Как научиться понимать свои потребности и себя

Почему мы не слышим свои желания? Желания и этапы возрастного развития

Часто
мы не слышим свои желания из-за проблем раннего возраста, травм развития.
Элизабет Марчер, автор бодинамики (школа возрастной психотерапии), описала
возрастную периодизацию, какие структуры характера в каком возрасте должны
формироваться. В каждом возрасте есть своя задача развития. Если она решается,
формируется гармоничная структура характера. Если нет, то формируются перекосы.

Структура существования (3 месяца с
зачатия — 3 месяца после рождения) — формирование права на жизнь. Прежде чем
чего-то желать, человек должен жить

Для этого важно, чтобы ребенка хотели

Структура потребностей (1 месяц — 1,5
года) — осознание своих потребностей (витальных) и права на них. Я имею право
хотеть быть сухим, сытым, быть в тепле. Я знаю, чего хочу, и могу это получить.
Если до полутора лет нет этого опыта, когда другой различает, называет,
удовлетворяет мои потребности, когда мама недостаточно хорошо угадывает, что
хочет ребенок, или ребенок хочет одно, а мама игнорирует, у него формируется
понимание: «Никто не придет и не утолит мои потребности». Поэтому во взрослом
возрасте человек не знает, что он хочет: чай или кофе, картошку или макароны.
Ему все равно.

Структура автономии (8 месяцев — 2,5
года) — отделение ребенка от мамы. Появляются идеальные желания: исследование реальности,
следование за своими импульсами, возможность проявлять любопытство. Дети
начинают ползать, ходить, все открывать, хватать

Важно, чтобы ребенок получал
поддержку: «Ты имеешь право на свои действия, на свои желания». Но есть две
крайности: когда ребенку все можно, и родители не участвуют в его познании
мира; и когда они ничего не разрешают

В
этой же структуре формируется способность слышать и реализовывать свои
желания, переживать преодоление и успех. Если есть поддержка мамы, у
ребенка формируется здоровое отношение к собственным желаниям. Он хочет — он
идет. Она рядом, он в безопасности. Его не ругают за то, что он чего-то хочет,
ему помогают это реализовывать. Но это очень неудобно для родителей.

А
если мама все время останавливает ребенка, он делает все, чтобы сохранить
эмоциональную связь с ней. Ради этого он не будет ползать, плакать, когда
голодный. У таких послушных, тихих, удобных для взрослых детей возникают
проблемы с привязанностью, нет навыка совместной деятельности. Известны случаи,
когда структура потребностей настолько нарушена, что человек не слышит свое
тело: не чувствует высокую температуру, не распознает голод, жажду.

Структура воли (2–4 года). Формируется право на
утверждение себя в этом мире, способность ставить цели, решать задачи,
используя для этого свою внутреннюю силу.

Почему я не знаю, чего я хочу

Иногда случаются моменты, когда хочется, чтобы кто-нибудь другой смог залезть в голову и сказать: «Вот то, чего ты хочешь сейчас. Вот то, что тебе требуется в данный момент». К сожалению, подобное невозможно.

Но такая способность могла бы помочь людям, попавшим в сложную ситуацию разобраться в себе. Порой бывает, что событий в жизни становится настолько много, что к собственным чувствам и желаниям крайне сложно прислушаться. Все происходит настолько быстро и сумбурно, что разобраться во всей этой гамме ощущений практически невозможно.

В психологии данные ситуации объясняются следующим образом: у большого количества людей не происходит своевременная сепарация от родителей. До определенного возраста ребенок живет желаниями и потребностями взрослого, родители решают, как лучше и правильнее поступить и что нужно сделать. По мере взросления, человек учится отличать собственные желания и чувства от родительских. Так начинается процесс эмоциональной и психологической сепарации. Конкретного срока у сепарации не существует, одни легко находят собственное «Я», другим на это требуются годы.

Человек живет потребностями и желаниями других людей, это продолжается даже во взрослой жизни. Желания начальника, мужа, жены, родственников – все это стоит на первом плане, эти факторы исполняются в первую очередь и считаются первостепенными.

Ребенок, который не научился слышать и слушать себя и свои потребности, вырастает во взрослого человека с аналогичным мышлением. К счастью, эту ситуацию можно преломить. Не играет роли возраст, пол, род деятельности. Изменить свое мировоззрение и научиться прислушиваться к себе можно как 15 лет, так и в 50.

5 Реалистичные границы и самоконтроль

Еще одна важная эмоциональная потребность заключается в установлении структурированных отношений, реалистичных границ, разумной дисциплины, умении следовать правилам и самоконтроле. В детстве мы только познаем наличие границ у себя и других людей

Важно закрепить у ребенка понимание, что нужно уважать права и потребности других людей так же, как и свои собственные. Это закладывает баланс между эгоистичностью и самопожертвованием

Эта потребность обеспечивает понимание, уважение и следование общим правилам, контроль импульсивных желаний и адекватный уровень самодисциплины, который помогает достигать целей.

Осознание базовых потребностей — важнейший аспект заботы о себе

Следом за осознанием важно научиться адаптивно их удовлетворять, что поможет чувствовать себя более гармонично

Профлексия – что это, и как она влияет на отношения

Понять, что такое профлексия, очень легко на примере: человек хочет теплого отношения себе и поэтому демонстрирует больше теплоты по отношению к другому. Принесет ли ему такое поведение желаемое?

Профлексия хорошо работает, если у людей совпадают ценностные установки и пожелания. Партнер действительно хочет много теплых слов и знаков внимания, ему уютно и выгодно, он тоже ведет себя более щедро и внимательно.

Но представим ситуацию: мужу безразличны подарки и теплые слова, он их просто принимает, потому что полагает, что жене нравится это делать. Встречного внимания тем же способом не оказывает, ведь это пустяк. Зато стремится зарабатывать, заботится о доме и моет посуду, полагая, что именно это любовь.

Способов научиться говорить о своих потребностях в случае профлексиии мало. Нужно будет проанализировать корни такого поведения. Они всегда лежат в детстве, но опыт каждого ребенка уникален.

Если жена не осознает, почему реализует такую схему поведения, не проработает детский опыт и не научится видеть, где ее поступки ради встречных таких же поступков, она рискует ощутить истощение и злость: «я столько вкладываю, а ничего не получаю взамен». Также часто в отношениях возникает обида: «как же так, я ему все, а он мне ничего?».

Преимущества и недостатки

А теперь давайте разберемся в преимуществах и недостатках теории Абрахама Маслоу.

Преимущества

  • Позволила упорядочить потребности и объяснить простым языком, в чем нуждается человек.
  • Была основой для создания теорий мотивации.
  • Повлияла на все сферы человеческой жизни — ее применяют и в бизнесе, и в повседневной жизни.
  • Помогла понять ценности людей.
  • Удобна для самоанализа, чтобы разобраться в мыслях и желаниях, а также структурировать свои цели.

Недостатки

  • Нет способов эмпирически измерить степень удовлетворения, а значит — теория не может считаться доказательной.
  • Пирамида — упрощенная система она не подойдет для всех и каждого, нужно дополнительно сегментировать желания людей.
  • Модель не учитывает культурные различия и особенности. Также в силу объективных причин, а именно изменения образа жизни человека, она уже устарела и требует доработки и актуализации.
  • Теория не объясняет того, как удовлетворенная потребность может повторно мотивировать человека.
  • Исследование также не помогает в изучении неординарных поступков, а именно — не может объяснить их мотивы.
  • Согласно теории, человек удовлетворяет желания снизу вверх, но он постоянно нуждается в еде, а это значит, что существует и обратная зависимость.

Как складываются наши представления о себе?

Представления о себе начинают формироваться у человека в раннем детстве. Ребёнок учится управлять своим телом, получает оценки от взрослых, и на этом этапе у него появляется не только когнитивное представление о теле, но и оценочное — насколько я ловкий, умелый, насколько быстро учусь.

К семи годам дети уже сравнивают себя с другими детьми, ориентируются на обратную связь от взрослых и даже сверстников и умеют распознавать свои чувства. Процесс формирования представлений о себе продолжается в подростковом возрасте, но он не заканчивается и во взрослом.


Фото: Koldunova Anna / Shutterstock

Представление о себе — это не только осознание своих качеств. Это ещё и их оценка и поведение в соответствии с ними:

  • Мы что-то знаем о себе. Например: «Я вежливый, я хорошо соображаю, я стесняюсь общаться с новыми людьми».
  • Мы оцениваем себя, испытываем какие-то эмоции по поводу того или иного знания о себе. Я могу быть довольным или недовольным своей внешностью, характером, достижениями.
  • Мы определённым образом действуем в зависимости от того, что о себе думаем и как себя оцениваем. Скажем, я считаю себя человеком, которому тяжело отказывать, мне это не нравится, поэтому я буду избегать ситуаций, где кто-то о чём-то может меня попросить.

Предметом наших размышлений и оценок могут становиться самые разные аспекты Я:

  • У нас есть представление о том, как мы выглядим и какими физическими способностями обладаем — физическое Я.
  • Также мы можем задавать себе вопросы про себя как про личность — личностное Я.
  • И ещё у нас есть представление о том, как мы проявляем себя с другими людьми — это наше социальное Я.
Физическое ЯЛичностное ЯСоциальное Я
Знаем о себеУ меня короткие ноги.Я застенчивый.Я заботливый сын.
Оцениваем себя и свои эмоцииМне это не нравится. Мне тревожно в незнакомых местах и новых ситуациях.Я обожаю семейные обеды по воскресеньям.
ДействуемЯ не буду носить брюки, которые это подчёркивают.Стараюсь избегать публичных выступлений.Ставлю выходной с родными в приоритет и не пропущу обед даже ради работы.

Самопознание

Изучение себя — это важная задача личности, но не каждый человек доходит до последнего из трех уровней самопознания:

Индивид — познание себя, как представителя биологического вида.Социальный индивид – понимание своего места в обществе.Личность – представление о себе. На этом этапе человек самостоятелен в принятии решений и взглядах на мир. Третий уровень самопознания раскрывается через образ «Я». Человек осознанно в словесной форме может выстроить концепцию-представление о себе, собственных желаниях, предпочтениях, стремлениях, восприятии мира. Выстраиваемый образ бывает:

Адекватным – человек воспринимает себя таким, какой он есть в реальной жизни;Неадекватным – реальный образ заменяется придуманным.

От самопознания зависит качество жизни человека, чувство комфорта и удовлетворенности. Из-за проблем в личностном осознании возникают сложности с определением своих потребностей и желаний. Если вы не можете понять, что вам хочется, значит, вы еще не узнали себя.

4 Спонтанность и игра

Спонтанность — нахождение в моменте «здесь и сейчас», в гармонии со своим состоянием и внешним миром. Спонтанность предполагает способность человека быть самим собой, проявлять себя естественно в разных жизненных ситуациях. Поощрение спонтанности дает ребенку возможность понять, что его естественное поведение нормально. При жестком пресечении спонтанности, ребенок получает сигнал, что настоящий момент не важен, его импульсы неправильны.

Ограничение этой эмоциональной потребности человека (например, «что ты фигней какой-то занят, лучше бы что-то полезное сделал») вызывает чувство вины, стыда за свои позывы и желания. Как следствие — формирование высоких требований к своей эффективности, обесценивание отдыха, гиперконтроль.

Когда нет внутренней опоры

Проблема распознавания своих глубинных истинных желаний и потребностей приводит к тому, что человек обращается к установкам, общепринятым стандартами или навязанным извне ценностям. Однако, они могут быть совершенно чуждыми и тогда вместо удовлетворения приходит разочарование, апатия или даже депрессия. Так молодой мужчина, испытывающий постоянное раздражение и усталость от отношений в семье, не предпринимает попыток изменить ситуацию, потому как не может понять и выразить, чего же он хочет от своей супруги. Более того, он даже не пытается разобраться, так как уже несколько лет живет с установкой: «В браке всегда так, любовь заканчивается, но надо жить дальше». Примерно так, подменяя нераспознанные личные потребности одобряемыми общественным мнением суррогатами, человек теряет внутреннюю опору.

На этом фоне могут возникнуть:

проблемы с самооценкой, так как в отсутствие собственных ориентиров невозможно объективно говорить о каких-либо достижениях;
преувеличенная важность внешних оценок: самодостаточный человек, уважая мнение других, готов отстаивать свои действия, но в состоянии неопределенности важность сторонней оценки неумеренно завышается;
постоянная потребность в поддержке извне, боязнь критики (любая похвала, независимо от ее источника, легко компенсирует неуверенность в себе, в то время как даже незначительная критика действует разрушительно);
желание соответствовать ожиданиям окружающих (уж они-то знают, что я должен или не должен делать, и я постараюсь их не разочаровать!);
сложности в отношениях с противоположным полом (такие люди часто попадают в созависимые отношения, так как в поисках опоры готовы буквально «раствориться» в партнере). Невозможность понять себя может породить одну или несколько из перечисленных сложностей, но может и объединить их, создавая общую неудовлетворенность жизнью — «все не то и не так!»

Невозможность понять себя может породить одну или несколько из перечисленных сложностей, но может и объединить их, создавая общую неудовлетворенность жизнью — «все не то и не так!»

Секрет 4. Дистанцируйся

Дистанцироваться – это не значит демонстративно хлопнуть дверью. Показывая таким образом внезапно возникшее самоуважение. Дистанция – это не когда вы разрываете отношения. Но при этом днями и ночами продолжаете думать о человеке. Постоянно поглядывая на телефон в надежде увидеть новое уведомление от него. Это цирк и спектакль, и неудачная попытка манипулировать.

В первую очередь вы должны забрать у человека, с которым у вас дисбаланс значимости, свое внимание. Поэтому отсылая вас к пункту 1

Перенаправьте свое внимание в центр себя. То есть дистанция – это не всегда разрыв отношений. Это шаг назад. Иногда достаточно просто санкций в виде молчания. Умный партнер уже после этого переосмыслит твое поведение. К сожалению, многие девушки боятся, что дистанция разрушит последнее, что в отношениях есть. В этом случае задумайтесь. Быть может только вы инициируете эти отношения..?

Как стать значимой и ценной для мужчины

В зависимости от ситуации мужчина на расстоянии может сначала вздохнуть. Ощутить глоток свежего воздуха. Он, возможно, подумает: «Наконец-то мне не нужно ни перед кем отчитываться». Но потом пройдет время, и он заскучает. Можете не сомневаться. Запустится процесс переоценки. Именно в этот момент начнет расти ваша значимость для партнера. Ну и конечно у вас возникает вопрос: «Сколько же нужно времени, чтобы дистанция начала работать?». Зависит это от трех факторов:

  1. От того насколько вы перекормили собой партнера.
  2. Как плотно вы занялись собой и прокачали себя.
  3. Насколько красиво вы смогли уйти.

Еще один закон. Он так же парадоксален. «Иногда единственный способ сохранить отношения – быть готовой лишить своего партнера близости». Не пробуривать ему мозг перфоратором, не пропиливать ему печень пилой. Зачастую одной этой готовности будет достаточно. Мужчина ее считает и без как такового ухода. Любые шутки с вами могут очень тяжело и плохо закончиться.

Цели реализации себя по возрастам

Самореализоваться можно в любом возрасте, и каждый из возрастных этапов подразумевает новые этапы для самореализации.

Возраст человекаПриоритетные цели
ДетствоОбучение, развитие интеллектуальных способностей, общение, осознание своих достоинств и недостатков, творческая деятельность
ЮностьОсознание своего «Я», работа с ним, развитие духовности, совершенствование интеллектуальных способностей, изучение вопросов любовных отношений
ВзрослостьСовершенствование профессиональных навыков, завоевание авторитета в обществе, обретение гармонии в семье, приобретение желаемого социального статуса

Что такое желания и потребности

Фото автора Marcela Oliveira: Pexels

Потребности – базовые необходимые элементы, которые требует твой мозг, чтобы обеспечить лучшее существование. Потребности характерны и для животных, и для людей. Мозг сам по себе не мыслит абстрактно. Таких потребностей разные ученые выделяют до 16.

А вот желания – это индивидуальная интерпретация потребностей, прошедших через обработку твоего сознания.

Звучит сложно? А суть просто: часто никакой индивидуальности в желаниях нет, а твои желания на самом деле – стремление удовлетворить потребности.

Например, есть такая потребность – власть. Волк покажет оппоненту клыки и вступит в бой, а женщина начнет «пилить» всех окружающих – мужа, детей, коллег. А мужчина, например, купит дорогую машину – а что, это ведь символ власти?

В этом примере в выигрыше останется только волк – удовлетворит свою реальную потребность. А вот люди начнут придумывать, что мучить детей – это просто воплощение мечты об их будущем, а машина – главная цель последнего десятилетия. И все будут несчастливы, потому что не достигнут истинно желаемого.

Когда возникает запутанность и неясность в понимании себя?

Запутанность в понимании себя может наступить, если вы вдруг понимаете, что ваше убеждение о себе расходится с убеждениями о вас других людей. Несмотря на то, что Я-концепция довольно устойчивая и изменить её непросто, существует ряд внешних факторов, которые могут поколебать наши убеждения о себе:

Количество внешних оценок

Чем больше внешних оценок, тем больше вероятность, что вы такую внешнюю оценку примете как верную.

Значимость представлений, которые затрагивает оценка

Например, вам не важно, насколько вы хороший бегун, но принципиально, насколько хорошо вы готовите. Если кто-то оценит вас как плохого бегуна, вы не обратите на это внимания, но колкое замечание по поводу приготовленного вами блюда может ранить

Доверие к оценивающему, его авторитет

Если ваше убеждение о себе попробует опровергнуть сосед по лестничной клетке, вы пропустите его слова мимо ушей. Но если то же самое скажет близкий друг, вы задумаетесь о том, что ваше убеждение о себе может быть ложным.

Другой трудностью, запускающей довольно болезненные переживания и потребность «найти себя», выступает ситуация, когда одни мои представления о себе вступают в конфликт с другими. Например, я считаю себя трудолюбивым человеком и заботливым родственником, и это важная часть моего образа Я, но при этом я не хочу работать на семейной даче. Подобные рассогласованности часто вызывают чувство вины и внутреннее беспокойство.

Ещё сложнее переживаются состояния, когда важная часть наших представлений о себе ощущается как неактуальная, потерявшая значимость. Скажем, вы мечтали стать преподавателем, много сил и времени потратили, чтобы воплотить эту мечту в жизнь. Но через некоторое время поняли, что преподавание перестало радовать. Вместо этого манят другие вещи — путешествия, удалённая работа, своё дело. Но тогда придётся отказаться от своей идентичности и привычной системы социальных связей. А это страшно.

Кроме всего прочего, у нас есть не только представление о нашем текущем Я (какой я сейчас), но и о том, какими мы хотим быть в будущем (идеальное Я).

Благодаря тому, что мы задумываемся о «лучшей версии себя», мы и находим мотивацию к позитивным изменениям — строим далеко идущие планы, мечтаем о лучшем будущем, ставим цели в саморазвитии. Если расстояние между тем, кто мы есть сейчас, и тем, какими хотим стать, выглядит преодолимым, это даёт силы двигаться вперёд. Но если пропасть кажется слишком большой, эффект может быть даже противоположным

Гуманистический психолог Карл Роджерс считал, что соответствие реального и идеального Я очень важно для психического здоровья человека

Хорошая новость в том, что внутренние кризисы могут стать не только причиной дискомфорта и внутренних метаний, но и большим потенциалом для личностного роста и выхода на новый жизненный уровень.

Самореализация – это возможность или лишняя забота

Самореализация должна служить во благо, а не загонять человека в пучины тревожности и плохого настроения.

Не стоит зацикливаться на одной лишь самореализации, бесконечно сравнивать себя с окружающими, превращаться в достигатора. Это прямой путь к стрессам и неврозам.

Важно помнить, что предназначение у каждого свое, и далеко не всегда оно связано с деньгами. Если деятельность не монетизируется, это не означает, что она не важна

Люди могут найти свое предназначение в водительстве, в том, чтобы помогать животным, радовать окружающих.

Самореализация не подразумевает того, что человек должен полностью оказаться от жизни и сосредоточиться только лишь на зарабатывании денег.

Осознанность – ключ к успеху

Сложно искать в себе высокие духовные желания, когда ты даже свое тело не можешь понять. Начни с простого, это упражнение поможет в будущем понять глубины себя.

Ляг, расслабься и прислушайся к своему телу. Как чувствуют себя разные части тела, холодно или тепло. Удобно или нет.

Попробуй понять, что ему реально сейчас надо. Передвинуть ногу, попить воды, открыть или закрыть глаза. Сделай это и проверь – удалось ли понять потребность правильно?

Когда тебе легко будет входить в состояние осознания тела, переходи на более сложные вещи, перенося физические потребности на психологические

Обращай внимание на импульсы еще в зачатке, проверяй, к чему привело их удовлетворение

Условия самореализации личности

Саморазвитие и самореализация не могут существовать без двух главных факторов – это воспитание и образование. Также в развитии способностей огромную роль играют моральные, ценностные, нравственные факторы.

Самореализация – это такой процесс, который требует всестороннего включения. Если говорить о гармонично развитой личности, то нельзя выбросить из условий самореализации, например, традиции, принятые в стране или регионе проживания.

Все компоненты самореализации тесным образом связаны между собой. От того, насколько хорошими были условия самореализации, зависит конечный ее результат.

Уровни понимания человека. Как развивается понимание людей?

Итак, какие бывают уровни понимания человека:

  • Корыстный – мы воспринимаем человека как совокупность возможностей приносить нам наслаждение: красота, богатство, слава, приятное общение, поддержка.
  • Природа – уровень понимания человека на котором мы воспринимаем одну из четырех природ, рассматривая её как самое главное в человеке.
  • Духовный – восприятие, в основе которого лежит понимание духовного в каждом человеке.

Корыстный уровень понимания человека побуждает нас разделять людей на тех, кто может принести нам наслаждение, кто не может, и тех, кто приносит нам страдание. К первым мы относимся хорошо, ко вторым безразлично, а к третьим с ненавистью. Это видение разделяет большинство людей, порождая конфликты, разрозненность, ссоры между людьми и страдание в отношениях. Нам следует отказываться от корыстного уровня понимания человека, из-за удовлетворения внутри себя, а не в других. Счастье не в других людях, а внутри нас самих. Когда мы способны искать счастье внутри себя – мы перестаем требовать его от других, а значит основа конфликтов исчезает.

Природный уровень понимания человека находится выше и позволяет выстраивать правильные отношения на фундаментальной основе. Однако, если мы продолжаем делить людей по признаку природы, то этот уровень ничем не отличается от корыстного. Настоящий уровень восприятия природы заключается в том, что мы учитываем природу каждого человека, чтобы выстраивать правильные взаимоотношения, которые не только приятны, но и полезны для всех. Бывают и такие отношения, которые не могут быть полезны или приятны для обоих, таких отношений следует избегать, чтобы не порождать лишних конфликтов.

Духовный уровень понимания человека превосходит все прочие, позволяя отказаться от обусловленности восприятия и видеть каждое живое существо в истинном, духовном свете. Это приносит свободу от страданий и возможность совмещать свободу от потребности в отношениях и способность строить идеальные отношения. Черпая счастье в своей духовной природе, человек отказывается от корыстолюбивых намерений и претензий на других, обретая возможность приносить истинное благо всем, в том числе и самому себе. Нам следует стремиться именно к этому уровню пониманию человека.

Как научиться доверять людям после предательства

Окружающий мир, к сожалению, не состоит лишь из добрых, честных и отзывчивых людей. Порой в жизни может появиться тот, кто в силу обстоятельств или по собственной воле окажется предателем. Столкнувшись с этим однажды, в дальнейшем доверять кому-либо еще просто не захочется. Открываясь человеку, невольно становишься уязвимым, ведь теперь все слабые стороны находятся в незащищенном состоянии. У организма срабатывает защитная реакция, поэтому приходится заново учиться доверять миру.

Находясь в стрессовой ситуации, человек руководствуется страхом и эмоциями. Не спишите при малейших подозрениях переставать доверять. Всегда должен быть выход из сложившихся обстоятельств. Чтобы наверняка решить, стоит ли прекращать общение с «предателем», задайте себе несколько разумных вопросов:

  • Известна ли мне вся ситуация?
  • Какое мое личное отношение к этому человеку, и способен ли он на обман?
  • Мое собственное поведение заслуживает доверия?

Плохие моменты человеческий мозг запоминает гораздо лучше, нежели положительные. Предательство настолько сильно врезается в память, что перекрывает собой все хорошее

В момент ссоры важно помнить то, что вас связывает с человеком.

Не спешите пресекать любые попытки извинений перед вами

Обратите внимание на искренность человека, пустые слова ничего не будут значить, это лишь формальность, чтобы сгладить ситуацию. Действительно правдивые и честные извинения приносят не потому, что вы их хотите услышать, а вследствие того, что обидчик осознал свою вину

Первый шаг восстановить доверительные отношения как раз стоит начать с раскаяния.

Если же вы осознаете, что во всей ситуации виноваты сами, не стоит отчаянно проявлять свою гордость и требовать извинений. Сделайте шаг навстречу и попросите прощения первыми.

Иногда случается в жизни такое, что предательство невозможно простить вовсе. Слишком сильно разочаровавшись в человеке, в дальнейшем, как бы вы ни старались, открыться ему еще раз не получится. Но задайте себе вопрос: «А зачем вообще учиться доверять мужчине после неудачных отношений?». Перед тем как прощать человека, необходимо безэмоционально оценить вашу проблему и уже тогда принимать точное решение.

Если же самостоятельно не удается справиться с недоверием, стоит обратиться за помощью к друзьям и близким. Повторно развить в себе чувство уверенности в партнере бывает сложно из-за состояния посттравматического стресса. Также трезво взглянуть на ситуации помогут психологи, которые проанализируют все проблемные моменты и помогут найти пути решения.

2 типа мотивов саморазвития

На выработку мотивации к обучению и саморазвитию влияют разные факторы. А именно:

1. Внешняя мотивация к саморазвитию

Это то, что стимулирует к действиям, даже без внутренней необходимости. Например, ситуация из детства, когда мама заставляет мыть руки с мылом, а ребенок небрежно сбрызгивает их водой. Во взрослой жизни это может проявиться в халатном отношении к работе. Какие выводы?

  • Внешняя мотивация побуждает имитировать деятельность, работать ради «галочки», создавать вид.
  • При выполнении работы человек будет постоянно отвлекаться на то, что нравится. Трудно сконцентрироваться и получить качественный результат.
  • Нет стимула выполнить задачу отлично. Есть желание быстрее закончить, без фокусировки на процессе. Деятельность сводится к внешнему исполнению требований.
  • Деятельность не прекращается ровно до того момента, пока есть строгий контроль. Это яркое выражение вертикальной власти, выстроенной на беспрекословном подчинении. Этот же принцип заложен во все иерархические структуры управления.

Подобная модель внешней мотивации представлена в проектах, где необходимо управление большими социальными группами. В таких случаях подобная организация деятельности вполне оправдана, так как ее целью является скорейшее достижение цели. Но придется провести огромную работу ради обеспечения контроля.

2. Внутренняя мотивация саморазвития

Разберем самые сильные стимулы к трансформации. Например, чтение. Достаточно представить ситуацию, когда читать надо, потому что попросили или даже заставили. А вот чтение той же литературы по развитию личности и самомотивации исходя из собственного интереса — совершенно иной процесс. Пользы от второго варианта больше, и дело даже не в усвоении информации, а в ее необходимости.

Личная заинтересованность дает возможность:

  • Работать на результат.
  • Идти к цели, несмотря на препятствия.
  • Добиваться результата и сразу ставить планку выше.
  • Достигать цели не за счет ресурсов, а вопреки сложностям.

Можно ориентироваться на множество внешних ресурсов, но не факт, что они будут результативными. Внутренняя мотивация саморазвития личности гораздо качественнее. Ее не нужно искать, она всегда рядом.

Личность и ее желания

Что
такое желания, как они в нас живут и как себя проявляют, хорошо иллюстрирует
картинка «Белоснежка и семь гномов». Есть личность (Белоснежка), у которой
много разных желаний (гномы). Всякое желание — как живое существо, со своими
настроениями и особенностями. Кто-то похож на маленького ребенка, кто-то — на
воинствующего протестующего подростка, а кто-то — повидавший жизнь дедушка.
Кто-то веселый, кто-то злится, кто-то спит. Кто-то капризный, который хочет все
только для себя. Кто-то голодный, который вечно хочет есть по ночам. Или
обиженный, которому вечно не хватает внимания. И личность как-то с ними
взаимодействует.

Личность
— это не просто система связанных между собой желаний, главных и
второстепенных, сильно или слабо выраженных. На картинке с Белоснежкой и
гномами тогда личностью были бы гномы. Есть еще и хозяин этих желания — субъект,
«я». А желания — его хозяйство. Или дирижер и его оркестр, садовник и
его огороды, капитан корабля и его команда, мама и разновозрастные дети.

При каких обстоятельствах истинное «Я» становится явным?

Неужели человек никогда не предстает настоящим? Этот вопрос невольно возникает у людей, размышляющих о том, как понять себя. Психология утверждает, что это не так. При определенных обстоятельствах с людей слетают все их многочисленные маски.

Когда же это происходит? В экстремальных ситуациях, во время скандалов и ссор, при других видах конфликтов. То есть тогда, когда эмоций слишком много, и сознательно человек их уже не может контролировать.

Соответственно, для того чтобы понять, какими личностными качествами на самом деле обладает человек, следует понаблюдать за ним во время сильных переживаний или же при каком-то кризисе. Конечно же, специально провоцировать скандалы не следует

Но если они происходят, нужно с вниманием отнестись к тому, что именно говорят люди и к тому, как они себя ведут

Разумеется, себя проанализировать сложно. Находясь в аффекте, далеко не все помнят, что сказали и как себя вели. Вариантом, позволяющим увидеть себя со стороны, является видеозапись. Если имеется возможность запечатлеть скандал, например, семейную ссору, то это нужно сделать и потом внимательно просмотреть.

Но нужно понимать, что истинные эмоции не проявляются в том случае, если человек находится в нетрезвом состоянии. Вопреки известной поговорке о том, что пьяный высказывает то, что у трезвого на уме, люди под влиянием алкоголя истинное «Я» не показывают. Наоборот, они зачастую ведут себя совершенно противоестественно. Это объясняется тем, что любой допинг, включая и спиртное, меняет нейрохимические реакции в мозгу. Поэтому в наблюдении за пьяными нет ни малейшего смысла.

Значение мотивации для саморазвития

Человек неизбежно проходит через трансформации. Это происходит с каждым на уровне подсознания, даже у тех людей, кто не имел такой цели.

Самоизменения личности на уровне подсознания неизбежны по причине особенностей функционирования мозга. Некоторые действия личности или окружения, жизненные установки, события приводят к тому, что нервная система начинает подключать защитные механизмы организма (сублимация, проекция, рационализация и т. д.). Причиной трансформаций могут стать и следствия привычек, убеждений, ценностей и т. д.

Наибольшую ценность представляет личностный рост или саморазвитие человека. Это осознанные действия, имеющие конкретную цель и направленные на достижение определенного результата. Исследователи до сих пор работают над вопросом выявления факторов, которые влияют на область саморазвития личности.

Так, основой целенаправленной трансформации личности является мотивация саморазвития. Это главное понятие в постановке и выборе целей, принятии решений, дисциплине и регулярных действиях, направленных на получение желаемого результата. Только благодаря самомотивации человек может корректировать действия, способен на самоконтроль и самоподдержку.

Под самомотивацией подразумевается побуждение себя к достижению целей с задействованием как собственных мотивов, так и интериоризованных (пришедших от других).

Механизмов самомотивации может быть несколько. Однако у сформированной личности выделяются всего 1-2 основных механизма. Они должны быть приемлемы и для внутриличностных, и для общесоциальных случаев.

Выделяют понятие «стиль самомотивации». Это набор специфических процессов с определенными характеристиками, которые побуждают к деятельности. Сюда можно отнести как наличие определенных мотивов к действию, так и их представление обществу.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий