6 мощных техник психической саморегуляции

Особенности способности зависимо от пола и возраста

Учеными доказано, что женщины более подвержены негативному влиянию страхов, утомления, волнения, раздражения. Мужчины переживают стрессы, апатию, одиночество внутри себя, не делясь с другими.

В саморегуляции присутствует различия между полами. Это обуславливается несколькими факторами:

  • спецификой труда;
  • гендерными, культурными стереотипами;
  • различиями в обучении, воспитании мальчиков и девочек;
  • исторические факторами, из-за которых сложилась дифференциация социальных ролей.

Огромное влияние на регуляцию оказывают отличия по психофизиологии женщин, мужчин. Мужские методы саморегуляции имеют биологический характер, женские — социальный.

Отдельные особенности контроля за собственным психологическим состоянием касаются возраста. Чем младше человек, тем хуже он контролирует свои эмоции. Это связано с недостатком жизненного опыта, информации накопленной за годы жизни, гормонами. В зрелом возрасте люди достигают максимального уровня саморегуляции. С процессом старения эмоции берут свое.

Впервые методики контроля психического состояния проявляются в 3 года. Начиная с этого момента, ребенок осознает свое Я.

Возрастные проявления регуляции:

  1. С 3 до 4 лет — у детей преобладают двигательные, речевые методики контроля, которые проявляются непроизвольно.
  2. С 4 до 5 лет — дети обучаются эмоциональному контролю с помощью игр. В этом возрасте преобладают непроизвольные методы.
  3. С 5 до 6 лет — происходит процесс выравнивания пропорций между непроизвольным, произвольными способами. Активно развивается мышление, воображение, речь, память.
  4. С 6 до 7 лет — дети учатся самокоррекции, самоконтролю. Из-за этого изменяются пропорции. Проявляется 1 непроизвольный метод регуляции, 3 произвольных.
  5. До 20 лет — подростки развивают приобретенные методы, активно обучаясь у взрослых.
  6. В 20 до 40 лет — методики саморегуляции выбираются зависимо от того, какой деятельностью занимается личность.
  7. 40-60 лет — пассивный отдых, чтение книг, размышления вытесняют выбираемые методики регуляции.
  8. 60 лет — начинает преобладать общение, осмысление прошедшего, пассивная разрядка.

Огромное влияние на развитие методик самоконтроля оказывает социальный статус, деятельность индивида.

Способы саморегуляции, связанные с дыханием

Управление дыханием является очень эффективным средством воздействия на мышечный тонус и эмоциональные мозговые центры. Если дышать медленно и глубоко (брюшное дыхание), понижается возбудимость нервных центров, возникает состояние релаксации. Если же дышать исключительно грудью, то обеспечивается наивысшая степень активности организма и поддерживается нервно-психическая напряжённость.

Далее мы представляем один из самых простых и эффективных способов дыхательной саморегуляции:

  • Нужно сесть, принять удобное положение тела и сосредоточиться на дыхании
  • Считая до четырёх, следует сделать глубокий и медленный вдох (используйте брюшное дыхание)
  • Затем нужно задержать дыхание и также досчитать до четырёх
  • После этого требуется, считая уже до шести, сделать плавный выдох
  • Далее нужно снова задержать дыхание, считая до четырёх

Уже после пяти минут выполнения этого дыхательного упражнения вы заметите, что ваше состояние стало более уравновешенным и спокойным.

Способы психической саморегуляции можно и нужно использовать ежедневно в любые моменты, когда начинает чувствоваться усталость, напряжение, раздражительность, упадок сил, эмоциональный спад и другие подобные состояния. На самом деле такие методы воздействия человека на самого себя являются отличным способом всегда находиться в бодром состоянии и хорошем настроении, невзирая на особенности текущих ситуаций.

ВАШИ СПОСОБЫ САМОРЕГУЛЯЦИИ: Помимо прочего, очень интересно то, что у каждого человека есть свои способы психической саморегуляции, т.е. те способы, которые подходят ему в наибольшей степени. Однако узнать о том, какие эффективны, а какие – не очень, может быть достаточно сложно – для этого требуется долгая практика и знание особенностей своей личности. Но сегодня мы предлагаем вам отличную возможность за очень короткое время пройти первый этап и узнать о себя достаточно информации, чтобы разработать максимально результативную для себя методику саморегуляции, применение которой сослужит вам очень хорошую службу в жизни. Таким способом является наш курс по самопознанию, найти который вы сможете здесь.

Приступайте к самопознанию, а мы желаем вам удачи и всегда быть в самом лучшем для себя состоянии!

Основными практическими приемами самовнушения являются

  • самоприказ (распоряжение самому себе) широко применяется для мобилизации воли, самообладания в экстремальных условиях, преодоления страха в трудных жизненных ситуациях. Самоприказы бывают в форме побуждения («действуй немедленно!»), либо самозапрета («остановись!», «молчи!»). Формулы самоприказа играют роль пускового механизма реализации немедленных действий для достижения цели;
  • прием «лобовой атаки» (антистрессорного штурма). С помощью специально подобранных словесных формул, произносимых решительным тоном с оттенком гнева, формируется активное отношение к психотравмирующему фактору – источнику дистресса. Так, наркологи рекомендуют лицам, злоупотребляющим алкоголем, с негодованием многократно повторять формулу: «Я беспощадно подавляю, уничтожаю ненавистную мне сейчас прошлую потребность в алкоголе. У меня сильная воля и твердый характер, у меня нет никаких сомнений, что я полностью преодолею тягу к спиртному». Полезно при этом использование образных сравнений, ярких метафор, например, «Я как несокрушимая скала, а побуждения к наркотикам разбиваются об меня в мелкие брызги».

Подобно самоубеждению, самовнушение осуществляется в форме мысленного диалога человека с самим собой. Однако в этом диалоге задействуются волевые и эмоциональные компоненты психики. Побуждая человека к предметной деятельности или тормозя ее, самовнушение играет роль связующего звена между субъективным миром психики и двигательной активностью (поведением). Возникая произвольно и целенаправленно в форме высказывания-самообращения, оно затем развивается спонтанно, оказывая длительное последействие на функции психики и организма. По выражению выдающегося русского психиатра В.М. Бехтерева, самовнушение, подобно внушению, «входит в сознание с черного входа, минуя интеллект и логику».

Русский ученый И.П. Павлов писал, что «самовнушение не контролируется осмысленным восприятием и подчиняется главным образом эмоциональным влияниям подкорки». Итак, речевые обращения человека к самому себе контролируют и регулируют его поведение как на сознательном, так и на подсознательном уровне. Самовнушение санкционирует личностный выбор, поддерживает социально нормативное поведение, формулирует положительные и отрицательные оценки совершенным поступкам. Как уже говорилось, по влиянию на психическое здоровье следует различать негативное и позитивное самовнушение. Вследствие негативного самовнушения человек может утратить уверенность в себе, впасть в растерянность и отчаяние, почувствовать себя беспомощным, утратить надежду на будущее («Теперь все пропало; теперь моя личная жизнь разрушена»). Такой вариант называется катастрофизацией.

Вызванная ею психическая демобилизация способствует углублению стресса и переходу его в психическое расстройство. Негативные события, к которым человек готовит и приводит себя сам, называют самосбывающимися пророчествами. Напротив, позитивное самовнушение укрепляет уверенность в себе, стабилизирует психику, делая ее менее уязвимой к стрессу и болезням. Все сказанное относится к естественному самовнушению, которое является повседневной психической функцией любого человека. Наряду с естественными существуют и специальные психологические приемы, и техники саморегуляции, предназначенные для лечения и профилактики психических расстройств. Рассмотрим основные из них.

Теории саморегуляции

Классики-психологии относят саморегуляцию вместе с отражением к основным функциям сознания и отмечают их совместную роль в интеграции различных процессов в психике.

Прикладная психологическая наука накопила большой объем знаний по вопросам преобразования личностью своих состояний для улучшения работоспособности, восстановления сил и здоровья, активизации творческих способностей.

В построенных учеными теоретических моделях саморегуляция личности трактуется по-разному:

  • с общетеоретических позиций — захватывает вопросы мировоззрения, смыслов и целей личности, мышления, внимания и памяти;
  • в прикладном значении — как методики оптимизации психологического состояния человека.

Некоторые теории пытаются объединить эти 2 подхода.

Системно-деятельностная теория

Л.Г. Дикая, автор концепции, рассматривает регуляцию самого себя в качестве системы уровней понимания человеком проблемы и как вытекающую из этого деятельность.

Перед тем как действия доводятся до автоматических, они должны быть осознаны, выделены из бессознательного или специально сформированы. Способы саморегуляции захватывают ряд уровней:

  1. Непроизвольный. Активность этого типа не подконтрольна субъекту. Регуляция осуществляется через процессы торможения и возбуждения в головной коре мозга. Длительность фазы невелика.
  2. Произвольный. В критических ситуациях стресса, накопившейся усталости человек пытается применять полуавтоматические варианты реагирования: изменение дыхания, жестикуляции и эмоциональные всплески, мышечные напряжения и попытки расслабиться, усиление речевой и двигательной активности или, наоборот, ступор и молчание.
  3. Сознательные действия. Личность сознательно оценивает уровень дискомфорта. Понимает, что ей следует изменить состояние своей когнитивной и эмоциональной сфер. В этом случае человек может использовать физические и психофизические упражнения, восточную гимнастику, начальные уровни йоги, аутотренинг.
  4. Целенаправленная деятельность. Субъект ясно расставляет приоритеты, осознанно выбирает путь улучшения своего состояния. На этом этапе возможны перерывы в профессиональной и социальной жизни, чтобы привести себя в порядок, самосовершенствоваться и развиваться. Самоконтроль и саморегуляция приобретают системный характер. Человек начинает использовать широкий спектр методик:
  • самоанализ;
  • самопрограммирование;
  • самоприказ;
  • самоубеждение;
  • самовнушение.

Становится возможным комплексное изменение личности.

Системно-функциональная теория

Прохоров А.О. считает, что человек приходит к желаемому результату от рефлексии имеющегося положения через ряд промежуточных состояний.

Процесс протекает в следующем порядке:

  1. Осознание образа будущего приводит к активизации мотивационной сферы, выстраиванию личностных смыслов.
  2. Человек начинает использовать доступные методы самоуправления. Чаще всего одновременно несколько приемов и техник — перебирает варианты. Состояние психики меняется.
  3. Саморегуляция и самоконтроль постепенно обретают четкую структуру. Новые способы поведения в проблемных ситуациях вытесняют старые шаблоны.

Изменения фиксируются в мыслях, чувствах, ощущениях тела, восприятии времени и пространства. Конечный результат зависит от силы и реалистичности ощущений, их повторяемости и устойчивости.

Гетеротренинг. Аутогенная тренировка

Метод основан на обучении возможностям самовнушения или аутосуггестии. Самовнушение в данном случает осуществляется через вербальные формулировки – самоприказы. В ходе обучения происходит формирование связей между самоприказами (например, «Я дышу ровно и спокойно») и психофизиологическими процессами в организме. Субъект, прошедший некоторый курс тренировок, может с помощью определенных формул самовнушения вызвать нужные ощущения в теле. С помощью формул после выхода из аутогенного погружения можно вызывать как состояние расслабления, так и состояние активизации, в зависимости от цели. Обычно применяется фиксированный набор формул, но он может быть индивидуально изменен. Часто навыки, приобретенные в ходе обучения нервно-мышечной релаксации, являются хорошей базой для занятий аутогенной тренировкой. Метод может использоваться как аутотренинг и как гетеротренинг: в первом случае формулы являются «указаниями самому себе», во втором – психолог принимает участие в воздействии.

Существуют несколько вариантов метода аутогенной тренировки:

Классический вариант аутогенной тренировки (методика И.Г. Шульца). Система представлена 6-ю упражнениями, направленными на мышцы, кровеносные сосуды, сердце, дыхание, брюшные органы, голову. В ходе упражнения происходит фиксация внимания на определенной области тела или органе, повторение формулы (например, «Моя правая рука тяжелая») и представление желаемых ощущений. Через несколько месяцев тренировки пациент может с помощью только определенной фразы вызвать нужное ощущение.
Модификация классического варианта аутогенной тренировки в форме самовоздействия. Эта техника представлена А.И. Некрасовым. В этом варианте тренировки изменены 6 направлений воздействия: тяжесть, тепло, дыхание, сердце, живот, лоб. Для каждого направления применяются по несколько формул, каждая из которых повторяется по несколько раз.
Модификация классического варианта Л.Д. Гиссена. Данный вариант предусматривает 2 части упражнений: успокаивающая и мобилизационная. Успокаивающая часть содержит 5 групп по 10 формул в каждой, первая группа – вводная. Мобилизационная часть содержит 2 группы: формулы активизации и формулы тонизации.
Аутоофтальмотренинг – методика, разработанная Л.П. Гримаком и А.А. Исраеляном. Она направлена на устранение дефектов зрения, находящихся на ранней стадии, развития и позволяет отсрочить развитие хронического зрительного утомления. Методика подразумевает выполнение особых упражнений, которые формируют зрительные образы, работая с которыми человек улучшает зрительные функции. По Л.П. Гримаку во время сеанса человек сначала погружается в состояние покоя, потом мысленно накапливает тепло вокруг глаз, затем он представляет себе точку, которую заставляет отдаляться и приближаться и двигаться по разной траектории. Таким образом он мысленно выполняет гимнастику для глаз. В конце сеанса человек выходит из состояния аутогенного погружения

Во время выполнения упражнений уделяется внимание дыханию и вызываемым ощущениям.
Методика аутогенной тренировки в форме гетеротренинга. Этот вид тренировки подразумевает некоторое участие психолога в саморегуляции пациента

Данная методика обычно применяется во время короткого перерыва в работе. Она состоит из 2-х основных частей: этапа погружения и этапа выхода из глубоких степеней аутогенного погружения.

7 способов войти в ресурсное состояние

От людей, занимающихся нейролингвистическим программированием, вы можете услышать, что нужно жить в ресурсном состоянии постоянно, а не входить в него периодически. Не принимайте это на веру, постоянно быть «в ресурсе» невозможно.

В ресурсное состояние можно войти, используя для этого специальные техники.

1. «Якорение». Вспомните ощущения, которые охватывают вас, когда вы в ресурсном состоянии. Зафиксируйтесь на них, проживите их прямо сейчас. Закрепите их в сознании, как будто бросили якорь. Теперь вы сможете при необходимости к ним вернуться.

2. Моделирование. Создайте мысленно модель себя в ресурсном состоянии. И далее ведите себя так, как будто эта модель стала реальностью. Проявляйте активность и хватку, демонстрируйте дружелюбие и оптимизм, энергично идите к своим целям.

3. Забота о своем организме

Очень важно уделять внимание своему телу, его потребностям. Выспаться, отдохнуть, приготовить себе питательный завтрак – это тоже техники ресурсного состояния, без которых вы не будете продуктивным. Не жалейте времени на них, не недооценивайте их.

Не жалейте времени на них, не недооценивайте их.

Крепкий 8-часовой сон обязателен, но также прерывайтесь на отдых во время рабочего дня. Пусть это будут хотя бы небольшие перерывы, во время которых вы можете выдохнуть и сбросить груз забот.

Вспомните прекрасный девиз героини романа «Унесенные ветром» Скарлетт О’Хары: «Я подумаю об этом завтра». Возьмите его на вооружение, если чувствуете, что ваши силы на нуле. Отдохните, погуляйте, почитайте любимую книгу, отложив поиск решения проблемы.

4. Медитации. Если вы еще не пробовали медитировать – самое время начать! Уделите медитации от 10 до 30 минут в день. Выбирайте тот вид медитаций, который актуален для вас на данный момент. Динамические помогут выйти из стрессового состояния, статические принесут расслабление.

5. Постановка целей. Важная техника ресурсного состояния – поставить определенную, понятную цель, детальную, а не туманную. Она будет мотивировать вас и наполнять энергией.

На пути к цели вы столкнетесь с трудностями, но не опускайте руки. В любом случае все было не напрасно, даже если вы поняли, что цель на данный момент недостижима. Вы получили нужный жизненный опыт, попробовали свои силы. В конце концов, вы поняли, что эта цель была ошибочной, и в следующий раз найдете истинную.

6. Вопросы и ответы. Человеку, который хорошо понимает себя и свои потребности, гораздо проще быть «в ресурсе». Чтобы добиться этого, задайте себе следующие вопросы и ответьте на них максимально честно:

  • Как повлияет достижение цели на мою жизнь?

  • Как оно повлияет на мою личность?

  • Какие именно изменения я увижу?

  • Какие уроки я извлеку?

  • Какие новые черты характера в себе открою?

  • Как достижение цели скажется на моих отношениях с близкими?

Ответив на эти вопросы, вы сможете лучше представить себе, что произойдет, когда вы достигнете цели. Это поможет вам быть в ресурсном состоянии на протяжении всего пути к ней.

7. Совершение конкретных действий. Когда цель поставлена, не затягивайте с необходимыми действиями, начните их совершать как можно скорее. Однако не нужно сразу требовать от себя многого, чтобы не перегореть. Делайте небольшие ежедневные шаги. Оценивайте результат каждого из них, чтобы видеть, как вы продвигаетесь к цели.

Технология 6 шляп – красная шляпа

Это эмоции, чувства, интуиция. В обычной социальной жизни, каждый из нас привык сдерживать свои мысли. В этой игре предложено по-другому. Говорить то, что на душе, возможно, скрыто.

Вопросы в помощь красной шляпе:

  • Что Вы чувствуете, глядя на эту проблему?
  • Подсознание подсказывает, что…?
  • Что Вы ощущаете, думая о предстоящем решении?
  • Какие эмоции переживаете по этому поводу?
  • Что говорит интуиция?

Правила красной шляпы – открыть все эмоции, выпустить подсознание на волю, прислушаться к глубинам сознания.

Единственная из всех шляп имеет время исполнения – 30 секунд. И эта шляпа завершает цикл

Участники должны расходиться на эмоциональном подъеме, что очень важно. Причем, задача опытного модератора сделать так, чтобы мероприятие завершилось решением задачи

Чтобы все участники чувствовали сопричастность к творческому прорыву.

И наконец, о самой необычной в этой игре шляпе…

Упражнение «Саморегуляция отношения к другому человеку»

1. Вспомните и запишите ситуацию, которая вызывает у вас отрицательные эмоции и чувства по отношению к другому человеку__________
2. Дайте название эмоциям (чувствам), которые вы испытываете по поводу этой ситуации в настоящий момент________________________
3. Осознайте и запишите, что происходит с вашим дыханием, когда вы думаете об этой ситуации______________________________________

В случае необходимости нормализуйте дыхание: замедлите его, сделайте глубоким и ритмичным, удлините фазу выдоха.
4. Осознайте локализацию дискомфортных ощущений в теле. Запишите, где у вас возникает ощущение напряжения, боли или сниженного тонуса мышц (вялость и т. п.) при мыслях о ситуации. Нормализуйте свой мышечный тонус, используя изученные техники _________________
5. Проанализируйте и запишите, какие ваши ожидания относительно этой ситуации не оправдались, какая человеческая ценность наиболее важна для вас в данной ситуации (список ценностей см. в занятии 1), какой вид субъективного управления вы проявили в этой ситуации (классификацию видов субъективного управления см. в занятии 2).

Для примера проанализируем следующую ситуацию: ваш друг опоздал на встречу к вам, и вы высказали ему свое недовольство в категоричной форме. Вероятно, вы ожидали, что друг придет на встречу вовремя

Если это так, то важной для вас человеческой ценностью является пунктуальность. Так как вы обвинили друга в том, что он опоздал, то вы проявили вид субъективного управления «обвинение других».
6

Возьмите ответственность за свои ожидания: осознайте, что они — продукт вашего мышления, то есть вы сами их создали, а значит, можете их изменить. Предположите и запишите, что вам следует изменить в своих ожиданиях, чтобы предотвратить возникновение у вас дискомфортного состояния._________________________________________________

7. Представьте себя на месте другого человека в описанной вами ситуации и попытайтесь понять, какого поведения он ждал от вас, какие его ожидания не оправдались, какие ценности для него являются значимыми, какой вид субъективного управления он проявил в этой ситуации.

8. Запишите мотивы действий другого человека, которые могли бы объяснить (в идеале, оправдать) его поведение.
___________________________________________
9. Осознайте и запишите эмоции, которые вы испытываете по отношению к другому человеку в настоящий момент (если эти эмоции негативные, то вернитесь назад и проделайте шаги 5–8).
___________________________________________
10. Продумайте и запишите желательные для вас варианты своего поведения в подобной ситуации в будущем:
Мои действия по предотвращению подобных ситуаций:
___________________________________________
Мои действия по изменению ситуации в случае попадания в нее:
_________________________________________
Мои действия по изменению отношения к ситуации в случае невозможности ее предотвращения или коррекции:
_________________________________________
Комментарий к упражнению. При выполнении упражнения вы использовали технику саморегуляции своего отношения к другому человеку. (приложение «Техники для саморазвития»). Эту методику эффективно применять в тех случаях, когда у вас возникнет дискомфортное состояние, связанное с неоправданными ожиданиями по отношению к другому человеку. Данная техника является необходимым условием конструктивного взаимодействия с другими людьми: в агрессивном состоянии невозможно донести до собеседника свои мысли, поскольку он, в первую очередь, реагирует на ваше состояние, и не вдумывается в ваши слова.
Итак, вы познакомились с техникой саморегуляции своего отношения к другому человеку. Если у вас возникли трудности при нахождении мотивов, оправдывающих поведение другого человека, то, вероятно, у вас завышенные требования к определенным значимым для вас ценностям (они превратились для вас в сверхценности). Психологическая практика показывает, что требовательный человек очень часто имеет высокие запросы не только к другим, но и к себе, а следовательно, для него вероятна внутренняя агрессия по отношению к себе.
Осознать свои сверхценности и снять их с пьедестала вам поможет освоение шагов саморегуляции своих ожиданий в отношении значимых ценностей и нейтрализации внутренней агрессии по отношению к себе. Познакомьтесь с техникой саморегуляции своего отношения к себе, выполнив следующее упражнение:

Как повысить уровень самоконтроля

Техника самоконтроля предполагает наличие двух навыков: распознания эмоций и их контроля. Для эффективного обучения самоконтролю тренировать эти навыки следует по отдельности.

Идентификация эмоций

Тренируйте понимать, что именно вы чувствуете, какие эмоции вами овладевают в той или иной ситуации. Вот пара советов для начала:

Изучите теорию на первых этапах обучения самоконтролю. Почитайте Пола Экмана, Кэролла Изарда и других авторов, пишущих о психологии эмоций. Простого жизненного опыта здесь недостаточно.
Научитесь раскладывать вторичные эмоции на первичные. Существуют два вида эмоций: первичные (радость, страх, гнев, печаль, отвращение, удивление) и вторичные (комбинации базовых)

Чаще всего человек испытывает именно вторичные эмоции, поэтому важно их распознавать и анализировать.


Цветок эмоций Плутчика‍

Упражнение «Дневник самоконтроля»

Заведите бумажный или электронный блокнот и записывайте туда чувства, которые выводят вас из равновесия (и хорошие, и плохие). Как называются эти эмоции? Каково их физиологическое проявление? Какие мысли и действия они побуждают?

Собрав «коллекцию» эмоциональных проявлений, вы сможете разработать стратегии поведения на будущее и научиться самоконтролю.

Естественная саморегуляция

От природы у каждого человека есть естественная (или непроизвольная) саморегуляция состояний, т.е. наша психика может самостоятельно бороться со стрессом и восстанавливаться.

Однако не у всех людей естественная саморегуляция психических состояний осуществляется в достаточной мере: некоторые люди способны справиться даже с самым сильным стрессом без особых усилий, а другие сделать этого не в состоянии. Почему же так происходит?

На то, в какой мере осуществляется естественная саморегуляция психических состояний, влияют три основных фактора:

  • особенности строения психики;
  • образ жизни;
  • образ мышления.

Давайте рассмотрим каждый из вышеперечисленных факторов более подробно.

Особенности строения психики

Для определения особенностей строения психики используют понятие «темперамент» – это тип высшей нервной деятельности, т.е. совокупность устойчивых динамических особенностей психических процессов, которые отличаются между собой по темпу, ритму и интенсивности.

Выделяют четыре основных вида темперамента:

  • Сангвиник (сильный, уравновешенный и подвижный).
  • Холерик (сильный, неуравновешенный и подвижный).
  • Флегматик (сильный, уравновешенный и малоподвижный).
  • Меланхолик (слабый, неуравновешенный и малоподвижный).

Сангвиники и флегматики легко справляются со стрессом, а меланхолики и холерики – нет. При этом меланхолики больше подвержены грусти, печали, апатии, а холерики отличаются повышенной агрессивностью.

Образ жизни

Фраза «в здоровом теле здоровый дух» известна каждому. Основные принципы правильного образа жизни – умеренность, польза, регулярность. Это правильный подход к питанию, физической активности, сну, избегание стрессовых ситуаций и контроль над состоянием своего здоровья.

Если ваше тело находится в болезненном состоянии, ваша психика просто не может справляться со стрессом, потому что у нее недостаточно ресурсов. А вот физически здоровый человек имеет гораздо больше сил на то, чтобы справиться со стрессом.

Образ мышления

Мы воспринимаем реальность такой, какой мы ее себе представляем. А то, как мы ее воспринимаем, напрямую влияет на наше эмоциональное и физическое состояние.

Когнитивные искажения могут стать причиной возникновения и развития негативных состояний даже в том случае, если человек абсолютно здоров как физически, так и психически. Иррациональные установки (убеждения) заставляют нас испытывать стресс даже в тех случаях, когда никакой реальной угрозы нашему состоянию не существует, либо делают ее несоразмерной реальному положению дел. А вот рациональные когнитивные установки позволяют нам эффективно справляться даже с самыми трудными жизненными ситуациями.

Чтобы изменить образ своего мышления, необходимо:

бороться с когнитивными искажениями;

тренировать чувство юмора;

научиться управлять своим вниманием;

овладеть навыками самомотивации и самоконтроля.

Именно из-за различий в строении психики, образе жизни и мышления одним людям не требуется прилагать никаких волевых усилий для того, чтобы прийти в норму, а другим людям просто необходимо делать это, чтобы обеспечить себе эмоциональную стабильность и психическую устойчивость.

Перечень сигналов, по которым можно распознать, что ваша психика не способна естественным путем справиться со стрессом, следующий:

  • повышенная раздражительность, конфликтность, неуравновешенность, вспышки гнева;
  • постоянное чувство внутреннего напряжения и неудовлетворенности;
  • снижение настроения, постоянная грусть, отсутствие радости, апатия, хроническая усталость, вялость, неспособность наслаждаться жизнью, отсутствие мотивации, низкая работоспособность и выносливость;
  • повышенная тревожность, чувство страха, тревоги;
  • неуверенность в себе, неадекватная самооценка, ощущение отсутствия силы воли;
  • проблемы со сном, переедание или нежелание принимать пищу, ипохондрия, постоянные боли и т.д.

Если вы заметили у себя данные симптомы, вам необходимо изменить образ своей жизни и своего мышления, а также научиться волевой (или произвольной) саморегуляции.

Характеристика основных ресурсов человека

Каждый человек обладает ресурсами, которые помогают ему в разных сферах жизни – в работе, в освоении новых знаний, во взаимодействии с другими людьми. Ресурсы делятся на внешние и внутренние. В психологии внутренние ресурсы нередко называют способностями, а внешние – возможностями.

Внешние и внутренние ресурсы действуют в единой сцепке, они взаимно дополняют друг друга. Если у человека хорошо развиты внутренние ресурсы, значит, он всегда сможет восполнить и компенсировать для себя потерю каких-либо внешних. Но если вдруг ему это не удалось, если его энергия не пополняется извне, то и внутренние ресурсы в какой-то момент израсходуются. Не получится долгое время существовать только благодаря им, даже если вы владеете техниками ресурсных состояний. Нужно иметь оба вида ресурсов.

Расскажем более детально, какими они бывают.

1. Внутренние ресурсы. Это то, что составляет ваш внутренний мир, то, что вы наработали и получили с опытом в результате саморазвития и формирования своей личности.

Вашими внутренними ресурсами являются:

  • полученные знания;

  • развитые умения;

  • наработанные навыки;

  • жизненный опыт;

  • увлечения;

  • способности в той или иной сфере;

  • черты характера;

  • темперамент;

  • состояние психики;

  • сформированное мировоззрение;

  • убеждения и принципы;

  • жизненные ценности;

  • хорошее здоровье;

  • сильная воля;

  • весь спектр настроений;

  • развитый интеллект;

  • умение придерживаться позитивного мышления;

  • адекватная самооценка;

  • самоконтроль и другие черты личности.

ТОП-3 урока, чтобы улучшить свою жизнь в 2023 году

Проверено на 8500 моих учеников — только практика, без воды

Женские архетипы

Как отпустить прошлые отношения быстро и без боли

Выстраиваем внутреннюю опору

Уже скачали

Внутренние ресурсы отлично поддерживаются и восполняются при помощи техник ресурсных состояний. Если работать над ними и развивать их, они помогут справляться с жизненными кризисами, гармонично взаимодействовать с другими людьми, достигать цели и быть счастливым. Человек с сильными внутренними ресурсами спокойно переносит любые испытания и выходит из них победителем. Он ничему не позволит себя сломить. А тот, у кого внутренних ресурсов мало, боится проблем и бежит от них, легко отказывается от своих планов и стремлений, не ставит себе амбициозных целей. Ему сложно развиваться и добиваться большего.

2. Внешние ресурсы. Это то, что помогает нам извне, со стороны, не являясь частью нас. В основном внешние ресурсы индивидуальны, но можно выделить общие для всех людей:

  • верные друзья;

  • отзывчивые родственники;

  • коллеги, умеющие работать в команде;

  • хобби, наполняющие энергией;

  • работа по душе;

  • чтение интересных книг;

  • материальные блага;

  • связи в различных кругах;

  • приятели и знакомые;

  • социальные роли;

  • единомышленники в Интернете;

  • дружелюбные соседи;

  • люди, разделяющие наши интересы, и многое другое.

Не бывает личностей, совсем не обладающих внешними ресурсами. Однако не у каждого человека они играют большую роль в жизни и служат серьезной опорой. Тогда на помощь приходят техники ресурсного состояния.

В любом случае стоит не переживать из-за того, что вам не посчастливилось иметь, а благодарить Вселенную за все то, что у вас есть. Допустим, вы пока не имеете устойчивого финансового положения, в вашей жизни мало материальных благ. Но вместо того, чтобы сокрушаться об этом, вспомните о том, что у вас есть хорошие друзья или вдохновляющее хобби.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий