Картотека занятий по трудовому воспитанию в средней группе

“Федорино горе”

1) учить детей трудиться самостоятельно;

2) приучать к еженедельной уборке групповой комнаты, протирать строительный материал, мыть расчески, комнатные растения, стирать кукольное белье;

3) воспитывать у детей устойчивое отношение к труду, умение согласовывать и дружно договариваться между собой.

Методы и приемы: беседа, объяснение, вопросы проблемного характера, разъяснение, художественное слово, опора на знания детей, практическая работа, сюрпризный момент.

Материал для труда: тряпочки, клеенки, тазики, фартуки, лейки, стеки, комнатные цветы, ванночки, стиральные доски.

Художественные слова: Пословицы и поговорки, литературное произведение «Федорино горе», показ детьми сказки «Теремок».

Ход занятия.

Входит Федора и плачет.

Воспитатель: Здравствуйте. Почему вы плачете и как вас зовут?

Федора: Меня зовут Федора, а плачу я, потому что у меня большое горе.

Воспитатель: Какое это большое горе? Может наши дети помогут тебе?

Федора: Ребятишки, вы уже, наверное, знаете, что у меня случилось.

Дети: У тебя убежала посуда, ушел стол и т.д.

Воспитатель: Это ты сама виновата. Не следила за чистотой в доме, не мыла свою посуду. А вот наши дети следят за чистотой в группе. Хочешь посмотреть, как они это делают? Ребятишки, давайте покажем Федоре, что нужно делать, чтобы вещи не убегали из дома. Согласны?

Дети: Да, согласны.

Воспитатель: Слышишь, Федора, дети согласны показать тебе, как они трудятся. А ты, Федора, походи да посмотри, как наши дети умеют трудиться.

Воспитатель: Дети, что мы будем делать в группе?

1 ребенок: Поливать цветы.

2 ребенок: Протирать листья цветов.

Воспитатель: А что еще можно сделать?

3 ребенок: Постирать постельное белье куклы.

4 ребенок: Протереть кубики, машинки и т.д.

Воспитатель: Молодцы, ребята. Я думаю, вы справитесь со всеми делами.

Что надо сделать перед работой, чтобы не запачкать одежду.

Дети: Надо повязать фартук и приготовить необходимые для работы материалы.

Воспитатель: Молодцы. А сейчас пройдите к столам, приготовьте все необходимое для работы.

(Дети подходят к столам, где стоят предметы).

Воспитатель: А теперь приступайте к работе.

(Дети начинают трудиться, а воспитатель подходит к детям).

Воспитатель: Дима, а для чего ты рыхлишь землю цветов?

Дима: Я рыхлю землю, чтобы корни дышали воздухом, цветы лучше росли и цвели.

Воспитатель: А как надо поливать цветы?

Алена: Надо носик лейки поставить на край горшка, наклонить его и аккуратно полить.

Воспитатель: Молодцы, хорошо.

(Воспитатель подходит к другой подгруппе детей).

Воспитатель: Полина, Артем, покажите мне, как вы постирали простыни, наволочки.

(Дети показывают).

Воспитатель: Ах, какое чистое белье. А что вы с ним будете делать дальше?

Полина: Мы его сейчас сполоснем в чистой воде, отожмем и повесим сушиться.

Воспитатель: А я вам помогу веревку натянуть. Вот, пожалуйста, вешайте свое белье. А как дела у Насти и Ильи? Ой, да какие у вас чистые расчески, детям приятно будет расчесывать волосы. Молодцы.

(Воспитатель подходит к следующей подгруппе детей).

Воспитатель: Вы тоже, я вижу, заканчиваете свою работу. Женя, а куда ты поставишь чистые кубики после ополаскивания?

Женя: Я поставлю кубики вот на этот поднос. А потом мы с Катей их вытрем сухой тряпочкой.

Воспитатель: Молодцы, ребята, хорошо потрудились, но пора заканчивать работу. Уберите за собой рабочие места, сполосните, отожмите тряпочки и отнесите их на сушилку. А что еще надо сделать после работы?

Дети: Надо вымыть руки, снять фартуки и повесить их на вешалку.

Воспитатель: Дети, подойдите все ко мне. Посмотрите на свою работу. Нравится вам она?

Дети: Да, нравится.

(Воспитатель обращается к Федоре).

Воспитатель: Посмотри, Федора, как у нас стало чисто и красиво.

Федора: Ой, молодцы, ой да помощники.

Воспитатель: Вот видишь, как хорошо потрудились дети. А как весело было трудиться всем вместе. Как говорил В.Маяковский, «что один не сделает – сделаем вместе». Дети, а ведь вы тоже знаете пословицы о труде. Расскажите их.

(Дети говорят пословицы).

  • Труд человека кормит, а лень портит.
  • Терпение и труд все перетрут.
  • Умелые руки не знают скуки.
  • Без труда не вынешь и рыбку из пруда.

Федора: За то, что вы так хорошо трудились и рассказали много пословиц, я приготовила вам подарок. Мои внучата сейчас покажут вам сказку «Теремок».

Конспект занятия по трудовому воспитанию в средней группе “Федорино горе”

Ход деятельности:

1 этап организационный:

Воспитатель: Ребята, пока вы спали, с нашими игрушками произошла беда. Злой колдун Вредилиус наслал на них вирусы- вредилусы, пыль и грязь. Хорошо, что Вредилиус не успел заразить все игрушки, он заразил только машины, полки и мебель. Мы заметили его и прогнали. Теперь играть машинками нельзя, а игрушки, если ими не играют, погибают. И если мы не спасем машины, то заразятся все игрушки в группе, а потом и во всем саду. Слышите, как игрушки умоляют вас спасти их?

Минутка тишины.

Воспитатель: Слышите?

Ответы детей.

Воспитатель: Как вы думаете, хорошо ли игрушкам сейчас? Покажите, какие они?

Пластический этюд «Грустные, печальные игрушки».

Воспитатель: Что же делать подскажите?

Высказывания детей, советы и предложения по спасению игрушек.

Совместно решаем помыть игрушки, протереть пыль на полках, мебели и стульчиках.

Воспитатель: Кто, что хочет делать?

Распределяем обязанности.

Воспитатель: Прежде чем начать работу, давайте вспомним, что делаем сначала?

Вспоминаем последовательность действий и сразу же объясняем,для чего мы это делаем:

надеваем фартуки, чтобы во время работы не замочить одежду.

ставим три стола, на два стола поставим тазики, на третий будем складывать мокрые игрушки.

два стола накрываем клеенками, чтобы не замочить столы, если вода нечаянно прольется на стол.

третий – простыней, на третий стол будем складывать вымытые игрушки.

наливаем в два таза воду, в одном будем игрушки мыть с мылом, в другом ополаскивать их.

берем мыльницу с мылом, чтобы мыть игрушки, а мыльница, чтобы не запачкать стол мылом.

тряпочки и губки, тряпочками будем протирать пыль на полках, мебели, подоконниках, губками – мыть игрушки.

2 этап – основной (практическая деятельность детей)

Затем приступаем к работе.

Воспитатель: Ребята, перед работой давайте разомнем наши пальчики, чтобы они хорошо трудились. В какую игру поиграем?

Пальчиковая игра «Смешные человечки»

(дети встают парами – мальчик и девочка друг напротив друга)

1. Бежали мимо речки смешные человечки («человечки» – пальчики бегут по пальчикам на против стоящего партнера)

2. Прыгали – скакали (пальчики «попрыгать» по плечам друг друга).

3. Солнышко встречали (ласково положить руки на щеки друга).

4. Забрались на мостик (сложить мостик из рук).

5. И забили гвоздик (постучать кулачками).

6. Потом – бултых в речку (наклониться и свободно покачать руками).

7. Где же человечки? (Спрятать пальчики под мышки друг друга).

Воспитатель: Наши пальчики какие стали?

Ответы детей: Гибкие, легкие,

Воспитатель: А теперь за работу.

Дети надевают фартуки, воспитатель приносит воду, мыло. Дети берут орудия труда и работают. По мере необходимости воспитатель направляет работу. По окончании работы дети убирают все на места, моют руки и садятся на стульчики.

3 этап – завершение работы, подведение итогов.

Воспитатель: «Сделал дело – гуляй смело». Можем мы смело гулять?

Ответы детей.

Воспитатель: Как вы думаете, теперь наши игрушки здоровы?

Ответы детей.

Воспитатель: А как вы им помогли выздороветь?

Ответы детей.

Воспитатель: Посмотрите внимательно, как красиво и уютно в нашей группе! Это вы, молодцы! Замечательные хозяева! Игрушки ждут, не дождутся, когда вы будете с ними играть. Но сначала послушайте, что они вам говорят?

Минутка тишины.

Воспитатель: Что вы услышали?

Ответы детей.

Воспитатель: Покажите, пожалуйста, какие игрушки сейчас?

Пластический этюд «Радость игрушек».

Воспитатель: Спешите к своим друзьям, ребята!

Примерный план трудовой деятельности средней группы на месяц

  1. Самообслуживание – осуществляется ежедневно в специально организованной деятельности в рамках режимных моментов.

    Цель: совершенствовать умения самостоятельно раздеваться, одеваться, аккуратно складывать свою одежду, замечать неполадки во внешнем виде и самостоятельно их устранять.

  2. Дежурство – осуществляется ежедневно по заранее составленному воспитателем и помощником воспитателя, графику.

    Виды дежурств: по столовой, по группе, у уголке природы, во время учебных занятий.

    Цель: обучение необходимым трудовым навыками, самостоятельной поддержке порядка в групповой комнате, совершенствование трудовых навыков и умений.

  3. Хозяйственно-бытовой труд – (ежедневно) осуществляется в соответствии с планом, а также проводится при необходимости в режимных моментах в виде оказания помощи воспитателю.

    Виды хозяйственно-бытового труда: помощь воспитателю, уход за игрушками, книжками и т.д.

    Цель: формирование положительного отношения к труду, уважительного отношения к своему труду и труду других людей, совершенствование трудовых навыков.

  4. Труд в природе – (ежедневно по графику) проводится на участке детского сада, экологической тропе и т.д.

    Виды труда в природе: уборка листьев, полив цветов, подметание веранды и дорожек, прополка цветника и т.д.

    Цель: формирование уважительного отношения к труду, воспитание стремления трудиться в коллективе, приносить пользу своим трудом, закрепление навыков работы на участке, огороде, цветнике.

Картотека трудовых поручений

Картотека трудовых поручений для класса предшкольной подготовки

Просмотр содержимого документа «Картотека трудовых поручений»

Картотека трудовых поручений

для детей класса предшкольной подготовки

составитель: воспитатель Дидеева Н.П.

Трудовая деятельность в предшколе

Трудовое воспитание является одной из важнейших сторон воспитания подрастающего поколения. В детском саду трудовое воспитание заключается в ознакомлении детей с трудом взрослых, в приобщении детей к доступной им трудовой деятельности. В процессе ознакомления с трудом взрослых воспитатель формирует у детей положительное отношение к их труду, бережное отношение к его результатам, стремление оказывать взрослым посильную помощь.

Трудовое воспитание в программе является обязательным компонентом развития базовых и творческих способностей ребенка, важнейшим средством формирования культуры межличностных отношений.

Ставится задача постепенного развития у детей (с учетом возрастных возможностей и половых особенностей) интереса к труду взрослых, воспитания желания трудиться, навыков элементарной трудовой деятельности, трудолюбия.

В соответствии с программой, трудовое воспитание включает основные виды: самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе, ручной труд, а формы его организации — поручения, дежурства, общий, совместный и коллективный труд детей.

Краткая характеристика видов труда:

Самообслуживание – это труд ребенка, направленный на обслуживание самого себя (одевание, раздевание, прием пищи, умывание).

Хозяйственно-бытовой труд – труд по уборке помещения, мытье посуды, стирка и др. В отличие от самообслуживания, имеет общественную направленность. Ребенок учится создавать и содержать в соответствующем виде окружающую среду. Навыки хозяйственно — бытового труда ребенок может использовать и в самообслуживании и в труде на общую пользу.

Труд в природе – уход за растениями и животными, выращивание овощей на огороде, озеленение участка, участие в чистке аквариума и др.

Ручной и художественный труд – труд, направленный на удовлетворение эстетичных потребностей человека (изготовление поделок).

Краткая характеристика форм организации труда:

Поручения – это обращенная к ребенку просьба взрослого, выполнять какое либо трудовое действие. Трудовое поручение по форме организации может быть: индивидуальным, подгрупповым,

Общим. По продолжительности: кратковременным, постоянным. По содержанию – соответствовать видам труда.

Дежурства – труд одного или нескольких детей в интересах всей группы (по столовой, в уголке природы, по подготовке к занятиям).

Общий труд – предполагает такую организацию детей, при которой при общей цели каждый ребенок выполняет какую-то часть работы самостоятельно.

Совместный труд – предполагает взаимодействие детей, зависимость каждого от темпа, качества работы другого. Цель – единая (по цепочке).

Коллективный труд – форма организации труда, при которой дети наряду с трудом решают и нравственные задачи: договориться о разделении труда, помогают друг другу в случае необходимости, «болеют» за качество общей совместной работы.

Данные методические рекомендации разработаны с целью оказания методической помощи воспитателям в организации трудовой деятельности дошкольников.

Регулярная и методически правильно организованная работа по трудовому воспитанию к концу пребывания детей в детском саду должна дать следующие результаты:

• повысится интерес дошкольников к труду;

• сформируются навыки совместной деятельности;

• сложится коллектив детей и групповое самоуправление, благодаря сотрудничеству между подгруппами;

• расширятся представления детей об окружающем;

• создастся благоприятная атмосфера для проявления личности каждого ребенка и ее становления;

• Ярче раскроются склонности, умения, стремления и активность каждого ребенка;

• Возрастет значимость положительного влияния коллектива на личность; укрепятся товарищеские связи; установятся тесные дружеские контакты, взаимопонимание, взаимоконтроль, взаимопомощь, взаимообучение; сотрудничество и поддержка станут нормой поведения;

• Сформируется чувство общественного долга;

Как замотивировать детей на трудовую деятельность

В средней группе детей больше интересует непосредственно процесс труда, нежели его результат. И задача педагога – усилить этот интерес с помощью правильной мотивации:

  1. В гости к ребятам может прийти довольно необычный персонаж – Старый Башмачок. Он рассказывает малышам грустную историю про братцев Тапочкиных, которые служат мальчику Алёше. Мальчик плохо с ними обращается: неаккуратно носит, сбивает задники и никогда не ставит их на место. В итоге тапочки стали некрасивыми, и скоро их выбросят на помойку. При помощи воспитателя и игрового персонажа дошкольники формулируют правила ухода за домашними тапочками: аккуратно поправлять их пальчиками при надевании, не бросать где попало, очищать их от пыли.

    Старый Башмачок научит ребят заботиться об обуви

  2. Плюшевый Мишка собрался на праздник, но у него расстёгнута жилетка, потому что он не знает, как обращаться с кнопками. Задача детей – научить Мишку.
  3. В гости к малышам приходит расстроенная кукла Катя. Она снимает свою верхнюю одежду и разбрасывает вещи. Кукла сообщает детям, что с ней никто не хочет гулять, подружки не приглашают в гости, называют неряхой. Катя просит ребят о помощи, чтобы они объяснили, что значит это слово и помогли ей исправиться.
  4. Другой вариант для той же хозяйственно-бытовой деятельности – злой волшебник Вредилиус заколдовал все кубики в группе – заразил их вирусом пыли и грязи. Если кубики не спасти, то заразятся все остальные игрушки в группе. Конечно же, дети с энтузиазмом начнут спасательную операцию – вымоют все нужные предметы.
  5. В гости к ребятам приходит игрушечный Мишка с мешком, полным игрушек. Он не понимает, отчего медвежата отказываются с ними играть. А всё дело в том, что игрушки грязные. Дети с удовольствием порадуют медвежат – помоют игрушки.

    В Мишкином мешке находятся грязные игрушки, которые нужно помыть

  6. Мотивацией к трудовой деятельности может быть помощь няне. Вначале воспитатель заводит разговор о том, как малыши дома помогают родителям, а потом предлагает облегчить няне процесс уборки. С просьбой о помощи может обратиться и завхоз: в детском саду есть большая теплица, и там нужно посадить много семян. А одной ей никак не справиться.
  7. Если тема трудового занятия – уход за комнатными растениями, то педагог может предложить ребятам отправиться в волшебную Страну цветов. Но попасть туда могут только ласковые и добрые, внимательные и заботливые дети.
  8. Другой пример на тему природы – перед дошкольниками появляется плачущий зайчик. Ему стыдно, что он съел всю морковку у Маши и Медведя, ведь они её сажали, выращивали. Зайчик очень хочет исправить то, что натворил, но не знает как. Педагог показывает семена растений (морковь, горох, фасоль, тыква) и предлагает посадить их, чтобы выросло много вкусных овощей.
  9. Начать занятие по трудовому воспитанию можно с чтения художественного произведения, например, рассказа Л. Воронковой «Маша-растеряша». Воспитатель проводит беседу по содержанию, одновременно закрепляя навыки самообслуживания (самостоятельного одевания и бережного отношения к вещам).
  10. Этой же теме посвящена «Сказка про то, как одежда обиделась» И. Гуриной. Её герой – избалованный мальчик Андрюша, который очень не любит сам одеваться – за него это всегда делает бабушка. Собственная одежда ему не нравится, он называет её некрасивой. И вот однажды предметы гардероба оживают и наказывают мальчика. Колготки превращаются в зелёные ветви деревьев и лупят Андрюшу по попе, свитер – в огромную птицу и щипает избалованного мальчика за коленки, шнурки – в змей, ботинки – в кусающихся собачек, шапочка с ушками – в рычащую медвежью голову и т. д. В итоге мальчик осознаёт своё некрасивое поведение, обещает всегда одеваться сам, и вещи возвращаются к нему.
  11. У И. Гуриной есть и ещё одно произведение на тему самообслуживания, которое можно почитать воспитанникам средней группы – это «Сказка про злую волшебницу, правительницу страны Нерях». Здесь уже фигурирует мальчик Вася, который никогда не убирает свои игрушки. Злая волшебница Неубиринда уносит его в свою страну Нерях.

В структуру занятия следует включать физкультминутки на тему труда.

Задачи трудовой деятельности в средней группе

Определение 1

Трудовое воспитание в ДОУ – это средство, направленное на формирование основных положительных качеств личности ребенка и его психологической готовности к взрослой трудовой деятельности.

Основные задачи организации трудовой деятельности в средней группе ДОУ:

  1. Образовательные задачи:

    • формирование навыков самообслуживания;
    • обучение подготовки рабочего места и его последующей уборки;
    • формирование навыков поддержания чистоты в групповой комнате;
    • -обучение дежурству по столовой, во время занятий, по живому уголку и т.д.;
    • закладывание основных навыков ухода за растениями и животными;
    • приобщение к работе на участке, огороде, цветнике;
    • учить помогать взрослому приводить в порядок инвентарь, используемый в процессе трудовой деятельности;
    • учиться выполнять индивидуальные и коллективные поручения;
    • учиться распределять обязанности при выполнении коллективных поручений;
    • расширять знания и представления о трудовой деятельности и профессиях.
  2. Развивающие задачи:

    • развитие познавательной активности и мыслительных операций;
    • совершенствование концентрации внимания, сообразительности и творческого воображения;
    • социализация детей среднего дошкольного возраста, формирования умения выстраивать взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, умения договариваться в процессе совместной деятельности.
  3. Воспитательные задачи:

    • воспитание самостоятельности, уверенности в себе и своих силах, усидчивости, силы воли, умения планировать собственное время;
    • воспитание умения видеть прекрасное в окружающем мире.

Слайд 8Условия воспитания дошкольника в труде.Каждая группа детского сада обеспечивается оборудованием

и материалами для организации детей.Так, для* хозяйственно – бытового труда

необходимы фартучки, щетки, тазики, подносы;*труда в природе – лопаты, грабли, лейки;*в ручном труде дети используют пилы, молотки и другое оборудование.Необходимо наличие и различных материалов: семян для посевов и посадок, корма для птиц и рыб, шишек, желудей, брусков дерева и т.д.Все оборудование должно быть в достаточном количестве, хорошего качества и соответствовать возрасту детей, иметь привлекательный вид: яркий цвет леек, приятная форма коробок для хранения природного материала, нарядные фартучки и др. – все это радует детей, способствует формированию культуры труда, вызывает эстетическое удовольствия.Труд всегда связан с затратой физических сил, требует напряжение внимания, поэтому необходимо дозировать его, учитывая физические возможности и психологические особенности детей данного возраста.Под дозировкой труда имеется в виду его длительность, объем, сложность, определение физических нагрузок, вызывающих утомление.Дети 4- 5 лет могут выполнять работу в течение 15-20 минут.Наиболее трудоемкие виды труда – сгребание снега, вскапывание земли – требует особо тщательного контроля за состоянием дошкольников

Наблюдая за ними, воспитатель обращает внимание на появление внешних признаков утомления: учащенное дыхание, частые остановки, покраснение лица, потливость. В таких случаях переключает ребенка на другую деятельность.Для того чтобы не допустить перегрузки, можно рекомендовать смену действий через 10-15 минут: одни – вскапывают землю, другие – рыхлят ее граблями или одни сгребают снег, другие грузят его в санки и отвозят в отведенное для будущего

Картотека тем занятий по трудовому воспитанию

В соответствии с видами трудовой деятельности в среднем дошкольном возрасте воспитатель подбирает конкретные темы для занятий:

  1. Самообслуживание, гигиена, одежда:
    • «Научим куклу Катю одеваться» (последовательность одевания на улицу);
    • «Застёгиваем кнопки»;
    • «Как об обуви заботиться»;
    • «Чистота – залог здоровья»;
    • «Правила умывания».
  2. Забота о вещах, очистка, ремонт:
    • «Спасение игрушек» (они грязные);
    • «Мытьё игрушечной посуды»;
    • «Стирка кукольной одежды»;
    • «Вылечим книжки».
  3. Труд в природе:
    • «Уход за комнатными растениями»;
    • «Путешествие в страну цветов»;
    • «Посадка семян фасоли (овса) в уголке природы»;
    • «Наша красивая клумба».
  4. Уборка территории:
    • «Уборка участка от снега»;
    • «Поможем дворнику убрать листья».
  5. О профессиях:
    • «Весёлые поварята»;
    • «Как трудится наша няня».

Сущность картотеки и цели ее составления

Определение 1

Картотека – это сборник неких данных, которые упорядочены определенным образом, чаще всего информация располагается на карточках небольшого формата.

Картотека представляет собой своеобразный каталог, в котором каждая карточка является отдельной информационной единицей, несущей в себе определенные сведения о конкретном хранимом объекте.

Основными целями составления картотеки труда в средней группе является достижение следующих целей:

  1. Приучение детей поддерживать порядок самостоятельно. Порядок необходимо поддерживать в группе (игровой уголок, столы для творчества и т.д.), на участке. Детей учат самостоятельно убирать по местам игрушки, настольные игры, строительный материал и т.д.
  2. Приучение детей к работе на огороде детского сада и участке (посев семян, полив, прополка, сбор урожая).
  3. Поощрение детей за стремление самостоятельно выполнять обязанности дежурных (в столовой, по живому уголку и т.д.).
  4. Совершенствование умений самостоятельно раздеваться и одеваться, аккуратно вешать и складывать свою одежду. Воспитывать в детях стремление быть опрятным и аккуратным.

Преимущества использования картотеки в работе с детьми заключается в том, она позволяет многократно использовать накопленный воспитателем учебный материал, при необходимости осуществляя его корректировку. Это позволяет педагогу значительно экономить собственные силы и время. Варианты моделирования картотек большое количество. Задача воспитателя выбрать наиболее удобный и функциональный для него вариант.

Использование фольклорного материала в процессе трудового воспитания дошкольников

Трудовое воспитание детей будет более эффективным при использовании средств художественной литературы. В первую очередь речь идёт о фольклоре. Он всегда вносит в занятие эмоциональную ноту

Нельзя научить ребёнка трудиться, используя потешку, пословицу или загадку, однако с помощью этих фольклорных жанров можно вызвать у дошкольника интерес к трудовой деятельности, стремление быть похожим на того, кто работает, помочь детям понять важность труда для общества

При обучении малышей гигиеническим навыкам можно сопровождать действия чтением следующих потешек:

Пословицы и поговорки о труде и лени

У русского народа очень много пословиц о труде. Они прославляют его и, наоборот, высмеивают леность. Народная мудрость учит детей любить свою работу и уважать труд других людей:

  • Всякому молодцу ремесло к лицу.
  • Маленькое дело лучше большого безделья.
  • Землю красит солнце, а человека – труд.
  • Дерево смотри в плодах, а человек – в делах.
  • Птицу узнают в полёте, а человека – в работе.

При работе с воспитанниками средней группы педагог должен использовать лишь пословицы и поговорки, понятные детям. В противном случае от их употребления не будет никакого эффекта.

Пословицы можно и вводить в занятие отдельно, сопровождая иллюстрациями

Например, когда малыши только начинают какую-нибудь работу, важно сразу их поддержать, настроить на успешный результат:

  • Доброе начало – половина дела.
  • Была бы охота – заладится всякая работа.

Если кто-то из детей с нежеланием принимается за работу, то пословица выразит огорчение взрослого, заставит малыша задуматься о том, как себя повести:

  • У лодыря Егорки всегда отговорки.
  • В работе разгар, а он на базар.

Если в процессе выполнения задания ребята ссорятся, не могут договориться, то с помощью пословицы можно сгладить ситуацию, подтолкнуть к поиску решения конфликта:

  • На сердитых воду возят, на надутых кирпичи.
  • Ум хорошо, а два лучше.
  • В одиночку не одолеешь и кочку.

Когда работа сделана, педагог подчёркивает, какие дети молодцы, сколько старания они вложили в свой труд:

  • Золотые руки – золотые дела.
  • Каков мастер – такова и работа.
  • Кто работы не боится, у того и работа спорится.

В русском языке есть и пословицы на тему планирования: ведь каждое дело, даже самое маленькое, нужно предварительно обдумать:

  • Голова научит – руки сделают.
  • Сила – хорошо, а ум – лучше.
  • Семь раз примерь – один раз отрежь.

Меткая пословица может сделать для трудового воспитания малыша больше, чем длительные нотации

Другие пословицы и поговорки подчёркивают, что если ничего не делать, то работа не сдвинется с места:

  • Под лежачий камень вода не течёт.
  • Не бравшись за топор, избы не срубишь.

Если в процессе труда некоторые ребята теряют интерес к нему, пытаются уклониться, то педагог может прокомментировать это так:

  • Усталость пройдёт, а добрая слава останется.
  • Без труда не вынешь рыбку из пруда.

Если кто-то из ребят начинает хвастаться результатом своей работы ещё до того, как он её сделал, то воспитатель подмечает:

  • Говорить легко, делать трудно.
  • Языком не торопись, а делом не ленись.

Пословицы и поговорки про тех, кто много отвлекается в процессе работы:

  • Где много слов, там мало дела.
  • Один пашет, а семеро руками машут.

Когда дети успешно выполнили трудовое задание, можно похвалить их результаты, предложить им отдохнуть:

  • Кончил дело – гуляй смело.
  • Добрый конец – делу венец.
  • Работнику – медовые пышки, а лодырю – еловые шишки.

Загадки на тему труда и гигиены

Дошкольники обычно любят отгадывать загадки. При работе с детьми среднего дошкольного возраста желательно, чтобы правильный ответ воспитатель сопровождал демонстрацией соответствующей картинки.

Так, ребятам понравятся загадки про предметы личной гигиены:

Интересная идея – целиком построить занятие на загадках. В гости к ребятам может прийти Бабушка-Загадушка (переодетый воспитатель) и предложить им «вкусные» загадки:

  • И зелен, и густ На грядке вырос куст. Подкопай немножко, Под кустом… (Картошка)
  • Вверху зелено, Внизу красно, В землю вросло. (Свёкла)
  • Уродилась я на славу, Голова бела, кудрява, Кто любит щи – Меня в них ищи. (Капуста)
  • Расту в земле На грядке я. Оранжевая, длинная, Сладкая. (Морковь)
  • Летом – в огороде, Свежие, зелёные, А зимою – в бочке, Жёлтые, солёные, Отгадайте, молодцы, Как зовут нас? (Огурцы)
  • Скинули с Егорушки Золотые пёрышки – Заставил Егорушка Плакать без горюшка. (Лук)

Когда ребята отгадывают все загадки, Бабушка-Загадушка раздаёт им фартуки и предлагает помочь ей посадить лук в горшочек с землёй (огород в группе).

Картотека (средняя группа) на тему: Картотека: Хозяйственно-бытовой труд в средней группе

Картотека: Хозяйственно-бытовой труд в средней группе.

Карточка № 1.

«Порядок в шкафу с игрушками и пособиями»

Цель: учить детей самостоятельно и эстетично расставлять игрушки и пособия, поддерживать порядок в шкафах, протирать пыль. Развивать трудолюбие, умение видеть непорядок. Воспитывать эстетический вкус, желание трудиться для блага других.

Карточка № 2.

«Чистые подоконники»

Цель: учить детей при работе с водой соблюдать гигиенические навыки: засучивать рукава, намочить тряпочку и насухо отжать ее, по мере загрязнения ополаскивать. Развивать трудовые умения и навыки, аккуратность при работе с водой. Воспитывать желание трудиться в коллективе, дружно.

Карточка № 3.

«Помогаем няне»

Цель: Учить застилать постельное белье приучать детей оказывать посильную помощь взрослым. Развивать трудолюбие, желание помогать взрослым. Воспитывать уважение к труду взрослых.

Карточка № 4.

«Дежурство по столовой»

Цель: самостоятельно и добросовестно выполнять обязанности дежурного ; тщательно мыть руки, надевать одежду дежурного правильно сервировать стол, убирать посуду после еды; сметать щеточкой со столов и подметать пол. Развивать трудовые умения и навыки, умение видеть непорядок в сервировке стола. Воспитывать желание трудиться для блага других.

Карточка № 5.

«Дежурство по занятиям»

Цель: самостоятельно и добросовестно выполнять обязанности дежурного: раскладывать на столы материалы и пособия, приготовленные воспитателем для занятия; мыть и убирать их после занятия на место. Развивать трудолюбие, желание помогать взрослым. Воспитывать желание трудиться для блага других.

Карточка № 6.

«Порядок в игрушках»

Цель: учить детей перед началом работы надевать рабочие фартуки; содержать игрушки в порядке: мыть, сушить, протирать и расставлять на места. Развивать трудолюбие, умение видеть непорядок; аккуратность при работе с водой. Воспитывать желание трудиться для блага других.

Карточка № 7.

«Порядок в шкафу раздевальной комнаты (вместе с помощником воспитателя)»

Цель: учить детей поддерживать порядок в личных шкафах для одежды: освободить шкаф от одежды и обуви, протереть полки влажной тряпкой, и сложить аккуратно одежду на место. Развивать трудолюбие, умение видеть непорядок, аккуратность при работе с водой. Воспитывать желание трудиться в коллективе, дружно.

Карточка № 8.

«Ремонт книг»

Цель: приучать детей подклевать книги, правильно пользоваться клеем и ножницами, пользоваться салфетками.

Развивать трудовые умения и навыки, глазомер, мелкую моторику рук, творческое воображение. Воспитывать желание трудиться для блага других, бережно относится к книгам и игрушкам.

Карточка № 9.

«Чистые стульчики»

Цель: учить детей помогать  поддерживать в порядке и чистоте стульчики в групповой комнате: протирать их влажной тряпочкой; расставлять по местам, после занятий. Развивать трудовые умения и навыки, умение соблюдать при работе культурно – гигиенические требования. Воспитывать желание помогать взрослым, уважение к их труду.

Карточка № 10.

«Стирка кукольной одежды»

Цель: Учить детей помогать воспитателю в стирке кукольной одежды и постельки: учить детей перед началом работы надевать рабочие фартуки; готовить необходимые принадлежности для стирки и сушки, а так же рабочее место; уметь пользоваться мылом. Развивать трудовые умения и навыки, умение соблюдать при работе культурно – гигиенические требования. Воспитывать желание трудиться для блага других.

Карточка № 11.

«Моем расчёски»

Цель: Учить детей помогать воспитателю в мытье расчёсок: полоскать замоченные расчёски, чистить их с помощью щёток. Развивать трудолюбие, умение видеть непорядок, аккуратность при работе с водой.

Воспитывать желание помогать взрослым, уважение к их труду.

Виды трудовой деятельности в средней группе

В средней группе ДОУ трудовая деятельность представлена следующими видами:

  1. Расширение и углубление представление о трудовой деятельности взрослых.
  2. Самообслуживание (умение обслуживать самого себя в повседневной жизни).
  3. Хозяйственно-бытовой труд (уборка группы и участка).
  4. Ручной труд (простейший ремонт книжек, игрушек, коробок и т.д.).
  5. Труд в природе (работа на цветнике, огороде, экологической тропе ДОУ и т.д.).

Реализация данных видов трудовой деятельности осуществляется посредством следующих форм организации детского труда:

  • индивидуальные и коллективные поручения;
  • коллективные задания;
  • дежурства;
  • разнообразные игры.
Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий