часов, так как ещё не укрепившаяся нервная система ребенка нуждается в отдыхе. Дети танцуют бальные танцы самба, ча-ча-ча, латино
Дети танцуют бальные танцы самба, ча-ча-ча, латино
Младшая группа
Необходимо указать, что младшая группа неоднородна, она делится на 1-ю младшую и 2-ю группы, режим которых несколько отличается. Но это уже не ясли, на подготовку к прогулке для воспитания навыков самообслуживания выделяется 20 минут.
Вторая младшая отличается от первой тем, что малыши на 20 минут меньше спят, их прогулки длятся дольше на 15 минут (вторая прогулка) или на час (первая прогулка), а времени на обед чуть меньше.
Средняя группа
Режим в садике для средней группы практически идентичен расписанию 2 младшей группы. Единственное изменение – появление кружков.
Старшая группа
В старшей группе отличий становится значительно больше:
- первая прогулка на 10 минут дольше;
- второй завтрак на 5 минут быстрее;
- «тихий час» короче ещё на 30 минут;
- на кружки и НОД отводится на 5 минут больше времени;
- время первой прогулки увеличивается на 10 минут;
- вторая прогулка короче на 15 минут;
- на 15 минут растёт время подготовки к ужину и собственно ужина.
Подготовительная группа
У подготовительной группы обед и подготовка к нему занимают полчаса, и больше их расписание ничем не отличается от старшей группы, им необходимо обучаться точно так же.
Прогулки и тихий час
Эти важные составляющие распорядка дня в детском саду также составляются с учетом возраста.
Дети из старшей группы и группы подготовительной отправляются на тихий час в 13.00, сон у них длится в среднем 1,5 часа. Также у них сокращается время подготовки к прогулке — дети в этом возрасте уже могут самостоятельно и быстро переодеться к играм на свежем воздухе.
Однако, вне зависимости от возраста, тихий час в детских садах заканчивается в 15.00. После полдника в младших группах проводится общеобразовательное занятие, воспитанники из средних и старших групп заняты играми или самостоятельной деятельностью.
Во время второй прогулки детей постепенно забирают родители. Зимой ввиду того, что темнеет довольно-таки рано, время второй прогулки сокращается, и детей забирают непосредственно из детского сада. Также прогулка может сократиться из-за погодных условий: например, мороз или сильный ветер.
Нюансы процесса
Каждый вид деятельности (игры, еда, прогулки, обучение) должен проводиться с соблюдением некоторых нюансов. С их помощью можно сделать ребёнка более энергичным и жизнерадостным.
Правила питания
Для того чтобы ребёнок рос здоровым и получал все необходимые витамины, ему нужно обеспечить правильное и сбалансированное питание. Оптимальным вариантом станет равномерное распределение пищи на весь период бодрствования. Врачи рекомендуют соблюдать такую периодичность:
- Дети до 3 лет. В этом возрасте достаточно обеспечить четырёхразовое питание (завтрак, обед, полдник, ужин).
- От 3 до 5 лет. Малышам, относящимся к этой возрастной категории, рекомендуется также принимать пищу 4 раза в сутки. При этом в перерывах между трапезами разрешаются лёгкие перекусы (фрукты, мороженое, конфеты, десерты).
- От 5 лет до поступления в школу. Детям в этом возрасте следует обеспечить пятиразовое питание, так как им нужно больше энергии для обучения и подготовки к школе.
Не менее важно правильно подбирать продукты для ежедневного рациона. Из общего списка следует исключить все вредные ингредиенты, которые могут негативно повлиять на работу пищеварительной системы. Основные моменты, которые следует учитывать при выборе продуктов:
Основные моменты, которые следует учитывать при выборе продуктов:
Повседневный рацион обязательно должен включать в себя следующие ингредиенты: сливочное масло, молоко, тушёное или приготовленное на пару мясо, каши (рисовую, гречневую, овсяную), картофель, хлеб, а также свежие овощи и фрукты.
Примерно 2 или 3 раза в неделю нужно баловать своего ребёнка тушёными рыбными блюдами, творогом, твёрдым сыром и яйцами.
Меню дошкольника должно постоянно меняться
При этом важно, чтобы употребляемые продукты повторялись как можно реже.
Мясо необходимо комбинировать с крупами или овощами.
Перед приёмом пищи рекомендуется давать ребёнку небольшую порцию салата. С помощью этого блюда будет стимулироваться выделение желудочного сока, которое положительно повлияет на аппетит.
Сладкие и сочные фрукты лучше всего есть вечером.
Организация сна
Для того чтобы малыш полноценно отдохнул, необходимо обеспечить ему соответствующие условия. Оптимальная продолжительность сна зависит от возраста и индивидуальных особенностей организма. Детям младше 5 лет рекомендуется отдыхать не менее 12 часов в день (9 часов ночью и 3 — днём). Более старшим мальчикам и девочкам следует спать на 1 час меньше.
Чтобы ребёнок быстро заснул, рекомендуется за 1—2 часа до отдыха избегать занятий, которые возбуждают нервную систему. К ним относятся:
- шумные игры;
- сидение за компьютером;
- просмотр телевизора.
Очень часто дошкольники отказываются от дневного сна. Заменить его можно какими-либо малоактивными действиями (чтением, пассивными играми, лежанием на кровати). Недостаток сна приводит к ухудшению настроения, здоровья и способности обучаться.
Прогулка и физическая активность
Для укрепления здоровья необходимо включать регулярные прогулки на свежем воздухе и подвижные игры в режим дня дошкольника. Врачи рекомендуют гулять регулярно, кроме дождливых и очень холодных дней.
Ежедневные прогулки помогут улучшить:
- скорость обмена веществ;
- работу сердечно-сосудистой системы;
- устойчивость к различным заболеваниям;
- состояние органов дыхания.
Полезным будет для малыша сочетание свежего воздуха и физической активности. Допускается выполнение любых действий, которые помогут укрепить здоровье и иммунитет. Лучше всего заниматься:
- беговой разминкой;
- спортивными играми (футболом, баскетболом, бадминтоном);
- упражнениями, направленными на укрепление мышечной системы (подтягиваниями на турнике, отжиманиями);
- развлекательными играми.
Питание
Двухлетка ест не менее 4-х раз в день, но по желанию можно добавить дополнительный приём пищи, например, в виде второго лёгкого завтрака-перекуса между основным завтраком и обедом.
В рацион должны входить следующие продукты в определённых количествах:
- пшеничный хлеб – 60-70 г
- ржаной хлеб – 30 г
- макаронные изделия или крупы (в сухом виде) – 40 г
- мясо – 60-70 г
- рыба – 60-70 г
- картофель – до 100-150 г
- прочие разные овощи – 150 г
- творог – до 80-100 г
- молоко – 200 г
- йогурт или кефир – 200 г
- творог – до 100 г
- сливочное масло – столовая ложка;
- растительное масло – столовая ложка;
- сметана – чайная ложка;
- яйца – целое некрупное яйцо;
- сухофрукты – 10-15 г
- сыр твёрдого сорта с процентом жирности 45% – пятиграммовый кусочек.
Рассмотрим в таблице примерное меню на один день:
Приём пищи | Блюда (примеры) |
Завтрак | 60 г приготовленного на пару омлета, 150 г сваренной на молоке каши, 150 мл чая или сока |
Обед | 100 мл овощного супа, паровая котлетка (60 г), 50 г вермишели, 50 г сезонных овощей (в виде заправленного сметаной или маслом салата), 150 мл компота (к примеру, из сухофруктов) |
Полдник | 100 граммов йогурта или кефира, 50 г печенья или булки, фрукт (яблоко, груша, персики) |
Ужин | 100 г картофельного пюре со сливочным маслом, 100 г овощного рагу, 50 г рыбы (суфле, котлета) |
Потребности в грудном вскармливании в два года уже нет, но мама может давать грудь, если малышу это нужно.
Ориентировочный распорядок
Режим дня детей дошкольного возраста, которые ходят в детский сад, подчинен программе работы конкретного учреждения. Он может выглядеть примерно так:
- 7:00 – 8:00 – подъем, зарядка, утренняя гигиена, дорога в детский сад;
- 8:00 – 8:30 – завтрак;
- 8:40 – 10:00 – игровая и обучающая деятельность;
- 10:10 – 12:10 – прогулка, игры;
- 12:30 – 13:10 – обед;
- 13:10 – 13:30 – подготовка к дневному сну;
- 13:30 – 15:30 – сон;
- 15:30 – 16:00 – пробуждение, спокойные игры;
- 16:00 – 16:30 – полдник;
- 16:30 – 17:30 – развивающие занятия, игры;
- 17:30 – 19:00 – прогулка, дорога домой, игры на улице;
- 19:00 – 19:30 – ужин;
- 19:30 – 20:30 – спокойные игры;
- 20:30 – 21:00 – купание, подготовка к укладыванию;
- 21:00 – 7:00 – ночной сон.
Вечернее время ребенок проводит дома
Поэтому родителям важно помнить, что перед сном деятельность ребенка не должна быть слишком шумной или активной. Можно почитать книжки, порисовать, поиграть с кубиками или конструктором, обсудить прошедший день
Развитие и воспитание
В два года ребёнок умеет многое: произносить от 50-и до 300 слов, пытаться говорить короткими предложениями, выполнять просьбы, выражать эмоции, играть без участия взрослых, проситься на горшок (не всегда), самостоятельно употреблять пищу, одеваться или пытаться делать это, повторять движения и действия взрослых, показывать и отстаивать свои желания, активно интересоваться окружающим миром и общаться со сверстниками, спускаться и подниматься по лестницам, рисовать «каракули» и линии, танцевать и примитивно петь (повторять ритм), пробовать разбирать и собирать предметы, вытирать руки и пробовать чистить зубы, активно участвовать в разных играх, выполнять последовательные сложные действия.
Воспитание включает активное вовлечение ребёнка в привычные повседневные процессы: одевание, гигиенические процедуры, подготовку к приёмам пищи, уборку и так далее. Также родители должны устанавливать границы и рамки дозволенного, останавливая ребёнка в случае неверных или запретных действий
Очень важно общение, в том числе обсуждение всего происходящего
Режим «домашний»
А что делать, если малыш по какой-то причине детский сад не посещает и не будет? Придерживаться того же режима – однозначно. Правда, с некоторыми нюансами. Первый из них – малышу можно позволить просыпаться немного позже (поскольку время на дорогу к садику не понадобится). Второй — укладывать при этом ребенка также можно попозже.
Еще одна тонкость – родителям придется самим организовывать для своего чада развивающие занятия. Для этого целесообразно ознакомиться с требованиями по подготовке ребенка, предъявляемыми именно в той школе, которую ребенок будет посещать в будущем, и постараться подготовить малыша в соответствии с ними. Конечно, можно привлекать на помощь и специалистов (например, записать чадо в группу раннего развития или к педагогу, который возьмет на себя роль своеобразного репетитора). Но если есть уверенность в собственных силах, то лучше, если обучением дошкольника займутся его родители. Так у них будет возможность лишний раз (который совсем не лишний!) демонстрировать ему свою любовь, заинтересованность его развитием и гордость первыми достижениями.
Заниматься придется тем же, чем и в саду: учить писать, читать, рисовать, лепить, танцевать, давать элементарные математические представления, развивать речь, изучать природу, играть, развивать малыша физически (самостоятельно или в спортивной секции), обязательно приучать к труду. Кроме прочего, мамы целиком отвечают и за рацион своего чада.
Каким должен быть режим?
Значение режима дня для дошкольников сложно переоценить. Установлено, что дети, соблюдающие режим дня, более уравновешены и работоспособны. У них постепенно вырабатываются определенные биоритмы, а также система условных рефлексов. Все это помогает маленькому организму физиологически переключаться между теми или иными видами деятельности, своевременно подготавливаться к каждому этапу: приему пищи, прогулке, занятиям, отдыху.
При отсутствии стабильного режима нервная система дошкольника испытывает большие нагрузки: малыш быстро переутомляется или перевозбуждается, а накопленная усталость мешает полноценному сну. Особенно остро это ощущают на себе дети с особенностями развития, поскольку резервы их организма зачастую снижены.
Как выглядит гармоничный режим дня дошкольника? Он включает в себя следующие периоды.
- Ночной сон. Для младших дошкольников он должен длиться 13–14 часов в сутки, для старших – примерно на час меньше. Укладывать малышей на ночь нужно между 20 и 21 часами.
- Дневной сон. До 4 лет его продолжительность составляет около 2 часов, после – примерно 1,5 часа.
- Приемы пищи. Их должно быть минимум 4, через каждые 3,5–4 часа.
- Бодрствование в течение 6–6,5 часов.
Сколько в среднем длится адаптация в детском саду
Обычно адаптация проходит за 3-4 недели, но случается, что она растягивается на 3-4 месяца.
11.05.2023 Сколько часов в садике спят
Детский возраст — это особый период в жизни ребенка. Он становится центром всего внимания, и ему уделяется много времени и заботы. Одним из важных вопросов воспитания малышей является организация их сна в детском саду. Сон — это не просто время отдыха, это время, когда происходят важные процессы в организме. Во время сна укрепляются нервные клетки, обновляются ткани, укрепляется иммунитет и укладываются в память новые знания и впечатления
Поэтому важно знать, сколько времени дети проводят в детском саду и сколько из этого времени отводится на сон
Общая продолжительность суточного сна для детей дошкольного возраста составляет 12 — 12,5 часа, из которых 2 — 2,5 часа направлено на дневной сон. Однако, согласно методическим рекомендациям Роспотребнадзора, у детей в возрасте от 1,5 до 3 лет однократный дневной сон должен длиться не менее 3 часов. При этом каждый детский сад имеет свое собственное расписание и соблюдать эту рекомендацию не обязательно. В большинстве детских садов дневной сон детей начинается около 13 часов и длится примерно до 15 часов.
В детском саду младшей группы, состоящей из детей четвертого года жизни, ребята находятся совсем недолго — 2 часа 45 минут, в средней группе (дети пятого года жизни) — чуть дольше, 4 часа, в старшей группе (дети 6 года жизни) — уже 6 часов 15 минут, а в подготовительной (дети седьмого года жизни) — 8 часов 30 минут
Здесь, однако, также важно отметить, что это не жестко регламентированные нормы, и детки иногда могут оставаться в саду немного дольше
Часто среди родителей возникает вопрос, можно ли не спать в детском саду. В СанПинах, регулирующих распорядок дня в российских детских садах, 2-2,5 часа отводится на обязательный дневной сон. Однако, если ребенок не желает спать, то его не заставляют и просто разрешают заниматься своими делами.
Организация дня в детском саду строго регламентирована. Утренний прием детей начинается в 7 — 8 утра и сопровождается утренней гимнастикой. Затем дети занимаются разными видами деятельности, готовятся к прогулке, выполняют ее, возвращаются, готовятся к обеду и проводят обеденный сон с 12 до 15 часов. Далее ребята проводят время на играх, прогулках, обедают, занимаются творчеством и готовятся к уходу домой.
Обеденный сон очень важен для детей в детских садах с большой нагрузкой, чтобы ребенок отдохнул и усваивал обучение. Различные исследования показывают, что дети, которые приучены к обеденному сну, хорошо учатся, и их успеваемость в школе выше, чем у тех, кто пренебрегает обеденным сном.
Следует также отметить, что в детском саду существует ряд ограничений для безопасности детей. Запрещено приносить острые, режущие, стеклянные предметы, а также детям нельзя надевать крупные серьги, длинные цепочки, кольца. Не рекомендуется ношение в детском саду обуви без задников (шлепанцы травмоопасны).
Таким образом, сон в детском саду является очень важным и дает детям возможность хорошо отдохнуть, а также укрепить свои здоровье и научиться новым вещам и навыкам
Важно помнить, что каждый детский сад имеет свое индивидуальное расписание дня и различные ограничения, их необходимо учитывать для создания комфортных условий для детей
Почему следует соблюдать режим?
По мнению врачей, режим в детском саду, который заключается в ежедневном повторении действий в одно и то же время, способствует формированию у детей стабильного психического и физиологического здоровья. Например, одной из главных причин, с которыми врачи связывают появление рахита или скарлатины, является как раз нарушение режима. Сбитый график в свою очередь приводит к отклонениям в протекании обменных процессов в организме и к понижению его устойчивости к инфекциям.
Всем мамам знакома ситуация, когда ребенок не хочет ложиться спать днем. Однако подобный пропуск дневного отдыха может спровоцировать разного рода нервные расстройства. Пока малыш спит, происходит восстановление клеток его головного мозга, улучшается восприятие новой информации. Если кроха не выспался, а его нагрузили уроками или с ним случилось яркое эмоциональное происшествие, все это способно стать причиной развития гиперактивности и разных тиков.
Кроме этого диетологи и специалисты в сфере питания из университета в Чикаго сделали выводы о том, что несоблюдение последовательности действий и их временных рамок в детском саду и дома чревато ожирением. В результате из-за недостатка сна происходит неправильное распределение таких гормонов как грелин и лептин, что повышает аппетит у ребенка.
Единственные специалисты, не являющиеся сторонниками распорядка дня в детсадовском учреждении — психологи. По их мнению, если принуждать и навязывать чужую волю ребенку, это будет только подавлять его индивидуальность.ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: режим дня при нахождении дома для ребенка 2 лет
Однако и с психологической точки зрения можно найти факты в пользу режима. Например, благодаря его соблюдению идет систематизация и приучение малыша к порядку, что помогает ему быстрее адаптироваться в детском садике. Когда ребенок оказывается в новых для себя условиях, то выполняя одни и те же действия по графику, он раскрепощается, так как знает, что после обеда будет сон, за ним занятия, после чего придет кто-то из родственников.
Режим ребёнка, не посещающего детский сад
Если ребёнок пока сидит дома и не посещает общеобразовательное дошкольное учреждение, то его режим может быть примерно таким:
Временные интервалы | Действия |
С 7:30 до 8.00 | Пробуждение, переодевание, гигиенические процедуры (умывание с чисткой зубов) |
С 8.00 до 8:15 | Утренняя гимнастика |
С 8:15 до 8:30 | Завтрак |
С 8:30 до 9.00 | Подготовка к прогулке |
С 9.00 до 10:30 | Утренняя прогулка |
С 10:30 до 12.00 | Досуг дома: игры, занятия, творчество |
С 12.00 до 12:30 | Обед |
С 12:30 до 13.00 | Подготовка к дневному отдыху |
С 13.00 до 15.00 | Сон |
С 15.00 до 16.00 | Пробуждение, переодевание, спокойные игры, общение с членами семьи, подготовка к полднику |
С 16.00 до 16:30 | Полдник |
С 16:30 до 18.00 | Прогулка |
С 18.00 до 18:30 | Игры, занятия |
С 18:30 до 19.00 | Ужин |
С 19.00 до 20.00 | Спокойные развлечения в домашней обстановке, общение в кругу семьи |
С 20.00 до 20:30-20:40 | Подготовка ко сну: лёгкий перекус по желанию (стакан кефира или молока), гигиенические процедуры (купание с чисткой зубов), одевание пижамы |
С 20:30-20:40 до 21:00 | Настраивание на сон: чтение сказки или пение колыбельной, спокойные разговоры, поглаживание по голове |
С 21.00 до 6.00-7.00 | Ночной полноценный сон |
Представленный выше распорядок дня приблизителен. Составлять и организовывать режим нужно с учётом индивидуальных потребностей и особенностей каждого конкретного ребёнка. Так, если кроха просыпается позже или раньше, то пробуждение и, соответственно, укладывание на ночной сон могут сдвигаться. И всё же следует придерживаться рекомендованных интервалов между действиями, чтобы периоды бодрствования и отдыха не были слишком короткими или, напротив, продолжительными.
Особенности режима в детском садике
Естественно, у детей не получается сразу перестроиться на непривычный режим, которого придерживаются в детском саду, поэтому родителям рекомендуется еще до поступления в выбранное учреждение приучить кроху дома соблюдать соответствующий график. Ознакомиться с ним можно на сайте будущего ДОУ или в его воспитательной программе. Стандартный график всех ДОУ рассчитывается на 12 часов, которые ребенок проводит в дошкольном заведении. Иногда заведующей могут вноситься определенные небольшие корректировки расписания в соответствии с географическим положением и климатом. Однако основные положения, касающиеся временных границ сна, занятий и бодрствования остаются такими, какими они указаны в санитарно-эпидемиологических правилах и нормативах СанПиН 2.4.1.2660 – 10.
Ниже перечислены главные нюансы расписания в детских садиках:
ИНТЕРЕСНО: спортивные секции для детей с 3 лет
- Допустимая образовательная нагрузка в неделю для дошкольников, включающая также дополнительные занятия: для младших групп, которые посещают дети до 4 лет, — объем составляет максимум 11 занятий, в средних группах с малышами до 5 лет – 12, в старших группах с пятилетками – 15, а в подготовительных группах с детьми до 7 лет — 17 занятий.
- Время года. Для теплого и холодного сезонов существуют два отдельных режима. Основное различие между ними заключается в том, что когда на улице тепло воспитатели встречают малышей на свежем воздухе, а не в помещении, и большая часть бодрствования и физической активности тоже проходит на улице.