Системность
Этот специфический принцип физического воспитания основывается на чередовании во время физических упражнений периодов труда и отдыха.
Стоит иметь в виду, что интервалы пауз имеют важное значение. Например, если период отдыха будет слишком длинным, то может наступить так называемая регрессия, и организм вернется к прежнему уровню
А если отдых будет слишком коротким, то организм не успеет восстановиться, и во время дальнейшей тренировки будет происходить истощение его ресурсов.
Системность
Также при физическом воспитании не всегда стоит учитывать стандартные интервалы труда и отдыха. Зачастую бывают ситуации, когда эти периоды корректируются индивидуально.
Принцип содействия всестороннему и гармоничному развитию личности
Данный принцип раскрывается в двух основных положениях.
1. Обеспечить единство всех сторон воспитания, формирующих гармонически развитую личность. В процессе физического воспитания и смежных формах использования физической культуры необходим комплексный подход в решении задач нравственного, эстетического, физического, умственного и трудового воспитания.
2. Комплексное использование различных факторов физической культуры для полного общего развития свойственных человеку жизненно важных физических качеств и основанных на них двигательных способностей наряду с формированием широкого фонда двигательных умений и навыков, необходимых в жизни. В соответствии с этим в специализированных формах физического воспитания необходимо обеспечивать единство общей и специальной физической подготовки.
Характеристика методических принципов
Методические принципы воспроизводят общие условия учебной деятельности в ходе занятий физкультурой. Они определяют методику обучения двигательным актам и осваивания системы специальных знаний, а также оптимизируют процесс целевого развития физических качеств.
Читайте еще: Физическое воспитание детей в семье
В перечень дидактических принципов входят:
1. Принцип сознательности и активности.
Максимальный эффект на тренировках достигается только при устойчивом интересе учащихся. Заинтересованность никогда не возникнет во время механического заучивания движений. Соответственно, преподаватель должен ставить на занятии реальные цели, детально характеризуя каждую из них. У учеников нужно развивать инициативность, самостоятельность.
Этот общеметодический принцип начинают применять еще в детском саду. Его воплощение приводит к тому, что дошкольники учатся творчески решать спортивные двигательные задачи: придумывают новые сочетания движений и даже игры.
2. Принцип наглядности.
С помощью наглядности преподаватель устанавливает связь между мышлением и чувственным восприятием учеников. Результат —, воздействие на все сенсорные системы, участвующие в движении.
На уроках физкультуры используется непосредственная и опосредованная наглядность. В первом случае педагог лично демонстрирует разучиваемые двигательные действия, а во втором – показывает методические пособия, фотографии, фильмы. Опосредованную наглядность обычно применяют для старших школьников, студентов.
На заключительном этапе изучения новых упражнений для дошкольников и младших школьников можно использовать разные звуковые сигналы, позволяющие уточнять ритмические и временные характеристики двигательных актов.
3. Принцип доступности и индивидуализации.
Задачи физвоспитания должны соответствовать возможностям учеников. Преподавателю на занятии необходимо учитывать готовность детей к обучению и выполнению тренировочных нагрузок.
При определении доступности нагрузок в рамках данного принципа обучения педагог руководствуется такими критериями:
- состояние здоровья (показатели артериального давления, результаты кардиограммы),
- уровень натренированности (изменение спортивных результатов, жизненная емкость легких, предельное потребление кислорода),
- наличие целеустремленности, силы воли.
Принципы физического воспитания детей дошкольного возраста
Все принципы физического воспитания осуществляются в системе. Они реализуют целостность, которая направлена на воспитание гармонично развитой личности.
Принципы физического воспитания — это основная база, которая регламентирует организацию педагогического процесса.
Классификация принципов:
- общие;
- методические;
- специфические.
В общих методах отражается система педагогического процесса в целом. Воспитываются такие направления, которые используются детьми в социуме. К ним относятся:
Всестороннее и гармоничное развитие личности. В процессе обучения физкультуре развиваются качества эстетического, умственного и физического характера. Связь физвоспитания с жизненной практикой
На занятиях большое внимание уделяется таким упражнениям, которые вырабатывают двигательные навыки трудового характера. Воспитывается патриотизм и трудолюбие
Оздоровительная направленность
При данном типе физвоспитания, нагрузки устанавливаются исходя из соотношения возраста и подготовленности каждого ребенка. Преподаватель несет ответственность за укрепление здоровья занимающихся, а за состоянием детей во время занятий ведет контроль медработник.
Методические принципы оптимизируют процесс целевого развития физических качеств с помощью определенно подобранных методов обучения. В перечень входят:
- Принцип сознательности и активности. Главным критерием на занятиях выступает интерес занимающихся. Педагог должен ставить такие цели, чтобы дети смогли проявить инициативу и самостоятельность. В дошкольном возрасте обычно придумывают новые сочетания движений или игры.
- Принцип наглядности. На физкультуре педагог показывает разучиваемые движения и демонстрирует фотографии и видео на заданную тему. Также во время занятий для детей дошкольного возраста можно использовать звуковые сигналы, которые позволяют развить ритмичные и временные характеристики движений. Результатом данного направления является воздействие на все сенсорные системы, участвующие в процессе физвоспитания.
- Принцип доступности и индивидуализации. Педагог должен учитывать возможности и физическую подготовку каждого ребенка. Непосильные задания приведут к отрицательным последствиям от тренировок.
Главные критерии, которыми должен руководствоваться педагог, это:
- состояние здоровья;
- уровень натренированности;
- наличие целеустремленности и выносливости.
Специфические принципы состоят из таких закономерностей процесса физвоспитания, как:
- Принцип последовательности и динамичности. Для этого следует постепенно увеличивать объем нагрузок и усложнять технику упражнений.
- Принцип систематичности. В виду того, что все занятия в педагогическом процессе взаимосвязаны, то тренировки имеют накопительный характер, при котором происходит закономерное привыкание организма к физическим нагрузкам.
- Циклическое построение занятий, т.е. состоит из циклов. Выделяют: микроциклы (длительность 7-14 дней, характеризующееся повторностью и разноплановостью заданий); мезоциклы (состоят из 2-6 микроциклов, в ходе которых меняется чередование и содержание); макроциклы (длительность один год).
- Возрастная адекватность направлений физвоспитания. Ориентированность системы при данном принципе зависит от возраста детей.
Итак, вся практическая деятельность педагога базируется на общих основах педагогического процесса. Универсальный регламент методик занятий содержится в дидактических принципах. Благодаря специфическим принципам осуществляется системное построение процесса физвоспитания.
Принципы, регламентирующие деятельность по адаптивному физическому воспитанию
Иерархия и значение принципов физического воспитания
Принципы – наиболее важные положения, которые отражают закономерности воспитания в виде определенных правил и упорядочивают требования к физическому воспитанию.
Направляют деятельность воспитателя и воспитуемых к намеченной цели.
Принципы (рис.9) должны согласовываться с объективными закономерностями воспитания. Практическое значение принципов:
1) позволяют четко идти к намеченной цели,
2) исключают путь проб и ошибок,
3) раскрывают логику решения задач и главные правила их реализации.
К числу принципов, отражающих идейные основы системы воспитания и образования, необходимо отнести общие социальные принципы воспитательной стратегии общества.
Они предусматривают использование социальных факторов (культуры, воспитания, образования) для всестороннего гармонического развития человека и органическую связь воспитания с практической жизнью общества.
Социальные принципы гарантируют:
1. Единство всех сторон воспитания в процессе физического воспитания (умственного, эстетического, физического, трудового).
Обеспечивают наибольший оздоровительный эффект, укрепления здоровья и поддержание хорошей общей работоспособности.
3. Отражают основную функцию физического воспитания. Подготовка человека к трудовой и военной деятельности.
В системе образования имеют место общепедагогические принципы, отражающие основные закономерности обучения.
Они преломляются в физическом воспитании в виде общеметодических принципов и содержат в себе ряд универсальных правил методики.
В практике физического воспитания имеют место специфические принципы, которые отражают ряд специфических закономерностей физического воспитания и правила системного построения физического воспитания.
Общеметодические принципы
Общеметодические принципы – это отправные положения, определяющие общую методику процесса физического воспитания.
Воздействие физических упражнений может быть успешным в том случае, когда методика применения физических упражнений согласуется с закономерностями этих воздействий.
Принцип сознательности и активности
Назначения принципа сознательности и активности:
1. Сформировать у занимающихся глубоко осмысленное отношение, устойчивый интерес и потребности к физкультурно-спортивной деятельности.
Побуждать к оптимальной активности.
Сознательность — это способность человека правильно разбираться в объективных закономерностях, понимать их и в соответствии с ними осуществлять свою деятельность. Основой сознательности является предвидение результатов своей деятельности и постановка реальных задач. Сознательность придает обучению воспитывающий характер и способствует формированию высоких морально-психологических качеств личности.
Если у занимающихся сознательное отношение к занятиям, то у них будут созданы достаточно сильные и устойчивые стимулы, побуждающие их годами уделять время для занятий и мобилизовать для них свою энергию.
От преподавателя физического воспитания зависит создание веских мотивов и высоких целей, стимулирующих устойчивый и здоровый интерес к занятиям.
Первоначальные мотивы, побуждающие заниматься физическими упражнениями, иногда случайны и малосущественные, например подражание, выделиться внешними формами.
Специалист по физическому воспитанию:
1. Должен доходчиво раскрыть смысл приобщения к физической культуре, ее роль и значение в полноценном развитии личности, формировать на этой основе осмысленные целевые установки и стремление реализовать их не смотря на трудности.
Обеспечить осмысленное отношение к каждой выдвигаемой задаче
3. Стимулировать вдумчивый анализ, самоконтроль и само-корректировку при выполнении физических упражнений.
Активность – степень его включения в работу.
Для активного включения ученика в процесс физического воспитания педагог должен:
1. Вооружить занимающихся систематическими знаниями.
2. Учить анализировать технику и эффект упражнения.
3. Воспитывать аналитические способности.
Ставить задачи по самоконтролю.
5. Содействовать развитию самостоятельности и инициативности.
6. Содействовать развитию творческих начал в поведении воспитанников.
7. Нужно поощрять попытки занимающихся самостоятельно решать двигательные задачи.
Повышению сознательности и активности способствует применение преподавателем специальных методических приемов
Возрастная адекватность
Возрастная адекватность — это специфический принцип физического воспитания, который учитывает, помимо всего прочего, определенные этапы онтогенеза организма и корректирует тренировочную программу, исходя из них.
Например, в дошкольном периоде развития нагрузки направлены на широкие взаимодействия, позволяющие развивать более общие навыки обучающегося. В школьный период учитывается развитие чувствительных областей организма, которые дают толчок для развития многих физических качеств ребенка
Во время сложного этапа пубертатного периода тренировки подбираются индивидуально и очень осторожно
Возрастная адекватность
1.1 Принцип сознательности и активности
Не требует доказательств, что результативность педагогического процесса зависит от того, насколько сознательно и активно относятся к делу сами воспитуемые. Понимание существа заданий, как и активное заинтересованное выполнение их, ускоряет ход обучения, способствует результативности совершаемых действий, обуславливает творческое использование приобретаемых знаний, умений и навыков в жизни. Эти давно подмеченные закономерности и лежат прежде всего в основе принципа сознательности и активности.
Выдающуюся роль в научной разработке данного принципа сыграл П.Ф. Лесгафт. Показав всю несостоятельность упрощенных воззрений на физические упражнения лишь как на игру «физических сил», он создал целостное учение о физическом образовании.
Принцип сознательности и активности раскрывается в следующих требованиях:
1) Формировать осмысленное отношение и устойчивый интерес к общей цели и конкретным задачам занятий. Необходимой предпосылкой сознательного отношения к деятельности является соответствующая ее мотивация. Мотивы, побуждающие заниматься физическими упражнениями, разнообразны.
Вместе с осмыслением сущности физкультурной деятельности развивается и устойчивый интерес к ней. Ни развлекательный характер занятий, ни другие факторы, не вытекающие из сущности физического воспитания, не могут служить полноценным стимулом, мобилизующим на систематические занятия физическими упражнениями. Реализация принципа сознательности и активности будет состоять, следовательно, прежде всего в том, чтобы обеспечить глубокое понимание цели проводимых занятий, раскрыть перспективную линию совершенствования, сделав ее внутренним устремлением каждого занимающегося.
2) Стимулировать сознательный анализ, самоконтроль и рациональное использование сил при выполнении физических упражнений. Хотя физические упражнения представляют собой подконтрольные сознанию произвольные движения, при их выполнении сама собой необходимая степень осмысления действий не достигается.
В процессе формирования двигательных навыков происходит автоматизация движений, что в принципе не умаляет роли сознания, а, наоборот, составляет одно из условий повышения качества сознательного управления двигательной деятельностью. Но это справедливо если автоматизация достигается не механическим повторением, а рационально организованным упражнением, в ходе которого специально ставятся и решаются задачи по анализу, оценке и детальному контролированию выполняемых действий.
Большое значение имеют также идеомоторные методы, включающие мысленное воспроизведение движений с установкой исправить или усовершенствовать те или иные моменты действий, прежде чем они будут реально выполнены. Интересно, что по некоторым экспериментальным данным такая воображаемая практика дает в определенных случаях не меньший эффект, чем фактическое выполнение упражнений.
3) Воспитывать инициативность, самостоятельность и творческое отношение к заданиям. Основным предметом изучения и в то же время основным средством развития способностей в процессе физического воспитания является активная двигательная деятельность, даже при освоении широко известных видов двигательной деятельности каждый как бы заново создает их в соответствии со своими индивидуальными возможностями.
Активность обусловлена заинтересованностью. Проблема пробуждения и развития интереса решается в определенной мере путем подбора увлекательного материала для занятий и соответствующей организацией их.
Принципы физического воспитания детей дошкольного возраста
Все принципы физического воспитания осуществляются в системе. Они реализуют целостность, которая направлена на воспитание гармонично развитой личности.
Принципы физического воспитания — это основная база, которая регламентирует организацию педагогического процесса.
Классификация принципов:
- общие;
- методические;
- специфические.
В общих методах отражается система педагогического процесса в целом. Воспитываются такие направления, которые используются детьми в социуме. К ним относятся:
Всестороннее и гармоничное развитие личности. В процессе обучения физкультуре развиваются качества эстетического, умственного и физического характера.
Связь физвоспитания с жизненной практикой
На занятиях большое внимание уделяется таким упражнениям, которые вырабатывают двигательные навыки трудового характера. Воспитывается патриотизм и трудолюбие.
Оздоровительная направленность
При данном типе физвоспитания, нагрузки устанавливаются исходя из соотношения возраста и подготовленности каждого ребенка. Преподаватель несет ответственность за укрепление здоровья занимающихся, а за состоянием детей во время занятий ведет контроль медработник.
Методические принципы оптимизируют процесс целевого развития физических качеств с помощью определенно подобранных методов обучения. В перечень входят:
- Принцип сознательности и активности. Главным критерием на занятиях выступает интерес занимающихся. Педагог должен ставить такие цели, чтобы дети смогли проявить инициативу и самостоятельность. В дошкольном возрасте обычно придумывают новые сочетания движений или игры.
- Принцип наглядности. На физкультуре педагог показывает разучиваемые движения и демонстрирует фотографии и видео на заданную тему. Также во время занятий для детей дошкольного возраста можно использовать звуковые сигналы, которые позволяют развить ритмичные и временные характеристики движений. Результатом данного направления является воздействие на все сенсорные системы, участвующие в процессе физвоспитания.
- Принцип доступности и индивидуализации. Педагог должен учитывать возможности и физическую подготовку каждого ребенка. Непосильные задания приведут к отрицательным последствиям от тренировок.
Главные критерии, которыми должен руководствоваться педагог, это:
- состояние здоровья;
- уровень натренированности;
- наличие целеустремленности и выносливости.
Специфические принципы состоят из таких закономерностей процесса физвоспитания, как:
- Принцип последовательности и динамичности. Для этого следует постепенно увеличивать объем нагрузок и усложнять технику упражнений.
- Принцип систематичности. В виду того, что все занятия в педагогическом процессе взаимосвязаны, то тренировки имеют накопительный характер, при котором происходит закономерное привыкание организма к физическим нагрузкам.
- Циклическое построение занятий, т.е. состоит из циклов. Выделяют: микроциклы (длительность 7-14 дней, характеризующееся повторностью и разноплановостью заданий); мезоциклы (состоят из 2-6 микроциклов, в ходе которых меняется чередование и содержание); макроциклы (длительность один год).
- Возрастная адекватность направлений физвоспитания. Ориентированность системы при данном принципе зависит от возраста детей.
Итак, вся практическая деятельность педагога базируется на общих основах педагогического процесса. Универсальный регламент методик занятий содержится в дидактических принципах. Благодаря специфическим принципам осуществляется системное построение процесса физвоспитания.
Слайды и текст этой презентации
Слайд 4
Принцип – основное положение какой-либо теории, учения и т.п.
Руководящее положение,
основное правило, установка
Слайд 6Принципы физического воспитания Общеметоди-ческие Специфические
способность человека правильно разбираться в объективных закономерностях, понимать их и
в соответствии с ними осуществлять свою деятельность Активность – это мера или величина проявляемой человеком деятельности, степень включения в работу (инициатива, самостоятельность, творчество)
и задач занятия и осознание их занимающимисяСознательное изучение и освоение
двигательных действий в педагогическом процессеОсознание способов и возможностей применения приобретенных знаний, умений, навыков в практике жизниВоспитание инициативы, самостоятельности и творческого отношения к процессу физического воспитания
процесс познания) зрительная наглядность, звуковая
наглядность, двигательная наглядность3. Принцип доступности и индивидуализации Объективные и субъективные критерии доступности4. Принцип систематичности (непрерывность и последовательность)
чередования нагрузок и отдыха. 3. Принцип постепенного наращивания развивающе –
тренирующих воздействий. 4. Принцип адаптированного сбалансирования динамики нагрузок. 5. Принцип циклического построения занятий. 6. Принцип возрастной адекватности направлений физического воспитания.
Слайд 111. Принцип непрерывности процесса физического воспитания 1)
при 2-3 разовых занятиях в день выполнение тренировочной работы в
фазе недовосстановления 2) проведение последующего занятия в период полного восстановления 3) использование суперкомпенсаторного типа интервала отдыха 4) проведение занятия через длительный интервал отдыха
Слайд 122. Принцип системного чередования нагрузок и отдыха рациональная
повторность занятий, рациональное чередование нагрузок и отдыха,
повторность и вариативность заданий и нагрузок
Слайд 133. Принцип постепенного наращивания развивающе-тренирующих воздействий необходимость неуклонного
повышения требований к занимающимся, постоянное обновление и
усложнение используемых методов, условий занятий, величины нагрузки
Слайд 144. Принцип адаптированного сбалансирования динамики нагрузок1) суммарная нагрузка не должна
вызывать негативных отклонений в состоянии здоровья 2) по мере
адаптации к применяемой нагрузке, необходимо очередное увеличение параметров суммарной нагрузки3) использование суммарных нагрузок предполагает на отдельных этапах или временное снижение, или стабилизацию, или временное увеличение.
Слайд 154. Принцип адаптированного сбалансирования динамики нагрузок
величина физической нагрузки
количество занятий ступенчато восходящая волнообразно восходящая линейно восходящая
Слайд 165. Принцип циклического построения занятий процесс физического воспитания
– это замкнутый круговорот определенных занятий, этапов, образующих циклы
микроциклы, мезоциклы, макроциклы
Слайд 176. Принцип возрастной адекватности направлений физического воспитания ранний
средний школьный возраст старший школьный возраст юношество и первый зрелый возраст второй зрелый возраст пожилой возраст старший возраст
Методы данного направления воспитания
Методы физического воспитания — это способы применения физических упражнений.
Выделяют специфические и общепедагогические.
Специфические
Одним из важных характеристик в процессе физического воспитания является строгая последовательность действий, т.е. каждое упражнение выполняется в конкретном порядке и с определенной нагрузкой.
Они позволяют точно дозировать нагрузку и интервалы отдыха между движениями, избирательно тренировать конкретные физические качества.
Специфические методы, в свою очередь, делятся на:
- метод строго регламентированного упражнения;
- игровой;
- соревновательный.
Методы строго регламентированного характера подразделяются еще на подгруппы:
- Обучение двигательным действиям.
- Воспитание физических качеств.
К подгруппе обучение двигательным действиям относятся:
- Целостный метод позволяет разучивать несложные движения, такие, как: бег, прыжки, плавание.
- Расчлененно-конструктивный метод предусматривает разделение сложного упражнения на несколько простых частей, с последующим их разучиванием и соединением в одно целое.
- Метод сопряженного воздействия в основном применяется для усовершенствования разученных ранее движений.
В подгруппу воспитание физических качеств входят:
- Упражнения со стандартными нагрузками, направленные на закрепление разученных движений. Оно может быть как непрерывным, так и прерывистым или интервальным. В первом случае интенсивность движений не меняется (равномерный длительный бег, плавание), во втором — упражнение многократно повторяется. При этом могут изменяться и интервалы отдыха.
- Применение переменных упражнений используется в целях достижения адаптационных изменений в организме. В этом случае тренировки могут быть с прогрессирующей, варьирующей и убывающей нагрузкой.
Основными разновидностями переменных упражнений являются следующие:
- Метод переменно-непрерывного упражнения (характеризуется мышечной деятельностью с изменением интенсивности).
- Для переменно-интервального упражнения характерно наличие разных интервалов отдыха и нагрузки.
Также существует круговой метод, при котором упражнения повторяются в определенной последовательности и воздействуют на различные мышечные группы.
Сущность игрового метода заключается в том, что весь процесс физического воспитания протекает в игровой форме, в котором есть свои правила и условия. Игровой метод обеспечивает комплексное развитие физических качеств, способствует формированию у ребенка самостоятельности, инициативности, творческих качеств. Соблюдение правил и условий игры дает возможность сформировать нравственные качества. В игровой форме ребенок получает эмоциональное удовольствие, что также положительно сказывается на развитии ребенка.
Главный признак соревновательного метода — повышение подготовленности занимающихся с помощью соперничества. Обязательным условием является подготовленность участников в тех упражнениях, в которых они должны соревноваться. Такой метод позволяет оценивать качество владения двигательными действиями, обеспечивает максимально допустимую нагрузку, содействует воспитанию волевых качеств.
Общепедагогические
Общепедагогические методы подразделяются на:
- Словесные: педагог реализует физическое воспитание с помощью «слов». Он ставит задачи, контролирует их выполнение, оценивает результаты освоенного материала, оказывает воспитательное влияние на детей. В зависимости от применения словесных команд, можно оценить профессионализм педагога (дидактический рассказ, описание, объяснение, беседа, лекция, разбор, комментарии и замечания).
- Наглядные: способствуют зрительному, слуховому и двигательному восприятию.
К наглядным методам относятся:
- Метод непосредственной наглядности (показ упражнений педагогом или по его поручению одним из детей).
- Опосредованной наглядности (демонстрация учебных видеофильмов, картин, схем).
- Методы направленного прочувствования двигательного действия.
- Метод срочной информации. Такие методы используются с применением технических устройств, которые показывают значение пульса, скорости, времени, длину дистанции, расход калорий и т.д.