Методы физического воспитания

Принципы, регламентирующие деятельность по адаптивному физическому воспитанию

Иерархия и значение принципов физического воспитания

Принципы – наиболее важные положения, которые отражают закономерности воспитания в виде определенных правил и упорядочивают требования к физическому воспитанию.

Направляют деятельность воспитателя и воспитуемых к намеченной цели.

Принципы должны согласовываться с объективными закономерностями воспитания. Практическое значение принципов:

  • 1) позволяют четко идти к намеченной цели,
  • 2) исключают путь проб и ошибок,
  • 3) раскрывают логику решения задач и главные правила их реализации.

К числу принципов, отражающих идейные основы системы воспитания и образования, необходимо отнести общие социальные принципы воспитательной стратегии общества.

Они предусматривают использование социальных факторов (культуры, воспитания, образования) для всестороннего гармонического развития человека и органическую связь воспитания с практической жизнью общества.

Социальные принципы гарантируют:

  • 1. Единство всех сторон воспитания в процессе физического воспитания (умственного, эстетического, физического, трудового).
  • 2. Обеспечивают наибольший оздоровительный эффект, укрепления здоровья и поддержание хорошей общей работоспособности.
  • 3. Отражают основную функцию физического воспитания. Подготовка человека к трудовой и военной деятельности.

В системе образования имеют место общепедагогические принципы, отражающие основные закономерности обучения.

Они преломляются в физическом воспитании в виде общеметодических принципов и содержат в себе ряд универсальных правил методики.

В практике физического воспитания имеют место специфические принципы, которые отражают ряд специфических закономерностей физического воспитания и правила системного построения физического воспитания.

Общеметодические принципы физического воспитания

Общеметодические принципы – это отправные положения, определяющие общую методику процесса физического воспитания.

Воздействие физических упражнений может быть успешным в том случае, когда методика применения физических упражнений согласуется с закономерностями этих воздействий.

Принцип сознательности и активности

Назначения принципа сознательности и активности:

Сформировать у занимающихся глубоко осмысленное отношение, устойчивый интерес и потребности к физкультурно-спортивной деятельности.

Побуждать к оптимальной активности.

Сознательность — это способность человека правильно разбираться в объективных закономерностях, понимать их и в соответствии с ними осуществлять свою деятельность.

Основой сознательности является предвидение результатов своей деятельности и постановка реальных задач. Сознательность придает обучению воспитывающий характер и способствует формированию высоких морально-психологических качеств личности.

Если у занимающихся сознательное отношение к занятиям, то у них будут созданы достаточно сильные и устойчивые стимулы, побуждающие их годами уделять время для занятий и мобилизовать для них свою энергию.

От преподавателя физического воспитания зависит создание веских мотивов и высоких целей, стимулирующих устойчивый и здоровый интерес к занятиям.

Первоначальные мотивы, побуждающие заниматься физическими упражнениями, иногда случайны и малосущественные, например подражание, выделиться внешними формами.

Специалист по физическому воспитанию:

  • 1. Должен доходчиво раскрыть смысл приобщения к физической культуре, ее роль и значение в полноценном развитии личности, формировать на этой основе осмысленные целевые установки и стремление реализовать их не смотря на трудности.
  • 2. Обеспечить осмысленное отношение к каждой выдвигаемой задаче
  • 3. Стимулировать вдумчивый анализ, самоконтроль и само-корректировку при выполнении физических упражнений.

Активность – степень его включения в работу.

Для активного включения ученика в процесс физического воспитания педагог должен:

  • 1. Вооружить занимающихся систематическими знаниями.
  • 2. Учить анализировать технику и эффект упражнения.
  • 3. Воспитывать аналитические способности.
  • 4. Ставить задачи по самоконтролю.
  • 5. Содействовать развитию самостоятельности и инициативности.
  • 6. Содействовать развитию творческих начал в поведении воспитанников.
  • 7. Нужно поощрять попытки занимающихся самостоятельно решать двигательные задачи.

Методика воспитания физических качеств

С целью воспитания личности используются комбинации методов в зависимости от качеств, которые необходимо воспитать:

  1. Мышечная сила – развитие мышц разных групп, для чего активно применяются методы:
  • максимальных усилий – для прироста мышечной силы выполняется 5-6 серий упражнений с 2-3 повторениями на умеренной скорости, перерыв 4-8 минут;
  • повторных усилий – для роста мышечной массы выполняется 3-6 серий упражнений с 5-12 повторениями до отказа, перерыв в пределах 2-4 минут;
  • динамических усилий – для развития силовых и скоростных качеств выполняется 3-6 серий упражнений с 17-25 повторениями на максимальной скорости, перерыв 2-4 минуты;
  • ударный – перед началом выполнения упражнения производится ударное растягивание активных мышц;
  • статический;
  • электростимуляции.

Достижения положительного результата возможно только в условиях максимального силового напряжения и выполнение силовых упражнений с внешним сопротивлением или отягощенных весом своего же тела.

  1. Скоростные качества:
    • частота движений – выполнение упражнения на стабильной скорости с применением повторного, повторно-прогрессирующего и переменного методов;
    • быстрота движений – игровой и соревновательный методы, благодаря которым создается среда с возрастающим эмоциональным возбуждением, в которой и улучшаются скоростные возможности;
    • быстрота двигательной реакции – многократное повторение определённой реакции по одинаково поданному сигналу, которое может осуществляться в облегченных условиях с различением временных интервалов.
  2. Выносливость – продолжительное выполнение работы на фоне интенсивного нервного возбуждения. Для развития выносливости используются методы непрерывного (велосипед, плавание, бег и др.) и интервального упражнения.
  3. Ловкость – скорость появления и развития навыка зависит от двигательной памяти и подвижности нервных процессов. Развитие ловкости происходит посредством повторного, игрового или соревновательного методов в форме практического овладения техниками, повышения точности выполнения сложных элементов.

Внимание!
Максимальная эффективность наблюдается только при периодичной смене упражнений и введении в комплекс новинок.

  1. Гибкость – в основу воспитания закладывается серийное выполнение упражнений с увеличением их амплитуды (только постепенно). Разминка перед выполнением действия и расслабление мышц в периоды отдыха являются обязательным элементом.

Общепедагогические методы физического воспитания

В зависимости от утвержденной программы и поставленных дидактических целей, в комплексе с специфическими могут быть применены некоторые нетрадиционные методы физического воспитания (общепедагогические), выбор которых зависит от возраста детей, уровня их физической подготовки, наполненности материально-технической базы, а также уровня подготовки педагога.

Методы словесного воздействия

Словесное воздействие для донесения необходимой информации до учеников является ещё одним способом достижения поставленных целей. С его помощью педагог сообщает знания, проводит оценку результатов усвоения материалов, влияя на детей в воспитательных целях.

На практике во время физического воспитания используются следующие разновидности словесных методов:

  • Дидактический рассказ – во время изложения материала используется повествование для обеспечения обширного представления о конкретном действии или же целостной двигательной активности. Занятия физкультурой в этом случае отличаются своей эмоциональностью и повышенным интересом детей, поскольку в рассказе преподавателя есть сюжетная линия, от нее зависит набор действий, которые необходимо выполнить. Чаще всего рассказ используется для воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста. По мере взросления детей элементы рассказа сменяются описаниями или лекциями в процессе объяснения учебного материала.
  • Описание – создание представления определенного действия путем подбора правильных слов, раскрывающих свойства, признаки, размеры предметов, а также их место в пространстве и формы. К ученикам доносится информация о том, что и как надо делать, но причина данных действий не указывается. Чаще всего описание необходимо при разучивании движений, к которым дети уже готовы физически.
  • Объяснение – логическое и последовательное изложение информации относительно сложных вопросов. Во время занятий физкультурой используется для объяснения того, какое упражнение они должны выполнять вместе с тем, как это правильно делать. Характерным отличием объяснения является спортивная терминология, поэтому занимающимся легко понять и выполнить поставленные задачи.
  • Беседа – двусторонний диалог между учеником и педагогом.
  • Разбор – разновидность беседы, проводится между педагогом и учениками после завершения выполнения определенного задания для оценки результата, анализа допущенных ошибок (если такие были) и определения способов совершенствования действия.
  • Лекция – систематическое углубленное разъяснение темы с соблюдением определенной последовательности.
  • Инструктирование – полное и конкретизированное освещение задания, которое ученикам предстоит выполнять.
  • Комментарии и замечания – в процессе или сразу же после завершения упражнения педагогом дается оценка качества с указанием ошибок.
  • Распоряжения, команды и указания – используются для координации действий всего коллектива во время занятия.

Читайте еще: Формирование личности в процессе физического воспитания

Методы наглядного воздействия или обеспечения наглядности

В данную группу входят методы:

  • Непосредственной наглядности – в качестве примера для всего коллектива упражнение показывает преподаватель или один из учеников, ведь таким образом, занимающиеся могу быстро ознакомиться с правильной техникой выполнения. Чаще всего комбинируется со словесными методами для донесения сути и исключения автоматического подражания и повторения.
  • Опосредованной наглядности – во время уроков используются схемы, рисунки, учебные видеофильмы и др. для достижения максимального восприятия учениками поданного материала.
  • Направленного прочувствования двигательного действия – включают в себя целенаправленную помощь педагога, замедления темпа выполнения действия, а также применение специальных тренажеров.
  • Срочной информации – используются для получения преподавателем информации с технических устройств (например, электромишень) по ходу выполнения упражнения или после его завершения для внесения изменений или же сохранения параметров (амплитуда, темп и др.).

Свежие записи

  • Особенности психологии как науки и ее задачи
  • Общее понятие об интеллекте
  • Общая характеристика мотивационной сферы человека
  • Диагностика избирательности внимания
  • Конфликты как борьба животных за жизненные ресурсы
  • Предмет и метод педагогической конфликтологии
  • Социальная экология – наука и учебный предмет в профессиональной подготовке специалистов социальной работы
  • Анализ конкретных случаев терапии
  • Развитие отечественной психологии в 19 в
  • Основные принципы и методы управленческой психологии 2
  • Совладание с трудными жизненными ситуациями
  • Методические указания для проведения практических занятий по разделам 1–3 дисциплины «Психология»
  • по курсу «Психология» 2
  • Психиатрия — Билеты с ответами
  • Психология профессионализма. 2011/12

1.1 Гигиенические факторы

К гигиеническим факторам, содействующим 
укреплению здоровья и повышающим эффект
воздействия физических упражнений
на организм человека, стимулирующим 
развитие адаптивных свойств организма,
относятся личная и общественная
гигиена (чистота тела, чистота мест
занятий, воздуха и т.д.), соблюдение
общего режима дня, режима двигательной
активности, режима питания и сна.

Несоблюдение гигиенических требований
снижает положительный эффект занятий 
физическими упражнениями.

Цель гигиены физического воспитания
и спорта состоит в профилактике
различных заболеваний, связанных 
с воздействием факторов физической
культуры и спорта у лиц, занимающихся
физическими упражнениями, повышении 
оздоровительной эффективности 
занятий физическими упражнениями
на основе создания оптимальных условий,
организации и содержания занятий 
физической культурой и спортом.

Предметом гигиены физического 
воспитания и спорта как науки 
является изучение процесса взаимодействия
организма человека с различными
факторами физической культуры и 
спорта.

Основная задача гигиены физического 
воспитания
и спорта состоит в 
разработке мероприятий для предупреждения
возможного неблагоприятного влияния 
различных факторов физической культуры
и спорта, улучшения состояния 
здоровья, физического развития, повышения 
общей и спортивной работоспособности 
лиц, занимающихся физической культурой 
и спортом.

К основным гигиеническим средствам,
применяемым для этого, относятся:

  • оптимизация условий, режимов
    и содержания, форм и средств, применяемых
    в процессе занятий физическими упражнениями;
  • рациональное питание;
  • оптимизация физических нагрузок
    в процессе занятий физическими упражнениями;
  • закаливание.

Методы физического воспитания, используемые в школьной легкой атлетике

Конкретные методы преподавания физической культуры непосредственно отражают специфику выполнения физических упражнений, и их применение осуществляется в двух направлениях: Обучение двигательным навыкам (технике выполнения упражнений) и формирование физических качеств и способностей. К специфическим методам физического воспитания относятся метод строго регламентированных упражнений, а также методы игр и соревнований.

Метод строго регламентированных упражнений характеризуется тем, что упражнения выполняются по строго предписанной программе. Это означает, что при использовании данного метода необходимо предварительно регламентировать основные требования к выполнению упражнений: Длина растяжки, количество повторений, периоды отдыха, скорость и т.д. Метод строго регламентированных упражнений является наиболее важным, так как позволяет эффективно обучать технике упражнений, тренировать различные физические качества и способности, дозировать нагрузки и отдых, тренировать все группы людей всех возрастов и уровней, проводить массовую тренировку и т.д.

В процессе обучения двигательным навыкам и умениям (методика легкой атлетики) существует три различных метода: целостно-конструктивный (целостный), раздельно-конструктивный (фрагментарный) и сопряженный.

Холистический метод — это освоение упражнения в его целостной структуре. Весь метод используется для освоения относительно доступных упражнений, техника которых не может быть выполнена по частям: Прыжок в длину с пола, бросок мяча с пола и т.д. Этот метод является приоритетным в работе с детьми младшего школьного возраста, так как в силу особенностей развития центральной нервной системы они более эффективно овладевают целостными двигательными действиями.

Фрагментарный метод представляет собой освоение упражнений по частям и применяется к упражнениям, которые, в принципе, можно разбить на части. В отличие от других направлений подготовки, некоторые упражнения в легкой атлетике, особенно те, которые включают в свою структуру разбег, осваиваются по частям. Упражнение разделено на этапы, каждый из которых должен прийти к логическому завершению. Прыжок в длину, например, делится на фазу разбега, фазу отталкивания и фазу приземления. В этом случае студенты выполняют раздельный разбег и касание ногой перекладины для отталкивания, а из квадрата (или одного-двух шагов разбега) выполняют отталкивание с фазой полета и последующим приземлением. Этот метод используется для освоения сложных упражнений и наиболее эффективен при работе с детьми среднего и старшего школьного возраста

При обучении технике выполнения упражнений по этому методу важно отметить, что освоение демонтированных частей происходит за короткий промежуток времени. После широкого освоения отдельных частей упражнения их необходимо соединить, и дальнейшее освоение техники упражнения должно осуществляться в целом

Сопряженный метод характеризуется таким выполнением упражнения, при котором происходит совершенствование его техники и специфическая тренировка физических качеств и навыков, или функциональная подготовка, обеспечивающая выполнение именно этого упражнения. Как правило, в легкой атлетике используются отягощения, внешние нагрузки (мячи, гири), естественные климатические условия и природный рельеф (бег в гору, бег по пересеченной местности) и так далее.

На странице курсовые работы по педагогике вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Педагогика».

Здесь темы рефератов по педагогике

Читайте дополнительные лекции:

  1. Общеметодические аспекты обучения в специальных образовательных учреждениях
  2. Воспитание у детей вежливости в игровой деятельности
  3. Системный подход в педагогике
  4. Основные требования к подготовке педагога
  5. Методы образовательных технологий
  6. Педагогическое проектирование
  7. Теория и практика предпринимательской деятельности в средней школе на уроках и внеклассной работе по технологии
  8. Сущность и значение ценностей в процессе воспитания
  9. Множественный дефект в педагогике
  10. Портфолио как инструмент оценивания достижений старших дошкольников в социально-коммуникативной области

Методы воспитания физических качеств.

Методы распределяются по группам:

· методы в режиме непрерывной нагрузки;

· методы в режиме интервальной нагрузки;

· методы комбинированного типа.

В группу методов в режиме непрерывной нагрузки входят:

равномерный метод тренировки – скорость выполнения упражнения равномерная, время выполнения от нескольких минут до нескольких часов. Непрерывная работа выполняется в аэробных условиях, в основном метод используется для воспитания выносливости;

метод темповой тренировки – компоненты те же, что и в равномерном методе, но увеличивается скорость воспитания выносливости;

переменный метод – скорость переменная, время выполнения от нескольких минут до часа. Работа выполняется в аэробных условиях. Разновидностью переменного метода является «фартлек» — игра скоростей. Это бег в течении длительного времени с разной скоростью.

В группу методов в режиме интервальной нагрузки входят:

· повторный метод – скорость выполнения упражнения максимальная, время выполнения 10-20 секунд, время отдыха – до полного восстановления, характер отдыха – активный, направлен на развитие быстроты;

· метод прогрессирующего упражнения – последовательное выполнение упражнения с увеличением нагрузки после каждого подхода с полными интервалами отдыха между ними (например, последовательное поднимание штанги с увеличением ее веса после каждого подхода);

2 стр., 676 слов

Под сиюминутно возникающими и часто сменяющими друг друга мотивационными …

… сиюминутно возникающими и часто сменяющими друг друга мотивационными состояниями, отвечающими изменяющимся условиям выполнения действия, в психологии понимают а) мотивы и потребности б) эмоционально-волевые процессы в) цели …

· вариативный метод – многократное повторение упражнения при волнообразном изменении нагрузки (например, поднимание штанги, вес которой изменяется 60кг — 70кг — 80кг — 70кг — 80кг — 90кг — 50кг), а интервалы отдыха колеблются от 3 до 5 минут

В группу методов комбинированного типа входят:

· метод повторно-переменного упражнения – представляет собой непрерывное и многократное повторение комбинации двух различных нагрузок, например, 200 метров быстрого и 100 метров спокойного бега;

· метод повторно-прогрессирующего упражнения – повторное выполнение упражнения с увеличением нагрузки перед каждым подходом, например, повторное поднимание штанги одного веса при каждом подходе, но с увеличением ее веса перед каждым следующим подходом (6х70кг + 4х 75кг + 3х80кг);

· метод повторного упражнения с убывающими интервалами отдыха, например, повторное пробеганные отрезка 200 метров с одинаковой скоростью, но с сокращением интервала отдыха после каждого пробега.

Лечебная физкультура

1.Определение ЛФК

Лечебная физкультура – доступный и эффективный способ восстановить и укрепить здоровье. Подходящие методы ЛФК найдутся для каждого пациента.

ЛФК (лечебная физическая культура) – это метод лечения, профилактики и реабилитации заболеваний, который заключается в применении специально подобранных физических упражнений и постановке правильного дыхания.

В основе ЛФК лежит использование одной из главных биологических функций организма – движения, как основного стимулятора роста, развития и формирования организма.

Движение – это жизнь», — гласит известное изречение Вольтера. Но многие люди по состоянию здоровья ограничены в выполнении физических упражнений на спортивном уровне. Методы ЛФК позволяют решить эту проблему, учитывая индивидуальные особенности человека.

Что такое физическое воспитание?

Что представляет собой физическое воспитание, каковы основные понятия этого направления, каким образом они связаны между собой?

Физическое воспитание – это комплекс занятий и тренировок, направленный на обучение различным двигательным упражнениям, овладение основными понятиями, воспитание физических качеств, выработка осознанного желания приобщения к занятиям физкультурой.

Физическое воспитание представляет собой исторически сложившуюся разновидность общественной практики, в которую входят организационные, нормативные, методические и мировоззренческие базы, делающие форму людей более совершенной.

К средствам физического воспитания относятся: физическое развитие, формирование и совершенство, физкультура, физподготовка.

Физическое развитие включает в себя комплекс изменений в человеческом организме, происходящих под влиянием уровня двигательной активности, окружающей среды и наследственного фактора.

Физическое формирование состоит в воздействии на человека окружающей среды, изменяющем его телесную форму. Оно может быть целенаправленным либо стихийным.

Физкультурная работа – вид активной деятельности человека по отношению к себе и окружающим, направленная на совершенствование своей формы. Физкультура – разновидность материальной культуры, предусматривающая формирование физического совершенства людей.

Физическое образование – это процесс овладения базовыми движениями и улучшения состояния организма. Физическое совершенство – это общепринятый, исторически сложившийся эталон подготовленности и развития человека.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий