Социальная адаптация детей сирот

Риски при принятии ребенка в приемную семью

Прежде чем говорить о рисках, следует не забывать о мотивах принятого решения. Чем сильнее мотивация, тем меньше вероятность разочарования и отторжения идеи и желания принятия приемного ребенка в семью. Как правило, желание усыновить ребенка возникает у бездетных супругов.

Основными мотивами при этом являются:

  • продолжение рода (воспитание детей – единственная возможностью создания семьи). Инициатором в данном вопросе обычно выступает супруга, вследствие выраженного материнского инстинкта. Факторами риска являются возможные разногласия супругов по этому вопросу, а при принятии ребенка в семью – разные взгляды на воспитание, предвзятое отношение к дальнейшему воспитанию. Ком проблем со временем нарастает и заканчивается принятием решения о возврате ребенка в интернат, либо распадом семьи;
  • «смысл жизни» (придает осмысленность дальнейшего существования родителям). В данном мотиве существенно возрастает риск склонности к идеализации взятого на воспитание ребенка. Вслед за первой фазы адаптации (ознакомления дозволенного) у ребенка начинается переход ко второй фазе (регрессу). В этот момент и происходит разочарование у родителей, но есть и положительный момент – родители пытаются преодолеть эти трудности и объединяются в своих взглядах для решения вопроса.
  • компенсация потери собственного ребенка. Одна из самых опасных мотиваций, которая может перерасти в отвержение ребенка из-за неоправданных ожиданий;
  • стабилизация супружеских отношений (деструктивная причина в большинстве случаев). Труднопредсказуемый успех в данном вопросе, так как новый маленький член неустойчивой семьи может послужить катализатором еще более сложных отношений;
  • поиск материальной выгоды в улучшении жилищных условий и различных пособий (безответственная и опасная мотивация, имеющая давние исторические корни). Думаю, что любой здравомыслящий человек и гражданин не пойдет на усыновление ради своей материальной выгоды, но увы, встречаются и такие случаи.

Трудности детей-сирот в жизни

Согласно статистике, лишь 10% выпускников детских домов успешно адаптируются к реальной жизни в социуме. У 90% из них возникают трудности в том или ином аспекте взаимодействия в обществе.

Наиболее частые затруднения, которые испытывают бывшие сироты:

  • Ожидание, что о них кто-то будет заботиться, надежда на помощь со стороны;
  • Неразвитое должное отношение к трудовой деятельности, отсутствие осмысленной заинтересованности в труде;
  • Отсутствие опыта достаточной ответственности;
  • Искаженные представления о семье и жизни в ней;
  • Недостаточные навыки самопрезентации, связанные с неумением следить за своим внешним видом;
  • Неумение грамотно и четко излагать свои мысли;
  • Финансовая безграмотность, безответственное отношение к деньгам, неумение планировать свои траты;
  • Правовая и юридическая безграмотность;
  • Информационная бедность ума из-за замкнутости и ограниченности условий детского дома и др.

Все эти знания обычные дети получают естественно, живя в условиях семьи. Из-за недостаточной самооценки дети-сироты часто не могут выбрать учебное заведение для овладения профессией и трудятся на низкоквалифицированных работах. Задача педагогов и приемных родителей – обеспечить максимально безопасную и безболезненную адаптацию детей-сирот.

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.

Это интересно: 9 ошибок которые совершают женщины — во всех подробностях

Адаптация ребенка в детском доме

Детский дом – это государственное учреждение, которое должно заменить ребенку семью до его совершеннолетия. С помощью педагогов дети учатся адаптироваться к социальной жизни, в которую они вступят после того, как им исполнится 18 лет.

Социальная адаптация детей-сирот заключается в усвоении ими ценностей и норм общества, в котором они живут. Проявления адаптации заключаются во взаимодействии детей, оставленных родителями, с окружающим миром и в их активной деятельности.

Когда говорят о социальной адаптации детей-сирот, обычно под этим понимают сложный комплекс педагогических и воспитательных мер. На самом деле, этот процесс проходит любой ребенок в ходе своего развития.

Адаптация ребенка в детском доме является одним из компонентов социальной защиты. Она предполагает освоение собственной роли в системе общественных отношений. Это достигается путем формирования навыков ведения домашнего хозяйства, самообслуживания, трудовых навыков.

Выделяют следующие этапы адаптации детей в доме ребенка:

  • Подготовительный – с момента включения в социальную группу, он связан с социальной диагностикой, определением статуса, ознакомлением с личными особенностями воспитанника;
  • Включение в социальную группу – он предполагает помощь в приспособлении к условиям детского дома;
  • Усвоение ролей через участие в разнообразной деятельности с накоплением опыта, новых знаний и умений;
  • Устойчивое адаптированное состояние, когда дети могут решить практически любую проблему, которая возникает в естественных для них условиях среды.

Это интересно: Поздравление парню в прозе: разбираемся по порядку

Общие проблемы в психическом и физическом развитии

Для рассматриваемой категории детей характерно отставание в следующих областях психического развития:

  • исследования показывают демонстрацию сиротами задержки в познавательных процессах. Дефицит общения со взрослыми, скудность и примитивность общения со сверстниками, а также ситуативные контакты с внешним миром не требует и не развивает активной речи у ребенка. Они больше ориентированы на выполнение команд или жестов взрослых воспитателей в домах ребенка для выполнения распоряжений, которыми и обусловлена их большая часть жизни в закрытом детском заведении. В дошкольном возрасте часто косноязычие, в описании содержания картины возникают затруднения. В памяти наблюдается опосредованное запоминание;
  • в эмоциональной сфере жизнь без родителей накладывает свои отпечатки. При потребности в любви и внимании дети не умеют налаживать общение в новых знакомствах, избегая эмоционального контакта. Однако встречается и другой тип детей, которые проявляют некоторую «прилипчивость» к новому знакомому человеку, стараясь постоянно прикоснуться до него. Вскоре и к такому знакомству пропадает интерес, что говорит об отсутствии устойчивой привязанности. Двигательные навыки ниже, чем у сверстников из семьи, характерны малоподвижность, вялая мимика, неловкость в движениях;
  • в самосознании происходит искажения из-за отсутствия игр и общения со взрослыми;
  • общение со взрослыми протекает вяло, оживление при нечастых беседах проявляется редко, интерес в беседе быстро затухает при ослабевании активности взрослого;
  • общение со своими сверстниками интерес в беседах обусловлен равными обедненными эмоциями. Как правило, общение у ребенка происходит с одной и той же группой детей, что говорит о «безусловной» принадлежности к этой группе. Ребенок не желает из-за отсутствия интереса найти другую группу сверстников для общения. В результате однобокого скудного общения формируется шаблонное мышление вместо творческого.

Обобщая вышеперечисленное, можно сделать вывод об особенностях психического развития детей-сирот: неуверенность в себе, негативизм, агрессивность, пассивность, недоверие к окружающим, страхи, несдержанность в эмоциях, неорганизованность. Все эти особенности в дальнейшем затрудняют адаптацию в приемной семье.

Список трудностей, типичных для приёмных детей

Опыт из практики психологов показывает, что из проблем, с которыми сталкиваются приемные родители можно выделить следующие:

  • полное отсутствие или нехватка знаний об особенностях психологии детей-сирот;
  • безрезультатные попытки родителей в воспитании приемного ребенка, полагаясь на свой личный положительный опыт в этом вопросе;
  • проявление авторитарного способа воспитания и стремление достигнуть идеальных результатов;
  • повышенные требования к себе и к приемному ребенку;
  • упор родителей, направленный на исправление конкретного недостатка ребенка, выбор неправильного несущественного направления;
  • занижение достоинств ребенка;
  • неудачное и частое сравнение приемного со своими детьми или сверстниками;
  • игнорирование маленьких достижений ребенка или запоздалые поощрения за достигнутые успехи;
  • трудности, связанные с религиозными аспектами воспитания и особым взглядом на мировоззрение в целом.

Основные направления социализации детей-сирот

Многолетний опыт работы и наблюдений можно выявить основные направления социализации, которые необходимо проводить с будущими выпускниками интернатов:

Основная работа в процессе в процессе социализации сирот должна проводиться в направлении формирование адекватного представления о семье и ее членов, а также взаимоотношениях внутри семьи. Здесь прекрасно подойдут сюжетно-ролевые игры, либо ситуативные беседы, проводимые за круглыми столами и занятия, конференции по самым интимным темам, которые зачастую замалчиваются педагогами. Сюда входят вопросы по взаимоотношению полов в семье, по распределению ролей мужчины и женщины. В процессе такой игры подростки могут обсуждать самые открытые вопросы, которые наиболее волнительны.
Крайне важным является формирование основ правосознания и правовой культуры. Выпускник должен понимать необходимость соблюдения закона и последствия неотвратимости наказания в случае его нарушения. Необходимо повышать уровень ориентированности детей в основных вопросах их прав и льгот, а также обязанности, которые они должны соблюдать в современном обществе, о том, что необходимо координировать свои действия в зависимости от того, в какой ситуации он находится, необходимо развивать умение отстаивать свои права, в случае если их не соблюдают.
Развитие коммуникативной компетентности также является приоритетным направлением развития детей-сирот, в том числе освоение различных форм и методов общения. Необходимо прививать осознание своих возможностей в той или иной области для успешной реализации себя в обществе в качестве профессионала

Педагог должен уделять особое внимание межличностному отношению в группах с целью помощи оценки ситуации в коллективе среди воспитанников. Таким образом, можно привить грамотно организованную и регулярно проводимую диагностику, которую должны проделывать воспитанники еще в стенах интерната.
Также важным пунктом в обучении подростков является возможность детьми видеть ситуацию подбирать такие способы поведения, в различных обстоятельствах, которые будут наиболее приемлемы

Необходимо формирование главных навыков умение управлять своим эмоциональным состоянием, вырабатывать определенную жизненную позицию. С этой целью, необходимо проводить тренинги и упражнения различного вида, в том числе творческие задания и работа в группе, совместный труд, проведение ситуативных бесед, в процессе которых учащиеся может раскрывать свои способности, показывать себя, с другой стороны.

Советы психологов

Эта тема довольно обширна. Вопросы возникают постоянно и зависят от текущей ситуации. Следует завести контакты с детским психологом и консультироваться непосредственно с ним. Это поможет избежать недопонимания и правильное диагностирование проблем в воспитании на всех фазах, поэтому мы ограничимся простыми вопросами.

Чем мы можем помочь ребенку?

При неприемлемом поведении, постарайтесь адекватно реагировать на это. Прислушайтесь к себе и подумайте, что беспокоит ребенка. Выясните причину, не давя на него. Придется догадываться, так как будет либо защита, либо сложность в объяснении причины ребенком. В такие моменты часто можно услышать ответ «отстань от меня».

Держите на контроле его поведение, но не наказывайте, а поддержите. Отвлекитесь от своих домашних дел. Неприемлемо оставлять ребенка одного ил полностью игнорировать его просьбы. Наказание «иди в угол» лишь притупляет негодование взрослого.

Любое наказание ребенка может привести к мыслям, что его отвергают

Важно донести, что вы понимаете его негативные чувства и эмоции, но при этом не потерпите плохого поведения в дальнейшем. В заключение хочется пожелать благоразумности, осмысленного принятия решения об усыновлении детей и терпимости к детям

Чужих детей не бывает!

Меры по улучшению положения детей-сирот

В настоящее время основная работа по защите прав и законных интересов детей, оставшихся без попечения родителей, делегирована федеральными властями регионам. Это означает, что местные власти каждого отдельного региона имеют право самостоятельно формировать законодательную политику, направленную на улучшение положения детей, нуждающихся в государственной помощи.

К сожалению, в реальности такая самостоятельность местных властей в установлении дополнительных мер социальной защиты детей наряду с федеральными зачастую приводит к созданию неравных условий по всей стране для несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства. Так, на сегодняшний день не во всех субъектах Российской Федерации приняты законы о предоставлении рабочих мест для социально незащищенных несовершеннолетних, о сохранении жилищных прав выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, о патронатном воспитании, об опеке и усыновлении, о комиссии по делам несовершеннолетних и др. Практически нигде в местном законодательстве не учитывается проблема обеспечения прав несовершеннолетних, отбывающих наказание в воспитательных колониях или освободившихся из них. Из-за отсутствия достаточного финансирования местные органы власти часто искусственно занижают количество выявленных детей, нуждающихся в государственной поддержке. При составлении статистики местные власти опираются на наличие мест в учреждениях по защите детей или возможность выплаты пособий на детей, находящихся под опекой.

Кроме того, в Российской Федерации широко распространены нарушения законодательства в сфере социальной защиты детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Этот вывод в основном касается детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как наименее защищенных групп несовершеннолетних граждан страны.

В соответствии с требованиями международного права, ребенок, который временно или постоянно лишен своего семейного окружения или не может оставаться в этом окружении, имеет право на особую защиту и помощь со стороны государства (статья 20 Конвенции о правах ребенка). Хотя государство несет ответственность за систему детских домов, оно не решает всех проблем в этой сфере. В последние годы появились новые силы (политические партии, религиозные и общественные организации), которые готовы взять на себя или уже взяли значительную часть заботы о детях и пытаются усилить свое влияние на образование, выбор форм устройства детей, контроль и управление. Государство не несет ответственности за заботу о сиротах.

Поэтому для улучшения положения детей-сирот и обеспечения их прав необходимо:

  1. Продолжить работу по семейному устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, разработать новые формы семейного устройства данной категории детей (в рамках действующего законодательства);
  2. Продолжение работы по совершенствованию деятельности органов опеки и попечительства;
  3. Обеспечить охрану и защиту прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (на жилье, образование и трудоустройство) путем регулирования межбюджетных отношений между органами власти;
  4. Привлечение внебюджетных средств для финансирования образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
  5. Включать в бюджет Российской Федерации ежегодные расходы на строительство и приобретение жилья для выпускников детских домов, на выплату денежных средств опекунам (попечителям) детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в семьях.

В соответствии с вышеизложенным, можно определить приоритетные направления защиты детей в Российской Федерации:

  1. Развитие человеческих ресурсов: профессиональная подготовка в области социальной политики и социальной работы. Внедрение новой технологии в обучении сотрудников: «обучение на рабочем месте, без отрыва от производства»;
  2. Разработка интегральных показателей эффективности деятельности органов местного самоуправления (органов опеки и попечительства), направленных на отслеживание благополучия детей и семей;
  3. Разрабатывать и создавать новые модели детских домов с альтернативными формами ухода. Разработать новый устав для детских домов с семейными формами ухода. Разработать критерии оценки качества услуг в детских домах;
  4. Внести дополнения и изменения для создания более эффективной модели органа опеки, включая службу по подбору, подготовке и развитию семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей.

Развивающая среда и направления воспитания в приёмной семье, в которой находится ребенок

Следует выделить пять основных векторов:

постоянное изменение окружающего мира (обстановка и принципы наполнение должны обновляться в зависимости от текущей потребности и возраста);
общение (важно использовать любые мелочи в этом вопросе). Про общение и подачу ценной, точной и конкретной информации говорилось выше

Следует добавить, что даже правильная расстановка детской мебели играет роль для комфортного общения детей и взрослых, уравнивая позиции и помогая сблизиться;
пространственное разнообразие (ребенок должен иметь возможность смены вида деятельности по своему настроению). Немаловажный принцип при смене детской активности на отдых. При наличии двух детей и более важно соблюдать легкодоступность к предметам игры, развлечений и учебы, чтобы исключить помеху друг другу;
гендерный принцип (развивающая среда должна учитывать особенности детей в рамках пола ребенка). Часть материалов и предметов предназначается для того, чтобы мальчик составлял представление о мужественности, а девочка – о женственности;
эстетика и порядок (дети воспринимают информацию визуально особо активно). Важно создать такое разнообразие среды, чтобы элементы гармонично сочетались и не нагружали ребенка. При этом важно учитывать и декор помещения, в котором проводит основное время дети.

Этапы адаптации ребёнка в новой семье

Выделим следующие этапы адаптации приёмного ребенка:

Знакомство с новыми родителями

Самый сложный первый этап – знакомство. Родители присматриваются к ребенку, а он в свою очередь к ним. Все максимально уделяют время друг другу, разговаривают, проводят вместе время, стараясь для начала хотя бы подружиться. Базовая тревога, страх потерять друг друга делает участников процесса осторожными и внимательными. Однако рано или поздно наступает кризисный момент, когда дети начинают капризничать или отдаляться от родителей по разным причинам.

Регрессия поведения

Тогда наступает второй этап – регрессия. На первых парах ребенок прибывает в некой эйфории от новой жизни, но спустя некоторое время его психологические проблемы дают о себе знать. Если ребенок в прошлом находился в неблагополучной семье, где присутствовало, вероятнее всего у него сформировались психотравмы. Согласно исследованиям, дети, подвергшиеся насилию, в дальнейшем страдают от тревоги, депрессии, низкой самооценки и склоны к суицидальным наклонностям. Вследствие этого дети-сироты теряют способность к адаптации в новой обстановке и получают повышенный уровень депрессии. Поэтому ребенку сложно приходится в новой семье, ведь он привык к одиночеству и отсутствию внимания, заботы, любви. Когда приемные родителя дарят подарки, играют с ним, ухаживают и развлекают, ребенок теряется в этой незнакомой ему атмосфере и может негативно начать реагировать, так как он переживает процесс ретравматизации, постоянно возвращаясь в одно и то же событие в прошлом.

Среди Ваших друзей, родственников, знакомых есть люди, которые приютили сирот?
Нет, у всех свои дети 40%

Да, они все счастливы. Чужих детей не бывает, относятся как к родным 50%

Есть, но им тяжело даётся воспитание приёмных детей 10%
Проголосовало: 10

Стоит отметить, что дети с психологическими сложностями ведут себя по-разному. Одни замыкаются в себе, не разговаривают и не идут на контакт, находятся постоянно в грустном и печальном эмоциональном состоянии, а другие наоборот ведут себя дерзко и агрессивно – не слушаются, бунтуют и грубо общаются со взрослыми

В такой ситуации приемным родителям важно обратиться к услугам детского психолога, начать прорабатывать проблемные участки и восстанавливать кирпичик за кирпичиком вместе с ребёнком важные периоды его жизни, которые он потерял, будучи сиротой. И только после общения с детским психологом ребёнок начнет понимать, что родители сильные и обязательно позаботятся о нём – он постепенно перестает тревожиться и чувствует защиту

Прогресс отношений

После этого наступает третий этап – прогресс. Отношения налаживаются, приходит чувство гармонии, спокойствия и доверия. Ребенок перестает испытывать стресс, становится уверенным, открывает родителям секреты, делится желаниями и тянется за тактильными проявлениями любви. Он начинает называть новых родителей «мамой» и «папой», по-настоящему их таковыми воспринимать. Теперь слово «люблю» не кажется ему таким страшным и незнакомым, ведь он начинает испытывать сильные чувства к своим новоиспеченным родителям, при этом ощущая взаимность. На его лице появляется искренняя улыбка, а дом заполняется искрящимся детским смехом, что говорит о том, что ребенок чувствует себя счастливым.

Привыкание к новой семье

Тогда наступает заключительный четвертый этап – привыкание. Все члены семьи привыкают к определенным правилам и порядкам, которые сформировались в ходе совместной жизни с учетом особенностей каждого. Ребенок заводит друзей, ходит в детский сад или школу, помогает с уборкой по дому, создает родителям подарок своими руками на важный праздник. Ребенок становится единым целым с родителями, он спокойно и уверенно начинает смотреть в собственное будущее.

Адаптация приемных детей в семье

Адаптация приемных детей проходит у всех по-разному. Определяющее значение имеют такие факторы, как:

  • Возраст попадания в дом ребенка или детский дом;
  • Наличие или отсутствие предыдущего опыта жизни в условиях семьи.

Адаптация детей-сирот зависит и от отношения к ним других членов семьи. Желательно, чтобы все относились к приемному ребенку ровно, без излишней эмоциональности, вначале потребуется много терпения и сил. Такие дети склонны предпочитать кого-то одного, проявляя к нему теплые чувства больше, чем к другим членам семьи.

Чем старше возраст, тем труднее происходит адаптация детей-сирот в семье. Особенно тяжело бывает в подростковый период, когда к трудностям адаптации приемных детей добавляются обычные для подростка проблемы. В это время такие дети могут критиковать приемных родителей, обвинять их в своих бедах и плохом настроении, тогда же обычно возникают трудности в общении со сверстниками и первая влюбленность.

Проблемы социализации детей-сирот

Замечание 1

Выпускники интернатов и детских домов гораздо более чаще своих сверстников и благополучных семей, оказываются участниками тех или иных преступлений, становятся жертвами, зачастую теряют работу и жилье, а также значительной степени быстрее становятся алкоголиками, наркоманами жертвами суицида, в целом с трудом создают семью.

Связано это с тем, что вхождение их самостоятельную взрослую жизнь, как правило, что прежде, но достаточно большими сложностями, которое выпускник интернета не всегда проходит успешно.

Причинами таких трудностей вхождения подростка в систему сложных социальных отношений являются различными. В первую очередь это связано с неадекватным восприятием детей-сирот тех разнообразных требований, которые выдвигает им с отцом. Процесс социализации как правило затруднен и даже в случае благоприятного стечения обстоятельств, может быть неравномерно развёрнутый чреват чередой сложностей и тупиков, которые требует совместных усилий детей-сирот и специалистов.

К сожалению, организация жизнедеятельности детей в интернатах устроена так, что формирование одной позиции – позиции сироты, которого не принимают в обществе, является преобладающим.

Поэтому данная роль в течение всей жизни сироты реализуется прекрасной реализуется и удерживает детей-сирот в некой инфантильной иждивенческие позиция, что в свою очередь неизбежно блокирует проявление специальных возможностей человека.

Проблемы адаптации неизбежно вытекают из тех трудности социализации, которые трудно разрешимые.

Замечание 2

Проще говоря, дети, вышедшие из интерната, в большинстве случаев, в жизни общества могут занимать только позицию сироты, надеясь на покровительство государства, так как их психологическое состояние заточено на положение беспомощности, не приученные опираться на собственные ресурсы.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий