Когда ребенок начинает понимать, что ему говорят

Причины задержки развития речи

Родители ни в коем случае не должны переживать, если ребёнок молчит долгое время, не стоит сравнивать его с другими детьми.

Специалисты же выявили следующие причины возможных нарушений:

  • Проблемы с психикой, слухом, длительное кислородное голодание в утробе матери. Следует тщательно следить за здоровьем малыша, ведь своевременная медицинская помощь поможет разрешить все быстро, без каких-либо осложнений.
  • Стресс. Если в семье много ссор и конфликтов, ребёнок может просто закрыться в себе. Никто не сможет привить ему желания разговаривать в таком обществе. Поэтому родителям нужно следить также и за эмоциональным состоянием ребёнка.
  • Недостаток общения. Некоторые родители, не желая отдавать своё чадо в детский сад, совершают большую ошибку. Ведь для полноценного развития ребёнок должен постоянно находиться в обществе. Там он может наблюдать и повторять слова своих сверстников.
  • Чрезмерная родительская опека. Многие из нас готовы угадать и выполнить желание ребёнка по первому зову, что является в корне неверным, если вы ждёте от ребёнка последовательной речи. Ему просто незачем учиться говорить, поэтому в таких семьях дети произносят первые слова очень поздно.
  • Слабое развитие мелкой моторики. Приучите вашего ребёнка к каждодневному вечернему массажу и легким тренировкам пальчиков, потому как известно, что часть мозга, отвечающая за речевой аппарат, неразрывно связана с самой моторикой. Особо будут полезны рисование, лепка из глины. Заодно вы сможете с раннего детства привить любовь к искусству.
  • Смешанные семьи, говорящие на разных языках. В такой обстановке ребёнку очень трудно настроиться и уловить слова и их смысл. Ведь для этого ему нужно сначала выбрать язык, на котором он будет учиться разговаривать и различать значение предложений.

Как формируется речь ребенка от рождения до 3 лет

Речевое развитие имеет определенные закономерности. При рождении ребенок не владеет речью, он может общаться с окружающим миром только с использованием плача, криков, отдельных звуков. Постепенно, следуя заложенной на уровне генов программе речевого развития, малыш начинает произносить свои первые слоги. Чуть позже появляются слова, постепенно ребенок начинает общаться все более активно.

При этом особенности развития речи у каждого ребенка строго индивидуальны. Не бывает двух одинаковых детей, границы нормы относительны, они составлены на основе обследования большого количества детей. Если проблемы с речью действительно есть, их определяют не бабушка-соседка или другие мамочки на детской площадке — этим должны заниматься педиатр, детский невролог и логопед.

Важно!

Не стоит сравнивать развитие речи у своего малыша с детьми друзей, родственников или сверстниками на детской площадке. Даже у родных братьев и сестер речевое развитие может идти по совершенно разным сценариям. Малыш может как немного опережать усредненные нормы, так и слегка отставать от них.

Для предварительной, примерной оценки можно ориентироваться на нормы, которые предложены отечественными специалистами, расскажем о них подробнее.

Речь до года

В течение первых месяцев жизни ребенок внимательно слушает голоса своих родителей, близких и всех, кто его окружает. Он хорошо различает разные голоса и узнает по голосу людей, которые с ним часто общаются, поворачивает головку в сторону звуков. Постепенно ребенок осваивает произношение звуков. Сначала он начинает произносить гласные звуки. Постепенно, ближе к третьему-четвертому месяцу, появляются согласные звуки.

В период от шести месяцев до года малыш начинает активно подражать «взрослым» звукам. Появляется лепетная речь — это произношение цепочек из одинаковых слогов — «ма», «дя», «па», «ня». К возрасту девяти-десяти месяцев дети отзываются на собственное имя, даже если оно изменяется на уменьшительно-ласкательное.

К возрасту одного года малыш может произносить от 3–5 до 20 коротких облегченных слов. Это могут быть «дай», «на», «мама», «моя» и т.д. Помимо этого, ребенок в годовалом возрасте уже хорошо понимает словесные просьбы («Покажи собачку», «Дай ручку»), может положительно или отрицательно отвечать на вопросы.

Развитие речи от года до двухлетнего возраста

После года малыш начинает активно повторять те слова, которые он часто слышит в речи взрослых и других детей, постепенно начинает использовать прилагательные

В своей речи ребенок пользуется жестами и звуками, чтобы привлечь к себе внимание. Он может пропускать либо заменять сложные звуковые сочетания в словах: например, вместо «большой» говорить «башой»3.

Малыш много двигается, перемещается самостоятельно, ходит и бегает, прыгает, поэтому активно копит знания об окружающем его мире. Его словарный запас в это время резко расширяется. Если до полутора лет он использует примерно 30–50 слов, то к концу второго года жизни в его арсенале может быть уже до 400 слов.

К полутора годам у девочек и ближе к двум годам у мальчиков формируется фразовая речь. Прежде всего дети используют ее для того, чтобы задавать вопросы («Что это?») и выражать свои потребности («Хочу кушать»).

В возрасте от двух до трех лет

В этот период жизни ребенок говорит простыми предложениями, которые включают в себя обычно 2–3 слова. Детская речь становится все более понятной для взрослых людей, в ней постепенно появляются предлоги, местоимения. Расширение словарного запаса происходит очень быстро — накапливается около 100 новых слов в месяц. В возрасте двух с половиной лет дети могут задавать массу вопросов: «Кто?», «Почему?», «Куда?», «Зачем?» и т.п.

Речь в три года

В трехлетнем возрасте дети уже могут активно общаться со взрослыми и со своими сверстниками, употребляя в речи простые предложения. Они могут легко объяснить, что им нужно. В разговоре активно используются практически все части речи, включая обобщающие понятия — игрушки, вещи, животные.

Ребенок пока еще может нечетко произносить некоторые звуки, зато активно слушает и запоминает стихи, сказки, пытается воспроизвести их по памяти. Расширение словарного запаса происходит ежедневно, в речи появляются союзы.

С какого возраста ребенок начинает понимать слова родителей

Согласно исследованиям, дети начинают понимать слова родителей примерно в возрасте 6-12 месяцев. В этот период они начинают осознавать значимость звуков и их связь с определенными предметами и действиями.

На начальном этапе развития познавательных способностей ребенка, основной канал коммуникации с окружающим миром является слух. Родители играют важную роль в этом процессе, используя простые и повторяющиеся слова для обозначения предметов и действий. Например, они могут называть игрушки, еду или основные действия, которые ребенок видит или исполняет, такие как «ку-ку», «мяу-мяу» или «папа».

Постепенно, с возрастом, ребенок начинает узнавать и запоминать все больше слов и фраз. В возрасте 12-18 месяцев, если родители говорят с ребенком активно и используют обширный словарный запас, ребенок может понимать и повторять простые предложения. Например, когда родители говорят «дай мне шарик», и ребенок передает шарик.

Однако, важно отметить, что каждый ребенок индивидуален и может развиваться в своем темпе. Некоторые дети могут начать понимать слова раньше, а некоторые позже

Обеспечение поддержки, стимуляции и общения с ребенком позволит ему быстрее осваивать язык и понимать речь окружающих.

ВозрастРазвитие понимания речи
6-12 месяцевНачало осознавания значимости звуков и связи с предметами
12-18 месяцевПонимание и повторение простых предложений
18-24 месяцаУвеличение словарного запаса и понимание более сложных инструкций

Итак, ребенок начинает понимать слова родителей уже в раннем возрасте, и этот процесс продолжается и развивается по мере его роста и общения с окружающими людьми. Родители могут помочь ребенку в этом развитии, используя простые и повторяющиеся слова, общаясь с ним и стимулируя его интерес к речи.

Почему современные дети поздно начинают говорить?

Логопеды, психологи и педиатры всего мира бьют тревогу – современные дети начинают поздно говорить.

Специалисты это объясняют следующими причинами:

  • Изменением экологии; стал более загрязненным воздух.
  • Родители, воспитывая детей, подвергаются эмоциональным и психологическим стрессам, что сразу же передаётся малышам.
  • Участились случаи кесарева сечения. Рожденный таким способом младенец отличается от других. Отклонения не критичны и поддаются коррекции, требуют постоянного внимания и усилий.
  • Замена живого общения гаджетами. В этом возрасте у крохи нет надобности разговаривать, весь его мир составляет виртуальная реальность.

Самое распространенное заблуждение родителей — уверенность, что проблема исчезнет сама собой, и ребенок к школе заговорит.
 
Рассуждая так, они упускают возможность вовремя помочь малышу.

Уделяйте время своим детям, переживайте с ними радости, победы и поражения, и вам будут отвечать тем же.

Полезное видео

Как помочь ребенку, чтобы он начал говорить?

Важно понять одно простое правило: речь порождает речь. Иными словами, чтобы ребенок начал говорить первое слово, а затем и последующие, с ним нужно разговаривать

Все млекопитающие на земле учатся через подражание, с речью то же самое: ребенок пытается повторить то, что делают родители. Так дети и начинают говорить слова. Поэтому чем больше речи от окружающих взрослых будет слышать малыш, тем быстрее и лучше он начнет говорить.

Разговаривать с малышом нужно задолго до того, когда ребенок должен начать говорить. Делать это нужно адресно, т.е. обращаться именно к нему. Даже трехмесячному ребенку нужно рассказывать о том, что мама делает, что его окружает. Слова и звуки накапливаются, появляется их понимание, а уже затем они воспроизводятся.

Всегда реагируйте на любые звуки и лепет малыша, которые он произносит, подражайте им: таким образом ребенку становится понятно, что его слушают, с ним находятся в коммуникации. Ведь почему дети начинают говорить? Потому что понимают: слова — новый уровень коммуникации, гораздо более удобный, чем плач и жесты.

Говорите с ребенком медленно, четко, не укорачивайте и не упрощайте слова. Окрашивайте свою речь эмоциями, дополняйте ее жестами — так ребенку будет легче сначала понять, а затем уже повторить услышанное. Всегда помните: в каком возрасте ребенок начинает говорить, в немалой степени зависит от его родителей.

Постарайтесь отказаться (или максимально сократить) время, проводимое перед телевизором или с гаджетами: речь, звучащая в мультфильмах или передачах, не воспринимается маленькими мальчиками и девочками так, как нам хотелось бы

Для незрелой нервной системы такое большое количество стимулов, которое дети получают с экранов, слишком велико: внимание не концентрируется на словах, а рассредотачивается между яркой картинкой и громкими звуками

Читайте детские книжки с ребенком

Причем важен не сам текст; важно рассматривать с малышом иллюстрации, комментировать их, пояснять сюжет понятным и доступным языком без сложных предложений. Такие занятия приближают момент, когда ребенок начинает говорить «мама» и «папа», а затем и другие слова

Расширяйте круг общения. Не секрет, что когда ребенок ходит в детский сад, он быстрее начинает говорить. Это связано с тем, что рядом с ним не только мама, которая уже по взгляду понимает, что нужно ребенку, но и другие — дети и воспитатели. Поэтому приходится учиться изъясняться при помощи слов. Даже если ребенок поздно начал говорить, в детском саду он быстро сокращает отрыв от сверстников.

Со скольки дети начинают говорить, если дома разговаривают на двух языках?

Поскольку в настоящее время достаточно много межнациональных семей или семей, мигрирующих по разным странам, вопрос билингвизма стоит достаточно остро. Дети, растущие в двуязычной среде, сталкиваются с некоторым «смешиванием» языков. Если такой ребенок поздно начинает говорить, в этом нет ничего удивительного, ведь ему требуется больше времени на адаптацию и понимание, когда, как и что нужно говорить. Однако к пяти годам, как правило, мальчики и девочки из таких семей свободно владеют двумя языками сразу!

Когда стоит начать беспокоиться и обращаться к специалистам?

Воспитание детей сопряжено с ежедневным наблюдением за ними. Порой тревожные сигналы можно выявить еще до того времени, когда ребенок начинает говорить слова.

Вот так называемые «красные флаги», обнаружив которые, стоит немедленно обратиться за помощью.

6 месяцев: нет гуления, нет улыбки в ответ на контакт с ребенком;

12 месяцев: нет лепета, малыш не пытается подражать звукам и жестам взрослых, не откликается на свое имя;

18 месяцев: нет указательного жеста, ребенок не начал говорить как минимум три слова, не выполняет простейшие просьбы;

2 года: не показывает на предметы по просьбе взрослых, не выполняет команды, не говорит как минимум 25 простых коротких слов;

2,5 года: не дает ответы в виде кивков или качания головы, не произносит простые фразы из 2–3 слов (обратите внимание: ребенок еще не начал говорить структурированными предложениями, это именно фразы);

3 года: не понимает глаголы, не выполняет сложные двухэтапные команды, не говорит 200 слов, в ответ на вопрос повторяет часть вопроса (эхолалии).

Симптомы

С уверенностью поставить диагноз ЗПР можно только на пороге школы, когда возникают явные трудности при
подготовке к учебному процессу. Однако при внимательном наблюдении за ребёнком симптомы болезни
можно заметить раньше.

Среди ранних симптомов ЗПР выделяют:

  • отставание умений и способностей от сверстников: ребёнок не может совершать простейшие
    действия, характерные для его возраста (обувание, одевание, навыки личной гигиены,
    самостоятельная еда);
  • нелюдимость и излишняя замкнутость: если он сторонится других детей и не участвует в общих
    играх, это должно насторожить взрослых;
  • нерешительность;
  • агрессивность;
  • тревожность.

В период младенчества такие детки начинают позже держать головку, делать первые шаги, говорить.
При задержке психического развития у детей одинаково возможны проявления умственной отсталости и
признаки нарушения в очень важной для ребёнка эмоционально-волевой сфере. Нередко встречается их
комбинация

Бывают случаи, когда малыш с ЗПР практически не отличается от одногодок, но чаще всего
отсталость является достаточно заметной.

Окончательный диагноз ставится в результате всестороннего
обследования ребенка психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК) в составе детского психолога,
логопеда, дефектолога, педиатра, детского невролога, психиатра и др. При этом производится сбор и
изучение анамнеза, анализ условий жизни, изучение медицинской документации ребенка. В обязательном
порядке проводится беседа с ребенком, исследование интеллектуальных процессов и эмоционально-
волевых
качеств.

На основании сведений о развитии ребенка члены ПМПК выносят заключении о наличии задержки
психического развития, дают рекомендации по организации воспитания и обучения ребенка в условиях
специальных образовательных учреждений.

Как помочь ребенку начать говорить, упражнения

Чтобы помочь крохе хорошо произносить слова, надо выполнять некоторые рекомендации специалистов:

  • Постоянно разговаривайте с крохой. Делитесь своими ощущениями, эмоциями; рассказывайте, что видите и делаете, чаще его хвалите.
     
    Не самый лучший способ познания окружающего мира – замена живого общения телевизором или аудио записями, это не принесет результатов.
  • Развивайте моторику рук – она развивает область мозга, отвечающую за речь.
     
    Играйте с сыном или дочерью в игры, в которых задействованы пальчики и ладошки, разукрашивайте раскраски, занимайтесь рисованием.
     
    Задействуйте малыша в домашнем хозяйстве, совместно перебирайте крупу, нанизывайте бусинки и др. Не забывайте о массаже, полезно разминать ладошки и пяточки.
  • Проводите ежедневные занятия, выполняя развивающие упражнения: просите назвать предмет, описать картинку, продолжить стишок.
     
    Если малыш плохо произносит букву р, занимайтесь с ним артикуляцией: говорите скороговорки с этим звуком; на собственном примере, перед зеркалом, покажите, как правильно двигается язык и др.

Внимание. Не упускайте из виду задержки речи у ребенка, это может быть сигналом развития какого-либо заболевания.. Если речь малыша не соответствует нормам, немедленно обратитесь к специалистам: неврологам, логопедам, дефектологам

Если речь малыша не соответствует нормам, немедленно обратитесь к специалистам: неврологам, логопедам, дефектологам.

Не надейтесь, что он заговорит сам, без чьей-либо помощи. Чем раньше обнаружится проблема, тем быстрее крохе помогут.

Когда ребенок начинает говорить предложениями?

Каких-то определенных сроков развития правильной, связной и осмысленной речи никто не назовет.

Некоторые дети бьют рекорды, начиная говорить еще в раннем возрасте, до года,а другие долго молчат и разговаривают только в 5 лет.

Существует одна закономерность – девочки преодолевают этот рубеж развития быстрее мальчиков.

Когда ваши дети заговорят предложениями, зависит только от вас: важны усилия, приложенные для интеллектуального развития малыша; развивающие упражнения с ним.

Если ребенок поздно заговорил, не ждите, что он сразу станет произносить фразы предложениями. Нужно терпеливо ждать и заниматься с малышом.

Огромное значение в развитии речи у младенца играет его психическое и эмоциональное состояние, микроклимат в семье.

Если малыш начал разговаривать, а его чем-то сильно испугали – он может перестать говорить. Поэтому родителям рекомендуют не повышать голос, чтобы избежать стрессовых ситуаций.

Если нормально развивающийся малыш, не имеющий врожденных заболеваний, не начинает говорить в 4 года, ему необходимо помочь.
 
Для этого логопедами и детскими психологами разработаны специальные методики.

Проводя такие занятия, развивается логическое мышление, улучшается восприятие внешнего мира, что способствует быстрому развитию.

Резюме

В 4-5 месяцев восприятие малыша становится осознанным, он уже узнает родных людей, по-разному реагирует на слова и интонацию, чувствует отношение близких к своей персоне, посылает улыбки непосредственному адресату.

А значит, уже можно говорить о понимании малышом своего имени. Чтобы ребенок справился с этим заданием и в дальнейшем отзывался на него родители должны приложить максимум усилий, в игровой форме донести до восприятия крохи значение имени, звукосодержание слова, представить формы имени, по которым чадо сможет определить настроение адресата и прочее.

Открывается полный, удивительный мир, где Имя имеет свое значение, определяет характер, раскрывает темперамент и принадлежит только Вашему младенцу. Берегите Ваших детей и будьте здоровыми.

Виды ЗПР

Чаще всего в современной отечественной психологии пользуются классификацией К. С. Лебединской:

  • Конституциональная. Определяется наследственностью.
  • Соматогенная. Приобретается в результате перенесённого заболевания, которое повлияло на
    мозговые функции ребёнка: аллергия, хронические инфекции, дистрофия, дизентерия, стойкая
    астения и др.
  • Психогенная. Определяется социально-психологическим фактором: такие дети воспитываются в
    неблагоприятных условиях: однообразная среда, узкий круг общения, недостаток материнской
    любви, бедность эмоциональных отношений, обделённость.
  • Церебрально-органическая. Наблюдается в случае серьёзных, патологических отклонений в
    развитии мозга и определяется чаще всего осложнениями в период беременности (токсикоз,
    вирусные заболевания, асфиксия, алкоголизм или наркомания родителей, инфекции, родовые
    травмы и пр.).

Каждый из видов по данной классификации отличается не только причинами заболевания, но и
симптоматикой и курсом лечения.

Нарушения интеллекта у детей с задержкой психического развития носят легкий характер, однако
затрагивают все интеллектуальные процессы: восприятие, внимание, память, мышление, речь.

Восприятие у ребенка с ЗПР фрагментарно, замедленно, неточно. Отдельные анализаторы работают
полноценно, однако ребенок испытывает трудности при формировании целостных образов окружающего
мира. Лучше развито зрительное восприятие, хуже — слуховое, поэтому объяснение учебного материала
детям с задержкой психического развития должно сочетаться с наглядной опорой.

Внимание у детей с задержкой психического развития неустойчиво, кратковременно, поверхностно. Любые
посторонние стимулы отвлекают ребенка и переключают внимание

Ситуации, связанные с концентрацией, сосредоточенностью на чем-либо, вызывают затруднения. В условиях
переутомления и повышенного напряжения обнаруживаются признаки синдрома гиперактивности и
дефицита внимания.

Память у детей с задержкой психического развития характеризуется мозаичностью запоминания материала,
слабой избирательностью, преобладанием наглядно-образной памяти над вербальной, низкой мыслительной
активностью при воспроизведении информации.

Мышление у детей с задержкой психического развития сохранено наглядно-действенное. При этом нарушается
образное мышление ввиду неточности восприятия. Абстрактно-логическое
мышление невозможно без помощи взрослого. Дети с ЗПР испытывают трудности с анализом и синтезом,
сравнением, обобщением; не могут упорядочить события, построить умозаключение, сформулировать
выводы.

Речь у детей с задержкой психического развития отличается искажением артикуляции многих
звуков, нарушением слуховой дифференциации, резким ограничением словарного запаса, трудностью
произвольного контроля за грамматическим оформлением речи, затруднениями построения связного
высказывания, речевой инактивностью.

Наиболее часто ЗПР сочетается с задержкой речевого развития,
полиморфной дислалией, нарушениями письменной речи в виде дисграфии и диспексии. Личностная сфера характеризуется эмоциональной лабильностью, легкой сменой
настроения, внушаемостью, безынициативностью, безволием, незрелостью личности в целом. Могут
отмечаться аффективные реакции, агрессивность, конфликтность, повышенная тревожность.

Дети часто замкнуты, предпочитают играть в одиночку, не стремятся
контактировать со сверстниками. Игровая деятельность отличается однообразием и
стереотипностью, отсутствием развернутого сюжета, бедностью фантазии, несоблюдением игровых правил.
Особенности моторики включают двигательную неловкость, недостаточную координацию, часто
— гиперкинезы и тики.

Особенностью задержки психического развития является то, что компенсация и обратимость нарушений
возможны только в условиях специального обучения и воспитания. Задержка психоречевого развития (ЗПРР)
у детей опасна тем, что диагноз может быть поставлен поздно

Врачи утверждают: ЗПРР важно начинать
лечить уже в 2-3 года

Как помочь крохе быстрее заговорить

При должной поддержке каждый человек способен на многое в своей жизни. Хорошей, грамотно поставленной речи необходимо будет учиться, но непоколебимый позитив и вера поможет вашему малышу быстрее справиться со всеми трудностями!

Упражнения

Итак, вы можете:

  • Уделять время чтению. Достаньте с полки книгу с коротким сюжетом и яркими иллюстрациями и проведите вечер в компании своего ребёнка! Не бойтесь повторять один и тот же текст несколько раз, ведь именно такой подход позволит словам и выражениям прочно закрепиться в памяти.
  • Включить песни и весёлую музыку. Чтобы улучшить слух и восприятия слов ребёнку нужно почаще слышать музыку в доме. Старайтесь больше включать активных и мелодичных композиций, параллельно развивая слухо-моторную координацию.
  • Активно комментировать свои действия. Найдите золотую середину, чтобы успеть послушать малыша, а также рассказать ему о повседневных делах. Говорите ему обо всем, от важных событий вплоть до приготовления ужина.
  • Использовать простые и короткие фразы. Дети учатся у взрослых, старательно копируя их действия. Когда вы активно жестикулируете, то учите ребёнка лучше понимать смысл слов. Но не забывайте также, что малышу ещё будет трудно вникать в длинные фразы, поэтому первое время лучше ограничиться чем-то простым, к примеру, «принеси игрушку», «садись за стол» и так далее.

Этапы формирования речевого понимания

Ребенок начинает формировать речевое понимание на раннем этапе своего развития. Этот процесс проходит несколько этапов.

1. Реагирование на интонацию

С самого рождения ребенок начинает воспринимать интонацию речи. Он различает международное особенности речи родителей и реагирует на них соответствующими откликами.

2. Различение звуков и слов

Постепенно ребенок начинает различать звуки речи и осознавать, что они образуют слова. Он может понимать и отвечать на простые команды и вопросы, используя отдельные слова.

3. Расширение словарного запаса

На этом этапе ребенок начинает активно учить новые слова и их значения. Он начинает осознавать, что каждое слово имеет свой смысл и используется в определенном контексте.

4. Понимание грамматических правил

Со временем ребенок начинает осознавать грамматические правила, такие как склонение и спряжение. Он начинает улавливать различия в форме слов и синтаксисе предложений, что помогает ему понимать более сложные высказывания.

5. Понимание сложных концепций и абстракций

По мере развития ребенка его способность к пониманию становится все более сложной. Он начинает понимать абстрактные понятия, такие как любовь или справедливость, и способен задавать более сложные вопросы.

Реакция детей на свое имя

Помимо ласкательных форм обращения с малышу родители должны четко понимать, что чем раньше они преподнесут для малыша его имя, тем скорее он начнет его проговаривать, а следовательно – реагировать на него.

Родители отмечают, что дети сначала улавливают интонацию, а уже после понимают, о чем идет речь. Произносить имя малыша нужно в разных ситуациях, с разной мимикой и жестами, громко и шепотом.

Делать это можно с сопровождением, например, шуршанием бумаги. Продолжать такие занятия нужно, пока малыш не станет откликаться на свое имя в 80% случаев

Особенно такие занятия полезны, когда ребенок играет с другими детками, завлеченный, дабы научить его переключать внимание с игры на слова

Внимание: дети даже без задержки речи не всегда откликаются на свое имя, а потому не нужно стремиться к совершенству, озадачивая малыша и себя ненужными волнениями. Нужно постепенно работать над этим навыком, как в изолированной, так и структурированной среде

Лечение

Лечение ЗПРР – сложный процесс, требующий комплексного подхода. Однако, при слаженных действиях врачебного персонала и родителей возможно полное исправление нарушений. Рассмотрим существующие подходы более детально.

Медикаменты

Одной из важнейших составляющих борьбы с ЗПРР у детей является медикаментозное лечение. Не отказывайтесь от назначенных врачами лекарственных средств, но и не пытайтесь экспериментировать с ними самостоятельно.

Могут быть назначены:

  • Магне B6 или другие магнийсодержащие лекарства
  • Когитум
  • Мексидол
  • Винпоцетин
  • Церебролизин
  • Глицин
  • Фенибут

Данный перечень не является полным. Возможно применение средств с аналогичными действующими веществами или схожим воздействием. Выбор зависит от персональных показаний вашего малыша.

Коррекция

Коррекционная работа производится как дома с мамой, так и с профессионалами. Выбор доктора зависит от возраста.

  • Двухлетки занимаются c дефектологом. Основная цель – не запустить отставание в мыслительной деятельности, встав на один уровень владения основными навыками со сверстниками.
  • В четыре года наступает пора работы c логопедом. Чтобы сформировать верное произношение, проводится артикуляционная гимнастика и укрепляющий массаж лицевой зоны.
  • Занятия с психологом станут подспорьем в тех случаях, когда этиология заболевания связана с эмоциональными потрясениями. Травмированная психика и зажатость мешают спокойному выражению своих переживаний, в этом случае способен помочь только квалифицированный психолог.

В домашних условиях

Занятия на развитие мелкой моторики:

Пальчиковые игры:

Квиллинг

Лепка из пластилина:


Игры с вырезанием и одеванием бумажных кукол

На улучшение памяти и внимательности:

  • Чтение
  • Игра в города, предметы
  • Поиск отличий
  • Квесты с поиском клада
  • Заучивание и повторение скороговорок – также поможет улучшению артикуляции.

Прочие методы

  • Остеопатия
  • Иглорефлексотерапия
  • Электрорефлексотерапия
  • Магнитотерапия
  • Иппотерапия
  • Дельфинотеапия

Остеопатия и иглорефлексотерапия воздействуют на определенные точки на теле человека, оказывая вспомогательный эффект: расслабляя и поддерживая работу нервной системы.

Электрорефлексотерапия и магнитотерапия точечно воздействуют на поврежденные отделы головного мозга, активизируя их.

Иппотерапия и дельфинотерапия делают кроху более открытым, заряжают позитивными эмоциями, которыми он наверняка захочет поделиться с окружающими.

ЗПРР и приучение к горшку

Одной из сопутствующих проблем задержки психоречевого развития у ребенка – отказ от присаживаний на горшок. Дети будто бы не могут на нем усидеть – кричат, вырываются, уползают. Порой мамочки и папочки отчаиваются, решая — ЗПРР и горшок несовместимы. Но есть перечень советов, которые помогут приучить маленького упрямца делать свои дела на горшочек:

  • Откажитесь от подгузников. Мокрые трусики отлично мотивируют непоседу проситься в туалет.
    Не бегите моментально стаскивать влажное белье. В детской голове должно закрепиться правило: сходил в туалет куда надо – после было тепло и сухо. Решил повредничать – стало неприятно.
  • Заразительный пример. Более умелые в туалетных делах сверстники, персонажи мультиков – все средства хороши. Посадите на горшочек любимую игрушку – уж если любимый медвежонок делает пи-пи в это странное местечко, кроха точно последует его примеру.
  • Не ругайте за «аварию». Покажите, что вы расстроены, объясняйте, что ходить с мокрыми штанишками –  не здорово.
  • Если в какой-то момент все получилось  – не скупитесь на похвалу.
  • Если дело не сдвигается с мертвой точки – не стоит страдать и превозмогать. Возможно, через неделю-другую появится положительная динамика.

Главное в коррекционных процедурах – регулярность и добровольность.

Первые признаки осознания речи

Первые признаки осознания речи связаны с реакцией ребенка на знакомые слова и фразы

Он начинает обращать внимание на звуки и интонации, произносимые родителями. Дети начинают реагировать на своё имя, на слова «мама» и «папа»

Их взгляд становится направленным, они поворачиваются в сторону звука.

Уже в возрасте от 8 до 12 месяцев ребенок начинает понимать очень простые инструкции, такие как «дай» или «покажи», и может выполнять их. Он может понимать некоторые повседневные слова и идентифицировать предметы по их названию. Ребенок может также реагировать на эмоциональные состояния в речи родителей, например, понимать, когда родитель говорит с ним нежным тоном или наоборот, серьезным.

  • Ребенок начинает улавливать интонации и настроение в речи.
  • Он может реагировать на определенные слова или фразы.
  • Ребенок начинает понимать простые инструкции.
  • Он начинает сопоставлять слова с предметами или действиями.

Эти первые признаки осознания речи являются важным этапом в развитии ребенка. Они свидетельствуют о том, что ребенок начинает узнавать окружающий мир и вступает в процесс обучения языку. Родители, в свою очередь, могут поддерживать этот процесс, общаясь с ребенком и разговаривая с ним на протяжении всего дня.

Когда ребенок должен начать говорить по Комаровскому?

Известный педиатр, доктор Комаровский, много лет изучая развитие детей, пришел к выводу, что, для нормального развития речи, малышу требуется присутствие некоторых факторов.

Таких, как:

  • Наличия слуха и голоса.
  • Нормально развивающегося интеллекта.
  • Постоянного общения с окружающими.

Отмечать важность какого-то одного фактора и второстепенность другого нецелесообразно, так как они дополняют друг друга. Постоянное общение с крохой, при его нормальном восприятии, сделает свое дело – малыш заговорит.

Постоянное общение с крохой, при его нормальном восприятии, сделает свое дело – малыш заговорит.

Доктор Комаровский утверждает, что отсутствие связной речи у малыша в 3 года не свидетельствует об отклонении от нормы.
 
Если после этого возраста кроха не заговорил, следует обратиться к врачу.

В таких случаях нужно обратить внимание на некоторые факторы:

  • Наличие осложнений при родовой деятельности.
  • Присутствие врождённых генетических заболеваний (наблюдается у детей с синдромом Дауна и другими болезнями подобного характера).
  • Если малыши родились недоношенными.
  • Отсутствие эмоциональных переживаний, безучастность к внешним раздражителям, аутизм.
  • Когда не проявляется какая-либо реакция на внешние звуки, глухота.
  • Изоляция от общения с внешним миром, социальная неразвитость, неправильное воспитание.

Когда ребенок начинает понимать речь

Некоторые взрослые задаются вопросом, когда ребенок начинает понимать, что ему говорят. Американские ученые установили, что малыши начинают понимать слова и словосочетания с полугода, просто повторить их в этом возрасте они еще не могут. Также специалисты уверены, что детям известно намного больше, нежели думают их родители, но они не обладают средствами для выражения чего-либо.

В докладе Л. Выготского указано, что эти процессы у малышей происходили намного позже, но в результате анализа и многочисленных экспериментов, в которых участвовали дети возрастом от 6 до 30 месяцев, исследователи пришли к выводу, что уже в такие ранние годы они в состоянии запоминать звуки, предложения и даже интонацию.

Природа мышления

На протяжении первых лет жизни ребенка его мышление тесно переплетается с восприятием, а определяют его с помощью механизмов сенсомоторного взаимодействия. В действиях малыша с окружающими предметами и в том, как он ими манипулирует, прослеживается его познавательная активность, которая встроена в ситуации ее реализации: чем больше различных условий и ситуаций, в которых ребенок принимает активное участие, тем больше развивается познавательная активность.

Познавательная активность малыша

Что касается первых мыслительных операций в раннем детском возрасте, то они представлены сравнением и образной категоризацией, являющейся процессом выявления общих характеристик предметов, делающих их похожими между собой.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий