Проблема самовоспитания в романе отцы и дети

Вариант 3

Я согласен с утверждением героя И.С. Тургенева — «Всякий человек сам себя воспитать должен». Я считаю, что каждый человек сам должен стремиться к личностному развитию и самосовершенствованию.

Одним из произведений, которое подтверждает это утверждение, является «Бедные люди» (1846) Николая Некрасова. Главный герой рассказа, Макар Девушкин, является бедным человеком, проживающим в убогой комнате и страдающим от одиночества и нищеты. Он всегда мечтал о лучшей жизни и постоянно пытался развить свои способности и качества.

Макар Девушкин сам себя воспитал через чтение книг и самообразование. Он учился различным наукам, развивал свои творческие способности и даже начал писать стихи. Благодаря своему стремлению к знаниям и развитию, Макар проникся идеалами честности, доброты и справедливости.

Однако, несмотря на все его усилия, окружающая действительность оказалась слишком жестокой. Все его попытки улучшить свою жизнь и реализовать свои таланты оказались напрасными. Он был заперт в стенах своей бедной комнаты, из которой не мог выбраться.

Это произведение показывает, что самовоспитание и стремление к самосовершенствованию не всегда приводят к успеху и изменениям в жизни. Влияния общества, обстоятельства и социальное положение могут стать преградами на пути к личностному развитию.

Однако, несмотря на это, я все же согласен с утверждением героя И.С. Тургенева, потому что самовоспитание и самосовершенствование помогают развить качества характера, по-настоящему понять себя и свои цели, а также обрести внутреннюю гармонию

Весьма важно стремиться к тому, чтобы стать лучшей версией себя. Даже если внешние обстоятельства не всегда позволяют нам полностью реализовать свои цели, внутреннее развитие и самосовершенствование помогут нам оставаться сильными, уверенными в себе и готовыми к новым вызовам

Всякий человек сам себя воспитать должен

В романе И.С. Тургенева «Отцы и дети» герой Базаров придерживается уникального и несколько противоречивого мнения относительно образования и времени. Он утверждает, что каждый человек должен сам отвечать за свое образование, а не полагаться на внешнее влияние, и что время должно быть под контролем человека, а не подвластно его капризам. Несмотря на то, что точка зрения Базарова может показаться радикальной, в ней есть значительная доля истины, которая может найти отклик у многих из нас.

Убежденность Базарова в том, что каждый человек должен сам себя воспитывать, коренится в понятии самодостаточности и личностного роста

Он подчеркивает важность самомотивации и активного участия в процессе обучения. Базаров отвергает традиционную систему образования, которая навязывает заранее определенный учебный план и лепит из человека однородную личность

Он утверждает, что истинное образование не сводится к заучиванию фактов и цифр, а заключается в умении задавать вопросы, критически мыслить и оспаривать устоявшиеся нормы. Базаров призывает человека изучать различные дисциплины, экспериментировать с идеями и вырабатывать свой собственный уникальный взгляд на вещи. Таким образом, человек получает подлинные знания и способствует личностному росту.

Более того, утверждение Базарова о том, что время должно зависеть от человека, а не наоборот, имеет глубокий резонанс. Когда мы полагаемся на время, мы часто оказываемся скованными сроками и графиками, что может препятствовать нашему личностному росту и ограничивать наши достижения. Базаров призывает к освобождению времени, побуждая человека воспользоваться возможностью извлечь максимум пользы из текущего момента. Взяв время в свои руки, человек может расставить приоритеты, инвестировать в значимые начинания и формировать свое будущее.

Несмотря на то, что взгляды Базарова могут показаться радикальными и граничащими с эгоцентризмом, важно учитывать глубокие последствия его философии. Выступая за самообразование и независимость от времени, Базаров призывает человека взять ответственность за свою жизнь в свои руки

В мире, где конформизм и внешнее влияние часто диктуют нам путь, принятие идей Базарова может стать мощным средством самореализации и самосовершенствования. Когда человек занимается самообразованием, свободным от ограничений времени, он открывает бесконечные возможности для роста и развития.

Однако необходимо признать и потенциальную ограниченность точки зрения Базарова. Идея о том, что каждый человек должен воспитывать себя сам, может подорвать значение коллективного обучения и мудрости, приобретаемой в результате совместного опыта. Образование — это, безусловно, многогранный процесс, предполагающий взаимодействие, сотрудничество, обмен идеями. Хотя индивидуальные усилия играют важную роль, коллективное обучение дает более широкую перспективу и способствует формированию чувства общности.

Аналогичным образом, хотя контроль над временем может придать сил, важно найти баланс между личной свободой и реалистичными ожиданиями. Время — ограниченный ресурс, и осознание его ограниченности позволяет лучше планировать, ставить цели и повышать общую продуктивность

Полное игнорирование внешних влияний и обязательств может привести к пренебрежению обязанностями и неспособности достичь значимых результатов.

В заключение следует отметить, что уникальные взгляды Базарова на самообразование и контроль над временем дают ценные знания о личностном росте и самореализации. Хотя его радикальная позиция, возможно, и не является универсальной, она побуждает человека подвергнуть сомнению общественные условности, принять независимость и взять ответственность за свою жизнь в свои руки. Выходя за рамки традиционных систем и определяя темпы своего развития, человек может достичь такого уровня самореализации, который превзойдет ожидания общества. Таким образом, философия Базарова, хотя и не лишена недостатков, служит наглядным напоминанием о том, что в каждом человеке заложен потенциал для формирования собственной судьбы и построения осмысленной жизни.

Мне нравитсяНе нравится

В данный момент по количеству читателей лидирует: Согласны ли вы с мнением Базарова о том что «… природа не храм, а материал, и человек в ней работник»

Всякий человек сам себя воспитать должен

Всякий человек сам себя воспитать должен (По произведениям И.С. Тургенева и Н. Г. Чернышевского)

Период, охватывающий конец пятидесятых — начало шестидесятых годов прошлого века, ознаменовавшийся подъемом революционной активности (первая русская революционная ситуация), был назван историками разночинским. И действительно, главным лицом общественной жизни пореформенной России стал демократ-разночинец, отличавшийся от своих предшественников-дворян не только происхождением, но и, поведением, идеями и др.

Философской и общественной позицией основной части молодежи шестидесятых годов был нигилизм. Первый образ нигилиста в литературе был дан Иваном Сергеевичем Тургеневым в его романе “Отцы и дети”, отразившем главный идейный конфликт эпохи — конфликт между воззрениями поместного дворянства и молодого разночинского поколения, исповедующего демократическими устремлениями и активно несущего в общество новые взгляды.

Итак, нигилизм. Каковы его основные черты? Во-первых, отрицание всех и всяческих авторитетов, первоначальный, примитивный материализм, крайний эмпиризм. Базаров так определяет, что такое нигилист: “Нигилист — это человек, который не склоняется ни перед каким авторитетом, который не принимает ни одного принципа на веру, каким бы уважением ни был окружен этот принцип”. Такая позиция неизбежно приводила к отрицанию существующего порядка (а точнее сказать, вытекала из него), но не давала никакой позитивной программы. Среди прочих черт нигилизма отметим сведение чувств к нервной деятельности, вообще привязанность естественным наукам (Базаров — выпускник медицинско -хирургическсой академии — “в принципы не верит, а в лягушек верит”), отрицание искусства, материалистические взгляды и пр. Базаров — типичный нигилист, а идея самовоспитания вытекает из самой сущности нигилизма: отрицание авторитетов, опора на опыт и есть, собственно говоря, самовоспитание, так что в это смысле Базаров “сам себя воспитывает”: поскольку он живет, ориентируясь лишь на себя и на свой опыт, то в процессе любого выбора (а человек постоянно что-то выбирает: например, ставить или не ставить запятую — мой выбор в данный момент) он осуществляет акт самовоспитания. Но говорит о самовоспитании в полном смысле этого слова по отношению к Базаров нельзя: у него нет цели, его не устраивает существующее, но нет идеала – некуда стремиться (одно лишь отрицание не способно привести к идеалу). Его существование в конечном итоге бесцельно, он должен совершить Главный Выбор (выбор идеала, выбор пути) или умереть.

Как главный метод воспитания, одно из необходимых условий развития, самовоспитание выдвигается в программном произведении шестидесятых годов — в романе “Что делать?”. Это не нигилистический роман это произведение, написанное революционером—практиком, зовущее ни борьбу, оно несет четкую позитивную позицию. Роман “Что делать?” был написан Чернышевским в Алексеевском равелине и является воплощением подвига человека и гражданина.

“Новые люди” — Лопухов и Кирсанов — также “воспитывают сами себя”, но теория самовоспитания была дана Чернышевским в главе “Особенный человек”. Образ Рахметова основан на идее самовоспитания. Поставив перед собой цель, он методично и последовательно идет к ней, подвергая себя самым суровым испытаниям (а порою и истязаниям), если ему кажется, что это необходимо для достижения идеала. В главе “Особенный человек” есть очень важные слова о Рахметове: “Когда он увидел, что приобрел систематический образ мыслей в том духе, принципы которого он нашел справедливыми, он…” (и т. д.). То есть речь идет уже не о нигилисте (это и есть те самые принципы, из-за которых спорили Базаров и Павел Петрович), а о человеке демократических убеждений, имеющем позитивную программу, и это не случайно. Именно в отношении к такому человеку, революционеру, идея самовоспитания раскрывается до конца, потому что только осознанное движение и целенаправленность создают “воспитание самого себя” в настоящем смысле этого слова.

Самовоспитание Рахметова, таким образом, качественно отличается от самовоспитания Базарова: у Базарова оно интуитивно, у Рахметова же оно превращается в целенаправленное построение собственной личности вплоть до мельчайших подробностей.

Образы таких людей, как Рахметов, и сегодня не оставляют нас равнодушными. Именно о таких людях написаны стихи Некрасова: Природа-мать Когда б таких людей Ты иногда не посылала миру, Заглохла б нива жизни…

И понимание роли самовоспитания в формировании таких ярких личностей позволяет и нам немного приблизиться к совершенству.

Теги:
Всякий человек сам себя воспитать должен 
Сочинение 
Литература

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий