Мы зовем ее ласково: «Наша мымра!»

Шельма

Шельма, шельмец — слова, пришедшие в нашу речь из Германии. Немецкое schelmen означало “пройдоха, обманщик”. Чаще всего так называли мошенника, выдающего себя за другого человека. В стихотворении Г. Гейне “Шельм фон Бергер” в этой роли выступает бергенский палач, который явился на светский маскарад, притворившись знатным человеком. Герцогиня, с которой он танцевал, уличила обманщика, сорвав с него маску…

В нашей литературе типичный образ шельмеца мы можем видеть в образе гоголевского Хлестакова.

Особое значение это слово приобрело, когда в 1716 г. Петр I Воинским уставом ввел в практику шельмование — особый вид позорящего наказания для дворян. Процедура шельмования происходила на эшафоте. К виселице прибивалась табличка с именем провинившегося, затем над его головой ломалась шпага, как символ лишения всех дворянских прав, с военных срывали погоны. С этого момента бывшего дворянина могли повесить, сослать в Сибирь или, на худой конец, высечь, как простого смертного.

Хотя в 1776 г. слово “шельмование” исчезло из русского законодательства, и было заменено термином “лишение всех прав состояния”, суть наказания не особо изменилась (вспомним хотя бы гражданскую казнь революционера Н. Чернышевского в 1864 г.).

С тех пор слово “шельма” мы употребляем в изначальном немецком значении, а под “шельмовать” подразумеваем — публично опозорить, оклеветать человека, подвергнуть публичному осуждению и травле.

Мымра

Смысл этого слова, претерпев небольшую трансформацию, ныне практически вернулся к изначальному. “Мымра” — коми-пермяцкое слово и переводится оно как “угрюмый”. Попав в русскую речь, оно стало означать прежде всего необщительного домоседа (в словаре Даля так и написано: “мымрить” – безвылазно сидеть дома”). Постепенно “мымрой” стали называть и просто нелюдимого, скучного, серого и угрюмого человека. Именно в этом значении адресовал его своей начальнице герой к/ф “Служебный роман”.

https://youtube.com/watch?v=lpPSsKp-1hE

См. также:

Подлец

Это слово попало в нашу речь из польского языка, где оно означало всего-навсего “простой, незнатный человек”. Так, известная пьеса А. Островского “На всякого мудреца довольно простоты” в польских театрах шла под названием “Записки подлеца”. Соответственно, к “подлому люду” относились все не шляхтичи.

Д. Ушаков в своем толковом словаре указывал, что слово “подлец” первоначально означало: принадлежащий к крестьянскому, податному сословию и употреблялось как термин, без бранного оттенка. Впрочем, чего уж там таить — все основания для такой эволюции были (ни для кого не секрет, как относилось любое дворянство к простому люду). Сначала слово проникло на территорию Украины, а после присоединения в XVIII в. части Польши к России прочно вошло и в русский язык.

Когда же к середине XIX века либеральная интеллигенция увлеклась народническими идеями, слово “подлый” применительно к простонародью стало считаться оскорбительным. Уже в журнале “Северный вестник” 1804 г. писали:

В итоге за словом стало закрепляться хорошо ныне известное второе значение — “низкий”, “бесчестный”. Хотя в то время слово “подличать” обозначало “заискивать, унижаться, выслуживаться”, а отнюдь не совершение какой-то гадости втихомолку, как понимается ныне.

В грибоедовском “Горе от ума” Софья говорит Молчалину, ползающему перед ней на коленях: “Не подличайте, встаньте”.

Или еще:

Ольга Петровна Рыжова

Когда Ольга впервые встречает на работе своего бывшего возлюбленного и сокурсника Юрия Самохвалова, он замечает: «Оля, ты ничуть не изменилась». Конечно, это не совсем правда, ведь они не виделись много лет и от той «Оленьки», с которой Юрий когда-то крутил роман, почти ничего не осталось. Она разменяла четвертый десяток. Упоминание о возрасте Рыжовой можно найти в ее любовном письме к Самохвалову, которое секретарь Вера по «большому секрету» зачитывает в конце первой серии своей коллеге: «Женщины, когда им под сорок, часто делают глупости», — цитирует помощница Калугиной слова Ольги. Как мы все помним, под глупостью Рыжова подразумевала свои внезапно возникшие чувства к женатому Юрию.

«Чаплин в юбке». Светлана Немоляева – о ролях и любви длиною в жизнь
Подробнее

“БИГ БОСС”, ИЛИ “ЧЕЛОВЕК ВЛАСТИ”

Это “начальник начальственный классический”, “Биг Босс” — это состояние души. “Биг Босса” видно еще в детском саду. Он еще там начинает руководить и указывать всем, что надо делать.

У “властника” есть одно качество, которое и его главный плюс, и его главный минус. Это человек, который все время живет в иерархии. А значит, его задача — все время противостоять тому, что стремится вверх. Он все время перед старшими строится, а младшим указывает их место. И если вы не хотите “знать свое место”, вам будет очень тяжело. Но если вы немного “подпоете”: “А как у нас здорово получилось, всем нос утерли!”, “Это правильно, что проект дали нам, мы же — лучшие!” — услышите в ответ: “Держись за меня, мой мальчик, и у тебя все будет!”

Плюсы”Властники” распространяют чувство собственности на весь отдел, они никогда не сдают своих, дерутся за них до последнего. Это мои ребята, попробуй тронь!

Такой начальник действительно понимает, что ему нужны вы как специалист. Поэтому если вы с ним уживетесь, он будет вас таскать за собой всю жизнь в своей команде.

МинусыОн будет требовать, чтобы вы прилично и респектабельно выглядели, ходили в дорогих часах и дорогих костюмах, потому что вы продолжение его территории. Если вы станете для него категорией его престижа — он сделает для вас все! А вот если вы покуситесь на его престиж, каким бы специалистом вы ни были, он позаботится о том, чтобы вас не было с ним рядом. Потому что “властники” и так живут в состоянии борьбы со всем миром, который угрожает его статусу, если борьба начнется изнутри, они посчитают вас гадюкой, которую они пригрели на груди.

Они не манипуляторы. Они самые талантливые администраторы из всех руководителей: умудряются так выстроить процесс, что вокруг все работают. У них есть харизма. Они берут на себя ответственность. Но при этом они очень хорошо осознают свое место в иерархии.

“Властника” можно узнать именно по тому, какое значение они придают своему статусу, по дорогим игрушкам, “золотым” кредиткам, рейсам в бизнес-классе, пропускам на закрытые парковки, особым условиям обслуживания.

Правила выживанияЕго уязвимое место — он не очень хороший специалист. Но ему нельзя так и сказать: “Поскольку вы ничего в этом не понимаете, я предлагаю то-то и то-то”. Тут вам и конец! Ему надо всегда предлагать выбор, показывать несколько вариантов, чтобы он мог поставить галочку и последнее слово все равно осталось за ним.

Он может позволить себе не разбираться в мелочах. К черту подробности! Поэтому, если вы обнаружили, что вы ошиблись, лучше признайтесь в этом до того, как ваша ошибка пошла наверх. В его интересах “прикрыть” вас до того, как неточность обнаружится и его престижу будет нанесен урон.

Самая большая ошибка, которую можно при таком начальнике совершить, — это “ходить” через его голову. Как только он заподозрит, что вы метите на его место, он вас выживет.

Вот, например, как отреагируют на персональную машину с водителем эти три типа руководителей. Начальник-“отношенец”: “Ну вот в присутствии водителя теперь даже поговорить не могу по телефону, украли личное время!” “Технолог”: “Машина с водителем — отлично, по пути на работу могу еще поработать с документами на ноутбуке”. Реакция “властника”: “Какой марки машина?”

Попробуйте понять, как этим пользоваться. Давайте поиграем в эту игру осознанно и попытаемся выиграть.

Другое дело, что есть люди, которые скажут: “Не буду ни к кому подстраиваться и ни под кого прогибаться!” Только поймите, к какому типу относитесь вы сами, и ищите себе подходящий коллектив и подходящего начальника.

С чем еще стоит побороться, руководя женским коллективом?

Бывает так, что новый начальник приходит на пост и… ужасается царящим в коллективе порядкам! Чему чаще всего приходится объявлять решительный бой, руководя женским коллективом?

  • Извечное стремление женщин к «одомашниванию» пространства вокруг. Вышитые салфеточки, вазочки, статуэточки, любовно поливаемая герань – это очень мило, но способно напрочь испортить реноме даже самой солидной фирме! Поэтому стоит объявить жесткий лимит «цацек» на квадратный метр офиса и следить за соблюдением!
  • «Анти-дресс-код». На самом деле, дресс-код (или даже униформа) противны и унылы, когда носишь это сама! Но когда приходишь в какую-нибудь организацию и видишь вокруг не пеструю толпу теток в разнообразно безвкусных тряпках (от мини-юбок до растянутых серых кофт «привет из коровника»), а коллектив приятных барышень в деловых костюмах – мнение о данной организации сразу возрастает! Так что стоит это учесть и внедрить в практику, невзирая на вопли подчиненных!
  • Домашние обеды, разогреваемые в общественной микроволновке и источающие упоительные ароматы борща, котлеток, картошечки с селедочкой… Конечно, поздний ужин после голодного рабочего дня диетологи не рекомендуют, но на этот случай существуют буфеты, кафе, столовые… В офисе это просто неприлично! В крайнем случае, выделите любительницам плотных перекусов подсобку, откуда ароматы не достигнут носов клиентов и деловых партнеров!

Предупреждаю: не все подчиненные сразу поймут такой стиль руководства женским коллективом! Дорожишь имиджем «лояльной начальницы»? Поверь, максимальный срок привыкания к подобным нововведениям – не более полугода!

Не оправдывай ожиданий!

Если тебе предстоит вступление на высокий пост в организации, где ты до этого не работала, значит, предстоит знакомство с женским коллективом, руководить которым и придется!

А коллектив, впервые увидев новую начальницу, обычно  склонен продуцировать целый ряд стереотипных ожиданий, которые предстоит разрушить во имя успешного руководства этим самым женским коллективом! Самые распространенные:

«Молодая и неопытная»

В зависимости от среднего возраста дам (а во многих организациях он равен предпенсионному!), возраст «молодости и неопытности» может колебаться от 20 до 40.

Помня советские времена, когда до «кресла» добирались годам этак к 60, консервативные тетушки могут не сразу поверить, что в наше бурное время энтузиазм, креативность и не успевшее запылиться образование значат для руководителя гораздо больше, чем умение грозно хмурить брови и солидно кашлять в кулак!

«У нее есть «лапа»

То есть пост получен не просто так – за «барашка в бумажке», проведенную с кем надо веселую ночку (эта версия особо часто апробируется на молодых и симпатичных руководительницах), родство с кем-то высокопоставленным и т.д.

Эта теория бывает живучей – начальница может многолетней эффективной работой убедить всех в своем профессионализме, но все равно найдется хоть один подчиненный, который возьмет да и брякнет, что «пришла-то она сюда не сама!».

«С подчиненными надо дружить»

Расспрашивать их о семейных делах, угощать пирогами, иногда откровенничать о собственной внерабочей части жизни, называть Танюшами, Валечками и Ленусиками…

Будет абсолютно правильно, если руководитель с самого начала управления женским коллективом мягко отстранится от попыток подчиненных завести такую «дружбу»!

ЗАНУДА, ИЛИ “ТЕХНОЛОГ”

Зануда — это тот человек, которому важно, чтобы все было правильно, чтобы все было по процедуре. Иначе он теряется

Когда Юрия Сергеевича игротехники и командообразователи вызвали на игру, где была нечеткая инструкция, что-то вроде “нарисуйте компанию своей мечты”, бедный Юрий Сергеевич потемнел лицом и растерялся. Он стал уточнять, о какой именно компании идет речь, о какой мечте.

ПлюсыОн очень предсказуем, никаких необдуманных поступков он не совершает. У него можно стать классным специалистом, как правило, именно такой зануда — эксперт в своем деле. Поэтому нужно стать винтиком в его машине. И учиться у него, в отличие от душечки, где можно обзавестись полезными связями, но никак не улучшить профессиональные навыки. Его предсказуемость приносит уверенность в себе и в обстоятельствах, по крайней мере, ты будешь спокоен насчет того, что работа будет объективно оценена, независимо от настроения начальника.

С ним не придется ни прогибаться, ни льстить, ни “дружить”, он не будет лезть к тебе в душу.

МинусыТяжело, практически невозможно освоить его язык. Но это необходимо, зато он вам точно скажет, что нужно сделать, чтобы подняться на уровень выше.

Нельзя надеяться на то, что, будучи благодушно настроен, он тебе простит все огрехи.

Правила выживанияЕму надо задавать вопросы по делу, спорить, если у вас есть аргументы. Нелишне будет подходить к нему в процессе работы и спрашивать, правильным ли путем вы продвигаетесь. Он, конечно, будет раздражаться, но истина для него настолько важна, что он ответит по делу на все ваши вопросы. И даже если он скажет: “Читайте должностную инструкцию”, вы должны ее прочитать, значит, там действительно будет содержаться ответ.

Вам следует налаживать отношения с сотрудниками, которые помогут вам переводить с его языка. Только не забудьте его благодарить. Как в “Служебном романе”: “Вот вы раскритиковали мой отчет, Людмила Прокофьевна, и справедливо раскритиковали!”

В то же время такой человек способен признать свою неправоту, если вы ему аргументированно это докажете. Он даже любит тех, кто с ним обоснованно спорит. В отличие от начальника первого типа, где доказывать бесполезно, душечка всегда прав!

Преданность делуКогда Игорь пришел в отдел Николая Ивановича, тот похлопал его по плечу и добродушно сказал: “Мальчик, приветствую тебя в лучшем отделе нашей фирмы

Направление у нас самое важное, самое перспективное, и я тебя сделаю отличным специалистом”. Игорь удивился, потому что ему казалось, что он все умеет, чему ему еще учиться? Целый час он выслушивал речь Николая Ивановича о том, чего он добился, чего добился отдел

Игорь все ждал, когда же он пойдет на свое рабочее место. Но не тут-то было! Последовал длинный рассказ о клиентах, о боях, с которыми эти клиенты были завоеваны, о том, что все это случилось только благодаря тому, что Николай Иваныч ночей не спал, пахал от зари до зари. Игорь, по мнению “Биг Босса”, должен был преисполниться гордостью, но этого не произошло. Тогда “Биг Босс” перешел в наступление и стал расспрашивать, а какие достижения у Игоря, чем он гордится. А когда Игорь пожал плечами и сказал, что просто делал свою работу и нет у него никаких особенных достижений, то получил следующую получасовую лекцию на тему “Как можно жить без амбиций?”

Первое поражение постигло Игоря, когда он написал статью, которая в журнале вышла за подписью “Биг Босса”. Его имя не было упомянуто вообще. Один из старших специалистов утешил: “Как только он будет уверен в твоей преданности, он и фамилию напишет, и денег даст. Только подожди!”

Игорь не послушался и получил множество неприятностей, начиная от прилюдной выволочки за какую-то ерунду и заканчивая тем, что в командировку в Тайвань послали не его, напрямую занимавшегося проектом, а девочку из соседнего отдела.

«Праздник умной режиссуры»

Успех был огромным. На премьеру и последующие показы было сложно попасть, билеты выметались из касс подчистую.

Новосельцева играл Борис Левинсон, один из последних учеников Константина Станиславского, Калугину — прима Галина Анисимова, которая всего через два года получит звание заслуженной артистки РСФСР. Вместе с ними на сцену вышли Евгений Лазарев (Самохвалов), Эмма Сидорова (Ольга Рыжова, подруга Новосельцева), Валентина Шендрикова (Верочка, секретарша Калугиной). Режиссер пошел на небольшие изменения, например убрал из действующих лиц начальника общественного питания Петра Бубликова, о смерти которого ошибочно сообщили коллективу. В спектакле Бубликов упоминался только в одном из диалогов.

Известный театральный критик Вадим Фролов называл постановку «праздником умной режиссуры». «Комедия с неожиданными внутренними ходами, со своими драмами, происходящими в душах персонажей (своеобразную драму отчуждения от людей переживает Калугина, а Новосельцев — характер не комедийный, а скорее драматический), с сатирическими характерами», — писал он.

Режиссер Борис Кондратьев, будучи учеником знаменитого Андрея Гончарова, во многом перенял у него стиль работы: был строг с артистами, но в меру, требовал от них и от себя блестящего результата и не успокаивался, пока его не добивался. Он волновался: «Сослуживцы» стали его первой полноценной режиссерской работой. До этого он был ассистентом у своего учителя, когда тот ставил в этом же театре «Трамвай “Желание”» по пьесе Теннесси Уильямса — спектакль был первой постановкой этого драматурга в Москве.

Подход Кондратьева к работе впечатлил Гончарова, и после этого он — как главный режиссер театра — предложил Борису поставить что-то свое.

Популярность «Сослуживцев» набрала такие обороты, что в Гостелерадио решили сделать телеверсию, чтобы показать ее перед новым, 1972-м годом. Режиссер и актеры — те же. Правда, были опасения, что люди, увидев все на экране, не пойдут на спектакль. Однако постановка еще очень долгое время собирала полные залы.

«Наша мымра»и любовь

Сюжет пьесы «Сослуживцы», которую написали в 1971 году друзья Эльдар Рязанов и Эмиль Брагинский, известен даже тем, кто никогда ее не читал. Но освежить его в памяти все же стоит.

В одном московском статистическом учреждении освобождается место начальника отдела легкой промышленности. Занять его мечтает старший статистик Анатолий Новосельцев — трудолюбивый, ответственный, но очень скромный. Директор учреждения Людмила Калугина не торопится повышать Новосельцева. Тот ее немного побаивается: она чересчур строгая. «Наша мымра» — называют ее за глаза подчиненные. По совету замдиректора Юрия Самохвалова Новосельцев начинает ухаживать за Калугиной, чтобы получить вожделенную должность. Постепенно притворство перерастает в любовь, но на пути у героев — служебные сплетни, недопонимания и конфликты.

На работу над текстом драматургам потребовалось всего 22 дня. Рязанов позже говорил, что их с Брагинским герои буквально вели за ручки — так их увлекла история любви Новосельцева и Калугиной. Хотя за сочинение производственной мелодрамы они взялись с прозаической целью — немного подзаработать на незатейливом комедийном сюжете. Они не подозревали, что совсем скоро он получит всесоюзную славу.

Людмила Прокофьевна Калугина

В пьесе «Сослуживцы» точный возраст Людмилы Прокофьевны не называется: «лет ей на вид не то сорок, не то сорок пять». Однако в фильме Калугина раскрывает эту тайну, когда у нее в кабинете происходит первый доверительный разговор с Новосельцевым: «Я совсем одна. Утром встану, иду варить кофе и не потому, что хочу позавтракать, а потому что так надо. Заставляю себя поесть и иду на работу. Этот кабинет практически и есть мой дом. А вечера, если бы вы знали, как я боюсь вечеров! Засиживаюсь на работе допоздна, пока вахтер не начнет греметь ключами… Превратила себя в старуху, а мне ведь только 36. Я моложе вас, Анатолий Ефремович». 

Новосельцев в шоке от такого признания, поскольку весь коллектив за глаза называет свою начальницу «старухой» и «наша мымра», а она, оказывается, еще в самом расцвете сил.

«Мымра всех времён!» 35 лет «Служебному роману»
Подробнее

ДУШЕЧКА, ИЛИ “ЧЕЛОВЕК ОТНОШЕНИЙ”

Открытый человек, улыбчивый и отзывчивый. Начальник, о котором многие мечтают, не понимая, чем это может быть чревато.

ПлюсыДействительно, он создает атмосферу, заботится, кормит пирогами, рассказывает анекдоты. Вам повезло, если ваши вкусы совпадают.

МинусыКак в детском саду, все ходят везде вместе. Если все идут в кино, ты тоже должен, отказываться нельзя. Нужно рассказывать о себе, человек, который не хочет пускать к себе в душу, считается никудышным работником. Непонятно, как повлиять на размер зарплаты или премии, которые часто распределяются по принципу “кто лучший друг — тому и денег больше”. Еще может поддаваться эмоциональным реакциям, обижаться, кричать, вести себя, как братишка, сестренка, мама, кто угодно, только не профессиональный руководитель.

Правила выживанияЕсли вы хотите здесь работать, нужно помнить, что все это — игра! Придумывайте легенду, по дороге на работу быстренько читайте, какой фильм идет по телеку, просматривайте статьи на ту тему, которая интересует вашего шефа: как выращивать гиацинты, как делать дыхательную гимнастику или правильно питаться. Ни в коем случае не выносите никаких своих настоящих человеческих суждений, не вступайте на то поле, где вы ранимы.

Не поддавайтесь на провокации, несмотря на то что такой начальник очень любит всех стравливать, чтобы посмотреть, что получится. И поэтому каждому рассказывает про каждого. И если он вас начнет спрашивать: “Светочка, а как ты думаешь, почему Валя всегда одна? Она ведь красивая женщина!” — нужно отшучиваться, переходить на обсуждение кинофильма “Богатые тоже плачут” со словами “И ей повезет!” и убегать, сославшись на дела. При этом иногда надо (причем это обязательно, запишите это в органайзер!) приходить к такому начальнику советоваться и говорить по душам. “Даже и не знаю, что теперь делать! Мама никак не хочет отпускать меня с ночевкой к моему бойфренду”.

Такие начальники любят слабых, больных и убогих, они любят их матерински опекать, спасать. Только помните, что такой “спасатель” будет жестко выбивать благодарность.

Его надо обязательно поздравлять со всеми праздниками не формально, а от себя лично. Писать ему стихи. Привозить из отпуска сувениры, выпивать с ним, если это мужчина. Если весь отдел по пятницам надирается вместе с ним, те, кто не хочет, — имитируют. Потому что кто не с нами, тот против нас. Самое главное — ничего не принимайте близко к сердцу: никогда он вас приблизил, ни когда неожиданно и чувствительно наказал, если проснулся в плохом настроении. Это — игра.

А справка где?Когда Никита перешел работать в отдел аналитики, он не мог понять усмешек, с которыми переглядывались его бывшие товарищи по операционному отделу. Позже Никита понял, над чем хихикали ее бывшие сослуживицы. Чуть ли не на второй день он отпросился к зубному. Шеф странно на него посмотрел, пожал плечами: “Хорошо, идите!” А на следующий день потребовал: “А справка где?” — “Какая справка?” — “Ну, о том, что вы пробыли у стоматолога два часа рабочего времени”. Это требование показалось Никите полной чушью, как он может ему не верить? “Тогда эти два часа будут вычтены из вашей зарплаты”.

Сама работа тоже сильно изменилась, приходилось писать много отчетов. Первый отчет Никиты Юрий Сергеевич перечеркнул красным фломастером и нелицеприятно отозвался о его профессиональных качествах. И лишь одна сотрудница, которая с Юрием Сергеевичем работала уже несколько лет, сказала ему: “Ты с ним многому научишься, если перестанешь обращать внимания на эти мелочи. Надо смотреть не на то, как он говорит, а на то, что он говорит. Он с первого дня не будет делать тебе поблажек, если он тебя взял и делает замечания — он тебя учит, если ты ему неинтересен, он вообще не вникает. Не замечает-не замечает, а потом в один прекрасный день увольняет. Учись!”

“Сухаря” Юрия Сергеевича все ненавидели. У него было обручальное кольцо на пальце, и никто не мог представить себе его жену, пока однажды с ней не познакомились. Она оказалась очень живой и смешливой, приятной в общении, но разговаривала с мужем на другом языке: “Согласно расписанию медленно продвигаемся в сторону банкета, мы сидим за столиком номер 4, на месте 11 и 12”.

Как «Сослуживцы» стали «Служебным романом»

В отличие от спектакля, телеверсия «Сослуживцев» не впечатлила Эльдара Рязанова. Его друзья рассказывали, что он даже ругался, когда случайно видел ее на экране. Ему не нравилось, что герои действуют в одном и том же пространстве, раздражало отсутствие полноценного монтажа. Поэтому, чтобы заглушить гнетущее чувство, в конце концов он решил сам снять полноценное кино по своей пьесе.

Кроме того, Рязанов давно хотел поработать с Алисой Фрейндлих. На роль Калугиной он не желал рассматривать никого, кроме нее (а ей в партнеры он сразу наметил Андрея Мягкова, с которым уже работал на съемках «Иронии судьбы»). Без сложностей не обошлось. В то время Фрейндлих служила в Ленинградском театре имени Ленсовета, и художественный руководитель Игорь Владимиров не отпускал ее, аргументируя тем, что у нее и так слишком много работы. Рязанову пришлось самому ехать в Северную столицу — уговаривать.

Он ни разу не пожалел о своей настойчивости: Фрейндлих в этой роли действительно оказалась очень хороша. Она ответственно готовилась к работе — наблюдала за женщинами-начальницами, похожими характером на Калугину, чтобы скопировать их манеру поведения. Чтобы завершить образ строгой и одновременно нелепой героини, одна часами репетировала походку, о которой секретарша Верочка говорит: «Чешет на работу, как будто сваи вколачивает!»

Сняли фильм всего за пару месяцев. В один из дней в сентябре в Москве неожиданно выпал снег. Редкое природное явление успели заснять, а потом Рязанов придумал использовать эти кадры, наложив на них песню на свои стихи «У природы нет плохой погоды». Музыку написал Андрей Петров — он же отвечал за музыкальное оформление прошлой картины Рязанова «Берегись автомобиля».

«Служебный роман» вышел в 1977-м, а через год стал лидером проката — его посмотрели свыше 50 миллионов зрителей. Фильм наградили Государственной премией РСФСР, а исполнителей главных ролей журнал «Советский экран» назвал актерами года.

Анатолий Ефремович Новосельцев

После конфликта с Новосельцевем в доме Самохвалова, Калугина изучает личное дело своего подчиненного, но, видимо, не получив всех ответов на свои вопросы, вызывает на «допрос» секретаря Веру. Та рада стараться и буквально за несколько минут рассказывает об Анатолии Ефремовиче все, что знает: «Недотепа, холостяк с двумя детьми. Вы Лизу Леонтьеву помните из строительного отдела? Светленькая такая, смазливенькая такая, с косой. Она уже у нас не работает. Она была его женой, родила ему двух детей, а потом закрутила…» О возрасте Новосельцева Вера не упоминает. В пьесе Эмиля Брагинского и Эльдара Рязанова тоже нет об этом ни слова, но, по всей видимости, ему так же, как Рыжовой и Самохвалову — около сорока.   

«Я ухожу, а вы остаётесь». Служебный роман Андрея Мягкова завершился
Подробнее

Странная интерпретация

Московские и региональные театры с большим удовольствием брали пьесу в свой репертуар. Спектакли шли более чем в 100 театрах, но авторам нравились далеко не все.

Например, однажды Рязанов и Брагинский побывали на «Сослуживцах» Псковского театра драмы, который приехал на гастроли в Ригу. Драматурги находились в этом городе по делам. Увидев на афише знакомое название, они заинтересовались. В своей книге «Неподведенные итоги» Эльдар Александрович рассказал, что они купили билеты в кассе, а не обратились напрямую к администрации. В противном случае им бы, несомненно, дали лучшие места, а после спектакля предупрежденные актеры начали бы аплодировать, указывая на сочинителей. Так было принято. Но авторы пришли инкогнито, и никто не догадывался об их присутствии в зале. Оказалось, поступили правильно: спектакль был плохим.

«Смысл наших фраз был насильственно запихнут в стихотворный размер. Доверчивая публика сидела как ни в чем не бывало, думая, что так и положено. Захотелось вскочить, прервать спектакль, заорать, что мы этого не сочиняли. Но мы не посмели решиться на такой поступок! Мы вжались в кресла, стараясь сделаться поменьше, и покорились печальной судьбе. Спектакль шел то в стихах, то в прозе. Шел так, как хотел он, а не мы. Мы корчились, порывались уйти, но, в конце концов, взяли себя в руки и заставили себя испить горькую чашу до дна», — писал Эльдар Александрович.

В том же 1971 году пьесу поставил Театр имени Маяковского. И версию, созданную 32-летним режиссером-дебютантом Борисом Кондратьевым, авторы посмотрели с удовольствием. «Прекрасный спектакль», — отзывался Рязанов.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий