Про сестрицу Аленушку и братца Иванушку

Мудрый урок сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»

Бывает, что в семье случилось вот именно это: один из детей (как правило, сильный и состоявшийся) вынужден самими обстоятельствами судьбы «тянуть на себе» слабого, нуждающегося и в длительной психологической, и в длительной материальной помощи сиблинга – брата или сестру.

А кто же в этот момент (духовно и морально) поддержит того самого «сильного и состоявшегося»?

Ведь ему самому тяжело, а в детстве… возможно ещё и стыдно перед ровесниками!

А поддержит (и поддерживала всегда) добрая русская сказка, своими архетипами, откладывающимися в подсознание.

К сожалению, в нашем теперешнем обществе царят (на фоне общей безграмотности!) некие «современные» мифы «о нашем прошлом» – насквозь лживые, сфабрикованные «вчера», с целью исказить историю так, чтобы оправдать сегодняшний «беспредел».

Один из таких популярных мифов о прошлом гласит: «В прошлом всё было вообще плохо. Вы бы не выжили. Люди не доживали до 30 лет. Все женщины умирали от родов».

Глупость таких мифов очевидна (особенно последнего тезиса), но находятся неглупые люди, которые отстаивают их с пеной у рта. А главное, находятся те, кто считает за научно доказанный факт, что и в правду «раньше» средняя продолжительность жизни не превышала 30 лет.

Второй такой миф (он является составной частью первого, глобального: «Раньше было всё плохо и только теперь стало хорошо») мы рассмотрим теперь – в связи с нашей сказкой.

Второй миф гласит: «Раньше люди были очень жестокими, но справедливыми: они уничтожали и не кормили более слабых – больных, уродливых, нетрудоспособных и неполноценных членов социума».

Нетрудно догадаться, что этот живучий миф был сфабрикован идеологами фашизма, а ещё чуть раньше прозвучал лишь как «пожелание» в философии «ницшеанства».

Но даже философия Ницше не говорила о том, что, исторически, – слабых, «не таких» и больных прямо-таки убивали! Нет! Эту «историческую канву» досочинил уже конкретно фашизм!

А мы с вами (при помощи сказки «Алёнушка и братец Иванушка») будем выбивать из своей головы фашистские идеологемы и восстановим справедливость подлинной истории.

То, что видит юродивый и не видит обычный человек – «фальшивая Алёнушка»

Как известно из сказки, некая ведьма позавидовала счастью благочестивых людей, сманила молодую жену купаться на пруд, положила её околдованную на дно пруда, а сама, «обернувшись Алёнушкой», пришла в дом к купцу под видом жены.

Во всём дому только один козлёночек-брат ясно увидел, что перед ним не настоящая сестра-Алёнушка, а – ведьма, оборотень. Даже молодой муж-купец ничуть не сомневался, что перед ним его «Алёна».

Мотив «духовной слепоты» очей обычного человека и «особого зрения», присущего всем зверям хорошо известен в культуре.

Иванушка – полузверь – полуюродивый. Он – вне социума, поэтому он смотрит с другого ракурса и многое видит, видит то, чего «жертвы социума», живущие в нём ежедневно, не замечают в упор.

Прислуге в доме, очевидно, было не до разглядывания Алёнушки – ни до, ни после подмены. Они увидели женщину в знакомых нарядах, увидели, что она ведёт себя обычно и побежали по своим делам дальше.

Молодой муж тоже мыслил стереотипно и весь день был занят своими делами, ему было не до подозрений.

И даже когда ведьма приказала зарезать козлёночка, муж хоть и сильно опечалился, но не удивился и не «заподозрил».

Возможно, сработал «мужской» стереотип несерьёзного отношения к женщине: «Известно, – баба! Капризничает. Может, беременна?»

И только один братец-Иванушка, насквозь пропитанный и вскормленный Любовью сестры, как самым важным для человека ресурсом, с которым можно и горы свернуть, не оказался обманут!

Мужу Алёнушка ещё просто не успела подарить ТАКУЮ любовь, какую уже долго дарила братцу-Иванушке.

Ведь с купцом она ещё не съела три пуда соли и не пережила ничего серьёзного. А вот с братом и родителей похоронила, и второе горе пережила…

Иванушка знал «частоты» настоящей Любви и, не уловив их в роковой день подмены, понял, что перед ним – жалкий фальшивый оборотень в платье и с лицом Алёны.

Вот это и есть самое важное в сказке…. Остались детали

Делом пяти минут уже было слугам проследить, куда бегает козлёночек и подслушать, как он плачет сестре, лежащей на дне прудка.

Если бы в доме не было «животного с вещими глазами» (он же – «юродивый» (уродивый), который, как мы знаем, вне социума), то план ведьмы бы удался! Алёна так и осталась бы лежать в пруду, а ведьма командовать в купеческом доме.

Предположим, что Иванушка не превратился бы в козлёночка, а был бы ладным, смышлёным, пригожим парнишкой – гордостью сестры и просто «рядовым» человеком.

Скорее всего, в тот момент, когда с сестрою произошла беда, в доме бы его просто не оказалось! Дела, знаете ли, дела… У всех свои дела… Учёба. Торговал бы он в тот момент тканями в лавке, учился бы ремеслу купеческому.

Только у жалкого козлёночка «дел не было» и не могло быть. И поэтому, и только поэтому Алёнушка была спасена. У самого бесполезного члена социума нашлось время посмотреть на мир без спешки…

Вот какой чудесный архетип, какая «притча о вознаграждённом милосердии сильного по отношению к слабому» эта старая русская сказка!

Но и это ещё не всё…

Энциклопедия сказочных героев

Все о сказках для читательского дневника. Русские народные сказки, сказки народов мира, сказки русских и зарубежных писателей.

“Сестрица Аленушка и братец Иванушка”

Русская народная сказка “Сестрица Аленушка и братец Иванушка”

Жанр: народная волшебная сказка

Главные герои сказки “Сестрица Аленушка и братец Иванушка” и их характеристика

  1. Сестрица Аленушка, умная и работящая девушка, заботилась о любимом брате. Доверчивая и безобидная. Очень красивая.
  2. Братец Иванушка, молодой, непослушный, беззаботный. Стал козленочком из-за того, что не слушал сестрицу.
  3. Купец, молодой и красивый, честный и порядочный.
  4. Ведьма, злая и коварная, обманщица, жестокая.

План пересказа сказки “Сестрица Аленушка и братец Иванушка”

  1. Смерть родителей
  2. Дорога в поле
  3. Коровье копытце
  4. Лошадиное копытце
  5. Козье копытце
  6. Встреча с купцом
  7. Ведьма
  8. Разговор козленка
  9. Прощание козленка
  10. Спасение Аленушки
  11. Смерть ведьмы

Кратчайшее содержание сказки “Сестрица Аленушка и братец Иванушка” для читательского дневника в 6 предложений

  1. Сироты Аленушка и братец Иванушка отправились в жару через поле.
  2. Иванушка все хотел пить и наконец выпил воды из копытца и стал козленком
  3. Аленушка вышла замуж за купца, но ведьма утопила ее в пруду
  4. Ведьма уговорила купца зарезать Иванушку, а тот побежал прощаться с Аленушкой
  5. Слуга услышал их разговор и Аленушку спасли
  6. Ведьму привязали к конскому хвосту.

Главная мысль сказки “Сестрица Аленушка и братец Иванушка”

Чтобы не было беды, всегда слушайте, что говорят старшие, знающие люди.

Чему учит сказка “Сестрица Аленушка и братец Иванушка”

Сказка эта учит быть послушными и не баловаться. Учит не пить грязную воду. Учит не верить первому встречному. Учит не терять надежду. Учит тому, что все должно закончится хорошо и добро обязательно победит.

Отзыв на сказку “Сестрица Аленушка и братец Иванушка”

Пословицы к сказке “Сестрица Аленушка и братец Иванушка”

Слушайся добрых людей – на путь наставят. Слушай умом, а не брюхом. Во всяком худе не без добра.

Краткое содержание краткий пересказ сказки “Сестрица Аленушка и братец Иванушка”

Жили старик со старухой и были у них дочка Аленушка и сыночек Иванушка. Но умерли старики и остались дети сиротами. Пошла однажды Аленушка на работу и Иванушку с собой взяла. А идти пришлось через поле. Жарко было, пить очень Иванушке захотелось. Видит он копыто коровье с водой, захотел из него напиться. Но сестрица не велела, а то стал бы братец теленочком. Идут дальше, лошадиное копытце и опять хочется Иванушке воды напиться. Но опять сестрица не дает – жеребеночком станет. Идут дальше. Козье копытце. Не послушал тут Иванушка сестрицу и выпил воды. Стал он козленочком, Аленушка рядом стоит, слезами заливается. Ехал мимо купец молодой, узнал о горе девичьим, предложил замуж за него выйти, а козленочка с собой взять. Согласилась Аленушка и зажили они с купцом счастливо. Только уехал раз купец, пришла к Аленушке злая женщина и позвала на пруд купаться. Привязала ведьма Аленушке камень на шею, столкнула Аленушку в воду, а сама в нее превратилась. Никто и не узнал ведьму. Только козленочек знал что случилось, и бегал на пруд, сестрицу звал. Узнала о том ведьма, попросила зарезать козленочка. Не хотел купец, но согласился. А козленочек просит напоследок на пруд сбегать, водички попить. Прибежал козленок на берег, кричит, Аленушку зовет, говорит, что его убить хотят. А Аленушка из-под воды отвечает, что не может встать, камень давит, пески держат. Услышал то слуга, рассказал купцу. Сбежался народ, достали Аленушку, обмыли ее чистой водой и ожила девушка. А козленочек на радостях трижды через себя перепрыгнул и Иванушкой стал. А ведьму к хвосту конскому привязали, да в поле пустили.

Признаки волшебной сказки в сказке “Сестрица Аленушка и братец Иванушка”

  1. Волшебные превращения – козленок, оживление Аленушки
  2. Традиционный зачин и концовка
  3. Победа добра.

Сестрица Алёнушка и братец Иванушка – русская народная сказка в пересказе Алексея Николаевича Толстого с иллюстрациями

Рейтинг:   / 12

Сестрица Алёнушка и братец Иванушка

Русские народные сказки в пересказе Алексея Николаевича Толстого

Жили – были старик да старуха, у них были дочка Алёнушка да сынок Иванушка. Старик со старухой умерли. Остались Алёнушка да Иванушка одни – одинёшеньки. Пошла Алёнушка на работу и братца с собой взяла. Идут они по дальнему пути, по широкому полю, и захотелось Иванушке пить.

– Сестрица Алёнушка, я пить хочу!

– Подожди, братец, дойдем до колодца.

Шли – шли – солнце высоко, колодец далеко, жар донимает, пот выступает. Стоит коровье копытце полно водицы.

– Сестрица Аленушка, хлебну я из копытца!

– Не пей, братец, телёночком станешь!

Братец послушался, пошли дальше.

Солнце высоко, колодец далеко, жар донимает, пот выступает. Стоит лошадиное копытце полно водицы.

– Сестрица Алёнушка, напьюсь я из копытца!

– Не пей, братец, жеребёночком станешь!

Вздохнул Иванушка, опять пошли дальше. Идут, идут – солнце высоко, колодец далеко, жар донимает, пот выступает.

Стоит козье копытце полно водицы. Иванушка говорит:

– Сестрица Алёнушка, мочи нет: напьюсь я из копытца!

– Не пей, братец, козлёночком станешь!

Не послушался Иванушка и напился из козьего копытца. Напился и стал козлёночком…

Зовет Алёнушка братца, а вместо Иванушки бежит за ней беленький козлёночек.

Залилась Алёнушка слезами, села под стожок – плачет, а козлёночек возле нее скачет.

В ту пору ехал мимо купец:

– О чем, красная девица, плачешь?

Рассказала ему Алёнушка про свою беду. Купец ей говорит:

– Поди за меня замуж. Я тебя наряжу в злато-серебро, и козлёнок будет жить с нами.

Алёнушка подумала, подумала и пошла за купца замуж. Стали они жить-поживать, и козлёночек с ними живет, ест-пьет с Алёнушкой из одной чашки.

Один раз купца не было дома. Откуда ни возьмись приходит ведьма: стала под Алёнушкино окошко и так ласково начала звать ее купаться на реку.

Привела ведьма Алёнушку на реку. Кинулась на неё, привязала Алёнушке на шею камень и бросила её в воду. А сама оборотилась Алёнушкой, нарядилась в её платье и пришла в её хоромы. Никто ведьму не распознал. Купец вернулся – и тот не распознал.

Одному козлёночку все было ведомо. Повесил он голову, не пьёт, не ест. Утром и вечером ходит по бережку около воды и зовёт:

  • – Алёнушка, сестрица моя!
  • Выплывь, выплывь на бережок…

Узнала об этом ведьма и стала просить купца – зарежь да зарежь козлёнка…

Купцу жалко было козлёночка, привык он к нему. А ведьма так пристает, так упрашивает,- делать нечего, купец согласился.

Велела ведьма разложить костры высокие, греть котлы чугунные, точить ножи булатные.

Козлёночек проведал, что ему недолго жить, и говорит названному отцу:

– Перед смертью пусти меня на речку сходить, водицы испить, кишочки прополоскать.

– Ну сходи.

Побежал козлёночек на речку, встал на берегу и жалобно закричал:

  • – Алёнушка, сестрица моя!
  • Выплывь, выплывь на бережок.
  • Костры горят высокие,
  • Котлы кипят чугунные,
  • Ножи точат булатные,
  • Хотят меня зарезать!

Алёнушка из реки ему отвечает:

  • – Ах, братец мой Иванушка!
  • Тяжёл камень на дно тянет
  • Шелкова трава ноги спутала,
  • Жёлтые пески на груди лежат.

А ведьма ищет козлёночка, не может найти и посылает слугу:

– Пойди найди козлёнка, приведи его ко мне.

Пошел слуга на реку и видит: по берегу бегает козлёнок и жалобненько зовёт:

  • – Алёнушка, сестрица моя!
  • Выплывь, выплывь на бережок.
  • Костры горят высокие,
  • Котлы кипят чугунные,
  • Ножи точат булатные,
  • Хотят меня зарезать!

А из реки ему отвечают:

  • – Ах, братец мой Иванушка!
  • Тяжёл камень на дно тянет
  • Шелкова трава ноги спутала,
  • Жёлтые пески на груди лежат.

Слуга побежал домой и рассказал купцу про то, что слышал на речке. Собрали народ, пошли на реку, закинули сети шёлковые и вытащили Алёнушку на берег. Сняли камень с шеи, окунули её в ключевую воду, одели её в нарядное платье. Алёнушка ожила и стала еще краше, чем была.

А козлёночек от радости три раза перекинулся через голову и обернулся мальчиком Иванушкой.

Ведьму привязали к лошадиному хвосту и пустили в чистое поле.

Похожие по содержанию произведения раздела:

Шат и Дон Толстой сказка с иллюстрациями …ШАТ И ДОН ТОЛСТОЙ Л. Н
У старика Ивана было два сына: Шат Иваныч и Дон Иваныч. Шат Иваныч был …

Чудесный клад Молдавская сказка …ЧУДЕСНЫЙ КЛАД
Молдавская сказка
Жил когда-то на свете один человек. У него было три сына. Был …

Что дороже Осетинская сказка …ЧТО ДОРОЖЕ
(Осетинская сказка)
Давным-давно жили в одном селении два юноши. Как сойдутся они, …

Четыре брата Пермяк сказка с иллюстрациями …Четыре брата
У одной матери было четыре сына. Всем хорошо удались сыновья, только друг дружку …

  • < Заяц – хваста – русская народная сказка в пересказе Алексея Николаевича Толстого с иллюстрациями
  • Мальчик с пальчик – русская народная сказка в пересказе Алексея Николаевича Толстого с иллюстрациями >

Русские народные сказки по-новому

Эти сказки были сочинены одним прекрасным летом в студенческом лагере РГРТА «Зеленый бор». Сказки посвящались спортсменам, отдыхающим и тренирующимся в лагере.

Сказка про отца и трех сыновей на новый лад

Жил-был тренер. И было у него три сына. И вот старый стал тренер, собрал он своих сыновей и говорит: — «Хватит вам в моем зале паркет мячами обивать! Пора вам клубы себе выбирать.»

И стали сыновья кидать мячи. Кинул мяч старший сын, и попал в московский ЦСКА к Сереге Панову и Вите Куделину. Хорошо попал: бабки, евролига, даже негр в команде (он тоже в свое время в ЦСКА попал). Порадовался за него отец.

Кинул мяч средний сын и попал в нижегородский БК «Университет». Тоже ничё: майки выдают, душевая есть, комната в общаге. Отец вдохнул облегченно.

Последним кидал мяч младший сын. Кинул, да и попал в болото. И вот идет он по болоту, и видит свой мяч, а на нем лягушка сидит. Но не простая: черная вся, в майке Chicago bulls и с лицом Шакила О’нила. И говорит ему лягушка человеческим английским голосом: — «Young boy, kiss me, please, and you будешь play in the Chicago Bulls!»

Повелся младший сын, и ну давай лягушку нацеловывать. Целовал, целовал, пока лягушка сатисфакцию полную не получила. А как получила – взяла, и в лес упрыгала.

А младший сын стал преподавателем физкультуры в школе номер три города Рязань.

Мораль: Баскетбол — это фантастика!

Сказка про сестрицу Аленушку и братца Иванушку на новый лад

Жили-были сестрица Аленушка и братец. Просто братец. Шли они как-то с дискотеки домой, и захотелось братцу попить. Глядит он на комок и говорит: – «Сестрица моя, Аленушка, давай по пивку!». А она ему отвечает: — «Не пей, братец — теленочком станешь!». И пошли они дальше.

Идут они мимо магазина вино-водочного, и говорит опять братец: — «Ну, давай хоть какой-нибудь бормотушечки возьмем!». А Аленушка и отвечает: – «Не пей бормотушечку, поросеночком станешь!»”. Промолчал братец, а выпить ему еще больше хочется.

Пошли они дальше, и увидал братец Иванушка (пусть будет Иванушкой, а то все братец, да братец) НАЛИВАЙКУ. Ничего не говоря, побежал он туда.

— «Не пей, Иванушка, козленочком станешь!» — крикнула вслед Аленушка.

— «За козла дома ответишь!» — Бросил ей Иванушка, и забежал в наливайку. И ну давай пить: сначала один, а потом с бомжами какими-то. Нажрался в каку, и давай блеять как козел.

Ждала его Аленушка — домой хотела отвести, но приехал тут к наливайке наряд милиции и покидал всех в «бобик». А братцу (ну, нет у меня больше сил его Иванушкой называть) еще и по печени дали, чтобы не увеличивал энтропию.

Стала плакать Аленушка. Поехала она к отделению милиции — ждать, когда братца отпустят. И вот сидела она, плакала, а мимо шел художник Васнецов. Увидал он плачущую девушку, и ну давай картину рисовать. И нарисовал он картину «Сестрица Аленушка и братец».

Сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» как прививка против фашистской идеологии и дурно понятого «ницшеанства»

Древняя сказка прямо учит братьев и сестёр проблемных сиблингов: «Если вы будете заботиться о своём слабом и непутёвом брате – вы обязательно получите награду».

Причём награду не на «небе», а прямо здесь, на земле!

Грубо говоря – ваш «никчёмный», больной брат (сестра) могут оказаться тем единственным человеком, который в безнадёжной, критической ситуации сможет прийти к вам на помощь и спасти вам вашу же жизнь!

Но это случится только при одном условии: вы действительно станете заботиться о нём, искренне любить его, не стыдиться его пред другими людьми, станете ему поистине «родным» человеком.

В России издавна существовала традиция: очень часто старшая сестра становилась крёстной матерью одного из самых своих младших братьев или сестёр.

Становясь «крёстной», она конечно же не была ею «формально»! Вообще, по традиции, именно старшая сестра психологически заменяла младшим мать и брала на себя часть или все бытовые функции родной матери.

Именно это отражение старой культурной традиции русских мы и видим и в сказке.

Что же происходит в её сюжете?

Иванушка демонстрирует непослушание, нездравомыслие, тягу к запретному. В итоге он вообще превращается в козлёночка – в «нечистого» животного, которое стыдно показать людям, да ещё и представлять его не краснея как своего родственника.

Читая сказку детям, обязательно обращайте максимум внимания на эту психологическую деталь! Алёнушке не было стыдно, что у неё такой брат!

Если Алёнушка не постыдилась сказать богатому купцу, который к ней сватался: «Да, но у меня есть брат, посмотри – какой он, и он будет жить с нами», то не подвиг ли совершила она?!.

Нет! Это была рядовая добродетель сильной и здоровой «сестры-матери», добродетель, которая сегодня выглядит уже как подвиг.

Может быть и тогда бы нашёлся купец, что сказал бы: «Иди отсюда вместе со своим братом-идиотом или сдай его в дом престарелых», но… зачем Алёнушке такой муж в долгую жизненную дорогу?..

Может и тогда нашлась бы Алёнушка, которая встретив купца, прогнала бы от себя козлёночка-братца из страха, но… про таких «алёнушек» сказки не пишут и в пример их никому не ставят.

Алёнушка и Купец были хорошей парой: они не стеснялись того, что в их доме живёт «братец-урод».

Они искренне и просто, без натуги, без ощущения «подвига» и без блогов в Интернете любили его. И он любил их.

Заметьте: Алёнушка ни разу не упрекнула брата ещё и в том, что «таким» он стал по своей собственной вине!

Обращайте внимание вашего клиента (ребёнка) и на эту важную психологическую деталь правильного отношения к непутёвому сиблингу.

Но вот пришла Ведьма. И только тогда наступил час, когда все поняли, зачем нужен был козлёночек… Видите: даже от ведьм бывает прок! Ведь только в роковые моменты всё становится на свои места и мы начинаем жить не по лжи.

Триумф Иванушки

Примечательно, что после спасения Алёны и привязывания ведьмы к хвосту степной кобылицы, Иванушка-козлёночек от радости  перекувыркнулся три раза через голову и встал на ноги добрым молодцем, да ещё и лучше прежнего!

Это зашифрованная в мифе история из… обычной жизни!

Если семья собирает всю имеющуюся у неё любовь, проявляет терпение и упорство, то её «проблемный» ребёнок, попавший в беду и нуждающийся в заботе, рано или поздно вовсе перестаёт быть проблемным!

Он может вылечиться от своей зависимости, «встать на истинный путь», завести даже, наконец, свою семью.

Часто как гиперкомпенсация «неполноценности» у таких детей имеется и быстро проклёвывается неординарный дар – способности и таланты. 

Тогда, окружённые любовью и терпеливым ожиданием семьи, (а часто – одной сестры или брата) они могут вырасти в писателей, художников, композиторов, учёных, стать известными всему миру гениями, войти, наконец, в историю и «втащить» в эту Историю за собою всю свою семью…

Сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» – это правильная модель отношений между сиблингами, особенно, когда один из них явно слабее, а второй сильнее и здоровее, «обычнее».

«Проблемный» «больной» брат (сестра) – это не крест на шею, не проклятие, не убыток и не позор – это благословение и обещание чуда в будущем. Как говорят психологи в других случаях, «нужно только правильно уметь распорядиться этим ресурсом»…

Кстати, об «умении распоряжаться ресурсами». Чудо обязательно произойдёт только тогда, когда вы будете Любить, не ожидая коммерческой отдачи.

Если же семья станет «делать бизнес» на своём больном ребёнке, все награды она получит уже в ходе своего «предприятия» и тогда чудес от Бога ожидать нечего.

Сказка про сестрицу-Алёнушку не учит «монетизировать» и «пиарить» своих сложных родственников. Сказка, как и положено сказке, учит Любить.

Это дорогого стоит, с учётом того, что почти все остальные современные тексты учат, зачастую, обратному.

Елена Назаренко

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий